Цепочки превращений по теме металлы

Обновлено: 19.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

1. Решите цепочку превращений

Na _ _+O2 ___-> A _ _+Na ___-> B ___+H2O - > NaOH __ +? __> Na 2 SO 4

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия калия с кислородом и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

3. Какой объем водорода может быть получен при растворении в воде 94,5 г рубидия, содержащего 10 % примесей, если выход водорода составил 90% от теоретически возможного?

K _ _+O2 ___-> A _ _+K ___-> B ___+H2O - > KOH __ +? __-> KNO 3

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия рубидия с кислородом и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

3. Какой объем водорода может быть получен при растворении в воде 22,5 г лития, содержащего 5 % примесей, если выход водорода составил 80% от теоретически возможного?

Li _ _+O2 ___-> A ___+H2O - > B __ +HCI __-> C __ +? __-> Li 2 SO 3

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия натрия с кислородом и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

3. Какой объем водорода может быть получен при растворении в воде 81,5 г калия, содержащего 3 % примесей, если выход водорода составил 95% от теоретически возможного?

Rb _ _+O2 ___-> A _ _+Rb ___-> B ___+H2O - > RbOH __ +? __-> Rb 3 PO 4

3. Какой объем водорода может быть получен при растворении в воде 49,5 г натрия, содержащего 7 % примесей, если выход водорода составил 80% от теоретически возможного?

Na _ _+O2 ___-> A _ _+Na ___-> B ___+H2O - > NaOH __ +? __> NaNO 3

K _ _+O2 ___-> A _ _+K ___-> B ___+H2O - > KOH __ +? __-> K 2 SO 4

Li __+O 2 ___-> A ___+H 2 O - > B __ +HNO 2 __-> C __ +? __-> Li 2 S

Rb _ _+O2 ___-> A _ _+Rb ___-> B ___+H2O - > RbOH __ +? __-> RbCI

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа по теме "Металлы"

Контрольно-измерительные тесты по теме "Металлы" .


Контрольная работа 9 класс по теме "Металлы"

В эту работу входит:-характеристика элемента-генетическая цепь-задача .


Контрольная работа по теме "Металлы" (9 класс, коррекция)

Контрольная работа в 9 классе завершает тему «Металлы», она рассчитана на академический час и позволяет проверить качество знаний, умений и навыков у учащихся коррекционных классов.Работа .

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р.


План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов.


Технологическая карта урока "Контрольная работа №1 Металлы""

Дифференцированный подход стал основой при разработке данной контрольной работы, что позволяет учащимся самостоятельно определить степень освоения раздела "Металлы" уже на первом этапе.

Пособие-репетитор по химии

2. Краткая история открытия и происхождение названия.

3. Физические свойства.

4. Химические свойства.

5. Важнейшие соединения: оксиды, пероксиды, гидроксиды, соли.

6. Качественные реакции на катионы щелочных металлов.

7. Нахождение в природе.

8. Основные методы получения.

П о л о ж е н и е в т а б л и ц е Д. И. М е н д е л е е в а,
с т р о е н и е а т о м а

К щелочным металлам относят элементы Ia группы периодической системы Д.И.Менделеева: литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций. Свое название эти металлы получили потому, что при взаимодействии с водой они и их оксиды образуют щелочи. Щелочные металлы относятся к s-элементам и имеют один валентный электрон на внешнем уровне (ns 1 ). Сверху вниз в подгруппе радиус атома увеличивается, энергия ионизации уменьшается, способность отдавать валентный электрон увеличивается, поэтому восстановительная способность также увеличивается. Самым активным из щелочных металлов является франций (радиоактивен). Все щелочные металлы хранят под слоем керосина или минерального масла из-за их высокой реакционной способности. В соединениях щелочные металлы всегда проявляют степень окисления +1, преобладающий тип связи – ионная.

К р а т к а я и с т о р и я о т к р ы т и я
и п р о и с х о ж д е н и е н а з в а н и я

Название лития произошло от греческого слова «камень», поскольку впервые он был обнаружен в виде гидроксида в составе минерала (камня). Название натрия происходит от древнеегипетского «натрон», так называли любую щелочь. Название калия происходит от арабского названия щелочей – «алкали», ранее калий называли «поташ», но это название не прижилось. Рубидий получил свое название из-за цвета спектральных линий (лат. «рубидус» – красный). Цезий также обязан своим названием цвету линии спектра – латинским словом «цезиус» (голубой, светло-серый) в древности обозначали голубизну ясного неба. Франций был назван французской исследовательницей М.Перей, открывшей этот элемент, в честь ее родины.

Ф и з и ч е с к и е с в о й с т в а

Все щелочные металлы – мягкие серебристые вещества с характерным блеском на свежесрезанной поверхности. Они имеют низкие температуры плавления и кипения, хорошо проводят тепло и электрический ток. Литий, натрий и калий легче воды. Сверху вниз по подгруппе плотность металлов увеличивается, а температуры плавления уменьшаются.

Х и м и ч е с к и е с в о й с т в а

Все щелочные металлы отличаются высокой реакционной способностью. Они реагируют с водородом, кислородом и другими неметаллами:

Щелочные металлы реагируют с водой, образуя щелочи:

Натрий и другие щелочные металлы вытесняют водород из кислот-неокислителей:

2Na + 2HCl = 2NaCl + H2.

C кислотами-окислителями образуются другие продукты восстановления:

Металлический натрий вытесняет калий из расплава KCl при 450 °С:

KCl + Na = NaCl + K.

О к с и д ы щ е л о ч н ы х м е т а л л о в – твердые вещества белого (оксиды лития и натрия), желтого (оксиды калия и рубидия) и оранжевого (оксид цезия) цвета. Они обладают ярко выраженными основными свойствами. Эти оксиды реагируют с водой, кислотами, амфотерными и кислотными оксидами, кислородом:

Оксид лития получают прямым взаимодействием простых веществ, остальные оксиды получают другими способами – при нагревании смеси гидроксида, пероксида и надпероксида с избытком соответствующего металла в отсутствие кислорода, например:

П е р о к с и д ы щ е л о ч н ы х м е т а л л о в – желтовато-белые порошки. Они реагируют с водой, неметаллами, кислотами, угарным и углекислым газами. В ОВР пероксиды проявляют окислительно-восстановительную двойственность, например:

Г и д р о к с и д ы щ е л о ч н ы х м е т а л л о в – твердые белые вещества, хорошо растворимые в воде. Щелочи проявляют ярко выраженные основные свойства. При движении вниз по подгруппе от Li к Fr растворимость в воде их щелочей и сила оснований увеличиваются. Эти гидроксиды являются сильными электролитами, реагируют с кислотами, кислотными оксидами, некоторыми неметаллами, амфотерными оксидами и гидроксидами, солями:

Все гидроксиды щелочных металлов, кроме гидроксида лития, термически устойчивы. Гидроксид лития при прокаливании разлагается на оксид и воду:

Гидроксиды щелочных металлов можно получить электролизом водных растворов хлоридов, взаимодействием металла или его оксида с водой или некоторыми обменными реакциями:

Большинство с о л е й щ е л о ч н ы х м е т а л л о в хорошо растворимы в воде, исключение составляют некоторые соли лития. Растворы солей щелочных металлов, образованных слабыми кислотами, имеют щелочную реакцию среды вследствие гидролиза. Cоли, образованные сильными кислотами, не гидролизуются, например:

Соли и другие соединения щелочных металлов изменяют окраску пламени, что используется в химическом анализе. Ионы лития окрашивают пламя в карминово-красный цвет, ионы калия – в фиолетовый, ионы натрия – в желтый, ионы рубидия – в беловато-розовый, ионы цезия – в фиолетово-красный цвет.

В п р и р о д е щелочные металлы встречаются только в виде соединений вследствие своей высокой химической активности. Важнейшие соединения: поваренная соль NaCl, сильвинит NaCl•KCl, мирабилит, или глауберова соль, Na2SO4•10H2O, селитры – NaNO3, KNO3.

Щ е л о ч н ы е м е т а л л ы п о л у ч а ю т электролизом расплавов солей (чаще хлоридов) или щелочей, например:

Тривиальные названия распространенных солей: поваренная (каменная) соль NaCl, кальцинированная сода Na2CO3, каустическая сода NaOH, кристаллическая сода Na2CO3•10H2O, питьевая сода NaHCO3; марганцовка KMnO4, бертолетова соль KClO3, глауберова соль Na2SO4•10H2O, калийная селитра KNO3, поташ K2CO3, растворимое стекло или силикатный клей – смесь силикатов натрия, калия.

Тест по теме «щелочные металлы»

В промышленности металлический натрий может быть получен:

а) взаимодействием раствора хлорида натрия с металлическим калием;

б) электролизом расплава гидроксида натрия;

в) восстановлением оксида натрия водородом;

г) электролизом раствора гидроксида натрия.

2. Какой металл может плавать на поверхности воды? (возможно более одного варианта ответа.)

а) Осмий; б) алюминий;

в) литий; г) калий.

3. Из перечисленных солей выберите ту, которая гидролизуется с образованием раствора, имеющего рН > 7:

а) сульфид свинца; б) нитрит свинца;

в) йодид натрия; г) сульфид калия.

4. Ионы калия придают окраске пламени цвет:

а) желтый; б) фиолетовый;

в) карминово-красный; г) оранжевый.

5. При электролизе раствора фосфата калия образуются следующие продукты реакции:

а) на катоде – водород, на аноде – кислород, в растворе – фосфат калия;

б) на катоде – калий, на аноде – фосфорная кислота, в растворе – вода;

в) на катоде – водород, на аноде – фосфорная кислота, в растворе – гидроксид калия;

г) на катоде – калий и водород, на аноде – кислород, в растворе – фосфорная кислота.

6. Какой объем раствора хлорида натрия с молярной концентрацией 3 моль/л и плотностью 1,12 г/мл надо прилить к воде массой 200 г, чтобы получить раствор с массовой долей поваренной соли 10%?

а) 56,7 мл; б) 200 мл; в) 94,2 мл; г) 315 мл.

7. Сумма коэффициентов в реакции взаимодействия калия с избытком сильно разбавленного раствора азотной кислоты равна:

а) 30; б) 29; в) 7; г) 12.

8. При растворении 10,8 г гидрида щелочного металла в воде выделяется 10,08 л газа (н.у.). Металл, входящий в состав гидрида, – это:

а) литий; б) натрий;

в) калий; г) рубидий.

9. Коэффициент перед восстановителем в ОВР между нитритом калия и дихроматом калия в сернокислом растворе равен:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

10. Какое вещество является природным источником калия?

а) надпероксид калия; б) гидроксид калия;

в) нитрат калия; г) гидрид калия.

Ключ к тесту

Задачи и упражнения по теме «Щелочные металлы»

Хлорид натрия карбонат натрия хлорид натрия гидроксид натрия натрий сульфат натрия хлорид натрия.

2. Калий гидроксид калия гидрокарбонат калия карбонат калия сульфат калия хлорид калия гидросульфат калия.

3. Хлорид натрия гидроксид натрия карбонат натрия гидрокарбонат натрия нитрат натрия.

4. Хлорид натрия гидроксид натрия карбонат натрия гидроксид натрия натрий нитрат натрия.

5. Гидроксид калия хлорид калия нитрат калия нитрит калия хлорид калия.

6. Натрий пероксид натрия оксид натрия гидроксид натрия хлорат натрия хлорид натрия нитрат натрия нитрит натрия.

7. Хлорид натрия натрий гидрид натрия гидроксид натрия гидросульфит натрия.

У р о в е н ь А

1. Образец бинарного соединения натрия с элементом пятой группы содержит 4,14 г натрия и 4,5 г другого элемента. Назовите это соединение.

Ответ. Арсенид натрия Na3As.

2. При действии избытка воды на 1,38 г металла выделился газ, занимающий при н.у. объем 672 мл. Определите металл.

По закону эквивалентов:

где газ – водород, Э(М) – эквивалент металла.

Если валентность металла I, то Ar(M) = 23, металл – натрий Na.

Если валентность металла II, то Ar(M) = 46, такого металла нет.

3. Найдите массу соли, образующейся при сжигании 11,2 г лития в 20 л хлора (н.у.).

4. Через склянку, содержащую раствор гидроксида натрия массой 80 г, пропустили избыток углекислого газа, в результате чего масса раствора увеличилась на 8,8 г. Найдите массовую долю гидроксида натрия в исходном растворе.

5. Какая масса 40%-го раствора гидроксида натрия необходима для получения 212 г карбоната натрия, если доля выхода продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного?

6. При электролизе 400 г 20%-го раствора хлорида калия получен раствор гидроксида калия. Через этот раствор пропустили избыток углекислого газа. Найдите массу соли, образовавшейся в растворе, если доли выхода продуктов описанных реакций составляют 80% и 75% от теоретически возможного.

У р о в е н ь Б

1. Масса щелочного металла, необходимого для получения его бромида, в 1,395 раза больше, чем масса этого металла, необходимая для получения его йодида. Определите металл, если известно, что массы полученных галогенидов одинаковы.

2. Образец натрия массой 2,3 г опустили в 5%-й раствор гидроксида натрия. После окончания реакции массовая доля гидроксида натрия в растворе стала равна 10%. Найдите массу 5%-го раствора гидроксида натрия.

3. При добавлении смеси лития с гидридом лития к 200 г 5%-го раствора гидроксида лития образовался 10%-й раствор гидроксида лития. Найдите массу смеси лития с гидридом лития, если известно, что количества веществ ее компонентов одинаковы.

200 г 5%-го раствора LiOH содержат m0(LiOH) = 10 г и 190 г H2O.

Уравнения протекающих реакций:

Обозначим (Li) = (LiH) за x моль.

Массовая доля полученного раствора 1(р-ра) = 10%, или 0,1; 1(р-ра) = m1(LiOH)/ m0(р-ра).

Общая масса гидроксида лития: m1(LiOH) = m0(LiOH) (10 г) + ma(LiOH) (в реакции а, 24х г) +
+ mб(LiOH) (в реакции б, 24х г).

Масса нового раствора: m1(р-ра) = m(Li) (7х г) + m(LiH) (8х г) + m0(р-ра) (200 г) – m2)
(в реакции а, 0,5х г) – m2) (в реакции б, 0,5х г).

Отсюда х = 0,2146 моль.

m(Li) = •M(Li) = 0,2146•7 = 1,5 г,

m(LiH) = •M(LiH) = 0,2146•8 = 1,7 г.

Масса исходной смеси Li и LiH:

4. При действии избытка углекислого газа на 32,9 г неизвестного соединения металла с кислородом образовалось твердое вещество А и выделился газ В. Вещество А растворили в воде и добавили избыток раствора нитрата бария, при этом выпало 27,58 г осадка. Газ В пропустили через трубку с раскаленной медью, масса трубки при этом увеличилась на 6,72 г. Установите формулу исходного соединения.

1. В четырех пробирках находятся водные растворы сульфида, сульфита, сульфата и силиката натрия. Как с помощью одного реактива можно распознать содержимое каждой пробирки? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

Ответ. Реактив – кислота HCl.

2. Простое вещество, газ А желто-зеленого цвета с резким запахом реагирует с серебристо-белым металлом В, плотность которого меньше плотности воды. В результате образуется вещество С, окрашивающее пламя в коричнево-красный цвет. При действии на твердое вещество С концентрированной серной кислотой при нагревании выделяется бесцветный газ D с резким запахом, хорошо растворимый в воде. Определите вещества А, В, С, D, напишите уравнения перечисленных реакций.

Ответ. А – Cl2, B – Li, C – LiCl, D – HCl.

3. В четырех пробирках находятся растворы веществ: техническая сода, растворимое стекло (или силикатный клей), каустическая сода, серная кислота. Предложите наиболее рациональный путь определения каждого из этих веществ.

Ответ. Определить среду растворов универсальным бумажным индикатором,
а затем к щелочным растворам добавить кислоту HCl.

4. С какими из данных веществ будет взаимодействовать оксид калия: сернистый газ, вода, ортофосфорная кислота, гидроксид натрия, сульфат железа(III), йодоводородная кислота. Напишите уравнения возможных реакций.

5. Вещество А – мягкий серебристо-белый металл, легче воды. При взаимодействии вещества А с простым веществом В образуется соединение С, растворимое в воде с образованием щелочного раствора. При обработке вещества С соляной кислотой выделяется газ D с неприятным запахом и образуется соль, окрашивающая пламя горелки в фиолетовый цвет. Идентифицируйте вещества, напишите уравнения реакций.

Материалы контрольной работы по химии в 9 классе по теме: "Металлы" Варианты 1-25

Материалы контрольной работы по химии в 9 классе по теме:

1. Для металла лития укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

2. Решите цепочку превращений, подпишите названия всех веществ, укажите типы реакций:

3. Решите задачу: Найдите массу комплексной соли, которую можно получить при взаимодействии 156 г. гидроксида цинка, содержащего 2% примесей, с гидроксидом натрия.

4. Порошок белого цвета залили водой, прошла бурная реакция с выделением большого количества тепла. Полученный молочно-белый раствор профильтровали и образовался прозрачный бесцветный раствор, через который пропустили углекислый газ. В результате прозрачный раствор помутнел. Назовите все вещества, участвующие в данном эксперименте. Запишите их формулы, а также уравнения проведенных реакций.

Контрольная работа № 2 (9 класс)

1. Для металла железа укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Найдите объем углекислого газа, который образуется при разложении 438 г карбоната кальция, содержащего 23% примесей?

4. Металл, хранившийся под слоем керосина, оставили на воздухе. Со временем он превратился в белый порошок. При добавлении к нему воды получился мутноватый раствор с едкими свойствами. При добавлении к нему фенолфталеина образуется малиновый раствор. Какой металл мог храниться под керосином? Запишите уравнения прошедших в эксперименте реакций.

1. Для металла натрия укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Какой объем угарного газа выделится при взаимодействии 197 г оксида кальция, содержащего 4% примесей, с углеродом?

4. В двух пробирках налиты прозрачные растворы неизвестных веществ. При добавлении к пробирке № 1 красной кровяной соли образовался темно-синий осадок, а при добавлении к пробирке № 2 желтой кровяной соли образовался бирюзовый осадок. Какие вещества могли быть в пробирках № 1и № 2? Запишите уравнение одной из прошедших в пробирках реакций.

1. Для щелочного металла, название которого в переводе с греческого означает «камень», укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Найдите массу хлорида железа, которую можно получить из 135г железа, содержащего 11% примесей, при взаимодействии с соляной кислотой?

4.К неизвестной соли магния добавили соляную кислоту, при этой выделился углекислый газ. Его пропустили через прозрачный раствор гидроксида щелочноземельного металла. В результате образовался осадок белого цвета. Назовите вещества, участвующие в эксперименте, запишите их формулы, составьте уравнение прошедших реакций.

1. Для щелочного металла, название которого в переводе с арабского означает «сода», укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Какая масса оксида натрия получится из технического натрия массой 312г, содержащего 7% примесей?

4. В трех пробирках даны вещества: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария. Как химическим путем можно отличить эти вещества друг от друга? Запишите уравнения соответствующих реакций.

1. Для щелочноземельного металла, впервые полученного Г.Дэви в 1808 г из белой магнезии, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Какая масса оксида лития образуется при окислении 325г технического лития, содержащего 4% примесей?

4. В трех пробирках даны вещества: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия. Как химическим путем можно отличить эти вещества друг от друга? Запишите уравнения соответствующих реакций.

1. Для щелочноземельного металла, название которого в переводе с латинского означает «известь, мягкий камень», укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3.Решите задачу: Какая масса пероксида натрия получится из технического натрия массой 315г, содержащего 3% примесей?

4. В трех пробирках даны вещества: нитрат бария, сульфат натрия, карбонат кальция. Как химическим путем можно отличить эти вещества друг от друга? Запишите уравнения соответствующих реакций.

1. Для металла, название которого в переводе с латинского означает «квасцы», укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какую массу нитрида бериллия можно получить из 117г технического бериллия, содержащего 1% примесей?

4. В трех пробирках даны вещества: хлорид натрия, хлорид алюминия, хлорид железа ( III ). Как химическим путем можно отличить эти вещества друг от друга? Запишите уравнения соответствующих реакций.

1. Для металла, который можно распознать кровяными солями, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Найдите массу титана, которую можно получить из оксида титана ( IV ) массой 615г, содержащего 3% примесей, методом магнийтермии.

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав хлорида кальция. Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для самого легкого металла, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Найдите объем водорода, который выделиться из 130г железа, содержащего 5% примесей, в реакции с водой.

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав сульфат железа ( II ). Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, являющегося основным компонентом легированной стали, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Найдите массу гидроксида железа ( III ), которую можно получить из 500 г технического железа, содержащего 5% примесей.

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав сульфат железа ( III ). Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав пищевой соли, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Найдите объем углекислого газа, который может получиться при взаимодействии 713г оксида меди ( II ), содержащего 12% примесей, с углеродом.

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав хлорид железа ( III ). Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав негашеной извести, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

Li → Li 2 O → LiOH → LiJ → Li 2 SO 4

3. Решите задачу: Какую массу ванадия можно получить из 148 г оксида ванадия ( V ), содержащего 2% примесей, методом кальцийтермии?

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав хлорид железа ( II ). Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав жженой магнезии, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какой объём водорода выделится в реакции взаимодействия раствора серной кислоты с 415 г технического алюминия, содержащего 17% примесей?

4. В опыте получили хлорид алюминия из раствора алюмината натрия. Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав каустической соды, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какая масса железной окалины получится из 327 г раскаленного железа, содержащего 6% примесей, при взаимодействии с кислородом?

4. В опыте получили железо из сульфата железа ( II ). Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав поташа, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какая масса гидроксида кальция получится при взаимодействии 300 г технического кальция, содержащего 8% примесей, с водой?

4. В опыте получили оксид железа ( III ) из хлорида железа ( III ). Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

4. В опыте получили железо из сульфата железа ( III ). Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав известковой воды, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какая масса гидроксида алюминия получится из 319 г хлорида алюминия, содержащего 1% примесей, при взаимодействии с гидроксидом натрия?

4. В опыте получили сульфат магния из карбоната магния. Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав ржавчины, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какой объём водорода можно получить из 519 г технического калия, содержащего 9% примесей, в реакции с водой?

4. В опыте получили медь из сульфата меди. Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав гипса, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какая масса оксида цинка может получится из 824 г технического цинка, содержащего 11% примесей?

4. В опыте получили цинкат натрия из хлорида цинка. Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

Цепочки превращений веществ
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Цепочки превращений веществ

(указать условия проведения реакций)

1) NaCl → Na₂Co₃ → Na H Co₃ → Na Cl → Na OH

2) Fe S₂ → SO₂ → SO₃ → Ca SO₄

3) Zn S → Zn Cl₂ → Zn O

4) Ca → Ca O → Ca(OH)₂ → Ca Co₃ → Ca (HCO₃)₂ → CO₂

5) C → CO → CO₂ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃

6) NO → NO₂ → H NO₃ → Cu (NO₃)₂ → Cu (CH₃COO)₂

7) Al → Al(OH)₃ → Al₂ O₃ → Al → Al₂ S₃ → Al Cl₃

8) K₂ CO₃ → K₂ SO₄ → KCl → Cl₂ → Ca Ca₂

9) Fe → Fe S → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃

10) Ca → Ca Cl₂ → Ca(OH)₂ → Ca (NO₃)₂ → Ca Cl₂

11) Na₂ SO₄ → Na₂ CO₃ → Na Cl → Na OH → Na OH → Na H CO₃ → CO₂

12) Al₂ → Al₂(SO₄)₃ → Al(OH)₃ → K[Al(OH)₄] → Al₂ O₃ → Al

13) Zn → Zn S → Zn Cl₂ → Zn O → Zn SO₄ → Zn (OH)₂

14) Cu → Cu (NO₃)₂ → Cu O → Cu S O₄ → Cu → Cu(OH)₂

15) Ca → Ca O → Ca (NO₃)₂ → Ca(OH)₂ → Ca Si O₃

16) Na → NaCl → Na₂ CO₃ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃

17) Si O₂ → H₂ Si O₃

18) Si O₂ → Si → Mg₂ Si → Si H₄

19) Cu O → Cu → Cu Cl₂

20) N₂ → NH₃ → HNO₃ → Mg (NO₃)₂

21) (NH₄)₂ Cr₂ O₇ → Cr₂ O₃ → Na Cr O₂ → Cr₂ (S O₄)₃

22) Zn S → H₂ S → SO₃ → SO₃

23) H Cl → Cl₂ → K Cl O₃ → K Cl → Ag Cl

24) K Cl O₃ → O₂ → P₂ O₅

25) Na₂ CO₃ → Na₂ S O₄ → Na Cl → Na NO₃ → Na Cl

26) Al → Al₂ S₃ → Al(OH)₃ → Al₂ (SO₄)₃

27) Fe S₂ → Fe(OH)₃ → Fe₂ (SO₄)₃ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃

28) Si O₂ → Si → Si H₄ → Si O₂ → Na₂ Si O₂

29) PB (NO₃)₂ → HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂

30) Ca₃ (PO₄)₂ → Ca (H₂ PO₄)₂ → Ca SO₄ → Ca S → Ca CO₃

31) NH₃ → NH₄ Cl → NH₃ → NO

32) Na NO₃ → Na NO₂ → N₂ → NO → Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂

33) Na Cl → Na₂ CO₃ → Na OH → Na₂ SO₃

34) Na₂ SO₃ → S → Al₂ S₃ → H₂ S → SO₂

35) HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂ O

36) Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂ → Ba S O₃ → Ba S → H₂ S → S

37) K NO₃ → K Cl → K Cl O₃ → K Cl → K₂ SO₄

38) Ca SO₄ → Ca (OH)₂ → Ca Cl₂ → H Cl → Cl₂

39) KCl O₃ → K Cl → H Cl → Ca Cl₂ → Ca SO₄

40) Cu ( NO₃)₂ → Cu O → Cu SO₄ → Cu (NO₃)₂

41) Ca₃ (PO₄)₂ → P → H₃ PO₄ → Ca H PO₄ → Ca₃ (PO₄)₂

42) Fe → Fe S → Fe(OH)₂ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃ → Fe PO₄

43) NH₄ Cl → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO → Fe (NO₃)₃

44) K₂ S → SO₂ → S → Zn S → Zn Cl₂

45) Fe S₂ → H₂ SO₄ → SO₂ → K H SO₃

46) HNO₃ → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO

47) Na Cl → Cl₂ → HCl → Ag Cl

48) K Cl → K OH → K Cl O₃ → K Cl → H Cl

49)C₂ H₅ OH → CO₂ Na₂ CO₃ → Ca CO₃

50) Fe → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃ → Fe → Fe(OH)₃


Цепочка превращений и теория электролитической диссоциации
Презентация "Цепочка превращений"

Материал для урока химии в 9 классе.

Проверочная работа по теме: Вещества, превращения веществ, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 8 класс

Проверочная работа в 8 классе по теме: Вещества, превращения веществ, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Учебник О. С. Габриеляна.

Подготовка к ЕГЭ "Цепочки превращений"


генетические ряды неорганических веществ. цепочки превращений

закрепление понятий основных классов неорганических веществ, их генетическая связь и превращение .

Урок химии, 8 класс "Генетическая связь металлов и неметаллов"
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований; развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций;
воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения

ВложениеРазмер
urok_himii_po_teme_geneticheskaya_svyaz_metallov_i_nemetallov.docx 19.07 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

План – конспект факультативного занятия

Предмет: химия. Класс: 9. Дата проведения: 21.03.

Тема: Генетическая связь металлов и неметаллов (2 ч.) Цели : закрепление понятий «генетический ряд», «генетическая связь». Задачи : научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований; развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций;
воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения.
УМК : Рудзитис, Фельдман.

1) Орг. момент
2) Повторение ранее изученного материала

1. Генетические связи – это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно
выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания
выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основный оксид→щёлочь→соль
Например, K→K2O→KOH→KCl
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает
нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена
ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в
следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимаякислота→соль
Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл
Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si
Фронтальная беседа по вопросам:

Что такое генетическая связь? Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Что такое генетический ряд?

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Какие виды генетических рядов принято выделять? Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл →основный оксид → щёлочь → соль

например, генетический ряд калия K → K2O → KOH→ KCl

б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл

например: Cu→ CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.

Например: P→ P2O5 → H3PO4 →Na3PO4

б) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл → кислотный оксид → соль→ кислота → кислотный оксид → неметалл

Например: Si→ SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si

Выполнение заданий по вариантам:

1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, объясните свой выбор, опираясь на знание признаков состава данного класса соединений. Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите.

6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций.

9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций.

10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH)2: II вариант: Na2SO4, NaOH, Na, Na 2O2, Na2O

Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"

Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой.

"Общая характеристика неметаллов" урок химии в 9 классе по программе Габриеляна О.С.

Предлагаю урок химии в 9 классе по теме «Общая характеристика неметаллов» с использованием ИКТ. Урок построен на применении методов, позволяющих учащимся самостоятельно, с использованием .

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.


Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок работы с понятием «неметаллы» и поиска .


Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ХИМИИ В 9.10 КЛАССАХ НА ТЕМУ: "НЕМЕТАЛЛЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, КАК ОБЗОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ В 10 КЛАССЕ И ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ В 9 КЛАССЕ.


План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна

Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда.

Читайте также: