Анализ рынка лома черных металлов

Обновлено: 01.06.2024

МЕТАЛЛОЛОМ / ЛОМ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ / РЫНОК ЛОМА / ЛОМОЗАГОТОВИТЕЛИ / ЛОМОПОТРЕБИТЕЛИ / ОБЪЕМЫ ПЕРЕВОЗОК ЛОМА / БАЛАНС ЛОМА В РЕГИОНЕ / SCRAP METAL / MARKET OF SCRAP METAL / THE TRAFFIC VOLUMES OF SCRAP / THE BALANCE OF SCRAP IN THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов Владислав Владимирович, Иванова Татьяна Александровна, Трофимова Виолетта Шамильевна

В статье приводится статистика, характеризующая современное состояние рынка лома черных металлов в РФ и тенденции его развития: динамика потребления лома черных металлов в РФ в целом и отдельно несколькими крупными металлургическими заводами в сопоставлении с динамикой объемов производства стали ; объем экспорта из РФ и внутреннего потребления в РФ лома черных металлов ; объемы перевозки ж/д транспортом лома черных металлов из федеральных округов РФ; объемы перевозки ж/д транспортом лома черных металлов в федеральные округа РФ; баланс потребления лома черных металлов в федеральных округах РФ с 2010 по 2014 год; структура поставок лома по тарифным расстояниям для основных предприятий потребителей лома за 2014 год, по данным о перевозках лома железнодорожным транспортом. О бширный статистический материал, собранный авторами, иллюстрируется многочисленными рисунками и графиками.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белоусов Владислав Владимирович, Иванова Татьяна Александровна, Трофимова Виолетта Шамильевна

Математическое моделирование ценового диапазона закупа лома черных металлов для металлургических предприятий

Специфика функционирования региональных рынков металлолома в разрезе региональных различий воспроизводства

Почему российским металлургическим заводам необходимо пересмотреть взгляды на систему управления обеспечением ломом черных металлов?

THE REVIEW OF THE MARKET OF SCRAP METAL IN RUSSIA

The article presents statistics describing the current state of the market of ferrous metals in Russia and tendencies in its development: dynamics of consumption of ferrous scrap in Russia in whole and separately by several major metallurgical plants in comparison with the dynamics of steel production; the volume of exports from Russia and domestic consumption in the Russian Federation of ferrous scrap; planned and actual volumes of purchase of scrap 24 large metallurgical plants in Russia; the volume of transportations by railway transportation of ferrous metals by Federal districts of the Russian Federation; the volume of transportations by railway transportation of scrap in Federal district of the Russian Federation; the balance of consumption of ferrous scrap in the Federal districts of the Russian Federation from 2010 to 2014; the structure of supply of scrap tariff distances for the main enterprise-consumers of scrap in 2014, according to data on the transportation of scrap rail. Extensive statistical material collected by the authors is illustrated by numerous drawings and charts.

Текст научной работы на тему «Статистический обзор рынка лома черных металлов в РФ»

ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Белоусов В.В., Иванова Т.А., Трофимова В.Ш.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА ЛОМА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ В РФ

Аннотация. В статье приводится статистика, характеризующая современное состояние рынка лома черных металлов в РФ и тенденции его развития: динамика потребления лома черных металлов в РФ в целом и отдельно несколькими крупными металлургическими заводами в сопоставлении с динамикой объемов производства стали; объем экспорта из РФ и внутреннего потребления в РФ лома черных металлов; объемы перевозки ж/д транспортом лома черных металлов из федеральных округов РФ; объемы перевозки ж/д транспортом лома черных металлов в федеральные округа РФ; баланс потребления лома черных металлов в федеральных округах РФ с 2010 по 2014 год; структура поставок лома по тарифным расстояниям для основных предприятий потребителей лома за 2014 год, по данным о перевозках лома железнодорожным транспортом. Обширный статистический материал, собранный авторами, иллюстрируется многочисленными рисунками и графиками.

Ключевые слова: металлолом, лом черных металлов, рынок лома, ломозаготовители, ломопотребители, объемы перевозок лома, баланс лома в регионе.

На сегодняшний день в условиях модернизации и технического переоснащения металлургического производства лом черных металлов является важнейшим металлургическим сырьем.

В соответствии с изменяющимися объемами выплавки стали изменяется и спрос на сырьё, необходимое для её производства, прежде всего металлическую шихту, одним из главных компонентов которой является металлолом (рис. 1). С 2011 (20 млн т) до 2013 года (19,5 млн т) наблюдается снижение объемов потребления привозного (или закупаемого на рынке) лома (без учета оборотного лома металлургических предприятий), что можно связать с некоторым спадом производства. Увеличение закупа лома в 2014 году (20,6 млн т) соотносится с благоприятной ценовой ситуацией на рынке продукции металлургической отрасли и соответствующим ростом производства, в частности, ММК увеличил производство стали в 2014 году на 9,1% к 2013 г.

факторами: спросом на готовую стальную продукцию; структурой сталеплавильного производства, в частности переходом с мартеновского производства стали на кислородно-конвертерное и электросталеплавильное; вводом новых производственных мощностей; объемом загрузки сталеплавильных мощностей; долей оборотного лома в потребности крупных предприятий; соотношением цен на железорудное сырье и на лом; конъюнктурой мирового рынка лома. Металлурги сталкиваются со многими проблемами при использовании лома черных металлов. Проблемы касаются нескольких аспектов, как экономических - цена закупаемого лома, стоимость доставки лома, география закупа лома, так и технических - качество закупаемого лома, его переработка.

Лидерами по потреблению лома в РФ по данным 2014 года (рис. 2) являются Магнитогорский МК (потребление лома в 2014 году составляет, по данным Металл-Курьера, 12% от потребления лома в целом по РФ), Северсталь (10%), Нижнесергинский ММЗ (9%), Западно-Сибирский МК (6,1%), Новолипецкий МК (5%).

Рис. 1. Динамика объемов производства стали и потребления лома в РФ за 2002-2014 гг., млн т

Изменение объема выплавки стали и соответственно спроса на металлом определяется многими

© Белоусов В.В., Иванова Т.А., Трофимова В.Ш., 2016

Рис. 2. Объемы потребления лома и производства стали крупнейшими металлургическими предприятиям РФ за 2014 г., тыс. т

По производству стали ММК занимает 2 место среди предприятий РФ (производя 17% от российского объема производства стали), Северсталь - 3 место (15%), НСММЗ - 8 место (3%), ЗСМК - 4 место (10%), НЛМК - 1 место (18%) (рис. 2).

Динамика объема потребления лома черных металлов крупными металлургическими заводами за 2010-2014 гг. отражена на рис. 3. Как видно из графика, динамика потребления лома предприятиями раз-нонаправлена. Так, объемы закупа лома ММК изменяются в соответствии с общероссийской динамикой производства стали (рис. 1), в то время как у Северстали объемы закупа снижаются - это связанно с изменением структуры шихты конвертерной и электросталеплавильной плавок для целей ее удешевления. Так, в 2014 г. Северсталь увеличила использование жидкого чугуна при шихтовке конверторов на 30 кг/т и на 70 кг/т в электросталеплавильном производстве -соответственно потребление лома снизилось.

В перспективе по прогнозам экспертов ожидается снижение ломосбора, причем это будет происходить на фоне запуска новых металлургических мощностей. По данным «Металл Курьер», в 2013-2020 годах в России предполагается ввести 8,3 млн т новых мощностей. И почти 95% потребности в сырье для заявленных мощностей предполагается покрывать за счет лома. Уже заработали в Калужской, Тюменской и Саратовской областях новые электрометаллургические заводы НЛМК-Калуга и УГМК, Северсталь-Балаково. В 2017 году Чусовской металлургический завод (Пермский край) собирается запустить печь на 0,9 млн т в год.

Одна из проблем главного участника рынка лома - ломопотребителя, состоит в определении географии закупа лома с целью минимизации транспортной составляющей в цене лома. В разные годы (с 2010 по 2014 гг.) от 60 до 80% всего лома доставляется потребителю железнодорожным транспортом, оставшаяся доля поставок приходится на перевозку автотранспортом и водным. Тенденция последних лет, связанная с удорожанием тарифов на ж/д перевозки, - рост доли поставок лома автотранспортом.

Структуру рынка лома можно представить в виде взаимосвязи трех важнейших участников рынка: ло-мосдатчиков, ломопереработчиков и потребителей лома.

Ломосдатчики — это юридические лица, у которых металлолом образуется в виде отходов их основного производства либо при списании основных средств и/или утилизации зданий, сооружений, и/или физические лица, у которых металлолом образуется в результате их жизнедеятельности.

Ломопереработчики - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, хранению, переработке и реализации металлолома на основании лицензии. Ломо-переработчиков можно условно разделить на предприятия, имеющие одну или несколько площадок, на которых осуществляется полный цикл переработки (сортировка, дробление, резка, прессование и пр.) металлолома с использованием специализированного оборудования и механизмов, и на ломопереработчи-ков - организации, которые осуществляют реализацию металлолома без его хранения и переработки на площадках (транзитные организации).

Замыкают эту цепочку потребители лома — металлургические комбинаты и заводы, которые используют металлолом как сырье для производства изделий из металла и осуществляют приемку, складирование, хранение и подготовку лома для дальнейшего использования в сталеплавильном процессе.

По данным перевозок лома ж/д транспортом (подробная статистика об объемах и географии закупа лома, поставляемого авто- и водным транспортом по потребителям, отсутствует) в РФ за 2014 год действовало 1534 предприятий - грузоотправителей металлолома, при этом 80% объема отгрузки лома ЖД транспортом приходилось на 264 предприятия (17%).

Крупнейший регион - ломозаготовитель - это Центральный ФО, 28 % от всего объема перевозимого лома, затем Приволжский ФО - 25%, Сибирский ФО - 19%, Уральский ФО - 18%. На остальные ФО суммарно приходится 10 % всего отгружаемого лома (рис. 4).

Рис. 3. Фактический объем закупки лома крупными металлургическими предприятиями за 2010-2014 гг. по данным Металл-Курьера, тыс т

Рис. 4. Объемы ломозаготовки по федеральным округам по данным РЖД о перевозках лома ж/д транспортом в 2014 году, тыс т

Надо отметить, что треть всего объема перевозимого лома отгружается из Москвы и Московской обл., республики Татарстан, Свердловской и Челябинской областей, т.е. это регионы - лидеры по отгрузке лома.

По данным перевозок лома ж/д транспортом, крупнейший регион - ломопотребитель - это Уральский ФО, 37 % от всего объема отгружаемого по ЖД лома, затем Центральный ФО - 21%, СевероЗападный, Сибирский и Южный ФО - по 9-10%. На остальные ФО суммарно приходится 13 % всего отгружаемого лома (рис. 5).

Причем 60% всего потребляемого лома приходится на крупные металлургические заводы Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Вологодской и Липецкой областей, т.е. это регионы - лидеры ломо-потребления.

ванным (рис. 7). Странами-импортерами российского металлолома являются Турция (объем экспорта, по данным Металл-Эксперта, в 2014 году составил 39% от всего экспортируемого лома), Беларусь (23%), Республика Корея (13%), Испания (12%), Греция, Китай, Тайвань, Молдова, Италия. Одновременно в Россию импортируется лом из Казахстана. По данным о железнодорожных перевозках, общий объем лома из Казахстана в 2014 году составил около 78 тыс. т.

По прогнозам аналитиков, при сокращении ло-мосбора условный дефицит сырья в стране к 2020 году может приблизиться к 10 млн т [8]. Необходимо учитывать наличие металлофонда в РФ, накопленного в прошлые годы, но не привлеченного в металлопере-работку. В последние годы отмечается высокий уровень металлопотребления в РФ, что создает задел к нормализации баланса рынка лома в РФ в долгосрочной перспективе.

Рис. 5. Объемы потребления лома черных металлов по федеральным округам РФ по данным РЖД о перевозках лома ж/д транспортом в 2014 году, тыс. т

Учитывая структуру и объем поставок лома в каждом федеральном округе, можно посчитать баланс лома региона, как разность между ломопотреблением региона и ломообразованием в регионе (рис. 6). Традиционно дефицитными регионами, испытывающими нехватку лома являются Уральский, СевероЗападный, Южный и Дальневосточный ФО. Профицитные регионы, с положительным балансом лома, -Приволжский, Центральный, Сибирский и СевероКавказский округа.

С 2010 по 2014 год наблюдается снижение ломо-заготовки в Центральном ФО при примерно неизменном уровне потребления, поэтому профицит региона уменьшается. С выходом на проектную мощность завода НЛМК - Калуга профицит ЦФО станет минимальным, а в будущем регион может стать дефицитным. В Северо-Западном регионе наблюдается уменьшение дефицита, связанное с существенным снижением уровня потребления лома Северсталью.

В целом по стране баланс лома положителен, т.е. существует некоторый избыток лома, что позволяет считать российский рынок лома экспортноориентиро-

Рис. 6. Баланс потребления лома черных металлов в федеральных округах РФ с 2010 по 2014 год, т

Рис. 7. Объем экспорта из РФ и внутреннего потребления в РФ лома черных металлов, тыс. т

Различия в географическом расположении металлургических предприятий - потребителей лома, соотношения спроса и предложения на лом в «до-

машнем» и соседних регионах, в удаленности от регионов основного ломосбора влияют на радиус поставки металлолома (рис. 8). В 2014 году среднее тарифное расстояние поставки лома для ММК составляло 1403 руб. на тонну, для НСММЗ - 969 руб. на тонну, для Северстали - 1061 руб. на тонну, для НЛМК - 892 руб. на тонну, для ЗСМК - 1048 руб. на тонну.

Причем динамика показателя дальности перевозок для ОАО «ММК» в условиях растущей конкуренции за сырье неутешительна. Так, еще в 2005 году среднее расстояние поставки лома на ММК составляло 912 км, а в 2008 году увеличилось до 1 310 км. В 2014 году среднее расстояние поставки лома на ММК составляет примерно 1252 км.

Рис. 8. Структура поставок лома по тарифным расстояниям для основных предприятий потребителей лома за 2014 год, по данным о перевозках лома железнодорожным транспортом

В условиях повышающейся конкуренции за объемы лома черных металлов и повышающихся тарифов на железнодорожные перевозки, для ломопотребителя, особенно такого крупного, как ОАО «ММК», становится принципиально важным поиск оптимального способа организации закупок лома черных металлов. Главный компонент успеха в решении данного вопроса - понимание металлургическими предприятиями своей

оптимальной структуры закупа лома в географически приближенных регионах РФ, правильное размещение своих дочерних предприятий по закупу металлолома и соответсвенно грамотная ценовая политика предприятия относительно цены закупаемого лома в каждом регионе. Эти меры в совокупности позволят снизить расходы на закуп лома и соответственно расходы на сырье в себестоимости стали.

4. База перевозок РЖД.

5. Крюкова Е.М. Применение методов организационно-экономического прогнозирования в отрасли лома черных металлов // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2008. Т.74. №7. С. 67-72.

8. Маринович А., Пыжьянова В. Не заржавело // Эксперт Урал. 2014. №15 (596).

Сведения об авторах

INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH

THE REVIEW OF THE MARKET OF SCRAP METAL IN RUSSIA

Abstracts. The article presents statistics describing the current state of the market of ferrous metals in Russia and tendencies in its development: dynamics of consumption of ferrous scrap in Russia in whole and separately by several major metallurgical plants in comparison with the dynamics of steel production; the volume of exports from Russia and domestic consumption in the Russian

Federation of ferrous scrap; planned and actual volumes ofpurchase of scrap 24 large metallurgical plants in Russia; the volume of transportations by railway transportation of ferrous metals by Federal districts of the Russian Federation; the volume of transportations by railway transportation of scrap in Federal district of the Russian Federation; the balance of consumption of ferrous scrap in the Federal districts of the Russian Federation from 2010 to 2014; the structure of supply of scrap tariff distances for the main enterprise-consumers of scrap in 2014, according to data on the transportation of scrap rail. Extensive statistical material collected by the authors is illustrated by numerous drawings and charts.

Keywords: scrap metal, market of scrap metal, the traffic volumes of scrap, the balance of scrap in the region.

Когда подорожает металлолом в 2022 году?

Когда подорожает металлолом в 2022 году?

Мировой экономический кризис после пандемии больно ударил по рынку металлолома. Когда смертельная опасность миновала, ограничения постепенно снимались. Снова активировались разные направления промышленной, строительной деятельности. Это привело к росту цен на чермет — от 90 % и цветмет — от 80 % еще с 2019 года. Дальнейшему повышению расценок могли способствовать выросший спрос и дефицит металлов, отсутствие мировых конфликтов и политических кризисов. В конце 2021 года прогнозы были оптимистичными — ничто не угрожало экспорту крупных металлургических заводов в Европу, пандемия отступила, российские компании наращивали производственные мощности. Но изменения в геополитической ситуации с февраля 2022 года в РФ показали ошибочность предыдущих среднесрочных прогнозов.

Прогнозы цен на лом черных и цветных металлов в конце 2021 года

С 2016 года цены на цветмет и чермет выросли на 105 %. Эти ресурсы не относятся к неисчерпаемым. Постепенный дефицит ведет к росту закупочных цен, что вынуждает металлургов после переработки сырья также повышать его стоимость. При условии отсутствия мирового кризиса к середине 2022 года цветной металлолом должен был подорожать на 20-35 %. Чтобы снизить дефицит на внутреннем рынке, российские власти еще осенью 2021 года планировали ввести ограничения на экспорт лома. Стабильное функционирование отечественных сталеплавильных предприятий на 90-95 % зависит от металлического сырья. Поэтому решение о повышении вывозной пошлины было принято еще 16 ноября 2021 года. Стоимость тонны лома черных металлов в декабре перешагнула порог в 29 500 тысяч рублей. На турецком рынке она превысила 500 долларов. Напомним, что именно Турция была и является важнейшим импортером чермета для России. На нее приходится свыше 70 % от общих объемов реализации.

Анализ рынка чермета в 2022 году

Средневзвешенная цена на черный лом в период с 25 апреля по 1 мая составила 29 340 рублей за тонну на внутреннем рынке. Рост превысил 203 %, если сравнивать с аналогичным периодом двухлетней давности. Но в сравнении с февралем текущего года цена снизилась. Она составляла 31 670 рублей за тонну.

После событий от 24 февраля 2022 года ситуация на рынке лома черных и цветных металлов утратила стабильность. В разрезе федеральных округов РФ в апреле наблюдался рост цен на металлолом:

  • Северо-Западный — 15,3 %;
  • Сибирский и Уральский — 10,9 %;
  • Центральный — 8,8 %;
  • Приволжский — 3,6 %.

График 1. Индекс цен на черный лом РФ (источник: Русмет)

Индекс цен на черный лом РФ Русмет

График 2. Индекс цен на металлолом в Турции (источник: Русмет)

Индекс цен на металлолом в Турции Русмет

С 6 по 12 июня цена лома на внутреннем рынке РФ опустилась до 17 360 рублей (на 12,6 % ниже, чем неделю назад). Отрицательная динамика за этот период проявилась в разрезе всех федеральных округов. Максимально цена опустилась в СФО — на 20,1 %. Вторую позицию занял Уральский федеральный округ, где металлолом подешевел на 15,8 %. Меньше всего падение коснулось ЦФО, где стоимость лома уменьшилась всего на 1,9 % за неделю.

Таблица 1. Цены на лом черных металлов по федеральным округам РФ в начале июня

Средняя закупочная цена лом без НДС, руб/т

В Турции цены продолжают снижаться. В начале июня чермет подешевел до 390 долларов за тонну. Это 23 280 рублей по актуальному курсу ЦБ РФ. Обвал рынка металлолома не стал неожиданным событием. Цены росли в начале года, резко взлетали после критичного укрепления доллара на фоне рубля. Но потом наступил планомерный спад.

Статистика показывает (источник: metalinfo), что на 20 июня цена металлолома в РФ составила 16 560 рублей. За неделю произошло снижение на 800 рублей. Если смотреть расценки по федеральным округам, то лишь в Северо-Западном округе наметился небольшой рост. Остальные ФО РФ продемонстрировали регресс. Незначительный спад зафиксировали на юге. В ЮФО средняя цена черного металлолома составила 15 740 рублей за тонну. На Урале тоже небольшое снижение — на 3,7 % до 17 240 рублей. Еще больше к концу июня упали цены в Турции, что волнует российских поставщиков. Стоимость одной тонны металлолома составила 369 долларов, то есть не более 20 971 рубля.

Причины снижения цен на металлолом в мае-июне 2022 года

Под санкциями США и Европы оказались главные металлургические предприятия России. Это «Северсталь», «ЕВРАЗ», НЛМК, ММК и другие компании. До 30-80 % объемов реализации приходилось на Европейские страны. Поэтому постепенно внутренний рынок заполнялся невостребованной сталью, спрос планомерно падал. Это привело и к ожидаемому снижению расценок. Кстати, скачок вверх был спровоцирован удорожанием доллара и страхами крупных предпринимателей. Они резко повысили цены, но от глобального сбыта на Запад пришлось отказываться. Итогом стал обвал рынка лома из-за переизбытка продукции на внутреннем рынке.

Переориентироваться на другие страны (Китай, Индия) можно только с 20-25-процентным дисконтом, то есть ситуацию в ближайшем будущем это не исправит. К другим причинам снижения стоимости металлолома на внутреннем рынке РФ относятся:

Оптовые цены на сталь в Индии и Китае на 45-50 % ниже европейских и американских. Поэтому получать высокую прибыль с азиатскими странами не получится. В Турции цены на металлолом тоже идут вниз. Поэтому единственным выходом на данном этапе может стать стимуляция внутреннего спроса.

Когда поднимется цена на чермет

В июне-июле 2022 года цены на лом черных металлов продолжат опускаться вниз на внутреннем рынке. Такая тенденция обусловлена увеличением объемов ломосбора и удешевлением готовой металлопродукции. Согласно прогнозам, к осени цены «достигнут дна», то есть 16 000 рублей за тонну. В августе-сентябре они будут на 30-40 % ниже, чем за аналогичный период 2021-го. Затем прогнозируется плавное повышение к концу 2022-го. Но и тут у экспертов нет единого мнения. К примеру, авторитетный интернет-ресурс в июне сделал более оптимистичный прогноз. По нему цены начнут выравниваться уже в июле-августе из-за растущего спроса на стройматериалы, к концу года пойдет активный рост. По графикам (источник: Транслом) можно ознакомиться с более точными прогнозами по округам РФ.

График 3. Прогноз цен на лом черных металлов в ЦФО, УФО РФ, руб/тонна, без НДС

Прогноз цен на лом черных металлов в ЦФО, УФО РФ, руб/тонна, без НДС

Что может повлиять на рост цен металлолома в 2022 году

Ситуация с расценками на черный и цветной лом — зыбкая. Некоторые эксперты (Олег Масленников, глава корпорации «Исток») и аналитики полагают, что росту цен может способствовать отложенный спрос (источник). Это означает, что после завершения спецоперации начнется стремительное восстановление зданий со всеми коммуникациями, инфраструктурой. Это приведет к повышению спроса на металлический лом. Речь идет о десяти миллионах тонн одновременно. Но эксперты затрудняются прогнозировать, когда сработает отложенный спрос. Он зависит от сроков завершения спецоперации, мер, которые будет принимать Правительство РФ по поддержке металлургов, новых законов Госдумы РФ.

На рост цен вряд ли окажет влияние формирование зимних запасов металлолома. Российские металлурги понимают, что резервы горячебрикетированного железа тоже оказывают давление на внутренний рынок. Сейчас на ГБЖ приходится более восьми миллионов тонн рынка. Объемы производства товара-заменителя растут. Поэтому не так остро стоит вопрос о подготовке срочных запасов. Главным фактором, который окажет влияние на динамику цен, остается геополитическая ситуация в РФ и мире.

Цены на металл во втором полугодии 2022 года

Цены на металл во втором полугодии 2022 года

Российский рынок металлолома в 2021 году развивался активно, хотя уровень экспорта снизился на 13% в сравнении с 2020-м. Перспективы в начале текущего года были «радужными». Подъем сырьевых рынков вел к росту цен на металлолом и готовую продукцию из стали, никеля, цинка. Но дополнительные санкции, наложенные ЕС и США на металлургических гигантов («Норильский никель», «НЛМК», «ММК», «Северсталь»), запреты на экспорт, проблемы с импортом многих товаров спровоцировали движение вниз. Заводы перестали удерживать высокие цены из-за проблем с логистикой, отсутствия возможностей для сбыта продукции. Металлолом подешевел на тридцать процентов.



Вторая половина 2022 года: аналитика и прогноз по ценам на металлы

Четкая тенденция снижения цен на металл еще на 10-15% ожидаема, по мнению управляющего руководители аналитической корпорации «Исток». Олег Масленников подчеркивает, что «примерно 16 тысяч рублей за тонну металлолома — не предел» (Источник: статья). Уже конце июня компаниям придется снизить стоимость до этого уровня. Но Масленников отметил, что коснется столь резкое снижение не всех металлургов. Предприятия трубного проката и военной, оборонной промышленности могут сохранить условный уровень на 20 тысячах рублей за тонну.

Переломным моментом может стать август. Именно в конце лета идет формирование зимних запасов, появляется понимание того, какими будут цены. Глава «Истока» считает, что к росту цен могут привести события, не связанные с металлургией, - к примеру, укрепление доллара по отношению к российской национальной валюте.

Создание запасов не должно сильно отразиться на ценах металлолома, по мнению эксперта. Для большинства металлургических компаний этот природный ресурс является возобновляемым. Поэтому «смысла в запасах ради запасов нет». Спрос на стальную продукцию во второй половине 2022 года может остаться неопределенным. Поэтому и вложение денег в возобновляемые ресурсы нецелесообразно.

Олег Масленников подчеркнул, что на отложенный спрос к концу лета надежды мала. Он возникнет позже, когда стартует восстановление зданий. Тогда и спрос, и цены могут снова вырасти. Но точных дат, когда «выстрелит» отложенный спрос, эксперт не называет.

Предотвратить рост на внутреннем рынке: какие меры принимаются

Сейчас доля лома в сталелитейных производствах достигает 12-13% от общего объема сырья, а в электросталеплавильных — до 95%. Глава кабмина РФ уже подписал постановление, согласно которому вводятся квоты на вывоз лома металлов. Новые правила устанавливают пошлину в размере 290 евро за тонну при превышении экспорта металла на 540 тысяч тонн. Они действуют только для вывоза за пределы ЕАЭС. Данное решение должно полностью закрыть потребности металлургов и исключить возможный прогнозируемый рост цен.

Санкции для гигантов в металлургии РФ: как отразятся на ценах

Под санкции Запада попали НЛМК (чугун и сталь), «Северсталь», ММК (железная руда, сталь, чугун), «Русал» (алюминий), «Норильский никель» и «Евраз» (сталь). Европа для них закрыта, возникают существенные проблемы с отгрузками. Объемы производства сокращаются, поскольку металлы некуда экспортировать.

График цен на арматуру 8 мм

График цен на арматуру 12 мм

Перенасыщение внутреннего рынка ведет к падению стоимости металлопроката, но это и является приоритетной целью властей на данном этапе. Аналитик Виталий Калугин подчеркивает, что серьезную роль играет и сокращение строительства. «Пандемийный» бум закупок миновал. Сейчас гигантских строек нет, многие застройщики замораживают проекты, что еще больнее бьет по металлургам.

«Северсталь» под угрозой

В начале июня 2022 года санкции США против «Северстали» были расширены. Они коснулись подконтрольных компаний и главного акционера — Алексея Мордашова с членами его семьи. Америка прекратит все операции с корпорацией до 31 августа.

Эта новость обрушила стоимость акций компании на 15%. Американские санкции могут негативно отразиться на обслуживании долговых обязательств «Северстали». Если они будут расширены, компания может лишиться до 40% экспортной выручки. Наряду с понижением цен на внутреннем рынке потери могут иметь фатальные последствия для крупнейшего поставщика стали.

Акции на бирже Северсталь

Китай и Индия: новые направления или ложные надежды?

Масштабная переориентация продаж металлопроката на азиатское направление ждет всех российских «гигантов» в этой сфере. Но аналитики не делают впечатляющих прогнозов. По мнению эксперта ИК «Велес Капитал», Азия занимает очень низкую долю в структуре продаж российских металлургов. Он подчеркивает, что та же «Северсталь» получала до 34% выручки от поставок в Европу. Каких либо существенных объемов в Китай компания не поставляла. Это касается и других поставщиков. Сравним выручку крупных экспортеров в 2021 году:

  • ММК — 7% на Европу и 4% на Азию;
  • «Мечел» — 18% на Европу и 2% на Азию;
  • «Металлоинвест» — 29,3% на европейский рынок и 8,5% на азиатский.

Для выстраивания клиентской базы придется потратить немало времени и ресурсов. Переброс существенных объемов на новые рынки неминуемо приведет к росту издержек при организации логистики, пересмотру цен для новых партнеров.

Китайский рынок охватывает свыше 50% мировых объемов потребления стали, меди, никеля . Но доля импорта составляет всего 25%, что обусловлено внушительными производственными мощностями. Поэтому возможности замещения азиатских металлов российскими ограничены. Переориентация экспорта с «недружественных» стран на потенциальных партнеров не будет простой, по мнению экспертов «Атона». К примеру, до санкций Россия поставляла в ЕС до 10 млн тонн ежегодно. Это 70% от импорта стали в Китай. С железной рудой дела обстоят немного лучше. Азиатские страны и Индия нуждаются в 1,2 млрд тонн в год. Поэтому объемы из РФ могут оказаться задействованными в этой отрасли.

Спотовые цены на металлы (в частности, на сталь) на рынке Китая и Индии на 50% ниже европейских. Поэтому с позиции экономической выгоды сотрудничество с азиатскими странами пока не сулит России большой выгоды и перспектив. Доходы российских компаний могут существенно снизиться. Аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова обращает внимание на то, что «цены на горячекатаный прокат в Китае находятся на уровне 879 долларов за тонну» (Источник: статья). Это еще раз подтверждает фактическое отсутствие экономической выгоды при сотрудничестве с азиатскими партнерами. Неминуемо и увеличение стоимости экспорта по следующим причинам:

  • дефицит специальных контейнеров для транспортировки;
  • нехватка судов, которые готовы принимать на борт грузы;
  • ограничения на обработку ввозимой продукции в европейских портах.

За счет собственных производственных мощностей Китай и Индия вряд ли предложат России настолько выгодные условия, что смогут компенсировать простои компаний из-за евро-американских санкций. Зато придется сильно нагрузить восточное направление РЖД, которое и так перегружено. Рост расстояний приведет к повышению цен на перевозки, что еще меньше сориентирует на экспорт по азиатскому направлению.

Государство готово поддержать металлургов

Дом из стали

Осенью текущего года должен быть завершен проект дома (семнадцать этажей) полностью на стальном каркасе. В ноябре 2022-го планируется закончить несколько таких типовых проектов для дальнейшего строительства. В отличие от монолитного возведения применение стали поможет в два-три раза сократить срок сооружения зданий. Напомним, что ограничения на строительство домов на базе легких тонкостенных металлических конструкций сняли в Минстрое ранее. По плану профильного Министерства сталь пригодится для:

  • детских садов на сто мест и более;
  • школ на 270 мест и более;
  • производственных зданий, включая мусоросжигательные заводы;
  • быстровозводимых сооружений для применения в ЧС.

О плюсах

В США на базе металлов строится свыше 65% от всех зданий, а в РФ — этот показатель менее 13,5%. С помощью стали и сокращения сроков возведения домов девелоперские организации смогут снизить расходы на 15%. Металлоконструкции расширяют полезную площадь, поскольку одна колонна из бетона занимает один квадратный метр, а стальная балка — в несколько раз меньше.

Но все же мнения расходятся. Так, глава ГК «Основа» Александр Ручьев подчеркивает, что «жилье из железобетона комфортнее». Он отметил, что внедрение стального строительства происходит уже на протяжении нескольких лет, но особых успехов в этой сфере не наблюдается. Директор группы компаний уверен, что не такими мерами нужно лоббировать интересы металлургов. Помочь им в сложившейся ситуации может масштабное применение стали в дорожном строительстве. Представители металлургических компаний «Северсталь» и «Евраз» настроены более оптимистично, но точных прогнозов успешной замены железобетона на сталь пока не дают.

Динамика цен на металл в сентябре-октябре 2022 года

Динамика цен на металл в сентябре-октябре 2022 года

Колебания цен на черные и цветные металлы на мировых рынках и в России обусловлены широким перечнем причин, начиная от сложной геополитической обстановки и заканчивая санкционной политикой Запада против РФ. Объемы экспорта цветных и черных металлов из России в начале 2022 года превысили 6 млрд долларов. Но уже к сентябрю-октябрю металлургам пришлось глобально пересматривать ценовую политику из-за внешнего давления санкций и отсутствия возможностей для реализации продукции в тех же масштабах.

Динамика цен на металл в сентябре 2022 года

Отрицательную динамику к 19 сентября 2022-го демонстрируют алюминий (2 257 долларов), медь (7 790), свинец (1 880), цинк (3 122 $ за тонну), а положительную — сталь (356 $ за тонну) и никель (23 475 долларов). Железная руда (как основной компонент стали) к середине сентября подорожала на 2 %. Никель поднялся в цене на 17 %. Остальные металлы подешевели в среднем на 12-15 %. Подробная актуальная информация на графиках (источник).

График динамики цен LME на сталь сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на сталь сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на алюминий сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на алюминий сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на цинк сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на цинк сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на медь сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на медь сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на никель сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на никель сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на олово сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на олово сентябрь-октябрь 2022

График динамики цен LME на свинец сентябрь-октябрь 2022


График динамики цен LME на свинец сентябрь-октябрь 2022

Причины снижения/роста цен на металл в сентябре 2022 года

Спрос на черные металлы в связи с их использованием в строительной отрасли, промышленном производстве во второй половине сентября заметно снизился. Отсюда и удешевление стали. На внутреннем рынке по-прежнему наблюдается ее переизбыток. Нет новых сфер для вывода чермета. Чтобы переключиться на азиатские рынки, металлургам нужен доллар по цене 70-80 рублей. Но нынешний курс не внушает оптимизма. Американская национальная валюта слишком медленно дорожает (июль — 58,1 руб., август-сентябрь — 60,03 руб.). К другим причинам снижения «металлических» цен относятся:

  • умеренная инвестиционная активность — нет прежних интенсивных вложений в промышленность и строительство из-за сложной экономической обстановки во всем мире, сохранения опасной геополитической обстановки. Компании не спешат с открытием новых филиалов, запуском производств;
  • снижение спроса на металлы из-за окончания строительного сезона — во второй половине сентября закупки материалов приостанавливаются;
  • правительственные ограничения для металлургов — актуальны с мая 2022 года. Власти РФ регулируют наценку, чтобы исключить риск резкого роста цен на внутреннем рынке.

Но никель к сентябрю-октябрю вырос в цене в отличие от других металлов. Это обусловлено продолжающимися поставками в ЕС и США в обход логистических трудностей. Санкции не коснулись никеля и алюминия напрямую, хотя и обсуждались еще в четвертом пакете. Сейчас цены на электроэнергию в Европе и Америке катастрофически растут (в шесть-семь раз), что вынуждает их создавать металлические «запасы» на будущее. К сентябрю объемы экспорта никеля и алюминия выросли на 65 % в сравнении с началом 2022 года.

Цены крупнейших российских металлургов

Ведущий производитель алюминия в РФ Rusal в сентябре удерживает цены на уровне 140 рублей за килограмм. «Норникель» в сентябре реализует никель за 1 399 рублей за килограмм. Рост цен по отношению к предыдущему месяцу составляет 15-18 %. Приведем примеры расценок для других производителей России:

  1. «Уральская горно-металлургическая компания» — 467 руб. за один килограмм меди, 116 рублей за 1 кг свинца.
  2. «Челябинский цинковый завод» — 193 руб. за килограмм цинка.
  3. «НЛМК» — 22 руб. за 1 кг стали (железная руда).

Прогнозы по металлам на сентябрь-октябрь 2022

Алюминий и никель, которые продолжали дорожать и в сентябре, ждет незначительное падение — на 5-7 %. Краткосрочный прогноз на октябрь — пессимистичный. Глобальные закупки никеля и алюминия могут прекратиться из-за вспышки коронавирусной инфекции в Китае, назревания рецессии на фоне глобальной инфляции, ужесточения монетарной политики ФРС в США. Переключиться на азиатские рынки за месяц вряд ли удастся, поэтому металлы продолжат дешеветь. Но аналитики обещают, что рынок обойдется без резких скачков вниз в сентябре-октябре.

Переработчики лома предупредили о падении спроса на 30%

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

В этом году переработчики ожидают падения спроса на лом черных металлов, который используется в производстве стали, на 30%, до 18,63 млн т. Такая оценка содержится в письме Виктора Ковшевного, директора ассоциации ломозаготовителей «Руслом.ком» (по собственным данным, объединяет более 300 компаний из числа заготовительных структур металлургических комбинатов, независимых переработчиков, экспортеров и трейдеров), которое он отправил 5 июля министру экономического развития Максиму Решетникову. У РБК есть копия документа, ее подлинность подтвердил Ковшевный.

По подсчетам ассоциации, за истекшие январь—май спрос на лом в России сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13%, до 8,84 млн т. Однако уже в июне падение ускорилось: потребление рухнуло на 49%, до 1,48 млн т.

По итогам года спрос на лом может снизиться больше чем на 30%, если ситуация в металлургической отрасли будет ухудшаться, следует из письма Ковшевного.

РБК направил запрос в пресс-службу Минэкономразвития. В пресс-службе Минпромторга сообщили, что ведомство наблюдает снижение закупок лома во втором квартале 2022 года на 19%.

Где используется лом

По данным «Руслом.ком», в России более 40 крупных потребителей лома черных металлов, 27 из которых сталелитейные заводы, а остальные — литейные цеха машиностроителей. Чтобы произвести 1 т стали, нужно от 100 до 1000 кг лома в зависимости от технологии, говорит глава управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. При электросталеплавильном типе производства стали лом служит основным сырьем, также могут добавляться ферросплавы. Его можно частично или полностью заменить горячебрикетированным железом (ГБЖ) или чугуном.

Почему упал спрос на лом

В июне потребление лома упало из-за сокращения закупок металлургических заводов, которые, в свою очередь, снизили производство стали, сказал РБК Ковшевный.

«Заводы-потребители, поддерживая свои дочерние структуры, сократили закупку [лома] у независимых игроков и предлагают им цены ниже рынка и стоимости заготовки», — говорится в письме Ковшевного. Спрос на лом падает из-за снижения объемов производства у металлургов, соглашаются в пресс-службе Минпромторга.

Владелец «Северстали» Алексей Мордашов говорил в июне, что компания сократила выпуск продукции на 25–30%. В мае о снижении производства на 40% сообщал и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК).

Фото:Maja Hitij / Getty Images

Согласно данным рейтингового агентства «Русмет», средняя закупочная цена лома черных металлов в России к концу июня упала по сравнению с февралем на 49%, до 16,11 тыс. руб. за тонну. Это произошло в след за мировыми ценами. Но, по информации «Руслом.ком», независимым ломозаготовителям не удается продать заводам сырье дороже 9–12 тыс. руб. за тонну. РБК направил запросы крупнейшим производителям стали — НЛМК, ММК, «Северстали» и Evraz.

Почему металлурги снижают производство

В марте в ответ на начало военной операции на Украине ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России. Вскоре после этого металлурги заявили, что должны будут переориентировать на восточное направление около 4 млн т товаров в год. Однако для этого им пришлось делать большие скидки, а из-за сильного рубля зачастую экспортировать себе в убыток.

В январе—мае выпуск стального проката в России снизился на 1,4%, до 27 млн т. Влияние западных санкций на российскую металлургию стало заметно только в июне, до этого заводы выполняли заключенные ранее контракты, говорится в письме главы «Руслом.ком». По данным «Русской стали» (объединяет крупнейшие компании черной металлургии), снижение производства стали в июне составило от 20 до 50%.

Фото:Lukas Schulze / Getty Images

«Русская сталь» в мае предупредила правительство об убытках отрасли и сокращении производства, если власти не снизят налоги и не ослабят рубль. Ситуацию усугубили проблемы с экспортом и снижение спроса внутри страны.

НЛМК прогнозирует, что производство стали в России в этом году сократится на 15%, до 59,6 млн т, из-за ограничения экспорта и снижения спроса на внутреннем рынке. Компания ожидает, что потребление стали в строительстве, на которое приходится 70% всего спроса в стране, снизится на 13%, до 27 млн т, а в машиностроении — на 25%, до 4,7 млн т. По прогнозу НЛМК, спрос на сталь упадет из-за снижения инвестиций в основной капитал и проблем с поставками комплектующих для инвестиционных проектов.

Из-за чего снизился экспорт лома

За январь—май ломосбор в России сократился на 21%, до 9,12 млн т, в июне — на 55%, до 1,48 млн т. По прогнозу «Руслом.ком», по итогам года он упадет на 33%, до 20,18 млн т. На динамику влияет как спрос на домашнем рынке, так и ограничение экспорта.

По данным «Руслом.ком», за первые пять месяцев текущего года экспорт лома черных металлов за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) упал на 80%, до 244 тыс. т. Причины — повышение минимальной экспортной пошлины (с €70 до €100 за тонну с 1 января) и удорожание в разы фрахта и логистики, резкое падение спроса и цен на лом, проблемы с банковскими взаиморасчетами и рост затрат по расчетно-кассовому обслуживанию с зарубежными контрагентами из-за санкций в отношении России после начала специальной военной операции на Украине, перечисляет Ковшевный.

Фото:Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Пошлину на экспорт лома черных металлов повысили в начале года для обеспечения внутреннего рынка сырьем и сдерживания цен, поясняли в Минпромторге. На период с 1 июня до 31 июля была введена экспортная квота в размере 540 тыс. т лома за два месяца. Минимальный порог пошлины внутри квоты — €100 на тонну, все что свыше — €290 за тонну. Экспорт внутри квоты осуществляется по лицензиям, которые выдает министерство. В июне экспорт лома упал на 96%, до 10 тыс. т. «Ряд трейдеров не успели получить лицензии на экспорт, а те, кто получил, из-за удорожания фрахта, проблем с банковскими переводами и падения цен практически не смогли ничего продать», — говорит глава «Руслом.ком».

В начале июля Минпромторг предложил продлить квотирование до конца года. Объем квоты на август—декабрь может составить 1,35 млн т (за весь срок). Внутри квоты минимальная пошлина — €35 за тонну, вне квоты — €290. Однако после этого ведомство скорректировало свое предложение и теперь считает, что нужно сохранить минимальную ставку пошлины внутри квоты на уровне €100 за тонну, следует из комментария Минпромторга в ответ на запрос РБК. Такой уровень пошлины учитывает ослабление курса рубля и рост стоимости лома черных металлов на основном экспортном рынке — в Турции, пояснили там. По данным Минпромторга, цена на лом в этой стране выросла в последние две недели с $319 до $400 за тонну.

Но при текущих экспортных ценах для рентабельности экспорта пошлина не должна превышать €15, считают в «Руслом.ком». Даже если ограничения по экспорту минимизируют (квота будет отменена, а пошлина вернется на уровень декабря 2020 года — 5%, но не менее €5 за тонну), экспорт лома вне ЕАЭС упадет на 74%, до 836,7 тыс. т (из-за последствий западных санкций), подсчитали там.

Читайте также: