Чума металла на моделях

Обновлено: 07.07.2024

Старение моделей: Цинковая"чума",пластиковая порча

Немного поискал информацию про технологический процесс изготовления цинкового сплава. Удалось найти следующее (с чем полностью согласен):

В процессе естественного старения цинковых сплавов происходит уменьшение размеров отлитых изделий, две третьих усадки происходит в течение 4—5 недель, остальная — в течение многих лет. Для стабилизации размеров применяют термообработку — отжиг.

Отсюда вывод: забыли после плавки сделать отжиг, отдали на АГАТ, АГАТ наштамповал модельки, коллекционеры их купили и в течении многих лет наблюдают как они рассыпаются

В 90-х в стране нашей был бардак и отсутствие контроля. Плавили сталь с нарушениями. Жаль конечно, но многие модели 90-х развалятся. Это факт

Кто-то высказывал мнение, что "чума" заразна. Этого не может быть в принципе
Другое дело модели (не только из цинкового сплава) не стоит подвергать нагреву и охлаждению. В качестве примера: модель стоит на полке. Летом на неё падает солнечный свет, происходит нагрев. Зимой открыли форточку для проветривания и оставили на 3-4 часа. В результате "гуляние" температуры за год оказывается в районе 20-30 градусов. А любой металл имеет свойство увеличиваться в размерах от нагрева и уменьшаться в размерах из-за охлаждения. Из-за неоднородности сплава каждый элемент имеет свой коэффициент расширения. Не забываем, что сплав для моделек не такой чистый как для куда более серьёзных механизмов. Следовательно, цинковая модель погибает быстрее.
Каждый сам выбирает какие модели ставить в коллекцию
Всем успешного и долговечного коллекционирования моделек авто

Яркий представитель халатности производителя. Ваз 2108.. Куплен в 1995 году. Диагноз: цинковая чума, протянет совсем не долго.

Поднадоели эти спекуляции на тему цинковой чумы. Когда у очередного 2141 отвалилась дверь, пошёл в немецкий интернет и почитал, что ето за фигня такая. А фигня эта неизлечимая, благодарит за которую мы должны производителей. В обшем так: чума или есть или её нет, и если иногда кажется, что нет, то будет.
Причина чумы до боли простая. Из-за экономии производитель отходит от классического состава сплава 99% цинка и 1% алюминия (а лучше магния) и добавляет вместо дорогого магния (алюминия) свинец или (и) олово. Так вот, что олово, что свинец ведут себя в сплавах (а олово как таковое) при температурах ниже 14 по целсию очень плохо, олово просто превращается в порошок, а свинец из сплава с цинком переходит на уровне кристаллической решётки в состояние чистого свинца. И то и другое делает модель хрупкой, она вздувается итд, все знают, как чумные модели выглядят.
Ест куча вещей, влияюших на скорость очумевания. Кроме низких температур, это электростатические напряжения в формах, скорость остывания итд. итп.
Но вопрос-то какой: если задуматся, при каких условиях температура модели (особенно в Росии. ) опускается ниже 14 градусов (перевозка в грузовике-поезде с завода осенью-зимой-весной, продажа в ларьке, отнёс зимой модель приятелю показат. ), то каким надо быт мудаком на заводе, чтобы на всех нас, коллеционеров срать и далше гнать заведомый брак.
В Европе проблема чумы была решена к началу 70-х годов.
На дворе 2005, а мы всё чумеем!
Ребята, многие из вас имеют контакты с производителями, доведите до их сознания, что не надо свинец и олово в сплав добавлятm, они же сами себе яму роют, кто хочет имет тот же ГАЗ 66 агатовский, который развалится через пару лет?
Да, кстати, если держать модели при нoрмальныx температурах, то можно процесс чумения приостановить лет на. 50, но. повторюсь, если предпосылки есть, то чума будет!
Вот так.

[Диагноз: цинковая чума]

Приобретение новой модели всегда связано с радостью предвкушений и яркими впечатлениями от покупки. Впервые извлечь из коробки модель, за которой давно охотился — пожалуй вот оно, самое сладкое и неповторимое чувство, которое дарит нам занятие коллекционирование.


|
|
|
|
Мы затаиваем дыхание, изучая прекрасную деталировку модели, очень бережно открываем двери и едва касаемся кузова, предусмотрительно надев перчатки. Нам кажется, что если мы будем трепетно относиться к моделям, то они будут радовать нас всегда. Но увы, это не так.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|




"Цинковая чума". Неизлечимая болезнь металла, превращающая масштабную копию автомобиля в кучку крошащихся обломков. Ее невозможно предотвратить, невозможно остановить, и если вы обнаружили ее на одном из своих экспонатов — можете вычеркнуть модель из своего списка.


Сленговое выражение "Цинковая чума" означает микрофизическое явление, заключающееся в нарушении целостности и разрушении структуры металла. Проще говоря, металлические детали откровенно разрушаются, причем это не является естественным старением металла.
Причины цинковой чумы кроются в нарушении технологического процесса отливки деталей. Стандартный материал, из которого делают масштабные модели автомобилей, представляет собой сплав с 99% цинка и 1% алюминия или магния. Зачастую ради экономии производитель отходит от этой схемы и добавляет в сплав вместо алюминия другой металл, чаще всего свинец или олово. Однако, при низких температурах (ниже 14*С) олово и свинец в сплавах начинают менять свою структуру. Это провоцирует разрушение сплава и делает модель довольно хрупкой. Через какое-то время на детали появляются трещины, которые подобно паутине расползаются на всю деталь и в итоге последняя разваливается на отдельные куски, в которых процесс "зачумления" продолжается. Таким образом, модель невозможно восстановить, т.к. даже если скрепить все расколовшиеся куски, металлические детали будут продолжать разваливаться.


Наиболее остро цинковую чуму ощутили собиратели моделей отечественных автомобилей в 43-ем масштабе, когда спустя какое-то время началось массовое разрушение моделей, выпущенных на предприятиях "Агат"-"Тантал"-"Радон" в период с 1990 по 2002 гг.
Я лично наблюдал, как в один 2007 год от ЦЧ погибли три моих модели — "Волга-2402" 2002 года, "Москвич-2141" 2000 года и "Москвич-412" 1999-ого. В какой-то момент я обнаружил, что на кузовах моделей появились мелкие трещинки. Слегка надавив на подозрительный участок, я отколол кусочек задней стойки 41-ого Москвича. Приклеив его на место, я на какое-то время успокоился, пока через какое-то время не обнаружил, что кусочек начинает раскалываться поперек. У "Волги", при попытке открыть дверь верхняя часть двери так и осталась в пальцах, а у Москвича капот вздувался до тех пор, пока под собственным давлением не лопнул. Период инкубации во всех случаях занимал около года.


Про "цинковую чуму" в кругах коллекционеров ходит много баек.
Первая из них — что чума может на каком-то этапе прекратиться. Это не так! Обнаружили трещину — меняйте деталь. Остановить процесс вы не сможете, однако стоит внимательно изучить другие детали на наличие трещин: бывает, что чумеют только отдельные элементы (двери, капот, кузов) в то время как другие остаются целыми.
Вторая легенда, что цинковая чума заразна. Очевидно, это мнение связано непосрественно с жаргонным названием процесса, однако на самом деле чума ни в коем случае не заразна, так как это внутрений процесс, обусловленный различиями в поведении металла в сплаве под воздействием различных факторов.
Третья легенда (хотя в ней уже есть доля истины), что чума является следствием неправильного хранения модели, в частности когда модель подвергается сильным колебаниям температурного режима. На практике, неправильное хранение может лишь ускорить процесс чумления, но никак не спровоцировать его. Все мы помним (или в моем случае — скорее слышали) о здоровенных советских металлических игрушках, которые подобно ГАЗону из российского ТопГира, горели, морозились, и при этом отлично выживали. По другую сторону легенду атакует тот факт, что большинство зачумевших моделей хранились в образцовых условиях, что, однако, не повлияло на их участь.

Пожалуй, я рассказал все, что мне известно или удалось накопать об этом неприятном явлении. А теперь пришло время перейти от слов к практике.


В моей коллекции было несколько моделей, которых чума съела полностью и около десятка, которые были затронуты ею лишь частично. Примерный список перед вами:

Волга-2402/2002/"Агат"(Россия)/все двери, капот.
Волга-2402 номерная /1985/"Тантал"(СССР)/кузов
Волга-3102/1999/"Агат"(Россия)/целиком
Москвич-412/1999/"Агат"(Россия)/полностью
Москвич-2141/2000/"Агат"(Россия)/полностью
Москвич-ИЖ-1500/2000/"Агат"(Россия)/двери
Москвич-ИЖ-1500/1997/"Агат"(Россия)/кузов
ЗАЗ-968/2006/"Тантал"(Россия)/крышка багажника
ВАЗ-2102/1998/"Агат"(Россия)/целиком
ВАЗ-21213/"Тантал"(Россия)/кузов
ВАЗ-2101/"Агат"(Россия)/2002/целиком

К этому стоит добавить, что иномарок в 43-ем масштабе я практически не собирал. Однако, цинковой чуме подвержены и модели иномарок. "Чемпионом" среди заведомых кадавров является фирма Norev. Их модели зачастую разваливаются через пару лет после изготовления (наряду с отечсественными моделями, которые чумеют через 5-10 и больше лет). Были случаи разрушения моделей из иностранных журнальных серий, а в группе фанатов Миничампса ВКонтакте можно увидеть пару фотографий развалившегося Миничампсовского Вольво.



Модели из детства)))) партия 1


Игрался только уазиком)) т.к. он самый первый появился, остальные просто стояли на полке. Я думал, что металлические модели вечные, но на некоторых появились трещины прям в металле, особенно видно на рафике и волге такси. Их страшно брать в руки, они прям рассыпаются, на рафе двери выпали и раскрошились. Кто сталкивался с таким? Из какого металла они сделаны?




















Комментарии 39

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.



а где можно купить модель Ваз 21011 именно 21011 красного цвета ?

Даже не знаю, сейчас один китай продается, все эти машинки я покупал в детском мире в Благовещенске еще году в 97. Ваз 21011 точно не было их и не производили. Может которые с журналом шли "авто легенды ссср" может там была 011. Мне кажется, что их не бывает т.к. внешне они мало чем отличаются.


Для изготовления используется сплав, который называется ЦАМ, т.е. цинк алюминий медь. А разваливаются машинки от цинковой чумы, когда цинка в сплаве больше определённого количества


Это называется "чумка"…

Когда я был маленький, мы пошли в гости к другу моего отца, там я увидел коллекцию, советских моделей и с тех пор тоже начал собирать. С отечественными моделями у нас в городе было туго, их вообще не продавали, только в соседнем Благовещенске можно было приобрести. Правильно заметил Negodych, что эти модли из 90х, мне их покупали с 96 по 2000 фирмы агат, у нас только такие были в одинаковых не красивых коробках, ну кроме грузовиков) они сделаны один в один, что и те советские у друга моего отца, только у него они до сих пор как новые, к каждой машине имеется своя коробочка)) у Волги коробка с изображением Волги, у Жучки изобржение Жигулей и т.п а вот Агатовские рассыпаются((( теперь жалею, что не игрался ими)) Кстати у Камаза самосвала начала трескаться кабина((


У меня 8 лет коллекция из 80х пролежала в гараже в чемодане.Перепад температур от -25 зимой до +50 летом сделали своё дело.Пластмасса поплавилась, силумин изогнулся.Когда это всё увидел — был в шоке.Много трудов стоило, чтоб всё восстановить.Но это касаемо только СССРошных моделей, модели буржуйского производства остались как с иголочки.Вот и судите сами о качестве материала. :о(

По просьбе фото Цинковой чумы


Вот так рассыпаются модели при малейшем прикосновении.








Комментарии 68


Даже не слышал о такой проблеме, многие модели и с 90 иногда и со шкафа падали, не одна не сломалась, разве что только повреждения краски было.


да рассыпаются … есть тоже такие


у меня пара москвичей 2141 болеют(один вообще треш похлеще будет) ваз 2107,2108,21099,2110, уаз 469



кого-то интересовали такие фото?
много экспонатов имею, если кому-то интересно могу выложить


интересно, скинь посмотреть, при всей моей коллекции, тьфу, тьфу, пока не столкнулся

ОК
на январских праздниках сделаю
у меня коллекция в середине 90х покупалась, там много таких экземпляров

большая коллекция? грузовиков много?как они, тож чумой страдают?

около 50 моделек было
давно в коробку сложены, года 2 назад открыл — ужаснулся с москвичей и закрыл…
камазы и зилы вроде уцелели


Где-то в комментариях спрашивали как выглядит цинковая чума. Поэтому и выложил фото.


что за краш-тесты ?

Это не тесты. Это чума. Металл рассыпается сам по себе.

Ого ! о_0 . просто разложение какое то


Заделай диораму с дтп )))

Я бы с удовольствием, но не умею(


беда печаль(
сколько лет этим моделям?

Модели начала 90-х годов


девятка голубая просто треш


сочувствую- у меня тоже есть такие, я решил их тюнинговать, а из 24-12 универсала сделать пикап, вот решаю проблему из какого материала дорабатывать.


Чихнул в девятке. а в Ниве дверью хлопнул))))


Тазы так же при дтп разлагаются)

Вот и модели делают в полной копии оригинала даже по качеству)))

Ага, все один в один)


У меня тоже девятка развалилась и еще скорая 3102, стоит в коробке, целая, но вся в трещинах, если ее достать рассыпется


У меня 403 частично посыпался при том, что номерной.


у меня так в хлам москвич 41-й и ваз десятка рассыпались и еще иноченти моррис где то разлагается в коробке


у меня волга и копейка рассыпались также лет примерно 10 простояли и дык ((((


для танталовских моделей 90х годов это норма вообще. Часто бывает чумеют отдельные детали. И да. Где то видел чумные миничампы в 18 масштабе и кажется автоарт… как повезет с моделями. конечно чаще всего этим страдают наши модели с 90х по наши дни тантал и агат


A vosstanovit' nikak nel'zya? Xrenovo, esli tak(((


знакомо.в 90-х частое явление

Ни хрена себе! Ни разу такого не видел!

У советских номерных моделей такого не было и нет.

еще как было. правда было у моделей выпущенных уже в перестройку, хотя у меня был олимпийский комби, у него отлично зачумела крышка багажника и одна дверь, а остальное на удивление норм

У журнальных серий ни кто такого не наблюдал?

лет через 5 думаю будем наблюдать, а то и раньше

Как думаете от условий хранит будет что нибудь зависить, может удасться остановить процесс?

От условий хранения зависит немногое. Главное чтобы небыло резких перепадов температур. А остановить процесс никак. Недаром он назван чумой. Если началось — уже ничем не спасешь. Я конечно видел люди проклеивают начавшие лопаться поверхности цианокрилатом (секундный клей), шлифут, штукатурят… получается отыграть еще с годик, но процесс трудоемкий, а толку мало. Так что если по кузову пошли трещины, начало перекашивать, вздуваться краска — все. Можно готовиться к скорейшей смерти модели.

(((( охохо.
Пойду вынесу коробку машинок из балкона, и засуну ее в шкаф или хотя пусть уже стоит до весны?

Что такое «цинковая чума»? Советы начинающим коллекционерам.

Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – распространенный вид хобби, которым увлекается достаточно большое количество людей в нашей стране. Наряду с приятными моментами приобретения моделей и создания собственной коллекции, есть определенные нюансы, знать которые нужно каждому начинающему коллекционеру.

Речь пойдет о таком явлении, «как цинковая чума».

Цинковая чума – это своеобразное сленговое определение, которое обозначает микрофизические явления, происходящие с изделиями из цинковых сплавов, в том числе с цинковыми коллекционными машинками. Происходящие явления со временем разрушают структуру цинковых сплавов и в целом нарушают целостность предмета. Если объяснять более простым языком, то метафизические явления – это попросту уменьшение размеров и деформация отлитых цинковых деталей со временем.

Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР

60% всей усадки сплавов приходится на первые два месяца после сборки модели. Далее усадка деталей происходит на протяжении всех последующих лет до того, как машинка полностью рассыплется. Такое явление происходит вследствие того, что на заводе-изготовителе готовые детали не отдали на отжиг (специальную термическую обработку), а передали сразу на сборку моделей. Еще одна причина возникновения цинковой чумы является неверные пропорции сплавов для изготовления деталей, либо присутствие лишних компонентов. Стоит отметить, что «заболеть» цинковой чумой могут не только модели, которые активно используются (например, ребенком во время игры), но и те, которые спокойно находятся на поверхности.

Специалисты утверждают, что масштабные модели с грубым нарушением технологии производства выпускались в основном после 1991 года. Именно по этой причине, наш магазин приобретает и продает масштабные машинки времен СССР выпуска только с 1930 до 1991 годов. Если вам понадобиться консультационная помощь в выборе модели, или же захотите лично посмотреть машинку перед покупкой, смело обращайтесь - наши консультанты помогут в решении любого вашего вопроса.

Еще одной причиной почему некоторые модели цинковых масштабных авто разрушаются со временем, является негативное воздействие различных внешних условий (критические температуры). Причем, это может даже происходить, если модель находится в постоянно спокойном состоянии. Предотвратить процесс развития цинковой чумы невозможно, и также невозможно восстановить физико-механический ущерб от ее воздействия.

Совет коллекционерам

Автомодели масштаба 1:43 производства СССР

Во избежание порчи масштабных автомоделей не стоит располагать коллекцию вблизи каминов, окон, возле радиаторов отопления и в других подобных местах, где возможны перепады и изменения температуры.

Пример. Машинка находится на полке возле окна – летом на нее попадают прямые солнечные лучи в течение нескольких часов, зимой во время проветривания на предмет дует холодный воздух. Так, в течение года перепад температуры может составлять около 20-30 градусов С. Если учесть, что каждый элемент цинкового сплава имеет свой коэффициент расширения, то можно предположить, что цинковая модель разрушиться достаточно быстро.

Так же, чтобы коллекция не подвергалась негативному воздействию света и тепла, рекомендуется освещение полок для автомоделей делать из диодной подсветки и с нормальной вентиляцией.

Читайте также: