Что такое блэк металл

Обновлено: 05.07.2024

Разомну немного косточки. Сдую пыль с черновика 2018 года и сделаю первый пост за долгое время в музыкальном разделе DTF. Посвятить его хотелось бы десятке блэк-метал релизов, которые, на мой взгляд, помогли бы втянуться слушателю в понимание основных канонов жанра, а также продемонстрировать его некоторые не самые ортодоксальные плоскости.

Нетленная норвежская классика, вышедшая в «урожайный» 1994 год. Один из ярчайших примеров традиционного, сырого блэк-метала as it is. Релиз, который так или иначе оказал влияние на жанр и музыкантов как в пределах родной Норвегии, так и далеко за пределами. Если бы у бм был эталон, то данный материал явно рассматривался бы как один из его вариантов.

С учетом у Darkthrone и до этого вышло уже две полноценные бм-работы также считающиеся жанровой классикой (хотя, надо признаться, «A Blaze in the Northern Sky» все ещё хорошо напоминал о death metal-корнях), именно «Transilvanian Hunger» чаще всего упоминается в разрезе разговоров о норвежском проекте.

На самом деле, здесь должен был бы быть альбом Malvery. Но с учетом, что творчество канадского проекта к сожалению отсутствует на Spotify, пришлось найти альтернативного кандидата. И «Nocturnal Poisoning» от Xasthur максимально подходит для этого. Важный для бм «нулевых» и депрессивного бм в частности.

Честно сказать, я в принципе не являюсь большим поклонником X., но именно данный альбом был одним из немногих, что понравился мне сразу и остается в плейлисте по сей день. Максимально медленный и меланхоличный, полновес через несколько лет смог встать в один ряд с работами Abyssic Hate, Strid, Sortsind, Trist и конечно же вышеупомянутым Malvery.

Хоть Kvist является и не очень известным проектом и вообще просуществовал буквально пять лет, но за этот короткий период у музыкантов получилось записать один из лучших melodic black metal релизов за все время существования бм как жанра. Хотя данная суб-ветка блэка и существует весьма условно и часто включает в себя довольно разных исполнителей, начиная от некоторых представителей sympho black metal (например, второй альбом Covenant, которое ещё более-менее вписывается в жанровые координаты) и вплоть до death/black’ового Dissection (которые весь свой мелодизм черпали в death metal'е, а если точнее, то в его «шведском варианте»), но часто здесь можно обнаружить действительно великолепные работы.

В плане саунда и сонграйтинга здесь по большей части сохранены элементы из традиционного бм, но упор делается на обозначенный в жанре мелодизм. Для 1996 все это звучало максимально свежо, да и сейчас слушается с огромным удовольствием. Инструментальная составляющая в полном порядке и каждый отдельный элемент звучит максимально гармонично.

Данный альбом имеет максимально важное положение в общей парадигме атмосферного бм, повлияв на весьма солидное количество работ после себя, закладывая жанровые основы как для самого абм, так и более поздних вариантов блэка, вроде все того же пост блэк-метала.

Да и вообще, «Bergtatt: Et eeventyr i 5 capitler» вне всякого сомнения входит в золотой фонд норвежской и мировой сцены 90-х. Сочетания low-, mid- и high tempo кусков выполнено на максимально возможном уровне, вокальные партии Garm’а в обоих вариациях дополняют мрачный, пропитанный природой своего региона инструментал.

Жанровые мутации в блэк-метале случались и до этого момента, но именно Neige стал одним из тех новаторов, после которого, словно лавина, на мир бм обрушились орды молодых, часто талантливых, музыкантов, желающих воплотить идеи смешения шугейза и бм в реальность.

Стоит отметить, что его же Alcest был чуточку раньше, если следовать хронологии, но, на мой взгляд, именно первый и единственный полноформатный Amesoeurs стал наивысшей точкой развития блэкгейза и остается таковой даже сейчас, в 2021 году. Альбом, пропитанный урбанизмом и современностью, совершено далёкими для многих представителей традиционных форм жанра. Музыканты сотворили небольшое чудо.

Изначально на эту позицию плотно претендовали Blasphemy с их «Fallen Angel of Doom…», но канадские гранды, к сожалению, до Spotify не дошли. В качестве альтернативы я хотел бы оставить один из тех релизов, который оказался на мои пристрастия весьма серьёзное влияние и навсегда изменил предпочтения в death и black/death метале. Это первый полновес испанского Teitanblood.

Записанный в формате 2+2 (NSK и J в основном составе, а также два сессионных музыканта, один из которых с недавнего времени является полноправным участником Т.), он являет собой настоящий монолит безумства, вобравший в себя все лучшие элементы обозначенных жанров. Ураганные партии ударных, максимально тяжеловесные гитары и вокал, словно из утробы преисподней, все это музыка Teitanblood. В black/death можно, но весьма сложно найти более стабильных и мрачных образчиков жанра, нежели они.

Почти самый тяжёлый выбор за весь список, ибо здесь могло оказаться множество релизов, от пост-DMDS релизов Mayhem (вплоть до 2004 года) и Arcturus'овский «La Masquerade Infernale». Но я решил уделить внимание хоть весьма узнаваемому, но в общем количестве внимания — весьма им обделённый.

Речь о единственном полноформате Ved Buens Ende, норвежском проекте, который почти сразу после окончательного формирования парадигмы традиционного бм начал заниматься её сломом. И весьма преуспевал в этом. В композиционном, лирическом и любом ином плане — это прорывная для своего времени работа. Тем радостней тот факт, что эти матерые ветераны совершили возвращение на сцену в 2019 году. У …and Oceans получилось, и я очень надеюсь, что VBE также будут на коне.

Следующие два пункта весьма близки друг другу, но сохраняют небольшую дистанцию. Если говорить о современном атмосферном блэк-метале, то на мой взгляд он сохраняет именно абм’ный жанровый каркас, но уже стабильно находится под влиянием то пост-метала, то пост-рока. Woods of Desolation прекрасный пример именно такого подхода. И вновь, мне бы хотелось представить их более поздний релиз, но библиотека сервиса, к сожалению, им не располагает.

Но так или иначе, «Torn Beyond Reason» в нужной мере демонстрирует концепцию выше обозначенной субжанровой формы и без проблем мог бы дать равный бой более предпочтительному лично для меня «As the Stars». Так или иначе, продолжаю ожидать новый материал, а пока слушаю оба полновеса с частотой «раз в месяц».

А вот и ещё весьма близкий к предыдущему пункту случай. Вот только современный пост-бм старается максимально отойти в сторону от жанровых канонов и приёмов, всё больше адаптируя элементы пост-метала/пост-рока, шугейза и других довольно атмосферных жанров. Всё это, безусловно, часто очень похоже, но с точки зрения концепции имеет весьма серьёзные различия. Deafheaven тому наилучший пример.

Для них бм — это музыка. И эта музыка бесконечно развивается (в заложенном ими самими смысле) и обрастает новыми слоями. Как итог, альбом был обласкан различными major-изданиями по всему миру, засветился на презентации iPhone и стал самой спорной, на мой взгляд, записью музыкантов. И хотя в моём списке предпочтений из дискографии D. он на одной из нижних позиций, концепцию и само явление современного пост бм он описывает идеально.

Напоследок мне хотелось оставить что-то максимально радикальное и экспериментальное. Опять же, здесь было множество вариантов и методов тех самых экспериментов, но я решил остановиться на американском Jute Gyte.

Adam Kalmbach в разные периоды своего творчества занимался чем только можно: эмбиент, глитч, дрон, idm. В общем, бесконечно экспериментировал и находился в поисках. Меж делом, ему удавалось записывать и блэк-метал релизы. И концептуально они во многом опережают большую часть того, что можно найти на нынешней сцене. Микротональности, использование метода стохастической музыки, сериализма, алеаторики и тому подобных вещей из академической среды делают его проект непохожим. Возможно сейчас мы можем видеть постепенно зарождение поистине авангардного бм, а не того скандинавского прога, по лекалам которого часто коллективы получают такой тег.

Надеюсь, что данный список смог хотя бы немного отобразить жанровое разнообразие блэка. К сожалению, в формате десятки не вместились некоторые поджанры (особенно такой важный, как симфо бм, например), а также некоторые политизированные его образцы (по очевидным причинам). Так или иначе, я довольно давно не писал относительно больших материалов, по различным личным причинам. Надеюсь, что получится кого-то, не особо знакомого с блэк-металом, заинтересовать. А для знающих это будет скорее возврат к тем ранним денькам, когда они во многом начинали своё знакомство с бм.

В остальном, желаю всем удачи с ближайшими материалами. Надеюсь, что каждый получит то внимание к своим работам, на которое он и рассчитывал.

Без украинской pagan BM сцены пост про black не пост. А знаете, почему их тут нет? Потому что основных представителей нет на Spotify! Нормальным пацанам на Spotify black metal невозможно слушать.

А почему на украинцах свет клином сошёлся? Потому что тебе нравятся? Ну это ж вкусовщина.

на спотифае есть Drudkh - то что необходимо и достаточно знать об укроблеске

Укр8инский бл8к м8т8л

Большинство этих групп не люблю и не слушаю, но в плане разнообразия топ адекватный. Надеюсь, тебя возьмут в штат. На dtf с музыкой туго, а уж с блэком и подавно.

ну ок без шуток, блек метал и нет Immortal? послушай их blashyrkh mighty ravendark

БЛИН, НИКОГДА НЕ СЛУШАЛ.

Занесу свою чёртову дюжину нетривиальной блечинки/околоблечинки:

1. Lux Occulta - The Mother And The Enemy (Poland)
2. Dodheimsgard - Supervillain Outcast (Norway)
3. Lugubrum - De Ware Hond (Belgium)
4. Spektr - The Art To Disappear (France)
5. Arcturus - Sideshow Symphonies (Norway)
6. Hail Spirit Noir - Oi Magoi (Greece)
7. Abigor - Fractal Possession (Austria)
8. BlackLodge - SolarKult (France)
9. Code - Resplendent Grotesque (England)
10. CSSABA - Toxic CSSABA (Poland)
11. Fleurety - Min Tid Skal Komme (Norway)
12. Sigh - In Somniphobia (Japan)
13. The Kovenant - Animatronic (Norway)

Хороший список, но он очень односторонний получился. Я придерживался идеи в списке, чтобы по одному поджанру и оттуда по одному альбому. Но в целом, релизы то отличные, тут спору нет.

Только у The Kovenant мне больше даже S.E.T.I. нравится и я все ещё жду Арию Галактику ахаха. Наивный.

Ни одной украинской группы! Как тебе не стыдно! Удоли.

Отличная статья, спасибо.
Блэк всегда задевал меня по касательной. Жанр интересный, но немного не мой.
Из того, что нравится: Alatyr, Emperor, Drudkh, Taake.

За Dissection и двор стреляю в упор

Обоснуй тезисно, с точки зрения выбранной категории, неправильность данного выбора. А ещё прочитай сам пункт, для начала.

Archenemy нет в посте про метал - осуждаю.

Тут ещё Арии нет!

И спликпкнота нет, да

шугейз + бм одно из лучших сочетаний! за Amesoeurs спс, они прям в сердечко попали

У них есть отличное демо (с точки зрения жанра, где они находятся), допиленный по тем лекалам первый альбом, а также «New Bermuda», к которому я за последний год очень изменил отношение и сейчас он в моем своеобразном топ-3 релизов проекта.

Ну, а Bölzer просто крутые. Один из моих любимых проектов в жанре "нетривиальный black/death". Окои очень крутой дядя. Мне и другие коллективы, где он отметился, по душе.

Был на Bolzer, вживую раздают очень мощно.

Кстати, Woods of Desolation в ру спотифае до недавнего времени не было.
А топ именно по разнообразию неплох, жаль, почти все знаю.

Да, топ максимально доступный, без попытки удивить. Это скорее такая отправная точка, если хочется вкатится. Удивлять попробую дальше, если возможность будет и хватит сил писать постоянно.

Вот и блэкуха подъехала, родная. Сам ни как не соберусь накатать пост по ней.

Творчество Калмбаха - крайне специфическая штука и в среде блэкеров не шибко популярная, что естественно. Адам проходится по всем канонам жанра паровым катком.

Все так. И это хорошо. Давно пора было ломать и рвать это все.

Достаточно разнообразный пост, но чтобы всё покрыть - надо таких еще штуки минимум 3. Успехов в их написании.

В этом и суть. Ну хотя бы один человек понимает это, слава Б-же. Может и возьмусь. Хотелось бы, безусловно :)

Спасибо на добром слове.

Всё нашёл) Не внимательно читал. Но а где поляки или наши сограждане в лице братьев близнецов?)

Где им и положено быть: в иных топах :) Тут же нужно понимать, что я всего по одной позиции на субжанр старался выделять. Если более пристально разбирать и писать, бы и коснулся, определенно, и Grima, и Ultar.

А что поляки, это кто именно? Польская сцена очень большая ныне, разнообразная. Мгла? Проекты Сарса/Руминского? Нсбм/Паган сцена? Их более major-ветка, в лице каких-нибудь Behemoth? Сложно :)

Решил я тут как-то послушать, а там попса какая-то. Думал наёбка какая-то, а оказалось и правда Ulver 🤔

Они с тех пор меняли звучание много раз. Но и последний поп-альбом довольно хорош.

Поздние альбомы не хуже ранних, но они вообще не про метал.

Бм на 1 и 3 полновесе (+демо)

Главной бм группы человечества нет почему-то ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Справедливости ради, Attack on god и Manifest у них хорошие, крепкие альбомы. Жаль, что группа превратилась в зашквар.

Просто оставлю это здесь.

Видел, много раз. Не знаю. Ну тип обычный максимально товарищ

Че бля, где бурзум.

А зачем? Это сборник "лучшее из лучших" или что? Для традиционного бм есть тут кандидат не хуже. Эмбиент бм я не задел в принципе, так что, о чем речь?

Спасибо за статью!
Не могу не упомянуть замечательный, как мне кажется, постблэк-соло-проект.

Да, достойный проект. Жду новый альбом, ибо последняя EP'шка, что недавно вышла, достойная получилась. Даже переосмысление одной старой вещи очень по душе

Мне топ частично зашёл частично нет, но это вкусовщина, автору спасибо, не соглашусь с некоторыми комментаторами, считаю автор в теме. Насчёт около славянской сцены польской/украинской/русской это достойно отдельного поста. Есть вопрос о французской хайп сцене почему для разнообразия нет Peste Noire или Deathspell Omega?

DsO я внес вот в заметку о французском бм. Peste Noire на Spotify, по понятным причинам, я думаю, нет. Так бы я, безусловно, внес один из их релизов.

Заметки по региональным сценам будут, безусловно. Я вот уже начал, сделал о Франции немного. Но даже там придется по несколько частей на одну сцену :)

Великолепный материал, спасибо большое отдельно за упоминание Sunbather, а то начинал читать с чувством что щас какой-то дикий элитизм будет). Из последнего дико советую заценить Lamp of Murmuur

UPD: и, конечно, Akhlys, забыл совсем, чувак безумно жирно и злобно раздает

Не хочу никого обидеть, но почти все звучит как шум и ор, а не музыка. Даже не могу представить настроение или занятие, при котором хотелось бы слушать подобное.

А как должна быть структурирована музыка, чтобы считаться оной? Можно формальные критерии услышать?

Уровень оценки "моя бабушка" 😁

Чего Литурджи не добавил? Ее вроде хейтят труъ митолисты, но они и дефхевен хейтят, так что это не тот случай.
О а еще Zeal & Ardor для меня прям открытие современного блека.
А еще Peste Noir вспомнились, а еще Imperial Triumphant. Altar of Plagues думаю точно знаешь. Блин придется блекуху слушать что ли.

Решил Jute Gyte, ибо Liturgy это именно в разряд экспериментального бм. Последним альбомом L. доволен.

Zeal & Ardor ужасно переоцененная группа, которая на одной и том же приёме пытается вывезти весь альбом. С точки зрения именно блэка опять таки никакого развития или разнообразия.

Неожиданно было увидеть здесь Kvist, один из самых любимых альбомов в блэке. Удачно сбалансированный, с довольно жестким звуком и клавишными на своем месте, без скатываний в мелодэт и симфо, что является проблемой многих mbm-команд. Кстати, недавно ознакомился с Ateiggär и был приятно удивлен отголосками Kvist там.

Автору за попытку зачёт, а вот реализация вызывает вопросы: ты терминологию откуда взял? Олдскул Пост Блэк? Это вообще что? ВБЕ - такой же авангард, как арктурус и солефальд всяческий. Тогда еще не было привычки лепить на жука и жабу приставку "пост-" - кстати несмотря на всё моё уважение - арктурус или боркнагер более "типовые" представители авангарда, нежели ВБЕ.
Улвер старый вообще никаким местом не атмосферик - тогда уже какой-нибудь Лимбоник Арт надо было штоле.
Дальше едем - почему темностул - традишнл блеск. Темностул - как Батори и Веном - протоблеск, хоть и ближе к тому что есть блеск в современном понимании.
То есть если ты хотел показать как ты хорошо знаешь жанр - ты молодец.
А если ты хотел объяснить что такое блеск человеку, который впервые с ним сталкивается - то ничего ты толком не объяснил.
Ну и упомянуть всяческий симфоблеск и "дарк" метал который как раз в силу простоты восприятия для многих неофитов является точкой входа в жанр стоило бы - человеку с улицы начать с Хастура будет сложновато.

Если слушать ушами, а также посмотреть некоторые конвенциональные точки зрения, то становится понятно, что Ulver как раз максимально кондовый такой олдскульный атмо бм. Я конечно понимаю, что на Наттенс Мадригал, например, звучал вообще ро бм, а второй альбом был сугубо фолковый, но именно Ulver взростили пласт атмо-бм артистов, показав один из путей развития. Другие продемонстрировал даже Варг на своих поздних.

ЧТО-ЧТО, простите? Прото-бм? Чувак, ну вот тут ты дал маху разом. Если первый альбом это 100% death metal (это соулсайд джоурней), а следующий ещё частично перенимает идеи предшественника в death-ключе, но уже музыканты во всю стараются писать бм, то все дальше третьего и до Sardonic Wrath так или иначе является традиционным бм. С влияниями на разных уровнях, на разные периоды. Трансильвания и вовсе апофеоз традиционного бм.

Дарк Метал не имеет толком отношения к блэку и как бы вообще является максимально эфемерным термином. Данная подборка как раз таки ничего не намерена объяснять. Это не FAQ-статья, с разбором характеристик, жанровых "волн" и тому подобного. Это обычный сборник десяти относительно разнообразных релизов. К слову, симфо бм тут прекрасно заменяет Квист, что даже сказано по тексту.

Блек-метал

Блэ́к-ме́тал (англ. Black metal , от англ. black — «чёрный»; норв. svartmetall ), или Блэ́к, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.

Содержание

Основные черты

Звучание

Блэк-метал, как правило, характеризуется предельно скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «грязное», создающее монотонную абразивную пелену сухого дисторшна. Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, инхэйл и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Отличительной чертой является монотонность, зацикленность и однообразие музыкальных композиций. Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается эталонным. Бас-гитара и (крайне редко) клавишные играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.

Сценический образ

Немаловажную роль играет сценический образ блэк-исполнителей. Широко используются черная кожа, шипы, «напульсники», т. н. «патронташи», тяжелая обувь на толстой подошве, и прочая атрибутика свойственная субкультуре металлистов. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Большинство музыкантов перед выступлениями или фотосессиями накладывают на лицо особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. На сцену часто выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов или военную форму Третьего рейха, либо в ритуальных одеждах. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная сатанинская атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише. Следует отдельно упомянуть особенности оформления обложек и буклетов в альбомах блэк-металлических команд: Доминируют мрачные чёрно-белые тона, часто изображается лес, природа, различные мифологические персонажи, иногда — кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику; используется готический шрифт, скандинавские руны и орнаменты; всячески обыгрывается сатанинская символика — пентаграммы, перевернутые кресты, вариации образа Бафомета, реже встречается нацистская символика. Логотипы многих блэк-металлических команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий, что делает названия групп абсолютно нечитаемыми.

Идеология

Блэк-метал характеризуется крайней идеологизированностью, зачастую — экстремизмом. Изначально, блэк возник как радикальный протест по отношению к религии и всему христианскому обществу. Наиболее распространённой темой является «тёмная сторона»: сатанизм, оккультизм, а также нигилизм, война, мизантропия, ненависть. При этом, несмотря на кажущиеся противоречия, огромное внимание уделяется скандинавской мифологии, языческим верованиям северных народов, их культуре и письменности, фольклору (ввиду наибольшего вклада в становление жанра норвежцев во время второй и третьей «волны» блэк-металла). Излюбленная тема: восхищение северной природой, лесами и горами (встречаются эпитеты: «холодный», «нордический» блэк-метал). Кроме того, достаточно часто в блэке присутствуют элементы нацизма, что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Периодически у исполнителей и сторонников блэк-метала возникает резкая полемика относительно того, кто из представителей стиля наиболее привержен «настоящему», правильному, «тру-» блэк-металлу (от англ. True Black metal). Отклонения от жёсткого блэк-звучания (эксперименты с электроникой, симфонические аранжировки, женский вокал и т. д.) очень негативно воспринимаются в блэк-среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных» последователей жанра репутацию «продажных» и «предательских». Также крайне негативно воспринимаются попытки исполнителей достичь популярности и коммерческого успеха (ротация на телевидении и радио, публикации в мейнстримовых журналах, контракты с крупными лейблами). По этой причине многие андеграундные исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы связать группу с «коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах), минимальными тиражами (иногда не более 2-3 десятков экземпляров, или, например, по «числу зверя» — 666 копий), со звуком крайне низкого качества, никогда не дают концертов. Тем не менее, в последние годы блэк-метал перестал быть исключительно «андеграундным» явлением.

Классификация блэк-метала

Прото-блэк

Прото-блэк (англ. Proto-Black metal ) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-, или хэви- метала(как это было с группой Mercyful Fate). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Сейчас почти не встречается.

  • Родоначальники: Hellhammer, Mercyful Fate, Venom, Sarcofago.
  • Типичные представители: они же, кроме того, Amazarak (Бразилия), Aura Noir, Damnation (Швеция), Gravewϋrm.

Тру блэк

Тру-блэк (англ. True Black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, нигилизм, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм. Стиль возник в Норвегии. Музыка как правило предельно простая, зачастую примитивная, хотя встречаются группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой.

Условным подвидом тру-блэка является Raw black metal (англ. raw — сырой), композиции записаны одной дорожкой без потоков, в крайне низком качестве.

True и Raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма. Особым почтением у поклонников жанра пользуются представители стиля с преступной репутацией: убийства, погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей, тюремные заключения.

Считается, что слово «True»("Истинный")" в среде поклонников блэк-метала используется как характеристика идеологической направленности группы; то есть группа, не придерживающаяся идеологии блэк-метала, считается «не истинной», отошедшей от канонов жанра - "не Тру". Примечательно, что словосочетание «не тру» (Not True) чаще используется в ироничном, насмешливом контексте.

  • Родоначальники: Darkthrone, Gorgoroth (первые альбомы), Mütiilation, Belketre, Judas Iscariot, Deathspell Omega (раннее творчество), Arckanum, Ildjarn, Nachtmystium, Туман, Clandestine Blaze, Horna, Vlad Tepes, Sargeist, Behexen, Corpus Christii, Watain, Funeral Mist, Krieg, Bael, Deviant, N.I.L, Antaeus, Ad Hominem, Aosoth, Blackdeath, Armagedda, Craft, Old Wainds, Beastcraft, Dark Blessing, Besatt, Tsjuder, Koldbrann, Urgehal, Enoid, Taigensis.

Пэган-блэк

Викинг-метал

Ви́кинг-ме́тал (англ. Viking metal) — разновидность метала, появившаяся в конце 1980-х гг., на формирование которой повлиял как блэк-метал, так и дэт-метал, пауэр-метал, трэш-метал и некоторые другие жанры. В последнее время данное направление чаще отождествляют с блэк-металом, либо, в случае явного преобладания элементов пауэр-метала и фолка, с т.н. Кельтским металом. Идеологически и музыкально Викинг-метал во многом перекликается с пэган-металом (языческим металом). Сам термин, Викинг-метал, в большей мере используется для описания лирических элементов в текстах песен, нежели для классификации самой музыки. Критерием, по которому можно выделить исполнителей в данном стиле, является выраженное почитание языческой германской культуры, а так же истории и культуры викингов. Творчество коллективов, исполняющих подобную музыку, как правило, описывает скандинавский эпос, тексты песен пишутся на древних языках (древнеисландский, шведский, финский и другие). В самой музыке нередко наблюдается сильное влияние фолка (особый мелодизм, аутентичные музыкальные инструменты). Блэк-разновидность Викинг-метала характеризуется идеологической близостью с пэган-блэком (языческим блэк-металом), т.е. агрессивным отношением к Христианству, без присущей классическому блэку сатанинской идеологии. В отличие от пэган-блэка, явных точек соприкосновения с NSBM у Викинг-блэк-метала не наблюдается.

  • Родоначальники: Amon Amarth, Thyrfing, Black Fog, Der Henker, Empyrean Plague, Thrudvangar, Ulvhedin.

Депрессив-блэк

Депрессивный блэк-метал (англ. Depressive Black metal ), так же известен как Suicidal Black Metal, или Depressive Suicidal Black Metal (DSBM), — Довольно распространенное течение в блэк-метале, отличающееся особой длиной и зацикленной структурой композиций, монотонностью, «жужжащими» гитарами, иногда — «акцентирующими» клавишными. Для некоторых исполнителей характерен быстрый темп и надрывная манера исполнения (Abyssic Hate, Nyktalgia, англ. to shriek — «пронзительно кричать, вопить»), инхэйл — истеричный вой, верещание. Вокалисты с помощью воя акцентируют внимание на концовке такта. Гитарных соло обычно нет. Барабаны звучат медленно и апатично, а в некоторых композициях даже отсутствуют. Бласт-бит почти не применяется, используется лишь немногими исполнителями и крайне редко — в наиболее кульминационные моменты.

Тематика текстов — тоска, апатия, депрессия, отчаяние, самоубийство, ненависть, безумие, сумасшествие. Помимо перечисленного, иногда сохраняется присущая традиционному блэку идеология (сатанизм, антихристианство), но в меньшей степени.

Элементы депрессив-блэка наблюдаются у многих представителей блэк-метала, формально не относящихся к депрессиву.

  • Родоначальники: Hvis Lyset Tar Oss, Filosofem), Strid (EP Strid (1995)), Silencer, Abyssic Hate, Sortsind, Bethlehem, Forgotten Woods
  • Типичные Представители: Elhaz, Xasthur, Make a Change. Kill Yourself, Wedard, I Shalt Become, Birkenau, Anti, Nocturnal Depression, Velvet Cacoon, Silencer, Nyktalgia, Happy Days,Sterbend, Svart, Trough The Pain,

Принадлежность групп к этому жанру определяется текстами, которые идеологически ориентированы на расизм, нацизм, антисемитизм. При этом подавляющее большинство исполнителей сочетает нацизм и антисемитизм с язычеством, что роднит жанр с пэган-металом, однако есть и сочетающие с True (сатанистской) тематикой. Музыка может варьироваться от фолк-рока до классического блэк-метала; отдельные группы по звучанию близки к Rock Against Communism (заметно влияние панк-рока и Oi!)

Жанр сформировался к середине 1990-х гг., когда наиболее радикально настроенное крыло последователей блэк-металла не могло более спокойно наблюдать за постепенным угасанием блэк-сцены, уходом исполнителей жанра от канонов, всеобщей коммерции, и вооружившись наиболее жесткими агрессивными идеями, в частности идеями национал-социализма, соответствующей атрибутикой и символикой, создали новое радикальное андеграундное течение — National Socialist Black Metal.

  • Типичные представители: Totenburg, Nokturnal Mortum (позднее творчество), Dub Buk (Украина), Warhead (Польша/Украина), Branikald (поздние альбомы), Forest (Россия), Thor's Hammer, Capricorns, Kataxu (Польша), M8l8th (Молотх) (Россия), Темноврат

Мелодик блэк-метал

Группы, играющие в этом стиле, характеризуются привычными для жанра вокалом (скримингом, реже гроулингом), бласт-битом. Тем не менее звучание отличается от традиционного, прежде всего за счет меньшего использования дисторшна (в том числе встречаются чистые гитарные соло), усложнённой структуры (например, чередования быстрых и медленных частей) и преобладающей роли «атмосферных» клавишных. Некоторые группы по музыке и тематике песен (вампиризм) близки симфо-блэку и даже готик-металу.

  • Родоначальники: Kvist, Ancient, Ancient Ceremony, Dismal Euphony, Dornenreich (раннее творчество), Hecate Enthroned, Lord Belial (раннее творчество), Rotting Christ.

Атмосферный блэк

Атмосферный блэк-метал, (англ. Atmospheric Black metal ) - отличается способностью создавать в воображении слушателя глубокие сложные образы, иллюзии несуществующих миров и происходящих в них событий. В этом смысле атмосферный блэк можно считать интеллектуальной музыкой, творчески более зрелой в сравнении с классическим блэком.

Часто атмосферный блэк перекликается с депрессивным блэк-металом. Добавлены клавишные вставки. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фолклор и соответствующая литература (например, Толкиена). Есть представители с Depressive/Suicidal-направленностью. Иногда прослеживается влияние Doom metal.

Из всех блэк-металлических подстилей в атмосферном блэк-метале дескриптивность (описательность), как стилистический прием, выражена наиболее сильно и полно.

  • Родоначальники: Summoning, Carpathian Full Moon, Kvist
  • Представители: Profanum,Basarab, Ancient Wisdom, Algaion, Ceremonial Embrace, Gaoth Anair, Mournful Night,

Эмбиент-блэк

Эмбиент-блэк-метал (англ. Ambient Black metal ) часто перекликается с депрессивным блэком и атмосферным блэком. Добавлены клавишные пассажи, отдельные звуки и шумы природы. Музыка не экстремальна и далека от блэка, но вокал (если присутствует) и лирика оставлены от прародителя. Зачастую к этому направлению причисляют эмбиентные сайд-проекты блэк-метал музыкантов.

  • Родоначальники: Les Légions Noires(Aäkon Këëtrëh, Amaka Hahina, Moëvöt, Satanicum Tenebrae), Abruptum
  • Представители: Vinterriket, Autumn tears, Svartthron, Viking Crown (последний альбом), Dissidens, Forest Silence, Trist, Nazhand.

Симфо блэк-метал

Разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых арранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле коммерчески наиболее успешны, а их музыка в исполнительском смысле наиболее сложна и структурирована.

    Родоначальники: Dimmu Borgir, Cradle of filth, Alghazanth, Anorexia Nervosa, Finnugor, Tvangeste, Япония),

Индустриальный блэк

Индастриал-блэк-метал (англ. Industrial Black metal ) представляет собой индастриал-метал, в котором присутствуют элементы блэка, в первую очередь очень плотные и быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг, как основной тип вокала, и типичные для блэк-метала тексты (с добавлением индустриальной тематики).

  • Родоначальники: Mysticum, Helheim (также известны как The Helheim Society), Aborym
  • Представители: Aborym, Ars Macabra, Atomtrakt, December Wolves (альбом «Blasterpiece Theatre»), Diabolicum, Godkiller, Mysticum, Ordo Tyrannis, Shade Empire, Stagnatus, The Axis of Perdition, Troll (позднее творчество), The Kovenant, Blacklodge, Reverence, …and Oceans, uRAn 0, Spektr, Control Human Delete, Nord'n'Commander, Reverence, War Plague.

Пост-блэк

Пост-блэк-метал (англ. Post-Black metal ) — возникший в середине 1990-х годов подвид блэка. Характеризуется усложнением структуры композиций, полифоническим звучанием, эклектичностью, добавлением элементов классической музыки, джаза, авангарда, индастриала, трип-хопа и электронной музыки. Партии всех инструментов гораздо разнообразнее, чем в традиционном блэк-метале, построение композиций более сложное и замысловатое. Многие группы, играющие в этом стиле, часто называют авангардным блэк-металом (англ. Avant-garde black metal ).

Христианский блэк

Christian black metal — Пожалуй, самый необычный и редкий подвид жанра, иногда называемый unblack metal, по звучанию схож с true/raw black metal, но отличается от родоначальника идеологией, то есть — лояльностью к Христианству. Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.

Блэк-Метал

Читайте также: