4 класс окружающий мир металлы

Обновлено: 30.06.2024

1. Расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы.
2. Раскрыть значения металла в жизни человека.

Метапредметные задачи:

1. Развивать интеллектуальные умения: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы на основе обобщения знания.
2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.
3. Развивать организационные, оценочные умения.
4. Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
5. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, (.Я. Дмитриева,.Н. Казаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов и изделий из металлов, магниты; физическая карта России; схема получения металлов; иллюстрации изделий из металла; Презентация.

  • наблюдения;
  • исследовательская работа;
  • эвристическая беседа;
  • работа с учебником;
  • сравнительно-сопоставительный анализ.
  • групповая,
  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

– Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира будет для вас очередным открытием, удивлением.
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…” (Слайд 2)
– О какой земле идет речь? (О России)
– Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)
– О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– Что такое полезные ископаемые (все горные породы и минералы, которые использует человек)

Проверка усвоения предыдущей темы (Приложение 1. Слайд 3)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Известняк – результат метаморфоза. (Мрамор)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)

Хорошо знаком ты с ним.
Раньше был он дном морским,
А похож на известняк,
И устроен точно так.
Им рисуют на заборах,
На асфальте или в школах. (Мел)

Полезное ископаемое, которое состоит из трёх веществ. (Гранит)

Все перечисленные полезные ископаемые – строительные материалы.

3. Постановка проблемы и актуализация знаний

– Прочитайте слова. (Слайд 4) Какое “лишнее”? Почему?

(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).

  • Из чего получают металлы?
  • На какие группы делятся металлы и руды металлов?
  • Где используются?

4. «Открытие нового знания». Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний

Реализация построенного проекта.

Цель: познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов

1. Из чего человек получает металлы? (Из руды)

Работа с учебником: с.115 – Чтение определения, что такое руда.

(Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы).

– Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-7)

– В некоторых местах железная руда залега­ет неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или желез­нодорожные вагоны. Месторождения открытого типа – карьеры или разрезы.
В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты. Это – месторождения закрытого типа.

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали. (Слайд 14)

– Покажите чугун и сталь (раздаточный материал).

Организация практической работы

– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы. Как это можно сделать? (Мнения детей)

Учебник с.115 Практическая работа. Тетрадь с.22 №42

(Металлы, которые притягиваются магнитом и металлы, которые не притягиваются магнитом)

– На какие 2 группы делятся металлы?

Вывод: Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа – цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк. (Слайды 15, 16)

– Для получения цветных металлов добывают руды цветных металлов. (Слайд 17)

  • 1 группа – Железная руда (Приложение 2).
  • 2 группа – Алюминиевая руда (Приложение 3).
  • 3 группа – Оловянная руда (Приложение 4).
  • 4 группа – Цинк (Приложение 5).
  • 5 группа – Работа с картой (интерактивная доска)
    – Найдите и обозначьте условным знаком крупные месторождения руд. (Слайд 22)

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания

Вставь пропущенные слова в предложениях, используя текст учебника (Слайд 23)

Такие разные железная руда и мел, мрамор и соль, на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же, как и многие другие вещества, __________________ _________________. Места, где находятся их большие скопления, называются _______________________ полезных ископаемых.
Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить металлы, называются _______________. Различают руды _____________________ и ____________________ металлов. Из руды чёрных металлов в основном выплавляют __________________. Оно входит в состав __________________ и ___________________. На карте месторождения этой руды обозначают __________________ треугольником. Если руда залегает близко к поверхности, её добывают _____________________ способом. Для добычи глубоко залегающих руд приходится строить ____________________. (Слайд 24)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверочный тест. (Слайды 25-32)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

– Какой самый большой недостаток есть у железа, чугуна и стали? (Слайд 33)

(Ржавчина. Черные металлы легко ржавеют под действием кислорода и влаги. Предмет из чугуна или стали на открытом воздухе быстро покрывается ржавчиной. Это пятна рыжего цвета. Спустя какое-то время ржавчина полностью покроет всю поверхность предмета. Ржавление — это окисление железа под влиянием кислорода, воздуха и воды. За продолжительное время ржавчина может полностью разрушить металлические предметы. В промышленности ржавчина постоянно разрушает огромное количество металла. Человек придумал много способов борьбы с ржавчиной). (Слайд 34)

– Прочитайте эти слова: (Слайд 35)

НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МИРА.

– И в заключение, я хочу вам поведать одну историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один человек нашел старинный сундук. Поднял тяжелую заржавевшую крышку, а там… В сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети. Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку… Как-то раз Человек приказал подать тот самый старинный сундук. Где-то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот все, что осталось от несметного богатства. Может ли это быть в реальной жизни? Может…
Наша планета – главная сокровищница мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет. Чтобы этого не произошло, чтобы на земле можно было жить, мы должны сохранить нашу планету. (Слайд 36)

– Металлы – основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

8. Домашнее задание: (Слайд 37)

1. Все ли металлы твёрдые?
2. Узнайте и расскажите о благородных металлах.
3. с.114-116

9. Рефлексия учебной деятельности

– Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

В завершение урока, поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения. (Слайд 38)

Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _______________

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Металлы"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Презентация предназначена для урока окружающего мира в 4 классе в ОС "Школа 2100" по учебнику Вахрушева А. А. "Окружающий мир. Человек и природа".

ВложениеРазмер
metally.zip 2.19 МБ

Подписи к слайдам:

- можно ковать;
- блестят;

- расширяются при нагревании
Золото , Серебро
Как ответим на вопрос урока?

Человек, изучив свойства металлов, начал производить материалы со специальными свойствами.
Что объединяет эти предметы?

В Средние века была создана рудная геология и горнорудная промышленность.
В
XIV

XV
веках начали
использо-вать
литейные печи, что позволило сразу отливать заготовки для производства оружия и других вещей. Научились выплавлять чугун, а позже сталь.
Какими свойствами обладают металлы?

- сгибаются;
Железо
Можно ли смешивать разные металлы?
Что при этом произойдёт?

Изменятся свойства металла. Смешивая металлы между собой или с добавками, человек научился получать сплавы.
Бронза
Латунь
Медно-никелевый сплав
Сплав меди с цинком
Металлы
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ
№ 32 ЭМР
Комягина З. С.
Как улучшить качество металла?

Надо изменить его состав, смешать с чем-нибудь.
Бронзовый век сменился железным. Он начался в
X
веке до н. э. В Европе стали возникать первые государства. Требовался более дешёвый металл для производства оружия. Им стало железо. Целые народы занимались выплавкой железа, например кельты и галлы.
- Что такое твёрдость и прочность?

- Назовите противоположные им свойства.

-
Какой недостаток имеет большинство горных пород? Как его избежать?

-
Какие особенные свойства у металлов?
Какой возникает вопрос?

- Какие возможности получил человек, научившись выплавлять металлы?
Где применяются металлы и какие их свойства при этом используются?
Алюминий
Дополнительный материал
Использование металлов имеет давнюю историю.
На смену каменному веку пришёл бронзовый, который длился с
IV
до
I
века н. э. вероятно куски руды случайно попали в костёр и расплавились, образуя слитки. Люди обнаружили, что даже с помощью каменных орудий металл легко ковать, придавая ему нужную форму.
Определите тему урока
Металлы
- при сильном нагревании расплавляются, их можно разливать в формы и получать нужные предметы и детали;
- проводят тепло и электричество.
Свинец

В Новое время металлургия продолжала бурно
развивать-ся
.
XIX
век по праву был назван веком чугуна. Создавались промышленные центры, объединяющие угольную и железорудную промышленность6 Лотарингия, Донбасс, Урал.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Металлы".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Оборудование : образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), иллюстрации с изображением металлов и способов их добычи , раздаточный материал, учебник по окружающему миру, 4 класс, «Человек и природа», часть II /А.А. Вахрушев; презентация .

Методы и приемы : наблюдение; исследовательская работа; эвристическая беседа; работа с учебником; сравнительно-сопоставительный анализ; приемы развития критического мышления: составление таблицы «Что знаем?- Что хотим узнать?»
Формы работы : групповая, индивидуальная, коллективная
Ход урока.

Текущее время урока

Деятельность учителя по мотивации деятельности учащихся

и технология оценивания учебных успехов

Поздороваться с гостями (наклон головы)

Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием, удивлением.
Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»
Как вы понимаете слово недра ? ( Недра – это то, что внутри Земли)


- О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

- ( О полезных ископаемых)


Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.

Пытаются дать ответы, на поставленные вопросы, на основе собственного опыта, высказывают, предполагают

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

2.Проверка домашнего задания

  • Он нужен детворе,
  • Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. ( песок )
  • Античных статуй вечная краса,
  • Затмившая собою небеса…
    Сей камень - настоящий образец.
    Как звать его, скажите, наконец? ( мрамор)
  • Если встретишь на дороге,
  • То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу -
    Она понадобится сразу. ( глина )
  • Покрывают им дороги,
  • Улицы в селении,
    А еще он есть в цементе.
    Сам он – удобрение. ( известняк )
  • Этот мастер белый–белый
  • В школе не лежит без дела:
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след. ( мел )
  • Камень набережных и площадей,
  • Он фундамент массивных домов.
    И в руках у умелых людей
    Украшенье больших городов. ( гранит )

-Что объединяет все эти материалы?
- Назовите ключевое слово. ( Строительные )
Эта группа минералов и горных пород называется «строительная».
-Как выдумаете, есть ли другие группы? ( Конечно, есть )

Отвечают на вопросы

Эта группа минералов и горных пород называется «строительная».

3. Постановка проблемы, актуализация знаний

- Перед вами образцы различных предметов (пуговицы, скрепки, монеты, ластик, карандаш, кубики, магниты, ручки).

Распределите их на группы

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О металлах)


- Какие группы вы выделили? ( Металлические и неметаллические )

Как вы это сделали? ( Заметили, что одни предметы блестят, а другие - нет. На ощупь одни предметы холоднее других. Одни могут гнуться, а другие – ломаются. Одни притягиваются магнитом, а другие не притягиваются).


Какими свойствами обладают металлические предметы? ( Металлические предметы холодные, гладкие, блестящие, могут притягиваться магнитом .)

Ответы детей: О металлах

Высказывают свои предположения, гипотезы, догадки.

Делают вывод из своих наблюдений и догадок

4. Введение в тему урока

-Как вы уже поняли, тема нашего урока: «Металлы».
-Давайте определим, что мы уже знаем о металлах, а что можем или хотим узнать.
Беседа по вопросам таблицы.

Что хотим узнать?

  • Какие металлы вы знаете?
  • Какими общими свойствами обладают металлы?
  • Для каких целей металлы незаменимы?
  • Какие еще свойства есть у металлов?
  • Где человек использует металлы, благодаря их свойствам?

Итак, мы познакомимся с новыми свойствами и применением металлов.

Цели нашего урока следующие:

  1. Изучить свойства металлов, узнать их применение на основе этих свойств
  2. Развивать навыки самоорганизации, умение работать с различными источниками информации
  3. Стремиться к установлению доброжелательных отношений с одноклассниками.

Коллективная Сравнительно-сопоставительный анализ
Приемы развития критического мышления
Эвристическая беседа

  1. Железо, сталь, олово, медь и т.д.
  2. Тяжёлые, твёрдые,прочные
  3. Незаменимы для изготовления деталий для механизмов
  1. Совместное открытие знаний

- Посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопросы:

  • Какое событие в истории развития Человечества послужило началом бронзового века? ( Человек научился обрабатывать и добывать металлы)
  • Где человек брал металлы ?(Находил в земле и на земле)

Рассматривают слайды, картинки в учебниках.

6.Практическая работа в группах

Предлагаю выяснить ответы на наши вопросы в группах. Делимся на четыре исследовательские группы. У вас на столах представлены различные наглядные и вспомогательные материалы. Используйте материал учебника, дополнительный материал и коллекции металлов. Вы должны подготовить мини-доклады по своим темам, затем рассказать всем ребятам.

Разработка урока окружающий мир "Металлы", 4 класс" Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Косульникова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов.

Наименование образовательного учреждения

Падунская средняя общеобразовательная школа

имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е. Хребтова,

филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича

(Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4)

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Металлы».

Перечень используемых ЭОР с пометкой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР»

21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Для урока с применением ИКТ свойственно следующее:

1. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3. Интерактивность и диалоговый характер обучения;

ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся.

Тема «Металлы» изучается в разделе «Рукотворная природа».

Тип урока: изучение нового материала.

Для лучшего усвоения данной темы применила следующие методы обучения:

  • проблемный;
  • дедуктивный и индуктивный;

Формы организации учебной деятельности:

  • групповая;
  • фронтальная;
  • индивидуальная
  1. Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием;
  2. Раскрыть значения металла в жизни человека;
  1. Развивать интеллектуальные умения: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы на основе обобщения знания.
  2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.
  3. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе и родному краю.

2. Постановка проблемы , актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Свойства металлов. Опыты.
2) Разнообразие металлов, группы металлов.
3) Использование металлов.

5. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление изделия из проволоки.

6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.

7. Объяснение домашнего задания.

Методы и приемы:

- наблюдения;
- исследовательская работа;
- эвристическая беседа;
- работа с учебником;
- сравнительно-сопоставительный анализ.

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • коллективная

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Цель: эмоционально-положительного настрой на урок, создание успеха, доверия.

Посмотрите на слайд ,распределите слова в два столбика и найдите лишнее проверьте. Почему ГЕОЛОГ лишнее, в словаре найдите значение этого слова. ( На доске вывешиваются слова геолог, геология).

Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома - Наша планета имеет шарообразную форму. Она окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.
А что внутри - ? ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Слышали вы ещё такое название – недра?

Что такое недра? Посмотрите значение в словаре.

2.Работа в группе.

Класс разделён на три группы. Каждой группе предоставлена одна из горных пород:( мрамор , глина, слюда).

Задание : Дать характеристику горной породе.

- Знаете ли вы их? записать в таблицу (на партах у каждой группы таблица).

Каждая группа зачитывает свойства горных пород (другие дополняют).

Посмотрите на слайд, что мы с вами уже знаем? (свойства горных пород)

Вот перед вами в коробочке образцы различных предметов ( Спички, скрепки, пластмассовая пробка, деревянная палочка, кнопки, гвозди, магнит ).

Разбейте эти предметы на 2 группы. По каким признакам вы это сделали? (ответы)

Для чего нужен был магнит? (ответы)

Какова будет тема нашего урока?

Какие цели перед собой поставим?

Знаем ли мы свойства металлов?

Никита Шершнёв расскажет нам из истории появления металлов в жизни человека.

Для того чтобы узнать свойства металлов мы проведём несколько опытов. У вас на партах есть коллекции металлов и предметы, которые вы разделили на 2 группы

Опыт 1 . Твердость.

Проведем первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

Вывод: Металл имеет твердость.

Все металлы твердые, кроме одного. Этот металл находиться в приспособлении для измерения температуры.

Рассказ Самсоновой Нади о ртути.

Опыт 2. Пластичность и поддаются ковке.

Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть. Металлы твердые, но пластичные.

Вывод: металлы пластичны.

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Представьте, что это у меня мини – завод. Парафин – это металл, я расплавлю его при помощи горячей температуры. Заливаю в форму. Жду, пока остынет.

Пока остывает - Рассказ Райхердта В. о кузнецах.

(На парте в чаше сухое горючее, парафин, держатель для ложки, спички.) В пластилине вылеплена форма (любая).

Вынимаем застывшую форму.

Вывод: Металлы пластичны и поддаются ковке.

Опыт 3. Расширяется при нагревании

Чем различаются эти два рисунка?

Сделайте вывод: в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

Вывод: При нагревании металл расширяется. При понижении температуры удлиняется.

Опыт 4 . Проводит тепло.

Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш.

- И сравните, какой предмет быстрее нагревается.

Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы? (ответы)

Вывод: Проводит тепло.

Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.

Вывод: Проводят электричество.

Ещё одно свойство металла - прочность.

  1. Пластичные и поддаются ковке
  2. Расширяются при нагревании
  3. Проводят тепло и электричество.
  4. Твёрдые.

( Магнитными свойствами обладает только сталь.

Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами,

Существует разнообразие металлов.

Железные руды: гематит, Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Красный железняк: твердая, плотная горная порода темного цвета с вишнево-красным оттенком.

К сожалению, запасы полезных ископаемых к которым относятся руды ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Металлы делятся на следующие группы: благородные, железные и цветные.

Кто где добывает руду? ( Шахтеры в подземных рудниках .) Чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки.

Как вы думаете, какой способ дешевле? (открытый)

К сожалению, в нашей области нет перерабатывающих заводов.

Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.

Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди, получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

Давайте, мы на практике применим свойство пластичности металлов и изготовим цветок из медной проволоки. Для этого вам нужно взять проволоку и сделать цветочек.

Сегодня мы на уроке рассмотрели тему «Металлы», а что было бы, если бы люди не открыли металлы? Как вы думаете, что прочнее горные породы или металлы?

Вывод: Металлы - основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Просмотр видео фильма

1.Давно ли люди научились использовать металлы?

Как мы знаем из истории, каменный век сменился веком бронзовым. Первоначально самородная медь случайно попадала в костер, и расплавлялись, приобретая разнообразную форму. Люди стали обращать внимание, что при помощи даже каменных орудий металл легко ковать. Однако медь была слишком мягкой. Её выплавляли в небольших ямах. Случайно в состав расплава попадали другие металлы. Когда в состав сплава кроме меди вошли олово, свинец, сурьма и серебро произошёл поворот в жизни древних людей. Этот сплав называется бронзой. Она намного прочнее меди. Из бронзы стали делать оружие и другие вещи. На смену бронзовому веку пришёл железный век…

2.Почему эти руды получил такое название?

260 лет назад при Петре I под городом Курском работали землемеры, они обнаружили, что стрелка компаса утром показывает не на север, а на восходящее солнце - так много руды под Курском.
В Казахстане работала геологическая экспедиция, которую обслуживал летчик Михаил Сургутанов. Во время одного из полетов он заметил отклонение стрелки компаса, он сообщил начальнику экспедиции. В указанном месте обнаружили богатое месторождение железной руды.
Самые крупные месторождения в России - Магнитогорское, Курское, Братское.

3.В доменных печах получают различные сорта чугуна, восстанавливая железо из железных руд. Доменные печи, которые работают на коксе, называются коксовыми. Доменные печи, работающие на древесном угле, называются древесноугольными.

Доменная печь является шахтной печью. В верхнюю часть домны загружаются руда, топливо. К нижней части домны подводят трубопровод горячего воздуха, который под давлением нагнетается в печь и создает там высокую температуру, необходимую для восстановления оксидных руд железа до металла.

Восстановительные процессы начинаются в верхней части. Сначала получается губчатое железо с примесями. Жидкий чугун сливается внизу через летку.

4.Первое место в списке продуктов, которые повышают гемоглобин, занимает мясо , а именно говядина. Этот продукт обеспечивает поступление в человеческий организм до 22% железа. Высокий уровень железа также у печени.

Затем идет крупа гречневая, фасоль, горох, баранина, яйца, овсяная крупа, пшено, яблоки, груши, хурма, инжир, орехи. Рекомендуется сельдь, икра рыб, хлеб из муки высшего сорта, крупа перловая, ячневая, рис, картофель, лук зеленый, редис, свекла, слива, гранат, черешня, клубника, малина, смородина черная.

Для лучшего усвоения железа , после употребления пищи, богатой этим микроэлементом, можно выпить стакан апельсинового сока. Таким образом, количество усвоенного железа можно увеличить в два раза. Также томатный сок, добавляйте в пищу свежий сок лимона, капустный рассол, сладкий перец, лук и зелень.

При анемии, для приготовления пищи, рекомендуется использовать чугунную посуду.

5.Кузнец занимается обработкой металлических заготовок и производством металлических изделий. Этой благородной древнейшей профессии не стеснялись цари, и даже боги. Традиционно мужское ремесло требует особых навыков и силы. Мастера этой профессии куют раскалённый металл. У таких людей стихия — огонь. Кузнецкое дело — своего рода искусство, владеющий им в совершенстве становился уважаемым членом общества…и довольно состоятельным человеком.

6.Ртуть - очень необычный металл, при комнатной температуре находящийся в жидком состоянии.
Ртуть замерзает при минус 39.°С и закипает при 357° С.. Она имеет свойство распадаться на мельчайшие капельки и растекаться.
Ртуть легко испаряется. Для получения чистого металла из руды необходимо разогреть эту руду до температуры порядка 482° С. Пары собираются и конденсируются, и получается ртуть. Из ртути изготавливают лампы дневного накаливания, используют в медицинских градусниках и термометрах.

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Металлы" (по программе "Школа-2100")

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, чашки Петри, мультимедиа, учебник-тетрадь для 4 класса: «Человек и природа». часть II (А.А. Вахрушева).

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Свойства металлов. Опыты.
2) Разнообразие металлов, группы металлов.
3) Использование металлов.

4. Физминутка.

5. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление букета.

- наблюдения;
- исследовательская работа;
- эвристическая беседа;
- работа с учебником;
- сравнительно-сопоставительный анализ.

Надеюсь вам понравиться урок, много интересного вы узнаете. Сегодня мы с вами совершим восхождение на пик Знаний (Слайд 1).

Восхождение на пик Знаний вас ждет
На вершину тот взойдет
Кто все ступени пройдет.
Но забраться туда не легко
Вам нужно потрудиться хорошо

Но для начала проведем мы разминку.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. (Что такое металлы? Свойства металлов.)

Методы и приемы: проблемная ситуация.

- Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке №1 найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).

- Покажите эти предметы.

Как вы определили? По каким признакам, свойствам? (Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата).

Запишем на доске все названые свойства металлов.

Молодцы как вы уже догадались тема нашего урока «Металлы». Слайд 2.

На уроке вас ждут открытия. Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов.

Методы и приемы: наблюдения, исследовательская работа, работа с учебником, анализ, сравнение, сопоставление.

Первая ступень: «Свойства металлов» Слайд 3.

Опыт 1. Твердость.

1. Металл имеет твердость.

Все металлы твердые, кроме одного.

Работа по учебнику.

- Как называется этот металл, узнаете на с. 33 в учебнике в левом нижнем углу.

Ртуть - единственный металл, которые в обычном состоянии – жидкий.

Так как называется этот металл? Где её используют? (В термометрах)

Опыт 2. Пластичность и поддаются ковке.

Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть.

Вывод: металлы пластичны.

Послушайте загадку, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (кузнец).

- Правильно с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия Слайд 4.

2. Металлы пластичны и поддаются ковке.

Опыт 3. Расширяется при нагревании Слайд 5.

Обратимся к слайду. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов – расширяется при нагревании.

Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с. 32.

3. При нагревании металл расширяется. (удлиняется)

Опыт 4. Проводит тепло и электричество.

Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?

Вывод: Проводит тепло.

Открывает четвёртый ключ:

4. Проводят тепло и электричество.

  1. Тверды
  2. Пластичны и поддаются ковке
  3. Расширяются при нагревании
  4. Проводят тепло и электричество.

(Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата)

Вот мы прошли первую ступеньку, можем дальше двигаться справились очень хорошо.

Методы и приемы: демонстрация, работа с книгой

Следующая ступенька: «Разнообразие металлов». Слайд 7

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:

Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда).

Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

Работа с учебником.

У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на с. 31 вверху тоже даны образцы руд, рассмотрите:

Железные руды: гематит, Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Красный железняк: твердая, плотная горная порода темного цвета с вишнево-красным оттенком.

Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда: Медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда: Боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Вывод: Слайд 8 Итак, вы узнали какое разнообразие металлов, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых к которым относятся руды ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Методы и приемы: видеометод, эвристическая беседа

Цель: познакомить учащихся с группой металлов.

Ребята, какие металлы называются благородными? Благородные по-другому называются драгоценными.

- А кроме драгоценных металлов, какие еще группы металлов вы знаете? Слайд 9

Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные – медь, свинец, цинк.

Редкие – олово – с ее помощью производят белую жесть, используемые в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Кто где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки.

- Скажите, есть ли в нашем районе предприятие, которое занимается переработкой металла.

- Сейчас посмотрим фрагмент из фильма «О Муйском районе» производство получения золота. (просмотр фрагмента фильма)

Вывод: Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.

Прошли мы благополучно эту ступеньку, двигаемся дальше.

Цель: раскрыть значения металла в жизни человека, расширение кругозора, связь с жизнью.

Осталось нам пойти еще одну ступень, Слайд 10 чтобы взобраться на пик Знаний.

Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

- Где же используются металлы и сплавы? Слайд 11 (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

5. Закрепление и применение знаний.

Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, закрепление знаний о свойствах.

Практический метод. Коллективная работа.

Давайте, мы на практике применим свойство пластичности металлов и изготовим цветок в технике бисероплетения. Для этого вам нужно взять проволоку. Нанизать на нее бусинки, бисер, закрепить вот так.

Потом соединим все веточки, и получится у нас красивый букет. Как вы знаете скоро праздник 8 марта. Пусть радует вас этот букет, оставляю вам ее на память.

Сегодня мы на уроке рассмотрели тему «Металлы», а что было бы, если бы люди не открыли металлы?

Какое открытие вы сделали?

Вывод: Вот мы взошли на пик Знаний. Слайд 12

Как вы думаете, легко ли нам далось это восхождение.

Какие трудности были на нашем пути.

Вы потрудились хорошо. Кто на славу потрудился, получает «5».

Металлы - основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Домашнее задание прочитать № 7, выполнить задания на с. 34, составить кроссворд по теме «Металлы».

Читайте также: