Ажурная скульптура из металла

Обновлено: 09.05.2024

Большой выразительности, бесконечного разнообразия форм достигает художник, создавая произведения из проволоки и тонкого прутка. Изображения в ажурном металле птиц, зверей, животных отличаются большим разнообразием и выдумкой мастера: от нескольких выразительных лаконичных линий до витиеватых фигурок и образов. Эта техника применяется и для оформления бытовых предметов.

Это могут быть всевозможные подставки для письменных принадлежностей, кистей, для цветочных ваз, горшков, для светильников, для различных инструментов, в том числе и для тех, которыми пользуется мастер художественной обработки металла. Они украсят интерьер вашей прихожей, зала, кабинета, создадут уют, а инструментальные подставки украсят и саму мастерскую, будут постоянно призывать художника по металлу к совершенствованию своего мастерства, к поиску новых художественных форм и композиций.

Фантазии мастера нет предела. Из одного и того же материала (той же проволоки) он может создать самостоятельное скульптурное произведение или бытовое украшение, служащее для той или иной повседневной надобности. Причем металлическая фигурка может быть и плоской, и объемной — в зависимости от замысла, цели и назначения создаваемого художественного или декоративного изделия.


Рис. 27. Образцы кованых скульптур

Вот, например, фигурка ежика для держателя иголок: еж, несущий на своих колючках яблоко, в котором закреплена подушечка-иглодержатель. А цапля, выискивающая лягушку у берега пруда, уже самостоятельное настенное украшение. Или, скажем, петух-подсвечник, у которого в хвосте крепится стаканчик под свечу. Или медведь, держащий бочонок для меда — подставку для небольшого цветочника с цветами, над которыми как бы вьются пчелы из проволоки. Или улитка, морская раковина из проволоки, которая представляет собой держатель кистей. Оригинально смотрится проволочный сапожок для карандашей и ручек, или подвеска для ключей в виде морской звезды или осьминога в прихожей.

Техника возможностей декора из проволоки и прутка просто не ограничена.

Ажурную прутковую скульптуру создают для украшения зданий и скверов, то есть применяют в садово-парковой архитектуре. Здесь, как и в просечной технике, фоном изображения является воздух.

По заранее созданному рисунку мастер терпеливо изгибает проволоку или выгибает пруток, получая необходимый контур или объем деталей. Мастеру необходим не только художественный вкус, тонкое чувство ажурного рельефа, но и совершенное знание свойств того или иного металлического материала, подбор которого для данного изделия должен быть безошибочным. Только в этом случае возможно создание рисунков металлом в воздухе.

Инструментарий:

молотки — железный и деревянный; зубила; кусачки, острозубцы; плоскогубцы, круглогубцы; штангенциркуль для измерения диаметра проволоки; ручные или настольные тиски; трехгранный напильник; паяльник.

Материалы

  • для мелких ажурных фигур — мягкая проволока, покрытая разноцветной эмалью или полихлорвиниловой изоляцией;
  • для скульптур малых форм — проволока из меди, стали или железа 1-3 мм в диаметре;
  • декоративные изделия изготавливают из монтажной проволоки — как гнутых форм, так и методом навивки и плетения;
  • для садово-паркового декора используется прутковый металл.

Правка проволоки

Перед работой с проволокой ее необходимо выровнять. Выправки проволоки достигают волочением ее между деревянными брусками несколько раз (2-4 раза). Протяжку проволоки можно производить и между двумя небольшими уголками, закрепленными на доске.

Резка

Разрезают тонкую медную и железную проволоку кусачками или острогубцами. Стальную проволоку перед резкой разогревают, чтоб она стала мягче. Если пруток не поддается кусачкам, его подпиливают трехгранными напильниками и переламывают в тисках или перерубывают зубилом.

Изгибание

Тонкую проволоку изгибают плоскогубцами, для навивки служат круглогубцы; если нужен острый угол, постукивают на изгибе в плоскогубцах киянкой или молоточком. Толстую проволоку гнут в тисках. Сталь имеет свойство пружинить и как бы расправляться, поэтому чтобы получить определенный угол изгиба, загибать ее нужно несколько больше. Гибкости проволочному материалу добавляет отжиг. После медленного остывания на воздухе окалину снимают наждачной бумагой. Чтобы проволочный изгиб снова обрел твердость, его закаливают: после нагрева окунают в холодную воду. Налет нужно снять мелким наждаком.

Соединение частей изделия

В зависимости от толщины проволочного материала куски проволоки, которые должны стать единым целым, соединяют разными способами.

Тонкие элементы скручивают несколькими витками, аккуратно обрабатывая кончики проволоки. Толстую проволоку и прутковый материал спаивают — здесь кроме паяльника необходимы припой (сплав свинца и олова), паяльная жидкость, нашатырный спирт.

Слой припоя, наутюженный по стыку или шву жалом паяльника, должен быть равномерным и ровным сверху (для красоты соединения), и в то же время прочно соединять детали изделия. Перед пайкой проволочные элементы нужно тщательно промыть и просушить или протереть насухо.

Готовую металлическую скульптуру для привлекательности обрабатывают тем или иным способом декоративной отделки металла, что придаст ей не только красоту, но и защитит от коррозии.

Следует отметить, что при создании изделий смешанных техник, т.е. комбинировании различных видов художественной обработки металла, в одном таком сложном изделии могут наличествовать практически все способы соединения его элементов: и хомут, и скоба, и огибание, и клепка, и пайка и сварка. Например, массивная решетка парковой ограды с элементами ажура и чеканными украшениями.

Ажурная скульптура из металла

Красота металла

Чеканка была известна еще в древнем Египте, антич­ной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка дос­тигла в древнерусском искусстве XV — XVII вв. В на­стоящее время чеканные панно прочно вошли в оформ­ление интерьеров общественных зданий, станций метро­политена и т.д.

Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3..0,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжен­ной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).

В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церков­ной утвари применялись драгоценные металлы - золото, серебро и их сплавы.

Основными инструментами для чеканки являются че­каны, которые представляют собой стальные стержни осо­бой формы длиной 120. 170 мм.

При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свобод­ным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает под­вижность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке дер­жат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.

Их изготавливают из твердых пород дерева - граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно вы­равнивают напильником с мел­кой насечкой, а затем обрабаты­вают шлифовальной шкуркой.

Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наи­более выразительная и простая в изготовлении — расходка с опус­канием фона. Выполняется она в несколько этапов.

На первом этапе на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без те­ней с чистыми полями (по 30. 40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл.

Второй этап состоит в подготовке металлической пла­стины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким расче­том, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25. 40 мм. Эти поля будут нужны, если потребу­ется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.

Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.

На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляю немного столярного клея. После высыхания краски на не кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шарико­вой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рису­нок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.

На следующем этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной ре­зины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура прохо­дят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.

Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно вы­полнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.

Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъе­ма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это дос­тигается их простукиванием лощатником по стальной пли­те, особенно около границ выпуклых участков рисунка.

Если предусматривается дальнейшая работа с релье­фом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выпол­нить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для восста­новления ее пластичности проводят отжиг пластины. При от­жиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на улице) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покры­та темным налетом — окалиной. Для ее удаления металли­ческую поверхность промывают в 10. 15%-ных растворах кислот — соляной и серной. Осветленную пластину промывают водой и сушат.

Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эла­стично и не рвался.

Готовое чеканное изделие при необходимости шлифу­ют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпук­лые участки).

Следующим этапом является цветовая декоративная от­делка (патинирование) изделия. Наиболее удобными явля­ются "нехимические" способы патинирования. Цветные за­щитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5. 8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.

По мере нагревания изделие будет покрываться краси­выми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д. Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановить­ся, достаточно снять изделие с плитки.

Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ров­ным и тонким слоем.

Готовые чеканные декоративные пластины можно за­крепить на специально подготовленных деревянных под­ложках.

Пропильной металл

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья. С древнейших времен широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, от носящееся к VII — IV вв. до н.э

Наиболее простой является техника пропильного металла, (другие названия этого искусства: просечная чеканка, просечное железо). Пропильным металлов в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки.

Просечным железом украшали свесы кровли, дымники венчающие печные трубы, флюгера, подсвечники и накладки на замочные скважины.

Чтобы повысить выразительность пропильного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

Для изготовления художественных изделий в технике пропильного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или стальную жесть.

Работу начинают с правки приготовленной заготовки из листового металла . Затем выполняют разметку рисун­ка. Для этого на заготовку кладут ко­пировальную бумагу, а сверху — рису­нок композиции. Твердым каранда­шом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

При выпиливании замкнутых кон­туров в металле предварительно про­делывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для выпилива­ния контуров сложной формы и имеющих большую протяженность ис­пользуют слесарный лобзик.

Слесарный лобзик пред­ставляет собой облегченную ножовку с тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком свер­ху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приемы ра­боты этим лобзиком аналогичны приемам работы столяр­ным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры). При выпиливании кон­туров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы она при работе не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура, а с внутренних элементов рисунка.

При выпиливании очень тонкого металла, тоньше 1 мм лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив между собой по углам, и выпиливать все вместе.

Шлифованную и полированную поверхность метал можно покрывать стойкими химическими соединениям образующими на металле пленки, окрашенные в различные цвета. Завершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы повысить декоративную выразительность рисунка, под него можно подложить цветной фон.

Презентация по технологии на тему "Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла)"

Конспект урока по технологии в 7 классе "Декоративные изделия из проволоки.

Для изготовления ажурно скульптуры мало формы потребуется стальная, медная или железная проволока диаметром 1—3 мм
Для мелких ажурных вещиц — мягкая монтажная проволока в разноцветной пластмассовой изоляции или покрытая цветной эма­лью (белой, желтой, зеленой, голубой, красной, серой).

Для работы с проволокой нужны молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки, круглогу.

Для работы с проволокой нужны молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, штангенциркуль для измерения диаметра проволоки, ручные или настольные тиски и паяльник.

Иногда для большей устойчивости ажурную структуру крепят к основанию, изготов.

Иногда для большей устойчивости ажурную структуру крепят к основанию, изготовленному из различных материалов (древесины, металла, пластмассы.)

Проволоку кладут на плиту и наносят легкие удары молотком, поворачивая се вок.

Отдельные куски проволоки и другие металлические детали соединяют, сгибая или.

Отдельные куски проволоки и другие металлические детали соединяют, сгибая или припаивая.

Техника безопасности при работе с проволокой: Во избежание ранения рук необх.

Техника безопасности при работе с проволокой:
Во избежание ранения рук необходимо проверить правильность хранения проволоки в бухтах, проследив чтобы концы проволоки были загнуты внутрь бухты.

2. Следует знать, что мелкие куски проволоки при откусывании кусачками с большой силой и скоростью отлетают в разный стороны и могут попасть в глаза работающих рядом. В процессе откусывания не разрешается держать проволоку на уровне лица резать проволоку ножницами не разрешается.

3. Во избежание ранения рук при выпрямлении проволоки и протягивании ее между деревянными брусками или вокруг закрепленного стержня на руки следует надевать рукавицы; концы проволоки рекомендуется захватывать ручными тисочками или наматывать на палочки.

— Что такое ажурная скульптура из металла? — С чего начинают работу по созд.

— Что такое ажурная скульптура из металла?

— С чего начинают работу по созданию ажурной скульптуры из проволоки?

- Какие инструменты применяются для работы с проволокой?

Каким образом соединяют отдельные детали ажурной скульптуры?

Домашнее задание - § 26 , ст. 96-98; - конспект урока.

Домашнее задание
- § 26 , ст. 96-98;
- конспект урока.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Урок 7 (вариант А)
Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла)

Вариант А: Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Тема урока. Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла).

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии изготовления декоративных изделий из проволоки; научить изготавливать декоративные ажурные изделия из металла.

Материальные технологии
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
§7. Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла)

Проволока является простым и доступным материалом, с помощью которого вы можете изобразить фигурки животных и птиц или оформить предметы быта. На рисунке 20 показаны декоративные изделия, выполненные из проволоки, которые можно назвать ажурными скульптурами из металла.

Прежде чем приступать к изготовлению подобных изделий, на листе бумаги выполняют эскиз будущей ажурной скульптуры. Затем подготавливают проволоку и инструменты.

Для изготовления ажурных скульптур малых форм применяют стальную или медную проволоку диаметром 1. 3 мм. Можно использовать проволоку в разноцветной пластмассовой изоляции или покрытую цветной эмалью (жёлтой, красной, серой и др.). Для работы с проволокой нужны следующие инструменты: молоток, киянка, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, штангенциркуль, линейка, тиски, паяльник.

Правят проволоку с помощью приёмов, изученных вами в 5 классе. Режут тонкую алюминиевую, медную и стальную проволоку кусачками. Толстую или твёрдую проволоку разрубают зубилом.

Сгибают проволоку плоскогубцами или с помощью киянки в тисках. Если стальная проволока трудно сгибается, её подвергают отжигу.

Подготовленные куски проволоки соединяют между собой скручиванием или пайкой. Чтобы соединение при скручивании было надёжным, делают несколько витков проволоки.

Готовое изделие, выполненное из стальной проволоки, окрашивают в нужный цвет. Изделия из медной и алюминиевой проволоки обычно не окрашивают. Иногда для большей устойчивости ажурную структуру крепят к основанию, изготовленному из различных материалов (древесины, металла, пластмассы) (рис. 21).

Практическая работа № 9

Внимание! Помним и соблюдаем правила безопасной работы.

Изготовление декоративного изделия из проволоки

1. Пофантазируйте и изобразите в рабочей тетради эскиз ажурной скульптуры из проволоки. (На рисунке 22 показаны примеры декоративных изделий из проволоки.) Подумайте о практическом применении изделия.

2. Подготовьте инструменты для работы с проволокой. Рассчитайте, сколько проволоки вам понадобится для изготовления изделия.

3. Выполните элементы задуманной скульптуры с помощью правки, гибки и резки проволоки, соблюдая правила безопасной работы. Соедините элементы между собой.

4. Готовое изделие окрасьте или покройте лаком, если это необходимо. Не забудьте сфотографировать изделие и поместить фотографию в портфолио.

Запоминаем опорные понятия

Ажурная скульптура из металла.

Самостоятельная работа

Работа с информацией.

Если вы хотите изготовить творческий проект с элементами декоративных изделий из проволоки, то выполните поиск его вариантов в Интернете и других источниках информации, выберите понравившееся изображение. Сохраните информацию в форме эскиза, фотографии и др.

Читайте также: