Доспехи из кожи и металла

Обновлено: 01.05.2024

Доспехи защищали от ударов воинов человечества с древнейших времен. Современные доспехи из бронестекла используются по сей день, что подчеркивает их важность и незаменимость в бою. DONJON предлагает своим клиентам купить доспехи готового типа или заказать оригинальную броню по своим чертежам. Всегда в наличии: кольчужные доспехи из мелких, средних и крупных колец, кольца для самостоятельного плетения кольчуги, латные доспехи (в т.ч полный доспех из замка “Чурбург”), подвижные пластинчатые доспехи, легкие кожаные и набивные доспехи.

Полная "закрытая" кольчужная бармица для бацинетов из клёпаных колец. С "висками". С двумя клиньями по бокам и одним сзади. Закрывает шею спереди. Плетение "4 в 1". Кольца плоские плющенные. Половина колец сплошные (вырубные), половина - клёпаные.

Полная "закрытая" кольчужная бармица для бацинетов из сведёных колец. С "висками". С двумя клиньями по бокам и одним сзади. Закрывает шею спереди. Плетение "4 в 1". Кольца круглые в сечении.

Полная "закрытая" кольчужная бармица для восточных и русских шлемов из клёпаных колец. С двумя клиньями по бокам. Закрывает шею спереди. Плетение "4 в 1". Кольца плоские плющенные. Половина колец сплошные (вырубные), половина - клёпаные.

Полная "закрытая" кольчужная бармица для восточных и русских шлемов из из сведёных колец. С двумя клиньями по бокам. Закрывает шею спереди. Плетение "4 в 1". Кольца круглые в сечении.

Открытая кольчужная бармица из клёпаных колец. Не закрывает лицо и шею спереди. С двумя небольшими клиньями по бокам или одним большим клином сзади. Плетение "4 в 1". Кольца плоские плющенные. Половина колец сплошные (вырубные), половина - клёпаные.

Открытая кольчужная бармица из сведёных колец. Не закрывает лицо и шею спереди. С двумя небольшими клиньями по бокам или одним большим клином сзади. Плетение "4 в 1". Кольца круглые в сечении.

Реконструкция (стилизация) шлема бацинет с забралом типа "хундсгугел" (нем. hundsgugel — собачий капюшон). Южная, Западная и Центральная Европа, Конец XIV – начало XV веков.

Стилизация на тему европейских бригантных брассаров. XIV век. Западная Европа.

Стилизация на тему простых западноевропейских наплечников "брассаров" ( XIV век).

Стилизация на тему простых западноевропейских наплечников "брассаров" ( XIV век). Лучше всего использовать в комплекте с "Наплечниками латными простыми (ПЛ)" и "Налокотниками стальными (ПЛ)".

Стилизация на тему одного из бригантных доспехов, найденых на месте битвы при Висби (1361 г.) - панциря Висби тип 1 по типологии Б.Тодермана.

Вариант реконструкции одного из бригантных доспехов, найденых на месте битвы, произошедшей 27 июля 1361 г. в окрестностях г. Висби на острове Готланд между войсками датского короля Вальдемара и гарнизоном города.

Стилизация на тему европейских приталенных мелкопластинчатых бригантин XIV-XV вв.

Данный панцирь (бригантина) реконструирован по скульптурному изображению Св. Мориса (Маврикия) из Бранденбурга (1250-1300 гг.). Это одно из самых ранних из дошедших до нас изображений пластинчатых доспехов. Пластины являются подкладкой одеяния, похожего на табард, которое одевали поверх кольчуги.

Кожаный фэнтезийный бронелифчик. Даёт любой девушке +100 к защите (но это не точно) и внешнему виду на ролевых играх живого действия (LARP). Прекрасно подходит для косплея и фотосессий в стиле фэнтези.

Бронеюбка кожаная женская. Даёт любой девушке +100 к защите (но это не точно) и внешнему виду на ролевых играх живого действия (LARP). Прекрасно подходит для косплея и фотосессий в стиле фэнтези. Лучше всего использовать в комплекте с бронелифчиком тип 1.

Бронеюбка кожаная женская. Даёт любой девушке +100 к защите (но это не точно) и внешнему виду на ролевых играх живого действия (LARP). Прекрасно подходит для косплея и фотосессий в стиле фэнтези. Лучше всего использовать в комплекте с бронелифчиком тип 2.

Горжет, составляющий комплект со "Шлемом салад "итальянский" из Лидса". Оригинал хранится в Королевском Арсенале в Лидсе и относится к работам итальянских мастеров, 1450 - 1470 гг.

Горжет для защиты шеи на соревнованиях и тренировках по "Современному Мечевому Бою", "Спортмечу" и "HMB Soft". Подходит также для тренировок на мягком оружии по Историческим Средневековым Боям (HMB).

Реконструкция (стилизация) по образцам средневековых европейских кольчужных горжетов (оплечий) XIV - XV вв. Плетение "4 в 1". Кольца плоские плющенные. Половина колец сплошные (вырубные), половина - клёпаные.

Горжет с бригантной пелериной. Реконструирован на основе ряда испанских скульптурных изображений первой половины XIV века.

Стилизация на тему готической латной перчатки XV века, Западная Европа. Обеспечивает надёжную защиту кисти от текстолитового, дюралевого и пластикового оружия, сохраняя одновременно высокую подвижность. Прекрасно подходит для ролевых игр живого действия - LARP, а также для косплея и театральных постановок.

Гульфик - элемент доспеха, защищающий пах. Гульфик стальной с набором ремешков под любой ремень.

Нагрудник рыцарский пластиковый детский.

Игрушечная модель средневекового рыцарского шлема типа бацинет, использовавшихся в XIV в. по всей Западной и Центральной Европе. Подобные шлемы использовались в средние века, как с забралом, так и без него.

Шлем детский пластиковый "Викинг". Данная модель выполнена по мотивам шлема из Гьёрмундбю (Норвегия, X век). Шлемы этого типа могли носить викинги.

Шлем детский пластиковый "нормандского" типа. Модель создана по мотивам европейских шлемов "нормандского" типа X - XII веков. Шлем расчитан на обхват головы не более 54 см.

Шлем детский пластиковый "Топфхельм". Модель сделана по мотивам европейских рыцарских горшковидных шлемов XIV в.

Шлем детский пластиковый "Топфхельм". Модель сделана по мотивам европейских рыцарских горшковидных шлемов XIV в.
Шлем расчитан на обхват головы не более 54 см.

Шлем детский "Хундсгугель" с подъемным забралом

Игрушечная модель средневекового рыцарского шлема типа "шапель" использовавшегося в XIII-XIV вв. по всей Западной и Центральной Европе.

Шлем детский пластиковый "Шишак". Модель создана по мотивам русских шлемов XVI-XVII веков. Шлем расчитан на обхват головы не более 56 см.

Реконструкция (версия) монгольских бригантных доспехов "хатангу-дегель" XIII-XIV вв.

Реконструкция (версия) ламеллярного доспеха на основе пластин, найденных в раскопках русского городища близ села Шестовицы Черниговской области, датированного IХ - XI веками.

Жилет для соревнований и тренировок по "Современному Мечевому Бою", "Спортмечу" и "HMB Soft". Подходит также для тренировок на мягком оружии по Историческим Средневековым Боям (HMB).

Защита кисти для соревнований и тренировок по Современному Мечевому Бою, Спортмечу и HMB-Soft. Подходит также для тренировок на мягком оружии по Историческим Средневековым Боям (HMB).

Защита ног 3/4 для соревнований и тренировок по Современному Мечевому Бою, Спортмечу и HMB Soft. Подходит также для тренировок на мягком оружии по Историческим Средневековым Боям (HMB).

Мужской бандаж предназначен для защиты паховой области в ударных видах боевых искусств.

Защита предплечья и локтя для соревнований и тренировок по Современному Мечевому Бою, Спортмечу и HMB Soft. Подходит также для тренировок на мягком оружии по Историческим Средневековым Боям (HMB).

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня ⁠ ⁠

Доброго времени суток дорогие дамы и господа. Сегодняшний пост посвящается моим пяти сотням подписчиков! Отпразднуем мы сие событие разгромом самого популярного типа брони среди киноделов, писак фэнтези, а так же в D&D.

План действий:
1) Разбор перлов от псевдоисторических каналов и фентезийных киноделов.
2) Глумление над кожаной бронёй в D&D.
3)Исторический разбор кожаной брони в деталях или сказ о том, как её никто на самом деле не использовал.
4) Бонус фото в честь подписчиков, как пруф того, что я занимаюсь с Мэтом Истоном.

Всех тех, кому неимётся рассказать мне о китайской кожаной броне, прошу удалиться. Этот пост о броне средневековой европы, а не азии.

1) Начнём, пожалуй, с перлов исторических каналов.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Ах, мой самый любимый тип кожаной брони, ничего не напоминает?

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Только подумайте какой длины должны были быть полоски кожи, чтобы их можно было так красивенько сплести. Сколько усердного труда и сколько времени было потрачено нашим суровым викингом на этот моднявый костюмчик, чтобы выглядеть лучше всех на поле боя. Помогла бы ему эта броня? Да нет конечно, дело в том, что даже самый толстый слой кожи не спас бы от самого распространённого оружия того времени - копья. Взгляните на это с другой стороны, все его враги померли бы от зависти.
Ещё примерчик.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

А теперь сравните клоунов сверху с изображением настоящих викингов.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Как пример мастерства портных.

Что-то я отклонился от темы, продолжим же. Вот ещё один пример "кожаной кирасы" от Игры Престолов.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Начнём с формы. Первый вопрос, зачем делать лифаноброню? Данная форма не имеет никакого смысла т.к. она направляет все удары либо в солнечное сплетение, либо в живот, а учитывая то, что это просто кожа, такие удары скорее всего будут смертельны. Второй вопрос, какой смысл носить кожаную лифаноброню если даже гамбезон может защитить лучше? Кто-то скажет, что это вовсе не просто кожа, а бригандина, где эта самая кожа играет роль основы для стальных подкладок. Чушь, отвечу я, ибо бригандина требует немалого количества заклёпок с наружной стороны для удержания стальных пластин внутри на месте. В случае если за кожей прячется нагрудник, в чём смысл покрывать стальной нагрудник обычной грязной кожей?

2) Ну и самое сладкое напоследок, Dungeons & Dragons. Именно эта настольная игра популяризировала идею кожаной брони. Взглянем же на пару примерчиков и посмеёмся от души.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Запущенный случай кожаного варварского лифанобронита. Не знаю, что больше меня расстраивает, толщина этой "брони" или то, как мало тела она покрывает. В чём смысл абсолютно бесполезного веса, если эффективность такой кожи против оружия наравне с обычной одеждой, т.е. 0.
(Скажу сразу, не имею ничего против людей, которые занимаются LARP и просто любят фентезийные костюмы. Все мы хотим окунуться в различные миры фэнтези и просто повеселиться. Единственное, что меня заботит, так это присваиваемый кожаной одежде(?) титул брони.)

3) А теперь история.
На протяжении всего средневековья никто не носил кожаную броню. Скажу больше, примеров кожаной брони практически нет. Всё, что нам оставила история это старинные изображения, на которых невозможно различить материал из которого сделана броня. Есть только догадки. Примеры.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Можно предположить, что кузнецы того времени скорее всего не смогли бы создать такой орнамент из металла (опять же, есть возможность, что они использовали мягкие металлы или просто расписали сталь), поэтому узоры, скорее всего, были вырезаны на коже.
Я умудрился найти лишь один пример настоящей кожаной брони.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Это "rerebrace" - наруч для верхней части руки между локтём и плечом. Он датируется 14 веком и находится в Британском музее. На данный момент большинство историков относится с огромным скептицизмом к самой идее кожаной брони. Некоторые историки, например Брайан Принс (Brian Price, in his book Techniques of Medieval Armour Reproduction: The 14th Century), спекулируют о возможной распространённости кожи, повторюсь, спекулирует.

Подытожим. В средние века и даже ранее никто не пользовался кожаной бронёй т.к. это было дорого и не предоставляло той защиты, которую мог дать обычный дешёвый гамбезон. Кольчуга и гамбезоны(такими, какими мы знаем их сегодня) были в пользовании ещё в 4 веке до нашей эры и давали более чем достойную защиту по крайней мере против рубящих ударов. Я не отрицаю возможность редкого использования вываренной кожи в качестве защиты на отдельные части тела, однако история (по крайней мере на данный момент) не предоставила нам доказательств сего. В основном она служила основой для бригандин и перчаток на ранних этапах средневековья. Настоящее широкое использование кожи было в таки мелочах, как ремни, кожаные кошели, ножны и т.п.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

P.s. спасибо всем подписчикам за поддержку! Оставляйте свои предложения в комментариях.

4)Собсно само бонус фото. Узнаёте помещение? Щит делал дед. Дед мой, поэтому ставлю тег моё.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Это оттого, что скорее всего ты с кожей не работал. Меж тем простейшие пропитки делают её жёсткой как фанера. Взять её в несколько слоёв - вот нагрудник и готов. Можно пробить копьём? Да можно, наверное, если со всей силы. А вот кинжал уже не пробьёт. И от чего потяжелее защитит. Хуже чем железяка? Да. И тяжелее. Но шанс выжить увеличивается? Да конечно.

Если не ошибаюсь доспехи из кожи использовал восток. В частности монголы:

"Основными материалами для их изготовления были железо и толстая кожа, отформованная и высушенная после снятия с туши, когда она приобретает жесткость дерева. Плано Карпини так описывает процесс ее приготовления: «Они берут ремни от быка или другого животного шириною в руку, заливают их смолою по три или по четыре. »(46). Эти «доспехи. из многослойной кожи. почти непробиваемые», «прочнее, чем из железа»(47). "

Кожаные кирасы что на фото - конечно бред, но ламелляры и чешуя думаю вполне имели место быть. Учитывая в каком состоянии находят копанину на 12-13 века (в основном богатые захоронения, они могли позволить себе что-то подороже кожи) - не удивительно что они не сохранились.

"В период династии Чжоу, сменившей в 1050 г. Шан, были установлены строгие ограничения для государственных служащих. В книге «Чжоу ли» впервые указана особая разновидность придворных оружейников хань-жэнь – «мастера, изготовлявшие защиту для тела воинов». Встречались также и другие инструкции, которым они должны были следовать при изготовлении защитных доспехов из кожи. В частности, отмечаются два вида доспехов: короткое одеяние, напоминавшее пальто (kia), и пластинчатые наборные доспехи из чешуек (kiai).

Обычно киа, которое изготавливали из кожи двурогого носорога, называлось си и состояло из семи слоев. Из кожи однорогого носорога делали одеяние, называвшееся се, оно состояло из шести слоев. Встречалась и третья разновидность, состоявшая из сочетания кожи двух типов, в ней было пять слоев."

Кожа соответствующей выделки и обработки отлично показывает себя в качестве легкой и прочной брони, опробовано. Исторические аналоги также имеют место быть. В сериалах показывают красивые финтифлюшки, да, но это определяется зрительским интересом (зрелищность должна быть на высоте, иначе никто не будет смотреть). Про бронелифчики "Игры престолов" вообще глупо рассуждать, вы бы ещё возмутились тем, что белые ходоки не имели исторических аналогов.

Оп-оп, некромант в треде!

Пришел с поста про рыцаря - и прям удивился пафосу с "разоблачением мифов". Взять ту же кожу - автор сначала говорит о том, что мол, нельзя все мерить одной меркой, рыцари были разные, броня была разная, а потом забывает сказать, что раннесредневековый рыцарь в кольчуге будет этой кольчугой защищён ненамного лучше, чем если бы он напялил кирасу из кожи. Потому что ланс или даже простое копьё пробивает и то и другое на раз два (точнее, кольчугу не пробивает конечно, но вминает в тебя так, что уже неважно чем тебя разорвало - остройй палкой или твоим же доспехом, в который воткнулась острая палка), а от режущих ударов во время боя эти штуки защищают примерно одинаково - потому что толстую кожу не так-то просто разрезать в общем-то. Даже саблей. Конечно остаются топоры и булавы, но опять же - топоры и булавы и рыцаря в кольчуге кончат.

Главная проблема с кожей не то, что она как-то "очень плохо защищает", а в том, что её практически невозможно ремонтировать, нужно менять. Но опять же, если взять чешуйчатый кожаный доспех, где в случае чего нужно менять только отдельные чешуйки.
И вот тут во весь рост встает экономика. Рыцарская армия среднего пошиба - это мало народу. Ну очень мало народу - даже не тысячами и иногда даже не сотнями исчисляемая. Один рыцарь - это очень и очень дорогой юнит. Даже кольчужная броня по своему времени - это чугунный мост по стоимости. Ну то есть в пересчете я видел сравнительные цифры типа "продать кольчугу - купить три деревни". Рыцарь же, таким образом, очень ценный профессиональный воин, который живет со своего оружия и доспеха. Но армия средневековья - отнюдь не только рыцари, там есть ещё и сиволапая пехота. А вот сиволапой пехоте никто кольчуг выдавать не будет - дорого слишком. С другой стороны замотать их в плотные шкуры или кожаные кирасы - почему нет? Это же дешевле гамбезона, тащемта (потому что гамбезон - сложная инженерная штука, которая требует много ступеней пройти, а шкуру срезал, выварил - и норм), а во вторйо бой этим крестьянам один фиг не идти.

Ну и да, насчет "не сохранилось" - а с чего бы ей сохраниться? Это плохой доспех, он плохо хранится в земле, его не будут снимать победители с трупа и тащить в своё логово, его не факт что сохранит в первозданном виде оригинальный владелец (потому что война один раз, а ремни, например, в хозяйстве точно пригодятся). Ничего удивительно, что их не находят - удивительтнее было бы если бы находили.

Я может не прав, но все же выскажу свои мысли.

1. Есть по соседству мясокомбинат и я знаком с несколькими работниками. Шкуры коров (не выделанные) - хрен разрежешь обычным ножом. Т.е. даже в природном состоянии это весьма неплохая дополнительная защита

2. В случае массовой мясозаготовки это побочный продукт, т.е. дешевый

3. Металлическая броня требует кузнеца с руками из плеч и достаточно дорогая.

Поэтому (опять же мое мнение) во время войн того времени кожаную броню использовали те, кто не мог себе позволить металлическую. Нищебрододы средних веков, скажем так. Соответственно и упоминаний в исторических летописях и бережно передаваемых из поколения в поколения доспехов и не должно было остаться

Пальцы Lindybeige я везде узнаю.

Иллюстрация к комментарию

Автору надо немного больше времени уделять чтению исторической литературы.
С 13-го века прекрасно известны кирасы из вываренной кожи, так называемые кюри.
В библии Мациевского такая кираса прекрасно изображена. Также встречается на надгробиях 13-го века (как минимум на одном точно).
К концу тринадцатого века также появились кожаные элементы защиты конечностей.
Однако все эти кожаные доспехи объеденяет то, что их носили только поверх кольчуги, для усиления защиты. Правда есть письменные свидетельства когда при внезапном нападении люди сражались только в кожаных кирасах, поскольку их быстрее всего можно одеть.
Есть версия что кожаные доспехи пришли в Европу с ближнего востока от Сельджуков, которые очень любили доспехи из кожи.
Они использовали как цельные кирасы из многослойных верблюжих шкур склееных вместе, так и ламмелярные доспехи из особого композита на основе кожи. Из него делали даже шлема!
Есть даже рецепт изготовления этих доспехов.

Cahen C. Un traite d’armurerie compose pour Saladin//Bulletin d’etudes orientales. T. XII. 1947-1948. P.138.

Отрывок V. Панцирь.
…. То, что касается панцирей (джавшан), они изготовляются персами, или из маленьких пластин железа, или из (пластин) из рога, или из (пластин) из кожи. […]
Казганд [….]
Описание способа (изготовления) панцирей и шлемов, которые не пробиваются стрелами и против которых наконечник копья и острие меча ничего не могут сделать.
Возьми обрезки кожи кимухт, размачивай их в воде, пока они не станут мягкими, растолки их тонко и измельчи их в дробилке; брось поверх примерно наполовину древесных стружек и холодного сапожного клея и наполовину также селезенки или крови, хорошо растертых; возьми тогда формочки из глины или дерева в пропорциях, которые ты хочешь придать пластинам панциря; положи их на стол и покрой каждую куском ткани или кожи, возьми немного опилок твердого (?) металла, обрезков кимухта, кишок и порошка из рога; положи все это в горшок, наполни его примерно наполовину рыбьим клеем и черным клеем и вари до размягчения. Тогда брось поверх примерно треть первой смеси, растолки ее тонко в каменной ступке и размельчай в дробилке, пока она не станет бурной (?) и вполне замешанной; тогда обмажь [пропитай] формочки, которые ты облицевал кожей и тканью, приведи их в достаточное состояние, поставь высохнуть, обмажь селезенкой, посыпь опилками из шабуркана, затем отшлифуй все это, отполируй, выровняй, [P. 139] отлакируй. Если ты желаешь его инкрустировать слоновой костью (?), пробить там отверстия, пока он еще мягкий, размести там деревянные стержни поперек (?) и, когда высохнет, просверли его и расставь их. Это орудие, которому ни оружие, ни стрелы ничем не смогут навредить.
Также ты изготовишь шлем, приспособив кожу к формочке и завершив изготовление его указанным выше способом, после чего ты его украсишь, отлакируешь, разукрасишь богато, позолотишь, отлакируешь лаком из фарака (?), в три «руки», по обычаю.
Другой способ изготовления панцирей, противостоящих мечам и стрелам.
Возьми шкуру верблюда, вымачивай ее в молоке и соде, пока не сойдет шерсть и пока кожа не побелеет; тогда вынимай, выкрой панцирь и отставь в сторону. Возьми стекла … (?), измельчи его в порошок, затем возьми опилок из исфадарийи (?), красной меди и наждака, каждого по одной части, обработай клеем и обмажь кожу, выкроенную одним слоем, двумя, тремя, четырьмя, высушивая каждый раз. Сделав это, украшай ее лакировкой, лакировкой раствором угодного тебе оттенка, золоти, лакируй по обычаю. Меч бесполезен против этого панциря.

masterok


Вопрос о кожаных доспехах на просторах интернета остается на протяжении многих лет одним из самых горячо обсуждаемых среди любителей истории и военного дела. Многие сограждане утверждают, что ничего подобного в действительности не существовало, другие говоря о том, что кожаная броня была, но не получила широкого распространения.

Как же на самом деле обстояли дела с этим деликатным вопросом и были ли места, где такие доспехи все-таки носили массово?

А была ли она вообще

Кожа - отличный материал. |Фото: deviantart.com.

Главная проблема кожаных доспехов в истории заключается в том, что до наших дней почти не сохранилось полных наборов такого обмундирования. Хуже всего дела обстоят в археологии, которая является одним из важнейших поставщиков исторических источников – материальных свидетельств о быте наших предков. Причина тому крайне проста – кожа является органикой, а потому крайне плохо сохраняется. В лучшем случае удается найти отдельные фрагменты. Куда чаще такие доспехи упоминаются в письменных источниках.

Какой она была почти не известно. |Фото: yandex.by.

В действительности кожаные доспехи человечество знало с незапамятных времен. Использовали их буквально во всех первых цивилизациях, начиная от Египта и заканчивая Китаем. Самый простой и хорошо знакомый всем еще со школьной скамьи пример – это греческие кожаные тораксы. Впрочем, применялась кожаная броня не только в античности, но и в Средневековье. Большой популярностью она пользовалась в Азии, в частности в уже упомянутом Китае, Индии и Монголии.

«Стальная шкура»

Главное, правильно приготовить. |Фото: access4you.ru.

Для многих будет открытием, однако несколько миллиметров правильно выделанной кожи по своим защитным качествам вполне сопоставимы со средствами защиты, выполненными из стали. Чаще всего для изготовления такой брони использовалась кожа буйволов. В Африке и на территории Малой Азии в ход также активно шла кожа верблюдов. В Азии помимо перечисленных применялась кожа слонов и носорогов. В Индии известны случаи применения дельфиньей шкуры для изготовления доспехов.

Серьезное производство. |Фото: ultra-leather.com.

Впрочем, важная была не столько сама кожа, сколько технология ее выделки и технология создания брони. Кожу нужно было выварить – сделав ее достаточно прочной и жесткой. После растительного дубления материал получался настолько прочным, что многие народы называли его «закаленной кожей» (по аналогии с металлами) или «литой кожей». Для повышения защитных качеств доспеха могла использоваться композитная технология. К вываренной коже добавлялся слой из рыхлой сыромятной кожи. Все это делало материал достаточно прочным, в том числе для эффективной защиты человека от режущих и колющих ударов.

Потерянные склады

Абсолютно не функциональна. |Фото: picgalleria.com.

И здесь у многих граждан должен возникнуть закономерный вопрос: если кожаная броня хотя бы приблизительно сопоставима по своим качествам со стальной, то почему она не получила столь же широкого распространения? На самом деле ответ на данный вопрос достаточно прост и состоит из нескольких частей.

Во-первых, вываренная кожа — прочный, но крайне не эргономичный материал. Работать с ней сложно, а кроме того, кожаная броня еще менее удобная, чем стальная. Делать в ней подвижные элементы, наподобие тех, что создавались в позднесредневековых латах, практически невозможно. Для античных греческих гоплитов, которые сражались в монолитной фаланге и по большей части стояли на месте и тыкали копьями, такое средство защиты было вполне подходящим. А вот для уже римских легионов, которые в силу специфики построения и тактики были обречены совершать куда более активные действия, кожаные доспехи оказались неподходящими.

Быстро портится. ¦Фото: nevsky-prezent.ru.

Во-вторых, кожа портится. Очень быстро портится. При регулярном натирании маслом, а также покрытием кожи дегтем или лаком, такая броня прослужит 5-8 лет. Кожу (в отличие от металла) нельзя вторично использовать в производстве. А самое главное, такую броню точно не передашь по наследству. Более того, кожаную броню, в отличие от металлических кольчуг, чешуи и пластинчатых доспехов, почти невозможно ремонтировать. Все это делает действительно массовое производство кожаной брони откровенно невыгодным делом с экономической точки зрения. Именно по этой причине кожа почти всегда использовалась в качестве дополнительного материала при производстве защитных средств, за вычетом нескольких специфических исключений в истории.

Как менялись средневековые доспехи: Почему кольчугу сменили кожанные, а потом и стальные латы



Эволюция средневековых доспехов представляет собой сложное сочетание технологических инноваций, социальных изменений и меняющейся символики, раскрывающей глубокие подводные течения средневековой истории. О том, как кольчугу сменила кожа, а кожу - стальные пластины – далее в статье.

Кольчуга

Слева направо: Кольчужная рубаха царя Имеретии Александра III (очень мелкие плоские клёпаные кольца, усиление массивными бляхами), середина XVII века. \ Крупный план.

Слева направо: Кольчужная рубаха царя Имеретии Александра III (очень мелкие плоские клёпаные кольца, усиление массивными бляхами), середина XVII века. \ Крупный план.

Кольчуга появилась в Центральной Европе железного века в первом тысячелетии до нашей эры, как изобретение хитрых кельтских кузнецов по металлу. Ранняя кольчуга, вероятнее всего, была сделана из бронзы, а позже из железа, и когда римляне-республиканцы столкнулись с кельтами в кольчугах в III веке до н.э., они бесстыдно украли эту идею. Римский (но на самом деле, кельтский) узор кольчуги получил широкое распространение по всей Европе: он состоял из чередующихся рядов круглых проволочных колец и штампованных плоских колец для экономии рабочей силы.

Слева направо: Кольчуга предводителя карпатских опришков Пынти Храброго, конец XVII века. \ Король Ричард Львиное Сердце. Длинная кольчуга, длиной порой до колен, с рукавами полной длины и разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня).

Слева направо: Кольчуга предводителя карпатских опришков Пынти Храброго, конец XVII века. \ Король Ричард Львиное Сердце. Длинная кольчуга, длиной порой до колен, с рукавами полной длины и разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня).

Как правило, кольчуга использовалась в основном в качестве доспехов для вспомогательных (не римских) войск, называемых федераты, а также для кавалерии. В отличие от римских пластинчатых доспехов, которые требовали крупномасштабного разделения труда в имперских мастерских, где работали рабы, кольчуга могла быть изготовлена в относительно небольших масштабах оружейником и горсткой подмастерьев. По мере того, как Римская империя росла до самых крайних пределов, римские военные губернаторы всё чаще и чаще использовали варварских федератов в качестве основных войск для охраны пограничных районов, и, таким образом, кольчуга более или менее полностью затмила пластинчатые доспехи в Поздней Римской империи.

Кольчуга XVI века. Кольца заклёпаны, показаны обе стороны плетения «4 в 1», когда каждое кольцо сцеплено с четырьмя соседними.

Кольчуга XVI века. Кольца заклёпаны, показаны обе стороны плетения «4 в 1», когда каждое кольцо сцеплено с четырьмя соседними.

С распадом Римской империи чрезвычайно взаимосвязанные торговые сети, которые позволяли изготавливать римские пластинчатые доспехи, были заменены гораздо более локализованным производством кольчуг для раннефеодальных элит. Тем не менее, римский стиль, характеризующийся чередованием круглых и плоских колец, оставался доминирующим. Сохранившаяся ранняя постримская кольчуга, скорее всего, была изготовлена вне римского влияния, но всё ещё имела явные римские стилистические признаки.

Слева направо: Кольчужный хауберк с длинными рукавами, прорисовка утраченного латунного брасса с надгробия Вильгельма Клитона из «Генеалогии графов Фландрских» Оливера де Врие (Брюгге, 1641 год). \ Хауберк с кольчужными чулками и сюрко, со снятым шлемом.

Слева направо: Кольчужный хауберк с длинными рукавами, прорисовка утраченного латунного брасса с надгробия Вильгельма Клитона из «Генеалогии графов Фландрских» Оливера де Врие (Брюгге, 1641 год). \ Хауберк с кольчужными чулками и сюрко, со снятым шлемом.

В этих раздробленных постримских государствах металлические доспехи представляли собой огромные затраты времени, усилий и материальных благ в обществах, которые вращались вокруг выплаты продовольственной ренты. Поскольку каждый шахтёр, слесарь, кузнец и подмастерье представляли собой ещё одну пару рук, которых нельзя было заставить работать в поле, костюм из тонкой кольчуги был огромным заявлением, кричащем о богатстве и отчаянии. Только самые богатые лорды могли снабдить своих слуг кольчугами. Судебные документы Карла Великого прекрасно иллюстрируют это – прокламации первого императора Священной Римской Империи наложили запрет на продажу брунии (кольчужных доспехов) иностранцам, а списки наследования показывают, что кольчуга часто передавалась из одного поколения в другое.

Римские доспехи. \ Фото: pinterest.se.

Следовательно, большинство раннесредневековых солдат были одеты в прочные местные ткани (обычно из льна и шерсти) и снабжены деревянным щитом, наиболее эффективной формой дешёвых средневековых доспехов, которые могли защитить своего владельца от бедра до шеи. Но даже обычные призывники были оснащены шлемами, которые на протяжении большей части раннего средневековья на большей части Европы соответствовали образцу шпангенхельма: каркасного шлема, с простой защитой носа, выступающей из полей, или без неё.

Эволюция доспехов

Слева направо: Воин Вашер , I век до н.э., статуя, изображающая романизированного галльского воина в кольчуге и кельтском торке на шее, с кельтским щитом. \ Клёпанная кольчуга и латный плащ зирах багтар, доспехи этого типа были введены в Индию при Великих Моголах.

Слева направо: Воин Вашер , I век до н.э., статуя, изображающая романизированного галльского воина в кольчуге и кельтском торке на шее, с кельтским щитом. \ Клёпанная кольчуга и латный плащ зирах багтар, доспехи этого типа были введены в Индию при Великих Моголах.

Относительная нехватка металлических средневековых доспехов начала меняться в эпоху Высокого средневековья, которая ознаменовалась появлением первых крупных объединённых государств после распада Римской империи, а также значительным демографическим бумом. Это позволило создать гораздо более крупные вооружённые силы, а также промышленную специализацию, необходимую для поддержки значительных операций по металлообработке.
Кольчужные доспехи расширились от бирни с короткими рукавами до талии раннего средневековья до кольчуги в полный рост, которая закрывала владельца от колена до запястья.

Стягивание кольчуг через голову с убитых и раненых после битвы при Гастингсе, гобелен из Байё. \ Фото: google.com.

На гобелене Байё чётко изображено значительное количество нормандских и саксонских войск в полных кольчугах, и современные исторические оценки показывают, что в битве при Гастингсе в 1066 году нашей эры участвовало до двадцати тысяч человек, облачённых в эти доспехи. В то время как подавляющее большинство солдат всё ещё были вооружены лишь прочной одеждой и деревянными щитами, количество войск, носящих эффективную металлическую броню на любом поле боя, исчислялось уже сотнями и даже тысячами, а не десятками.

Доспехи крестоносцев

Слева направо: Кираса крестоносца. \ Доспехи крестоносцев.

В период крестоносцев (1099-1291) кольчужные доспехи получили наибольшее развитие: кольчуга в полный рост была дополнена капюшоном, шоссами (леггинсами), сабатонами (покрытиями для ног) и митонами (рукавицами), изготовленными из кольчуги. Рыцари теперь часто носили большой шлем. Это были огромные стальные шлемы бочкообразной формы, которые надевались поверх слоёв кольчуги и металлической набивки, что обеспечивало отличную защиту, но было крайне неудобно.

Крестоносцы. \ Фото: pinterest.com.

Западные рыцари в Святой Земле также быстро перешли на местную одежду, чтобы избежать теплового удара, надев поверх доспехов струящиеся лёгкие ткани. Когда они вернулись на Запад, то сюркоты, привезённые из Святой Земли, положили начало моде носить яркую накидку с чьим-либо гербом.

Переходные доспехи

Слева направо: Рыцарь середины XIII века в представлении современного художника. \ «Татарское вооружение», иллюстрация из книги Теодора Шимана «Россия, Польша и Ливония до XVII века». 1886 год.

Слева направо: Рыцарь середины XIII века в представлении современного художника. \ «Татарское вооружение», иллюстрация из книги Теодора Шимана «Россия, Польша и Ливония до XVII века». 1886 год.

* Слева направо: Одет в полный кольчужный доспех, усиленный айлетами и латной защитой ног и предплечий. Поверх кольчуги носит сюрко. Перед нами самый первый этап в формировании так называемого «переходного» (от кольчуги к латам) доспеха, характерного для следующего, XIV века.

К концу эпохи Высокого Средневековья два фактора начали стимулировать эксперименты с новыми формами средневековых доспехов: растущая нехватка кольчуг и развитие сложных процессов производства железа. Эпоха Высокого Средневековья породила одно из самых мощных видов оружия, виденных на поле боя на сегодняшний день. Арбалеты, которые могли стрелять тяжёлыми колющими болтами, боевые молоты с остриями и копья с прочными острыми наконечниками, которыми владели всадники - всё это представляло реальную угрозу. Новое оружие могло пробивать, разрывать и раскалывать кольчугу.

Доменная печь на древесном угле в Даддоне, Камбрия, построенная в 1736 году. \ Фото: visitcumbria.com.

В то же время появление доменной технологии означало, что стало доступно гораздо большее количество чугуна и стали более стабильного качества, чем когда-либо прежде. Хотя доменные печи использовались в Китае с первого тысячелетия до н.э., их появление в Северной и Центральной Европе в XIII веке н.э., ознаменовало значительные изменения в производстве чёрных металлов и создало предпосылки для широкого использования стали в оружии, инструментах и доспехах позднего средневековья.

Битва при Висбю

Картина «Вальдемар Аттердаг собирает дань c жителей Висбю», Карл Густав Хелльквист. \ Фото: ashleylaurenmaidon.com.

Таким образом, оружейники, рыцари и солдаты начали экспериментировать с альтернативами кольчуги примерно в начале 1200-х годов нашей эры. Историки называют их переходными доспехами, поскольку они были частью экспериментального противостояния между кольчугой и пластинчатых доспехов.

Стена города Висбю у северных ворот, битва произошла в трёхста метрах от городских стен. \ Фото: discover.hubpages.com.

Плащ из пластин был создан путём пришивания или приклеивания металлических пластин к подкладке красочного сюркота рыцаря, предшественника позднесредневековой бронированной куртки бригантина (своего рода средневековый бронежилет). В битве при Висбю в 1361 году на шведском острове Готланд хорошо оснащенная датская армия разгромила отряд местных фермеров Готланда. Датские мертвецы были быстро похоронены в болотистой земле, одетые в ультрасовременные средневековые доспехи. Находки с поля битвы при Висбю относятся к числу наиболее хорошо сохранившихся доспехов переходного периода и включают в себя пластины, надетые поверх кольчуги с круглыми кольцами, и даже ранние примеры гораздо более эффективной кольчуги, изготовленной из штампованных стальных колец.

Шинная защита конечностей

Иллюстрация, взятая из гробницы Томаса Чейна, около 1368 года н.э.

Другие примеры доспехов переходного средневековья включают шинную защиту конечностей, которая была создана путём усиления жёсткой ткани или кожаной одежды стальными прутьями или полосами, которая зачастую использовалась с бригантиной защитой. Стоит также упомянуть и про кожаные доспехи. Средневековая кожа, как правило, была склонна к растрескиванию или гниению, и её было проблематично починить, дабы использовать в качестве износостойкой полевой брони. Поэтому кожа почти всегда использовалась только для второстепенных деталей, таких как ремни, шнурки, ножны для оружия и обувь.

Пластинчатые доспехи

Пластинчатые доспехи.

К концу XIV века средневековые пластинчатые доспехи стали производиться в больших масштабах впервые со времён Римской империи. Тот факт, что пластинчатые доспехи вновь появились в этот период, многое говорит о степени взаимосвязанных торговых сетей, которые требовались для производства этого вида доспехов. Это в свою очередь требовало значительного разделения труда и гораздо большей степени урбанизации, а также сильных и стабильных государств, которые могли гарантировать торговлю на большие расстояния.

Пластинчатые доспехи изначально не изготавливались в виде целых костюмов. Похоже, что оружейники начали изготавливать дешёвые нагрудники и шлемы, известные как чёрные доспехи, которые мог купить любой состоятельный горожанин, а также индивидуальные заказы на более качественные сияющие доспехи для аристократов и знати.

Готические перчатки, принадлежавшие императору Священной Римской империи Максимилиану I, XV век. \ Фото: twitter.com

В первые годы XV века возникла общеевропейская культура доспехов с различными школами средневековых доспехов. Это была не просто мода (хотя последние тенденции всегда вызывали бурные споры), это была своего рода философия дизайна, выдвинутая оружейниками. Рыцари начали сбрасывать свои яркие сюркоты, чтобы продемонстрировать сверкающие доспехи. Итальянский стиль пластинчатых доспехов охватывал широкие пространства полированной пластины с изогнутыми и округлыми формами для отражения ударов от тела, а также для лучшей защиты владельца на турнире или на поле.

Готические доспехи, с другой стороны, были острыми и угловатыми, создавая силуэт с узкой талией и используя фирменную технику рифления для гребня и укрепления пластины - полевые доспехи Максимилиана I конца XV века являются примером архетипической готической средневековой брони.

Иллюстрация Битва при Тьюксбери из Войны Алой и Белой розы. \ Фото: artofwargame.ru.

Пластинчатая броня произвела революцию в военном деле. Теперь на поле боя доминировало небольшое (но все более многочисленное) количество верховых элит в тяжёлой броне, остановить которых было практически невозможно. Мечи, копья и большинство других видов обычного пехотного оружия были более или менее бесполезны против рыцаря в полной броне.

Плохо вооружённые войска могли сокрушить одинокого рыцаря огромным численным превосходством, стаскивая его с лошади, прижимая к земле и используя ножи, чтобы проникнуть в их слабые места, в подмышку или пах, но это не всегда было возможно. Всё это привело к очередному витку инноваций в военном деле. Одни мечи стали уже и длиннее, напоминая огромные иглы, используемые для поиска уязвимостей. Другие в свою очередь стали невероятно большими, как немецкий Цвайхендер, благодаря которому можно было с лёгкостью снести рыцаря, закованного в доспехи с лошади прямо на скаку.

Средневековые доспехи. \ Фото: google.com.

Специальное оружие для защиты от брони, такое как алебарда, также сыграло на руку тем, кто всячески пытался бороться с бронёй. К XVI веку оружейники начали массово производить боевую броню, дешёвые и эффективные шарнирные полубронированные костюмы для пехоты, которые можно было использовать для мгновенного снаряжения городского ополчения или роты наёмников. И, конечно же, огнестрельное оружие, которое в конечном счёте привело к гибели средневековых доспехов на основе пластин, начало широко применяться с XVI века и далее.

Ирония заключается в том, что точно так же, как пластинчатые доспехи достигали своего зенита в эпоху Возрождения, их фактическое использование в полевых условиях становилось устаревшим. Тактика лёгкой кавалерии и растущее распространение огнестрельного оружия означали, что тяжёлые всадники в сияющих доспехах становились всё более анахронизмом, возвращением к воображаемому феодальному прошлому рыцарства и чести на поле боя.

Доспехи Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда, конец XVI века. \ Фото: metmuseum.org.

Многое из того, что мы считаем средневековыми доспехами, было изобретено в самом конце эпохи Позднего Средневековья, когда аристократы создавали своё наследие на турнирном поле в доспехах, которые были впечатляющими, но совершенно непрактичными для реального военного использования. Некоторые примеры пластинчатой брони XVI века демонстрируют попытки защиты от пуль с дополнительными слоями и сменными пластинами повышенной толщины, но в конечном итоге они оказались тщетными. К середине XVII века пластинчатые доспехи были в основном полностью церемониальными, причём все лёгкие войска практически полностью отказались от пластинчатых доспехов, а нагрудники сохранились только в небольших подразделениях лёгкой кавалерии. Таким образом эпоха средневековых доспехов подошла к концу.

В продолжение темы, читайте также о том, как и когда появились первое огнестрельное оружие , и какой эволюционный путь оно прошло.

Читайте также: