Цветные и черные металлы 5 класс

Обновлено: 18.05.2024

В настоящее время известно 105 химических элементов, большинство из них - металлы.
Металлы весьма распространены в природе и встречаются в виде различных соединений в недрах земли, водах рек, озер, морей, океанов, составе тел животных, растений и даже в атмосфере.
Металлы по своим свойствам резко отличаются от неметаллов. Впервые это различие металлов и неметаллов определил М. В. Ломоносов. “Металлы, - писал он, - тела твердые, ковкие блестящие”. Металлами называют вещества, характерными свойствами которых являются высокая прочность, пластичность, тепло- и электропроводность, особый блеск, называемый металлическим.

Металлы, применяемые в строительстве, делят на две группы — черные и цветные.
Черные металлы — железо и его сплавы: чугун и сталь. В течении тысячелетий развитие человеческого общества неразрывно связано с использованием железа как основного материала для изготовления орудий труда. Несмотря на высокий рост продукции цветной металлургии, химической промышленности, промышленности стройматериалов, чёрные металлы остаются главным конструкционным материалом в строительстве и машиностроении. По объёмам производства большинства важнейших видов продукции черной металлургии (чугуна, стали, железной руды, стальных труб) Россия занимает 1-е место в мире.

Чугун — это сплав железа с углеродом при содержании углерода более 2,14%. Чугун обладает хорошими литейными свойствами и малой способностью к пластической деформации.
Сталь — это сплав железа (могут входить и другие сплавы), чугуна и углерода. Углерод в этом сплаве является незаменимым компонентом, его содержание около 2%. В зависимости от состава стали, она может быть прочным материалом или твердым.
ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ

Цветные металлы — это важный и значимый ресурс для металлургической промышленности.
Но добыча цветного металла ограниченна природными источниками и является трудоемким и длительным процессом. Использование лома металлов позволяет грамотно и экономично расходовать невосполнимые ресурсы страны и повышать производительность металлургической отрасли. В чистом их виде весьма редко используют в строительстве. Значительно чаще находят применение сплавы цветных металлов.

Они получили такое название потому, что имеют различную окраску. Например, медь - светло-красная; никель, олово, серебро – белые; свинец - голубовато-белый; золото -желтое. Сплавы цветных металлов в практике нашли большое применение. Сплавы цветных металлов делятся на легкие и тяжелые.
Магний и сплавы
ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Медь
и её сплавы
Алюминий
и его сплавы
Цинк
Олово

Современная промышленность нуждается в сплавах. Легкие сплавы обладают высокой прочностью. Из тяжелых сплавов изготавливают архитектурные детали и санитарно-техническую арматуру.
Латунь - сплав меди с цинком: применяется в условиях повышенной влажности, в электротехнике.
Бронза - сплав меди со свинцом, алюминием, оловом и др. применяется в водопроводных кранах, электротехнике, отливке художественных изделий и др.
Дюралюминий - сплав алюминия с медью, магнием, цинком: применяется в авиации, машиностроении.
СПЛАВЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Наряду с черными и цветными металлами выделяют еще группу благородных металлов: серебро, золото, платина и некоторые другие.
Они названы так потому, что практически не окисляются на воздухе даже при повышенной температуре и не разрушаются при действии на них растворов кислот и щелочей.
Только немногие металлы встречаются в природе в свободном состоянии, и тогда они называются самородными. Золото и платина встречаются почти исключительно в самородном виде, серебро - отчасти.
БЛАГОРОДНЫЕ МЕТАЛЛЫ

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. Правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава. Различают механические и технологические свойства.
К механическим свойствам относятся:
Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь;
Твердость - свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала;
Упругость - свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил;
Вязкость - свойство тел поглощать энергию удара;
Пластичность - способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.
СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

К технологическим свойствам относятся:
Ковкость - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара;
Жидкотекучесть - свойство металла или сплава в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки;
Обрабатываемость резанием - свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием различными инструментами;
Свариваемость - свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии;
Коррозийная стойкость - свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.

ПОМНИТЕ: Приступая к изготовлению какого-либо изделия, правильно выбирайте наиболее подходящий для него материал, помня о механических и технологических свойствах металла.

Краткое описание документа:

Металлы весьма распространены в природе и встречаются в виде различных соединений в недрах земли, водах рек, озер, морей, океанов, составе тел животных, растений и даже в атмосфере.

Металлы по своим свойствам резко отличаются от неметаллов. Впервые это различие металлов и неметаллов определил М. В. Ломоносов. “Металлы, - писал он, - тела твердые, ковкие блестящие”. Металлами называют вещества, характерными свойствами которых являются высокая прочность, пластичность, тепло- и электропроводность, особый блеск, называемый металлическим.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

План-конспект урока по технологии на тему «Свойства чёрных и цветных металлов»


Урок даст учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате.

Описание разработки

Цели:

дать обучающимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию логического мышления и памяти.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: устный опрос, беседа, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Оборудование к уроку:

1) Видеопроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.

2) Наглядные пособия: плакаты, стенды, подручный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения, пройденного материала (слайд №1):

1) Давайте вспомним, что такое металл.

2) Какие виды металла вам знакомы?

З) С каким металлическим материалом вам приходилось работать (например, в 5 классе)?

4) С какими видами слесарных работ вы уже знакомы?

5) Какие графические изображения металлических предметов вы изучали ранее?

6) Какие инструменты используются при обработке металлов?

3. Изложение нового учебного материала.

План беседы учителя с учащимися (слайд №2):

1) Черные и цветные металлы и сплавы.

2) Механические и технологические свойства металлов и сплавов.

З) Сортовой прокат.

Черные и цветные металлы и сплавы. Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно подобрать наиболее подходящий для него материал. В чистом виде металлы применяются редко. Больше всего они используются в виде сплавов. Сплавами металлов называются сложные вещества, полученные путем смешивания в расплавленном состоянии с другими металлами или металла с неметаллическими элементами в точно определенном соотношении.

Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. К’ черным относят железо и сплавы на его основе - сталь и чугун. Все остальные металлы и сплавы - цветные.

Железо - металл серебристо-белого цвета с характерным блеском. Пластичен, хорошо обрабатывается, широко распространен в природе, но в чистом виде почти не встречается. Железо находится в земной коре в составе соединения с кислородом и другими элементами. Эти соединения называют железными рудами. Из них получают железо, которое применяют в виде различных сплавов с углеродом - чугунов и сталей.

Чугун - сплав железа с углеродами, содержащий более 2% углерода, а также примеси других элементов. Чугун является одним из самых дешевых и распространенных конструкционных материалов и широко применяется в машиностроении. Из чугуна получают сталь.

Сталь - это сплав железа с углеродом, содержащий до 2,1% углерода. Как и чугун, сталь содержит в себе примеси некоторых других элементов. Основное отличие стали от чугуна - это то, что сталь содержит меньшее количество углерода и примесей.

Сталь и чугун являются самыми распространенными материалами современной техники и производства. На их долю приходится основная масса всей металлической продукции.

Среди цветных металлов наиболее широкое применение имеют медь, алюминий и сплавы на их основе, а также олово, цинк и др.

Медь - металл розовато-красного цвета, обладающий электропроводностью и теплопроводностью, пластичностью, но сравнительно невысокой прочностью, хорошо обрабатывается. Применяется, прежде всего, в электропромышленности и химическом машиностроении. Сплавы меди обычно делят на две группы - латуни и бронзы.

Латунь - сплав меди с цинком, имеющий желтый цвет. Обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности и в электротехнике.

Бронза - сплав меди с оловом или другими элементами, кроме цинка, имеющий желто-красный цвет. Бронза характеризуется высокой прочностью, твердостью, хорошо обрабатывается резал и м, обладает коррозионной стойкостью. Применяется для водопроводных кранов, для отливки художественных изделий, в электротехнике.

Алюминий - металл серебристо-белого цвета. едкий, вязкий, хорошо отливается и прокатывается в листы и проволоку. Широко используется в авиастроении, в электротехнике, при изготовлении предметов быта.

Дюралюминий - сплав алюминия с медью и другими элементами, имеющий серебристый цвет. Хорошо обрабатывается, обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется в авиации, машиностроении и строительстве, где требуются легкие и прочные конструкции.

Цинк светло-серый металл с голубым оттенком. Обладает высокой коррозийной стойкостью. Применяется для покрытия стальных изделий в целях защиты от коррозии.

Олово - металл серебристо-белого цвета, мягкий и пластичный. Олово можно легко раскатать в тонкие пласты, называемые фольгой. Применяют, для покрытия тонких листов стали и получения белой жести.

Учащиеся самостоятельно заносят в таблицу №1 химические элементы, которые относятся к чёрным и цветным металлам, затем проверяют по слайду (слайд №3).

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

План-конспект урока технологии в 6 классе по теме «Свойства чёрных и цветных металлов»

Цели: дать обучающимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию логического мышления и памяти.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: устный опрос, беседа, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Оборудование к уроку:

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изложение нового учебного материала.

Черные и цветные металлы и сплавы. Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно подобрать наиболее подходящий для него материал. В чистом виде металлы применяются редко. Больше всего они используются в виде сплавов. Сплавами металлов называются сложные вещества, полученные путем смешивания в расплавленном состоянии с другими металлами или металла с неметаллическими элементами в точно определенном соотношении.

Презентация к уроку технологии "Свойства черных и цветных металлов" 5 класс

Металлы весьма распространены в природе и встречаются в виде различных соединений в недрах земли, водах рек, озер, морей, океанов, составе тел животных, растений и даже в атмосфере. Металлы по своим свойствам резко отличаются от неметаллов. Впервые это различие металлов и неметаллов определил М. В. Ломоносов. “Металлы, - писал он, - тела твердые, ковкие блестящие”. Металлами называют вещества, характерными свойствами которых являются высокая прочность, пластичность, тепло- и электропроводность, особый блеск, называемый металлическим.

Автор: Созыкина Татьяна Николаевна учитель технологии п. Шолоховский Ростовская область МБОУ СОШ №8

Созыкина Татьяна Николаевна

В настоящее время известно 105 химических элементов, большинство из них - металлы. Металлы весьма распространены в природе и встречаются в виде различных соединений в недрах земли, водах рек, озер, морей, океанов, составе тел животных, растений и даже в атмосфере. Металлы по своим свойствам резко отличаются от неметаллов. Впервые это различие металлов и неметаллов определил М. В. Ломоносов. “Металлы, - писал он, - тела твердые, ковкие блестящие”. Металлами называют вещества, характерными свойствами которых являются высокая прочность, пластичность, тепло- и электропроводность, особый блеск, называемый металлическим.

В настоящее время известно 105 химических элементов, большинство из них - металлы.

Металлы, применяемые в строительстве, делят на две группы — черные и цветные. Черные металлы — железо и его сплавы: чугун и сталь. В течении тысячелетий развитие человеческого общества неразрывно связано с использованием железа как основного материала для изготовления орудий труда. Несмотря на высокий рост продукции цветной металлургии, химической промышленности, промышленности стройматериалов, чёрные металлы остаются главным конструкционным материалом в строительстве и машиностроении. По объёмам производства большинства важнейших видов продукции черной металлургии (чугуна, стали, железной руды, стальных труб) Россия занимает 1-е место в мире.

Металлы, применяемые в строительстве, делят на две группы — черные и цветные.

Черные металлы — железо и его сплавы: чугун и сталь. В течении тысячелетий развитие человеческого общества неразрывно связано с использованием железа как основного материала для изготовления орудий труда. Несмотря на высокий рост продукции цветной металлургии, химической промышленности, промышленности стройматериалов, чёрные металлы остаются главным конструкционным материалом в строительстве и машиностроении. По объёмам производства большинства важнейших видов продукции черной металлургии (чугуна, стали, железной руды, стальных труб) Россия занимает 1-е место в мире.

Чугун — это сплав железа с углеродом при содержании углерода более 2,14%. Чугун обладает хорошими литейными свойствами и малой способностью к пластической деформации. Сталь — это сплав железа (могут входить и другие сплавы), чугуна и углерода. Углерод в этом сплаве является незаменимым компонентом, его содержание около 2%. В зависимости от состава стали, она может быть прочным материалом или твердым.

Чугун — это сплав железа с углеродом при содержании углерода более 2,14%. Чугун обладает хорошими литейными свойствами и малой способностью к пластической деформации.

Сталь — это сплав железа (могут входить и другие сплавы), чугуна и углерода. Углерод в этом сплаве является незаменимым компонентом, его содержание около 2%. В зависимости от состава стали, она может быть прочным материалом или твердым.

Цветные металлы — это важный и значимый ресурс для металлургической промышленности. Но добыча цветного металла ограниченна природными источниками и является трудоемким и длительным процессом. Использование лома металлов позволяет грамотно и экономично расходовать невосполнимые ресурсы страны и повышать производительность металлургической отрасли. В чистом их виде весьма редко используют в строительстве. Значительно чаще находят применение сплавы цветных металлов.

Цветные металлы — это важный и значимый ресурс для металлургической промышленности.

Но добыча цветного металла ограниченна природными источниками и является трудоемким и длительным процессом. Использование лома металлов позволяет грамотно и экономично расходовать невосполнимые ресурсы страны и повышать производительность металлургической отрасли. В чистом их виде весьма редко используют в строительстве. Значительно чаще находят применение сплавы цветных металлов.

Медь и её сплавы Алюминий и его сплавы Магний и сплавы Цинк Олово Они получили такое название потому, что имеют различную окраску. Например, медь - светло-красная; никель, олово, серебро – белые; свинец - голубовато-белый; золото -желтое. Сплавы цветных металлов в практике нашли большое применение. Сплавы цветных металлов делятся на легкие и тяжелые.

Алюминий и его сплавы

Магний и сплавы

Они получили такое название потому, что имеют различную окраску. Например, медь - светло-красная; никель, олово, серебро – белые; свинец - голубовато-белый; золото -желтое. Сплавы цветных металлов в практике нашли большое применение. Сплавы цветных металлов делятся на легкие и тяжелые.

Современная промышленность нуждается в сплавах. Легкие сплавы обладают высокой прочностью. Из тяжелых сплавов изготавливают архитектурные детали и санитарно-техническую арматуру. Латунь - сплав меди с цинком: применяется в условиях повышенной влажности, в электротехнике. Бронза - сплав меди со свинцом, алюминием, оловом и др. применяется в водопроводных кранах, электротехнике, отливке художественных изделий и др. Дюралюминий - сплав алюминия с медью, магнием, цинком: применяется в авиации, машиностроении.

Современная промышленность нуждается в сплавах. Легкие сплавы обладают высокой прочностью. Из тяжелых сплавов изготавливают архитектурные детали и санитарно-техническую арматуру.

Наряду с черными и цветными металлами выделяют еще группу благородных металлов: серебро, золото, платина и некоторые другие.

Они названы так потому, что практически не окисляются на воздухе даже при повышенной температуре и не разрушаются при действии на них растворов кислот и щелочей.

Только немногие металлы встречаются в природе в свободном состоянии, и тогда они называются самородными . Золото и платина встречаются почти исключительно в самородном виде, серебро - отчасти.

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. Правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава. Различают механические и технологические свойства. К механическим свойствам относятся: Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь; Твердость - свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала; Упругость - свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил; Вязкость - свойство тел поглощать энергию удара; Пластичность - способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. Правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава. Различают механические и технологические свойства.

К механическим свойствам относятся:

К технологическим свойствам относятся:

  • Ковкость - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара;
  • Жидкотекучесть - свойство металла или сплава в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки;
  • Обрабатываемость резанием - свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием различными инструментами;
  • Свариваемость - свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии;
  • Коррозийная стойкость - свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.

ПОМНИТЕ: Приступая к изготовлению какого-либо изделия, правильно выбирайте наиболее подходящий для него материал, помня о механических и технологических свойствах металла.


-82%

Тема: «Виды металлов и сплавов. Их основные свойства».
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Цель урока: ознакомить обучающихся с конструкционными материалами – металлами и областью их применения, с образцами черных и цветных металлов, сплавов.

Задачи:

Образовательная: добиться усвоения у обучающимися знаний о видах черных и цветных металлов, и умения применять их на практике.

Развивающая: развивать внимание, память, развивать творческие способности учащихся.

расширять кругозор, развивать эстетический вкус.

Воспитательная:

формирование положительной мотивации к предмету;

формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;

развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Воспитать бережное отношения к инструментам.

ВложениеРазмер
vidy_metallov_i_splavov_ih_osnovnye_svoystva_5-klass.docx 33.05 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.

Урока по технологии в 5-классе.

Раздел; Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов и пластмасс).

ТЕМА: «ВИДЫ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ. ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА»

Асанов Сервер Хайсерович

Тема: «Виды металлов и сплавов. Их основные свойства ».

Задачи: Образовательные добиться усвоения у обучающимися знаний о видах черных и цветных металлов, и умения применять их на практике.

Развивающая: развивать внимание, память, развивать творческие способности учащихся.

расширять кругозор, развивать эстетический вкус.

формирование положительной мотивации к предмету;

формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;

развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Наглядный материал: таблицы по технике безопасности, виды металлов и сплавов и их основные свойства.

Формы работы обучающихся : в парах групповая, самостоятельная работа.

Методы, используемые на уроке: коммуникативный метод, метод коммуникативных заданий, Технология развития критического мышления.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с ручным инструментами. Получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Предметные: 1. Понимание и определение понятия «металлы», «черные», «цветные».

2. Распознавание различных видов металлов по физическим свойствам.

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: образцами черных и цветных металлов, изделия из металлов, МК.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа.

Формы работы с обучающимися: индивидуальная, фронтальная.

Опорные понятия: металлы, черные и цветные.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требования новых ФГОС. В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

Моделируя современный урок, я придерживался следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, мета предметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Цели деятельности педагога.

1.Ознакомить и систематизировать знания учащихся о видах металлов и иих сойствах; повторить инструменты и приспособления, применяемые для ручной обработки металлов и сплавов.

2. Развивать знания детей, активность, старательность;

Методы и формы обучения.

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины.

Для работы с древесиной потребуется верстак. Его оснащают упорами, бортиками, углублениями для инструментов, зажимным столярным инструментом. Для установки упоров в рабочей доске сверлят сквозные отверстия.

Топор считается основным инструментом плотника. Им выполняют первичную обработку древесины. Для забивания гвоздей понадобится молоток и добойник – металлический стержень, один конец которого заточен на усеченный конус. Для соединения деталей «шип в паз» используют киянку – массивный деревянный молоток. Нелишним в столярной мастерской окажется точило для заточки топоров, ножей, стамесок.

Авторской программы: Класс: 5 Учебник (УМК) : А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. «Технология» (индустриальные технологии – 5-й класс), рабочая тетрадь по технологии 5-й класс.

Учебник, плакат по чёрным и цветным металлам, инструктаж по технике безопасности, рисунок для изделия.

Материально техническое обеспечение.

Пилы и ножовки, зубило, ножницы по металлу. Молотки, рашпили, напильники, измерительные инструменты, токарно-винторезные станки.

Оснастка плотника может состоять из нескольких десятков инструментов и постоянно пополняется новыми устройствами.

Планируемые образовательные результаты.

конспект урока по технологии Металл и его свойства 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Конспект урока с презентацией 5 класс Металл и его свойства, применение.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_tehnologii_5_klass_metally_ih_svoystva.docx 19.29 КБ
konspekt_uroka_metally._primenenie..ppt 2.58 МБ

Металлы, их свойства и область применения.

Цели: ознакомить учащихся с рабочим местом в слесарной мастерской, организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасностью труда при обработке металлов; раскрыть основные свойства и состав листового металла и проволоки, развивать умение читать и составлять чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; воспитывать аккуратность, внимательность и бережливость при обработке тонколистового металла и проволоки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Инструменты и оборудование: слесарный верстак с комплектом инструментов, образцы металлов, компьютер.

1). Приветствие учителя, контроль посещаемости.

2). Проверка готовности учащихся к уроку.

11. Теоретическая часть.

1). Повторение пройденного материала.

Оптимальное расположение инструмента на верстаке.

Размещение предметов и инструментов на столе верстака подчиняется простым правилам. Инструмент для правой руки распологают справа, а для левой руки – слева, причем брать их и находить нужный инструмент необходимо не глядя. Для этого на верстаке должен находиться только тот инструмент, который используется в данный момент для выполнения данной работы, и порядок расположения инструмента должен быть неизменен.

Ближе кладут тот инструмент, который чаще всего используется, поэтому состав близко расположенных предметов сильно зависит от выполняемой работы. Все это относится не только к инструменту, но и заготовкам, метизам, готовым деталям. Очень часто в руководствах и популярных изданиях приводят изображение слесарного верстака с расположенними рядком напильниками, уложенными на поверхности верстака плитками, как обязательный атрибут слесарного верстака на рисунках присутствует притирочная плита.

На самом деле на поверхности верстака не вкладывают для работы напильники – они в определенном порядке лежат в одном из выдвижных ящиков, и их вынимают по мере надобности и убирают сразу после применения.

Не разбрасываюи и по воверхности верстака и измерительный инструмент. Измерительный инструмент как требующий бережного обращения всегда держат отдельно от остального инструмента.

Штангенциркуль или микрометр, валяющийся среди других инструментов на верстаке, очень быстро портится. Притирочная плита относится к весьма точным и чувствительным изделиям. Если ее постоянно держать на верстаке, да еще не прикрытой защитным деревянным щитом, то грошь цена такой плите – ее обязательно используют для выполнения несвойственных ей функций, например для разметки, после чего притирать на ней будет уже невозможно.

На верстаке не должно быть свалки и беспорядка. А после работы весь инструмент должен быть вытерт, вычещен и убран на свои места.

Нас окружают самые различные предметы, изготовленные из металла. Мы никогда не задумываемся о том, что столовые приборы, транспорт, станки и оборудование могли бы быть изготовлены не из металла, а из других конструкционных материалов.

Почему именно из металла изготовляют многие инструменты, строительные конструкции, детали машин? (Ответы учащихся).

Правильно! Они прочны, надежны в эксплуатации, долговечны. Металлы хорошо проводят электрический ток, тепло, обладают особым металлическим блеском. Начиная с древних времен люди научились не только добывать, но и обрабатывать металл. По тому, такой металл наиболее широко применялся в практической жизни человека, назывались целые исторические эпохи. Например: бронзовый век, железный век… Люди из поколения в поколение предавали навыки обработки металлов. Более 400лет назад основной продукцией металлообрабатывающих мастерских были замки для дверей и ворот. Замок по немецки «шлосс», а работник такой мастерской назвался «шлоссер»; от этого слова и произошло современное слово человека, занимающего обработкой металлов – «слесарь». Практическое значение использования металлов и обработка не утеряли первостепенного значения и сегодня в жизни человека.

Ручная обработка металлов называется слесарной. Быстро и качественно изготовить какое-либо зделие из металла можно только научившись правильно и безопасно пользоваться слесарным инструментами и оборудованием.

Изучая слесарное искусство, вы познакомитесь с различными металлами и сплавами, их свойствами. Узнаете о том, как из металла изготовляют различные предметы, получите знания и умения способов обработки металлов, приемы работы слесарными инструментами, управления станками и т.д. Тема нашего урока «Металлы и их свойства и область применения».

Оборудование для работы с металлом.

Слесарный верстак является неотъемлемой частью рабочего места для ручной обработки металлов в учебных мастерсиких. Существует большое множество вариантов исполнения слесарных верстаков, но все они имеют основание (металлический каркас), столещницу (крышку), на которой закреплены тиски и защитный экран (рис.). Некоторые слесарные верстаки оборудованы ящиком для инструментов. В комплект верстака придется сиденье (табурет) (рис.).

Высота слесарного верстака должна соответствовать росту работающего.

Как это определить? (ответы учащихся). Учащиеся вспоминают, как определить высоту столярного верстака.

Для крепления деревянных заготовок на столярном верстаке используются зажимы. Чем закрепляются металлические заготовки при обработке ручным слесарным инструментом? (Ответы уч-ся).

Основное назначение слесарных тисков – закрепление заготовки. При вращении рукоятки по часовой стрелке подвижная губка будет перемещаться к неподвижной губке, сжимая заготовку, помещенную между ними. (показ).

Как в промышленном производстве на предприятиях при обработке металлов, труд в учебной мастерской требует соблюдения определенных правил культуры и безопасности труда, трудовой дисциплины и поведения.

Учитель рассказывает о ТБ.

Кроме верстака для обработки металла используются и другие инструменты и приспособления (показ): линейка (угольник), кусачки, ножницы слесарные, напильник, разметочный циркуль, кернер, молоток, киянки, свёрла, оправки (круглая, призматическая, уголковая, фигурная), чертилка, гибочные приспособления.

Тонколистовой металл и проволока.

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что в значительной степени облегчает изготовление из них изделий.

Все металлы обладают некоторыми физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины. Перечислим некоторые из них: электропроводность, намагничиваемость, тепловое расширение, температура плавления. Необходимо отметить, что механические свойства металлов (прочность и твердость) значительно выше, чем у древесины. В отличие от древесины, металлы обладают пластичностью. Чаще всего для производства изделий используется не сами металлы. А их сплавы. Все металлы делят на черные и цветные.

Черным металлам относится сталь и чугун. Эти металлы – сплавы. Если углерода до 2% в железе, то это сталь, более 2% и до 4% - алюминий, свинец и т.д. Наряду со сплавами из черных металлов широкое распространение нашли в легкой и тяжелой промышленности споавы цветных металлов: дюралюминий (алюминий с медью, магнием и др), бронза (медь со свинцом, оловом и др.), латунь (медь с цинком).

В нашей мастерской мы чаще всего будем использовать тонколистовой металл. Сущность листовой прокатки заключается в обработке металла давлением путем обжатия между вращающимися валками прокатного стана для уменьшения толщины прокатываемого металла. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины (рис).

Листовую сталь делят на тонколистовую (до 2 мм) и толстолистовую (более 2 мм). В свою очередь тонколистовая сталь бывает нескольких видов: кровельная сталь (от 0,5 до 0,8 мм), жесть (от 0,2 до 0,5 мм). Жесть, не имеющая защитного покрытия, называется черной, а покрытая с двух сторон тонким слоем олова – белой. Имея гладкую и блестящую поверхность за счет оловянного покрытия, жесть не ржавеет и широко используется для изготовления консервных банок, вёдер, игрушек, кухонной утвари, водосточных и вентиляционных труб, различной тары и т.д.

Знаете ли вы, что фольга – это тоже тонколистовой металл? (Ответы учащихся).

Фольга – тонкий, листовой металл толщиной до 0,2 мм. Применяют в радио- и электропромышленности, для упаковки пищевых продуктов, изготовления крышек для молочных бутылок, печатных форм, обкладки конденсаторов. Фольга находит различное применение в домашнем хозяйстве. Разновидностью фольги является станиоль.

Станиоль – очень тонкий листовой металл специальной прокатки. Применяют ее для упаковки пищевых продуктов (шоколада, чая), в парфюмерии для защиты летучих веществ от испарения, а также в электро- и радиопромышленности.

Одним из видов тонколистового металла является кровельная сталь. Название свое она получила от ее широкого применения для покрытия крыш зданий (кровли). Кровельная сталь бывает черной, или обыкновенной, то есть без покрытия, а также оцинкованной, или обыкновенной, то есть без покрытия, а так же оцинкованной, покрытой тонким слоем цинка. Выпускает промышленность такую листовую сталь ввиду активного воздействия окружающей среды в виде влажности, а цинк предотвращает листовую сталь от ржавчины. Кровельную сталь часто покрывают масляными или нитрокрасками.

Жесть и кровельная сталь обладают хорошей пластичностью – свойством не разрушаясь изменять свою форму под действием внешних сил и сохранять эту форму после прекращения действия этих сил.

На заводах прокатные станы для получения тонколистового металла обслуживают вальцовшики, а изготовлением изделий из тонколистового металла занимаются жестянщики. Из тонколистового металла делают корпусы деталей машин, приборов, изготовляют трубы, самый разный хозяйственный инвентарь.

Кроме тонколистового металла в практической деятельности человека часто используется проволока, которая отличается большой длиной (хранится в «бухтах»), обладает хорошей пластичностью, ковкостью, вязкостью, легко сгибается, обрабатывается. Промышленностью выпускается проволока различной толщины и профиля поперечного сечения. Профили сечения бывают круглые, квадратные, треугольные. Проволока – это всего лишь полуфабрикат, который служит для производства других изделий. Она бывает стальная, медная, алюминиевая и т.д.

Где используется проволока? (Ответы учащихся).

Медная и алюминиевая проволока используются не только для производства электрических проводов, но и для заклепок, гвоздей, шурупов, винтов. Из твердой стальной проволоки делают пружины, струны и т.д. Стальная проволока наиболее прочная, чем из цветных металлов, а следовательно, она и более трудоемкая при обработке. При обработке она может быть хрупкой и ломаться при сгибании.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки (рис). Такую проволоку называют катанкой. Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры = детали с отверстиями, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов.

Читайте также: