Электрохимическая очистка металла от ржавчины в домашних условиях

Обновлено: 04.10.2024

Механический способ ее удаления приводит к появлению на изделии царапин, а химические реагенты провоцируют окислительные процессы, в результате которых деталь в будущем заржавеет еще сильнее.

Безопасным и относительно простым способом борьбы со ржавчиной является удаление ее электролизом. О том, насколько эффективен этот метод и как его правильно реализовать на практике, читайте в статье.

Эффективен ли способ?

Электролиз – это химическая реакция, позволяющая восстановить железо из оксида в металлическую форму. Везде, куда проникает электролит, начинается процесс разложения ржавчины.

Если не углубляться в сложные химические процессы, то можно сказать, что метод позволяет инвертировать окислительную реакцию вспять и восстановить ранее поврежденные участки.

Правильно этот способ борьбы с ржавчиной называется не электролиз, а электрогальванический метод. Его применяют не только в быту, для личных нужд, но и с более серьезной целью, например, при реставрации археологических находок.

Плюсы и минусы очистки

foto20306-2

Электролиз, как метод борьбы с ржавчиной, абсолютно безопасен. Раствор электролитов не ядовит, но внутрь его употреблять не следует.

Выделяющиеся газы не токсичны. Токи используются небольшой частоты, поэтому нанести вреда здоровью они не смогут.

Еще одно преимущество метода – это отсутствие риска повредить деталь. Даже если передержать ее в растворе, ничего страшного не произойдет, процесс самовосстановления из-за этого не вернется вспять.

В сравнении с механическими и химическими способами удаления ржавчины, электролиз имеет одно очень важное превосходство. Этот метод не затрагивает «живой металл», то есть тот, который еще не подвергся изменениям.

Абразивы, корщетки, кислоты и прочие агрессивные способы воздействия неизбежно приводят к тому, что какая-то часть неиспорченного металла будет снята, а при электролизе этого не происходит.

Минусом метода является то, что его не всегда удобно применять на практике. Например, могут возникнуть сложности с очисткой крупных деталей, так как для них трудно найти подходящую тару.

Кроме того, придется затратить определенное время не только на подготовительные мероприятия, но и на саму чистку.

Правила снятия налета в домашних условиях

Чтобы убрать ржавчину с поверхности металла электролизом, потребуются:

foto20306-3

  • подходящая по размеру пластиковая емкость, например, ведро или таз;
  • стальная или нержавеющая пластина, которая будет выступать в качестве электрода — предпочтение лучше отдавать нержавеющей стали, так как она прослужит гораздо дольше, чем обычный металл, хорошо, если пластина будет полностью окружать очищаемую деталь по периметру;
  • обычная водопроводная вода;
  • кальцинированная сода — она продается в отделах бытовой химии, домохозяйки используют ее для стирки вещей;
  • зарядное устройство от аккумулятора.

Для приготовления раствора потребуется 3 воды и 1 чайная ложка соды. Порядок действий следующий:

  1. В емкость заливают подготовленный раствор.
  2. Опускают в него электрод.
  3. Погружают в раствор деталь, нуждающуюся в чистке. Делают этот таким образом, чтобы она не касалась электрода.
  4. Подключают питание. Полярность необходимо строго соблюдать. Электрод должен быть соединен с положительным проводником «+», а очищаемый предмет с отрицательным «-». Контакт с деталями должен быть хорошим.
  5. После завершения всех подготовительных манипуляций включают питание. Если зарядка оснащена амперметром, можно увидеть, как система начала пропускать ток.
  6. Спустя непродолжительное время на детали появятся пузырьки. Это абсолютно нормально и указывает на то, что процесс чистки был запущен.
  7. Продолжительность процедуры зависит от ряда факторов. Значение имеет размер детали и электрода, а также площадь ржавчины. Периодически систему нужно отключать, вынимать изделие из раствора и осматривать. Средняя продолжительность чистки составляет 5-6 часов. Если объект покрыт очень толстым слоем налета, можно оставить его отмокать на ночь.
  8. Когда процесс чистки будет завершен, деталь извлекают, промывают ее под струей проточной воды и осматривают. Если на изделии остались небольшие участки ржавчины, то их можно счистить пластиковым скребком.

В завершении процедуры деталь сушат феном или оставляют просохнуть на солнце. Для защиты от повторного образования ржавчины можно нанести на металлическую поверхность небольшой слой смазки.

Полезная информация

Чтобы процесс удаления ржавчины с металла методом электролиза прошел максимально успешно, необходимо принять во внимание следующие советы:

foto20306-4

  1. Обрабатывать деталь нужно только в пластиковой емкости. Металлические ведра или тазы для этой цели не подходят. Их применение сопряжено с риском короткого замыкания или появления в них дырок.
  2. Если на изделии имеется точечная коррозия, то пытаться удалить ее электролизом не следует. Электролит не в состоянии проникнуть в толщу металла.
  3. После завершения обработки специальных мер по утилизации предпринимать не нужно. Раствор просто сливают в канализацию, это не нанесет экологии какого-либо вреда.

Видео по теме статьи

О том, как убрать ржавчину электролизом, подскажет видео:

Заключение

Электролиз помогает быстро и безопасно избавиться от следов ржавчины. Этот метод прост в применении, не наносит вреда изделию, в отличие от химической или механической чистки. При наличии аккумулятора и подходящей емкости, он практически ничего не будет стоить. Потратиться придется только на каустическую соду.

Электролиз (очистка от ржавчины) в домашних условиях. Краткое пособие без претензии на научную ценность.


Третьего дня занимался своими новыми-старыми суппортами 54-22. В связи с отсутствием лишних средств и реальной возможности (никто не делает) отдать на пескоструйку, а так же по причине личного интереса опробовал интересный метод очистки от ржавчины черных металлов под названием электролиз.
(Кто-то может назвать его иначе, но сути не меняет).

Вскользь я описывал процесс в предыдущих записях, но так как сам при подготовке долго искал инфу, решил вывалить на вас все что мне стало известно в одной записи. Мало-ли, может кому пригодится.

Итак, начнем.

1. Физика процесса. Подчинена простейшему закону гражданина Фарадея:


Как видно из формулы — чем больше ток и время его воздействия, тем больше "ржавчины" перенесет магическая сила электролиза. Из этого можно сделать два важных для нас вывода:

1. По-любому есть какая-то определенная сила тока, оптимальная для очистки. Да, она есть и лежит в пределах 4 — 10А при напряжении 12В. Установлено это экспериментально и не только мной. К тому же при использовании обычного БП от компьютера нагружать его свыше 10-12А… ну я лично не стал бы).

2. Величина тока зависит от площади анода и катода (куска металла и самой детали), а так же от плотности электролита (количества чистящего средства, погруженного в раствор). Таким образом если у вас есть только БП от компа, где ток\напряжение регулировать в стоке невозможно — меняем либо площадь, либо плотность электролита для достижения "золотого тока".

2. Схема подключения.
Ну тут все просто. Минус — на деталь. Плюс на металл. Кстати с металлом попрощайтесь заранее, если только это не нержавейка. Сожрет его ржа)


3. Материалы.
1. Понадобится в идеале емкость из нержавейки, но у меня ее нет, поэтому я использую оцинкованные ведра. Надолго их не хватает конечно.


Советую прикупить еще пластиковое ведро, ибо когда из дырок в оцинковке польется ржавая вода прямо на пол будет не очень приятно)


2. Некое вещество, которое поможет создать "очищающий элексир".
Я использовал поначалу "САНОКС". В принципе чистит хорошо, но воняет и оставляет черные окислы в местах, где было совсем уж много ржы. (Хотя возможно я не доварил).



Также пробовал "КРОТ" для очистки труб. Шляпа полная, не чистит по сравнению с САНОКСом вообще. Не рекомендую категорически.

Ну и недавно в магазине, название которого означает "пересечение нескольких дорог" рекламная пауза нашел короля электролиза — пачку кальцинированной соды.


Лучшее из всего что пробовал. Почти не воняет, нет окислов на металле. Чистит лучше санокса. Рекомендую.


3. Соединительные провода на деталь — лучше использовать стальные. Меньше окисляются, как мне кажется. Но темного налета однозначно меньше стало, когда я поменял медные провода на стальные.

4.Щетки ручные для очистки в промежуточных этапах. Лучше парочку с различным "ворсом".

4. Сроки очистки и результаты.
Сроки напрямую зависят от того, как сильно деталь "окружена" анодом — поэтому я использую ведро. Так очистка идет веселее и со всех сторон. Если просто поставить пластинку — обратная к ней сторона будет очищаться медленнее.
Так же, само собой, чем больше ток, тем быстрее очистка. В целом при токе 5-6А на очистку средних размеров суппорта нужно 2-3 дня. Да, вот так)

5. Пример промежуточной очистки и пара заключительных наблюдений.

Берем наш суппорт. Или что вы там собрались чистить) В первую очередь разбираем и вынимаем все резинки. Не скажу, что на них электролиз влияет отрицательно, но санокс точно)))

Электрохимическая (электролиз) очистка от ржавчины. FAQ от Docent86


Казалось бы про это есть куча мануалов в сети, но есть и много подводных камней.
Поэтому я решил рассказать вам про "грабли" по которым я и не только я уже прошлись.

Спорный вопрос как правильно этот метод называется. Гидролиз или Электролиз. Поэтому я предпочитаю называть его электрохимической очисткой от ржавчины.

1) Выбор ёмкости.
Для этих целей подойдёт любая тара. Канистра от ГСМ, ведро от краски и т.п. отлично подходят!


Можно даже использовать бассейн, опустив в него кузов целиком))).
Для крупных предметов специфической формы можно сделать корыто из любого подручного материала и застелить его плёнкой. Можно использовать любую металлическую ёмкость (желательно из нержавейки). Но надо принять меры что бы деталь не касалась корпуса.

2) Выбор анода.
Для этих целей можно использовать любой электропроводный материал. Чем больше его площадь тем лучше! Если вам надо почистить пару деталей то вполне подойдёт даже кусок жести. Но на долго его не хватит. Ржавчина и раствор съедят её за неделю — две. Самой живучей оказалась нержавейка. На фото в ссылке выше видно что я использовал пластину из нержавейки выгнув из неё рамку по форме канистры. Она полностью окружает деталь, так процесс идёт намного бодрее!


Если анод будет стоять только с одной стороны, то процесс с этой стороны будет гораздо быстрее чем с противоположной, придётся постоянно переворачивать деталь.

3) Выбор источника питания.
Я перепробовал многое, начиная от блока питания светодиодных лент и заканчивая сварочным аппаратом.
Оптимальное напряжение 12 вольт. При понижении процесс замедляется, а при повышении ускорения увы не замечено.
Тут скорее важна сила тока. Чем она выше тем лучше. Но и тут есть разумный предел!
Чем выше сила тока тем быстрее протекает процесс и тем быстрее поднимается температура раствора. Но это совсем не значит что если взять две абсолютно одинаковые детали и в одной ёмкости "варить" с напряжением тком в 10 ампер* до нужного эффекта 4 часа, а во второй увеличить силу тока до 40 то деталь будет готова через час. Ещё важна выдержка!

Поэтому оптимальным для меня выбором пока оставался БП от компа. Чем мощнее тем лучше, но не надо нагружать его по полной, иначе долго не проживёт!
Да и сильно крутые блоки покупать не надо, т.к. в них умная электроника которая не даст его использовать не по назначению, будет постоянно уходить в защиту. Такая же ситуация с умными зарядками.

Но в этом году я решил уйти от капризных БП от компов и перейти на суровые трансформаторы, а именно ЯТП. Один такой с небольшой доработкой уже отработал около 30 часов, прекрасно зарекомендовав себя.
Если интересно потом сделаю про это отдельный пост)

Для продления жизни источника питания стоит в цепь включить автомат номиналом в 2/3 максимальной мощности источника питания.

Но не стоит доверять китайцам, показания на наклейках среднестатических китайских БП сильно завышены. Порой надо делить на 2…


3) Выбор раствора.
И тут я перепробовал многое, начинал с Крота. В итоге остановился на каустической соде


Концентрацией раствора мы можем контролировать скорость реакции.
Заранее померить плотность не вариант, т.к. при разных ингредиентах она будет разная, а ещё многое зависит от площади детали.

Поэтому самый лучший вариант это залить чистую воду и постепенно потихоньку добавлять туда концентрированные растворы легко доступного крота или водный раствор каустической соды. если переборщили то всегда можно слить часть раствора из ёмкости и добавить туда чистой воды.

Имхо самый лучший вариант когда вода в ёмкости начнёт ощутимо нагреваться только через 2-3 часа.

4) Время обработки.
Всегда индивидуально и зависит от детали.
К примеру вот с такого чуда


Первые рыхлые слои слезли моментально, за несколько подходов


Но под ними были более плотные отдожения, в итоге очистка заняло около 10 часов

Эти были более чистыми


И через несколько часов с них уже слезла "чешуя"


Я всегда вычищаю до идеала, поэтому на обработку уходит 4-10 часов.
Сначала предварительная обработка, часа 2, затем достаю деталь, обстукиваю её так что бы отвалилась рыхлые пластины ржавчины. Затем опять на обработку на 1-3 часа, зависит от состояния детали, после этого опять достаю чищу металлической щёткой. Буквально 2-3 прохода по одному месту. И опять на обработку в течении 1-3 часов.
Затем можно окончательно очистить деталь металлической щеткой, этот чёрный налёт легко отчищается! Но я использую пескоструй. т.к. он выдувает всю гадость из пор, да и занимает это гораздо меньше времени!

Да многие скажут что можно было и сразу отпескоструить, но!

Сравните эти фото



На детали после гидролиза нет таких кратеров и пор с ржавчиной!

Расход песка тоже очень разный, отличается раза в 3! Да и времени она пескоструйку уходит в разы меньше.

И есть ещё одно неоспоримое преимущество! Пескоструй при очистке ест не только ржавчину но и живой металл, а в некоторых местах это недопустимо!

Например в посадочных местах сальника и пыльника поршня


Если суппорт был очень ржавый и это место отпескоструить то вполне возможно что его придётся выбросить, т.к. резинки не будут сидеть на своих местах.
А марафетить только фасад а это место оставлять ржавым не вижу смысла!

Да и пескоструй есть далеко не у всех, а так может сделать каждый!

!Техника безопасности!

1) Соседство воды и электричества — хреновое соседство! Будьте аккуратны. При протечках и при касании мокрыми руками проводов, соединений, источника питания может долбануть! Причём сильно. не забывайте что всё это подключено от сети в которой 220 вольт и при неисправности источника питания может повести себя непредсказуемо!
2) При протекании реакции выделяется ВОДОРОД! Он взрывоопасен. Поэтому помещение должно хорошо проветриваться. При определённой концентрации водорода в воздухе для надолго запоминающегося эксперимента может хватить и искры!
3) Не стоит лазить в раствор голыми руками. Не важно на основе чего он сделан, вашей коже это вряд ли понравится!

И самое главное как сказал harderspb — не хвататься за оголенные провода мокрыми руками, потому что провода от этого РЖАВЕЮТ! =))

Дельные советы, как удалить ржавчину с металла в домашних условиях народными средствами

foto21224-1

Окисление металла происходит при воздействии влаги и кислорода. В результате образуется рыже-коричневый налет, который со временем разрушает материал.

Для устранения коррозии могут быть использованы не только покупные средства, но и несложные домашние рецепты.

О том, как удалить ржавчину с металла в домашних условиях народными средствами, читайте в статье.

Чем очистить поверхность?

Удаление ржавчины для достижения хорошего результата должно сочетать комплексный подход: механическое и химическое воздействие.

Только счистить ржавый слой – недостаточно. Химическое воздействие обеспечивает предупреждение распространения коррозийных процессов.

Кроме того, может быть использовано электрохимическое воздействие путем прохождения электротока через специальный раствор. Такой способ применяется чаще в промышленных условиях, но может быть организован и на дому, несмотря на сложность организации.

Все самое полезное и важное о способах и методах удаления ржавчины найдете в этом разделе.

Кислоты

Рассмотрим, какими кислотами удаляют ржавчину:

Лимонная

На этапе подготовке к чистке кислоту разводят водой, готовя концентрированный раствор, и наносят на пострадавшие участки.

После того как состав нанесен на час, кислоту смывают при помощи мочалки. Такой вариант подходит для слабых загрязнений, и не справится с серьезными.

Подробнее о применении лимонной кислоты в борьбе против ржавчины читайте здесь.

Щавелевая

Щавелевая кислота – химическое вещество, которое проявляет активность к коррозии. Этот препарат эффективный, но ядовитый. Его использование должно проводиться при качественной защите, включающей защитные очки и респиратор. Возможно использовать для запущенных случаев.

Порядок проведения работ:

  • вымыть участок, который нуждается в обработке, с помощью моющего средства, подойдет даже хозяйственное мыло;
  • просушить металл;
  • в отдельной емкости соединить 0,3 л. воды и 6 ч. л. порошка кислоты;
  • нанести средство при помощи кисти;
  • обеспечить контакт раствора с металлом в течение 40 минут;
  • почистить щеткой;
  • промыть под водой.

Если есть возможность, то очистку металлических вещей лучше проводить методом погружения в приготовленный раствор.

Соляная

foto21224-3

Снять ржавчину с металла можно с использованием соляной кислоты. Этот способ дает хороший эффект, позволяя справляться даже с запущенными случаями коррозии.

  1. Смоченной в кислоте тряпкой натирают поверхность с участками коррозии полирующими, втирающими движениями.
  2. Оставляют на полчаса.
  3. Смывают большим количеством воды.

Смыть кислоту нужно особенно тщательно, чтобы ее совершенно не оставалось на металле, так как она может повреждать, даже в слабой концентрации, кожу рук. Необходимо учитывать ядовитость препарата, и уделить внимание индивидуальной защите.

Ортофосфорная

Для очистки металла используется кислота концентрации 15-20%. Время, необходимое для воздействия, составляет около 5 минут. После этого остатки ржавчины счищаются жесткой щеткой.

Ортофосфорная кислота входит в состав большинства преобразователей ржавчины. О применении ортофосфорной кислотоы против ржавчины расскажет эта статья.

Уксус

Устранение ржавчины при помощи уксуса – несложный способ, который не требует значительных вложений. Но такой метод даст хороший эффект только при нестойких загрязнениях в бытовых условиях, например, на сантехнике.

Лучший результат будет в том случае, если поржавевшие металлические предметы небольшие и их можно полностью окунуть в уксус. Этот способ удобен для приведения в надлежащий вид болтов, гаек и т.д.

Уксус рекомендуется использовать неразведенный. Подробнее о способе очистки читайте здесь.

foto21224-4

Пищевая сода – доступный препарат для борьбы с ржавым налетом в домашних условиях.

Для приготовления чистящего состава необходимо сделать не жидкую смесь, по консистенции — как кашица.

Порядок работы:

  1. При помощи губки состав наносится на место загрязнения втирающими движениями.
  2. Смесь оставляют для воздействия на полчаса.
  3. Потереть металл снова губкой или щеткой.
  4. Смыть.

Перекись водорода

Использовать перекись можно в качестве самостоятельного средства или в комплексе с натриевой солью, что позволяет увеличить эффект.

Порядок действий:

  • в подготовленную емкость всыпать 4 ст.л. тринатрийфосфата;
  • влить 3 литра воды;
  • влить 50 мл перекиси очень медленно, небольшими порциями;
  • окунуть в емкость поржавевшие инструменты или другие металлические предметы;
  • оставить металл в растворе на полчаса;
  • смыть состав водой.

Для предметов большого размера допустимо активное натирание поверхности металла раствором. Периодически, несколько раз, через каждые 10 минут, повторять натирание.

Удобно использовать перекись для борьбы с коррозией, если она присутствует в небольших объемах, например, на кухонной утвари.

Алюминиевая фольга

foto21224-5

Алюминиевая фольга, которая применяется на кухне в процессе приготовления пищи, может использоваться для абразивного воздействия.

Для этого необходимо:

  1. Отрезать небольшой фрагмент фольги.
  2. Сформировать из этого кусочка шарик.
  3. Использовать этот шарик для обработки ржавых пятен трущими движениями.

Применять данный метод можно при обработке небольших пятен, но он не состоятелен для устранения серьезных коррозийных повреждений. Обработка фольгой дает нестойкий результат.

Такой метод подходит в качестве временной меры, при необходимости устранить локальные следы ржавчины, к примеру, на утюге.

После применения только алюминиевой фольги без использования дополнительных средств, результат продлится недолго – не более нескольких месяцев.

Использование Coca-Cola от коррозии – популярный рецепт очистки. Для того чтобы получить заметный результат, необходимо обеспечить контакт колы с металлической поверхностью.

Если обработать нужно металл, который закреплен под наклоном или вертикально, можно пропитать им ветошь и приложить к нужным участкам.

В зависимости от обширности коррозийных процессов, воздействие должно длиться от нескольких часов до суток. После этого поверхность обрабатывается щеткой и смывается водой.

Эффективность рецепта связана с входящей в состав колы ортофосфорной кислотой. Более подробно об этом способе очистки поверхностей от ржавчины читайте в этой статье.

Батарейка

Для удаления ржавчины может быть использована даже обычная батарейка. Чтобы провести работы, необходимо подготовить инструменты и расходные материалы.

Понадобится:

foto21224-6

  • батарейки солевые, имеющие цинковый корпус;
  • перчатки резиновые;
  • лезвие;
  • изоляционная лента (или резинка);
  • сода пищевая;
  • провод;
  • спонжи;
  • аккумулятор автомобильный;
  • электроприщепка (не обязательно);
  • ортофосфорная кислота.

Проверить, что батарейка именно солевая с цинковым корпусом можно при помощи магнита – она не должны намагничиваться.

  1. При помощи лезвия снять обертку с батарейки.
  2. На корпус намотать провод, зафиксировав его изолентой.
  3. Спонж прикрепить изолентой к торцу с пометкой «-».
  4. Зачистить ржавчину с металла, который будет обрабатываться.
  5. Смочить спонж в ортофосфорной кислоте.
  6. Провод от батарейки подключают со стороны «+» на аккумуляторе автомобиля. Делать это удобно при помощи электроприщепки.
  7. Выжигание ржавчины проводят путем прижимания торцевой части батарейки, на которой есть ватный диск. О том, что процесс проходит правильно, должно указывать шипение и появление пены.
  8. В процессе обработки ватный спонж выгорает, и его необходимо заменять. Если обработке подлежит большая площадь металла, то батарейку тоже придется менять.

В процессе обработки нельзя задерживаться на одном месте. Необходимо водить по очагу коррозии, обеспечивая снятие ржавчины и передачу цинка на поверхность.

После оцинковки необходимо удалить кислоту. Для этого используется сода. Из нее готовится концентрированный водный раствор, которым протирается поверхность.

После такой обработки металл будет защищен и не подвергнется гниению. Даже если коррозией уже нанесен значительный вред, дальнейшее распространение процесса будет остановлено.

Подробнее об этом способе удаления ржавчины можно узнать из этой статьи.

Профилактика появления коррозии

foto21224-7

Для того чтобы коррозия не портила металл, необходимо уделять внимание мерам профилактики.

Сильнее всего коррозии подвержены поверхности без наружного покрытия. В условиях влажности и при доступе кислорода, такой металл очень быстро ржавеет.

Решение вопроса – своевременный уход за металлическими элементами, который бы не допускал разрастания коррозийных процессов. После устранения ржавчины поверхность желательно защищать от воздействия влаги покрытием.

7 рекомендаций

Для того чтобы устранение ржавчины с применением домашних рецептов проходило эффективно, необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Если результат не был достигнут с первого раза, чистку следует повторить.
  2. Выбирая рецепт, следует учитывать вид материала, который нужно привести в порядок. Не все рецепты, которые подходят для ухода за металлом, можно использовать на пластике и других поверхностях.
  3. Работы по устранению ржавчины должны проводиться в средствах защиты. Даже когда очистка проводится просто уксусом, нужны перчатки. Если применяются едкие вещества, дающие ядовитые испарения, необходимо дополнительно использовать респиратор и защитные очки.
  4. При выборе метода чистки необходимо принимать в расчет степень коррозийных процессов. Для запущенных случаев многие способы будут слабо эффективны, например, с содой, уксусом, фольгой.
  5. После воздействия химическим способом, ржавчину необходимо счистить жесткой щеткой или металлическим скребком.
  6. В запущенных случаях, когда ржавчиной поврежден верхний слой металла, поверхность необходимо подготовить к химическому воздействию, счистив верхний пострадавший слой. Для этого используют скребки, щетки с металлической щетиной, шлифовальные машинки и другие приспособления.
  7. Для удаления ржавчины с металла автомобиля желательно использовать не домашние рецепты, а преобразователи ржавчины.

Коррозии могут подвергаться только черные металлы, на цветные процесс не распространяется. Но на них могут оставаться потеки и ржавые разводы, попавшие с других металлических предметов.

Народные средства против ржавчины, видео-тестирование:

Очистка ржавчины электрохимическим способом и гальваническая оцинковка металла. Часть 1.


Здравствуйте.
Кому лень читать много текста — в конце есть краткий ИТОГ.
ЧАСТЬ №1.
-------------------
КРАТКО О СТАТЬЕ: попробовал очистить ржавчину с применением различных химикатов и электричества. После попробовал гальваническую оцинковку металла.
-------------------
Заинтересовал метод электрохимической очистки ржавчины и гальваническое цинкование металла применительно к кузову автомобиля, когда нет возможности снять деталь и поместить её в гальваническую ванну. Перед тем как попробовать на практике, проштудировал интернет на эту тему и был разочарован. В сети на первый взгляд много статей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что публикуется одна и та же статья, немного изменённая на каждом сайте, чтобы скрыть плагиат. К тому же, в интернете есть противоречивая информация, например, на одних сайтах пишут:

[Нельзя применять уничтожители ржавчины, т.к. они образовывают плёнку из фосфатов, которая будет препятствовать последующему цинкованию. Вместо них нужно применять ортофосфорную кислоту.]

При этом в других источниках пишут:

[Ортофосфорную кислоту для очистки ржавчины тоже применять нельзя.]

На drive2 конечно есть полезные статьи на эту тему, тем не менее после долгих поисков и чтения различных форумов, так и не смог найти ответы на некоторые вопросы, поэтому решил сам попробовать различные варианты и материалы и выбрать для себя что-то одно, с чем и буду работать дальше.
И хоть результат моего эксперимента оказался не вполне завершённым, некоторые вопросы и сомнения всё же были разрешены. Итак.

Кратко, суть метода электрохимической очистки ржавчины и гальванического цинкования металла: уничтожаем ржавчину разъедающими химикатами и одновременно пропускаем по очищаемой поверхности ток для усиления эффекта очистки. Далее к очищенному металлу автомобиля прикладываем «кусок из металла-Цинка» и пропускаем ток от Цинка к металлу авто. Ток начинает отрывать ионы цинка, и они прикрепляются к поверхности металла авто, таким образом образуется защитное, тонкое покрытие из цинка, которое первым «берёт на себя удар» окисления и последующей ржавчины. При этом цинк ржавеет намного медленнее чем сталь, чем хорошо защищает стальной кузов авто от ржавчины.

ЭТАП I. Очистка от ржавчины.

Для очистки от ржавчины протестировал следующие материалы:


1. Кальцинированная сода. В виде порошка. Цена 0,8$ (40р.).
2. Средство для чистки труб «КРОТ». В виде порошка, состоит из едкого натра (гидроксид натрия) который является щёлочью. Цена 0,3$ (20р.).
3. Средство для чистки труб «КРОТ». В жидком виде, состав то же едкий натр + антикоррозионная добавка. Цена 1,1$ (80р.).
4. Ортофосфорная кислота. Цена 6,7$ (400р.) за 1 литр.
5. Серная кислота. В виде электролита для свинцово-кислотных АКБ. Цена 1,0$ (60р.).

Средства 1, 2 и 3 продаются в хозяйственных магазинах. Орт.фосф. кислоту купил в специальном магазине химических реагентов, но народ использует паяльную кислоту на основе ортофосфорной из магазинов радиодеталей. Электролит не проблема купить в автомагазине. Обычно его состав 35% серной кислоты, и 65% дистиллированной воды.

Сначала подготовил растворы, т.к. все эти 5 средств нужны в жидком виде. Средства 1 и 2 растворял в воде. По пропорциям не скажу, просто сыпал немного порошка в воду и хорошо перемешивал. Если все крупинки растворились – досыпал ещё. Когда порошок переставал растворяться – значит раствор уже насыщен по максимуму и готов к применению. Средства 3, 4 и 5 использовал прямо в исходном виде.
Далее изготовил электрод для очистки ржавчины, лучше чтобы он был из нержавейки.
Купил в строительном магазине шпатель из нержавейки. Проверил магнитом – нержавейка не магнитится. Вырезал из шпателя удобный кусок, загнул, просверлил дырку для надёжного крепления провода. Провод припаял и замотал. См.фото ниже.



Далее взял ржавую стальную ленту, 1-1,5мм толщиной, её и буду очищать. Фото:


Сначала ленту почистил от ржи 400 наждачкой и обезжирил. Фото:



Как видно по фото, поверхность на первый взгляд чистая, но ржавчина осталась в мелких бороздках и кратерах. Если дальше продолжать счищать ржу механическими способами до чистого металла – самому металлу лучше не станет, в автомобиле он и так тонкий. А перед грунтовкой/покраской авто, необходимо ржу вычистить полностью, иначе какой бы не был слой шпаклёвки и грунта, если под ним осталась необработанная ржавчина – она полюбому будет распространяться дальше, даже под слоем ЛКП.
Теперь принципиальная схема очистки с помощью электрода:

[Прочитал в интернете: при гальванической оцинковке важно чтобы раствор не попадал на провод (мой-медный), который припаян к пластине-нержавейке.]

и я тупо следовал этому правилу не только при оцинковке, но и при очистке.

Итак, эксперимент начался. Для начала я решил проверить, а нужен ли вообще ток или растворы сами по себе могут очистить ржавчину? Для этого я взял другой кусок этой металлической пластины, который вообще ничем не чистил заранее. Обмакнул электрод в средство 3 (крот жидкий) и провёл 8 раз по металлу. См. фото. Далее я подключил ток (минус на пластину, а плюс на электрод), и тем же средством, опять прошёлся 8 раз, но в другом месте пластины. Результат очевиден, см. фото!
Далее я подумал, раз ток идёт от плюса к минусу, значит электроны отрываются от нержавеющего электрода и идут в направлении к пластине. А что если поменять полярность, чтобы электроны отрывались от пластины и вместе с собой «увлекали» ржавчину? Вроде логично, поменял полярность (плюс на пластину, а минус на электрод) и провёл 8 раз в другом месте. Эффект тоже очевиден (хуже очищает) на фото:


(Кстати, на фото видно, что после 24 проходов, поролон порвался. Это нормальное явление. Ещё на фото там (в центре и справа), где применял электричество кажется всё потемнело, но это просто влага от жидкого крота, а слева она уже высохла.).


Таким образом чистка с током намного эффективнее чем без.
Далее я разделил легко смываемым маркером очищенную пластину на части, при этом

[после применения каждого средства, его остатки смывал (нейтрализовывал кислоту) раствором обычной (не кальц.) соды, т.к. эти места потом буду оцинковывать. После сразу вытирал насухо тряпкой, т.к. очищенный голый метал (да ещё и влажный) сразу начинает ржаветь.]

Затем на каждой части, слева на право, протестировал средства 1-3 последовательно. Фото:


В итоге, кальцинированная сода справилась с задачей откровенно плохо. Кроты показали себя чуть лучше соды, но всё-таки, не достаточно хорошо. При этом крот, который шёл изначально в жидком виде показал себя чуть лучше своего порошкообразного собрата. Это либо из-за содержащейся антикоррозионной добавки (согласно состава), либо из-за того, что порошкообразный крот я развёл недостаточно хорошо.
По результатам теста ни к.сода, ни кроты ржавчину полностью не очистили(((
Я начал думать, что напряжения тока недостаточно, или нужно больше времени на очистку. Вот с такими грустными мыслями я обмакнул электрод в ортофосфорную кислоту, без надежды на успех и тут…



Ортофосфорная кислота не только очистила металл до блеска, но ещё полностью удалила ржавчину из бороздок и кратеров. Далее смыл остатки кислоты содовым раствором, как писал выше и протёр насухо. Следующий участок очистил серной кислотой:


Серная кислота удалила ржавчину так же хорошо, как и орт.фосфорная.
На этом эксперимент можно было завершить, но меня не устраивало что подопытная металлическая пластина была недостаточно ржавая. В таком виде, ржавчину можно было и счистить наждачной бумагой, без заморочки с кислотами и током, поэтому:


… и приступил вычищать половину уголка серной, половину ОФ.кислотой. Начал с тока в 2A, напряжение при этом было 3-4V. Процесс шёл — кислота пузырилась, на поролоне оставалась ржавчина, но эффекта не было. Увеличил ток сначала до 3А, затем 4, 5, 6, менял поролон, увеличил время очиски. Напряжение уже подскочило до 15V но…


… серная и ОФ кислота вообще ничего не очистили. В кратерах ржавчины не убавилось, и даже сверху металл чище не стал.((( Я думаю это потому, что поверхность металла была слишком рельефная из-за больших и глубоких кратеров — контакт очищаемой поверхности с поролоном электрода был недостаточен.
Как вы думаете?

После такой неудачной чистки, сразу смыл кислоту раствором соды, протёр насухо тряпкой и окончательно высушил феном.
Стало интересно, а эту ржавчину возьмёт ли что нибудь, кроме пескоструйки?
Попробовал удалить уничтожителем ржавчины.

[Есть два типа уничтожителей ржавчины. Первый просто уничтожает для дальнейшего смыва этого уничтожителя и механического очищения, а второй преобразовывает ржавчину, в устойчивое соединение солей, которое служит защитой металла и его смывать не нужно.]

Я использовал первый тип:


Нанёс, подождал 15 минут, смыл. Металл покрылся белым налётом, наверное это та самая плёнка из фосфатов (см.начало статьи). Результат минимален — есть небольшие "пятна" чистого металла, но в целом ржавчину не удалось удалить. После уничтожителя попробовал почистить наждачкой — тоже нет ощутимого эффекта. Что с уничтожителем, что без — ржавчина мех.способом удаляется одинаково плохо. Фото после уничтожителя, до чистки наждачкой:


------------
ИТОГ:
1. Ток однозначно помогает очищать ржавчину (ваш кэп);
2. Кальцинированная сода очищает ржавчину плохо, КРОТ очищает лучше, но недостаточно хорошо. Серная и ортофосфорная кислоты очищают одинаково хорошо;
3. Хорошо очищаются электрохимическим способо ровные поверхности металла, с небольшим "налётом" ржавчины (ваш кэп). Металл с сильно "въевшейся" ржой даже уничтожитель ржавчины не берёт.
-----------

Во втором этапе (ЧАСТЬ 2) очищенную пластину я оцинковал гальваническим способом и оставил на улице под дождём. Как будет время обязательно напишу об этом.

Всем спасибо за внимание!

upd.: Забыл сказать, хотел найти соляную кислоту для опытов, но оказалось она в чистом виде (в РФ) продаётся только юридическим лицам.((( Наверное чтобы народ в ней трупы не растворял и наркотики со взрывчаткой не делал.

Читайте также: