Для удаления ржавчины с поверхности металла лучше использовать пламя

Обновлено: 16.05.2024

Механический способ ее удаления приводит к появлению на изделии царапин, а химические реагенты провоцируют окислительные процессы, в результате которых деталь в будущем заржавеет еще сильнее.

Безопасным и относительно простым способом борьбы со ржавчиной является удаление ее электролизом. О том, насколько эффективен этот метод и как его правильно реализовать на практике, читайте в статье.

Эффективен ли способ?

Электролиз – это химическая реакция, позволяющая восстановить железо из оксида в металлическую форму. Везде, куда проникает электролит, начинается процесс разложения ржавчины.

Если не углубляться в сложные химические процессы, то можно сказать, что метод позволяет инвертировать окислительную реакцию вспять и восстановить ранее поврежденные участки.

Правильно этот способ борьбы с ржавчиной называется не электролиз, а электрогальванический метод. Его применяют не только в быту, для личных нужд, но и с более серьезной целью, например, при реставрации археологических находок.

Плюсы и минусы очистки

foto20306-2

Электролиз, как метод борьбы с ржавчиной, абсолютно безопасен. Раствор электролитов не ядовит, но внутрь его употреблять не следует.

Выделяющиеся газы не токсичны. Токи используются небольшой частоты, поэтому нанести вреда здоровью они не смогут.

Еще одно преимущество метода – это отсутствие риска повредить деталь. Даже если передержать ее в растворе, ничего страшного не произойдет, процесс самовосстановления из-за этого не вернется вспять.

В сравнении с механическими и химическими способами удаления ржавчины, электролиз имеет одно очень важное превосходство. Этот метод не затрагивает «живой металл», то есть тот, который еще не подвергся изменениям.

Абразивы, корщетки, кислоты и прочие агрессивные способы воздействия неизбежно приводят к тому, что какая-то часть неиспорченного металла будет снята, а при электролизе этого не происходит.

Минусом метода является то, что его не всегда удобно применять на практике. Например, могут возникнуть сложности с очисткой крупных деталей, так как для них трудно найти подходящую тару.

Кроме того, придется затратить определенное время не только на подготовительные мероприятия, но и на саму чистку.

Правила снятия налета в домашних условиях

Чтобы убрать ржавчину с поверхности металла электролизом, потребуются:

foto20306-3

  • подходящая по размеру пластиковая емкость, например, ведро или таз;
  • стальная или нержавеющая пластина, которая будет выступать в качестве электрода — предпочтение лучше отдавать нержавеющей стали, так как она прослужит гораздо дольше, чем обычный металл, хорошо, если пластина будет полностью окружать очищаемую деталь по периметру;
  • обычная водопроводная вода;
  • кальцинированная сода — она продается в отделах бытовой химии, домохозяйки используют ее для стирки вещей;
  • зарядное устройство от аккумулятора.

Для приготовления раствора потребуется 3 воды и 1 чайная ложка соды. Порядок действий следующий:

  1. В емкость заливают подготовленный раствор.
  2. Опускают в него электрод.
  3. Погружают в раствор деталь, нуждающуюся в чистке. Делают этот таким образом, чтобы она не касалась электрода.
  4. Подключают питание. Полярность необходимо строго соблюдать. Электрод должен быть соединен с положительным проводником «+», а очищаемый предмет с отрицательным «-». Контакт с деталями должен быть хорошим.
  5. После завершения всех подготовительных манипуляций включают питание. Если зарядка оснащена амперметром, можно увидеть, как система начала пропускать ток.
  6. Спустя непродолжительное время на детали появятся пузырьки. Это абсолютно нормально и указывает на то, что процесс чистки был запущен.
  7. Продолжительность процедуры зависит от ряда факторов. Значение имеет размер детали и электрода, а также площадь ржавчины. Периодически систему нужно отключать, вынимать изделие из раствора и осматривать. Средняя продолжительность чистки составляет 5-6 часов. Если объект покрыт очень толстым слоем налета, можно оставить его отмокать на ночь.
  8. Когда процесс чистки будет завершен, деталь извлекают, промывают ее под струей проточной воды и осматривают. Если на изделии остались небольшие участки ржавчины, то их можно счистить пластиковым скребком.

В завершении процедуры деталь сушат феном или оставляют просохнуть на солнце. Для защиты от повторного образования ржавчины можно нанести на металлическую поверхность небольшой слой смазки.

Полезная информация

Чтобы процесс удаления ржавчины с металла методом электролиза прошел максимально успешно, необходимо принять во внимание следующие советы:

foto20306-4

  1. Обрабатывать деталь нужно только в пластиковой емкости. Металлические ведра или тазы для этой цели не подходят. Их применение сопряжено с риском короткого замыкания или появления в них дырок.
  2. Если на изделии имеется точечная коррозия, то пытаться удалить ее электролизом не следует. Электролит не в состоянии проникнуть в толщу металла.
  3. После завершения обработки специальных мер по утилизации предпринимать не нужно. Раствор просто сливают в канализацию, это не нанесет экологии какого-либо вреда.

Видео по теме статьи

О том, как убрать ржавчину электролизом, подскажет видео:

Заключение

Электролиз помогает быстро и безопасно избавиться от следов ржавчины. Этот метод прост в применении, не наносит вреда изделию, в отличие от химической или механической чистки. При наличии аккумулятора и подходящей емкости, он практически ничего не будет стоить. Потратиться придется только на каустическую соду.

Очистка ржавчины электрохимическим способом и гальваническая оцинковка металла. Часть 1.


Здравствуйте.
Кому лень читать много текста — в конце есть краткий ИТОГ.
ЧАСТЬ №1.
-------------------
КРАТКО О СТАТЬЕ: попробовал очистить ржавчину с применением различных химикатов и электричества. После попробовал гальваническую оцинковку металла.
-------------------
Заинтересовал метод электрохимической очистки ржавчины и гальваническое цинкование металла применительно к кузову автомобиля, когда нет возможности снять деталь и поместить её в гальваническую ванну. Перед тем как попробовать на практике, проштудировал интернет на эту тему и был разочарован. В сети на первый взгляд много статей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что публикуется одна и та же статья, немного изменённая на каждом сайте, чтобы скрыть плагиат. К тому же, в интернете есть противоречивая информация, например, на одних сайтах пишут:

[Нельзя применять уничтожители ржавчины, т.к. они образовывают плёнку из фосфатов, которая будет препятствовать последующему цинкованию. Вместо них нужно применять ортофосфорную кислоту.]

При этом в других источниках пишут:

[Ортофосфорную кислоту для очистки ржавчины тоже применять нельзя.]

На drive2 конечно есть полезные статьи на эту тему, тем не менее после долгих поисков и чтения различных форумов, так и не смог найти ответы на некоторые вопросы, поэтому решил сам попробовать различные варианты и материалы и выбрать для себя что-то одно, с чем и буду работать дальше.
И хоть результат моего эксперимента оказался не вполне завершённым, некоторые вопросы и сомнения всё же были разрешены. Итак.

Кратко, суть метода электрохимической очистки ржавчины и гальванического цинкования металла: уничтожаем ржавчину разъедающими химикатами и одновременно пропускаем по очищаемой поверхности ток для усиления эффекта очистки. Далее к очищенному металлу автомобиля прикладываем «кусок из металла-Цинка» и пропускаем ток от Цинка к металлу авто. Ток начинает отрывать ионы цинка, и они прикрепляются к поверхности металла авто, таким образом образуется защитное, тонкое покрытие из цинка, которое первым «берёт на себя удар» окисления и последующей ржавчины. При этом цинк ржавеет намного медленнее чем сталь, чем хорошо защищает стальной кузов авто от ржавчины.

ЭТАП I. Очистка от ржавчины.

Для очистки от ржавчины протестировал следующие материалы:


1. Кальцинированная сода. В виде порошка. Цена 0,8$ (40р.).
2. Средство для чистки труб «КРОТ». В виде порошка, состоит из едкого натра (гидроксид натрия) который является щёлочью. Цена 0,3$ (20р.).
3. Средство для чистки труб «КРОТ». В жидком виде, состав то же едкий натр + антикоррозионная добавка. Цена 1,1$ (80р.).
4. Ортофосфорная кислота. Цена 6,7$ (400р.) за 1 литр.
5. Серная кислота. В виде электролита для свинцово-кислотных АКБ. Цена 1,0$ (60р.).

Средства 1, 2 и 3 продаются в хозяйственных магазинах. Орт.фосф. кислоту купил в специальном магазине химических реагентов, но народ использует паяльную кислоту на основе ортофосфорной из магазинов радиодеталей. Электролит не проблема купить в автомагазине. Обычно его состав 35% серной кислоты, и 65% дистиллированной воды.

Сначала подготовил растворы, т.к. все эти 5 средств нужны в жидком виде. Средства 1 и 2 растворял в воде. По пропорциям не скажу, просто сыпал немного порошка в воду и хорошо перемешивал. Если все крупинки растворились – досыпал ещё. Когда порошок переставал растворяться – значит раствор уже насыщен по максимуму и готов к применению. Средства 3, 4 и 5 использовал прямо в исходном виде.
Далее изготовил электрод для очистки ржавчины, лучше чтобы он был из нержавейки.
Купил в строительном магазине шпатель из нержавейки. Проверил магнитом – нержавейка не магнитится. Вырезал из шпателя удобный кусок, загнул, просверлил дырку для надёжного крепления провода. Провод припаял и замотал. См.фото ниже.



Далее взял ржавую стальную ленту, 1-1,5мм толщиной, её и буду очищать. Фото:


Сначала ленту почистил от ржи 400 наждачкой и обезжирил. Фото:



Как видно по фото, поверхность на первый взгляд чистая, но ржавчина осталась в мелких бороздках и кратерах. Если дальше продолжать счищать ржу механическими способами до чистого металла – самому металлу лучше не станет, в автомобиле он и так тонкий. А перед грунтовкой/покраской авто, необходимо ржу вычистить полностью, иначе какой бы не был слой шпаклёвки и грунта, если под ним осталась необработанная ржавчина – она полюбому будет распространяться дальше, даже под слоем ЛКП.
Теперь принципиальная схема очистки с помощью электрода:

[Прочитал в интернете: при гальванической оцинковке важно чтобы раствор не попадал на провод (мой-медный), который припаян к пластине-нержавейке.]

и я тупо следовал этому правилу не только при оцинковке, но и при очистке.

Итак, эксперимент начался. Для начала я решил проверить, а нужен ли вообще ток или растворы сами по себе могут очистить ржавчину? Для этого я взял другой кусок этой металлической пластины, который вообще ничем не чистил заранее. Обмакнул электрод в средство 3 (крот жидкий) и провёл 8 раз по металлу. См. фото. Далее я подключил ток (минус на пластину, а плюс на электрод), и тем же средством, опять прошёлся 8 раз, но в другом месте пластины. Результат очевиден, см. фото!
Далее я подумал, раз ток идёт от плюса к минусу, значит электроны отрываются от нержавеющего электрода и идут в направлении к пластине. А что если поменять полярность, чтобы электроны отрывались от пластины и вместе с собой «увлекали» ржавчину? Вроде логично, поменял полярность (плюс на пластину, а минус на электрод) и провёл 8 раз в другом месте. Эффект тоже очевиден (хуже очищает) на фото:


(Кстати, на фото видно, что после 24 проходов, поролон порвался. Это нормальное явление. Ещё на фото там (в центре и справа), где применял электричество кажется всё потемнело, но это просто влага от жидкого крота, а слева она уже высохла.).


Таким образом чистка с током намного эффективнее чем без.
Далее я разделил легко смываемым маркером очищенную пластину на части, при этом

[после применения каждого средства, его остатки смывал (нейтрализовывал кислоту) раствором обычной (не кальц.) соды, т.к. эти места потом буду оцинковывать. После сразу вытирал насухо тряпкой, т.к. очищенный голый метал (да ещё и влажный) сразу начинает ржаветь.]

Затем на каждой части, слева на право, протестировал средства 1-3 последовательно. Фото:


В итоге, кальцинированная сода справилась с задачей откровенно плохо. Кроты показали себя чуть лучше соды, но всё-таки, не достаточно хорошо. При этом крот, который шёл изначально в жидком виде показал себя чуть лучше своего порошкообразного собрата. Это либо из-за содержащейся антикоррозионной добавки (согласно состава), либо из-за того, что порошкообразный крот я развёл недостаточно хорошо.
По результатам теста ни к.сода, ни кроты ржавчину полностью не очистили(((
Я начал думать, что напряжения тока недостаточно, или нужно больше времени на очистку. Вот с такими грустными мыслями я обмакнул электрод в ортофосфорную кислоту, без надежды на успех и тут…



Ортофосфорная кислота не только очистила металл до блеска, но ещё полностью удалила ржавчину из бороздок и кратеров. Далее смыл остатки кислоты содовым раствором, как писал выше и протёр насухо. Следующий участок очистил серной кислотой:


Серная кислота удалила ржавчину так же хорошо, как и орт.фосфорная.
На этом эксперимент можно было завершить, но меня не устраивало что подопытная металлическая пластина была недостаточно ржавая. В таком виде, ржавчину можно было и счистить наждачной бумагой, без заморочки с кислотами и током, поэтому:


… и приступил вычищать половину уголка серной, половину ОФ.кислотой. Начал с тока в 2A, напряжение при этом было 3-4V. Процесс шёл — кислота пузырилась, на поролоне оставалась ржавчина, но эффекта не было. Увеличил ток сначала до 3А, затем 4, 5, 6, менял поролон, увеличил время очиски. Напряжение уже подскочило до 15V но…


… серная и ОФ кислота вообще ничего не очистили. В кратерах ржавчины не убавилось, и даже сверху металл чище не стал.((( Я думаю это потому, что поверхность металла была слишком рельефная из-за больших и глубоких кратеров — контакт очищаемой поверхности с поролоном электрода был недостаточен.
Как вы думаете?

После такой неудачной чистки, сразу смыл кислоту раствором соды, протёр насухо тряпкой и окончательно высушил феном.
Стало интересно, а эту ржавчину возьмёт ли что нибудь, кроме пескоструйки?
Попробовал удалить уничтожителем ржавчины.

[Есть два типа уничтожителей ржавчины. Первый просто уничтожает для дальнейшего смыва этого уничтожителя и механического очищения, а второй преобразовывает ржавчину, в устойчивое соединение солей, которое служит защитой металла и его смывать не нужно.]

Я использовал первый тип:


Нанёс, подождал 15 минут, смыл. Металл покрылся белым налётом, наверное это та самая плёнка из фосфатов (см.начало статьи). Результат минимален — есть небольшие "пятна" чистого металла, но в целом ржавчину не удалось удалить. После уничтожителя попробовал почистить наждачкой — тоже нет ощутимого эффекта. Что с уничтожителем, что без — ржавчина мех.способом удаляется одинаково плохо. Фото после уничтожителя, до чистки наждачкой:


------------
ИТОГ:
1. Ток однозначно помогает очищать ржавчину (ваш кэп);
2. Кальцинированная сода очищает ржавчину плохо, КРОТ очищает лучше, но недостаточно хорошо. Серная и ортофосфорная кислоты очищают одинаково хорошо;
3. Хорошо очищаются электрохимическим способо ровные поверхности металла, с небольшим "налётом" ржавчины (ваш кэп). Металл с сильно "въевшейся" ржой даже уничтожитель ржавчины не берёт.
-----------

Во втором этапе (ЧАСТЬ 2) очищенную пластину я оцинковал гальваническим способом и оставил на улице под дождём. Как будет время обязательно напишу об этом.

Всем спасибо за внимание!

upd.: Забыл сказать, хотел найти соляную кислоту для опытов, но оказалось она в чистом виде (в РФ) продаётся только юридическим лицам.((( Наверное чтобы народ в ней трупы не растворял и наркотики со взрывчаткой не делал.

Электрохимическое удаление ржавчины кислотой


Существует масса способов удалить ржавчину, в основном на сайтах встречаются отчеты об использовании:
— ортофосфорной кислоты и ее производных (т.н. преобразователи ржавчины типа цинкаря, кока-кола);
— различных бытовых и околобытовых кислот типа уксусной, лимонной в специальной ванне, методом окунания;
— пескоструйных насадок к компрессору / мойке высокого давления;
— электрохимическим методом в ванне с щелочью (едкий натр).

Я использовал все вышеперечисленные способы удаления ржавчины и сразу могу сказать, что ортофосфорная кислота может использоваться только по отношению к легкому налету ржавчины, глубокую ржавчину она не осилит. Окунание в кислоте эффективно для удаления ржавчины, но кузов автомобиля в бытовых условиях невозможно запихнуть в ванну. Пескоструй эффективен, но этот процесс энергозатратный и ресурсоемкий (нужен мощный и дорогой компрессор или же мойка высокого давления), кроме того песок является расходником, его нужно сушить или покупать сухим, при обработке песок летит во все стороны, поэтому нельзя просто так отпесочить низ двери для удаления ржавчины без демонтажа двери иначе весь салон будет в песке.
Электрохимический метод катодной очистки металла от ржавчины в электролите из гидроксида натрия (едкий натр) или кальцинированной соды требует много времени.

В итоге я пришел к относительно новому методу, основанному на подручных химических реактивах и который детальным образом на просторах интернета не описывался.
Сразу к результатам:





В целях увеличения скорости обработки я повышал количество кислоты до 1 к 1 к воде, а ингибитор (уротропин) не использовал вообще.
Обработку произвожу в перчатках КЩС свинцовым электродом, в качестве которого выступает пластинка груза легкосплавной шины


В пластине просверлено отверстие и на болтах пластина подключается к кабельному наконечнику квт 16-6-6, в который запрессован кабель. Наконечник обжимается пресс-клещами (~1000 руб)


Далее это все подключается к сварочному разъему, например, СКР 35:


и подлючаем к сварочному MMA аппарату, ток на минимум (20 А)


Разводим электролит с водой 1:1, оборачиваем электрод аптечным бинтом (14 руб) и работаем.


При работе нужно сидеть в респираторе и (или) с принудительной вентиляцией


Для очистки глубокой ржавчины, периодически протираем деталь металлической щеткой.
После очистки нейтрализуем кислоту раствором пищевой соды и пассивируем ортофосфорной кислотой.
Процесс идет довольно быстро и все детали и реактивы доступны. На сегодняшний день это самая быстрая очистка ржавчины в гаражных условиях, которую я видел.

Методы борьбы со ржавчиной


Немного мануала по избавлению от ржавчины различными способами:
Существуют ли средства против ржавчины?

И железо, и даже сталь во влажном воздухе постепенно покрываются буро-коричневой рыхлой пленкой ржавчины — подвергаются коррозии. Порой совершенно новая вещь, забытая под открытым небом или оставленная на зиму на даче, покрывается бурой коростой. Ржавчина, которая состоит из смеси оксида железа Fe2O3 и метагидроксида железа FeO(OH), не защищает его поверхность от дальнейшей "агрессии" со стороны кислорода воздуха и воды, и со временем железный предмет разрушается полностью.

Секреты удаления ржавчины. Ржавчину проще всего снять обработкой разбавленным водным раствором соляной или серной кислоты, содержащим ингибитор кислотной коррозии уротропин. Ингибиторы (от латинского "ингибео" — останавливаю, сдерживаю) — вещества, тормозящие химическую реакцию (в данном случае реакцию растворения металла в кислоте). Но ингибитор коррозии не мешает взаимодействию кислоты с оксидом и гидроксидом железа, из которых состоит ржавчина.

Если заржавели оконные шпингалеты, мелкие детали велосипеда, болты или гайки, их погружают в 5%-й раствор кислоты с добавкой 0,5 г уротропина на литр, а на крупные вещи такой раствор наносят кистью.

Использовать растворы сильных кислот без ингибитора рискованно: можно растворить не только ржавчину, но и само изделие, поскольку железо — активный металл и взаимодействует с сильными кислотами с выделением водорода и образованием солей. В качестве ингибитора кислотной коррозии при удалении ржавчины можно использовать и картофельную ботву. Для этого в стеклянную банку кладут свежие или засушенные листья картофеля и заливают 5--7%-й серной или соляной кислотой так, чтобы уровень кислоты был выше примятой ботвы. После 15--20-минутного перемешивания содержимого банки кислоту можно сливать и использовать для обработки ржавых железных изделий.

"Преобразователь ржавчины" превращает ее в прочное покрытие поверхности коричневого цвета. На изделие кистью или пульверизатором наносят 15--30%-й водный раствор ортофосфорной кислоты и дают изделию высохнуть на воздухе. Еще лучше использовать ортофосфорную кислоту с добавками, например, 4 мл бутилового спирта или 15 г винной кислоты на 1 л раствора ортофосфорной кислоты. Ортофосфорная кислота переводит компоненты ржавчины в ортофосфат железа FePO4, который создает на поверхности защитную пленку. Одновременно винная кислота связывает часть производных железа в тартратные комплексы.

Предметы, сильно изъеденные ржавчиной, обрабатывают:

Чтобы предохранить от ржавления столярный или слесарный инструмент, его смазывают с помощью кисточки раствором 10 г воска в 20 мл бензина. Воск растворяют в бензине на водяной бане, не используя открытого огня (бензин огнеопасен).

Полированный инструмент защищают, нанося на его поверхность раствор 5 г парафина в 15 мл керосина. А старинный рецепт мази для защиты металла от ржавчины таков: растапливают 100 г свиного жира, добавляют 1,5 г камфоры, снимают с расплава пену и смешивают его с графитом, растертым в порошок, чтобы состав стал черным. Остывшей мазью смазывают инструмент и оставляют его на сутки, а потом полируют металл шерстяной тряпочкой.

Чтобы в будущем не мучиться, отворачивая крепежные изделия с проржавевшей резьбой, ее заранее смазывают смесью вазелина с графитовым порошком. Вместо вазелина можно взять и любую другую жировую смазку нейтрального или слабощелочного типа. Болты и гайки на такой смазке легко отворачиваются даже через несколько лет пребывания под открытым небом.
Лично мне информация была полезна, уверен и многие из вас найдут решения проблем этими способами.

Ржавчина

foto22426-1

Ржавчина образуется на поверхности любого металла. Появляется она быстро, а избавиться от нее сложно.

Коррозия не просто портит внешний вид изделия, но разрушает его. Чтобы не допустить гнили металла, с ней нужно бороться.

О том, как убрать ржавчину с металла в домашних условиях, читайте в статье.

Почему образуется коррозия, чем она опасна?

Ржавчина – это результат окисления металла. Химическая реакция запускается при контакте железа с водой. Для появления коррозии достаточно той влаги, которая присутствует в воздухе. Чем ее больше, тем интенсивнее этот процесс.

Способствуют ее распространению следующие факторы:

foto22426-2

  1. Сколы на лакокрасочном покрытии. Большинство металлических изделий обрабатывают краской, которая защищает их от ржавчины. Если какой-то участок оказывается открытым, на нем быстро формируется коррозия.
  2. Царапины и микротрещины на металле. Чем они глубже, тем сильнее он будет поврежден.
  3. Отсутствие антикоррозийной обработки. Если не защитить изделие, то со временем оно заржавеет.

Различают 4 типа коррозии:

  • желтую (появляется во влажной среде с дефицитом кислорода),
  • коричневую (встречается редко, растет без воды),
  • черная (распространяется без воды и кислорода, растет медленно),
  • красную (самая распространенная, возникает из-за влияния на металл кислорода и воды).

Главная опасность ржавчины – это то, что она разрушает металл. Постепенно изделие приходит в негодность, прогнивает, покрывается дырами.

Если коррозия повреждает детали механизмов, они быстрее изнашиваются, хуже функционируют. А еще ржавчина портит вид любого изделия.

Как избавиться?

Для борьбы с ржавчиной есть множество методов. Избавиться от нее можно с помощью:

  • народных и магазинных средств,
  • методом электролиза и механической чистки,
  • с помощью лазера.

Народные способы борьбы

Народные средства для борьбы с коррозией отличаются высокой эффективностью и дешевизной. Самые популярные рецепты, как удалить ржавчину:

foto22426-3

  1. Ортофосфорная кислота. Ее наносят на поверхность изделия в виде раствора, выдерживают около часа, после чего смывают водой.
  2. Удаляем Кока-колой. Этот газированный напиток является источником ортофосфорной кислоты, поэтому его можно использовать для борьбы с окислами на металле.

После нанесения любого состава поверхность нужно тщательно ополоснуть, чтобы удалить с нее остатки средства. Кислоты, при длительном нахождении на изделии, могут испортить неповрежденный металл.

Еще больше народных способов удаления ржавчины — здесь.

Механическая очистка

Избавиться от ржавчины можно методом механической чистки. Чтобы оттереть ржавчину, используют следующие инструменты:

foto22426-4

    Проволочные щетки. Оттирают коррозию вручную. Это метод подходит для тех поверхностей, которые покрыты толстым слоем ржавчины. Аналогичным образом прорабатывают сварные швы.

Механическая чистка всегда сопряжена с появлением большого количества металлической пыли. Поэтому при проведении работ нужно защитить глаза и органы дыхания.

Удаление электролизом

С помощью электролиза можно не просто избавиться от коррозии, но и восстановить окислившийся оксид железа, преобразовав его в металлическую пленку.

Этот метод имеет ряд преимуществ, среди которых:

  • безопасность для здоровья человека;
  • отсутствие токсичных паров;
  • электролиз не разрушает неповрежденный металл, воздействуя исключительно на ржавчину.

Как выводить ржавчину при помощи электролиза? Порядок действий:

foto22426-5

  1. Приготовить раствор на основе 3 л воды и 1 чайной ложки соды, залить его в пластмассовый таз.
  2. Погрузить в жидкость деталь, которая нуждается в чистке.
  3. Подключить питание, соединив электрод с положительным проводником (плюсом на аккумуляторе). В качестве электрода может выступать стальная или нержавеющая пластина.
  4. Очищаемый предмет соединить с «минусом» аккумулятора.
  5. Включить питание. Если все было сделано правильно, запустится реакция, на детали появятся пузырьки.

Для полноценного удаления ржавчины чаще всего требуется около 6 часов. Спустя указанное время аккумулятор отключают, деталь извлекают из раствора, ополаскивают под проточной водой и сушат на солнце.

Полная инструкция по удалению ржавчины электролизом — здесь.

Как убрать термической обработкой железа?

Поврежденные коррозией слои металла можно выжечь с помощью ацетиленовой горелки. Для этого пламя направляют на пораженный участок и выдерживают до тех пор, пока ржавчина не расплавится и не испарится. Этот метод прост в применении, но имеет определенные недостатки.

Во-первых, его можно использовать для обработки только неокрашенных металлов. Во-вторых, качественную чистку осуществить не удастся. После завершения термической обработки потребуется механическое удаление ржавчины, либо нанесение специализированных составов.

Как можно быстро устранить лазером?

foto22426-6

Ржавчину можно убрать с помощью лазера. Это один из наиболее действенных и безопасных способов борьбы с коррозией.

Однако он не лишен недостатков, главным из которых является необходимость покупки дорогостоящей лазерной установки. Минимальная стоимость портативного лазера – 120 000 рублей.

Суть метода: металл сканируют с помощью специального прибора, после чего направляют на него лазерный луч и планомерно прорабатывают поврежденный участок. Под действием высоких температур коррозия просто испаряется.

Какая-либо дополнительная обработка не требуется. Лазер удаляет только поврежденный металл, не затрагивая цельные участки. Подробнее о лазерной очистке металла от ржавчины читайте здесь, о лазерных очистителях — тут.

Как очистить специальными составами?

Чем еще можно снять ржавчину и отмыть металл? Для борьбы с ржавчиной в продаже можно встретить специализированные составы. К ним относятся:

    Преобразователи и нейтрализаторы. Они представляют собой химические растворы, которые наносят на железо или железный сплав для предотвращения дальнейшего распространения коррозии. Вступая с поврежденным металлом в реакцию, преобразователь трансформирует ее в защитную пленку.

Ее главным недостатком является то, что под ней ржавчина может прогрессировать. Поэтому предпочтение лучше отдавать специальным составам. Их можно наносить на тонкий слой ржавчины.

Такие краски не только препятствуют ее дальнейшему распространению, защищают металл от коррозии, но и преобразуют окислы. Это возможно благодаря уникальной формуле, состоящей из нескольких компонентов.

Чем лучше почистить разные поверхности?

Как бороться с коррозией не на металлических поверхностях? В зависимости от типа поверхности, на которой образовалась ржавчина, будут отличаться способы ее выведения:

foto22426-8

  1. Кафель. Для его очистки лучше воспользоваться подручными средствами, например, уксусной или лимонной кислотой. Состав наносят на материю, которой обрабатывают проблемный участок.
  2. Монеты. Обычную монету можно погрузить в Колу, налив ее в стакан. Через 12 часов от коррозии не останется следа. Если монета раритетная, то предпочтение отдают лазерной чистке или электролизу.
  3. Линолеум. Вывести ржавчину с линолеума можно с помощью уксусной кислоты. Раствор нельзя делать слишком концентрированным, чтобы не испортить напольное покрытие. Максимальное время обработки – 15 минут.
  4. Пластик. Избавиться от ржавчины на пластике можно с помощью уксусной кислоты 9%. Если пятно въелось глубоко, то рецепт усиливают содой.
  5. Подкова. Подкову можно замочить в растворе ортофосфорной кислоты на несколько часов.
  6. Инструменты. Для обработки инструментов подходит метод термической обработки. Прокаленное железо необходимо зачистить с помощью металлической щетки.
  7. Коньки. Заржавевшие лезвия лучше очистить механическим способом. Таким образом удастся не только вывести коррозию, но и подточить коньки.
  8. Одежда. Ржавые пятна с вещей удаляют подручными средствами. Предпочтение отдают лимонной кислоте. После выведения пятна, одежду стирают. Об очистке белой одежды читайте тут.
  9. Ванна. Вывести ржавчину в ванной можно с помощью бытовой химии, содержащей ортофосфорную кислоту. Примером такого средства является Cillit. Еще один вариант – воспользоваться Кока-колой.
  10. Хром. Хромированные поверхности нельзя тереть. Для избавления от коррозии используют уксус, лимонную кислоту, либо преобразователи ржавчины, например, WD-40.
  11. Сковорода. Чугунную сковороду можно очистить от ржавчины механическим способом, используя металлическую щетку.
  12. Труба. Если коррозия появилась на поверхности изделия, то прибегают к механической чистке. Когда она находится внутри трубы, используют жидкие кислотосодержащие составы, либо преобразователи.
  13. Нож. Оптимальным решением в этом случае станет наждачная бумага.
  14. Чугун. Этот металл можно почистить пищевой содой, солью, уксусной кислотой или наждачной бумагой. Он не боится контакта с кислотами и жесткими абразивами.
  15. Автомобиль. Избавиться от коррозии можно методом электролиза, либо воспользоваться специализированными составами, например, краской или грунтовкой.

Как открутить ржавый болт?

Чтобы открутить ржавый болт, его нужно обработать специальным составом. Чаще всего используют WD-40.

Еще один вариант – прокалить болт с помощью горелки или паяльника. Затем по нему нужно аккуратно постучать. Можно попытаться удалить ржавчину с помощью кислот: уксусной или ортофосфорной. Подробнее читайте здесь.

Чем обработать микроволновку?

foto22426-9

Чтобы покрасить микроволновку от ржавчины, для начала ее нужно очистить. Для этого используют кислоты или преобразователи.

Поверх обработанной зоны наносят огнезащитную краску по металлу. Использовать ее можно только для корпуса прибора.

Если микроволновка заржавела изнутри, поврежденные участки покрывают акриловой грунтовкой. Подходят те составы, которые используют для окрашивания автомобиля. При этом нужно выбирать краску, устойчивую к высоким температурам. Подробнее расскажет эта статья.

Профилактика

Способы профилактики ржавчины:

  1. Чтобы на металле не появилась ржавчина, он должен находиться сухом месте. Инструменты можно обернуть бумагой.
  2. Если деталь будет долго лежать без действия, ее нужно обработать защитным составом, например, преобразователем.
  3. Лучшая защита металла от ржавчины – это его окрашивание.
  4. Хорошо предотвращает появление коррозии грунтовочная эмаль.

Советы по удалению ржавчины:

foto22426-10

  1. Если для обработки используются кислоты, либо составы на их основе, изделие нужно промыть содовым раствором, а затем чистой водой.
  2. Применяя профессиональные антикоррозийные составы необходимо ознакомиться с инструкцией. Она будет отличаться в зависимости от выбранного средства.
  3. Механическая чистка требует тщательного контроля силы нажатия.
  4. Преобразователи можно использовать как для избавления от уже имеющейся коррозии, так и для ее профилактики.
  5. Независимо от выбранного способа борьбы с коррозией, необходимо соблюдать меры безопасности. Руки защищают перчатками, глаза специальными очками, а органы дыхания – респиратором.

Есть много способов убрать ржавчину с поверхности металлического и неметаллического изделия. Независимо от того, какой метод был выбран, главное – это соблюдение временного интервала и строгое следование инструкции.

Читайте также: