Что такое металлические бляхи

Обновлено: 18.05.2024

Изделия культового назначения, разнообразные украшения мужского и женского костюмов, гребни, зеркальца для прялок, детали конской и оленьей упряжи, наконец, литые и просечные накладки для сумок коновалов играли в народном быту немаловажную роль.

В 1896 году в Париже вышла в свет книга французского ученого барона де Бай «От Волги до Иртыша». Путешествуя по России, де Бай обратил внимание на необычные лагунные накладки на кожаных сумках коновалов, встретившихся ему на ярмарке в Кургане.

Еще с 1880-х годов художественным ремеслом заинтересовались земские управы, особенно внимательно стали изучать положение народных мастеров на русском Севере и в Поволжье. Однако о медниках, выполнявших заказы на коновальские бляхи, нигде не упоминалось.

В 1914 году в Санкт-Петербурге впервые были опубликованы остяцкие бляхи Архангельской губернии — подвески с одежды народов Севера и Сибири.

В конце XIX—начале XX века русское народное искусство привлекло внимание богатых коллекционеров и меценатов. В тот период частные собиратели через скупщиков приобретали целые комплекты бытовых предметов из металла, привозившихся, главным образом, с Севера, в том числе накладки на сумки коновалов.

Бляхи с сумок коновалов, как правило, однотипны по своей конструкции и композиционному решению. Это прямоугольники (от 10x17 см до 20x23 см), выполненные из меди или латуни в технике литья и просечки, иногда с дополнительной гравировкой или штамповкой. Их размеры, видимо, соответствовали размерам кожаной сумки, на которую они крепились. Большинство накладок — из латуни разной толщины — то более тщательно проработанные напильником, то с заусенцами, оставшимися после отливки или просечки. При просечке накладки делали из более толстого металла и до водили специальным инструментом. На некоторых бляхах внизу есть кольца на петлях для подвешивания различной формы амулетов. Часто бляхи бывают без колец, особенно изготовленные мастерами русского Севера. Композиция накладок очень устойчива: в центре — конь или всадник, а но сторонам — две стоящие мужские фигуры. При строго повторяющейся основной схеме композиции в каждом предмете есть детали, слегка варьирующие этот основной сюжет. По различию в технике исполнения и трактовке фигур можно выделить некоторые центры производства этих изделий. Так, просечные накладки с наиболее архаичным исполнением фигур и реликтовыми полосами вместо всадника характерны для Севера — бассейнов рек Мезени и Пинеги.

На бляхах почти не встречаются надписи и тем более клейма. Поэтому особенно ценна сохранившаяся накладка с надписью на нижней части рамки. Под центральной композицией выбита надпись: «Работал» Кирило Дмитров» коновалу Ивану Трофимову», Эта бляха крупного размера, все фигуры объемные, монументальные, отлиты четко и выразительно эмоционально, особенно центральная фигура всадника. Рамка с грех сторон покрыта циркульным орнаментом в два ряда, на верхней части рамки выбиты изображение птицы (петуха?) и два стилизованных изображения солнца. По написанию букв эта накладка может быть датирована первой половиной XIX века.

На некоторых бляхах можно встретить надпись «Для Коноваловы). Они датируются серединой XIX века и относятся к району Поволжья — Ярославль, Кострома, Симбирск. В трактовке этих накладок ощутимо влияние посадского и городского искусства. Иногда персонажам приданы конкретные черты, подчеркнуто выражение лиц, детали одежды, бравые усы, широкий нос, парик (или шляпа). Можно предположить, что медник, выполнявший эти изображения, видел гравюры или иллюстрации книг и журналов, которые продавались на ярмарках.

С середины XIX века ремесленное производство медных изделий оживилось благодаря тому, что через Пинегу и Мезень проходил почтовый тракт. Большие перевозки с Белого моря на юг требовали развития коневодства. Им занимались многие крестьяне Севера. В

Пинеге ежегодно проходили две весенние ярмарки, где в большом количестве продавали лошадей. Сюда съезжались купцы, ремесленники, а также ветеринары-коновалы.

Устраивали ярмарки и в других районах России: Ярославской губернии, Костроме, а также на Урале и в Западной Сибири. Так, в Кургане, по сведениям барона де Бай, в 1870—1880-х годах ярмарки проходили ежегодно в октябре. Здесь коновалы осматривали лошадей, оценивали их достоинства, лечили скот. Возможно, в Сибири работали свои медники, которые выполняли заказы коновалов на бляхи. Фотографии коновалов в книге барона де Бай могут служить косвенным подтверждением такого предположения.

На Севере одним из наиболее известных в XIX—XX веках меднолитейных центров кустарного производства было село Кимжа Мезенского уезда Архангельской губернии. Здесь работало несколько семей медников-старообрядцев, выполнявших заказы не только русских, но и ненцев, хантов. Промысел просуществовал до середины XX века. Известно, что еще в 1960-е годы мастер Петр Дерягин отливал накладки для конской и оленьей упряжи ненцев и хантов и пряжки для мужских поясов. Заказы на коновальские бляхи сократились, видимо, к концу XIX века, когда построили железную дорогу из Архангельска в Москву.

Когда зародилось коновальское ремесло — установить довольно сложно. Впервые слово «коновал» упоминается в 1704 году в Лексиконе троязычном, «сиреч речений славянских, эллинистических и латинских сокровищ». Коллекционер А.К.Ганулич приводит сведения о развитии коновальского промысла в 1860-х годах. Так, в Симбирской губернии к тому времени насчитывалось 1 000 коновалов. Это был развитый в Поволжье отхожий промысел, в котором секреты лечения лошадей и искусство медного литья передавались из поколения в поколение.

Как правило, коновалы отправлялись на заработки с осени до зимы, иногда на 8—9 месяцев. Специальной одежды для дальних переходов у них не было, они пускались в путь, перевешивая через плечо широкий ремень или разные ремни. В сумке, крепящейся к поясу, помещались коновальские инструменты и разная снедь.

Коновалы не только лечили и подковывали лошадей, но и занимались знахарским врачеванием людей. Их ремесло в народе ценилось высоко.

Маршруты коновалов Поволжья пролегали но северо-восточной части России. В дальнейшем в поисках работы они все чаще отправлялись за тысячи верст на восток — в Сибирь, вплоть до Тобольска, Томска, Красноярска, Иркутска. Поэтому неудивительно, что сумки коновалов иногда встречаются в собраниях музеев не только Севера, но и Сибири.

Сумка в жизни коновала имела большое значение. Она была не только емкостью для хранения инструментов и лекарственных трав, но и своеобразным видом рекламы его профессии. Поэтому он крепил па сумку яркую латунную накладку, которая одновременно предохраняла все содержимое в его дальних и нелегких походах.

Именно изолированностью труднодоступных районов Севера можно объяснить стилевые отличия латунных накладок на сумки, которые делали местные мастера-медники. Например, на севере Архангельской губернии чаще встречаются условно трактованные сюжеты, выполненные техникой просечки. На одной такой бляхе вместо всадника в рамку упирается полоска металла. Подобный момент утраты первоначального изображения можно увидеть па вышитых полотенцах русского Севера. На вышивках фигуры всадников часто заменяются реликтовыми полосами или совсем отсутствуют. У лошади иногда остаются только ноги, точнее, нога сидящего на коне или тулово. Анализ композиционного построения древних сюжетов вышивки позволил предположить, что этот мотив ведет свое начало от язычества и первоначально, вероятно, изображал сцену принесения в жертву копя. Постепенно трансформируясь, сюжет перешел на полотенце (в основном ритуального назначения) и на другие предметы крестьянского быта, в том числе и на коновальские бляхи, которым тоже придавалось некое магическое значение.

Бляхи курганского типа, опубликованные де Бай, более архаичны. Изображения на этих накладках несколько напоминают бронзовых идольчиков XI—XIII веков, найденных археологами в Приуралье, Прикамье и Волжско-Окском междуречье. Мастер XIX века активно использовал на рамке циркульный и точечный орнамент, характерный для орнаментации бронзовых изделий средневекового Приуралья. В этой группе латунных накладок можно отметить влияние финно-угорского, славянского и западноевропейского искусств. Так, в изображении центральной фигуры всадника усматривается схема трактовки ненцами и хантами небесного божества этих народ «Мир сусне-хума», которое встречается на костяных изделиях. На бляхах волжских мастеров в центральной фигуре всадника можно найти сходство с лубочными изображениями русского богатыря Еруслана Лазаревича.

Учитывая широкое бытование у русского населения Западной Сибири лубочных картинок, а также гравированных изображений из западноевропейских книг, легко представить, что народный мастер использовал в своем творчестве эти источники. Соответственно, можно предположить, что и центр производства располагался поблизости от мест, населенных хантами и манси, то есть в районе Салехарда. О кустарях-медниках этих мест есть упоминание в литературе начала XX века. Так, обследуя состояние промыслов северо-западной Сибири, генерал Н.Л.Скалозубов посетил в Березове (район Салехарда) мастерскую кузнеца Михайленко, который много лег выполнял заказы на оленью сбрую и другие изделия из меди для ненцев и хантов, проживавших в этом районе. Таким образом, можно предположить, что бляхи для коновалов делали не только мастера-старообрядцы русского Севера и Поволжья. В музее Салехарда хранилась бляха, очень близкая по трактовке и технике изготовления к просечной бляхе. В музей она поступила в 1920-е годы от сельского ветеринара В.Н.Селянинова из деревни Кудрина гора Пинежского районе Архангельской области. Просеченный на толстой пластине медного сплава рисунок отличается максимальной степенью обобщения с примитивной трактовкой. Бляху как будто сделал неумелый кустарь. Однако если сравнить это изделие с другими образцами северного народного творчества, например, с деревянными игрушками, то можно найти много общего. Например, человеческие фигуры и всадник «по-деревянному» вырублены в металле. Это придает угловатость всей композиции. Всадник как бы вырастает из коня, голова его упирается в рамку, ног пет. Так же условны и схематичны фигуры, стоящие по бокам копя. Узкая и неровная рамка украшена крупными двойными окружностями, напоминающими древний циркульный орнамент.

Медные и латунные бляхи с сумок коновалов, несмотря на несовершенное порой исполнение, представляют большой интерес для коллекционеров русского медного литья.

Фото Игоря НАРИЖНОГО

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.98

Бляха

Бляха — металлическая пластинка, на которой выбита или выгравирована какая-либо надпись или рисунок для обозначения чего-нибудь, чаще всего номера. Известна также бляха — пряжка ремня.

В российской армии и флоте



Бляхи российской армии и флота бывают трёх основных типов: большая пятиконечная звезда с серпом и молотом, якорь с маленькой пятиконечной звездой с серпом и молотом и бляха с гравировкой в виде российского герба. Первые два типа бывают как «золотые» (из золотистого металла), так и «железные» (из серого металла). «Гербовые» бляхи всегда золотистых цветов.

Бляхи довольно быстро теряют «эталонный вид»: тускнеют, ржавеют и царапаются в результате несения службы. Для исправления физических дефектов (царапин, сильной ржавчины) используется наждачка. Для устранения тусклости используется Паста ГОИ.

К концу службы бляхи часто модернизируются: выпрямляются и выравниваются ребристые поверхности звёзд. Однако в некоторых воинских частях, наоборот, считается, что бляха, отшлифовавшаяся со временем естественным путем (с помощью мягкой ткани и пасты ГОИ), является признаком того, что её носит старослужащий. Такие бляхи называют «дембельские». Обычно исправление блях механическим путем (сгибание, разгибание, стачивание звезд и якорей) воспринимается начальством (офицерами) как порча военного имущества и порицается.

Ссылки

  • Застёжки
  • Модные аксессуары
  • Декоративная обработка металла

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бляха" в других словарях:

БЛЯХА — (нем.). Металлическая пластинка для украшения и др. целей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЛЯХА нем. Blech. Пластинка из металла. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

БЛЯХА — БЛЯХА, бляхи, жен. (польск. blacha жесть). Металлическая пластинка, на которой выбита или вырезана какая нибудь надпись для обозначения чего нибудь, чаще всего номера (в этом случае вместо бляха теперь говорят номер ). Извозчичья бляха. Медная… … Толковый словарь Ушакова

бляха — и, ж. plaque > пол. blacha. 1. Кованая или катаная пластинка, металлический листок, жестяная накладка, щиток. Даль. Во время бою .. иметь затычки, и клубы сальные с мохом, свинцовые бляхи, и деревянные доски в готовности, для зачинки пробитых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

бляха — БЛЯХА, межд. (или бляха муха, муха бляха). Выражает любую эмоцию. эвфем. от бран … Словарь русского арго

БЛЯХА — БЛЯХА, и, жен. Жёсткая пластинка как опознавательный знак или как украшение (с выдавленным рисунком, надписью, номером). Носильщик с бляхой. Бляха на сбруе. | уменьш. бляшка, и, жен. | прил. бляшный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

БЛЯХА — жен., нем. кованая или катаная пластинка, металлический листок, жестяная накладка, луда, щиток. Извозчичья бляха, с номером; ямская, на шляпе либо на груди, с гербом; на сельских сотских бляхи гербовые. | яросл. оплеуха, пощечина. | Бляшка смол.… … Толковый словарь Даля

бляха — бляшка, пластинка, номерок, умбон Словарь русских синонимов. бляха сущ., кол во синонимов: 8 • бляшка (5) • др … Словарь синонимов

БЛЯХА — медная. 1. Разг. Пренебр. Девушка легкого поведения. УМК, 54. 2. Прикам. Выражение досады, разочарования, удивления. МФС, 12 … Большой словарь русских поговорок

бляха — помните, как приходит почтальон в стихотворении С.Я.Маршака «Почта»? С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке… Вообще то бляха, металлический опознавательный знак, который прикреплялся к одежде представителей некоторых профессий (а… … Занимательный этимологический словарь

бляха муха — БЛЯХА, межд. (или бляха муха, муха бляха). Выражает любую эмоцию. эвфем. от бран … Словарь русского арго

Значение словосочетания «металлические бляхи»


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: повергнутый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «металлический»

Ассоциации к слову «бляха»

Синонимы к словосочетанию «металлические бляхи»

Предложения со словосочетанием «металлические бляхи»

  • Осторожно, стараясь не поломать костей, с головы сняли капюшон с металлическими кольцами, с груди – тунику, покрытую металлическими бляхами.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «металлические бляхи»

  • Доримедонт Васильевич любил верхнее короткое платье вроде камзола или куртки, похожей на бедный колет рыцаря Ламанча, и туго стягивался ржавым металлическим поясом, состоявшим из продолговатых блях , соединенных между собою тоненькими крепкими цепочками, из которых, впрочем, многие были оборваны.

Сочетаемость слова «металлический»

Сочетаемость слова «бляха»

Понятия, связанные со словосочетанием «металлические бляхи»

По́ножи (или поно́жи) — часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки. Согласно библейской легенде, поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом. Поножи получили широкое распространение в античном мире. Применялись, в частности, древнегреческими воинами (гоплитами), а также римскими легионерами времен республики. Также поножи были распространены в Средние века и часто входили в стандартный комплект доспехов, наравне с наручами.

Портупе́я (фр. porte-épée) (дословно porter — «носить» и épée — «меч») — часть военного снаряжения, ременная или галунная перевязь в виде ремней (галуна) различной длины и ширины, перекинутая через одно плечо для ношения холодного оружия, ташки, позднее личного огнестрельного оружия и полевой сумки.

Латный доспех (Латы) — изделие, доспех из различных по форме и размеру металлических пластин, откованных по форме частей тела воина и лошади, для их защиты.

Бешме́т — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи, бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Иногда сближается с архалуком (отождествляется с ним или считается закавказской разновидностью). Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а легкий.

Ме́нтик (от венг. mente — плащ, накидка), (прежде Ментия, Ментеня) — гусарская епанечка, обычно с цыфровкою и кутасами, короткая одежда вроде куртки, обложенная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая гусарами в зимнее время поверх доломана, а в летнее время, начиная с XIX века, ментики носили наброшенными на левое плечо, за спину (нао́пашь, на опаш) и от сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки (до этого было принято ношение на обоих.

Бляха - этимология

Бляха – табличка, выдавалась властными органами как указание на правомочность (наличие законного права) лица, заниматься официально какой-либо разрешенной властями деятельностью или находящегося на государственной службе. На деревянной или металлической пластинке или дощечке писался или выбивался установленный номер, табличка носилась обычно на груди должностного лица: носильщика, городового, извозчика, дворника и даже трубочиста.

В почтовой службе медные бляхи с орлом известны с конца XVII века, в России бляхи получили распространение в XIX веке (пик в употреблении термина), хотя существовала и ранее. Бляхи зафиксированы на доспехах XVI века, на кольчуге князя Шуйского (воевода Ивана Грозного) две круглых бляхи, назначение их не вполне ясно (украшение, награда, должностной знак?). В армии Петра I был введен (1698 г.) нагрудный офицерский знак – горжет, металлическая пластина в форме полумесяца, которая подвешивалась на груди возле горла и предназначалась для определения чина офицера/

1) Существующая этимология

Корень: нет. Значение: металлическая пластинка, служащая для украшения сбруи, мебели или являющаяся пряжкой, застёжкой; металлическая пластинка с надписью или номером, удостоверяющая должность того, кто ее носит.

Происходит от польск. blacha из д.-в.-н. bl;h; ср.: ср.-в.-нем. bl;ch, нем. Blech «листовой металл». Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007).

б) Викисловарь. Этимология Blech

Значение: лист из металла. От древневерхненемецком немецкой Bleh , от прото-индо-европейского * Блай, "блестящие".

в) Толковый словарь В.И.Даля

Бляха ж. немецк. кованая или катаная пластинка, металлический листок, жестяная накладка, луда, щиток. Извозчичья бляха, с номером; ямская, на шляпе либо на груди, с гербом; на сельских сотских бляхи гербовые.

г) Употребление термина в русском языке

Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1975

Бляха. Металлическая пластинка, служившая украшение. … «мастеровым людям, что они делали у вербного наряду золотили прорезные бляхи… на три дня корму по 3 алтын на человека на день». 1675 (первое зафиксированное в актах употребление).

д) Национальный корпус русского языка

П. И. Мельников-Печерский. В лесах. Книга первая (1871-1874)

« Дробница ; металлическая бляха с священными изображениями, служила в старину украшением богослужебных облачений, пелен, образных, окладов, архиерейских шапок и пр.».

е) Обобщение и вывод

Подобный термин зафиксирован: в белорусском, русском, украинском, в иврите (ЛУАХ), польском и немецком языках. Данный факт очерчивает регион распространения слова и указывает на самый древний источник лексикона, откуда выводилась терминология – иврит. Все эти территории связаны между собой общей идеологией (иудеохристианство) и постоянным присутствием значительного еврейского населения (носитель языка). Нет никакого логического и исторического основания выводить термин «бляха» из фантастического протоиндоевропейского языка (лингвистические игры), когда «под рукой» идеологическая система в которой осуществляются общественно-экономические отношение – иудеохристианство и организация (церковь), а соответственно и её язык, терминология.

2) Терминология иврита и библейские образы

Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень – . Blech (нем.), blacha (пол.) бляха = B+LAXA, Б+ЛЯХА.

Б+ЛЯХА = ивр. Б как, в виде + ЛУАХ или скрижали, доска, дощечка, плита, планка, пластинка из металла.

б) Библейские образы

Исход 27:8: «Сделай его пустой внутри, досчатый (ЛУАХ): как показано тебе на горе, так пусть сделают».

Притчи 3:3: «Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали (ЛУАХ) сердца твоего».

Исаия 30:8: «Теперь пойди, начертай это на доске (ЛУАХ) у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки».

1 Kings (английская Библия) 7:36: «Для на пластинах (ЛУАХ) уступам него, и на границах границ, он выгравированы херувимов, львов и пальмы, в соответствии с долей каждого, и дополнения вокруг».

Таким образом, заимствование библейского образа и термина иврита ЛУАХ – очевидно. Библия объясняет и значение (смысл) термина «бляха» - пластинка с ясно видимым символом, текстом (скрижали), указывающим на правила или право деятельности человека в материальном мире.

Остяцкие бляхи

Археологические раскопки конца XIX века в районе западных и восточных склонов Северного Урала открыли большое количество захоронений ненце, остяков, вогулов, коми-пермяков. Среди металлических украшений были обнаружены различные по форме и рисунку своеобразные подвески, которые крепились к костюму и к головным уборам.

Подобные бляхи широко использовались по всей Сибири вплоть до настоящего времени в костюме, а также в обрядах шаманов.

В 1936 году большая коллекция бронзовых, медных и латунных подвесок была привезена из района Обдорска (ныне г. Салехард) экспедицией Музея антропологии и этнографии Академии наук (Санкт-Петербург). Это было своего рода научное открытие. Большое количество подвесок, обнаруженных в могильниках остяков, ненцев, коми-пермяков и других народностей, населявших северные склоны Урала и бассейны рек Западной Сибири, свидетельствовало о развитом в этом регионе меднолитейном промысле. Существование национальных украшений, игравших роль «оберега», прослеживается до 1960-х годов. Заказы на этот вид изделий в 1940—1960-е годы в основном выполняла небольшая артель в Туле. Производство медных подвесок прекратилось после 1960-х годов, когда большая часть северных народов перешла на оседлый образ жизни и их быт изменился.

Однако наиболее старинные подвески, украшавшие женские головные уборы, до сих пор используются в костюмах и обрядах шаманов во время камлания. Звон металла — своего рода аккомпанемент к действу колдуна .

Медные изделия издавна высоко ценились у северных народов. Так как медь обладает целительными свойствами, медный пятак прикладывали к ушибленному месту. Латунные амулеты и кресты носили, чтобы избавиться от болезней и от «злых духов». Все это объясняет бережное отношение к самым различным изделиям из меди и в наше время.

Поскольку условия кочевой жизни народов Севера не позволяли накапливать много предметов бытового назначения, основную ценность представляли небольшие изделия из цветного металла, передававшиеся по наследству из поколения в поколение, с которыми они не расставались: украшения для головных уборов и частично верхней одежды (пояса, подвески, гребни и т.п.)

Ненцы, ханты, манси, эвенки покупали у русских мастеров заказанные украшения, платя драгоценными мехами — песцом, соболем. Этим в XIX веке пользовались перекупщики, приобретая у медников за бесценок их изделия и затем перепродавая их местному населению. Продукция русских литейщиков пользовалась широким спросом и на Дальнем Востоке. Еще в конце 1970-х годов в магазинах Магадана можно было приобрести из латуни или других сплавов ромбовидные подвески со схематическим изображением человека, а также дисковидные бляшки с различными сюжетами и символами, в том числе звездами.

Крупный специалист по истории Сибири археолог А.П.Окладников отмечает, что большой спрос на медные и латунные бляхи в XIX — начале XX века вызвал к жизни настоящий промысел с несколькими центрами меднолитейного искусства. Последний расцвет производства подвесок пришелся на 1920—1930-е годы, когда было организовано производство подвесок в Туле. Тогда же в Ленинграде был создан Институт Севера, изучавший быт и историю народов, его населявших. К сожалению, в 1939 году пожар уничтожил коллекции, собранные сотрудниками института. В 1941 году институт перестал существовать. Дошедшие до наших дней так называемые остяцкие бляхи и другие металлические украшения сегодня хранятся в музеях некоторых российских городов.

Металлические украшения северных народов весьма основательно изучил художник А.Л. Горбунков, сосланный в 1930-х годах в Западную Сибирь (район Салехарда). Он оставил множество зарисовок различных видов металлических подвесок, опубликовав в 1960-х годах альбом «Северные россыпи». Его работа представляет большой интерес для тех, кто хотел бы узнать о русских меднолитейных промыслах XIX— XX веков. А.Л.Горбунков подтвердил, что в начале прошлого столетия в г. Березове (район Салехарда) еще существовала мастерская кузнеца Михайленко, который выполнял заказы местного населения на медные украшения, а также латунные бляхи для конской и оленьей упряжи.

К концу XIX века определились четыре основных меднолитейных центра — бассейны Мезени и Печоры, Северный Урал и Западная Сибирь (Тобольск и Салехард). Кустарные промыслы этих центров обеспечивали своими изделиями не только ненцев, коми, хантов, манси, но и эвенков, юкагиров, нганасан и другие народности Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Натуральный обмен упрощал торговые отношения, и лишь в середине XX века металлообрабатывающие промыслы стали сокращаться из-за резкого спада спроса на эти изделия среди местного населения, частично перешедшего на оседлый образ жизни. Изменения коснулись всего быта. Современный костюм стал вытеснять национальную одежду, а с ней исчезла и надобность в металлических подвесках.

Остяцкие бляхи — явление сравнительно позднее. Первые сведения о них относятся к середине XVIII века и очень скудны. В 1889 году бляхи из собрания Тобольского краеведческого музея были упомянуты исследователем народов Приуралья Д.Н.Анучиным, а в 1909 году археолог С.Н.Руденко, вскрыв остяцкие могильники середины XIX века на правом берегу Оби, в районе Обдорска, нашел в них большое количество медных подвесок с прорезными коньками, орлом в круге, а также с изображениями всадников с жезлом и кентавров. А.Л.Горбунков опубликовал около 30 разновидностей латунных подвесок — местное население очень ценило их и называло «еся-пу».

Среди блях можно встретить круглые просечные и ромбовидные подвески с ушком для крепления к головному убору. На них часто изображали коня, медведя, гуся, оленя и других животных, считавшихся у народов Приобья священными. Кроме того, были зафиксированы бляшки с крестом в круге и с решеткой, символизировавшей солнце. Среди всего многообразия тем можно особо отметить изображения кентавров, крылатых всадников со скипетром, стрельцов или воинов с оружием, в костюмах, иногда напоминающих польское обмундирование XVIII—XIX веков.

Набор сюжетов, композиционные решения, размер, формы и техника исполнения подвесок отличаются определенной стабильностью.

Остяцкие бляхи можно разделить на две основные группы:

— по технике исполнения и сюжетам — это круглые бляхи с кентавром, воином и стрельцом, выполненные в технике литья;

— многочисленные подвески разнообразной формы — ромбовидные, главным образом, просечные, со схематическим изображением человека, круглые просечные с орлом, медведем, коньком, гусем и другими животными, считавшимися на Севере священными.

На всех предметах изображение расположено на одной стороне, обратная — всегда плоская, иногда — со следами неровностей, сохранившихся после отливки. В орнаментации дисковидных блях с кентаврами усматривается влияние формы и техники литья бронзовых китайских зеркал. Что касается сюжетов с кентаврами, это древний сюжет, встречающийся и в Западной Европе, и в России. Так, кентавра, крылатого всадника со скипетром можно встретить на древнерусских хоросах — паникадилах в храмах Новгорода и других городов XV века.

В XIX веке русские медники, такие как Михайленко, переносили с древнерусских и западноевропейских изображений кентавров и стрельцов на бляхи, предназначенные для шаманского костюма. Как утверждает А.П.Окладников, «это была смелая творческая переработка, в результате которой возникло нечто новое и не менее, а более совершенное, чем раньше».

Широкая популярность дисковидных подвесок с кентаврами объясняется не только сюжетом, но и формой, ассоциировавшейся с символом солнца. Всадник же в обмундировании, с ружьем, в шапке с высокой тульей, парике и длинной одежде напоминает западноевропейское изображение воина. Вполне вероятно, что образцами для этой группы подвесок могли служить гравюры или литографии русских и западных мастеров, которые охотно приобретали медники после войны 1812 года. Не исключено, что в XIX веке на русское искусство оказало влияние искусство ссыльных поляков и шведов, живших в районе Тобольска и Березова.

В настоящее время меднолитейный промысел, существовавший благодаря заказам народов Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока, исчез, поэтому только архивы и собрания музеев дают возможность восстановить картину его развития и определить его место в русском декоративно-прикладном искусстве.

Иллюстрации предоставлены автором.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005), стр.82

Читайте также: