Что такое мозаика с металлическим мозаика

Обновлено: 04.10.2024

Ранее вы познакомились с деревянной мозаикой, служащей украшением предметов мебели и обихода. Но особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками. Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно. Существуют различные виды украшения металлическим контуром.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань.

Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают нитроцеллюлозным клеем. Чем тоньше по сечению проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие.

Проволока может быть медной или латунной.

Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплены к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шилом отверстия (рис. 88).


Рис. 88. Закрепление накладной филиграни проволочными скобами: 1 — проволочный контур; 2 — скоба; 3 — основа После закрепления контуров на деревянной основе все изделие покрывают лаком (обычно матовым), который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического контура путем врезания его в деревянную основу (рис. 89). Такое украшение предмета является разновидностью инкрустации.


Рис. 89. «Грибы». Мозаика с металлическим контуром

Его выполняют следующим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, какие контурные линии будут очерчены металлическими полосками.

Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого для подчеркивания отдельных деталей мозаики по контурам изображения внутри набора прорезают канавку, в которую вколачивают тонкую полоску металла. Такую полоску шириной 2. 3 мм отрезают от металлического листа слесарными ножницами.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и легкими ударами молотка вколачивают ее в древесину (рис. 90). Удары повторяют, продвигаясь по контуру, до тех пор, пока металлическая полоска не заполнит всю канавку. Полоску не вколачивают на всю глубину канавки — она должна немного выступать над поверхностью мозаичного набора.


Рис. 90. Вколачивание металлического контура

После того как все металлические элементы закреплены, поверхность набора зачищают мелкой шлифовальной шкуркой и покрывают слоем лака.

Следует помнить, что блестящие контуры металла выделяются лучше, если общий тон мозаичного набора будет относительно темным. Металлические полоски и проволока для инкрустации должны быть латунными или бронзовыми, так как медь несколько темновата, а «холодный» алюминий не гармонирует с «теплыми» оттенками древесины.

Смальта – произведение искусства в интерьере вашего жилища


Элементами мозаики может быть все что угодно: кусочки стекла и дерева, осколки перламутра и металлические пластинки, камешки и фрагменты зеркала. Однако к самым известным и старинным видам мозаики относится, конечно, стеклянная, а, в частности, один из ее видов – смальта.

Что такое смальта

Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.

В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.

В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.

  • Российские изготовители чаще всего предлагают модули в виде «блинов» и «блоков».
    • «Блин» – одноцветный овал толщиной в 5–9 мм и размерами в 20–30 см на 40–60 см. Такой «блин» раскалывают: модуль устанавливают в ребро, прижимают долотом и ударяют молотком.
    • «Блок» – отличается не только формой и размерами. Это прямоугольный или квадратный слой толщиной в от 7 до 30 мм и размерами от 15*15 до 25*25 см. Кроме этого, блок часто изготавливают из смальты разных оттенков, в результате чего в массе изделия образуются изумительные цветовые переходы полутонов, оттенков, градиентов. «Блок» чаще всего распиливают, а не раскалывают, а мозаику составляют так, чтобы учесть тонкие переливы цвета между элементами одного массива.

    При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.

    На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.

    Мозаика из смальты (фото)

    Мозаика из смальты

    Виды такой мозаики

    Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.

    • Византийская – самый традиционные вид мозаики, где цветные кусочки более или менее близкой формы уложены как можно плотнее друг к другу, а швы заполнены затиркой. Размер тессеров при этом может быть разным.
    • Инкрустация – врезка кусочков цветного стекла в поверхность материала, отличающегося фактурой – в дерево, например.
    • Маркетри – смальта для деревянного столика используется редко, поскольку этот материал не образует плоскости. А вот на стеклянных и металлических столиках встречается и мозаика из смальты. В основном это современные произведения.
    • Флорентийская – по технике исполнения ничем не отличается от византийской, но предполагает законченную картину из смальты с героическим или божественным сюжетом, наподобие картин старинных мастеров. Тессеры используются любой формы и размера.

    Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.

    • Прямой – кусочки стекла укладываются на поверхность, покрытую клеевым или цементным раствором. Тессеры кладут лицевой стороной верх – гладкой или сколотой, зависит от идеи. Плюс такого метода – художник видит, как воплощается его замысел и по ходу исполнения может заменить какие-то кусочки, найдя лучшие по цвету или фактуре.
    • Обратный набор предполагает размещение тессеров лицевой стороной вниз и заливку готового собранного рисунка каким-то материалом основания. Таким образом можно получить максимально плоскую поверхность мозаики. После застывания изделие переворачивают и слегка подравнивают края тессеров,

    Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.

    О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:

    Особенности материала

    Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.

    • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
    • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
    • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
    • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

    Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.

    • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
    • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
    • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
    • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

    О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:

    Цветовая гамма

    Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

    Различают несколько видов смальты.

    • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
    • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
    • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
    • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

    Производство продукции

    Технология

    смальта

    Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.

    Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.

    • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
    • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
    • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

    Технология действительно примитивна, но, кроме того, небольшой объем выпускаемой продукции не позволяет автоматизировать процесс.

    Варка

    Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.

    • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
    • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.

    Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.

    Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.

    Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.

    На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.

    О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.

    Известные производители

    смальта

    • В России единственным официальным производителем смальты является Экспериментальная Лаборатория Художественных Стекломатериалов. Они используют для изготовления смальты проверенный метод ручной раскатки и предлагают материал более чем 1000 оттенков. Смальту выпускают в виде блоков или полос, в том числе и золотую. Цена обычной цветной смальты колеблется от 590 до 700 р. за кг. Золотая смальта стоит от 55 000 до 85000 р. за кг.
    • Итальянский производитель SICISвыпускает прозрачную смальту наряду с матовой и перламутровой стеклянной мозаикой. Квадратный метр готового блока оценивается в 50–60 €.
    • Vitrex – тоже итальянская компания, известная на российском рынке. Vitrex предлагает прозрачную и непрозрачную смальту. Продается она в виде кубиков, что облегчает работу по расколу и укладке материала. В среднем стоимость колеблется в районе 12–14 тыс. р. кв.м. Найти в магазинах блоки или кубики для самостоятельной работы весьма сложно.
    • Bisazza – производит множество видов керамической отделки, а также стеклянную мозаику и смальту. В России можно приобрести не только готовый модуль, но и материал для панно в виде блоков. Цветовая палитра – около 150 оттенков. Стоит блок от 1700 р. за кг.

    Смальта – удивительный вид мозаики. Богатством оттенков и рельефа она превосходит даже стекло, а по долговечности и водостойкости поспорит с самыми прочными керамическими изделиями. И это действительно творческий материал во всех смыслах слова: каждая мозаика из смальты – это произведение искусства.

    Данное видео поможет вам правильно порезать мозаику и смальту по диагонали:

    Мозаика – уникальный дизайнерский инструмент дал создания интерьера


    В традиционном исполнении мозаика – это наборной рисунок из твердых маленьких фрагментов. На сегодня встречается мозаика, где главной привлекательной чертой выступает не изображение, а объемный узор, созданный поверхностью, или игра света и тени в полупрозрачном материале.

    Неудивительно, что это решение пользуется такой популярностью при оформлении интерьеров. И данная статья поведает вам о дизайне плитки, о том, как выбрать и положить мозаику, а также о других важных моментах.

    Что такое мозаика

    Сегодня мозаикой правильней назвать поверхность, образованную твердыми элементами небольшого размера. Причем элементы эти могут иметь разную или одинаковую форму, разный или одинаковый размер, фактуру, цвет, рисунок, способ укладки, объем и даже сам материал элементов может быть разным. Классифицировать мозаику сложно даже приблизительно.

    Различают 2 основных вида мозаики.

    • Фоновая – не создающая рисунок, изображение или орнамент. Исключение составляет объемная мозаика, плитка которой может составлять собой 3 D-узор. Размер, форма, способ обработки поверхности и цвет варьируются в очень широких пределах. При этом соблюдаются некоторые ограничения: так, при разной форме и размере плитку предпочтительнее подбирать одного цвета. При смешении элементов разного цвета, форма и объем должны быть одинаковыми и так далее. Допускается и хаотическая укладка, но обычно при участии природного материала – наподобие гальки. Упорядоченное расположение, все же, предпочтительнее.

    Фоновая мозаика превосходно подходит для отделки больших плоскостей при небольших размерах площади. Мелкая структура позволяет зрительно отдалить такую поверхность и придать ей неоднородность. При этом отсутствие изображения или узора лишь усиливает этот эффект.

    • Мозаичное панно – изображение с простым или сложным сюжетом, а также растительные, геральдические и даже геометрические орнаменты. Панно предполагает использование как минимум 2 цветов, обычно выкладывается из элементов одинаковой формы и размера, но необязательно. Так, римская мозаика предполагает применение фрагментов любой формы, а русская, наоборот, формируется таким образом, чтобы все панно воспринималось как монолитный материал.

    Создание мозаичного панно занимает намного больше времени, требует больше сил и стоит заметно дороже, вне зависимости от используемого материала.

    О том, как правильно класть плитку и мозаику, расскажет это видео:

    Ее разновидности

    Внешний вид и пользовательские характеристики мозаики в основном определяются используемым материалом. По этому признаку существует наиболее распространенная классификация.

    Стекломатериалы

      – на редкость красивый и практичный материал. Кроме того, что стекло преломляет свет, создавая изумительную игру, оно же отличается абсолютной водостойкостью, стойкостью к истиранию, гигиеничностью и пожаробезопасностью. Материал не боится температуры, пара, влаги, света и любых химически активных веществ. По сути, это наиболее универсальный отделочный материал. Стеклянная мозаика одинаково хороша и фоновая, и в виде панно. Кроме того, именно здесь рельефная поверхность особенно выразительна и красива.
    • Смальта – разновидность стеклянной мозаики, но не прозрачная. Смальта окрашивается солями металлов и обладает специфическим эффектом свечения. Мозаичные панно из смальты на редкость декоративны. Пользовательские свойства смальты такие же, как и у стекла, она ни в чем не уступает ни по водостойкости, ни по долговечности, ни по гигиеничности.
    • Зеркальная – тоже является вариантом стеклянной. Ее особенность – в возможности отражать не только свет, но предметы, что позволяет визуально заметно изменить пропорции комнаты. Зеркальная мозаика может быть только фоновой. Зеркальные плитки более хрупки, крайне чувствительны к абразивам и имеют неприятную особенность: при постоянной высокой сырости зеркало мутнеет. Поэтому, например, укладывать зеркальную мозаику в ванной без вытяжки невыгодно: отделка быстро выйдет из строя.

    мозаика в гостиной

    Фото мозаики в гостиной

    Другие изделия

      – материал, отличающийся в буквальном смысле слова неограниченными возможностями. При этом укладка его проще, чем стеклянной мозаики, цветовая гамма богаче, разнообразие фактур больше и так далее. Разнообразие материала приводит к одной особенности при выборе: чтобы подобрать отделочный материал для пола, стены на кухне или потолка в ванной необходимо учитывать все показатели: класс истираемости, класс морозостойкости, уровень стойкости к химическим веществам и так далее. – древнейший способ украшать пол и стены. Материалом для мозаика служит буквально любой камень, даже искусственный – бетон и кирпичине осколки, хотя для внутренних комнат предпочитают облицовочные материалы. Каменная мозаика намного сложнее в укладке, но обычная фоновая выпускается в привычном виде – модули на сетке, и легко укладывается. Характеристики каменной мозаики зависят от вида и свойств камня, так что, подбирая отделку, здесь тоже приходится учитывать разнообразие качеств. Так, песчаник мало подходит для отделки фартука, так как слишком пористый, а отделывать мраморной мозаикой пол в прихожей можно лишь в очень богатых домах: мрамор впитывает грязь и нуждается в периодической полировке. – самый «молодой» материал облицовки. Чипсы для мозаики изготавливают из нержавеющей стали, алюминия, реже из меди. Возможно напыление из латуни, бронзы, а также серебра и золота. Металлическая мозаика отличается самой бедной цветной гаммой, но привлекает специфическим металлическим блеском и фактурой поверхности: гладкой, матовой, рельефной, с рисунком и даже изображением наподобие чеканки. Материал выпускается только в виде мозаичного модуля на резиновой подложке. Облицовывать им можно и ровные, и сколь угодно криволинейные поверхности.
    • Деревянная – весьма оригинальное решение для интерьеров в стиле лофт, рустик, охотничий, а также техно и даже хай-тек. Изготавливают мозаику из шпона твердых пород: мягкие слишком быстро изнашиваются. Чаще всего это микс из дерева разных пород и цвета, но встречаются и более необычные формы, например – поперечные срезы ствола. Очень часто деревянная мозаика укладывается не в одной плоскости, а так, чтобы плитки отклонялись от плоскости в разные стороны. Такая структурированная поверхность весьма эффектна.

    Различные материалы при укладке можно комбинировать: металл и стекло, металл, керамика и стекло, керамика и дерево – вариантов масса и все исключительно привлекательны и своеобразны.

    Состав и структура

    • Основой любой мозаики является чипс – мозаичный элемент. Размеры чипсы колеблется от 1*1 см до 10*10 см, но наиболее распространен размер 5*5 см. При таких параметрах одинаково хорошо смотрится и однородный цвет, и цвет с включениями – имитация камня, и изображение.
    • Мозаика может выполняться как из плиток одинакового размера, так и разного. Комбинация разноразмерных чипсов эффектна в любом исполнении – керамическая, стеклянная, металлическая мозаика.
    • Форма чипсов ограничивается лишь возможностями материала. Традиционная – квадратная или прямоугольная плитка, сегодня активно замещается треугольной, овальной, круглой, многоугольной, неправильной или очень сложной формы.

    Все больший интерес вызывает плитка объемная с 3D-эффектом. При этом чипс сам по себе может иметь законченную объемную форму – имитация гальки или кирпичика, например, а может представлять собой элемент объемного узора, который формирует вся мозаика.

    Цветовая гамма включает все возможные на свете оттенки. Это не преувеличение: одна только смальта может иметь до 10 тыс. цветов. При таком изобилии важным является не столько найти цвет, сколько не допустить излишней пестроты, тем более в современных минималистских стилях. А поэтому все цветовые решения для мозаики разделяют на несколько категорий:

    • одноцветная – гораздо интересней, чем кажется на первый взгляд, так как при одинаковом цвете позволяет использовать чипсы разных размеров, формы, фактуры и даже с разным способом укладки;
    • микс – набор плиток 2–4 оттенков, расположенных беспорядочно по отношению к цвету. Как правило, микс состоит из чипсов одинаково размера и формы, хотя бывают и исключения;
    • градиент – здесь одинаковость размера и формы обязательна, а вот цвет плитки, включая 2–4 оттенка, подбирается так, чтобы плавно изменяться от одного края мозаики до другого;
    • панно – сюжетный рисунок или орнамент. Цвет, форма и размер чипсы подбираются в соответствии с изображением. Объемная форма и необычная фактура не приветствуется, поскольку оттягивают внимание от рисунка.

    О производстве мозаики своими руками и при помощи заводского оборудования поговорим далее.

    Мозаика для бассейна

    мозаика в бассейне

    Производство

    Технология изготовления чипсов зависит от материала. Однако некоторые общие принципы производства выделить можно. По этому признаку различают следующие методы.

    • Изготовление в формах – таким образом получают стеклянную, керамическую плитку, да и металлическую. Приготавливается исходное сырье, прессуется в форме и обрабатывается при соответствующей температуре и давлении соответствующими реагентами. Зачастую, характер поверхности определяется на стадии изготовления.

    Несколько отличается получение металлических чипсов: колпачки из нержавейки и алюминия штампуют на станках и закрепляют на резиновую подложку.

    • Нарезка – по такой технологии изготавливают смальту и деревянную мозаику. Цветное стекло при обжиге получают в виде неправильной формы лепешек, которое затем нарезают брусками одинакового размера. Деревянная мозаика нарезается из шпона. Керамогранитную плитку получают аналогичным способом: нарезают по размерам из облицовочного листа.
    • Раскалывание – таким образом получают каменную мозаику, причем именно для панно. Раскол камня – отделочного, обычного, полудрагоценного, производят специальным инструментом. Кусочки зашлифовывают для получения необходимой формы. Если каменная мозаика укладывается чипсами правильной формы, то они нарезаются из пластин. Полученные всеми этими способами чипсы могут использоваться по-разному. На деле в продажу мозаика поступает в двух видах.
    • Мозаичный модуль – готовый набор чипсов, закрепленных на гибком основании. Стандартные размеры модуля – 30*30 см. Изделие приклеивается на стену, пол или потолок, так что монтаж покрытия труда не составляет. Мозаичные модули могут быть 2 видов:
      • на полимерной сетке – чипсы приклеены задней стороной на полипропиленовую монтажную сетку. Закрепляют модуль сеткой на стену. Нежелательно его применять для отделки криволинейных поверхностей, так как полимерная сетка может не выдержать нагрузки и треснуть;
      • на бумажное основе – чипсы в зеркальном порядке закреплены лицевой стороной на бумагу. Такой модуль укладывают на любую поверхность. плиткой на стену. После высыхания клея бумагу просто удаляют.

      Существуют некоторые ограничения, связанные с характерам материала. Так, металлическая мозаика выпускается только в виде модулей. А каменная не может иметь бумажную основу, так как вес материала слишком велик.

      О том, как самостоятельно сделать мозаику для садового декора, расскажет данное видео:

      Применение изделий

      Главная задача мозаики – украшение. Что именно украшать – не суть важно. К наиболее древним представителям этого прикладного искусства относят галечную мозаику, которую выкладывали во дворах и садах.

      Наборной рисунок такого рода может украсить и подъездную дорожку, и лестницу, и пол в торжественном зале, и стену в ванной, и столешницу красного дерева, и любую архитектурную деталь на фасаде здания и так до бесконечности. Количество всевозможных материалов, используемых для создания мозаики, вполне позволяет подобрать вариант для любых условий.

      Отделка может решать и дополнительные дизайнерские задачи:

      • акцентирование – и узор, изображение, и фактура притягивают внимание к объекту, украшенному таким образом. А это смещает смысловой центр интерьера. Красивый микс на стене в кухне отвлечет внимание от изобилия громоздкой техники, а украшенная таким образом арка у входа «замаскирует» любые огрехи фасада;
      • структурирование – упорядоченное расположение небольших элементов превращает плоскую стену в некоторую структуру. Стена или любая другая плоскость при этом зрительно отодвигается, что позволяет сделать комнату визуально больше или изменить ее пропорции;
      • зонирование – вертикальная или горизонталью мозаичная полоса четко разделяет пространство на зоны, нужда в физическом препятствии – перегородка, ширма, отпадает;
      • изменение пропорций – добиться заметного поднятия потолка или расширения комнаты можно, использовав правильное распределение цвета. Лучшим инструментом в этом смысле является градиент: плавный переход оттенка от пола до потолка или от стены до стены создает нужное впечатление.

      Далее мы расскажем вам о том, бывает ли недорогая мозаика.

      Мозаика для бани

      мозаика в бане

      Советы по экономии при покупке

      Мозаика – не дешевый способ отделки, так что в любом случае расходов требует ощутимых. Уменьшить их в какой-то степени можно, но с учетом множества факторов.

      • Мозаичные модули всегда намного дешевле, чем мозаичное панно. И не обязательно, что декоративность сетки окажется недостаточной – вариантов тут масса. Однако при замене или частичной замене панно фоновой плиткой сумма экономится существенная.
      • Стоимость материалов очень сильно отличается: к наиболее доступным по цене относится керамическая, и, как ни странно, стеклянная. Смальта, каменная и металлическая мозаика намного дороже. Выбор же у керамики и стекла огромнейший, так что найти соответствующий по цвету, фактуре и форме материал можно всегда.
      • Цена на керамическую плитку и мозаику зависит от характера керамики и в некоторой степени от ее пользовательских характеристик. Напольная плитка и мозаика в любом случае дороже, чем настенная, а керамогранитная дороже, чем котто. Однако при попытке экономить не стоит забывать о назначении: если отделывается пол, сэкономить, подобрав настенную плитку, не удастся.
      • Известные бренды и производители всегда выше в цене. Керамический и особенно стеклянный материал китайского производства по декоративным, а часто и пользовательским качествам мало уступает итальянской продукции. Российские изготовители также составляют здесь испанцам и итальянцам заметную конкуренцию, а по стоимости отечественный продукт намного доступнее.

      Это не касается металлической мозаики: использование обычной стали вместо нержавейки и пластмасса вместо каучука сводит на нет все преимущества отделки. Увы, но в этой категории предпочтение отдается известным европейским производителям, несмотря на высокую стоимость.

      • Каменная мозаика отличается очень широким ценовым диапазоном. Здесь можно уменьшить расходы за счет выбора более дешевого камня или даже его имитации. Так, керамогранит, изображающий «мрамор» от настоящего отличить сложно, а его прочность и гигиеничность даже выше.
      • Имитация мозаики также может сослужить добрую службу. Предпочтение отдается керамической плитке, воспроизводящий мозаику: пластиковая отделка недолговечна и с ролью имитатора не справляется.

      Мозаичная отделка – один из самых древних способов украшения помещения, остающийся актуальным и по сей день. Слишком уже эффектен и изыскан узор из каменных, стеклянных или керамических кусочков.

      Важные советы по использованию мозаики и ее укладке представлены в данном видео:

      § 27. Мозаика с металлическим контуром

      Металлическая мозаика: высокотехнологичная роскошь современного интерьера


      Металлическая мозаика – самый «молодой» вариант отделки. Во-первых, металл всегда имел слишком высокую цену, чтобы использоваться в таком качестве, а во-вторых, этот материал чересчур хорошо проводит тепло, а для отделки стены это явный недостаток.

      Современные же технологии обе эти проблемы решают. Мы расскажем вам сегодня более подробно о таком материале, в том числе о том, как часто нужно мыть металлическую мозаику и где ее лучше использовать.

      Что такое металлическая мозаика

      Так же, как и керамическая или смальтовая, металлическая мозаика тоже представляет собой набор элементов небольших размеров, расположенных упорядоченным образом. Последнее, кстати, является характерной чертой: хаотическое расположение элементов разной формы, как это возможно в керамической или каменной мозаики, здесь крайне редко.

      Строение элемента – чипсы, отличается. Металлическая плитка – это насадка, колпачок, высотой в 3–5 мм, изготовленный из стали толщиной в 0,5 мм. Насадка закрепляется на резиновой подложке. Такое строение обеспечивает достаточную жесткость конструкции, но при этом позволяет укладывать материал не только на плоские, но и на криволинейные поверхности.

      • Материалом в большинстве случаев является нержавеющая сталь. Она обладает высочайшей прочностью при очень малой толщине, благодаря чему металлическая облицовка очень мало весит и нечувствительна к механическим повреждениям. К тому же нержавейка прекрасно противостоит коррозии, так что отделку можно использовать в таких нелегких помещениях, как кухня или даже ванная (о чем свидетельствуют положительные отзывы об использовании металлической мозаики в такой комнате).
      • Мозаика может изготавливаться и на основе алюминия. Такой вариант используется реже, поскольку алюминий намного мягче. Зато алюминиевой плитке часто придают весьма оригинальные криволинейные формы. Несомненный плюс алюминия – абсолютная устойчивость к коррозии. Этот металл воды и пара не боится совершенно.

      Выпускаются мозаичные плитки с напылением бронзы, латуни, меди, даже серебра и золота. Такой вариант намного дороже, но вид имеет самый роскошный.

      О том, что такое мозаика из металла, и каковы ее особенности, расскажет данное видео:

      Пользовательские качества

      К общим пользовательским качествам металлической мозаики можно отнести:

      • гигиеничность – это абсолютно беспористый материал, а поэтому не впитывает грязь, не накапливает ее и не способствует распространению и размножению бактерий. Кроме того, он превосходно выдерживает любые дезинфицирующие процедуры;
      • химическая стойкость – металл можно мыть любыми химическими средствами за исключением сильной серной или соляной кислоты, которая, по счастью, в быту не встречается. Красители же, как органические, так и неорганические никакого влияния на металл не оказывают;
      • водостойкость – поскольку для изготовления применяют нержавеющую, а не обычную сталь и алюминий, можно говорить о прекрасной стойкости к ржавчине. Для отделки бассейнов и ванн используют специальную металлическую мозаику с повышенной стойкостью и минимальным межплиточным швом. К остальным видам коррозии материал нечувствителен совершенно: не гниет, не плесневеет, не коробится под солнечными лучами;
      • коэффициент теплового расширения минимален, так что перепады температур также не оказывают никакого влияния;
      • абсолютная пожаробезопасность – материал не горюч, а для его расплавления потребуется очень высокая температура;
      • устойчивость к любой механической нагрузке: ударной, на изгиб, на истирание и так далее;
      • долговечность – возможно, металл и уступит природному камню, но ненамного. Металлическая мозаика – проект очень долгосрочный.

      Металлическая мозаика из нержавеющей стали в интерьере

      Металлическая мозаика из нержавеющей стали в интерьере

      Недостатки

      К недостаткам отделки относят 2 особенности:

      • сталь, особенно полированную нельзя чистить с помощью абразивных средств: поверхность покрывается царапинами и выглядит потертой;
      • металл очень хорошо проводит тепло, так что отделанная таким образом стена или кухонный фартук будут холодными на ощупь всегда. По этой причине металлическая плитка редко используется для укладки на пол.

      Монтаж на систему «теплый пол» исключается: сталь слишком сильно нагревается и чересчур быстро охлаждается.

      Размеры и форма

      Размеры мозаичного элемента одинаковы для любых типов материала: от 1*1 см до 10*10 см. И первый и последний вариант встречается довольно редко, как правило, предпочитают «золотую середину» – 5*5 см.

      Форма изделия может быть весьма и весьма разнообразной:

      • правильная геометрическая – квадратные, прямоугольные, реже треугольные плитки. Довольно часто встречаются ромбовидные и в виде сот;
      • неправильная форма – и стальные, и алюминиевые чипсы могут иметь весьма сложную форму, поскольку технология их изготовления до крайности проста и дешева;
      • выпуклая – обычно объем придают элементам правильной формы, но бывают и исключения. Такого рода 3D-узор очень эффектен.
      • Чипсы могут имитировать элемент популярной укладки – модульный, паркетный. В сочетании с маленькими размерами и блестящей поверхностью решение оказывается весьма оригинальным.
      • Другой эффектный вариант – комбинация чипсов разного размера, а также плоских и выпуклых. Только за счет такой фактуры можно сделать интересным интерьер любой кухни.
      • Редкая разновидность – имитация гальки из металла. Более чем оригинальный вариант отделки.

      Дизайн

      Форма

      Металлам, особенно ковким можно придать любую форму, в металле можно выполнить любой узор. А поэтому металлическая плитка даже самая небольшая по размерам может представлять собой настоящий шедевр. Способов обработки поверхности металла множество.

      • Гладкая глянцевая – это, конечно, самый популярный вариант. И изготавливается очень просто, и привлекательностью отличается.
      • Матовая – как правило, используется не сама по себе, а в сочетании с гладкой, чтобы подчеркнуть блеск и создать игру света и тени. Выглядит ничуть не хуже, чем сочетание блестящего и матового стекла.
      • Патированная поверхность – имитирует состаренный металл. Для стали это «потертости», царапины или следы заклепок, для медной мозаики – пятна «зелени», для имитации серебра – почернение. Такой способ обработки придает поверхности редкую выразительность и индивидуальность.
      • Рифленая поверхность – плитка может имитировать характерную структуру камня, дерева, кожи или любую фантазийную фактуру. Ухаживать за такой плиткой ничуть не сложнее, поскольку металл, с каким угодно узором все равно не впитывает и не накапливает грязь.
      • Имитация чеканки – плитка с выпуклым изображением или узором не является в полной мере чеканкой, но выглядит такой материал невероятно роскошно. Используется в комбинации с гладкой и матовой плиткой, чтобы подчеркнуть изысканность решения.
      • Комбинированная фактура – вариант дал металла наиболее выгодный. Сочетание плитки с разной поверхностью и разного размера, а порой и разного цвета, позволяет создать мозаику замечательно красивую и выразительную. Относительная бедность металлической цветовой гаммы служит не столько ограничением, сколько не допускает цветового разнобоя.
      • Металл превосходно сочетается со стеклом. Мозаика, где чеканная и гладкая плитка комбинируется с муаровым стеклом – верх изысканности и стильности. Многие люди, кто в состоянии себе это позволить, предпочитают осуществлять отделку ванны именно металлической и стеклянной мозаикой.

      Металлическая мозаика на кухне

      мозаика сталь

      Цветовая гамма

      Цветовая гамма металлической плитки в абсолютном большинстве случаев включает только оттенки, свойственные металлам. Иначе материал теряет большую часть своей привлекательности, так как начинает напоминать собственную имитацию экзотического цвета.

      • К наиболее распространенным относят, конечно, серый во всем его разнообразии – от серебристо-белого до черненного серебра.
      • Напыление из латуни и бронзы обогащает цветовую гамму множеством желтых и коричневых оттенков.
      • Материал из меди, а встречается и такая мозаика, добавляет красные и розовые оттенки.
      • Золотое напыление встречается намного реже, поскольку, с технической точки зрения, вариант, когда золотая фольга защищена слоем стекла, оказывается более выгодным и практичным.

      Изготовление металлической мозаики состоит из нескольких этапов, так как подразумевает получение материалов разного вида.

      • Традиционной основой стальной насадки довольно долго была керамика.
      • Затем стали использовать пластмасс, чтоб снизить стоимость изделия. Но поскольку последний по своим пользовательским свойствам заметно хуже стали или алюминия, то от этой идеи почти отказались.
      • Лучшим решением на сегодня является каучуковая подложка, поскольку последняя обеспечивает не только прочность изделия, но и большую гибкость укладочного модуля. Благодаря этому стальную мозаику применяют для облицовки криволинейных поверхностей.

      Производство мозаики состоит из нескольких отдельных технологических процессов:

      • штамповка колпачков из стали, алюминия, меди и так далее. Таким образом с одинаковой легкостью получают плитку любой формы и с любой поверхностью;
      • изготовление резиновой подложки;
      • закрепление колпачков на подложке.

      При этом риск приобрести подделку чрезвычайно велик. По внешнему виду отличить ее сложно, но ни долговечностью, ни водостойкостью она не обладает. Дело в том, что при изготовлении качественного материала используется нержавеющая сталь AISI304 и AISI316.

      Подделка же производится из обычной стали, как правило, вторсырья, с напылением под нержавейку и меньшей толщины. Проверить качество можно, попробовав поцарапать плитку: настоящую нержавейку поцарапать действительно сложно.

      Стальные насадки закрепляют на каучук еще и потому, что этот материал при некоторой гибкости обладает определенной жесткостью. А обычная полимерная сетка оказывается слишком мягкой, что очень затрудняет монтаж и приводит к повреждению и деформации мозаичных модулей. Так что при покупке необходимо обратить внимание на вид подложки.

      Производители

      На российском рынке металлическая мозаика представлена продукцией из Китая, в наличии также товары от итальянских, испанских и немецких производителей. Российские изготовители конкуренцию в этой области пока не составляют.

      • Ezzari – испанская компания, изготавливающая и керамическую, и стеклянную мозаику, и даже такой экзотический вариант, как перламутровая плитка. Металлическая мозаика, представляет собой отдельную коллекцию. В основном это миксы с имитацией золотой и серебряной поверхности.
      • Apavisa – не менее известный испанский бренд. В коллекцию металлической мозаики входят варианты с плиткой разной формы и размера, что делает общую поверхность мозаики более интересной.
      • SICIS – итальянский производитель, первым предложивший это оригинальное решение. В коллекции компании самые разные варианты: и гладкая полированная мозаика, и матовая, и состаренная, и с разным напылением – на любой вкус.
      • NS-Mosaic Metal – китайский производитель, предлагающий исключительное разнообразие металлической плитки. Здесь можно найти и гладкую, и матовую, и рифленую плитку, и самые изысканные варианты – с орнаментом или узором на плитках, в комбинации со стеклом и камнем.
      • Orro metal – еще один китайский изготовитель. Кроме привычных миксов, предлагает мозаику с необычной укладкой из плитки разного размера и с разной фактурой.

      Укладка

      мозаика металл

      Металлическая мозаика выпускается только в виде готовых модулей, так что монтаж ее не составляет особых трудностей и проблем.

      Главное в том, что внимание нужно обращать лишь на соответствие клея и затирочных составов.

      Материалы и инструменты

      Для укладки потребуются самые обычные инструменты и приспособления:

      • мозаичная плитка в требуемом количестве – объем находят делением площади, которую предстоит облицевать, на площадь модуля;
      • клей для модуля – приклеиваются к стене не металлические насадки, а резиновая подложка. Соответственно, клеевой состав должен быть рассчитан на крепление даже не плитки, а резины. Лучший вариант – клей на основе латекса. Особенно хорош этот выбор при укладке на криволинейные поверхности, где важно компенсировать напряжение материала; – такого же оттенка или контрастного;
      • гладкий, зубчатый и резиновый шпатели;
      • карандаш, отвес и уровень.

      Технология очень проста и требует лишь времени и усердия.

      1. Подготавливают поверхность — выравнивают. Трещины сколы, деформации исключаются: несмотря на гибкость резиновой подложки допускать явных неровностей нельзя. Поверхность обязательно грунтуют.
      2. Стену или пол размечают: не стоит надеяться на остроту глаза, а лучше отметить горизонталь и вертикаль.
      3. Готовят клей по инструкции. На поверхность стены состав наносят гладким шпателем и разравнивают зубчатым.
      4. Укладку начинают от нижнего угла. Если материал комбинируется с другим видом отделки, то укладка начинается с наиболее заметного участка.
      5. Модуль прижимают резиновой подложкой к поверхности, проглаживают валиком при необходимости. Излишки клея сразу же удаляют обычной губкой – металлическую использовать нельзя. Следующий элемент укладывают встык с предыдущим, следя за тем, чтобы ширина шва не превышала ширину межплиточного шва.
      6. После схватывания клея – от 12 часов до 2 суток для ступенек, например, мозаику затирают. Для металла чаще всего используют прозрачный состав или соответствующий по оттенку. Через 30–60 минут мозаику протирают влажной губкой, чтобы удалить следы затирки.

      Стоимость

      Стоимость самой плитки варьируется в очень широких пределах.

      • Китайская мозаика более доступна по цене: средняя стоимость за 1 кв. м. 4–6 тыс. р.
      • Более интересные варианты – с разной фактурой, комбинацией стекла и металла, оцениваются дороже – 10–13 тыс. р.
      • Испанская плитка намного дороже: стоимость одного модуля начинается от 17 тыс. р.
      • Имеет значение и материал. Так, медная отделка стоит несравненно больше – 75 640–102 540 р. за кв. м.

      Работа по укладке считается простой и оценивается наравне с укладкой керамических мозаичных модулей – в 1200–1600 р. за кв. м. При использовании специальных затирочных составов стоимость возрастает.

      Металлическая мозаика – пока еще редкий гость в городском интерьере. А зря: материал это на редкость элегантный, практичный и стильный и составит честь дизайну многих жилищ.

      Читайте также: