Доспехи из металлических пластин

Обновлено: 18.05.2024

В Средние века доспехи делались, как правило, из железа и стали. Они подразделялись на два основных типа — кольчуги и панцири. Кольчуги плелись из проволочных колец и по своей форме повторяли одежду. Панцири состояли из скрепленных между собой металлических пластин, которым придавалась форма, отвечавшая строению тела человека; пластины соединялись клепкой и ремнями.

Производство кольчуги было довольно сложным. Железная проволока протягивалась последовательно сквозь отверстия стальной волочильной доски до достижения нужного диаметра и затем плотно наматывалась на круглый штырь, так что получалось подобие спирали или пружины, которая затем разрезалась вдоль. Таким образом мастер получал множество более или менее одинаковых колец и сплетал их вместе, продевая одно сквозь другое, иногда с помощью пробойника. Затем требовалось надежно скрепить между собой концы каждого кольца, чтобы обеспечить кольчуге необходимую прочность. Для этого оба края кольца расплющивались стальными чеканами, и кольцо сжималось так, чтобы плоские концы зашли один за другой; сквозь них пробивалось отверстие, после чего кольцо заклепывалось. Так соединялось множество колец, образуя кольчугу нужного вида и размера.

В процессе протяжки через волочильную доску и обработки молотком в проволоке возникало внутреннее напряжение металла (гарт), отчего она становилась твердой и хрупкой и могла треснуть. Для воссоздания внутренней структуры металла («отпуска») проволоку отжигали, после чего она становилась достаточно мягкой, и ее можно было без особого труда обрабатывать вручную. На гравюрах того времени видно, что мастер-кольчужник работает голыми руками, то есть явно с холодным металлом.

Таков был общий принцип, а на практике производилось множество вариантов кольчуг, порой значительно отличавшихся друг от друга. Например, в некоторых кольчугах, чаще всего индийской работы, края колец не склепывались, а просто сжимались встык. Иногда для украшения кольчуг в них вплетались звенья из бронзы и латуни, составляя узоры разной степени сложности; для повышения прочности к кольчугам крепились железные пластины. Известны турецкие и египетские кольчуги XV века, на каждом звене которых выбиты рельефные надписи на арабском.

Изготовление доспехов, состоящих полностью из стальных пластин, началось в XIV веке. В то время в Европе возник целый ряд центров по их производству, из которых самыми знаменитыми были Милан, Аугсбург и Нюрнберг. Сделанные в них доспехи развозились по всем странам Европы.

Изготовление доспехов начиналось с подготовки стальных пластин, из которых мастер делал заготовки. Материалом для них обычно служили прямоугольные железные чушки, и первым этапом работы была их расковка в пластины нужной толщины — либо вручную, либо с помощью механического молота, приводимого в движение силой воды. По мере роста спроса на доспехи в крупных центрах металлообработки, таких как Инсбрук, начиная с XV века стали производить заготовки для панцирей — готовые стальные пластины, и мастера получили возможность использовать их в работе.

Полный комплект доспехов состоял из множества пластин, тщательно подогнанных под фигуру заказчика и соединенных шарнирами, заклепками и ремнями. Пластины формовали, расколачивая их на специальных фигурных наковальнях молотами разной формы, с обязательным регулярным отжигом. Мастер должен был обладать большим искусством, чтобы сделать пластину достаточно толстой в тех местах, где она обеспечивала защиту воина, и тонкой, где это было допустимо (обычно по краям пластин), для уменьшения веса доспехов. Шлемы выколачивались из плоских листов на наковальне. Когда шлем и нагрудник приобретали нужную форму в ходе выколотки, их края загибали, накручивая на проволоку. Очевидно, для этого использовался специальный зажим или тиски, обеспечивавшие ровную гибку металла.

Наиболее сложны в изготовлении были ножные латы — прежде всего потому, что они состояли из множества частей сложной формы, которая достигалась гибкой и выколоткой. Подвижные соединения ножных лат, обеспечивавшие воину свободу перемещений, делались из узких стальных полос, подогнанных так, что при движении они входили одна в другую или, наоборот, раздвигались, как составные части веера или подзорной трубы. Эти полосы, или пластины, крепились заклепками к несущей вертикальной полосе из кожи, которая размещалась внутри конструкции. Такого рода сочленения позволяли согнуть колено, ногу у щиколотки и локоть.

Очень часто поверхность лат покрывалась украшениями, требовавшими долгой и кропотливой работы. В XV веке декор доспехов обычно сводился лишь к выпуклым полосам, наносившимся чеканкой, и частичному золочению в готическом стиле. Однако, по мере того как доспехи все более превращались в парадную форму одежды, а их защитная функция становилась все менее востребованной, стали применяться все более изощренные методы украшения. Например, вся поверхность доспехов могла оксидироваться прокаливанием на огне или химической обработкой, что придавало ей блеск и переливчатую синюю окраску. Орнамент на доспехах, обычно в виде широких узорных полос, мог наноситься травлением (химический процесс с использованием кислот) либо обильным золочением; кожаные детали отделывались бархатом. В XVI веке парадные доспехи инкрустировались серебром. До наших дней сохранились части одного парадного комплекта, сделанные из золота и покрытые эмалью.

П опулярны были также облегченные виды доспехов, в которых защитные стальные пластины крепились на основу из ткани. Один из наиболее известных видов такого рода защиты назывался бригандиной и представлял собой короткую куртку, чаще всего без рукавов, из ткани (холста или сукна) или кожи, покрытую небольшими, находящими друг на друга, железными пластинами. Крепились пластины к матерчатой основе заклепками и часто лудились для защиты от коррозии.

Выделка холодного оружия — мечей, сабель, кинжалов — составляла особую часть кузнечного ремесла, возможно, самую почетную, с большим количеством ремесленных секретов. В средневековой Европе в производстве холодного оружия принимал участие целый ряд мастеров, специализировавшихся на какой-либо операции: один — ковал клинок, мастера- шлифовальщики его доводили и полировали, часто еще один мастер делал рукоять, другой — ножны. Когда изделие было готово, его передавали для продажи торговцу.

Материалом для клинка была заготовка из сплава стали и железа. Такой состав сплава придавал клинку необходимые качества — твердость и одновременно гибкость. Клинки имели разную форму: от коротких с односторонним лезвием, предназначавшихся для охоты, до длинных и узких обоюдоострых боевых. На первом этапе работы заготовку расковывали примерно до нужной длины и придавали ей форму хвостовыми молотами.

На большинстве клинков имеется продольное углубление, идущее до рукояти. Его можно сформовать ковкой или выбить чеканом; ^немецкие мастера разработали особую технологию, позволявшую получать клинки нужного профиля механическим способом, прокатывая их через стальные вальцы.

После предварительной шлифовки клинок нагревали до определенной температуры, определяя ее по цвету раскаленного металла, и затем остужали в масле. После клинок вновь нагревали,

но уже до более низкой температуры, выдерживали в свинцовой бане и давали остыть для уменьшения внутреннего напряжения металла. Затем к клинку приделывался хвостовик — короткий выступ, на котором крепилась рукоять; его или приваривали к клинку, или формовали из его оконечности.

Теперь клинок был готов для окончательной шлифовки и полировки. Это делалось на шлифовальных кругах, соединенных приводными ремнями с колесом, вращавшимся силой водного потока. Рабочий обычно лежал на скамейке позади колеса, удерживая обернутый тряпкой клинок под нужным углом к поверхности колеса. Таким образом клинок последовательно шлифовался на кругах со все более тонким зерном, и в завершение полировался до зеркального блеска. Иногда клинок после этого подвергался травлению кислотой или золочению. Легкий голубой оттенок на некоторых клинках, вероятно, появлялся благодаря особой обработке химическим способом или выдерживанию в свинцовой бане.

Некоторые виды холодного оружия (в первую очередь это относится к шпагам) воспринимались, прежде всего, как парадные и служили декоративным дополнением к костюму. Они украшались соответственно. Самой красивой их частью был эфес. Эфесы отливали из драгоценных металлов, причем каждый элемент отливался отдельно, в особой форме. Эфес типичной декорированной шпаги XVII—XVIII веков состоял из гарды, чашки, поперечины и деревянной рукояти, обмотанной проволокой. Если детали эфеса делались из драгоценных металлов или латуни, их отливали в формах, состоявших из двух половин. После отливки

эфесы практически всегда обрабатывались напильниками и резцами; поверхность, предназначенная для нанесения узора, матировалась специальным чеканом. Изучая отлитые из латуни эфесы, можно заметить, что одна и та же форма использовалась неоднократно, вплоть до полного износа, следы которого видны на некоторых из них.

Некоторые прекрасные эфесы сделаны из железа и стали. Скорее всего, обработка напильником, резцами и пробойником производилась на мягком железе, которое по завершении обработки прокаливали с углем для превращения железа в сталь. При нанесении ажурных насечных узоров и декора мастер должен был работать осторожно, чтобы украшение не пошло во вред функциональному назначению шпаги. Поэтому декор оружия обычно ограничивался неглубокой узорной резьбой, а более глубокую насечку наносили лишь на самые крупные детали эфеса.

До нас дошло очень небольшое число шпаг с эфесами из золота. Самые ранние из них хранятся в королевских арсеналах в Дрездене и Вене. Их обычно отливали и затем обрабатывали резцами; некоторые украшались эмалью и драгоценными камнями. Если использовались такие материалы, как фарфор или черепаший панцирь, украшением эфесов занимался ювелир. Из сохранившихся серебряных эфесов часть имеет гладкую поверхность, другие же покрыты рельефными или ажурными узорами в стиле рококо.

В конце XVIII века возникла мода на эфесы из блестящей полированной стали, украшенные заклепками с граненой шляпкой. Их делали в мастерской Мэттью Боултона в Бирлингеме, в Англии. Но самые изысканные и сложные стальные эфесы делали скульпторы и медальеры; некоторые из них, например Готфрид Лейгебе, скульптор, медальер и чеканщик монет курфюрста Саксонии, подписывали свои работы.

Многие эфесы украшались накладными деталями и инкрустацией. Из самых распространенных видов накладных декоративных элементов можно назвать серебряные листы с гравировкой; из наиболее популярных видов инкрустации — технику, известную в Европе как damascening. Этот термин объединял две различные техники инкрустации стали драгоценными металлами. В первой из них узор для последующей инкрустации вырезался на поверхности стали штихелем особой формы, который оставлял в металле рез с сечением, напоминающим ласточкин хвост (расширявшийся по мере углубления в толщу металла). В этот рез помещали золотую или серебряную проволоку и вколачивали ее так, что она принимала форму реза и прочно удерживалась в нем. В некоторых случаях проволока рельефно выступала над поверхностью металла; иногда ее вколачивали в рез заподлицо. В завершении процесса проволока окончательно отделывалась и полировалась. Такая инкрустация была прочной и долговечной, но очень дорогостоящей, так как для нее требовалось немалое мастерство гравера и значительное количество драгоценного металла. Поэтому эфесы, украшенные в такой технике, встречаются очень редко.

Гораздо более распространена была относительно простая техника всечки. В этом случае стальную поверхность сначала воронили обжигом или химическим способом, затем на участке, предназначенном для всечки, острым штихелем наносили тонкие и глубокие пересекающиеся линии. К обработанной таким образом поверхности прикрепляли тонкую проволоку либо тонко раскатанные листочки из золота или серебра, которые удерживались благодаря сцеплению мягкого драгоценного металла с насечками на стали. Затем изделие полировали. Хотя для этой техники требовалось меньше инкрустирующего металла, она имела существенный недостаток — нанесенный таким образом металл легко изнашивался и повреждался.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 76 (май 2010), стр.76

Русский кольчато-пластинчатый доспех

В XV‒XVI веках русский защитный доспех претерпел значительные изменения. Они связаны с широким распространением кольчато-пластинчатых доспехов, которые серьёзно потеснили кольчугу в качестве основного защитного вооружения. Важнейшим фактором, повлиявшим на трансформацию доспехов, стала ориентализация военного дела. Свою роль сыграла и насущная необходимость обеспечить эффективную защиту от стрельбы степных лучников — и в то же время сохранить подвижность и гибкость сочленений доспеха.

Разновидности кольчато-пластинчатого доспеха

Кольчато-пластинчатые доспехи представляют собой разновидность корпусной защиты, состоящей из металлических пластин, соединённых друг с другом при помощи вставок из кольчужных звеньев. Такой доспех совмещал высокую прочность пластинчатого бронирования с гибкостью и подвижностью, которые могут обеспечить кольчужные сочленения. С равной степенью эффективности он спасал воина и от укола стрелы, и от удара сабли. Чтобы его пробить, приходилось использовать чекан, кончар или пику с гранёным наконечником. Часто корпусный доспех дополнялся кольчужной бармицей, рукавами и подолом или же носился поверх мягкого тегиляя.

​Знатный воин в бехтерце, начало XVI века. Реконструкция М.В. Горелика - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Знатный воин в бехтерце, начало XVI века. Реконструкция М.В. Горелика

Впервые конструкция кольчато-пластинчатого доспеха, по предположению М.В. Горелика, появилась в конце XIV века на Ближнем Востоке. Оттуда в следующем столетии она распространилась на Среднюю Азию, а затем через Золотую Орду — на территорию Московской Руси и Великого княжества Литовского. Траекторию этого заимствования можно проследить на примере названий, под которыми кольчато-пластинчатые доспехи упоминаются в документах. Все они имеют среднеазиатское, персидско-татарское происхождение.

Существовало несколько видов кольчато-пластинчатых доспехов, различавшихся кроем, количеством и размером металлических пластин, способом их вплетения в кольчужное полотно. Чаще всего к ним относятся бехтерцы, юшманы и калантари.

Бехтерец

Наиболее известным типом кольчато-пластинчатого доспеха был бехтерец. Это название происходит от монгольского слова бэктер — «панцирь» или «кольчуга», которое, в свою очередь, возможно, происходит от персидского слова бегтер с тем же значением. Как сам доспех, так и его название пришли на Русь из Средней Азии в XV веке. Первое документальное упоминание бехтерца встречается в духовной грамоте Григория Дмитриевича Русинова, датированной 1521–1522 годами: «…А со мною на службе доспеху шолом шамахеиской да бехтерец…».

​Русский бехтерец, начало XVII века. Музей Войска польского в Варшаве - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Русский бехтерец, начало XVII века. Музей Войска польского в Варшаве

Однако нет сомнения, что к названному времени этот тип доспеха был уже хорошо известен. Например, в 1486 году московский посол при дворе миланского герцога Георг Перкамота сообщал, что воины Ивана III во время войны пользуются «лёгкими панцирями (corazzina), какие употребляют мамелюки султана». Автор в оригинале пользуется термином «пластинчатый», однако, по мнению А.Н. Кирпичникова, речь здесь скорее идёт о кольчато-пластинчатом доспехе, широко распространённом в то время среди турецких всадников. Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в царствование Василия III, описывал вооружение русских всадников следующим образом: «Некоторые имеют кольчатый панцирь и нагрудный доспех (Brustharnist), состоящий из соединённых вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи». В доспехах такого рода изображены воины московской конницы на картине «Битва под Оршей» 1520-х годов. В Боярской книге 1555–1556 годов, десятнях XVI века и других документах поместной службы бехтерец упомянут 36 раз. Он является третьим по распространённости видом доспехов московского поместного войска.

Бехтерец XVI–XVII веков изготавливался из мелких прямоугольных пластин, соединённых кольцами с двух коротких боковых сторон и собранных вертикальными рядами с двойным или даже тройным нахлёстом пластин друг на друга. Кольца продевались с боков бахтерных пластин: одно кольцо в две пластины при двойном и в три — при тройном нахлёсте. Количество пластин, использовавшихся для изготовления доспеха, могло доходить до 1 500. Наиболее популярными были бехтерцы с 3–9 рядами пластин на груди и спине и кольчужными рукавами, боками и подолом. Кольчужные перемычки между бахтерными рядами состояли из трёх рядов колец. Иногда для усиления перемычки средний ряд колец дублировался ещё одним кольцом.

​Плетение бехтерца с двойным и тройным нахлёстом пластин - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Плетение бехтерца с двойным и тройным нахлёстом пластин

Бехтерец имел вид куртки без ворота и без рукавов, с застёжками на плечах и правом или левом боку. На Востоке его часто делали приталенным, используя зауженные пластинки в центральных и боковых рядах. Кроме того, его могли снабжать рукавами и кольчато-пластинчатым подолом. Из-за жёсткой системы крепления вертикальных рядов пластин бехтерец несколько проигрывал кольчуге в гибкости, но превосходил её по прочности. Дополнительным плюсом было то, что на его производство уходило почти вдвое меньше времени, чем на изготовление кольчуги.

В Оружейной палате хранятся четыре экземпляра этого вида доспеха. Наиболее интересен бехтерец работы мастера Кононова, изготовленный в 1620 году для царя Михаила Романова. Грудь доспеха состоит из пяти рядов мелких пластинок (по 102 в каждом), спина — из семи рядов, правый бок — из двух, левый — из трёх рядов с расчётом, что третий ряд будет закрываться при застёгивании доспеха. В каждом боковом ряду по 57 пластинок. Всего в доспехе 1 509 пластинок. Они изготовлены из сталистого железа. Ширина почти всех пластинок одинаковая — 15 мм, толщина — 1 мм, длина различна в каждом ряду: в плечах пластинки длиннее, в талии — короче. Каждая пластинка выпукло-вогнутая, вычеканена специальным чеканом, следы которого ясно видны с внутренней стороны. К верхним пластинкам груди и спины прикреплены петли и ремни, при помощи которых доспех закрепляли на плечах. Пластинки доспеха с наружной стороны украшены золотом. Длина бехтерца работы Кононова 66 см, ширина — 55 см, вес — 12 кг. Доспех, поражающий своей красотой и изяществом отделки, в описи 1687 года оценён в 1 000 рублей.

​Бехтерец работы мастера Кононова. Оружейная палата Московского Кремля - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Бехтерец работы мастера Кононова. Оружейная палата Московского Кремля

Юшман

Название «юшман» происходит от персидского названия наборного панциря джоу-шен, передававшегося татарами как юшан или юмшан. Нынешняя форма написания утвердилась в историографии лишь в XIX веке. Как и бехтерец, этот тип доспеха первоначально появился на территории Средней Азии или Ирана, а оттуда проник в Турцию и Россию. Впервые юшман упоминается в Духовной грамоте Григория Васильевича Жукова-Оплечуева 1540–1541 годов: «Да дал есми зятю своему Ивану Ондрееву сыну Мечева коню солов да юмшан».

Внешне юшман несколько напоминал бехтерец: его также кроили в форме куртки, часто при этом снабжая воротом, короткими рукавами и подолом. Большинство юшманов имели осевой вертикальный разрез и застёгивались на груди как кафтан. Главной особенностью этого типа доспехов был более крупный размер передних пластин, соединявшихся друг с другом, как и у бехтерца, в вертикальные ряды внахлёст при помощи кольчужных вставок. Для застёгивания доспеха к нагрудным пластинам прикреплялись крючки и пряжки. Для спинной части использовались пластины меньшего размера, но в большем числе. Боковые ряды юшманов могли состоять из одного, двух, иногда из трёх рядов, имевших скошенные и приталенные верхние пластины. На один доспех уходило около 100 пластин, в то время как в бехтерце их число достигало полутора тысяч. Впрочем, документы различают в юшманах «доски широкие» и «доски мелкие», что предполагает наличие мелкопластинчатых доспехов, сходных с бехтерцом.

​Московский юшман XVII века из музея «Коломенское», Москва - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Московский юшман XVII века из музея «Коломенское», Москва

Гибкость юшмана в сравнении с кольчугой была ещё ниже, чем у бехтерца. При этом его было труднее прогнуть тяжёлым ударом, ломающим кости. Несколько уступая бехтерцу по защитным свойствам, юшман в то же время был ещё менее трудоёмким в изготовлении. Его носили как самостоятельно, так и поверх кольчуги. Крупные пластины доспеха позволяли мастеру проявить свою фантазию при декоративной отделке.

Юшман не так уж часто упоминается в документах в сравнении с гораздо более широко представленным бехтерцом или кольчужным доспехом. Эта редкость контрастирует с большим числом имеющихся археологических находок юшманов, дошедших до нашего времени. Сегодня в Оружейной палате находятся три юшмана работы восточных оружейников.

Доспех царя Михаила Романова наиболее характерен для этого типа. Грудная часть включает три ряда пластин: в двух рядах — по шесть, а в третьем — восемь более мелких пластин. Спинная часть включает три ряда, в каждом по 18 пластин. На боках — по три ряда: в средних рядах по три пластины, а в крайних — по пять. Всего в доспехе насчитывается 106 пластин. Они изготовлены из стали, украшены богатой золотой насечкой, на некоторых едва заметны арабские надписи. Длина юшмана — 75 см, ширина в подоле — 50 см, вес — 14,7 кг.

​Турецкий юшман XVI века. Арсенал, Стокгольм - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Турецкий юшман XVI века. Арсенал, Стокгольм

Калантарь

Происхождение термина «калантарь» остаётся неизвестным. Исследователи обычно также относят его к числу восточных заимствований из татарского или персидского языков. Согласно предположению О.В. Шиндлера, он может происходить из персидского калантар — «старейшина племени», «предводитель», «старшина».

Первое упоминание о калантаре встречается в Кирилло-Белозерском списке «Задонщины», датируемом 1470-ми годами: «Кони ржуть на Москве, бубны бьють на Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенить слава по всей земли русськой, чюдно стязи стоять у Дону великого (…) светяться калантыри злачены». Иван Грозный носил калантарь во время Казанского похода 1552 года: «И стояше весь вооружен во златыя броня, в рекомый калантырь, и готов на подвиг».

​Калантарь турецкой работы. Музей армии, Париж - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Калантарь турецкой работы. Музей армии, Париж

Описание калантаря, сохранившееся в описи Оружейной палаты 1687 года, говорит о его сходстве с юшманом: «Калантарь стальной, доски прорезныя, пряжи и наконечники и гвоздья железные золочены, застежки тесьма шелк зелен, червчат с золотом». Главное отличие между этими видами доспехов состоит в технике вплетения стальных пластин в кольчужное полотно. В бехтерцах и юшманах пластины находили одна на другую, образуя вертикальные ряды. В калантаре пластины вплетались в кольчужное полотно со всех четырёх сторон, имея вдоль каждого своего края отверстия для продевания колец.

По этому признаку О.В. Шиндлеру удалось распознать калантарь в доспехе, хранящемся в Государственном историческом музее в Москве под инвентарным № 68257. Доспех состоит из 54 квадратных пластинок, собранных на кольчужные кольца. У калантаря имеются кольчатые воротник, подол и рукава. С этим доспехом схож другой доспех турецкой работы, экспонирующийся сегодня в Музее армии в Париже.

Железная одежда римских солдат

Благодаря своей правильной организации, военной выучке и прекрасному снаряжению римская армия создавала в глазах противника впечатление непреодолимой мощи. Все солдаты на поле боя носили щит, шлем и доспех, защищавшие от любого метательного, колющего или рубящего оружия противника. Доспехи внушали солдатам ощущение собственной неуязвимости на поле боя и тем самым побуждали их к более смелым и активным действиям. Наиболее известной разновидностью доспехов являлась лорика сегментата. Попробуем разобраться, как выглядел этот пластинчатый доспех, основываясь на изображениях Колонны Траяна и археологических находках.

Терминология

Широко известный сегодня термин лорика (lorica) происходит из латыни и в самом общем смысле обозначает защитный доспех — безотносительно его устройства или способа ношения. Римский антиквар и грамматик Марк Терренций Варрон, объясняя происхождение и значение этого термина, выводит слово lorica из lorum — «ремень». К этому выводу он приходит,

«поскольку её делали для защиты груди из кожаных ремней. После того, как в обиход был введён галльский панцирь, так же стала называться рубаха из железных колец».

Как видно из этого объяснения, под лорикой Варрон прежде всего понимает кольчугу. В этом отношении ему вторит ещё один грамматик — Исидор Севильский:

«Доспех (lorica) так назван, поскольку не имеет ремня (lorum) и состоит лишь из сцепленных одно с другим железных колец».

Из других источников известны описания лорики из пригнанных друг к другу пластин (lamina) или чешуй (squama), которые носили как сами римляне или их союзники, так и их противники. Тацит противопоставляет тяжёлые пластинчатые доспехи сарматов, «которые у них носят все вожди и знать», лёгким, не сковывающим движение кольчугам (lorica) римлян. Наконец, упоминания о статуях императоров, облачённых в доспехи (statua loricata), судя по виду этих статуй, подразумевают в данном случае цельнометаллические доспехи.

Поскольку римские источники редко различали конкретные разновидности доспеха, современная оружиеведческая терминология имеет несколько искусственный характер и преимущественно восходит к университетской латыни XVII–XVIII веков. По способу бронирования и форме элементов брони различают кольчуги (lorica hamata), чешуйчатые панцири (lorica squamata), ламеллярные доспехи (lorica lamellata), а также пластинчатые сегментированные доспехи (lorica segmentata), о которых и пойдёт далее речь.


Как и другие вышеперечисленные названия, термин lorica segmentata является современным неологизмом — в античных источниках он не встречается. О том, как называли этот доспех сами римляне и называли ли как-либо вообще, мы не имеем ни малейшего представления. Тем не менее сегодня термин lorica segmentata имеет определённую традицию использования, он принят не только в академической среде, но и среди многочисленных реконструкторов, воспроизводящих облик римской армии императорского времени. Поэтому, несмотря на всю его условность, мы также будем пользоваться этим термином в дальнейшем за неимением лучшего.

Римские легионеры на Колонне Траяна

На протяжении последних 300 лет лорика являлась наиболее узнаваемым доспехом римской армии. Своей славой она обязана прежде всего изображениям на Колонне Траяна, воздвигнутой в 112 году в Риме в ознаменование победы над Дакией. Рельефный фриз Колонны воспроизводит историю Дакийской войны и включает почти 2000 человеческих фигур, изображающих римских солдат, их союзников, а также моряков, обозных слуг и варваров. Римские легионеры (622 фигуры) изображены единообразно облачёнными в лорики, в то время как солдаты вспомогательных когорт (461 фигура) и всадники (82 фигуры) обычно носят кольчугу или чешуйчатый доспех.

Это неравномерное распределение вооружения породило в литературе множество разнообразных спекуляций, которые проникли в живопись и кинематограф. Здесь, в свою очередь, возникли новые мифы, которые продолжают оказывать обратное влияние на массовую культуру. К примеру, создатели эпического «Гладиатора» (1999), несмотря на весьма условный реализм показанного на экране оружия и доспехов, постарались всё же сохранить это различие между легионерами и ауксилариями: первые все как один изображены носящими лорики, а вторые показаны носящими кольчуги.

Исследователи, специально изучавшие этот вопрос, неизменно подчёркивают, что изображения на рельефах Колонны являются произведением искусства, содержание которого в первую очередь определяли каноны жанра. Та степень единообразия военного снаряжения, которую мы видим на этом памятнике, является художественной условностью. В действительности снаряжение солдат римской армии в это время отличалось большим разнообразием. Например, на рельефах современного Колонне памятника — монументального Трофея Траяна из Адамклисси — римские легионеры в большинстве своём носят кольчугу и чешуйчатый доспех, а не лорику. Ту же вариативность военного снаряжения мы видим на рельефах Колонны Антонина, воздвигнутой в Риме между 176 и 192 годами в честь побед, одержанных императором Марком Аврелием в ходе Маркоманнской войны 166–180 годов. Наконец, остатки пластин и элементов крепления лорики в немалом числе обнаруживаются при раскопках укреплений, занятых солдатами вспомогательных отрядов. Эти находки свидетельствуют о том, что служившие в римской армии ауксилиарии носили лорику точно так же, как легионеры носили кольчугу и чешуйчатые доспехи.

Первые реконструкции

В конце XV века появились первые рисунки отдельных сцен рельефного фриза Колонны Траяна, а в 1576 году Франческо Вильямена опубликовал набор из 130 гравюр, воспроизводивших его целиком. Эти гравюры положили начало дальнейшим изображениям римских воинов на книжных иллюстрациях или художественных полотнах XVII–XIX веков, которые представляли сцены из Священного писания или сюжеты из входившей в моду античной истории. Создававшие их художники обычно имели весьма смутное представление об устройстве доспеха и заботились скорее о воспроизводстве его внешней формы. Большинство изображений того времени представляют римский доспех как нечто, состоявшее из нескольких рядов горизонтальных пластин, которые опоясывали тело воина, и вертикальных пластин, проходивших над плечами.

Вопрос о том, как в действительности был устроен доспех и как друг с другом соединялись пластины, впервые возник у музейщиков, которые в последней четверти XIX века стали украшать экспозиции манекенами воинов в натуральный рост. Чтобы надеть на манекен «римский доспех», его сперва приходилось изготовить, а это ставило перед специалистами чисто технические вопросы о его устройстве.

Одну из первых попыток такого рода реконструкции предпринял отставной лейтенант армии Вюртемберга Карл Гимбель. Он долгие годы посвятил изготовлению манекенов, облачённых в доспехи воинов, начиная с эпохи античности и до позднего средневековья. По итогам своих трудов он в 1902 году опубликовал целый альбом фотографий, почётное место в котором занимал римский легионер в пластинчатом панцире. Главным источником для Гимбеля, как и для его предшественников, являлись изображения с Колонны Траяна, которые он дополнил рядом известных к тому времени археологических находок. Автор реконструкции полагал, что металлические пластины нашивались на кожаную основу, имевшую форму жилета. Доспех состоял из двух боковых секций, соединявшихся сзади при помощи шарниров. Воин надевал его, просунув руки в боковые вырезы, а затем застёгивал доспех спереди ремнями и пряжками. В свете более поздних открытий это предположение оказалось не таким уж далёким от истины, однако Гимбелю явно не хватало археологического материала, чтобы понять, как в действительности была устроена система крепления отдельных частей доспеха.

Лорика из Корбриджа

Важнейшим ключом к достоверной реконструкции римского доспеха стала находка, сделанная Чарльзом Дэниелсом в Корбридже. Когда-то здесь находился римский форт Корстопитум, в котором в качестве гарнизона размещалась ala Gallorum Petriana. Около 105 года жившие в северной части острова варварские племена напали на римские пограничные укрепления. Лагерь при этом получил серьёзные повреждения и впоследствии был перестроен. Часть мусора строители утилизировали на дне колодца, находившегося на территории римской принципии. Во время раскопок в 1964 году здесь были обнаружены шесть комплектов пластин, относящихся к боковым секциям панциря, две нагрудные секции, наплечники, а также несколько разрозненных фрагментов и мелких деталей. Хотя железо превратилось в ржавчину, все пластины остались на своих местах, что позволяло легко воссоздать первоначальный порядок их набора. С внутренней стороны пластин сохранились отчётливо видимые следы кожаных ремней, использовавшихся как элементы крепления. Бронзовые крючки и петли также сохранились на своих местах. Интересно, что все найденные части принадлежали разным доспехам. По-видимому, они хранились все вместе где-то на складе в ожидании ремонта, однако по неизвестной причине оказались не в ремонтной мастерской, а на дне колодца, где их и обнаружили археологи.

Х. Рассел Робинсон, хранитель оружейной коллекции Лондонского Тауэра, основываясь на этой находке, выполнил реконструкцию римского доспеха из Корбриджа. Согласно его предположению, доспех состоял из шести частей: пары боковых секций, пары секций для верхней части груди и спины, а также пары наплечников, жёстко соединявшихся с предыдущей секцией. Всего в состав доспеха входило 40 железных полос и пластин, соединявшихся в 12 секций при помощи ремней, приклёпанных к внутренней их части. Отдельные секции, в свою очередь, крепились друг к другу посредством бронзовых крючков и петель, а также ремней и пряжек, часть которых находилась с внутренней стороны, а часть с наружной. Такая структура позволяла легко разбирать доспех и складывать его для транспортировки и хранения. Последующая сборка и одевание также не составляли особой трудности. Очевидно, солдат надевал панцирь собранным на спине, а спереди застёгивал самостоятельно. Пластинчатое покрытие плотно прилегало к телу. Вместе с тем оно отличалось гибкостью и совершенно не сковывало движения. Такой панцирь обеспечивал своему владельцу надёжную защиту от любых видов колющего, рубящего и метательного оружия.

​Римская лорика сегментата из Корбриджа. Реконструкция Питера Коннолли. Источник: Коннолли, П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Перевод С. Лопухова, А. Хромова. — М., 2001. — С. 230 - Железная одежда римских солдат | Warspot.ru

Римская лорика сегментата из Корбриджа. Реконструкция Питера Коннолли. Источник: Коннолли, П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Перевод С. Лопухова, А. Хромова. — М., 2001. — С. 230

Лорика из Ньюстеда

Реконструкция Рассела Робинсона позволила учёным не только впервые наглядно представить, как на самом деле выглядела римская лорика сегментата, но и сделать выводы относительно устройства доспеха более позднего времени, который был найден в Ньюстеде между 1905 и 1910 годами. В сравнении с панцирем из Корбриджа этот доспех обладает минимальным декором и состоит из меньшего числа пластин, жёстко соединённых друг с другом заклёпками. Многочисленные уязвимые бронзовые элементы крепления здесь были сведены к необходимому минимуму.

Нагрудная секция соединялась с боковыми при помощи трёх крючьев: одного в передней и двух в наспинной части доспеха. Правая половина панциря соединялась с левой не посредством ременных завязок, а при помощи более простой и надёжной системы бронзовых петель, входивших в прямоугольный паз на противоположной пластине, которая закреплялась на месте при помощи вставлявшегося в петлю Т-образного шпинделя. В ту же конструктивную схему вписываются находки крупных фрагментов доспеха в Карлайле и Кэрлеоне (Великобритания), Цугмантеле (Германия), Карнунте (Австрия) и Леоне (Испания), относящиеся ко II–III векам.

Находки в Калькризе

Долгое время считалось, что лорика сегментата появилась в римской армии около середины I века н.э., однако настоящий сюрприз археологам преподнесли раскопки у горы Калькризе близ Оснабрюка в Германии. Это место сегодня идентифицируется в качестве поля знаменитого сражения в Тевтобургском лесу, в котором германцы-херуски под предводительством Арминия уничтожили три римских легиона армии Квинтилия Вара. В самом начале раскопок в 1994 году здесь была найдена полностью сохранившаяся нагрудная пластина с элементами крепления, а также ряд фрагментов пластин, относящихся к плечевой секции панциря. Кроме того, были обнаружены бронзовые обоймы ремней, пряжки и другие элементы крепления, развеявшие последние сомнения относительно того, что использование лорики сегментаты в римской армии относится к гораздо более раннему времени, чем это считалось прежде. Уверенность окрепла ещё больше после того, как фрагменты элементов крепления лорики были обнаружены среди датируемых более ранним временем находок в лагерях Дангштеттен и Виндиш в альпийском регионе.

Осенью 2019 года раскопки у Калькризе ознаменовались новой сенсационной находкой: немецким археологам удалось обнаружить полный доспех относительно хорошей сохранности. При попадании в землю отдельные пластины панциря сложились, как меха в гармошке, и пластины спеклись друг с другом более чем на 2000 лет. К настоящему моменту грудная секция и плечи частично расчищены и восстановлены, а боковые части всё ещё находятся в общем блоке. На сделанных исследователями снимках просматриваются железные пластины панциря, отчётливо видны бронзовые петли, пряжки и другие элементы крепления. В небольшом объёме сохранились даже органические материалы — например, остатки кожи.

Новая находка позволяет по-новому взглянуть на эволюцию формы доспеха. Оказалось, что в сравнении с более поздними находками и изображениями легионеров на Колонне Траяна наплечники раннего панциря не имели развитых «рукавов» для защиты верхней части предплечий — эта деталь конструкции появилась много позже.

Происхождение и хронология использования

Хронология использования лорики сегментаты теряется в дымке неопределённости. Находки в Дангштеттене датируются временем между 15 и 9 годами до н.э., что означает возможность ещё более раннего времени появления, чем принято считать сегодня. В этом плане заслуживает внимания гипотеза, которая акцентирует внимание на более высоких в сравнении с кольчугой защитных способностях пластинчатой брони обеспечивать защиту от стрел восточных лучников и привязывает появление и распространение лорики с направленными против парфян военно-политическими инициативами Августа в 20 году до н.э. Возможно, образцом для этого доспеха послужила броня гладиаторов-крупеллариев, о которой Тацит пишет, что она

«малопригодна для нападения, но зато неуязвима для наносимых врагом ударов».

Правда, характер заимствования и направленность влияния кажутся неочевидными — в равной степени армейский доспех мог послужить образцом для создания гладиаторской брони. Кроме того, лёгкая и гибкая, совершенно не сковывающая движений лорика слишком сильно контрастирует с тяжестью крупеллариев, которые, по словам Тацита,

«валились на землю под бременем своих доспехов и уже не делали попыток подняться».

Хотя изображённые на Колонне Траяна легионеры единообразно облачены в пластинчатые панцири, сегодня очевидно, что в действительности вооружение римских воинов было гораздо более разнородным. Создавая такую картину, художник, должно быть, стремился представить зрителям римскую армию в более выгодном виде в сравнении с тем, какой, возможно, она имела на самом деле. Уместной кажется гипотеза, что лорика сегментата в представлении римлян являлась более ценным доспехом в сравнении с кольчугой — доспехом, который носила лишь какая-то часть римских воинов. Возможно, это были опытные старослужащие солдаты, стоявшие в первых рядах строя, поскольку такой доспех гораздо лучше, чем кольчуга, защищал от пущенных противником метательных снарядов. На эту возможность как будто намекает Вегеций, упоминающий о «тяжёлом панцире» (gravis lorica), а также прямо пишет Маврикий, согласно рекомендациям которого воины, сражающиеся в первых рядах строя, должны носить вооружение более тяжёлое и полное в сравнении со стоящими позади.

Многочисленные изобразительные источники и находки фрагментов доспеха свидетельствуют о широком его бытовании в I–III веках. Одним из последних изображений лорики является рельеф на триумфальной арке Септимия Севера, воздвигнутой в Риме в 205 году в ознаменование побед, одержанных императором над парфянами в ходе кампаний 195 и 197–198 годов. Возможно, к ещё более позднему времени относится изображение облачённого в пластинчатый доспех воина из дакийской Альба Юлии.

О времени исчезновения лорики из арсеналов войск мы можем только догадываться. Похоже, оно связано с военно-политическим кризисом второй половины III века, когда римская армия понесла огромные потери в людях, оружии и имуществе. При этом, как показывают находки из Испании, в отдельных медвежьих углах лорика оставалась на вооружении ещё в конце III и даже в начале IV века.

Экипировка глиняных солдат

Одной из наиболее крупномасштабных и значимых археологических находок современности является обнаружение в 1974 году гробницы первого императора Цинь Шихуанди в Сиане. В результате археологических раскопок, которые продолжаются и сегодня, здесь был обнаружен гигантский погребальный комплекс. В его состав входили почти два десятка дворцов, залы для торжественных приёмов, казармы для размещения войск, конюшни для лошадей и громадный парк. Всё обширное пространство комплекса было «заселено» статуями из обожжённой глины, которые изображали придворных, чиновников, музыкантов, акробатов, слуг, конюхов и воинов. Эти статуи, весьма реалистично выполненные в натуральную величину, являются важнейшим источником наших знаний об армии эпохи Цинь. Посмотрим, как одевались глиняные солдаты и с каким оружием в руках сопровождали своего императора.

Подземная армия

Терракотовая армия Цинь Шихуанди была обнаружена примерно в 1,5 км к востоку от главного комплекса строений. Она включает 8100 фигур солдат в доспехах и легковооружённых лучников, 150 всадников и такое же число лошадей, а также 130 запряжённых четвёркой колесниц — также с лошадьми и сопровождающим экипажем. Чуть более 5000 фигур сохранились в первозданном состоянии, остальные были повреждены. Для размещения статуй строившие гробницу рабочие выкопали четыре большие ямы общей площадью примерно 2500 м2. Три из них оказались заполнены глиняными фигурами, а одна осталась пустой, поскольку император умер прежде, чем все приготовления были завершены. По мнению некоторых историков, на территории погребального комплекса могут находиться и другие, пока ещё не выявленные захоронения такого рода.

Глиняные воины

Терракотовые фигуры воспроизводят воинов императорской гвардии, изображённых в натуральную величину. Рост статуй варьируется от 175 до 200 см, вес составляет около 135 кг. Внутри скульптуры пустотелые, что отражает особенности технологии их производства. Каждая скульптура отличается индивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и военного снаряжения. Антропологи выделили десять основных форм лица, которые отражали особенности физиогномики разных китайских рас. Лица статуй создавались путём оттиска в разбираемой форме, после чего их вручную дорабатывали скульпторы, которые могли варьировать такие детали как усы, бороду, форму носа, разрез глаз и т.д. Очень точно переданы особенности причёски каждого воина, бывшей в то время предметом особого внимания.

​Типы некоторых причёсок воинов терракотовой армии. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 31 - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

Типы некоторых причёсок воинов терракотовой армии. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 31

Критерием классификации статуй выступают оружие и доспехи, головной убор и одежда воинов. Можно выделить следующие группы:

  • тяжеловооружённые пехотинцы в доспехах;
  • легковооружённые лучники без доспехов;
  • всадники в доспехах и головных уборах из ткани;
  • колесничие возницы в самых тяжёлых доспехах;
  • сопровождавшие колесницы воины в обычном снаряжении;
  • коленопреклонённые и стоящие в полный рост арбалетчики в доспехах.


К рядовым воинам следует добавить военачальников и других офицеров, которые обычно изображались выше ростом рядовых солдат. Внутри каждой группы, в свою очередь, существует множество различий в деталях одежды и снаряжения.

Доспехи

Большинство воинов терракотовой армии одеты в доспехи из кожаных пластин, так как металл был довольно дорогим. Попытки интерпретировать их как изображения металлических пластин в конечном итоге не имеют серьёзных доказательств. Особенно ценились доспехи, сделанные из кожи носорога, прочность которых оценивалась чуть ли не выше прочности металла. Считалось, что панцири, сделанные из кожи двурогих носорогов, служат 100 лет, а изготовленные из кожи однорогих — 200 лет. Из описаний повествовательных источников следует, что шкура животного тщательно выделывалась, покрывалась киноварью и лаком, а затем раскрашивалась. Качественный панцирь отличался гладкой поверхностью, аккуратным и тугим плетением шнуровки, точной подгонкой к корпусу воина. По покрою, формам используемых пластин и способу их крепления доспехи подразделяются на семь основных типов.

​Пластинчатый доспех первого типа. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 27 - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

Пластинчатый доспех первого типа. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 27

Наиболее распространённым являлся панцирь из довольно крупных кожаных пластин, присоединявшихся к мягкой основе при помощи металлических заклёпок. Такой панцирь полностью покрывал грудь, спину, бока и плечи воина. Отдельно к нему могли крепиться наплечники и подол из пластин без мягкой основы, которые соединялись между собой шёлковым шнуром. Часть панциря, закрывавшая верхнюю часть торса, состояла из двух частей: нагрудной, собиравшейся из восьми рядов пластин, и наспинной, составленной из семи рядов. Обе секции застёгивались с левого бока тремя пуговицами, одна из которых располагалась на груди, а две другие — в области талии. Пластины первых четырёх рядов на обеих частях панциря крепились на мягкую основу при помощи заклёпок. Нижние пластины связывались между собой шёлковыми шнурами, что обуславливалось требованиями большей подвижности. Самый верхний ряд пластин также не проклёпывался к мягкой основе, а для большей подвижности пришивался к ней шёлковыми шнурами.

​Разновидность доспеха предыдущего типа. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 27 - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

Разновидность доспеха предыдущего типа. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 27

В секциях доспеха, закрывавшего грудь и верхнюю часть корпуса, пластины набраны так, что верхние немного заходили на нижние. Обратный принцип применялся в нижней части доспеха от поясницы до подола, где верхние пластины перекрывались нижними. По горизонтали панцирь собирался от середины к бокам на груди, и от боков к середине — на спине. Крепившиеся отдельно к панцирю наплечники состоят из четырёх рядов пластин, нижние пластины частично перекрывают верхние. Подобно устройству ламеллярного доспеха, пластины наплечников не имели мягкой основы, а скреплялись друг с другом при помощи шёлкового шнура. Выделяется подвид доспеха с длинными рукавами-трубами, собиравшимися из 16 рядов пластин. К ним, в свою очередь, прикреплялись наручи, собиравшиеся из шести рядов пластин. Такие доспехи носили некоторые арбалетчики и воины-колесничие. Некоторые разновидности доспеха включают треугольный фартук для защиты нижней части живота и бёдер.

​Самый тяжёлый доспех, принадлежавший колесничему. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 27 - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

Самый тяжёлый доспех, принадлежавший колесничему. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 27

Ещё один тип доспеха представляет собой бронированный нагрудник, снабжённый двумя широкими лямками, которые перекрещивались на спине. Основа доспеха выполнена из кожи и бронирована 12 рядами пластин, по пять пластин в каждом ряду. Пластины верхнего ряда имеют форму широкой горловины для шеи. Пластины первых девяти рядов прикреплены к основе металлическими заклёпками. При этом пластины верхнего ряда налагаются на нижний, а средние налагаются на боковые. Оставшиеся нижние три ряда пластин крепятся к основе шёлковыми шнурами наподобие крепления пластин ламеллярного доспеха. Они закрывают верхнюю часть бёдер и обеспечивают бо́льшую эластичность этой части доспеха в сравнении с нагрудной секцией. Длина спинных лямок могла регулироваться, и благодаря этому доспех мог подгоняться под фигуру своего владельца. На талии передняя часть доспеха соединялась с наспинными лямками при помощи пояса.

Принято считать, что следующий тип доспеха предназначался для офицеров. Как и пластинчатый доспех первого типа, он состоит из мягкой основы с нашитыми на неё кожаными пластинами. Разница заключается в том, что в данном случае грудь защищена цельной пластиной, возможно, изготовленной из цельного куска толстой кожи, а пластинчатому бронированию подлежит лишь нижняя часть доспеха в районе живота и поясницы. Спереди, на участке, закрывавшем нижнюю часть груди и живот, мы видим восемь рядов прямоугольных пластин, прошитых шёлковым шнуром, а на спинном участке — пять рядов пластин. Подол является единым целым с панцирем и также покрыт нашитыми на кожу пластинами. Кожаные рукава наплечников нашиты на мягкую основу. Доспех застёгивался на правом боку на несколько Т-образных пуговиц.

​Офицерский доспех, реконструкция которого выполнена на следующей иллюстрации. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 24 - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

Офицерский доспех, реконструкция которого выполнена на следующей иллюстрации. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 24

Цвета и раскраска

Изначально статуи были окрашены в яркие цвета: розовый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, коричневый и белый. Эти краски, основанные на натуральных пигментах, были покрыты слоем защитного лака. К лицам воинов были добавлены особые детали, чтобы сделать каждую статую максимально реалистичной. Со временем, после разрушений и первых раскопок, цвета почти полностью исчезли, а оставшиеся их следы потеряли свой первоначальный блеск. В настоящий момент в распоряжении исследователей имеются 68 терракотовых фигур с сохранившимися на них остатками краски. На основе этих находок была выполнена реконструкция доспехов и одежды воинов в цвете.

Пластины доспехов были выкрашены в красно-бурый цвет, пояса и застёжки — в ярко-красный. Наиболее богатая гамма цветов наблюдается у шнуровки. Помимо чисто декоративного значения краска должна была защитить шёлк от разрушительного воздействия солнечного света. У 22 воинов шнуровка окрашена в ярко-красный цвет, у 26 — в красный, у десяти — в белый, четыре воина носили доспехи с тёмно-зелёной шнуровкой и один — с синей. Это позволило предположить, что каждому подразделению соответствовали свои цвета доспехов и их частей. Со всей вероятностью можно также сказать, что существовали различные цветовые гаммы для обозначения войсковых званий.

Военачальники носили стёганый чёрный халат, под которым скрывалась одежда красного цвета. Поверх халата надевался доспех, бронированный красными пластинами. Воины на колесницах имели одежду определённого цвета в зависимости от их расположения. Например, стоявший по левому борту воин под тёмно-красным пластинчатым доспехом имел халат зелёного цвета, а тот, что стоял справа — ярко-красный халат. Арбалетчики носили панцирь, окрашенный в тёмно-красный цвет, зелёный стеганый халат и синие штаны.

Шлемы

Важным элементом защитного вооружения являются шлемы. В древнейший период в Китае существовала достаточно развитая традиция использования бронзовых шлемов, которая, однако, не получила продолжения. В последующую эпоху китайцы стали производить шлемы из других материалов, в том числе из кожи. Упоминания кожаных шлемов встречаются в повествовательных источниках, их фрагменты изредка находят при археологических раскопках. Один из шлемов происходит из цзэнского погребения в Лэйгудунь. Он состоит из 18 фигурных пластин из кожи — гребень, боковины, обод, налобник, нащёчники и затылочная часть, которые крепились на мягкую основу. На циньских памятниках шлемы из металла или кожи пока не найдены.

У большинства фигур терракотовой армии на головы надеты небольшие кожаные шапочки различного вида. Их форма и размер как-то связаны со статусом обладателя. Эти шапочки являлись скорее защитой для сложной причёски, нежели, собственно, боевым наголовьем. Вероятно, лёгкий головной убор связан скорее с парадной, нежели боевой формой солдат терракотовой армии. Находка каменных шлемов на территории мавзолея Цинь Шихуанди свидетельствует о том, что подобные им наголовья из кожи и других материалов всё же могли носить воины и в боевых условиях.

​Головной убор всадника. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 30 - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

Головной убор всадника. Источник: Ancient Chinese Armour. — Shanghai, 1996. — Р. 30

Оружие

Первоначально ради реализма изображений воины терракотовой армии снабжались настоящим оружием — луками, арбалетами, мечами, кинжалами, копьями, алебардами и т.д. Бо́льшая часть оригинального оружия была разграблена и вынесена из гробницы вскоре после её создания или же сгнила на месте. Тем не менее археологи обнаружили довольно много оружия или его остатков. Большинство предметов вооружения происходит из пяти восточных коридоров Ямы № 1. Расположение находок соответствует типичному боевому порядку циньской армии. Например, стрелы были в основном извлечены из передних и боковых коридоров, где находились арбалетчики и лучники, а в середине ямы было обнаружено длинное древковое оружие, принадлежавшее тяжеловооружённым пехотинцам.

​Места находок различных видов оружия. Источник: Martinón-Torres M., Janice Li X., Bevan A. et al. Making Weapons for the Terracotta Army // Archaeology International. — 2011. — Vol. 13 - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

Места находок различных видов оружия. Источник: Martinón-Torres M., Janice Li X., Bevan A. et al. Making Weapons for the Terracotta Army // Archaeology International. — 2011. — Vol. 13

Основным оружием воинов была алебарда (гэ). Это оружие имело долгую предысторию в Китае и активно использовалось в период междоусобной смуты, предшествовавших объединению страны под властью Цинь. Оно представляло собой Г-образный массивный бронзовый клинок на длинном древке. Воины на колесницах использовали гэ для стягивания и добивания противника. Пехотинцы также носили гэ на более коротких древках или использовали комбинированное оружие с наконечником копья, выступающим из верхней части топора, которое делало его больше похожим на алебарду.

В бою использовались также копья и дротики. Для рукопашной схватки как колесничие, так и пехотинцы носили обоюдоострые прямые мечи длиной около метра. Многие из найденных в гробнице бронзовых мечей всё ещё остры как бритва. Их клинок изготовлен из сплава меди, олова и других элементов, включая магний, никель и кобальт, что указывает на сложные технологии изготовления. Меч носили в ножнах, которые затыкали за пояс или пристёгивали к нему при помощи ремешка с пряжкой.

​Образцы оружия найденного в Яме № 1: алебарды, копья, мечи, кинжалы, спусковые механизмы арбалетов, наконечники стрел и т.д. Источник: Martinón-Torres M., Janice Li X., Bevan A. et al. Making Weapons for the Terracotta Army // Archaeology International. — 2011. — Vol. 13 - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

Образцы оружия найденного в Яме № 1: алебарды, копья, мечи, кинжалы, спусковые механизмы арбалетов, наконечники стрел и т.д. Источник: Martinón-Torres M., Janice Li X., Bevan A. et al. Making Weapons for the Terracotta Army // Archaeology International. — 2011. — Vol. 13

Лучники были вооружены простыми деревянными луками или арбалетами со сложными спусковыми механизмами из бронзы. Самую многочисленную группу находок составили наконечники стрел, которых было найдено до 40 000 штук — как в связках по 100 штук, так и по отдельности. На некоторых наконечниках и других предметах вооружения есть клейма и пространные надписи, которые содержат информацию о начальниках, мастерах, рабочих и времени изготовления. Изучение этих надписей позволяет установить, что оружие изготавливалось мелкими партиями в небольших автономных мастерских, после чего накапливалось на принадлежавших правителю оружейных складах. Большинство предметов вооружения из гробницы Цинь Шихуанди были изготовлены между 245 и 228 годами до н.э. и прежде чем оказались похороненными под землёй, несомненно, использовались в бою.

​В 2014 году китайские археологи нашли арбалет с хорошо сохранившимися деревянными частями. Большинство прежних находок представляло собой лишь бронзовый спусковой механизм арбалета. tech.sina.cn - Экипировка глиняных солдат | Warspot.ru

В 2014 году китайские археологи нашли арбалет с хорошо сохранившимися деревянными частями. Большинство прежних находок представляло собой лишь бронзовый спусковой механизм арбалета.
tech.sina.cn

Несколько неожиданным выглядит отсутствие у воинов терракотовой армии щитов, что вызывало вопросы о том, являлись ли щиты вообще стандартной частью вооружения циньских воинов. Упоминания щитов встречаются в документальных и повествовательных китайских источниках. Кроме того, имеются многочисленные находки изображений щитов на бронзовых и терракотовых фигурках воинов V–III веков до н.э., а также археологические находки. В 1954 году в Чанша (провинция Хунань) был обнаружен деревянный щит прямоугольной формы периода Чжаньго. Он был изготовлен из двух равных половин, образующих вертикальное ребро жёсткости, имел фигурные боковые стороны и сверху оканчивался небольшим выступом. В 1974 и 1978 годах в уезде Суйсянь (провинция Хубэй) обнаружены остатки двух деревянных щитов, относящихся к циньской эпохе.

Всё это свидетельствует в пользу того, что воины терракотовой армии должны были иметь щиты. Скорее всего, они были деревянными или кожаными, раскрашенными и покрытыми сверху лаком. Достаточно определённым указанием на их наличие является положение левых рук у многих терракотовых воинов. Они согнуты в локте, кисть находится в вертикальной проекции, большой палец отведён в сторону, а остальные согнуты, как у человека, взявшегося за жёсткую рукоять.

Помимо пехотинцев, щиты могли быть на вооружении колесничих. Бронзовая модель щита была найдена в наборе оружия колесницы № 1. Он имеет прямоугольную форму, скруглённую сверху, и фигурные вырезы на боках. В центре щита проходит ребро жёсткости, поверхность украшена растительными узорами. Эта находка почти идентична одному из щитов, найденных в Суйсяне.

Читайте также: