Что такое дум металл

Обновлено: 14.05.2024

Дум-ме́тал (англ. doom metal , от doom — «рок», «гибель», «злая судьба») — экстремальный поджанр метала, с преобладанием медленных темпов. И музыка и лирика в этом жанре призваны выражать чувство отчаяния, страха и обречённости. [1] Огромное влияние на жанр оказала группа Black Sabbath, [1] чьи песни «Black Sabbath», «Electric Funeral», «Cornucopia» стали прототипами дум-метала. В течение первой половины 1980-х годов [1] несколько групп из Англии (Pagan Altar, Witchfinder General) и США (Pentagram, Saint Vitus, Trouble) выделили дум-метал в отдельный жанр.

Содержание

Характеристики

Инструменты

Основа — классические инструменты метала: гитара, бас и барабаны. Это музыка депрессивная, болезненная, как правило, медленная и часто монотонная. Строй гитар зачастую сниженный, бас — «качевый», «жирный», риффы — грубые, встречаются характерные гитарные «пробуксовки», визжащие фидбэки, сравнительно продолжительные «угасающие» соло и т. п.

Вокал

В традиционном дум-метале используется в основном чистый вокал, но обычно с оттенком отчаяния и страдания. Но в других поджанрах дума в основном используется гроулинг, перенятый из дэт-метала, довольно часто во многих группах применяется и скриминг.

В то же время в дум-метале может применяться и женский вокал, иногда — даже церковные хоры.

Лирика

Первоначально дум-метал лирически базировался на описании чувств вроде безнадёжности, испытываемых создателями музыки. Идеи дума являются наследием эры хиппи: духовные воздействия, песни про употребление наркотических веществ и галлюциногенов (в некоторых случаях — их воздействие на человеческое воображение), иногда — ультра-пессимистические песни о войне.

В настоящее время дум-метал сильно не изменился. Он по-прежнему сосредоточен на чувствах безнадежности, безысходности, испытываемых музыкантами. Однако большая часть лирики пишется сейчас на более личном уровне, обращаясь к менее глобальным проблемам: личные чувства любви, печали, утраты, потери веры и т. п. Религиозные идеи служат основой для лирики некоторых команд, хотя обращение к Богу может использоваться как аллегория и не выражать мировоззрение музыкантов. Иностранные языки — латинский, испанский, французский, норвежский, иногда даже японский — приобрели популярность в думовых песнях и добавляют в звучание причудливый художественный оттенок.

Связь с готик-металом

Многие путают дум-метал и готик-метал. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу или даже готик-року, как и лейблы, которые неверно классифицируют дум-проекты как готик-метал, и наоборот. Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между собой.

В 1980-е годы готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой, основывалась на звучании таких групп, как Bauhaus, The Sisters Of Mercy и Fields Of The Nephilim. Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское, на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно найти общего между готикой и дум-металом — это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние. Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным тяжелым гитарам и ударным. Проблема осложняется той лёгкостью, с которой весь метал с атмосферным влиянием классифицируют как готик-метал. Готик-метал отражает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону металла, в нём зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый дуэт в стиле «красавица и чудовище»).

История



История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение жанра (70-е годы), развитие (80-е годы), появление дэт-дум-метала и других ответвлений, который иногда условно именуют «второй волной дума» (90-е годы).

Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Pentagram, Bedemon, Iron Claw, отчасти Blue Cheer, Black Widow. Однако именно первые альбомы Black Sabbath — «Black Sabbath», «Paranoid», «Master Of Reality», «Vol. 4» — считаются классикой прото-дума. (В дальнейшем Black Sabbath постепенно отошли от этого направления).

Вслед за первопроходцами в 1980-х годах появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и другие. В 1986 году шведская группа Candlemass дебютировала с записью «Epicus Doomicus Metallicus», став таким образом основоположницей поджанра эпик-дум-метал.

Разновидности дум-метала

Пройдя несколько стадий роста и прогресса за время своего существования, сейчас дум-метал принимает множество форм. Также появилось множество достаточно далеких от дума и дум/дета ответвлений вроде стоунер-метала, сладж-метала и дроун-метала.

Традиционный дум-метал

Дум-метал в первозданном виде — это музыка, сформировавшаяся к середине '80-х, под влиянием раннего творчества таких мрачных и неторопливых хард-рокеров предыдущего десятилетия как Black Sabbath, Bedemon (англ.) и Pentagram, но имеющая в своей основе уже тяжесть и жесткость настоящего метала. Самыми видными первопроходцами данного жанра считаются Saint Vitus (англ.) и Candlemass, хотя в те годы существовало немало и других талантливых и влиятельных doom-групп (Trouble (англ.) (существует до сих пор), The Obsessed (англ.), Pagan Altar (англ.) и т. д.), увы не получивших столь широкой известности… Классический doom-metal примечателен специфической техникой исполнения и звучанием, именуемыми «groove» — то есть, наследием монотонного и вязкого хард-рока '70-х а-ля Black Sabbath. Это повторяющиеся, грубые, порою атональные риффы, отдельные элементы блюз-рока, мощный, «укачивающий» бас и даже веяния психоделии. Некоторые группы классической школы doom-metal предпочитают время от времени «разбавлять» медленность и вязкость в звучании динамичными, характерными для рок’н’ролла, вставками — однако это вовсе не обязательный элемент подобной музыки. Большая часть представителей традиционного doom-а предпочитает чистый вокал (видимо, отдавая должное легендарному Оззи Осборну), среди тех же классиков можно встретить и более хриплое/грубое пение (Saint Vitus (англ.), Dream Death и более молодые — Cathedral). Атмосфера в музыке классических дум-исполнителей весьма разнообразна — от холодной, эпической скорби до отчаяния и ярости. Конечно, в отличие от того же stoner-рока, музыка doom не выражает позитивных эмоций. Сегодня, как и ранее, традиционный doom-metal далек от популярности, но это не мешает ему оставаться одной из актуальных и влиятельных сил андерграунда. Наиболее видные представители: Candlemass, Reverend Bizarre, Saint Vitus (англ.), Count Raven (англ.), Solitude Aeturnus, Skone, Krux и Warhorse.

Эпик-дум-метал

Эпик-дум-метал (англ. epic doom metal ) представляет собой поджанр дум-метала, характеризуемый прежде всего чистым вокалом, оперным и хоральным пением. В лирике наблюдается сильное влияние Средневековья и/или фэнтези. Однако отличить эпик-дум-метал от традиционного дума бывает весьма сложно. Его образцы можно услышать у Candlemass, Solitude Aeturnus, Solstice, Isole, Scald, Altar of Oblivion и Doomsword.


Дэт-дум-метал

Неторопливый и депрессивный стиль метала, вышедший из death metal и претерпевший заметные изменения. Основные атрибуты — гроулинг-вокал и жёсткая ритм-секция (то есть ударные + бас), однако, в целом отличающаяся от groove-основы традиционного дума. Темп обычно — низкий и средний. Гитары настроены низко, ритм-гитара обычно играет жесткие аккорды, лидер-гитара — тягучие соло-партии. Также музыканты в данном поджанре часто используют акустическую гитару. Типичные представители: Novembers Doom, Black Sun Aeon, Winter, Disembowelment, ранние Paradise Lost, Tiamat, My Dying Bride, Anathema (до альбома «Eternity»), ранний Amorphis, Swallow the Sun, Mourning Beloveth, Saturnus, Paramaecium, Draconian (в основном на альбоме Arcane Rain Fell), October Tide, Enchantment, Arcane Sun, Inspiramentum Aeoli, Mental Home. Данный подвид очень неоднороден и относимые к нему исполнители могут звучать совершенно по-разному. К примеру, вышеназванные Swallow The Sun делают упор на сочетание тяжести и мелодики, Mourning Beloveth — на монотонность и жесткое звучание, а Saturnus — на атмосферность.

Фьюнерал-дум-метал

Группы, играющие в стиле funeral doom, взяли медленный темп из doom/death метала и замедлили его еще сильнее; основной акцент делается на атмосфере отчаяния, опустошенности, горя, несчастья, глубокой депрессии и сосредоточенной скорби. Этот стиль можно рассматривать как некий отход от death/doom с помощью замедления и нередко с внедрением элементов эмбиента, а также низконастроенных гитар и элементами органа. В итоге получается искаженное и очень мрачное звучание, но, в то же время, часто фантастическое, мечтательное. В качестве вокала обычно используется гроулинг, но зачастую он является несколько фоновым, играет роль в создании атмосферы, очень низкий, и в значительной степени используется как дополнительная текстура в музыке. Встречаются и группы с чистым вокалом, например норвежцы Fallen с низким как бы церковным мужским басом, или даже с женским вокалом (ранний Funeral, Totem). Первооткрывателями стиля являются Thergothon, а позднее также Skepticism. Современные представители стиля — Until Death Overtakes Me, Mournful Congregation, Shape of Despair, Ahab, Pantheist, Monolithe, Esoteric, Evoken, Rigor Sardonicous, Hierophant, Stabat Mater, Catacombs, Colosseum, Longing for Dawn, Worship, Tyranny, Fallen, Autumnia, Comatose Vigil, а также новые: Until My Funerals Began и When Autumn is Sad.

Дроун-метал

Сверхмедленный и экстремальный последователь традиционного дум-метала. Этот стиль даже более минималистичный и труднодоступный для понимания, чем funeral doom. В этой музыке также ощущается влияние оригинаторов дума Black Sabbath, но многие современные дроун-дум группы дополняют свою музыку такими стилями как noise и ambient. Композиции, как правило, создаются благодаря своеобразно «гудящим» (drone), заниженным дисторшн-гитар и баса, нередко с сильной реверберацией всей музыки и иногда с чистыми (мелодичными) мотивами.

Композиции в стиле drone doom обычно длинные — типичный трэк длится от десяти до тридцати минут, а некоторые альбомы состоят вообще из единственного трэка. Вокал и даже ударные часто отсутствуют, и музыке не хватает ритма в обычном понимании. Как и funeral doom, музыка в стиле drone doom выражает отчаяние и опустошенность, хотя апокалиптические и таинственные темы тоже нередки.

Новатора Стивена О’Мэйлли, на которого сильное влияние оказала группа Earth и который был вовлечен в такие плодотворные проекты как Burning Witch и Sunn O))), можно с уверенностью назвать создателем drone doom как определенного подстиля. Группа Sunn O))) и их предшественница Earth считаются двумя самыми значимыми группами в этом стиле. Другими типичными примерами дрон дума являются: Boris, Nadja и Black Boned Angel (англ.).

Стоунер-метал

Стоунер-метал (стоунер-дум, сайкиделик-дум (англ. psychedelic doom )) включает в себя элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала. Также основными характеристиками жанра являются мелодичный вокал и стилизация записей в духе ретро-рока 1970-х. Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss.

Сладж-метал

Сладж-метал (сладж-дум / думкор) появился в Америке, на заре '90-х, с такими группами как Grief, Crowbar и Eyehategod. Это андерграундный и, как правило, немелодичный стиль тяжёлой музыки, рожденный на стыке традиционного дума и хардкора. Большинство сладж-думстеров делает ставку на грязно-звучащие, тягучие и многократно повторяющиеся гитарные риффы, с мощным, порою даже «перегруженным» басом — это так называемая «звуковая стена», доведенный до высокой плотности «думовый» groove. От хардкора они заимствуют некоторую резкость в звучании (а иногда это и проявления настоящего хардкорового драйва) и грубый, «больной» вокал. Несмотря на то, что многие сладж группы используют имидж «бухло-и-трава» (как в стоунер-метал), им не присущ стоунер-рокерский позитивный взгляд на жизнь, и в лирике главными темами являются страдания, ненависть и нигилизм.

Блэк-дум-метал

Блэк-дум (депрессив-блэк) — это стиль, сочетающий элементы блэк-метала и дум-метала. Обычно вокалом является скриминг и шрайк, а гитары перетяжелены дисторшном, что характерно для блэка. Но также характерен медленный темп и диссонанс, что типично для дум-метала. Лирика охватывает темы природы, нигилизма, депрессии. Известнейшими составляющими этого подстиля являются ранние Dolorian и ранняя Katatonia. Типичные представители: Forgotten Tomb, Barathrum, Bethlehem, Woods of Ypres, Nortt, Gallhammer, Livsnekad, Ptahil.

Дум-метал — мрачный и особенный

Дум-метал — довольно своеобразный поджанр тяжелой музыки, который по нраву и любителям бескомпромиссной «тяжести», и ценителям старого доброго блюза. Как устроен дум и куда идет, разбирался Дмитрий Иванов.

Истоки. Black Sabbath, хэви-метал и блюз

Знаменитая во всем мире музыкальная группа с чарующим названием «Черный шабаш» не просто так обрела свою уникальность. Ее участники родились и жили в Бирмингеме, своеобразной Мекке британского тяжелого рока, и до 1968 года играли в разных полулюбительских коллективах. Строго говоря, первоначально группа (тогда под названием Earth) ориентировалась на тяжелый блюз, но гитарист и основной композитор группы Тони Айомми был вынужден сменить ориентиры из-за несчастного случая по месту работы на сталелитейном заводе, когда он лишился кончиков среднего и безымянного пальцев правой руки. Поскольку Айомми левша, это происшествие вполне могло оборвать карьеру гитариста, которая только-только пошла в гору. Однако все сложилось с точностью до наоборот.


Находчивый Тони сменил струны на более тонкие, переместил их ближе к грифу и ослабил натяжение, чтобы при звукоизвлечении избежать травм и сильнейшей боли (кустарно изготовленные протезы были неплохи, но, увы, с ними музыкант не мог контролировать струнное натяжение, и от них пришлось отказаться). Таким образом, гитара зазвучала гораздо мрачнее и глубже, что сразу выделило группу из сонма в целом неплохих, но однообразных команд. Вскоре пришло название (так обозвали в англоязычном прокате подзабытый ныне итальянский фильм ужасов «Три лика страха»). К мрачным саунду, названию и имиджу вскоре добавились мрачные тексты. Вкупе со специфической манерой пения Оззи Осборна все это дало начало новому направлению рок-музыки. Эстафету позже подхватили многие музыканты (к примеру, американцы Pentagram, шотландцы Iron Claw), но оглушительного — и до сих пор беспрецедентного — успеха на этом поприще первыми добились именно англичане Black Sabbath (которые, к слову, постепенно отошли от протодума в пользу неплохого, но все-таки традиционного хэви-метала).

До сих пор главная особенность жанра — средний и низкий темп в противовес скорострельным хард-рок- и хэви-метал-боевикам.

Становление жанра и появление названия

В конце 70-х и начале 80-х появилось множество групп, которые начали ориентироваться на направление, тогда еще неотделимое от обычного хэви, и играть что-то свое, но с оглядкой на предшественников. Все те же замедленные риффы, мрачный и, что называется, «жирный» саунд, атмосфера обреченности — все это был уже не одноразовый эксперимент, а самостоятельно развивающееся направление. Своего рода вехой стал выход дебютного альбома шведской группы Candlemass «Epicus Doomicus Metallicus» (1986). Кроме стилизованного под латынь названия, альбом отличался еще более тяжелым по сравнению с релизами предшественников саундом, а также своеобразным эпическим размахом. Многие критики даже выделили новую разновидность — эпик-дум-метал, — провозгласив работу Лейфа Эдлинга и его команды эталоном.


Конечно, немногие музыканты любили развесистые аранжировки: большинство играло тяжело, медленно — и скуповато. Особенно это касается группы Cathedral, которую основал один из бывших вокалистов прославленной Napalm Death Ли Дорриан из Ковентри, Великобритания. Однажды ему надоел дэт-грайнд, который играла Napalm Death, и Дорриан взял курс на музыку а-ля Black Sabbath, слегка осовременив звучание. Да, кстати, Napalm Death зародились неподалеку от Бирмингема, поэтому влияние Осборна и Айомми на юного Дорриана закономерно.


Слушайте In Memoriam — Cathedral на Яндекс.Музыке

Дальнейшее развитие жанра

После того как сформировалось традиционное звучание дум-метала, самые разные музыканты начали совершенствовать его по своему вкусу. Появился дэт-дум-метал, добавивший сырости и грубости риффам, а также заменивший традиционный вокал на гроул. Возник фьюнерал-дум-метал, исполнители которого играли так медленно, как только могли, словно рисуя звуками целые картины, полные отчаяния и опустошения. Иногда они вводили в композиции элементы эмбиента, нойза и дроуна — конечно же, в самой мрачной гамме. Впрочем, для дроуна, то есть непрерывно повторяющегося музыкального тона, нашлось применение в самом «неслушабельном» с точки зрения обычного человека подстиле: дроун-думе. Его представители сумели добиться невероятного, практически физиологического воздействия на слушателей, используя очень низкий строй гитар, аппаратуру, которая предельно чисто воспроизводит низкие частоты и вводя в композиции шумовые элементы — нойз и дарк-эмбиент. Порой использовался даже инфразвуковой диапазон, отчего посетители живых выступлений испытывали безотчетный ужас.

К счастью, не все музыканты увлекались столь экстремальными экспериментами. Многие сочетали простую для восприятия музыку с общей для всех разновидностей дум-метала мрачной атмосферой и замедленным темпом песен. Добавив дополнительные инструменты — клавишные, смычковые, а порой и духовые, разбавив дэт-дум элементами готического и психоделического рока, исполнители получили готик-дум. Он скорее меланхоличен, нежели депрессивен; весьма мелодичный, он легко и приятно воспринимается. Иконой этого поджанра можно смело назвать группу Type 0 Negative и ее бессменного вокалиста и соавтора музыки Питера Стила. Коллектив этот добился головокружительной популярности не только из-за красоты мелодий, чудесного вокала и чувственных текстов, которые писал тот же Стил, но и благодаря харизме фронтмена, который, к сожалению, умер слишком рано — в 48 лет — от аневризмы аорты.


Время расслабиться. Стоунер-рок и производные

Пока дум-метал обретал свое традиционное звучание, в 1987 году в Палм-Дезерт (Южная Калифорния) под его непосредственным влиянием зародился совершенно новый, чарующий и дурманящий поджанр рок-музыки. Вначале его называли «пустынный рок», памятуя о месте зарождения, а затем окрестили стоунер-роком, используя сленговое обозначение курильщика марихуаны — «stoner».

Первой ласточкой была группа Kyuss, созданная Джошем Оммом. Заложенный ею фундамент довольно прост, но и прочен: повторяющиеся риффы дум-метала скреплены элементами блюз-рока и психодела. Низко настроенные гитары, средний и низкий темп в сочетании с дурманящей атмосферой вполне могут ввести в некое подобие транса, причем без дополнительной стимуляции наркотическими препаратами, пусть некоторые поклонники и утверждают обратное.


Стоунер-рок постепенно утяжелялся, превращаясь в стоунер-метал, а затем проник на территорию сладж-метала и сладжкора, которые в свою очередь впитали в себя наследие раннего дум-метала, хардкор-панка и классического индастриала, пытаясь совместить агрессию, безнадежность и апатию в музыке, которая просто бьет по мозгам — порой практически в прямом смысле слова. Сладж-метал возник примерно в то же время, что и стоунер-метал, только в другом регионе США, и столь же быстро распространился по всему миру.

Слушайте Blues for the Red Sun — Kyuss на Яндекс.Музыке

В заключение: ни один другой жанр экстремальной музыки не претерпел столько изменений, оставшись по сути практически тем же, с чего и начался. Удивительно, но факт: дум-метал всегда останется доступным для многих и одновременно трудным для прослушивания в качестве фоновой музыки.

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Дум/дэт


Дум-ме́тал (англ. doom metal , от doom — «рок», «гибель», «злая судьба») — музыкальное направление, экстремальный стиль метала.

Doom-metal — жёсткая и тяжёлая метал-музыка. Основа — классические инструменты метала: гитара, бас и барабаны. Это музыка апокалиптическая, болезненная, как правило, весьма монотонная (особенно, если речь идет о традиционной groove-основе дума), медленная и далеко не всегда мелодичная. Строй гитар зачастую низкий, бас — качевый, риффы — грубые, встречаются характерные гитарные «пробуксовки», визжащие фидбэки, «угасающие» трели соло и.т.д.

Классический дум можно узнать по специфике звучания (развитие и утяжеление хард-рок начинаний Black Sabbath,

Что касается понятия Дэт/Дум-метал, то это несколько иная тропа развития метала, при современном распорядке вещей, имеющая не очень много общего с традиционным думом и классическим дум-металом. Однако, это своеобразный экстремальный и оригинальный жанр.

Из музыкальных проектов направления doom-metal в России наиболее известны Black Sabbath, Reverend Bizarre, Krux и Cathedral.

Что касается направления Дэт/Дум-метал, то в России наибольшую известность завоевали Paradise Lost, My Dying Bride.

Примеры русскоязычных дэт/дум-метал групп: Autumn, Fatum, «Екклесиаст», «Океан печали», «Люди осени», «Янтарные слёзы», «Русская зима», «Элас», «Птица Рух» и др.

Наиболее известной культовой Российской дум-метал группой считаются Scald из города Ярославль (прекратила существование в 1997 году по причине гибели вокалиста и лидера группы Максима "Agyl" Андрианова.)

История дум-метала

История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение стиля (70-е годы), пик активности (80-е годы) и зарождение еще одного жанра — doom/death, который иногда условно именуют «второй волной дума» (90-е годы).

Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Black Sabbath — «Black Sabbath», «Sabbath Bloody Sabbath», «

Из современников Black Sabbath к основателям стиля можно отнести также группу Black Sabbath в формировании нового звучания и Nemesis, из которой образовалась немалоизвестная 1980-х гг. появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и 90-е годы ознаменованы появлением нескольких ответвлений традиционного doom-metal (таких как дроун дум (drone doom) и сладж/дум (sludge/doom)). Кроме того, появилось еще одно независимое metal-направление, вышедшее из замедленного death-metal, но нередко рассматриваемое параллельно с думом — дэт/дум. Музыканты открывают новое звучание — например, в новом направлении дэт/дум (Earth, Sunn O)))) — своеобразный, ультразамедленный и «гулкий» вариант дума, фьюнерал-дум (Funeral, Thergothon, Shape of Despair, Esoteric) — ультразамедленный и видоизмененный doom/death с похоронной атмосферой. И сладж/дум (Black Sabbath) и хардкора старой школы (типа Black Flag), естественно, с преобладанием первого.

Соотношение дума и готик-метала

Многие путают дум-метал и готику. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу, как и лейблы, которые неверно классифицируют дум-акты как готик-метал, и наоборот. Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между собой.
В 80-ые гг. готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой, основывалась на звучании таких групп, как The Sisters Of Mercy и Fields Of The Nephilim. Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское, на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно найти общего между готикой и дум-металом — это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние. Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным тяжелым гитарам и ударным. Проблема осложняется той легкостью, с которой весь метал с атмосферным влиянием с готовностью запихивают в рамки готик-метала. Готик-метал описывает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону металла, в нем зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый металл в стиле «красавица и чудовище»). В целом готик-команды не имеют ничего общего с дум-металом за исключением, пожалуй, грусти, уныния и тяжёлого звучания.

Содержание лирики

Первоначально дум-метал лирически базировался на описании чувств вроде безнадёжности, испытываемых создателями музыки. Идеи дума являются наследием эры хиппи: духовные воздействия, песни про употребление наркотических веществ и галлюциногенов (в некоторых случаях — их воздействие на человеческое воображение), иногда — ультра-пессимистические песни о войне. В настоящее время дум-метал сильно не изменился. Он по-прежнему сосредоточен на чувствах безнадежности, безысходности, испытываемых музыкантами. Однако большая часть лирики пишется сейчас на более личном уровне, обращаясь к менее глобальным проблемам: личные чувства любви, печали, утраты, потери веры и т. п. Тексты о религии тоже можно рассматривать в качестве потенциального источника поэтического вдохновения, но они даются лишь в качестве шумового сопровождения музыки. Иностранные языки — латинский, испанский, французский, норвежский, иногда даже японский — приобрели популярность в думовых песнях и добавляют в звучание причудливый художественный оттенок. Не следует путать лирику в думе с блэковой. Религиозные идеи могут служить основой для лирики некоторых команд, но обычно обращение к Богу или другому божеству является символичным и не должно восприниматься буквально.

Пройдя несколько стадий роста и прогресса за время своего существования, сейчас дум-метал принимает множество форм. Ровно как и смежные жанры — doom/death и funeral doom. Также появилось множество достаточно далеких от дума и дум/дета ответвлений вроде dark-metal, sorrow-metal, the beauty and the beast

Traditional doom

Doom-metal в первозданном виде — это музыка, сформировавшаяся к середине '80-х, под влиянием раннего творчества таких мрачных и неторопливых хард-рокеров предыдущего десятилетия как Black Sabbath, Bedemon и Pentagram, но имеющая в своей основе уже тяжесть и жесткость настоящего метала. Самыми видными первопроходцами данного жанра считаются Saint Vitus и Trouble(существует до сих пор), The Obsessed, Pagan Altar и т. д.), увы не получивших столь широкой известности… Классический doom-metal примечателен специфической техникой исполнения и звучанием, именуемыми «groove» — то есть, наследием монотонного и вязкого хард-рока '70-х а-ля Black Sabbath. Это повторяющиеся, грубые, порою атональные риффы, отдельные элементы блюз-рока, мощный, «укачивающий» бас и даже веяния психоделии. Некоторые группы классической школы doom-metal предпочитают время от времени «разбавлять» медленность и вязкость в звучании динамичными, характерными для рок’н'ролла, вставками — однако это вовсе не обязательный элемент подобной музыки. Большая часть представителей традиционного doom-а предпочитает чистый вокал (видимо, отдавая должное великому Оззи Осборну), среди тех же классиков можно встретить и более хриплое/грубое пение (Saint Vitus, Dream Death и более молодые — Cathedral). Атмосфера в музыке классических дум-исполнителей весьма разнообразна — от холодной, эпической скорби до отчаяния и ярости. Конечно, в отличие от того же stoner-рока, музыка doom не выражает позитивных эмоций. Сегодня, как и ранее, традиционный doom-metal далек от популярности, но это не мешает ему оставаться одной из актуальных и влиятельных сил андерграунда. Наиболее видные представители: Reverend Bizarre, Saint Vitus, Count Raven, Solitude Aeturnus и epic doom — то же самое, что и традиционный doom, но с сильным влиянием средневековья и/или фэнтези в лирике. Также манера исполнения намного более повествовательная, эпическая и даже в некотором смысле театральная. Корни epic doom можно увидеть во многих традиционных металлических группах, таких как Iron Maiden, плюс попытка воссоздать концепцию pre-doom (proto-doom) групп вроде Black Sabbath. Самые известные epic doom группы — Англии, в середине/конце '90-х, как, например, Solstice.

Death/doom

Неторопливый и депрессивный стиль метала, вышедший из death metal и претерпевший заметные изменения. Основные атрибуты — гроулинг-вокал и жёсткая ритм-секция (то есть ударные + бас), однако, в целом отличающаяся от groove-основы традиционного дума. Темп обычно — низкий и средний. Гитары настроены низко, ритм-гитара обычно играет жесткие аккорды, лидер-гитара — тягучие соло-партии. Также музыканты в данном поджанре часто используют акустическую гитару (вернее, чистую электрическую). Типичные представители: Novembers Doom,Winter, Disembowelment, ранние Paradise Lost, My Dying Bride, Amorphis, Swallow the Sun, Mourning Beloveth, Saturnus, Paramaecium, Swallow The Sun делают упор на сочетание тяжести и мелодики, Mourning Beloveth — на монотонность и жесткое звучание, а Saturnus — на атмосферность.

Funeral doom

Группы, играющие в стиле funeral doom, взяли медленный темп из doom/death метала и замедлили его еще сильнее; основной акцент делается на атмосфере отчаяния, опустошенности, горя, несчастья, глубокой депрессии и сосредоточенной скорби. Этот стиль можно рассматривать как некий отход от death/doom с помощью замедления и нередко с внедрением элементов эмбиента, а также низконастроенных гитар и элементами органа. В итоге получается искаженное и очень мрачное звучание, но, в то же время, часто фантастическое, мечтательное. В качестве вокала обычно используется гроулинг, но зачастую он менее фоновый и очень низкий, чем в других стилях, и в значительной степени используется как дополнительная текстура в музыке. Встречаются и группы с чистым вокалом, например норвежцы Fallen с низким как бы церковным мужским басом, или даже с женским вокалом (ранний Funeral, Totem). Первооткрывателями стиля являются Thergothon и Funeral, а позднее также Shape of Despair, Until Death Overtakes Me, Evoken, Rigor Sardonicous, Catacombs, Remembrance.

Drone doom

Новатора Стивена О’Мэйлли, на которого сильное влияние оказала группа Sunn O))), можно с уверенностью назвать создателем drone doom как определенного подстиля. Группа Sunn O))) и их предшественница Boris, Nadja and Black Boned Angel.

Stoner doom

Stoner doom (также иногда известный как stoner metal или psychedelic doom) это стиль дум-метала, который включает множество разнообразных психоделических эффектов в разной степени. Это обычно протяжные гитарные партии и большее число гитарных и бас-гитарных эффектов, таких как fuzz, phaser или flanger, среди других черт. Эго иногда путают со стонер роком, однако это скорее намного замедленная и утяжеленная его форма.
Наиболее известные примеры: (поздние) Cathedral, Sleep, High on Fire, Electric Wizard, Ufomammut, Acid King, Acrimony,Sons of Otis, Pod People придумала термин «stoom» (составное из «stoner» и «doom»).

Sludge doom

Сладж-дум (думкор / doomcore) появился в Америке, на заре '90-х, с такими группами как драйвовая бригада — 3D House Of Beef, законно вписавшись в число sludgecore-классиков… Это андерграундный, очень медленный и, как правило, немелодичный стиль тяжелой музыки, рожденный на стыке традиционного дума и хардкора старой школы. Большинство сладж-думстеров делает ставку на грязно-звучащие, тягучие и многократно повторяющиеся гитарные риффы, с мощным, порою даже «перегруженным» басом — это так называемая «звуковая стена», доведенный до высокой плотности «думовый» groove. От хардкора они заимствуют некоторую резкость в звучании (а иногда это и проявления настоящего хардкорового драйва) и грубый, «больной» вокал. Несмотря на то, что многие сладж группы используют имидж «бухло-и-трава» (как в stoner rock), им не присущ стонер-рокерский позитивный взгляд на жизнь, и в лирике главными темами являются страдания, ненависть и нигилизм. Дальнейшим развитием этого жанра в результате экспериментов по добавлению пост-рока в сладж, является так называемый пост-метал, наиболее яркими представителями которого являются группы ISIS, Callisto и Cult Of Luna

Black doom

Black doom - это стиль, сочетающий элементы блэк-метала и дум-метала. Обычно вокалом является скриминг и шрайк, а гитары перетяжелены дисторшном, что характерно для блэка. Но также характерен медленный темп и диссонанс, что отличительно для дум-метала. Лирика охватывает темы природы, нигилизма, депрессии. Известнейшими составляющими этого постиля являются ранние Dolorian и ранняя Barathrum, Nortt и Gallhammer.

Doom-metal. Злой рок металлической сцены.


Начнём с того, что дадим перевод с английского слова doom. Оно имеет несколько значений, но все они однотипные — злой рок, фатум, гибель. Как видно из этих слов, ожидать оптимизма и "блескучих" глэмовых мелодий от данного стиля невозможно. Музыка в стиле дум поначалу основывалась на трёх инструментах — гитаре, басе и ударных. Это затем, в конце 80-х начале 90-х, стали добавляться другие инструменты — клавиши, скрипки, органы, виолончели, колокола и т.д. В принципе, эти инструменты и сами по себе весьма мрачные и депрессивные. Отличительными чертами дума стали следующие:
- медленный темп,
- жёсткие гитарные запилы,
- мрачные тексты (смерть, отчаяние, неразделённая любовь, безысходность, паранойя — вот лишь небольшой перечень тем для песен), впрочем, о текстах мы поговорим немного ниже,
- печальный вокал.

блэк саббат

Отцы-основатели doom metal.

За рождение doom metal рокеры всего мира должны в первую очередь благодарить выходцев с Туманного Альбиона — группу Black Sabbath, которая в 1970 году выпустила два своих первых альбома, положивших начало сразу нескольким музыкальным течениям. Например, хэви-металу, готик-металу, дэт-металу, гранжу и многим другим. Дум-металл тоже не был исключением из правил. Некоторые источники указывают на то, что именно песня Hand of Doom и дала название данному стилю.

Альбомы "чёрных шабашников" выделялись на фоне оптимистичного хард-рока того времени некой мрачностью, медленностью и нигилизмом. А "виноват" в этом был никто иной, как гитарист группы — Тони Айомми. Перед тем как стать рок-звездой он работал на сталелитейном заводе, где повредил себе кончики пальцев. Вследствие этого ему приходилось ослаблять натяжку струн, что сказалось и на самом звуке гитары. Риффы, созданные Айомми, и легли в основу не только дума, но и хэви-метала.

пентаграм

Другим пионером doom metal по праву считается американская группа Pentagram, образованная в 1971 году. Поначалу они делали упор на классический хард-рок, но затем, под влиянием всё тех же Black Sabbath, резко сменили направление и уже к 1974 году заложили истоки нового жанра.

Говоря об отцах-основателях дум-метала не лишним будет упомянуть и группу Kiss с песней God of Thunder,

а также японцев Flower Travellin' Band, выпустившей в 1971 году мюзикл, в котором переплелись мотивы "шабашников", японской народной музыки и эйсид-рока. Не стоит забывать и о группе Nemesis, позднее превратившейся в культовую среди дум-коллективов группу Candlemass.

кандлемас

Развитие стиля в 80-е и 90-е.

В восьмидесятые началась новая, вторая по счёту волна doom metal. Идеи, заложенные "шабашниками", дали свои щедрые ростки. Одним из ярчайших коллективов на дум-сцене стала группа Witchfinder General из Туманного Альбиона и американские депрессивщики Saint Vitus и Trouble. Однако задавали темп и указывали пути остальным группам шведы Candlemass.

В 80-е, после окончания эры панк-рока, на развитие дума оказали влияние такие стили, как пост-панк и готик-метал, восставшие на пепле панка. Doom metal начал формироваться как стиль в современном его понимании. К концу 80-х это произошло, но тут пришли 90-е, а вместе с ними и третья волна doom. Музыканты решили не довольствоваться строгими рамками старого доброго дума и в новом десятилетии появилось сразу несколько ответвлений от основного стиля: эпик-дум-метал, дэт-дум-метал, фюнерал-дум-метал, блэк-дум-метал, готик-дум-метал, дроун-метал, стоунер-дум-метал, сладж-метал и куча других, перечисление которых займёт слишком много времени.

дум

О чём обычно поют думеры?

Тот, кто слышал дум-метал, наверняка даже без перевода прекрасно понимал смысл песен. Если судить по музыке, то все тексты носят явный нигилистический характер. Про такие песни говорят: "Знал бы о чём поют, плакал бы". В принципе, здесь и без знаний хочется рыдать навзрыд. Понятное дело, что группа My Dying Bride, название которой переводится как "Моя умирающая невеста", вряд ли будет петь о цветочках, порхающих птичках и первых поцелуях. Первые думеры времён Black Sabbath пели в основном о войне, религии, наркотики и прочее. А всё потому, что их лирика была навеяна эпохой хиппи. Спустя десятилетия смысл песен, в сущности, остался тем же, разве что упор больше стал на личностные переживания — смерть любимого человека, потеря веры в Бога, бездонную печаль и т.п. Вообще-то, религия и мифология, по большому счёту, являются лидирующими темами в текстах думеров. При этом особую популярность получили песни, написанные не на английском языке, а, как это ни странно, на латыни, на скандинавских языках, французском, японском и даже испанском. Придают они некий шарм думовским мелодиям. Однако, из-за специфики музыки и текстов вряд ли стоит ожидать, что дум-метал вырвется в лидирующие музыкальные стили, наподобие хард-рока или хэви-метала. Скорее всего, он так и останется в глубоком андерграунде, хотя поклонников у него не так уж и мало.

во скорбях

Дум-метал в России.

Первые дум-металлические команды появились в нашей стране где-то в середине 90-х. Оно и понятно, жизнь в те времена не особо располагала к жизнерадостным песенкам, звучащим с экранов телевизоров или из радио. Одним из пионеров российского дума по праву считается группа Autumn, появившаяся на свет в 1993 году. Следом за ней начали выпускать первые демо-записи Psilocybe Larvae и Fatum. В нулевых отечественные команды решили немного отойти от канонов классического звучания дум-метала и добавить немного родных славянских мелодий. Особо отметить хотелось бы Океан Печали и Янтарные Слёзы, но особое уважение вызывает группа Во Скорбях, которая для придания эпичности своим песням и для создания печальной атмосферы на концертах использовала древнерусский похоронный фольклор.

Среди групп, появившихся в 2000-е, стоит выделить Abyssphere (питерскую банду, о которой сложно найти плохие отзывы в Сети), Autumn Rain Melancholy и Ankhagram. Слушая эти команды, испытываешь даже некоторую гордость за своих земляков, сумевших добавить нечто новое в созданный за границей музыкальный стиль.

Читайте также: