Боковые тротуары и убежища на всех постоянных местах ограждают металлическими перилами высотой сдо

Обновлено: 17.05.2024

5.2.9 При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.

В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой в пределах 1 - 1,2 м.

Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Ступени лестниц должны быть с подступенком. Применение открытых ступеней (без подступенка) не допускается.

5.2.10 При отсутствии лифтов ширина марша лестницы должна быть не менее 1,35 м. В остальных случаях ширину марша следует принимать по СП 54.13330 и СП 118.13330.

Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 - 0,33 м) и иметь нетравмирующее завершение.

5.2.11 При расчетной ширине марша лестницы 4,0 м и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни.

5.2.12 Следует применять различный по цвету материал ступеней лестниц и горизонтальных площадок перед ними.

5.2.13 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%).

На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м.

В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м.

Через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м.

Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5х1,5 м.

Ширину марша пандуса следует принимать по ширине полосы движения согласно 5.2.1. Поручни в этом случае принимать по ширине пандуса.

Инвентарные пандусы должны быть рассчитаны на нагрузку не менее 350

5.2.14 По продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м.

Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент.

5.2.15 Вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м.

Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь нетравмирующее завершение.

5.2.16 Поручни рекомендуется применять округлого сечения диаметром от 0,04 до 0,06 м. Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м для стен с гладкими поверхностями и не менее 0,06 м для стен с шероховатыми поверхностями.

На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей, а также предупредительные полосы об окончании перил.

Лифты, подъемные платформы и эскалаторы

5.2.17 Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами для обеспечения доступа инвалидов на креслах-колясках на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливается в задании на проектирование.

5.2.18 Следует применять лифты, предназначенные для пользования инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим. Их кабины должны иметь внутренние размеры не менее 1,7 м в ширину и 1,5 м в глубину.

Для нового строительства общественных и производственных зданий рекомендуется применять лифты с шириной дверного проема не менее 0,95 м.

5.2.19 Выбор числа и параметров лифтов для транспортирования инвалидов производится по расчету с учетом максимально возможной численности инвалидов в здании, исходя из номенклатуры по ГОСТ Р 53770.

Для жилых многоквартирных зданий для транспортирования инвалидов на кресле-коляске допустимо использование лифта с размером кабины (ширина х глубину) 2,1x1,1 м и шириной дверного проема 1,2 м, в которой кресло-коляска размещается с поворотом.

На объектах физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения для транспортирования людей на креслах-колясках следует применять лифт с внутренними размерами кабины лифта не менее 2,1x1,5 м.

5.2.20 Световая и звуковая информирующая сигнализация в кабине лифта, доступного для инвалидов, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51631 и Технического регламента о безопасности лифтов. У каждой двери лифта, предназначенного для инвалидов, должны быть тактильные указатели уровня этажа. Напротив выхода из таких лифтов на высоте 1,5 м должно быть цифровое обозначение этажа размером не менее 0,1 м, контрастное по отношению к фону стены.

5.2.21 Установку подъемных платформ с наклонным перемещением для преодоления лестничных маршей инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе на креслах-колясках, следует предусматривать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51630.

В целях обеспечения контроля за подъемной платформой и действиями пользователя подъемные платформы могут быть оснащены средствами диспетчерского и визуального контроля, с выводом информации на удаленное автоматизированное рабочее место оператора.

Если эскалатор или пассажирский конвейер находятся на основном пути движения МГН, у каждого их конца следует предусмотреть выступающие перед балюстрадой ограждения высотой 1,0 м и длиной 1,0 - 1,5 м для безопасности слепых и слабовидящих (шириной в чистоте не менее движущегося полотна).

Пути эвакуации

5.2.23 Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность посетителей в соответствии с требованиями "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений", "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" и ГОСТ 12.1.004 с обязательным учетом психофизиологических возможностей инвалидов различных категорий, их численности и места предполагаемого нахождения в здании или сооружении.

5.2.24 Места обслуживания и постоянного нахождения МГН следует располагать на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений зданий наружу.

5.2.26 Пандус, служащий путем эвакуации со второго и вышележащих этажей, должен иметь выход наружу из здания на прилегающую территорию.

5.2.27 Если по расчету невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать зоны безопасности, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений, либо из которых они могут эвакуироваться более продолжительное время и (или) спасаться самостоятельно по прилегающей незадымляемой лестничной клетке или пандусу.

Минимальные длины участка изменения жесткости на подходе

9.9. Для замены грунта применяется щебень твердых пород с размером фракций до 40 мм. Щебень замены грунта укладывается послойно с уплотнением с обеспечением модуля деформации не ниже Е=100 МПа. Поверхность вырезки грунта земляного полотна для возможности отвода воды выполняется с уклоном 0,04 (40‰) в полевую сторону, а для предотвращения попадания в материал замены мелких частиц на неё укладывается нетканый материал.

На участках подходов земляного полотна, сложенных пучинистыми грунтами, если граница промерзания входит в эти грунты в сечении с максимальной толщиной замены, то под балластной призмой предусматривается укладка тепловой изоляции из плит экструдированного пенополистирола.

Толщина тепловой изоляции назначается теплотехническим расчетом из условия расположения границы промерзания в сечении с максимальной толщиной щебня замены в этом слое.

9.12. На участках с бесстыковым путем стыки рельсовых плетей должны располагаться вне пределов участка переходного пути с переменной жесткостью, а на участках звеньевого пути стыки звеньев должны быть не ближе 10 м от сечения перехода с земляного полотна на искусственное сооружение (начало устоя, портал тоннеля).

10. Тротуары и убежища

10.1. На всех мостах полной длиной более 25 м, на всех мостах высотой более 3 м, на всех мостах, расположенных в пределах станций, и на всех путепроводах должны быть двусторонние боковые тротуары с перилами.

В северных условиях двусторонние боковые тротуары должны иметь все мосты полной длиной более 10 м.

На двухпутных пролетных строениях, а также на двухпутных и многопутных мостах с ездой поверху на общих опорах во всех случаях должны быть тротуары в междупутье на уровне верха мостовых брусьев (металлических поперечин, безбалластных железобетонных плит).

10.2. На пролетных строениях с ездой на поперечинах или безбалластных железобетонных плитах необходимо устраивать раздельные боковые тротуары на уровне низа поперечин (плит).

На больших охраняемых мостах с ездой понизу, если поперечные балки прикреплены большими «топориками», разрешается располагать один тротуар на уровне верха поперечин (плит). На пролетных строениях с ездой понизу со сплошными главными балками боковые тротуары следует устраивать на уровне верха поперечин. В этом случае целесообразно применять безбалластные железобетонные плиты.

Боковые тротуары на длинных мостовых брусьях (поперечинах) допускаются на эксплуатируемых металлических мостах впредь до их капитального ремонта или переустройства, а также на деревянных мостах.

На мостах с ездой на балласте боковые тротуары следует располагать на уровне бортов балластного корыта.

На малых мостах с уширенным балластным корытом для пропуска щебнеочистительных машин специально боковые тротуары можно не устраивать.

10.3. На тротуарах с металлическими консолями рекомендуется применять металлический настил просечного или рифленого профиля, можно применять настил из арматурной стали, а также настил из железобетонных плит (при достаточной грузоподъемности пролетных строений и несущей способности консолей). Металлический настил разрешается укладывать внутри колеи.

Деревянный настил допускается на эксплуатируемых мостах только в случае, если его заменять нецелесообразно. Например, на старых пролетных строениях, подлежащих замене.

Деревянный настил на боковых тротуарах должен быть устроен из четырех досок сечением 20х5 см, укладываемых с зазором в 2 см. Доски должны быть остроганы и пришиты гвоздями длиной 100 мм к поперечным брусьям сечением не менее 10х10 см. Деревянный настил можно устраивать из щитов.

Расстояние между местами опирания настила (на консоли или промежуточные опоры при металлических прогонах) не должно превышать 180 см.

На металлических пролетных строениях с ездой поверху при расположении тротуаров над верхними поясами ферм настил для удобства очистки и осмотра ферм рекомендуется устраивать откидным на петлях или съемным.

10.4. Боковые раздельные тротуары, убежища, а также тротуары в междупутье на пролетных строениях с ездой на поперечинах (безбалластные железобетонные плитах) рассчитывают на нормативную нагрузку 3,92 кПа (400 кгс/м 2 ), а на пролетных строениях с ездой на балласте – 9,8 кПа (1000 кгс/м 2 ). Расчетные сопротивления и коэффициенты при расчете несущих конструкций, а также тип исполнения конструкции (обычное, северное А или Б) и материалы принимаются в соответствии со СНиП 2.05.03-84*.

Боковые тротуары и убежища должны прикрепляться к пролетным строениям только на болтах или заклепках. Монтажная сварка не допускается.

10.5. Для укрытия людей при проходе поездов, размещения противопожарного инвентаря, а также механизмов, оборудования и материалов при производстве ремонтных работ на мостах должны устраиваться убежища.

Убежища на мостах должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке (при длине моста от 50 до 100 м допускается устраивать по одному убежищу с каждой стороны пути) (рис. 10.1).

На участках со скоростью движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных климатических условиях расстояние между убежищами должно быть 25 м.

На эксплуатируемых мостах в северных условиях и на участках обращения пассажирских поездов со скоростью до 140 км/ч допускается сохранить существующие расстояния между убежищами 50 м при условии обеспечения дополнительных специальных мер по безопасному ведению работ и соблюдению правил нахождения на искусственных сооружениях. Дополнительные специальные меры для каждого моста должны быть разработаны с учетом местных условий на основе действующих Правил техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений и утверждены начальником дистанции пути.

Размеры убежищ: вдоль моста – не менее 3 м, поперек моста – 1 м. На эксплуатируемых мостах допускается сохранение убежищ размерами вдоль моста не менее 1,8 м и поперек моста – не менее 0,8 м.

На пролетных строениях с шириной балластного корыта между наружными гранями бортов 4,9 м при наличии боковых тротуаров размер убежищ поперек моста (1 м) может приниматься с учетом ширины тротуара.


На деревянных и металлических мостах с мостовым полотном на длинных мостовых брусьях убежища устраивают на 3-х брусьях длиной 5-5,25 м.

Рис. 10.1. Расположение убежищ

а - на мостах длиной более 100 м для не скоростных участков и обычной климатической зоны;

б - на мостах длиной более 50 м для участков скоростного движения и северной климатической зоны;

в - на мостах длиной от 50 до 100 м для нескоростных участков и обычной климатической зоны и от 25 до 50 м для участков скоростного движения и северной климатической зоны.

Убежища рассчитываются на ту же нагрузку, что и раздельные боковые тротуары.

10.6. Боковые тротуары и убежища на всех постоянных мостах ограждают металлическими перилами высотой (от верха настила) 1,1 м.

Стойки и поручни перил должны быть из уголков сечением не менее 70х70х8 мм.

Заполнение перил на новых мостах должно выполняться в нижней части из швеллера № 14, а в верхней - из круглых стержней диаметром 20 мм (рис. 10.2., а).На эксплуатируемых мостах может быть сохранено заполнение из круглых стержней, при этом расстояние от первого стержня до верха настила должно быть не более 30 см, а стойки перил должны отстоять от плиты или крайней доски настила не более чем на 1 см (рис. 10.2,б). При больших расстояниях перильное заполнение в плановом порядке переустраивается.


Рис.10.2. Перильное заполнение:

а – на новых мостах;б – на эксплуатируемых мостах;

1 - поручень перил 80х80х8 мм; 2 - заполнение перил; 3 - фасонка; 4 - стойка перил 80х80х8 мм; 5 - заполнение перил - швеллер № 14; 6 - плита тротуара; 7 - болт 22 мм; 8 - фасонка.

Примечание: в местах сопряжения швеллера со стойками перил полки швеллера вырезать на длине 90 мм.

Расстояние от оси пути до наиболее выступающих частей перил на прямых участках пути должно быть не менее 2450 мм, а при проектировании новых пролетных строений – не менее 2480 мм, учитывая допуски на установку пролетных строений и укладку пути на мостах. В мостах на кривых необходимо предусматривать соответствующее увеличение расстояния от оси пути до перил.

На железнодорожных мостах, расположенных в городах, перила при необходимости могут устраиваться с учетом повышенных архитектурных требований по индивидуальным проектам, утверждаемым железными дорогами. На деревянных мостах допускается устройство деревянных перил (рис.6.1).

10.7. На металлических пролетных строениях эксплуатируемых мостов боковые тротуары, убежища и перила выполняют по индивидуальным или повторно применяемым проектам, разработанным на основе указанных выше требований с использованием типовых проектов новых пролетных строений и утвержденным службами пути железных дорог.

В Приложении 16 настоящих Указаний приведены конструкции боковых тротуаров на металлических пролетных строениях по проекту, разработанному институтом Гипротранспуть для повторного применения на эксплуатируемых мостах при устройстве новых или реконструкции существующих раздельных тротуаров.

На новых пролетных строениях боковые тротуары, убежища и перила устраивают по типовым проектам пролетных строений, утвержденным установленным порядком.

10.8. Конструкция тротуаров и настила должна обеспечивать свободное перемещение подвижных концов пролетных строений от воздействия температуры воздуха и временной нагрузки.

ТУ мостовое полотно

9.1. Для плавного сопряжения участков пути с разной жесткостью на подходах к мостам и тоннелям с безбалластной конструкцией пути сооружаются переходные участки пути с переменной жесткостью.

Конструкция переходных участков с переменной жесткостью должна обеспечивать устойчивую работу железнодорожного пути в зоне примыкания к искусственному сооружению без ремонта в течение срока не менее чем период между капитальными ремонтами пути.

Конструкции переходных участков пути с переменной жесткостью распространяются для земляного полотна на прочном основании.

9.2. Проектирование и выполнение работ по сооружению переходных участков пути с переменной жесткостью производится в соответствии с Техническими условиями, утвержденными Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» 16 декабря 2003 г.

9.3. Переходные участки пути с переменной жесткостью устраиваются на всех подходах к мостам и тоннелям с безбалластной конструкцией пути, расположенным на путях 1 и 2 класса, а также на путях 3 класса, где по показаниям путеизмерительного вагона отмечаются систематические расстройства рельсовой колеи.

Такие участки рекомендуется также устраивать на подходах к железобетонным мостам с балластным корытом и к тоннелям с балластной конструкцией пути, имеющим бетонное основание, если на этих сооружениях отмечаются систематические расстройства рельсовой колеи.

Участки пути с переменной жесткостью не устраиваются на подходах к тоннелям, если земляное полотно в предпортальной выемке сложено скальными грунтами.

9.4 Устройство переходных участков пути с переменной жесткостью по срокам совмещается с проведением реконструкции или капитального (усиленного капитального) ремонта пути, либо выполняется в составе работ по усилению и реконструкции искусственных сооружений.

9.5 Основным принципом устройства переходного участка пути с переменной жесткостью является постепенное, в направлении от земляного полотна к искусственному сооружению, увеличение жесткости подшпального основания и уменьшение интенсивности накопления остаточных деформаций.

9.6. На сети дорог приняты следующие решения для создания переходного пути:

– конструкция, состоящая из железобетонных бездонных коробов, заполненных щебнем с послойным его уплотнением (рис. 9.1.). Всего устанавливается 8 коробов сечением 3х3 м, в том числе 3 короба высотой по

0,8 м, 2 – по 1,0 м, 2 – по 1,2 м и 1 – 1,5 м. Для отвода воды из установленных коробов предусмотрено устройство дренажа.

Рис. 9.1. Переходной путь из бездонных железобетонных блоков жесткости

– конструкция с подбалластными железобетонными плитами. Для изменения жёсткости тела насыпи применяются плоские железобетонные плиты переменной ширины поперёк оси пути (рис. 9.2.). Первая ступень состоит из 3-х плит 3,2х3,75 м, вторая - из 3-х плит 2,75х3,5 м, третья – из 6 плит 1,75х3,0 м. Для исключения боковых деформаций балласта со стороны обочин укладывают габионы, а для отвода воды предусмотрена замена грунта на дренирующий за шкафной стенкой устоя.

Рис. 9.2. Переходной путь с подбалластными железобетонными плитами.

– переходной путь с заменой грунтов верхней части насыпи на щебень, укладываемый между слоями геосеток (рис. 9.3). Применяемый щебень

фракции 20-40 мм, укладываемый с послойным уплотнением, толщина слоя не более 200 мм. Для отвода воды от грунтов земляного полотна за задними стенками устоев устраивается дренаж, а поверхности площадки придаётся уклон 0,04 в полевую сторону. Толщина слоя замены грунта щебнем в основном конструктивном решении составляет 0 в начале участка, увеличиваясь до 1,0 м у искусственного сооружения. Для исключения боковых деформаций в щебне, заменяющем грунты и восприятия возникающих в нем растягивающих усилий, он армируется слоями геосеток (георешеток) с шагом между ними по толщине 20 см.

Рис. 9.3. Переходный путь с заменой грунта верхней части насыпи на щебень, укладываемый между слоями геосеток.

9.7. Для снижения жесткости подшпального основания и контактных напряжений на балласт на искусственном сооружении в местах перехода с земляного полотна (устои моста, портальные участки тоннеля) укладываются упругие прокладки по подошве шпалы либо упругие подбалластные маты на бетон сооружения. Упругие прокладки и упругие маты выполняются из резины или полиуретана. Срок службы упругих элементов принимается не менее 30 лет.

9.8. Длина переходного участка пути с переменной жесткостью на подходе к искусственному сооружению Lпж определяется для каждого конкретного объекта протяжением фактической зоны повышенных расстройств пути. Для выделения этих зон используются данные путеизмерительных вагонов или результаты испытаний нагрузочными поездами.

Минимальная длина участка изменения жесткости на подходе (Lпж) при этом в зависимости от скорости движения поездов принимается по данным таблица № 9.1.

Минимальные длины участка изменения жесткости на подходе

движения поездов, км/ч

Минимальная длина участка

9.9. Для замены грунта применяется щебень твердых пород с размером фракций до 40 мм. Щебень замены грунта укладывается послойно с уплотнением с обеспечением модуля деформации не ниже Е=100 МПа. Поверхность вырезки грунта земляного полотна для возможности отвода воды выполняется с уклоном 0,04 в полевую сторону, а для предотвращения попадания в материал замены мелких частиц на неё укладывается нетканый материал.

10. Тротуары и убежища

Деревянный настил на боковых тротуарах должен быть устроен из четырех досок сечением 20х5 см, укладываемых с зазором в 2 см. Доски должны быть остроганы и пришиты гвоздями длиной 100 мм к поперечным

брусьям сечением не менее 10х10 см. Деревянный настил можно устраивать из щитов.

Убежища на мостах должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке (при длине моста от 50 до 100 м допускается

устраивать по одному убежищу с каждой стороны пути)

На участках со скоростью движения пассажирских поездов более

км/ч и в северных условиях расстояние между убежищами должно быть 25 м. На эксплуатируемых мостах в северных условиях и на участках

обращения пассажирских поездов со скоростью до 140 км/ч допускается сохранить существующие расстояния между убежищами 50 м при условии обеспечения дополнительных специальных мер по безопасному ведению работ и соблюдению правил нахождения на искусственных сооружениях. Дополнительные специальные меры для каждого моста должны быть разработаны с учетом местных условий на основе действующих Правил техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений и утверждены начальником дистанции пути.

На деревянных мостах и металлических мостах с мостовым полотном на длинных мостовых брусьях убежища устраивают на трех брусьях длиной 5,0 - 5,25 м.

а - на мостах длиной более 100 м для не скоростных участков и обычной климатической зоны; б - на мостах длиной более 50 м для участков скоростного движения и

северной климатической зоны; в - на мостах длиной от 50 до 100 м для нескоростных участков и

обычной климатической зоны и от 25 до 50 м для участков скоростного движения и северной климатической зоны.

Стойки и поручни должны быть из уголков сечением не менее

Заполнение перил на новых мостах должно выполняться в нижней части из швеллера № 14, а в верхней - из круглых стержней диаметром 20 мм (рис. 10.2., а ) . На эксплуатируемых мостах может быть сохранено заполнение из круглых стержней, при этом расстояние от первого стержня до верха настила должно быть не более 30 см, а стойки перил должны отстоять от плиты или крайней доски настила не более, чем на 1 см (рис. 10.2, б ). При больших расстояниях перильное заполнение в плановом порядке переустраивается.

а - на новых мостах; б - на эксплуатируемых мостах;

1 - поручень перил 80х80х8; 2 - заполнение перил; 3 - фасонка; 4 - стойка перил 80х80х8; 5 - заполнение перил - швеллер №14; 6 - плита тротуара; 7 - болт 22 мм; 8 - фасонка.

Примечание. В местах сопряжения швеллера со стойками перил полки швеллера вырезать на длине 90 мм.

На железнодорожных мостах, расположенных в городах, перила при необходимости могут устраиваться с учетом повышенных архитектурных требований по индивидуальным проектам, утверждаемым железными дорогами. На деревянных мостах допускается устройство деревянных перил

11. Противопожарные обустройства

11.1. На деревянных мостах, а также на мостах с ездой на деревянных

поперечинах необходимо иметь противопожарные средства в виде бочек с водой вместимостью 200 л и ящиков с песком вместимостью 0,25 м 3 (приложение № 17), а на охраняемых мостах, кроме того, огнетушители гидропульты и другие специальные противопожарные приспособления.

11.2. На однопутных и двухпутных металлических и железобетонных мостах с деревянным мостовым полотном длиной от 10 до 25 м устанавливают одну бочку на конце моста, при длине мостов более 25 м - по одной бочке на концах моста и по одной бочке на каждые 50 м длины моста. На однопутных и двухпутных мостах с деревянными пролетными строениями или деревянными опорами при длине моста от 5 до 15 м устанавливают одну бочку на конце моста, при длине моста более 15 м - по одной бочке на концах и по одной бочке на каждые 25 м длины моста. Бочки устанавливаются на площадках-убежищах,

а при их отсутствии - на специальных помостах.

При отсутствии или пересыхании в летнее время водотока у деревянных опор устанавливают бочки с водой по одной на каждые 25 м длины моста.

11.3. Кроме бочек с водой, на металлических и железобетонных мостах с деревянным мостовым полотном длиной более 25 м и на деревянных мостах длиной более 15 м ставят ящики с песком на площадках, располагаемых по длине моста между площадками для бочек. Ящики с песком должны иметь крышки на петлях. Песок в ящиках должен быть сухим.

На путепроводах над электрифицированными участками взамен бочек с водой должны быть поставлены ящики с песком.

На пешеходных мостах с деревянным настилом устанавливают ящики с песком по одному на каждые 50 м длины моста (со сходами).

В зимний период бочки должны быть пустыми, а в остальное время наполнены водой. В засушливых и безводных районах на металлических и железобетонных мостах с деревянным мостовым полотном длиной до 25 м, а также на деревянных мостах длиной до 15 м и у деревянных опор допускается вместо бочек с водой устанавливать ящики с песком вместимостью 0,25 м 3 .

На мостах с деревянными пролетными строениями пространство между контррельсами или между специальными брусками должно быть покрыто дощатым настилом и засыпано щебнем или гравием, а пространство между путевым рельсом и контррельсом (или бруском) покрыто полосовой сталью. На мостах с металлическими пролетными строениями на деревянных опорах указанные покрытия необходимо устраивать над всеми опорами и в обе стороны от них на расстоянии 2 - 5 м (в зависимости от высоты опоры).

Расположенные над железнодорожными путями части деревянных путепроводов должны быть обшиты снизу листовой сталью на ширину не менее 4 м со спущенными на 0,3 м краями.

Вместо стали допускается применение асбошифера, покрытие деревянных элементов огнеупорной краской, пропитка огнезащитными составами и другие мероприятия, которые согласовываются пожарной охраной железной дороги.

На охраняемых мостах, помимо бочек с водой и ящиков с песком, должны быть следующие противопожарные средства:

а) химические огнетушители, устанавливаемые в специальных деревянных ящиках (приложение № 17) на концах моста и через каждые 100 м его длины; в зимнее время огнетушители необходимо переносить в теплое помещение;

б) ведра по одному на каждые 200 м длины моста, но не менее одного на пост охраны;

в) противопожарный инвентарь (не менее чем по 2 шт.): лопаты, ломы, топоры, багры, а также ведра с веревкой и блоком для пополнения воды в бочках.

Боковые тротуары и убежища на всех постоянных местах ограждают металлическими перилами высотой сдо

Лестницы 3-го типа должны иметь поручни с двух сторон, решетчатое или перфорированное покрытие ступеней и площадок. Ступени и горизонтальные площадки должны обеспечивать свободное удаление осадков.

Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI (EI) 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1,0 м от плоскости оконных проемов.

6.13* Допускается устройство лестниц 3-го типа в соответствии с противопожарными требованиями к путям эвакуации.

6.14* В качестве второго эвакуационного выхода с любого этажа многоэтажного здания образовательной организации или зданий группы Б (приложение В*) допускается использовать лестницу 3-го типа, если число эвакуируемых и высота расположения этажа соответствуют противопожарным требованиям к путям эвакуации.

6.15 При перепаде отметок пола более 1,0 м в одном или в смежных помещениях (не отделенных перегородкой) для защиты от падения по периметру верхнего уровня необходимо предусматривать ограждение высотой не менее 0,9 м; в помещениях с детьми - 1,1 м. При перепаде отметок пола менее 1,0 м допустимо применение иных устройств, исключающих возможность падения людей.

Примечание - Требование этого пункта не распространяется на сторону планшета сцены, обращенную к зрительному залу.

6.16* Высота ограждений опасных перепадов на путях движения должна быть не менее 0,9 м, а ограждений балконов, лоджий, наружных галерей, наружных лестниц 3 типа, террас, эксплуатируемых кровель должна быть не менее 1,2 м; ограждений неэксплуатируемых кровель - не менее 0,6 м (в высоту ограждений кровель при наличии парапета включают его высоту). Лестничные марши и площадки внутренних лестниц должны иметь ограждения (с поручнями) высотой не менее 0,9 м, при наличии зазора между маршами более 0,12 м (в свету) - 1,2 м.

Ограждения должны быть непрерывными, оборудованы поручнями и рассчитаны на восприятие нагрузок не менее 0,3 кН/м.

В зданиях зрелищных учреждений, в торговых и торгово-развлекательных, досуговых и спортивных организациях и предприятиях, где могут находиться дети дошкольного возраста, в ограждениях открытых лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются).

6.17* Ограждения в зданиях ДОО, школ и учебных корпусов школ-интернатов, где расположены помещения первых классов, а также детских поликлиник и стационаров, детских зрелищных учреждений должны отвечать следующим требованиям:

высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных организациях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 м или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;

лестницы должны иметь двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях, - на высоте 0,9 м, а также дополнительный на высоте 0,5 м.

6.18 При расчетной ширине лестниц, проходов или люков на трибунах открытых и крытых спортивных сооружений более 4 м следует предусматривать разделительные поручни высотой не менее 0,9 м. При расчетной ширине люка или лестницы менее 2,5 м для люков или лестниц, имеющих ширину более 2,5 м, устройство разделительных поручней не требуется.

6.19 На трибунах спортивных сооружений при разнице отметок пола смежных рядов более 0,55 м вдоль прохода каждого зрительного ряда следует устанавливать ограждение высотой не менее 0,8 м, не мешающее видимости.

На балконах и ярусах спортивных и зрительных залов перед первым рядом высота барьера должна быть не менее 0,8 м.

6.20 В зданиях театров в комплексе помещений обслуживания сцены следует предусматривать не менее двух лестниц в закрытых лестничных клетках с естественным освещением, имеющих выходы на чердак и кровлю, и две колосниковые лестницы, сообщающиеся с рабочими галереями и колосниками. Незадымляемые лестничные клетки могут быть без естественного освещения.

6.21 Наибольшее число людей, одновременно пребывающих на этаже, при расчете путей эвакуации необходимо определять исходя из расчетной вместимости помещений на данном этаже, в которых могут находиться посетители (учащиеся, зрители и т.п.).

6.22 Коммуникационные пути в зданиях должны обеспечивать в случае экстремальной ситуации безопасную и своевременную эвакуацию по ним людей.

При проектировании зальных помещений необходимое время эвакуации (для обеспечения ее своевременности) с учетом их объема и расстояний от наиболее удаленной точки зала до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по таблицам 6.2 и 6.3.

3.3 Челноки.

Наиболее важные элементы контруголков (контррельсов) – это вводящие устройства – челноки. Они в первую очередь воспринимают удар, сошедший с колесной пары, и принудительно отклоняют ее к оси пути в желоб между рельсами и контррельсами. Челноки укладываются на деревянных или железобетонных шпалах мостового типа. Прикрепление челноков к шпалам осуществляется с помощью путевых шурупов, которые завинчиваются в пропитанные буковые дюбеля, заделанные в шпалы при их изготовлении.

3.4 Тротуары и площадки убежища

Согласно указаниям на всех мостах полной длиной более 25 м, на всех мостах высотой более 3 м, всех мостах расположенных в пределах станций, и на всех путепроводах должны быть двухсторонние боковые тротуары с перилами .В северных условиях двухсторонние боковые тротуары должны иметь все мосты полной длиной более 10 м.

На двухпутных пролетных строениях, а также на двухпутных и многопутных мостах с ездой по верху на общих опорах во всех случаях должны быть тротуары в междупутье на уровне верха мостовых брусьев (металлических поперечин, безбалластных железобетонных плит).Для укрытия людей при прохо­де поездов, размещения противопо­жарного инвентаря, а также механиз­мов, оборудования и материалов при производстве ремонтных работ на мос­тах должны устраиваться убежища.

Убежища на мостах должны распо­лагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке (при дли­не моста от 50 до 100 м допускается устраивать по одному убежищу с каж­дой стороны пути).

Убежища рассчитываются на ту же нагрузку, что и раздельные боковые тротуары.

Боковые тротуары и убежища на всех постоянных мостах ограждают металлическими перилами высотой (от верха настила) 1,1 м.

Боковые тротуары и убежища должны прикрепляться к пролетным строениям только на болтах или заклепках. Монтажная сварка не допускается. Конструкция тротуаров и настила должна обеспечивать свободное перемещение подвижных концов пролетных строений от воздействия температуры воздуха и временной нагрузки.


Рисунок.3.4-Перила.

4.Расчёт элементов мостового полотна (деревянной поперечины)

4.1 Исходные данные к расчету

К расчёту назначено металлический мост с полотном на деревянных поперечинах (расчетная схема см. рис. 10.), с расстоянием между балками В=2,16 (м). Нагрузка составляет 207 (кН/ось).

4.2 Расчётная схема

Расчётную схему (см.рис11) деревянной поперечины принимаем в виде балки на двух опорах, загруженной двумя сосредоточенными силами. Балка работает на изгиб, следовательно, выполняем расчеты по прочности на нормальные и скалывающие напряжения.


Рис.4.1 – Расчетная схема при расчете на изгиб и эпюры изгибающих моментов и поперечных сил в поперечине.

4.3 Определение нагрузки на поперечину и соответствующих ей усилий

Данный расчет производится с учетом того, что временная нагрузка от подвижного состава распределяется между тремя соседними поперечинами за счет жесткости рельса.


Рис.4.2 – Схема распределения нагрузки от подвижного состава между тремя поперечинами.

Поперечное сечение поперечины принимаем равным 20х24 см, расстояние между поперечинами 15 см.

Момент инерции поперечины:

Момент инерции рельса Р65:

Модуль упругости древесины:

Модуль упругости рельсовой стали:

Коэффициент упругого распределения:


где В=216 см – расстояние между осями продольных балок или ферм,

ап=35 см – расстояние между осями соседних поперечин,

еп=28,25 см – расстояние между осью рельса и осью продольной балки или фермы.

Наибольшая нагрузка, передаваемая на поперечины:

где γf=1,2 – коэффициент надежности по нагрузке,

(1+μ)=1.6 при λ=0 – динамический коэффициент.

Расчетные усилия:

Максимальный изгибающий момент:

Максимальная поперечная сила:

Проверка прочности по нормальным напряжениям

Условие прочности:

где Rdb=15,7 МПа – расчетное сопротивление древесины сосны изгибу.

Wnt момент сопротивления поперечины, определяется по формуле:

Проверка прочности по касательным напряжениям

где Rdab=2,35 МПа – расчетное сопротивление древесины сосны скалыванию вдоль волокон при изгибе.

Sbr – статический момент отсеченной части, определяется по формуле:

Читайте также: