Допустимый крен дымовой металлической трубы

Обновлено: 24.04.2024

Настоящие Правила регламентируют процедуру обследования промышленных дымовых и вентиляционных труб, методы, способы, приборное обеспечение, нормативные сроки проведения обследований, технического обслуживания и ремонта их, устанавливают формы и перечень технической документации, а также определяют требования к организациям - исполнителям работ.

Выполнение требований настоящих Правил рекомендуется для предприятий и организаций Российской Федерации, эксплуатирующих, осуществляющих надзор и проводящих техническое обслуживание, обследование и ремонт промышленных дымовых и вентиляционных труб.

При разработке Правил учтены опыт эксплуатации труб на предприятиях черной и цветной металлургии, тепловых электростанциях, химии, нефтехимии и других объектах, обобщены результаты исследований, полученные рядом ведущих научных и проектных институтов и опыт работы специализированных строительно-монтажных и ремонтных организаций, а также новейшие зарубежные материалы по данной проблеме.

Сроки проведения обследований, технического обслуживания и ремонта труб не распространяются на объекты, расположенные в районах с сейсмичностью выше 6 баллов, с просадочными и вечномерзлыми грунтами, развитыми селевыми, карстовыми и оползневыми явлениями.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие документы:

Руководство по определению кренов инженерных сооружений башенного типа геодезическими методами

СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»

РТМ 26-87 «Рекомендации по сушке и разогреву дымовых труб и боровов»

СНиП 2.02.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии»

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих Правилах применены термины и их определения в соответствии с Приложением А .

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Надзор, обследования, техническое обслуживание и ремонт труб проводятся с целью обеспечения и поддержания их эксплуатационной надежности для своевременного обнаружения, локализации и устранения их дефектов и повреждений.

4.2 Повреждения конструкций, их элементов и материалов происходят в результате механических и химических воздействий.

4.3 В зависимости от наличия дефектов и повреждений в конструкциях и их элементах состояние промышленных труб классифицируется как:

исправное, когда все конструкции и их элементы соответствуют требованиям нормативной и проектной документации;

работоспособное, когда наряду с обеспечением технологического процесса имеются незначительные отклонения от нормативной и проектной документации;

ограниченно работоспособное, когда возможна эксплуатация трубы при определенных ограничениях и специальных мероприятиях по контролю за параметрами технологического процесса, нагрузками и воздействиями;

неработоспособное, когда возможна потеря несущей способности отдельных элементов или сооружения в целом, исключающая дальнейшую эксплуатацию трубы.

4.4 Дефекты и повреждения в конструкциях труб и их элементах, на основании которых делаются выводы об их состоянии, выявляются и фиксируются в результате обследований, которые проводят с целью получения температурных, влажностных, газовых, аэродинамических, коррозионных и прочностных характеристик несущих стволов из всех видов материалов, а также газоотводящих стволов, кирпичной или монолитной футеровки и других частей сооружений с целью оценки их надежности и долговечности.

4.5 По своему характеру и полноте полученных сведений обследования промышленных труб делятся на:

осмотры, когда выполняются лишь визуальные наблюдения состояния конструктивных элементов и материалов труб, геодезические измерения отклонений от их оси и производится ознакомление с проектом, исполнительной, технологической документацией и характеристикой выбросов;

обследования по полной комплексной программе, включающей наряду с осмотром детальное ознакомление, анализ проектной и строительной документации, технологии производства и характеристик выбросов и натурные исследования режимов эксплуатации и состояния материалов и конструктивных элементов трубы, а также изучение материалов предшествующих осмотров и обследований, комплексный расчет трубы при ее фактическом состоянии и фактических режимах эксплуатации и исследование изменения геологических условий вследствие техногенных воздействий;

обследования по неполной комплексной программе с исключением натурных замеров температурно-влажностных, газовых и аэродинамических параметров и ограниченным количеством отбираемых проб материалов, без внутреннего осмотра поверхности газоотводящих стволов или футеровки.

Состав работ в этом случае должен определяться задачами, стоящими перед данным конкретным обследованием.

4.6 По данным производственных обследований составляется акт на месте проведения работы, а после соответствующих лабораторных испытаний отобранных образцов и выполнения необходимых расчетов - технический отчет, в котором даются оценка состояния обследованной трубы и, при необходимости, рекомендации по производству ремонтных работ и дальнейшей эксплуатации.

Типовая структура отчета включает разделы: общие положения, изучение проектной и строительной документации, ознакомление с технологией производства, визуальные наблюдения, натурные измерения основных параметров технического состояния объекта, отбор проб и лабораторные испытания, проведение расчетов и техническое заключение. Отчет и заключение подписываются лицами, проводившими обследование, и утверждаются первым руководителем специализированной организации.

4.7 Под техническим обслуживанием промышленных дымовых и вентиляционных труб понимается проведение комплекса мероприятий, требующихся для сохранения их работоспособного состояния в условиях, диктуемых производственным процессом.

Цель технического обслуживания - сохранение надежности трубы, предотвращение разрушений и защита окружающей среды.

Периодические обследования труб являются одним из мероприятий их технического обслуживания.

4.8 В зависимости от характера и объема повреждений, выявленных в процессе технического обслуживания труб, они подвергаются ремонтам двух видов - текущему и капитальному.

При текущих ремонтах выполняются работы профилактического характера или работы по ликвидации мелких повреждений с целью предохранения конструкций труб от дальнейших разрушений, причем в первую очередь должны быть устранены повреждения, создающие опасность для жизни людей, целостности сооружения, а также расположенным в непосредственной близости строениям и оборудованию.

При капитальном ремонте труб выполняются работы по усилению или замене изношенных конструкций и их отдельных узлов.

Технические решения, связанные с капитальным ремонтом труб, должны разрабатываться специализированными организациями на основании документов об их комплексном обследовании.

4.9 Текущие ремонты труб, в зависимости от местных условий, могут выполняться силами и средствами как ремонтных служб предприятий, так и специализированными организациями.

Капитальные ремонты должны выполняться силами и средствами только специализированных организаций.

4.10 Под термином «специализированная организация» понимаются организации, специализирующиеся на выполнении определенных работ и услуг, имеющие производственный опыт в этом направлении и лицензию на право занятия данным видом деятельности.

4.11 Основным документом, содержащим все необходимые сведения о конкретной трубе, является ее паспорт, который составляется строительно-монтажной организацией перед сдачей трубы в эксплуатацию и хранится у владельца трубы вместе с исполнительной и проектной документацией. Форма паспорта приведена в приложении Б .

4.12 Ответственным за эксплуатацию, содержание, своевременное принятие мер по их техническому обслуживанию, а также за наличие и ведение документации несет владелец объекта или лицо, им уполномоченное (директор, начальник, управляющий).

На каждом объекте, имеющем промышленные трубы, специальным приказом (распоряжением) должен быть назначен инженерно-технический работник, ответственный за их состояние, имеющий соответствующую подготовку и образование. Он ведет журнал эксплуатации трубы, в котором фиксирует все виды плановых и внеплановых обследований, выявленные повреждения, ремонт, изменения проектного режима. Журнал является документом, на основании которого можно делать выводы о состоянии трубы в определенный временной период.

Форма журнала приведена в приложении В .

4.13 При проведении обследований наряду с актом организация, комиссия или ответственное лицо, проводящее обследование конкретной трубы, обязаны составить карту ее дефектов и повреждений, используя принятые условные обозначения и символы, приведенные в приложении Г .

5 УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБ

5.1 Настоящими Правилами регламентируются условия нормальной эксплуатации следующих наиболее распространенных типов промышленных дымовых и вентиляционных труб:

а - кирпичная труба, футерованная полностью или частично;

б - монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой и теплоизоляцией;

в - монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой без изоляции;

г - монолитная железобетонная труба с футеровкой из полимербетона;

д - монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой, теплоизоляцией или без нее и воздушным вентилируемым зазором между стволом и футеровкой;

е - монолитная железобетонная труба с газоотводящими стволами из стали или других материалов и проходным вентилируемым зазором;

ж - сборные железобетонные трубы;

з - свободностоящие металлические трубы с футеровкой и без нее;

и - трубы с пластмассовыми или металлическими стволами в шахтах.

5.2 Повреждение и разрушение конструкций промышленных труб происходит вследствие следующих основных причин:

- в результате стихийного бедствия или технологической аварии (землетрясение, удар молнии, ураган, взрыв газовой смеси - «хлопок», возгорание золовых отложений и пр.);

- в результате длительного неблагоприятного воздействия технологической и окружающей сред.

Причины последнего вида вызывают наибольшее число повреждений промышленных труб.

5.3 Степень соответствия типов труб, указанных в 5.1 , общим условиям технологического процесса приведена в таблице.

5.4 Основным условием обеспечения нормальной эксплуатации труб является соблюдение их проектного температурно-влажностного режима.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению полного сгорания топлива в теплотехнических агрегатах, исключающему горение газов в газоходах и трубе, герметичности дымового тракта, в том числе предохранительных клапанов, шиберов и регулирующих заслонок, а также исключению возможности поступления в трубу химически агрессивных газов с влажностью выше и температурой ниже проектных значений.

5.5 Во избежание неравномерной осадки оснований фундаментов труб необходимо:

следить за исправным состоянием отмостки по периметру трубы и кольцевой канавы для отвода поверхностных вод;

следить за исправностью водопроводных и канализационных систем, расположенных на расстоянии менее 100 м от фундамента трубы, и в необходимых случаях помещать их в водонепроницаемые туннели;

засыпать грунтом и уплотнять немедленно по окончании возведения фундамента и прилегающего к нему участка газохода котлованы для фундаментов труб и газоходов, вырытые в период их строительства;

в случае работы вблизи трубы машин и механизмов, создающих колебания почвы, предусматривать устройство для их глушения траншей глубиной до основания фундамента, заполненных рыхлыми, не передающими колебаний материалами;

при возведении вблизи труб новых сооружений, подошвы фундамента которых находятся на одном уровне или ниже подошвы фундамента трубы, следует устраивать между ними шпунтовый ряд на глубину не менее 0,5 м от уровня нижней подошвы;

ограничивать до 5 км/ч скорость движения поездов и других механизмов по железнодорожным путям, расположенным ближе 40 м от трубы.

Крен труб и башен

Давно бьюсь со следующей проблемой.
При обследовании дымовых, вытяжных, вентиляционных труб одним из этапов является определение крена труб. Существуют нормы по предельно допустимым кренам.
Вот для сравнения, предельно допустимое отклонение по различным нормам для металлических труб которые отличаются:
- 250мм - при высоте трубы 30м – по СП 13-101-99 п.5.7;
- 90мм - при высоте трубы 30м - по ПБ 03-445-02 п.21 Табл. 1.;
- 150мм - при высоте трубы 30м - по СНиП 2.02.01-83* «Основания и фундаменты» Приложение 4, где крен не должен превышать 0.005.

Почему такая разница?
Кроме этого, как быть, например, с кренами металлических труб свободностоящих или с оттяжками, или металлических трубы с решетчатыми башнями? Как вообще быть с креном решетчатых башен и самих стволов (несовпадение осей)?
Понятное дело, что проблемы решаемы и расчетом можно подтвердить, но увы нормами как-то плохо проработано.
Поделитесь как вы выходите из положения.

По расчету обычно крен мало чего дает по сравнению с ветром.
(по крайней мере в тех башнях и кирпичных трубах с которыми мне приходилось сталкиваться)
Если следовать расчетам - то проблемы той же Пизанской башни не существует в принципе
По трубам кстати недавно вышла книга - не помнню точно, авторы: Сатьянов, Французов, Пилипенко ? "Экспертиза труб"? (не охота в библиотеку тащиться - поищите в яндексе).
Так вот там - про то же самое.
Мне кажется надо обращать внимание не на следствие а на причину.
Если кирпичная труба кренится - значит с фундаментом нелады.
Она может и без ветра упасть, если крен будет прогрессировать.
В указанной мной книге есть кое какие рекомендации по тому - как поступать (перечень рекомендаций, что там типа "ограничивать движение автотранспорта. "). В любом случае надо считать и -анализировать прочность, дефекты и так далее.
Это комплексный вопрос.

Да конечно, вопрос то комплексный, но тут бывает на какого конкретно инспектора Ростехнадзора попадешь. Бывает упрется рогом и все, а по РД самые малые допуски, практически не реальные.

Понятное дело, что тупо утверждать – вот крен недопустим эксплуатация запрещена.

А по поводу расчетной части так здесь вопросов меньше. Как-то экспертизу одной вытяжной трубы делал 150м с треугольной решетчатой башней. Так там решетка была деформирована из-за удара при схлапывании (потери устойчивости) ствола трубы на 43м.
Несовпадение оси башни от проектной до 600мм составляло.
Загонял в расчет обе схемы – проектную и фактическую – сравнивал результаты. Изменения в расчетной схеме существенное, а на усилия в стержнях практически не сказалось.

В чём Ваша задача? Обследование на предмет дальнейшей эксплуатации, или конструктивные решения на предмет усиления?
Вы знаете, не читая ПБ 03-…. я как-то сомневаюсь, чтобы между двумя официальными документами (с СП 13-….) при равных, прочих условиях, была такая разница. Вы бы не могли подсказать, где можно почитать ПБ 03-…
Что касается, отклонений по СНиПу, которые Вы вычислили сами, то мне кажется это не совсем корректно. Допуски по крену фундаментов, конечно основаны на данных разработчиков верхнего строения, но всё же не в прямой геометрии. Это моё мнение, на первый взгляд, если вы это делали по документу, то скажите по какому.

ПБ - Правила безопасности - технадзоровский документ.
Специально для wjea поясню - есть такая организация, ведающая трубами, кранами, лифтами и еще кое чем, - Ростехнадзор - государство в государстве.
Все что завязано с Ростехнадзором на порядок дороже и строже чем с общестроительной - госстроевской частью. Оно выпускает свои документы - ПБ, РД и так далее . И там действительно - согласен с автором поста - понесешь заключение экспертизы промбезопасности на регистрацию - и как на кого нарвешься.


Автору поста - рекомендация:
если по расчету все проходит (с дефектами) - пишите ограниченно-работоспособное (в терминах двадцать второго рд) - и продляйте ресурс на заданный срок, не забыв указать рекомендации по эксплуатации.
Наиболее опасно имхо - если у вас кирпичная труба так покосилась. Я бы порекомендовал считать ее объемными элементами с нелинейностью - с диаграммой деформирования из "Пособия к СНиП".
Само собой - расчетное сопротивление брать с соотв. коэффииентами запаса.
(у нас в городе кстати говоря почти у всех кирпичных труб крен превышает допуск.)

Вы знаете, не читая ПБ 03-…. я как-то сомневаюсь, чтобы между двумя официальными документами (с СП 13-….) при равных, прочих условиях, была такая разница. Вы бы не могли подсказать, где можно почитать ПБ 03-…
.

Крен дымовой трубы: причины?

Например для оценки деформаций основания всегда по периметру трубы на уровне основания есть маяки, по которым и определяются осадки фундамента.

А если труба простояла уже лет 30-40 и никаких маяков уже нет? Или они сохраняются на протяжении всего эксплуатационного периода?

Тогда теодолит в руки и вспоминаем геодезию

А вообще, вот:
ПБ 03-445-02 Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб
РД 03-610-03 Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб
СП 13-101-99 Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб

Ну как-то неправильно получается вспоминать геодезию на объекте, а вообще-то в том самом ПБ 03-445-02 написано:

5. Каждой организацией должен быть разработан в соответствии с требованиями настоящих Правил график периодических осмотров, обследований и наблюдений за вертикальностью стволов и осадками фундаментов труб, утвержденный техническим директором, заместителем директора по техническим вопросам

, так что организация которая эксплуатирует трубу обязана не реже чем раз в полгода проверять вертикальность ствола, состояние средств молниезащиты и светоограждения, это как правило исполняется, если нет то без геодезистов вам не обойтись.
Причину возникновения крена невозможно определить при первом и единственном обследовании (если конечно она не очевидна: видимая просадка грунта, взрывы и т.д.) поскольку необходимо знать в какую сторону он развивается и с какой скоростью, если он укладывается в допустимый ПБ 03-445-02, то вам и переживать не надо, если не укладывается тоже, пусть хозяева этой трубы и переживают, надо было требования выполнять.

Спасибо, парни! Просто почему именно про причины спрашиваю? При поверочном расчете дымовой трубы необходимо учитывать существующий крен, я хотел это сделать следующими способами: 1) если причины крена именно в деформациях ствола трубы, то померив крен в нескольких точках трубы, перейти от перемещений к моментам; 2) если же причина крена именно в основании, то создать расч. модель с грунтом в виде объемных элементов.
А учитывать крен тупо повернув ствол трубы как то не хочется, и как мне кажется не правильно.

Потому что, если есть крен, то есть и напряжения (если причина крена в стволе трубы); а тупо поворачивая ствол трубы я эти напряжения напрочь не учитываю.

Развивая тему, можно обобщить: как грамотно учитывать в расчетной схеме существующий крен дымовой трубы при поверочном расчете?

Из ПБ 03-445-02: В случае превышения величины крена трубы допустимых значений, указанных в табл. 1, решение о возможности ее дальнейшей эксплуатации принимается организацией, использующей трубу, на основании заключения специализированной организации по результатам проведенного ею всестороннего обследования и проверочных расчетов с учетом действительной работы конструкций сооружения.

т.е. каким то образом и нужно учесть существующий крен и проверить несущую способность дымовой трубы

А я бы, если честно, сначала попытался разобраться о чем, собственно, речь стоит вести: о крене или же об отклонении ствола трубы от вертикали. Теодолитом или тахеометром Вы можете определить отклонение ствола трубы от вертикали и сравнить его с табличкой из ПБ 03-445-02. В сущности, отклонение может быть и дефектом монтажа, что весьма актуально для металлических труб, для которых требования ПБ, на мой взгляд, излишне жесткие, да к тому же не подразделяют свободно стоящие трубы и трубы на оттяжках. А уж крен ФУНДАМЕНТА - нивелиром по разнице осадок марок относительно репера, да еще имея результаты предыдущего цикла измерений. Требования к крену - в СНиПе по основаниям и фундаментам, о чем прямо сказано в СНиПе "Сооружения промышленных предприятий".

И как все-таки учитывать существующее отклонение ствола трубы от вертикали или крен фундамента в поверочном расчете дымовой трубы?

Вы так думаете, Ильнур? Это есть поверочный расчет остаточной несущей способности? Из ПБ: ". В случае превышения величины крена трубы допустимых значений, указанных в табл. 1, решение о возможности ее дальнейшей эксплуатации принимается организацией, использующей трубу, на основании заключения специализированной организации по результатам проведенного ею всестороннего обследования и проверочных расчетов с учетом действительной работы конструкций сооружения.". Т.е. простой поворот элемента относительно вертикали - это и будет Действительная работа конструкции?

Геотехника. Теория и практика

Независимо от причины отклонения оси трубы от вертикали - крен это по наклонным пластам, не учтенный при проектировании, различие в свойствах грунта в пределах активной зоны, произошедшее после проведения предпроектных изысканий, или отклонение при возведении, находите геометрический центр тяжести трубы и через него определяйте начальный эксцентриситет приведенной нагрузки относительно центра тяжести подошвы фундамента.
Задачка решается в линейной постановке, соответственно приращение крена (эксцентриситета) с любым знаком суммируется с начальным значением.

Кандидат непонятных наук

Хм.
Я аттестованный эксперт по дымовым трубам.
Первое. Замеры отклонения ствола от вертикали в соответствии с ПБ должны проводиться в безветренную пасмурную погоду (либо ранним утром), чтобы исключить влияние на результаты солнечной радиации и ветрового давления.
Второе. Основной причиной отклонения ствола трубы от вертикали является неравномерная осадка основания. На втором месте причина - некачественное выполнение строительно-монтажных работ, когда ствол изначально выполняют кривым.
Таким образом, правильным будет учёт отклонения в расчётах простым поворотом ствола на величину отклонения, полученного в результате замеров.
Третье. Для кирпичных дымовых труб, работающих на сернистых топливах существует такая редкая причина отклонения ствола, как сульфатация раствора кладки оголовка.
Четвёртое. Расчёт ствола дымовой трубы - сложнейшая задача. И если вы не косячите, то дай вам бог посчитать всё правильно хотя бы так.
В частности, при сборе ветровой нагрузки требуется найти частоту и амплитуду собственных колебаний ствола. После определения ветровой нагрузки вы получаете деформации ствола от ветровой нагрузки, которые влияют опять-таки на частоту и амплитуду собственных колебаний, и так до бесконечности. Короче, расчёт приходится производить методом итераций, до тех пор, пока разница между результатами расчётов не будет превышать 5%. Причём, расчётные комплексы типа СКАДа тут вам не помогут - требуется определять частоты вручную. А уж как умудриться включить в эти расчёты фактические деформации ствола, найденные какими-либо волшебыми методами - я вообще себе не представляю, честно говоря.
Пятое. Вы должны чётко представлять себе, для каких целей вы проводите расчёт. Если для того, чтобы обосновать выполнение усиления - это одна точность. Задаёте нагрузки с приличным запасом, чтобы потом не было неприятностей. Если для научной работы - другая точность, развлекайтесь в своё удовольствие.
Шестое. Не свосем понял, какая труба у вас - какой материал. Если металл, то сильно не парьтесь - более половины металлических труб имеют отклонения, превышающие требования ПБ. И запасы прочности у многих невысоких труб при этом сумасшедшие (запас прочности в самом нагруженном сечении 95% - обычное дело). Если сборная железобетонная - тоже отклонение от вертикали обычное дело. Более опасно, конечно, чем у металлической но тоже ничего экстраординарного. А вот если отклонение от вертикали выше нормативного у кирпичной или монолитной железобетонной трубы, то тут дело реально серьёзное, и рекомендую при расчёте брать максимально возможные запасы, чтобы убедиться, что опасности реально нет.

Хм.
Второе. Основной причиной отклонения ствола трубы от вертикали является неравномерная осадка основания. На втором месте причина - некачественное выполнение строительно-монтажных работ, когда ствол изначально выполняют кривым.
Шестое. Не свосем понял, какая труба у вас - какой материал. Если металл, то сильно не парьтесь - более половины металлических труб имеют отклонения, превышающие требования ПБ. И запасы прочности у многих невысоких труб при этом сумасшедшие (запас прочности в самом нагруженном сечении 95% - обычное дело). Если сборная железобетонная - тоже отклонение от вертикали обычное дело. Более опасно, конечно, чем у металлической но тоже ничего экстраординарного. А вот если отклонение от вертикали выше нормативного у кирпичной или монолитной железобетонной трубы, то тут дело реально серьёзное, и рекомендую при расчёте брать максимально возможные запасы, чтобы убедиться, что опасности реально нет.

Может, я придираюсь, но второе несколько вошло в противоречие с шестым или наоборот, особенно в плане металлических труб и неравномерных осадок. Сколько в Вашей практике встречалось труб, где была реально зафиксирована неравномерная осадка и каков их процент от общего числа обследованных Вами труб?

. Не преувеличивайте Монолитное многоэтажное здание или стальная башня легче? Никто не делает столь сложные расчеты?

Короче, расчёт приходится производить методом итераций, до тех пор, пока разница между результатами расчётов не будет превышать 5%.

Программу напишите Вон Теплопроект еще под ДОС для себя написал - и это их теперешнее ноу-хау. Секрет в тетеньке со стажем, что знает куда нажимать, а думать и не надо. Шутка.

Допустимый крен дымовой металлической трубы

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ПРАВИЛА НАДЗОРА, ОБСЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ДЫМОВЫХ И ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ ТРУБ

Дата введения 2000-01-01

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией "Ростеплостроймонтаж" при участии ЗАО "Союзтеплострой", ЗАО "Тепломонтаж", АПСФ "Спецжелезобетонстрой"

2 СОГЛАСОВАН с Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

При разработке Правил учтены опыт эксплуатации труб на предприятиях черной и цветной металлургии, тепловых электростанциях, химии, нефтехимии и других объектах, обобщены результаты исследований, полученные рядом ведущих научных и проектных институтов, и опыт работы специализированных строительно-монтажных и ремонтных организаций, а также новейшие зарубежные материалы по данной проблеме.

Сроки проведения обследований, технического обслуживания и ремонта труб не распространяются на объекты, расположенные в районах с сейсмичностью выше 6 баллов, с просадочными и вечномерзлыми грунтами, развитыми селевыми, карстовыми и оползневыми явлениями.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения"

РТМ 26-87 "Рекомендации по сушке и разогреву дымовых труб и боровов"

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СНиП 2.03.11-85. - Примечание изготовителя базы данных.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих Правилах применены термины и их определения в соответствии с Приложением А.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

работоспособное, когда наряду с обеспечением технологического процессса имеются незначительные отклонения от нормативной и проектной документации;

4.10 Под термином "специализированная организация" понимаются организации, специализирующиеся на выполнении определенных работ и услуг, имеющие производственный опыт в этом направлении и лицензию на право занятия данным видом деятельности.

4.11 Основным документом, содержащим все необходимые сведения о конкретной трубе, является ее паспорт, который составляется строительно-монтажной организацией перед сдачей трубы в эксплуатацию и хранится у владельца трубы вместе с исполнительной и проектной документацией. Форма паспорта приведена в приложении Б.

4.12 Ответственным* за эксплуатацию, содержание, своевременное принятие мер по их техническому обслуживанию, а также за наличие и ведение документации несет владелец объекта или лицо, им уполномоченное (директор, начальник, управляющий).

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Форма журнала приведена в приложении В.

4.13 При проведении обследований наряду с актом организация, комиссия или ответственное лицо, проводящее обследование конкретной трубы, обязаны составить карту ее дефектов и повреждений, используя принятые условные обозначения и символы, приведенные в приложении Г.

5 УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБ

5.1. Настоящими Правилами регламентируются условия нормальной эксплуатации следующих наиболее распространенных типов промышленных дымовых и вентиляционных труб:

5.2. Повреждение и разрушение конструкций промышленных труб происходит вследствие следующих основных причин:

- в результате стихийного бедствия или технологической аварии (землетрясение, удар молнии, ураган, взрыв газовой смеси - "хлопок", возгорание золовых отложений и пр.);

5.3 Степень соответствия типов труб, указанных в 5.1, общим условиям технологического процесса приведена в таблице.

ТРУБЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ДЫМОВЫЕ

Industrial chimneys. Design rules

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Ассоциация пече-трубостроителей и пече-трубопроизводителей России ("РосТеплостройМонтаж")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Работа выполнена некоммерческой организацией - Ассоциация пече-трубостроителей и пече-трубопроизводителей России "РосТеплостройМонтаж" (Ассоциация "РосТеплостройМонтаж").

Авторский коллектив: АО "Союзтеплострой" (Г.М.Мартыненко - руководитель разработки), Ассоциация "РосТеплостройМонтаж" (Ю.П.Сторожков), СРО НП "МонтажТеплоСпецстрой" (А.Ф.Федин), ООО АС "Теплострой" (В.А.Сырых, Т.В.Цепилов), ООО "Спецвысотстройпроект" (канд. техн. наук С.Б.Шматков), АО НИЦ "Строительство - НИИЖБ им.А.А.Гвоздева (докт. техн. наук Т.А.Мухамедиев), ООО "ПСФ Энерго" (канд. техн. наук А.З.Корсунский), АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, К.В.Авдеев), ЗАО ЦНИИПСК им.Мельникова (инженеры Е.А.Понурова, Г.Р.Шеляпина, Р.М.Шилькрот, канд. хим. наук Г.В.Оносов), ОАО "Теплопроект" (инж. А.А.Ходько), ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (докт. техн. наук, проф. В.И.Соломин, докт. техн. наук, проф. В.М.Асташкин, докт. техн. наук А.Н.Потапов), при участии объединения "Союзкомпозит" (С.Ю.Ветохин), АНО "Центр нормирования, стандартизации и классификации композитов (инж. А.В.Гералтовский).

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию промышленных дымовых труб, включая фундаменты, с несущими стволами из кирпича, железобетона, стали, полимерных композитов, а также на промышленные дымовые трубы, поддерживаемые несущими металлическими башнями (каркасами).

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование промышленных дымовых труб высотой от отметки установки 15 м и менее.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование фундаментов промышленных дымовых труб, предназначенных для строительства в особых условиях: на вечномерзлых, просадочных, насыпных и намывных грунтах, подрабатываемых и закарстованных территориях.

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия

ГОСТ 12071-2014 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

СП 15.13330.2012 "СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции" (с изменениями N 1, N 2)

СП 16.13330.2017 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции"

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 27.13330.2011 "СНиП 2.03.04-84 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменениями N 1, N 2)

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружение промышленных предприятий" (с измененением N 1)

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 агрессивная среда: Среда эксплуатации сооружения, вызывающая уменьшение сечений и деградацию свойств материалов отдельных конструкций сооружения во времени.

3.2 воздействие: Явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительной конструкции.

3.3 газоотводящий ствол: Вертикальная часть газоотводящего тракта, обеспечивающая отвод в атмосферу и рассеивание отводимых газов.

3.4 газоход: Часть газоотводящего тракта по которому отводимые газы перемещаются от обслуживаемого оборудования (теплового или промышленного агрегата) до дымовой трубы (газоотводящего ствола).

3.5 дивертор: Устройство на газоотводящем стволе, обеспечивающее, при необходимости, переключение направления потока отводимых газов.

3.6 диффузор: Расширяющийся по ходу движения газа участок газоотводящего тракта.

3.7 защитная система: Система защиты несущего ствола дымовой трубы от агрессивного или температурного воздействия отводимых газов, состоящая из защитной футеровки (газоотводящего ствола), тепловой изоляции, опорных конструкций.

3.8 интерцепторы: Спиралевидные ребра, устанавливаемые в верхней части трубы (обычно металлической), для предотвращения или уменьшения ее резонансных колебаний в ветровом потоке.

3.9 конфузор: Сужающийся по ходу движения газов участок газоотводящего тракта.

3.10 коэффициент сочетаний нагрузок: Коэффициент, учитывающий уменьшение вероятности одновременного достижения несколькими нагрузками их расчетных значений.

3.11 коэффициенты надежности: Коэффициенты, учитывающие возможные неблагоприятные отклонения значений нагрузок, характеристик материалов и расчетной схемы строительного объекта от реальных условий его эксплуатации, а также уровень ответственности строительных объектов.

3.12 лучковая арка: Арка, отношение стрелы подъема которой к пролету менее 1/2.

Примечание - Отношение стрелы подъема лучковой арки и лучкового свода к пролету, как правило, составляет 1/8, 1/12, 1/16 или 1/32, а центральный угол - от 120° до 180° соответственно.

3.13 маркировочная окраска: Окраска высотного сооружения горизонтальными полосами белого и красного (оранжевого) цветов для выделения его на фоне местности с целью обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

3.14 молниезащита: Устройство для защиты дымовой трубы и ее отдельных элементов от прямого удара молнии.

3.15 надежность: Способность строительного объекта выполнять требуемые функции в течение расчетного срока эксплуатации.

3.16 несущая конструкция: Конструкция, воспринимающая основные нагрузки и обеспечивающая прочность, жесткость и устойчивость сооружения.

3.17 несущая способность: Максимальный эффект воздействия, при котором в конструкциях, а также грунтах основания, не происходит разрушение любого характера (пластического, хрупкого, усталостного) и потеря местной или общей устойчивости.

3.18 полуциркульная арка: Арка, отношение стрелы подъема которой к пролету равно 1/2 и центральный угол равен 180°.

3.19 предельное состояние: Состояние строительного объекта, при превышении характерных параметров которого эксплуатация строительного объекта недопустима, затруднена или нецелесообразна.

3.20 промышленная труба: Высотное сооружение, предназначенное для создания тяги, отвода и рассеивания в атмосфере продуктов сгорания топлива или воздуха, содержащего вредные примеси.

Примечание - Промышленные трубы, отводящие преимущественно продукты сгорания топлива, называются дымовыми, а промышленные трубы, отводящие преимущественно воздух, содержащий вредные примеси, называются вентиляционными.

3.21 разделительная стенка: Конструкция в нижней части ствола трубы или газоотводящего ствола, разделяющая встречные потоки подводимых газов при двух и более вводах газоходов.

3.22 расчетная модель трубы: Модель взаимосвязанной системы "ствол трубы - фундамент - основание", используемая при проведении расчетов и включающая в себя: расчетные схемы, идеализирующие геометрию рассчитываемого объекта; расчетные модели нагрузок и воздействий; расчетные модели напряженно-деформированного состояния; расчетные модели материалов.

3.23 расчетный срок службы: Установленный в нормах проектирования, задании на проектирование или в проектной документации временной период (срок) использования строительного объекта по назначению до его капитального ремонта либо реконструкции при нормальной эксплуатации с предусмотренным техническим обслуживанием.

Примечание - Расчетный срок службы отсчитывается от начала эксплуатации или возобновления эксплуатации после капитального ремонта, реконструкции, или расконсервации.

3.24 световое ограждение: Обозначение местоположения высотного сооружения в темное время суток и при плохой видимости с помощью заградительных огней, устанавливаемых на сооружении для обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

3.25 светофорные площадки: Площадки, предназначенные для размещения на них и обслуживания заградительных огней светового ограждения трубы, используемые также при осмотрах, обследованиях, техническом обслуживании и ремонтах трубы.

3.26 секция газоотводящего ствола: Укрупненная составная часть газоотводящего ствола, ограниченная температурно-компенсационными стыками, свободным или опорным краями и собранная из нескольких царг с помощью жестких (чаще всего неразъемных) соединений.

3.27 царга: Отдельный конструктивный элемент дымовой трубы или газоотводящего ствола, как правило, цилиндрической формы, имеющий необходимые детали для соединения с аналогичными элементами или смежными частями дымовой трубы или газоотводящего тракта

4 Общие требования

4.1 Проектирование промышленных дымовых труб (далее - труб) следует выполнять с учетом требований СП 43.13330.2012 (пункты 9.3 и 9.4), при этом должна быть обеспечена эвакуация в атмосферу и эффективное рассеивание отводимых газов до допустимых гигиеническими нормами пределов концентрации вредных веществ и твердых частиц на уровне земли в зоне расположения трубы.

При проектировании труб следует учитывать их уровень ответственности.

4.2 Трубы по конструктивным особенностям делятся:

- на свободностоящие (самонесущие) - кирпичные, армокирпичные, монолитные железобетонные, сборные железобетонные, стальные, из полимерных композитов;

- трубы с оттяжками - стальные, из полимерных композитов;

- трубы в поддерживающем каркасе (башне) - стальные, из полимерных композитов.

Несколько труб допускается объединять соединительными конструкциями, не препятствующими независимым перемещениям каждой из труб относительно остальных, объединенных в одно сооружение.

Читайте также: