Двухочковая металлическая водопропускная труба

Обновлено: 31.05.2024

Дороги автомобильные общего пользования

ТРУБЫ ДОРОЖНЫЕ ВОДОПРОПУСКНЫЕ

Automobile roads of general use. Road pipe culverts. Technical requirements

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 февраля 2015 г. N 112-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32871-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение

Настоящий межгосударственный стандарт разработан для государств - членов Таможенного союза и устанавливает технические требования к дорожным водопропускным трубам на автомобильных дорогах общего пользования.

Межгосударственный стандарт разработан в связи с включением его объекта стандартизации в перечень изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации Технического регламента ТР ТС 014/2011 [1].

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дорожные водопропускные трубы, а также изделия, предназначенные для их устройства под насыпями автомобильных дорог общего пользования, и устанавливает технические требования к ним.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.307 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 15.009 Система разработки и постановки продукции на производство. Непродовольственные товары народного потребления

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 1577 Прокат толстолистовой и широкополосный из конструкционной качественной стали. Технические условия

ГОСТ 3640 Цинк. Технические условия

ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия

ГОСТ 5915 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

В Российской Федерации действуют ГОСТ ISO 4032-2014 "Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В", ГОСТ ISO 8673-2014 "Гайки шестигранные нормальные (тип 1) с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В".

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7798 Болты с шестигранной головкой В. Конструкция и размеры

ГОСТ 8829 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости

ГОСТ 10060.0 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования

Действует ГОСТ 10060-2012 "Бетоны. Методы определения морозостойкости".

ГОСТ 10060.1 Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости

ГОСТ 10060.2 Бетоны Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании

ГОСТ 10180 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 12730.0 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.5 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 14637 (ИСО 4995-78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 16523 Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17066 Прокат тонколистовой из стали повышенной прочности. Технические условия

ГОСТ 17624 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 17625 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры

ГОСТ 17769 (ИСО 3269-88) Изделия крепежные. Правила приемки

Действует ГОСТ 3269-2015* "Изделия крепежные. Приемочный контроль".

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 3269-2015. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля прочности

ГОСТ 19281 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 22690 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22904 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24705 (ИСО 724:1993) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры

ГОСТ 26433.0 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения

ГОСТ 26433.1 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления

ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 31384 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 водопропускная труба: Инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока.

3.2 грузоподъемность: Характеристика трубы, определяемая максимальным действием постоянных нагрузок и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок, воздействие которых является безопасным для ее элементов при расчете по первому предельному состоянию.

Классификация водопропускных труб и мостов.

По действующим строительным нормам и правилам на железных дорогах должны применяться трубы с отверстием не менее 1 метра, так трубы менее одного метра слишком быстро засоряются, заиливаются и не могут обеспечить пропуск расхода воды при паводке. Тоже самое касается и автомобильных дорог.

Трубы менее одного метра используются для временных дорог

Трубы не разрешается устраивать, где есть возможность корчехода (местность, где очень много кустарника и корней деревьев). Трубы нельзя возводить в условиях вечной мерзлоты, где возможны процессы образования наледей. В этих случаях трубы не строятся, а заменяются на мостовые переходы и для линий 3 и 4 категории – фильтрующими насыпями

*Деревянные (они используются как временные сооружения, например, под притрассовыми автомобильными дорогами)

*Металлические (бывают двух разновидностей: из гладкого металла и гофрированного металла)

Гладкие трубы очень жесткие, покрыты коррозионным составом, очень часто использовались на Ямале.

Гофрированные трубы легкие, просты в монтаже, не требуют фундамента, принципиально изготавливаемые для любого размера.

*Из сборного железобетона

Трубы, которые изготавливаются звеньями, длина звена 1м, изготавливаются на предприятиях строительной индустрии

Преимущества: простота в монтаже, качество

Недостатки: возможность монтаже возникает тогда, когда предприятие индустрии находиться близко от места строительства.

Изготавливают трубы круглого, круглого с плоской поверхностью опирания, прямоугольные

*из монолитного железобетона

Бетонные трубы изготавливаются

Их применяют, когда нужно устроить трубу с большим отверстием. Их сложнее содержать, так как очень большое количество швов

*стеклопластик (в нашей стране не пременяются)

*одноочковые *двухочковые *трехочковые (только для круглых труб)

5)По типу фундамента

– Давление по подошве фундаменты

– Расчетное сопротивление грунтов основания

*фундамент первого типа (один лекальный блок) Применяется при скальных грунтах, крупнообломочные грунты, твердые глины.

*фундамент второго типа (сборный фундамент, из отдельных блоков) Используется на обычных грунтах при обычных условиях.

*фундамент третьего типа (монолитный железобетон). Применяется на обычных грунтах при обычных условиях.

*фундамент четвертого типа (фундамент индивидуального проектирования). Когда нет возможности использовать фундаменты 1,2,3 типа. Как правило, это свайные фундаменты (бывают из типовых железобетонных свай, буронабивные сваи

Классификация малых мостов

на 99,9% малые мосты сооружают из сборного железобетона, на сегодняшний день металлических малых мостов практически нет

2)По количеству пролетов

Малые мосты как правило сооружают однопролетными и трехпролетными.

Существуют типовые решения для малых мостов. 6,8 и 11 м

3)По типу фундамента

*На свайном основании

*На естественном основании (со сваями стойками)

Комплекс работ по строительству водопропускных труб.

Осуществляется, генподрядными или субподрядными организациями. Организация изучает рабочие чертежи, в частности по строительству искусственных сооружений и изучает сметную документацию.

Подготовительные работы

1.1Строительство подъездных автомобильных дорог к строительной площадке.

1.2Планировка строительной площадки (устройство щебеночной подготовки под размещение временных зданий и сооружений).

1.3Оборудования строительной площадки временными зданиями и сооружениями (передвижные вагоны, здания контейнерного типа, бытовки, служебные здания)

1.4Доставка всех необходимых сборных конструкций и инертных материалов на строительную площадку и их складирование. Места складирования определяются ППР. Для типовых сборных труб до 6 м, когда объем строительных работ не превышает 100 м 3 , то материал доставляется на строительную площадку в полном объеме. График поставки материалов должен увязан с графиком производства работ

1.5Обеспечение строительства электроэнергией, водой, сжатым воздухом, теплом, связью. Временная линия электропередач, которая возводится в подготовительный период. Автономное электроснабжение – передвижные электростанции. Вода для нужд строительства, как правило, присутствует. Обеспечивают доставку воды автомобильным транспортом на строительную площадку. Снабжение сжатым воздухом осуществляется от передвижных компрессоров. Тепло обеспечивают за счет электрообогрев, либо за счет сжигания древесного угля или дров.

1.6Геодезические работы. Вынос в натуру оси трубы и закрепление ее на местности. Создание рабочей реперной сети. Каждое сооружение имеет отметки, в процессе производства работ все работы будут контролироваться, и для этого нужны базовые точки. Закрепление оси на местности производится колышками. Осуществляют разбивку контура котлована

1.7Отвод воды:

А)При новом строительстве ж/д дорог наиболее часто применяется отвод воды во временное русло. Для ограждения котлована используются устройства временных перемычек.

Б)Устройство грунтовых перемычек

В)Комбинация первого и второго – и русло, и временная перемычка

Г)Устройство временных дамб или запруд. По мере накопления воды в дамбе, воды сбрасывают, для этого используют металлические и пластиковые трубы

Д)При небольших расходах иногда используют для водосброса насосы.

Земляные работы

--Крепление стенок котлована

--Водоотлив из котлована

--Устройство подготовки под фундамент

Котлован разрабатывается механизированным способом с использованием экскаватор обратная лопата с ковшом 0,65 – 1 м 3 с недобором 5-10 см до проектной отметки. Оставшиеся 5-10 см для чистовой подготовки котлована для щебеночной подготовки делается вручную.

Если грунтовые условия и местные условия позволяют, то целесообразно раскрывать котлован с углом естественного откоса. В случае, если грунты водонасыщены, то стенки котлована приходиться крепить. Котлованы разрабатывают прорезями. Два требования:

o от края любой конструкция должно быть не менее одного метра

o расстояние от стенки до стенки котлована должно быть не менее двух отверстий.

Стенки траншеи крепятся с использованием следующих приспособлений и конструкций:

*при неглубоких котлованах – закладное деревянное крепление. По мере разработки котлована вставляют между двутаврами деревянные доски

*основной – использование металлических шпунтовых свай (иногда используются и деревянные шпунтовые сваи). Основным типом шпунта является «Ларсен-IV» «Ларсен-V». По контуру по периметру забиваются сваи. Как правило, в котлованах не требуется используется дополнительного крепления.

Устройство подготовки под фундамент. При разработке котлована необходимо обеспечить положение отметки низа фундамента в оголовочной части ниже глубины промерзания. В связи с этим дно котлована имеет разные отметки.

Готовый котлован освидетельствуют, составляют акт на скрытые работы (отметки дна). Готовый котлован сразу же сдают под монтаж, котлован без монтажа не простаивает более 1-2 дня.

Подготовка осуществляется, как правило, из щебня. В средней части тоже устраивается подготовка из щебня.

Двухочковая металлическая водопропускная труба

Водопропускные трубы

Водопропускной трубопровод – это конструкция для отвода дождевой и талой воды (дренажа) от дорожного полотна. Особенно построение водопропускного трубопровода актуально, когда речь идет об автомобильных дорогах с низкой насыпью.

Дополнительным результатом установки водопропускных труб в дорожном полотне, помимо изначальной цели – осуществить дренаж – становится укрепление дорожной насыпи. Ещё одно преимущество водопропускного трубопровода – экономичность этого метода (особенно в сравнении со строительством моста, которое все равно зачастую невозможно на той стадии, когда уже закончено сооружение насыпи).

Основные разновидности водопропускных труб

В зависимости от материала изготовления, бывают металлические, бетонные, железобетонные и полимерные водопропускные трубы. Об особенностях, преимуществах и недостатках труб из этих материалов мы в дальнейшем ещё скажем.

В зависимости от формы сечения, выделяют прямоугольные, круглые и овальные водопропускные трубы; также, в зависимости от числа очков в поперечных сечениях, бывают одноочковые, двухочковые и многоочковые водопропускные трубы.

При проведении гидравлического расчёта водопропускных труб выделяют безнапорные, полунапорные и напорные ВТ. В напорных трубах работа осуществляется целым сечением, в полунапорных водопропускных трубах работа всем сечением происходит только в оголовке, а в безнапорных работа в принципе осуществляется лишь частью сечения.

Для дренажа автомобильного полотна или железной дороги обычно используются водопропускные трубы с круглым сечением; их диаметр теоретически может быть любым, но обычно используются трубы следующих диаметров: 500 мм, 750 мм и 1000 мм. Длина водопропускных труб диаметром в полметра может быть практически любая, в зависимости от конкретного случая; длина труб с диаметром в 0.75 метра не превышает 15 метров, а длина труб метрового диаметра не превышает 30 метров.

Для отведения талой и дождевой воды от дорог внутрихозяйственного типа обычно используют водопропускные трубы сечением в 500 мм и длиной до 10 м.

Свойства водопропускных труб из разных материалов

Железобетонные водопропускные трубы

Самый дешевый и потому и самый распространенный материал для водопропускного трубопровода – железобетон. Справедливости ради, помимо сравнительно низкой себестоимости железобетонные трубы отличаются высокой прочностью (выдерживают даже девятибалльные землетрясения) и прекрасной герметичностью. Одно из самых привлекательных качеств железобетонного трубопровода: его можно производить прямо на месте запланированной установки, тем самым избавляясь от уймы транспортных издержек.

Длина звеньев железобетонных водопропускных труб составляет от одного до четырех метров, а диаметр – от полуметра до четырех. Такой большой диаметр позволяет использовать железобетонные трубы не только для водоотвода, но и в качестве пешеходного перехода.

(Для тех, кто хочет узнать побольше именно о железобетонных трубах, мы посвятили им целую отдельную статью.)

Водопропускные трубы из полимеров с каждым годом становятся всё популярнее, несмотря на свою дороговизну. Полимерные трубы самые легкие (что немаловажно при транспортировке и монтаже), по прочности зачастую не уступают металлу и железобетону, но, тем не менее, для перестраховки от обвалов полимерные трубы монтируются с предварительной установкой металлических, реже каменных арок. Ещё одно важное качество полимерных водопропускных труб – стойкость к пагубному воздействию коррозии и, как следствие, долговечность (срок эксплуатации исчисляется десятилетиями).

Металлические гофрированные водопропускные трубы

Металлические водопропускные трубы с гофрированным корпусом – самые прочные, самые износостойкие из всех, но, увы, подвержены ржавлению. По этой причине в последнее время всё чаще обычные металлические трубы используют в качестве временной конструкции или в роли защитного «футляра» для полимерных труб. Однако действительно качественные металлические трубы, покрытые антикоррозионным слоем, способны прослужить не меньше полувека.

Гофрированные металлические трубы обладают прекрасной гибкостью; как следствие, сегменту такой трубы можно придать практически любую нужную форму.

Трубы от компании «Дор МГК» сочетают в себе лучшие качества как полимерных, так и металлических изделий, ведь они представляют собой гофрированные металлические трубы (из стали S 275 GD) с полимерным покрытием (Wprotect 800train). Водоотвод, пешеходные переходы, малые мосты, путепроводы тоннельного типа, скотопрогоны – спиральновитые гофрированные металлические трубы воистину многофункциональны. (Ещё одно применение гофрированных металлических труб – укрепление стен буровых скважин.)

Контроль качества водопропускных труб

Независимо от типа труб, на стадии производства каждый их сегмент непременно подвергается проверкам и испытаниям в соответствии с ГОСТом. Так, согласно отечественным стандартам, отклонение длины звена допустимо в пределах 0-10 миллиметров, толщины стенки – от 5 до 10, и т.д. Для достижения максимальной герметичности все стыки сегментов водопропускных труб очищаются от наплывов. Когда сортировка, доработка и прочие производственные процессы окончены, специалисты обеспечивают сохранность водопропускных труб в ходе погрузки, транспортировки и выгрузки на месте монтажа.

Установка водопропускного трубопровода заслуживает отдельного разбора, который выйдет в скором времени.
Вы можете ознакомиться с процессом сборки металлический гофрированной трубы для водопропускных сооружений:

Читайте также: