Дефекты окраски металлических поверхностей

Обновлено: 28.04.2024

В процессе производства покрасочных работ очень часто возникает множество проблем. Так, несоблюдение технологии ведет к возникновению различных дефектов лакокрасочного покрытия. Их наибольшее количество связано с некачественной или недостаточной подготовкой поверхности, халатного отношения к технологии исполнения малярных работ, несоблюдения этапности в процессе подготовки. К сожалению, в большинстве случаях ситуация может быть исправлена только полной переделкой.

Особенностью технологических процессов получения атмосферостойких покрытий является тщательная и многостадийная подготовка поверхности. При окраске изделий высоких классов по внешнему виду особое внимание уделяется механической обработке, т. е. выравниванию и исправлению дефектов поверхности механическим путем с помощью углошлифовальных машин или подобных. Использование шпатлевок для выравнивания поверхности под атмосферостойкие покрытия приводит к ухудшению защитных свойств, хотя в целом ряде случаев их применение необходимо.

Наличие совершенного оборудования и материалов при нанесении не гарантирует защиту от возникновения дефектов лакокрасочных покрытий, которые потребуют дополнительные затраты на их устранения.

Существенное влияние на качество лакокрасочного покрытия и его внешний вид (класс покрытия) оказывают условия, в которых проводится окончательная окраска. Обязательными условиями являются чистота цеха (полов, стен, ферм и т. д.), температура в пределах 12-25°С и относительная влажность воздуха в диапазоне 45-80%. При окончательной окраске не должны производиться другие работы. Обязательно соблюдать рекомендации производителя краски, наносить лакокрасочные материалы при достаточной вентиляции. Дефекты лакокрасочных покрытий могут возникнуть при окраске, а также после высыхания и образования покрытий. Причины возникновения дефектов весьма различны. В таблице ниже приведены основные причины возникновения наиболее часто встречающихся дефектов.

В ряде отраслей промышленности окончательная окраска изделий производится после сборки. В этих случаях на поверхностях изделий может иметься предварительно нанесенный слой грунтовки, который при сборке загрязняется. Прежде чем приступить к окончательной окраске, наружные и внутренние поверхности должны быть тщательно очищены от всевозможных загрязнений: пыли, жировых пятен, следов герметика, клея, посторонних красок, следов карандаша, смазок, масел, потеков и др. Слой грунтовки должен быть чистым и ровным.

Наиболее часто встречающиеся дефекты при окраске:

- Отслаивание и пузыри на покрытии вследствие плохой подготовки поверхности перед окрашиванием, попадания в сжатый воздух или лакокрасочный материал масла и воды, чрезмерно высокой температуры сушки покрытия, при нанесении нового слоя покрытия на недосушенный или пересушенный предшествующий слой. Наличие солей на поверхности.

- Сорность – посторонние включения, находящиеся на поверхности краски, частично или полностью погруженные в нее вследствие недостаточной фильтрации лакокрасочного материала или чрезмерной запыленности окружающего воздуха.

Сорность

- Наплывы, потёки – как правило, на вертикальных, особенно рельефных, поверхностях при нанесении избыточного для одного слоя количества материала или заниженной его вязкости. Существует несколько вероятных причин образования потеков: это и слишком большая толщина нанесенного слоя краски, и маленькое давление в краскопульте при нанесении (краскопульт держали слишком близко к поверхности или перемещали слишком медленно), и неправильное применение разбавителя, и слишком низкая температура окрашиваемой поверхности или окружающего воздуха.

Наплыв ЛКМ

- «Шагрень», образуется при плохом растекании лакокрасочного материала в процессе сушки вследствие превышения допустимой вязкости материала. Появление дефекта может быть связано с плохой техникой нанесения, распыление эмали слишком толстым слоем и/или с низким давлением воздуха (слишком большой диаметр дюзы краскопульта); с использованием растворителя плохого качества.

Шагрень

- «Апельсиновая корка» – неровная поверхность наружного слоя краски, похожая на корку апельсина, вызвана неспособностью капелек краски слиться друг с другом на окрашиваемой поверхности. Причины могут быть следующими. Плохая техника нанесения, слишком толстый слой краски; краскопульт находился слишком близко к окрашиваемой поверхности, низкое давление воздуха, слишком большой диаметр дюзы краскопульта; нанесение краски с неправильной вязкостью; использование отвердителя или растворителя плохого качества или их использование без учета окружающей температуры; первый слой краски был нанесен с шагренью.

- Кратеры – результат точечной несмачиваемости окрашиваемой поверхности при попадании на нее гидрофобизующих загрязнений, чаще всего силиконов. Источником таких загрязнений могут быть тальк на резиновых перчатках, следы полирующих силиконсодержащих составов, масла и мазки, попадающие из сжатого воздуха при пневмораспылении или другим путем. Кратеры также возникают из-за выхода наружу растворителей и воздуха.

- Поры и мелкие отверстия («наколы») – возникают в процессе ускоренной сушки вследствие быстрого испарения растворителя из пленки покрытия или при использовании слишком легколетучего растворителя.

- Непрокрасы, это когда через пленку краски видна низлежащая подложка. Чаще всего дефект возникает в тех местах, где окрашивание затруднено: на нижних панелях или острых краях и кромках. Может быть связано с плохой техникой нанесения краски, неадекватным освещением, малым метражом рабочего пространства. Также возникновению непрокрасов способствует неправильное смешивание материалов (плохое перемешивание) и применение неправильной подложки (грунтов).

Устранение дефектов лакокрасочного покрытия (ЛКП) производится путем механического сошлифовывания дефектных участков покрытий и повторного нанесения ЛКМ. Очень важно произвести ремонт всех повреждений как можно раньше. Необходимо, чтобы отремонтированные участки, равно как и остальные зоны, на которые наносилось покрытие, успели полностью затвердеть до начала эксплуатации. Ремонт должен осуществляться с применением тех же самых лакокрасочных материалов, которые предписаны для проведения основных работ.

Дефекты покрытий

Дефекты покрытий

Причины возникновения дефекта

Грунтовка наносилась толстым слоем; вязкость грунтовки низкая; поверхность изделия была плохо обезжирена

Слой грунтовки сохнет медленно

Грунтовка наносилась при высокой относительной влажности; не введен сиккатив (если это предусмотрено ТУ); грунтовка загрязнена минеральным маслом, попавшим из плохо очищенного воздуха, подающегося на распыление; сушка грунтовки производится без достаточного доступа воздуха и удаления паров растворителей

Грунтовка легко отделяется от металла

Перед нанесением грунтовки поверхность была плохо обезжирена или была влажной

Слой шпатлевки плохо сцепляется с поверхностью

Поверхность грунтовки не очищена от загрязнений

В слое шпатлевки после высыхания возникли трещины

Шпатлевка нанесена: слишком толстым слоем; на непросохший слой грунтовки; на нешлифованную поверхность грунтовочного слоя; на поверхность, покрытую ржавчиной

Для разбавления эмали был применен несоответствующий растворитель или разбавитель

Резко увеличилась вязкость эмали

Явление, нормальное для эмалей с ограниченной жизнеспособностью (эпоксидные, полиуретановые и др.). Для дальнейшего применения эмали непригодны

При нанесении эмали в воздухе «летают» нити

Наблюдается при нанесении: перхлорвиниловой эмали с повышенной вязкостью, большом давлении воздуха, поступающего на распыление эмали; низкой влажности и высокой температуре воздуха в цехе

Покрытие наносилось на пересушенный грунтовочной или промежуточный слой; плохо обезжиренную грунтовку; воздух, применяемый для распыления, был плохо очищен от минерального масла

Пузыри в покрытии

Эмаль или краска наносилась на недостаточно просушенный предыдущий слой; в лакокрасочный материал вместе с воздухом попала вода; лакокрасочное покрытие сушат при повышенной температуре без предварительной выдержки на воздухе

Нижний слой лакокрасочного материала проникает через верхний слой

Недостаточно был просушен нижний слой; наличие в верхнем слое растворителей, обладающих высокой растворяющей способностью и медленно улетучивающихся

На покрытии мелкая сетка трещин

Покрытие имеет неравномерную толщину; нанесено на недостаточно просушенный нижний слой; покрытие недостаточно эластично

Покрытие имеет морщины и поры

Окраска произведена толстым слоем эмали; эмаль была нанесена на непросохший слой грунтовки

Покрытие имеет вид «шагрени»

Краска или эмаль имеет очень высокую вязкость; лакокрасочный материал обладает плохой способностью к «розливу»

Окраска производилась при высокой относительной влажности воздуха, лакокрасочный материал содержит большое количество воды; в краску было введено излишнее количество легколетучего растворителя

Покрытие имеет крупные трещины

Быстросохнущая эмаль с большим содержанием пленкообразующего; нанесена на медленно высыхающую грунтовку

Повышенная сорность покрытия

Эмаль плохо профильтрована. Помещение, в котором производится окраска изделий, очень запылено

Покрытие имеет различные оттенки цвета

Перед применением эмаль плохо перемешивалась

Восстановление покрытия

Удаление дефектного покрытия как правило производится вручную (скребками, проволочными щетками, абразивной шкуркой), механизированным инструментом (щетками, абразивными машинками, УШМ) или локальной струйной обработкой. Пре ремонте ЛКП должны быть предприняты меры предосторожности, чтобы не повредить соседние участки качественного покрытия. Подготовка поверхности на разрушенных участках заключается в выравнивании краев этих участков после удаления покрытия и обеспечении требуемой шероховатости (при необходимости). Качественные покрытия, которые прилегают к участкам удаленного покрытия, должны быть обработаны так, чтобы получились ровные скосы. Поверхность качественного покрытия обрабатывается по периметру участка с удаленным покрытием на ширину 50-80 мм. Для этого используются чаще всего ручная или механизированная обработка абразивной шкуркой. Поврежденные участки вновь окрашиваются по полной системе покрытия или частично, в зависимости от глубины повреждения.

Источник: Гоц В.Л., Ратников В.Н., Гисин П.Г. "Методы окраски промышленных изделий". М.: Химия, 1975. 263 с.

Технологические дефекты лакокрасочных покрытий

Плохая подготовка поверхности, несоблюдение технологических режимов окрашивания и отверждения, выбор неверной системы лакокрасочного покрытия и использование для окрашивание некачественных лакокрасочных материалов могут привести к образованию дефектов лакокрасочных покрытий и как следствие, увеличению трудозатрат и себестоимости при окрашивании. Причины образования дефектов лакокрасочных покрытий индивидуальны, отметим только, что большинство дефектов образуется из-за некачественной подготовки поверхности. Основными причинами образования дефектов являются также: несоблюдение технологических режимов окрашивания, неверный выбор комплекса лакокрасочного покрытия и низкое качество самого ЛКМ.

Дефекты лакокрасочных покрытий можно разделить на дефекты, возникшие в процессе эксплуатации лакокрасочных покрытий – эксплуатационные дефекты, а также на технологические дефекты – эти дефекты возникают из-за неправильной подготовки поверхности, окрашивания и отверждения лакокрасочных покрытий, а также из-за несоответствующего качества ЛКМ. В этом разделе, мы рассмотрим технологические дефекты лакокрасочных покрытий, при этом, практически не будем затрагивать причины образования дефектов, которые связаны с качеством самих лакокрасочных материалов, хотя, наверно, в последнее время, из-за не очень высокого качества многих видов сырья и низкой культурой производства на некоторых предприятиях, данные дефекты имеют место быть в достаточном количестве.

Дефект лакокрасочного покрытия – шагрень.

Данный дефект проявляется в виде ряби и волнообразных неровностей лакокрасочного покрытия, покрытие с данным дефектом, по своему внешнему виду, напоминает апельсиновую корку.Шагрень является одним из наиболее распространённых дефектов ЛКП и может иметь множество причин.

Основные причины шагрени:

1. Рабочая вязкость лакокрасочно­го материала более высокая, че м по норме, предусмотренной в технической документации.

2. При окрашивании пневмораспылением, сопло краскораспылителя было слишком далеко расположено от окрашиваемой поверхности.

3. При окрашивании методом пневматического распыления, данный дефект может возникнуть из-за слишком высокого давления сжатого воздуха.

4. Не отрегулирован размер окрасочного факела. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

5. Неудовлетворительная очистка сжатого воздуха.

6. В лакокрасочном материале нарушено соотношение растворителей.

7. Неудовлетворительные температура и относительная влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

8. Плохой розлив лакокрасочного материала на окрашиваемой подложке.

9. Неравномерная толщина лакокрасочного покрытия на различных участках окрашенной поверхности.

10. Слишком высокая рециркуляция воздуха при нанесении и во время отверждения лакокрасочного покрытия (слишком быстрое улетучивание растворителя с окрашиваемой поверхности).

Дефект лакокрасочного покрытия – кратеры.

Кратеры – это маленькие отверстия на лакокрасочном покрытии, напоминающие по своему внешнему виду кратеры с поверхности луны.

Кратеры, как и шагрень, являются распространённым дефектом и могут быть вызваны следующими причинами:

1. Некачественная подготовка поверхности.

2. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходитдля данного типа лакокрасочного материала.

3. Нарушен технологический режим отверждения лакокрасочного покрытия.

4. Нанесён слишком толстый слой лакокрасочного покрытия.

5. Нарушено соотношение компонентов лакокрасочной композиции.

6. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе ( при пневмораспылении ) частиц воды или минерального масла.

7. Присутствие в лакокрасочном материале большого количества воздушных пузырьков.

8. Слишком высокое давление сжатого воздуха.

9. Неудовлетворительный розлив ЛКМ на подложке.

В настоящее время существует большое количество ПАВ, которые препятствуют образованию кратеров за счёт улучшения розлива ЛКМ на подложке.

Дефект лакокрасочного покрытия – сорность.

Лакокрасочное покрытие с сорностью, может получиться по следующим причинам:

1. Некачественная подготовка поверхности (наличие сорности на подложке перед окрашиванием).

2. Не профильтрован лакокрасочный материал.

3. Загрязнён растворитель, используемый для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости.

4. Загрязнён сжатый воздух ( при пневмораспылении).

5. Использование для окрашивания грязных инструментов и работа в грязной спецодежде, или спецодежде с наличием на ней ворса.

6. Коагуляция компонентов лакокрасочной композиции во время длительного хранения.

Дефект лакокрасочного покрытия – морщинистость.

Данный дефект может возникнуть вследствие следующих причин:

1. Слишком высокая или чересчур низкая рабочая вязкость лакокрасочного материала.

2. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

4. В лакокрасочном материале нарушено соотношение растворителей.

5. Неудовлетворительная температура и влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

6. Выбран неверный комплекс лакокрасочных покрытий (нижний и покрывной слои ЛКП несовместимы между собой).

7. Слишком высокая температура окрашиваемой поверхности.

8. Нанесён толстый слой лакокрасочного покрытия.

9. Плохая подготовка поверхности.

10. Рециркуляция холодных и тёплых потоков воздуха на участке окрашивания или отверждения лакокрасочного покрытия.

11. При окрашивании древесины, данный дефект может возникнуть при нанесении ЛКМ на пересушенную подложку.

Дефект лакокрасочного покрытия – потёки или наплывы.

Потёки, можно характеризовать, как локальные неоднородности толщины лакокрасочного покрытия, которые образуются из-за стекания лакокрасочного материала во время нанесения и отверждения ЛКП на вертикальных и наклонных участках окрашиваемого изделия.

Потёки могут быть вызваны:

1. Некачественной подготовкой поверхности.

2. Завышенной или заниженной рабочей вязкостью лакокрасочного материала.

3. Завышенным или заниженным давлением сжатого воздуха при пневмораспылении.

4. Неотрегулированным размером окрасочного факела.

5. Неправильным размещением краскораспылителя относительно плоскости окрашиваемой поверхности (краскораспылитель необходимо держать перпендикулярно относительно окрашиваемой поверхности).

6. Маленькое расстояние между соплом краскораспылителя и окрашиваемой поверхностью.

7. Слишком медленным перемещением краскораспылителя при окрашивании.

8. Неправильным соотношением между вязкостью ЛКМ и давлением сжатого воздуха.

9. Нанесением слишком толстого слоя ЛКМ на вертикальную поверхность.

10. Высоким поверхностным натяжением на острых кромках окрашиваемого изделия.

11. Недостаточными тиксотропными свойствами лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – трещины

Этот дефект внешне представляет собой узорное растрескивание на поверхности лакокрасочного покрытия, которое напоминает крокодиловую кожу. Данный дефект возникает чаще всего в процессе эксплуатации лакокрасочных покрытий, но может возникнуть и при нанесении ЛКП.

Причины появления дефекта:

1. Быстросохнущий верхний слой лакокрасочного покрытия нанесён на недосушенной нижний слой ЛКП.

2. Использование в комплексе материалов, несовместимых между собой.

3. Нанесён слишком толстый слой покрытия.

4. Плохая подготовка поверхности.

5. Слишком высокая рабочая вязкость лакокрасочного материала.

6. Разнотолщинность слоя лакокрасочного покрытия.

Дефект лакокрасочного покрытия – пузыри

Данный дефект проявляется в виде вздутия ЛКП на отдельных участках окрашенной поверхности из-за локальной потери адгезии лакокрасочным покрытием.

Этот дефект может появиться по следующим причинам:

1. Некачественная подготовка поверхности или нанесение ЛКМ на влажную поверхность.

2. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе частиц воды или минерального масла.

3. Нанесение лакокрасочного материала на нагретую поверхность при прямом солнечном освещении.

4. Попадание влаги на несформировавшееся лакокрасочное покрытие.

5. В лакокрасочном материале присутствует большое количество пузырьков с воздухом.

Дефект лакокрасочного покрытия – неудовлетворительная адгезия ( шелушение )

Данный дефект может возникнуть, как на новом лакокрасочном покрытии, так и в процессе эксплуатации ЛКП

Основные причины данного дефекта:

1. Плохая подготовка поверхности перед окрашиванием.

2. Несовместимость наносимого лакокрасочного материала с нижним слоём ЛКП.

3. Загрязнения сжатого воздуха.

4. Неудовлетворительная температура и влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

5. Нанесение нового лакокрасочного покрытия на слой ЛКП, имеющего неудовлетворительную адгезию к подложке (не проведена очистка окрашиваемой поверхности от старого покрытия).

6. Нанесение слоя эмали на незагрунтованную подложку.

Дефект лакокрасочного покрытия – проколы или пористость

Этот дефект лакокрасочного покрытия напоминает по внешнему виду булавочные проколы – микропоры, которые могут доходить до поверхности окрашиваемого изделия, существенно понижая, при этом защитные свойства лакокрасочного покрытия. Микропоры образуются при выходе частиц растворителя, воды или воздуха из слоя лакокрасочного покрытия во время его отверждения.

Основные причины, способствующие образованию различных частиц в слое лакокрасочного покрытия и выходу их на поверхность:

1. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе частиц воды или минерального масла.

2. Присутствие в лакокрасочном материале большого количества пузырьков воздуха.

3. Слишком близкое расстояние от сопла краскораспылителя до окрашиваемой поверхности, во время окрашивания.

4. Нанесение лакокрасочного материала на невысохший нижний слой ЛКП.

5. Плохая подготовка поверхности.

6. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – разнооттеночность и неравномерный блеск

Данный дефект проявляется в виде различных оттенков или различной величины блеска на разных участках лакокрасочного покрытия.

Дефект может быть вызван следующими причинами:

1. Недостаточное перемешивание лакокрасочного материала перед нанесением.

2. Не отрегулирован размер окрасочного факела или происходит прерывание струи лакокрасочного аэрозоля.

3. При окрашивании крупногабаритных изделий такой дефект может возникнуть в случае окрашивания различными партиями лакокрасочного материала, которые могут иметь различные оттенки.

4. Разнотолщинность лакокрасочного покрытия.

5. Неудовлетворительная температура и относительная влажность воздуха для нанесения ЛКМ.

6. Неудовлетворительный розлив лакокрасочного материала на окрашиваемой поверхности.

7. Неравномерное поглощение лакокрасочного покрытия окрашиваемой поверхностью.

Данный дефект исправляется с помощью нанесения тонкого слоя хорошо перемешанного лакокрасочного материала одной партии.

Дефект лакокрасочного покрытия – не происходит полное отверждение лакокрасочного покрытия (отлип на поверхности ЛКП )

Отлип лакокрасочного покрытия – это свойство ЛКП сохранять липкость после предписанного технологического режима сушки или отверждения.

Причины неполного отверждения ЛКП:

1. Неправильное соотношения отвердитель/полуфабрикат лакокрасочного материала или сиккатив/полуфабрикат лакокрасочного материалы.

2. Нарушение технологического режима отверждения лакокрасочного покрытия.

Дефект лакокрасочного покрытия – непрокрас и плохая укрывистость

Под укрывистостью лакокрасочного покрытия понимают способность лакокрасочного материала делать невидимым цвет или цветовые различия окрашиваемой поверхности

Причины образования данных дефектов:

1. Завышенное или заниженное давление сжатого воздуха при пневмораспылении.

2. Не отрегулирован размер окрасочного факела.

3. Недостаточное перемешивание пигментированного лакокрасочного материала перед нанесением на подложку.

4. Лакокрасочное покрытие нанесено слишком тонким слоем.

5. Занижена рабочая вязкость лакокрасочного материала.

Непрокрас или плохая укрывистость исправляются с помощью нанесения дополнительного слоя лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – опыл

Этот дефект проявляется в виде шероховатости лакокрасочного покрытия с включением микрочастиц на отдельных его участках. Данный дефект может возникнуть, из-за случайного попадания на уже начинающий высыхать слой лакокрасочного покрытия, небольшой порции лакокрасочного материала ( например, при пневмораспылении ) и высыхает на поверхности покрытия шершавыми частицами.

Дефект лакокрасочного покрытия – «рыбий глаз»

По внешнему виду «рыбий глаз» напоминает большой кратер, в центре которого находится инородная частица. Образуется этот дефект, главным образом, из-за наличия на окрашиваемой подложке капель масла или воды, а также в случае загрязнения маслом или водой лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – белесоватость лакокрасочного покрытия

Белесоватость лакокрасочного покрытия проявляется в виде молочно-белой опалесценции на поверхности покрытия. Белесоватость лакокрасочного покрытия проявляется из-за конденсации влаги воздуха на поверхности ЛКП или при конденсации влаги во время хранения одного из компонентов лакокрасочного материала.

Итак, дефектов лакокрасочных покрытий достаточно много, причин, по которым на лакокрасочном покрытии образуются дефекты, ещё больше, и они весьма индивидуальны для каждого отдельного случая. Но самое главное - это то, как исключить образование дефектов ЛКП во время окрашивания, отверждения или на ранних стадиях эксплуатации лакокрасочного покрытия, так как мы уже упоминали о том, что образование дефектов ЛКП влекут за собой негативные экономические последствия.

Составим небольшую памятку, которая поможет нам избежать образования дефектов на лакокрасочном покрытии:

1. Так как основная масса дефектов ЛКП образуется из-за некачественной подготовки поверхности, необходимо проводить тщательную подготовку поверхности от грязи, песка, пыли, плесени, масла, смазки, ржавчины, окалины, остатков старых лакокрасочных покрытий и др. Интервал времени, между подготовкой поверхности и окрашиванием, должен быть минимально возможным, для исключения нового загрязнения поверхности.

2. Соблюдать заданные технологические режимы окрашивания и отверждения лакокрасочного покрытия (температура, относительная влажность воздуха, время и др.).

3. Не проводить окрасочные работы при неблагоприятных климатических условиях (дождь, туман и др.) При окрашивании металлических поверхностей, температура металлической поверхности должна быть на три градуса больше точки росы (для предотвращения конденсации влаги).

4. Использовать для растворения до рабочей вязкости растворитель, подходящий для данного типа ЛКМ.

5. Окрашивание проводить с помощью чистого и исправного оборудования в чистой спецодежде.

6. Для окрашивания, необходимо использовать лакокрасочные материалы, имеющие сертификат качества и прошедшие входной контроль по качеству.

Большинство дефектов, таких как шагрень, кратеры, сорность, морщинистость, трещины, потёки, пузыри, проколы, «рыбий глаз», удаляются при помощи шлифования покрытия в области образования дефекта с дальнейшем нанесением нового покрытия по основной технологии. Толщина покрытия в зоне проведения ремонта должна соответствовать толщине основного покрытия. Если общая площадь дефектов составляет десять процентов и более, от общей площади окрашенной поверхности, то покрытие удаляют и проводят повторное перекрашивание с предварительной подготовкой поверхности.

Дефекты окраски металлических поверхностей

Единая система защиты от коррозии и старения

Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

Unified system of corrosion and ageing protection.
Paint coatings. Metal surface preparation for painting

Дата введения 2006-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт лакокрасочных покрытий с опытным машиностроительным заводом "Виктория" (ОАО НИИ ЛКП с ОМЗ "Виктория")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 26 от 8 декабря 2004 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения международного Руководства ИСО/МЭК 21:1999 "Принятие международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов"

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2005 г. N 149-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9.402-2004 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2006 г.

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2006 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

Введение

Незащищенные покрытиями металлы (черные и цветные) при эксплуатации в условиях умеренного, морского, тропического климата (в атмосфере или в помещении) подвергаются коррозии, которая может привести к их разрушению. Поэтому для защиты от коррозии, а также для придания изделиям декоративного вида металлические поверхности защищают с помощью лакокрасочных покрытий.

В технологическом процессе окрашивания металлических поверхностей первой операцией является подготовка поверхности. Подготовка поверхности - многостадийный процесс. В зависимости от количества стадий результатом подготовки поверхности может быть очистка поверхности или дополнительное химическое преобразование металлической поверхности с образованием конверсионных покрытий (хроматных, фосфатных, оксидных).

Конверсионные покрытия за счет своих изоляционных свойств ингибируют механизм подпленочной коррозии и улучшают физико-механические свойства последующего лакокрасочного слоя, что позволяет противостоять коррозионным процессам и обеспечивать требуемый срок службы изделия.

Настоящий стандарт не только устанавливает требования к качеству окрашиваемой поверхности, но и содержит рекомендации по технологическим процессам подготовки поверхности, позволяющим получать требуемое качество.

Характеристики лакокрасочных покрытий в большой степени зависят от состояния поверхности, подготовленной к окрашиванию. Основными факторами, влияющими на эти характеристики, являются наличие ржавчины, окалины, загрязнений (пыль, масла, соли, влага), качество конверсионных покрытий. В настоящем стандарте регламентированы требования к состоянию металлических поверхностей, подлежащих окрашиванию.

В данном стандарте основное внимание уделено технологическим процессам химической подготовки поверхности. Даны рекомендации по выбору технологических процессов подготовки поверхности в зависимости от типа металла и условий эксплуатации окрашенных изделий. Механическая подготовка поверхности представлена в виде обзора существующих методов. Относительно области применения, эффективности и ограничений механической подготовки поверхности приведены ссылки на международные стандарты.

При выборе типа неметаллических неорганических покрытий, используемых для окрашивания цветных металлов и их сплавов, нужно руководствоваться ГОСТ 9.303-84. В настоящем стандарте установлены требования только к фосфатным покрытиям на черных металлах.

Технологические процессы подготовки поверхности цветных металлов: оксидирование, анодное окисление и хроматирование алюминия, хроматирование цинка и кадмия приведены в ГОСТ 9.305-84.

В стандарте приведены основные термины и определения, относящиеся к подготовке поверхности. Оценка поверхности, подготовленной к окрашиванию, дана в соответствии с международными стандартами. В стандарте приведены ссылки на основные международные стандарты по подготовке поверхности стальных подложек перед окрашиванием.

В настоящий стандарт включены требования охраны здоровья и безопасности персонала и защиты окружающей среды.

Настоящий стандарт не затрагивает финансовые вопросы, но несоблюдение его требований может стать причиной серьезных экономических последствий, так как некачественная подготовка поверхности изделий существенно снижает срок службы лакокрасочного покрытия.

Введение настоящего стандарта будет способствовать оптимизации технологических процессов подготовки поверхности в промышленности, что несомненно приведет к повышению качества окрашивания.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на изделия, детали, сборочные единицы и полуфабрикаты (далее - изделия) из черных, цветных металлов и сплавов и устанавливает общие требования к качеству поверхности изделий, предназначенных к окрашиванию, и технологии подготовки поверхности, в том числе к окрашиванию методами катодного и анодного электроосаждения и к нанесению порошковых покрытий.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.072-2017 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Термины и определения (с Поправкой)

137 слипание окрашенных поверхностей: Нежелательное склеивание двух окрашенных поверхностей, возникающее вследствие контакта окрашенных изделий друг с другом под нагрузкой после заданного времени сушки/отверждения.

впитывание лакокрасочного материала: Частичное поглощение лакокрасочного материала окрашиваемой поверхностью, проявляющееся в основном как локальные различия блеска и/или текстуры.

139 выпотевание жидких компонентов лакокрасочного материала: Миграция на поверхность лакокрасочного покрытия одного или нескольких жидких компонентов лакокрасочного материала.

Примечание - Примерами жидких компонентов лакокрасочного материала, мигрирующих на поверхность лакокрасочного покрытия, могут быть отвердители, пластификаторы или другие компоненты лакокрасочного материала.

140 белесоватость лакокрасочного покрытия: Молочно-белая опалесценция прозрачного лакокрасочного покрытия, появление которой вызвано конденсацией влаги из воздуха при его сушке.

141 помутнение лакокрасочного покрытия: Образование налета на поверхности лакокрасочного покрытия, вызванное миграцией какого-либо вещества.

Примечание - Вещество может быть одним из компонентов лакокрасочного покрытия или окрашиваемой поверхности.

142 загрязняемость лакокрасочного покрытия: Склонность высохшего лакокрасочного покрытия или его слоя притягивать к поверхности значительные количества загрязняющих веществ.

143 хрупкость лакокрасочного покрытия: Состояние лакокрасочного покрытия, характеризующееся настолько малой эластичностью, что оно легко распадается на мелкие кусочки.

144 пузырь на лакокрасочном покрытии: Закрытые или открытые поры сферической формы в лакокрасочном покрытии, часто вызванные испарением растворителя.

145 образование пузырей в лакокрасочном покрытии: Образование исчезающих и/или постоянных пузырей в нанесенном лакокрасочном покрытии.

146 штрихи на лакокрасочном покрытии: Хорошо заметные следы, оставленные кистью, вследствие недостаточного розлива лакокрасочного материала и/или некачественного шлифования окрашиваемой поверхности и/или нижележащих слоев лакокрасочного покрытия.

147 наплывы на лакокрасочном покрытии: Локальные неоднородности толщины лакокрасочного покрытия, образующиеся в результате стекания вниз лакокрасочного материала во время сушки в вертикальном или наклонном положении.

148 образование наплывов на лакокрасочном покрытии: Стекание лакокрасочного материала при нанесении и/или сушке в вертикальном или наклонном положении, приводящее к неоднородности толщины высохшего лакокрасочного покрытия.

149 натек на лакокрасочном покрытии: Небольшой наплыв на лакокрасочном покрытии.

150 потек ("слезки") на лакокрасочном покрытии: Небольшой наплыв от стекания лакокрасочного материала на вертикальной или наклонной окрашенной поверхности, похожий на слезу.

151 сморщивание лакокрасочного покрытия: Образование складок на лакокрасочном покрытии во время сушки/отверждения.

152 образование кратеров в лакокрасочном покрытии: Образование в лакокрасочном покрытии маленьких круглых углублений, сохраняющихся после сушки.

1 Кратеры могут проникать до нижележащего слоя лакокрасочного покрытия или до окрашиваемой поверхности.

2 Кратеры образуются вследствие локальных неоднородностей поверхностного натяжения в лакокрасочном покрытии. Наиболее частыми причинами образования кратеров является загрязнение окрашиваемой поверхности или лакокрасочного покрытия не совместимыми с ними материалами, например каплями масла или частицами пыли.

formation de

153 "рыбий глаз" в лакокрасочном покрытии: Присутствие на поверхности лакокрасочного покрытия кратеров, в центре которых находятся инородные частицы.

yeux de poisson

154 включения в лакокрасочном покрытии: Наличие в лакокрасочном покрытии посторонних частиц.

155 миграция красящего вещества: Процесс проникновения красящего вещества из одного материала в другой при контакте между ними, вызывающий нежелательное образование пятен или изменение цвета лакокрасочного покрытия.

Читайте также: