Где были выкованы металлические звенья невской ограды летнего сада

Обновлено: 30.06.2024

Летний сад, который, Петр I упоминает в своих указах, помеченных мартом — апрелем 1704 года, ровесник города на Неве. Место для Летнего сада облюбовал сам царь. Участок на левом берегу Невы понравился ему прежде всего, потому, что был давно обжитым. К тому же мыза Конау была довольно далеко от шума и грохота стройки Петропавловской крепости. Царь же Петр хотя силой обладал богатырской, страдал тяжелым нервным расстройством, просыпался от малейшего шороха. И ещё, вероятно, особенно приглянулось Петру это место, потому что почти со всех сторон было окружено оно водой, страстно любимой им стихией.

Первый план Летнего сада, вероятно, набросал сам Петр, повидавший ещё во время своего заграничного путешествия с Великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704–1705 годах, разбивкой царского «огорода», так в те времена обычно называли сад, и устройством в нем фонтанов занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов. Петр 1, придававший огромное значение своей новой резиденции, не забывает о ее строительстве среди забот о государстве и в суровых условиях военных походов.

Уже в начале 1710 года Летний сад вызывает восхищение иностранных путешественников: «Вплоть у этой речки (Фонтанки), — пишет один из них, — царская резиденция, т. е. небольшой домик в саду, голландского фасада, пестро раскрашенный, с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами. Возле — небольшой птичник, в котором щебечут разного рода пташки. Далее — изрядная беседка из плетня и близ нее большой дом для придворной прислуги… Сзади, в саду же, другой большой дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение посредством большого колеса, а подле — небольшой зверинец… Наконец, следует круглая оранжерея с разными небольшими при ней строениями… В середине сада большой, выложенный плитой, водоем, и в центре его грот, из которого бьет фонтан. В оранжерее выставлено несколько померанцевых, лимонных и лавровых деревьев, также гвоздичных кустов».

От напора волн «Большой реки» Летний сад ограждала каменная стена. Специально для того, чтобы здесь могли приставать шлюпки, верейки и прочие суда «невского флота», в нее вбили железные кованые кольца.

Среди каменных домов прозрачной, легкой стеной высится на набережной Невы знаменитая ограда Летнего сада. Как пишет в своей книге Н. В. Семенникова: «Ее строгость и ясность, ее величавая простота, как чеканный пушкинский стих. Она — одно из тех совершенных созданий, что определяют стиль Петербурга, „строгую, стройную“ красоту панорамы невских берегов.

Вдоль гранитного парапета набережной, вторя его плавной линии, тянется высокий цоколь ограды. Возносящиеся над ним пепельно-розовые колонны варьируют и развивают тему, воплощенную петербургскими зодчими в бесчисленных колоннадах приневских дворцов. Колонны, как и цоколь, высечены из „петербургского“ камня — гранита; в него одеты берега Невы, из него сделан постамент Медного всадника, грандиозные колонны Исаакия и могучие атланты Нового Эрмитажа…

„Столбы — из дикого морского камня“ рубили на пустынных финских островах и по воде отправляли в Петербург. Однажды осенним штормом разбило судно, груженное восемью столбами. Обросшие раковинами и водорослями, и посейчас лежат они где-то на дне Финского залива». 36 гранитных колонн вытесаны каменотесами из села Путилова около Петербурга.

Массивность и тяжесть гранита подчеркивают ажурную легкость железной решетки. Звенья решетки выкованы в Туле, на заводе купца Денисова в 1773–1777 годах. Вазы и урны, не предусмотренные первоначальным проектом, установлены в 1784 году.

Ещё раз слово Н. В. Семенниковой: «Ее прозрачная черно-золотая графика особенно отчетливо выступает в ясные зимние дни, оттененная холодной белизной снега. Искрящийся на солнце, он сплошным мягким ковром покрывает аллеи и газоны, пышными хлопьями ложится на венчающие колонны вазы и урны, превращая их в фантастические сверкающие короны, легким белым контуром обводит тонкие черные копья и золотые орнаменты решетки. Ночью, когда мороз крепчает, на колоннах вырастает мохнатая изморозь и металлические звенья становятся пушистыми от инея. В филигранный серебряный узор сплетаются за ними ветви заиндевевших деревьев; заколдованным царством зимы кажется в такие ночи Летний сад».

Кто же автор ограды Летнего сада? Долго единого мнения на этот счет не существовало. Авторство ограды в разное время приписывалось таким различным по дарованию, непохожим друг на друга зодчим, как Фельтен и Баженов, Валлен-Деламот и Петр Егоров. На основе тщательного анализа некоторых косвенных данных и стилистики сооружения большинство ученых сошлось на том, что этот гениальный замысел принадлежал Фельтену.

Соответственно считается, что Фельтен положил начало и созданию гранитной рамы Невы — ее набережных, пристаней, спусков к воде. Ведь появление ограды Летнего сада самым тесным образом связано с сооружением набережной на левом берегу Невы.

Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12 мая 1725 года был назначен экономом при только что созданной Санкт-Петербургской Академии наук. В 1738 году дочь Фельтена Екатерина вышла замуж за профессора физики и математики Г.-В. Крафта. Дела шли хорошо, пока жив был глава семейства, но 18 апреля 1736 года Матиас Фельтен умер. У вдовы остались дети-подростки — дочь и двое сыновей. Крафт взял на себя заботу о семействе близких родственников. В 1744 году Крафт вернулся в родной Тюбинген и позвал на родину оставленное в Петербурге семейство.

Фельтен к тому времени закончил старший класс гимназии, открытой при Академии наук. После гимназического курса он был достаточно подготовлен, чтобы продолжать занятия в Тюбингенском университете, где в течение нескольких лет изучал у Крафта математические и физические науки.

Все виденное в Германии стало хорошей школой, заложило прочную основу в его архитектурном мышлении и, несомненно, повлияло на все дальнейшее творчество зодчего. Германия удержала молодого Фельтена ненадолго. Осенью 1749 года он снова в Петербурге. В ноябре этого года Фельтен обратился с прошением, как тогда было положено, на имя императрицы Елизаветы Петровны о поступлению в Академию.

В декабре 1749 года желание Юрия осуществилось. Незаурядные способности и хорошая предшествующая подготовка быстро подвинули его в занятиях при Академии. В ноябре 1751 года, одолев необходимый курс наук, Фельтен подал челобитную об определении его в службу академическую с жалованьем. Обучавшие его художники дали сдержанные, но вполне положительные аттестации.

С марта 1752 года Фельтен был зачислен на службу в Академию архитекторским гезелем с жалованьем сто пятьдесят рублей в год. В ноябре 1754 года Фельтен попросил разрешения в академической канцелярии ходить «к обер-архитектору г-ну графу Растрелли для упражнения в практической архитектуре, когда при Академии никакого дела не будет». А в сентябре 1755 года Фельтен стал выполнять задания в состоявшей при Канцелярии от строений команде Растрелли, ещё не имея там штатного места.

Обер-архитектор императорского двора скоро оценил способности молодого гезеля. Растрелли просил зачислить Фельтена заархитектором, дабы тот мог проявить на деле «природную склонность к архитектуре цивилис». Указом Правительствующего сената от 20 декабря 1755 года Фельтен был приведен к присяге и зачислен на службу.

Несомненно, главное значение для Фельтена имела работа в мастерской Растрелли. Когда в начале августа 1764 года Растрелли с семьей покинул Петербург, ближайшему его помощнику Фельтену пришлось завершать начатое его наставником, а вскоре приступить и к самостоятельному проектированию.

Шестидесятые — семидесятые годы стали периодом становления и расцвета таланта зодчего. Получив звание архитектора, он продолжал работать в Зимнем дворце и по дворцовому ведомству. Имя Фельтена связано также с созданием замечательного сооружения, ставшего началом современного музея «Государственный Эрмитаж». По проекту Фельтена в 1775–1785 годах было построено «здание в линию с Эрмитажем» (Большой, или Старый Эрмитаж).

В 1760–1770 годах, после отъезда Растрелли, Фельтен был главным архитектором Канцелярии от строений. У Екатерины II по мере упрочения ее на престоле рождались грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы и загородных резиденций, преобразования всей страны. Она вникала во все строительные планы. Исполнителем ее намерений в эти годы был Фельтен. На передний план выдвигались задачи градостроительного порядка. В числе первых мер по преобразованию Петербурга была совпавшая с окончанием строительства Зимнего дворца замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями.

Фельтену принадлежала главенствующая роль в осуществлении этого замысла, хотя, несомненно, участников было много. В результате город обогатился сооружением, величавым по естественной простоте своих очертаний и мастерству обработки гранита безымянными каменотесами.

В июне 1770 года последовало распоряжение об установке решетки у Летнего сада. Совершенство решетки Летнего сада, классическая простота и завершенность ее строгого графического рисунка постоянно приковывают к себе внимание. Она стала своеобразным эталоном сооружений подобного рода. Ее композицию неоднократно варьировали позднее. Ограде Летнего сада посвящали стихи поэты.

С 1772 года началась педагогическая деятельность Фельтена в Академии художеств, занимавшая много времени. Внимания требовали постройки в столице и пригородах. С этих пор непосредственное наблюдение за ведением работ по установке ограды возлагается на Петра Егорова. В частности, по его замечаниям корректировался окончательный рисунок ворот и завершение столбов в виде ваз и урн, поначалу не предусмотренных. Егоров руководил производством работ до самого окончания строительства в 1784 году.

Объективная оценка заслуг Егорова вовсе не противоречит правильному пониманию роли Фельтена в сооружении решетки. С самого начала строительства роль Фельтена была не административной, а определяющей, формирующей характер и вид будущего сооружения.

Большинство гуляющих сегодня вдоль Летнего сада вряд ли знают о том, что там, где они сейчас ступают, текла когда-то Нева. Набережную построили на сваях, отвоевав у воды участок около пятидесяти метров шириной. Для того чтобы сад изолировать от снующих по ней экипажей и пешеходов, в 1770–1784 годах и возвели ограду. Однако она не исказила первоначального замысла Петра. Ее колонны повторили мотив прежних деревянных галерей, и связь сада с просторами Невы осталась ненарушенной. И сегодня, находясь на его аллеях, нельзя не ощутить близость реки. Нева виднеется сквозь звенья решетки, голос ее волн, бьющих о гранитные стены, сливается с шелестом деревьев.

Вторая половина 19-го столетия оставила о себе недобрую память в Летнем саду. Именно тогда «одно из чудес мира» — решетка со стороны Невы изменила свой первоначальный облик, по политической причине.

4 апреля 1866 года в четвертом часу дня на Дворцовой набережной ожидали появления царя, который почти ежедневно здесь прогуливался. Едва Александр II вышел из сада и направился к стоявшему на набережной экипажу, навстречу ему сквозь толпу протискался человек и выстрелил. Стрелявший, студент Московского университета Дмитрий Каракозов, промахнулся. В том же году Каракозова казнили.

В память о «чудесном спасении священной особы царя» в центре ограды, на месте главных, самых больших и величественных ворот, построили безвкусную мраморную часовню. Двое же малых ворот, находившихся прежде против боковых аллей, перенесли и поставили рядом с часовней.

Во второй половине XIX — начале XX века «отцы города» мало беспокоились о судьбе старого сада. Напрасно о плачевном состоянии неоднократно писали газеты и журналы: «В каком виде его решетки и статуи! Гранитные столбы фельтеновской решетки осели, урны, того и гляди, потеряют ручки, а средние из трех ворот, выходящих на Неву, закрыты, как заплатой, часовней.

Когда идешь по главной аллее, то взгляд невольно ищет дали и вдруг упирается в глухую стену, не имеющую ничего общего с окружающим.

Тонкая решетка террасы, выходящей на Лебяжий канал, проломана и зачинена проволокой, а статуи, без носов, без рук, покрыты плесенью».

Сразу после Октябрьской революции предприимчивые американцы предприняли попытку заполучить чудесную ограду Летнего сада. Играя на трудностях, они предложили правительству молодой Советской республики поменять ее на паровозы. Как известно, немало предметов искусства из России ушло за рубеж, но, к счастью, ограду не отдали.

За годы существования города Нева более трехсот раз выходила из берегов. Самые сильные наводнения были в 1777, 1824, 1924 и 1955 годах. 7 ноября 1824 года вода в Неве поднялась до 372 сантиметров над ординаром у Горного института (ординар — средний многолетний уровень).

23 сентября 1924 года вода достигла отметки 369 сантиметров над ординаром. Не жалея сил, боролись ленинградцы с последствиями наводнения. Сад не только привели в порядок, но и начали работы по реставрации скульптуры и зданий. В 1931 году было принято решение о восстановлении в первоначальном виде большой ограды. Часовню разобрали, но так как найти снятые центральные ворота не удалось, вместо них поставили ещё одно, дополнительное звено решетки. Там появилась мраморная доска с лаконичной надписью: «На этом месте 4-го апреля 1866 г. революционер Д. В. Каракозов стрелял в Александра II». В 1948–1953 годах ограду реставрировали.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ОДНОСЕЛЬЧАНЕ СОЖГЛИ ЗАЖИВО УБИЙЦ 4-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

ОДНОСЕЛЬЧАНЕ СОЖГЛИ ЗАЖИВО УБИЙЦ 4-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА Искать Витю начали вечером 8 июля. Сначала родители просто бродили по улице, выкрикивая имя сына, спрашивая у соседей, не видел ли кто его, потом уже вместе с соседями стали прочесывать поселок и окрестности. Тогда самым

Праздник летнего солнцестояния

Праздник летнего солнцестояния Поклонение солнцу, так много значившему для людей в древности, достигало своего апогея летом. День летнего солнцестояния — самый длинный день в году — праздновался всеми народами. Когда-то люди верили, что, принося дары могущественному

Созвездия летнего неба северного полушария

Созвездия летнего неба северного

Особенности летнего ухода

Особенности летнего ухода Летний уход заметно отличается от зимнего и весеннего. Дело в том, что летом в игру вступают новые природные факторы. Жаркое солнце атакует кожу ультрафиолетовым излучением, которое активно отнимает влагу у клеток.Сухость, традиционная

Накануне летнего сезона

Накануне летнего сезона Совет № 371Высокие сборы меда в любой природной зоне зависят от умения пчеловода выращивать к началу главного медосбора сильные высокопродуктивные пчелиные семьи. Подготовленность семьи к главному медосбору считается наилучшей, если в ее

кто-нибудь расскажите о решетке летнего сада петербурга, на каком тульском заводе ее делали и где был этот завод


Рассматривая решетку Летнего сада, обращая внимание на каждую деталь, даже самую незначительную, мы постигаем редкое единство художественного замысла этого превосходного произведения, выполненного из кованого железа. Решетка настолько художественно совершенна, что трудно сказать, служит ли она прекрасной оградой Летнему саду или Летний сад является прекрасным фоном для этого великолепного архитектурного произведения.

Задача архитектора заключалась в том, чтобы создать садовую ограду достаточно самостоятельную, сквозь которую были бы хорошо видны как широкий простор реки, так и зелень самого парка, его аллеи и украшающие их статуи.
Это одна из самых легендарных решеток в мире. Она была создана по чертежам архитектора Ю. Фельтена при участии П. Егорова. Решетка "Летнего сада" изготавливалась русскими мастерами умельцами.
История проектирования Невской ограды полна загадок. Так первые эскизы принадлежат "заархитектору Фоку и ранга подпорутчинскаго Вуншу "
Подряд на изготовление решетки достался купцу Игнатию Денисову.
Среди тех, кто первым откликнулся на объявление торгов, был владелец заводов в Туле петербургский купец Игнатий Иудович (Юдин сын) Денисов. 1 июня 1773 г. Денисов, начав с 4 р. 20 к. , сбавил цену до 3 р. 80 к. за пуд из казенного железа и решительно заявил, что «менше как за ту решотку, так и ворота не возмет и торговаться ни с кем не желает». Он работал на паях со слесарным мастером Кригером .
Строительство Невской ограды обошлось в 88 тысяч рублей.
Вариант, подсказанный самим Летним садом: длина звена соответствует ширине самой первой аллеи вдоль Лебяжьей канавки. Если подойти к ограде со стороны набережной Невы, то можно убедиться, что колонны стоят точно напротив деревьев по ее сторонам, как бы продолжая их стройные ряды.

Первые упоминания о подготовительных работах по сооружению ограды сада относятся к 1770 году. "Ее императорское величество .. соизволила по берегу Невы реки у первого сада сделать .. железную решетку с воротами на каменном фундаменте со столбами и цоколем дикого камня" - писал И. И. Бецкой. Весной 1771 года начинаются работы по поставке "дикого "камня (так называли карельский гранит) для изготовления "железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами". Металлические звенья решетки были выкованы на тульском заводе купца Денисова.
В окончательном варианте ограда состояла из 36 столбов из гранита, 32 звеньев кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, при этом ворота устанавливали напротив аллей сада. Каждую гранитную колонну завершает ваза с букетом, строгие прямые линии решеток смягчают изящные позолоченные розетки в центре и позолоченный же орнамент вверху. Благодаря этому массивный и тяжелый гранит не кажется грубым.
В апреле 1866 года у ворот Летнего сада произошло покушение на императора Александра II. В него стрелял студент Дмитрий Каракозов. Покушение не удалось: Каракозов промахнулся, был схвачен, а через несколько месяцев казнен. В память о счастливом спасении государя на месте главных ворот сада установили часовню во имя святого Александра Невского, двое малых ворот перенесли ближе к ней. После революции часовню убрали, но главные, самые величественные ворота, так и не были восстановлены.

Решетка Летнего сада

На набережной у ворот Летнего сада на ум приходят строки Анны Ахматовой о том единственном саде, «где лучшая в мире стоит из оград». Почти 250 лет решетка Летнего сада украшает город.

Решетка Летнего сада

Идея соорудить монументальное ограждение с северной стороны сада, у Невы, пришла в светлую голову Екатерины Великой. Воплощать замысел императрица поручила архитекторам Юрию Фельтену и Петру Егорову.

Екатерина Великая

Представляете, с петровских времен здесь стояла другая ограда! Когда берег Невы у входа в Летний сад одели в гранит, старое ограждение на вкус Екатерины оказалось непрезентабельным и требующим замены.

Начинающий придворный архитектор Фельтен приступил совместного с Егоровым к воплощению в жизнь проекта, собственноручно утвержденного императрицей, в 1770 году.

Цоколь и 36 колонн создавали из розового карельского гранита, добытого в финских каменоломнях под Выборгом. До сих пор удивляет, как во второй половине 18 столетия деревенские каменотесы из Путилово сумели сотворить эту красоту!

Каждая из круглых колонн украшена гранитными урнами и вазами с золочеными цветами из бронзы. Это добавляет сооружению аристократические черты. Ничего удивительного в этом нет, Летний сад был местом прогулок петербургской знати.

Колонны у Летнего Сада

Самым большим чудом ограды для главного столичного сада стала металлическая решетка. Ажурный узор этого творения строг и красив. Сверху звенья из металла украшают золоченые пики.

Металлическая решетка

Что по-настоящему изумляет – решетчатые звенья ковались мастерами вручную. Каждое звено сверху они украсили орнаментом с позолотой, в центральной части звеньев поместили золоченые розетки.

Центральная часть

Были же на Руси умельцы! Изготовили этот шедевр из металла тульские мастера на заводах, владел которыми Игнатий Денисов, петербургский купец. Он подрядился ковать решетку и ворота по чертежам, его кузнецы выполнили это блестяще.

Сооружали ограду для первого зеленого парка Петербурга 14 лет, только в 1784 году она была полностью готова. Екатерининской казне этот проект обошелся в 80 тысяч рубликов. Немалая сумма по тем временам!

Каждый раз удивляюсь, не только утонченной красоте металлического обрамления со стороны набережной Невы, но и тому, настолько оно прозрачно. Смотришь через эту ограду - аллеи, деревья и фонтаны сада как на ладони.

Со стороны набережной Невы

Всего тульские кузнецы выковали 32 звена решетки, а еще двое малых ворот и одни большие. Существует легенда, что одно из звеньев сделано из золота. Но подтверждения этому не нашлось.

Легенды, связанные с необыкновенной оградой Летнего сада, давно передавались петербуржцами от одного поколения другому. Иначе и быть не могло, ограда стала одним из символов города.

Самая старая из легенд о британце, прибывшем в Петербург на яхте, чтобы увидеть красоты города своими глазами. Говорят, приблизился английский подданный по Неве к набережной у Летнего сада, посмотрел на решетку и был потрясен.

Не захотел путешественник спускаться на берег и смотреть российскую столицу. Сказал, что прекраснее этой ограды уже ничего на свете нет. И уплыл британец в родные края, очарованный восхитительными узорами из металла.

Существует еще одна менее романтичная легенда. В 1924 году американцы так захотели заполучить ограду Летнего сада, что предложили за нее советскому правительству сотню паровозов.

Паровоз

Решили шустрые янки по бартеру разжиться художественной ценностью! Но даже в те тяжелые в хозяйственном плане для страны времена нарком Луначарский этого не допустил.

Сложно поверить, но в 19 столетии нашлись в имперской столице головы, которые додумались внести изменения в стройную красоту ограды Летнего сада и преобразить уникальное сооружение.

Это произошло после неудачной попытки московского студента, которого сегодня скорее назвали бы террористом, чем революционером, Дмитрия Каракозова пальнуть в Александра II в 1866 году.

Император уцелел в этом случае. В память о событии сняли большие ворота ограды и соорудили часовню на том месте, где случилось покушение, а государь остался жив.

Часовня

Если судить по старым фото, то часовня эта на фоне решетки смотрелась нелепо, совершенно инородной, лишней и громоздкой пристройкой к совершенной по форме ажурной ограде.

Часовню, построенную во имя князя Александра Невского, снесли в 1931 году. Думаю, руководствовались при ее сносе, скорее политическими мотивами, чем явной неуместностью строения.

Вот только из-за постройки часовни ограда Летнего сада лишилась главных ворот, которые не были восстановлены. Куда они подевались – можно только догадываться. Вместо больших ворот установили еще одно звено решетки.

Тогда же додумались к металлической части ограды, махнув рукой на ее художественную ценность, справа от ворот приделать памятную доску с надписью о покушении на царя неудачливого стрелка Каракозова.

Радует, что времена изменились, при дальнейшей реставрации решетка Летнего сада лишилась этой нелепой доски, повешенной опять-таки по политическим соображениям.

Хотя на фотографиях ограды в Летнем саду 1970-1980 годов в путеводителях по городу на Неве «каракозовская» доска серого цвета все еще присутствует на дополнительно изготовленном звене решетки.

Решетка в 70-ые годы

В послереволюционные времена знаменитая ограда в Летнем саду стояла заброшенной, пережив сильное наводнение. Только к 1949 году со стороны набережной Невы металлическую решетку зачистили.

Еще через четыре года ограду сада привели в первозданный вид. Снова появилась позолота на розетках, орнаментах решетки и декоре ваз на колоннах.

В 2012 году Летний сад открылся после трех лет реконструкции. В ходе этих работ были воссозданы большие ворота, спроектированные Фельтеном, в ограде на невской набережной.

Кстати, длина ограды в Летнем саду 232 метра. Как кому, а мне нравится прогуливаться вдоль ограды по набережной Невы и рассматривать через решетку скульптуры и деревья.

Длина ограды

А вот самые эффектные фото, и это проверено опытом, получаются у полукруглых веерных решеток в концевой части ограждения. Одна из них находится у Лебяжьей канавки, другая у моста через Фонтанку.

Концевая часть

Любопытно, что эти завершающие ограду веерные решетки выполняют не только декоративную функцию, но и защищают Летний сад от проникновения нежелательных посетителей.

Не секрет, что в Летний сад иногда пытаются пробраться некоторые прыткие граждане, когда он закрыт в ночное время или весной на просушку. Полукруглые решетки с острыми пиками на концах не дают этого сделать.

Где были выкованы металлические звенья невской ограды летнего сада

Введите имя пользователя, чьи записи вы хотите найти

Войти

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Решетка Летнего сада - XVIII-XIX вв

В первый же год своего царствования новая государыня приказала молодому архитектору Юрию Фельтену составить проект парадной гранитной набережной от «Летняго дому до Галернаго двора», то есть от Летнего дворца в Летнем саду до Ново-Адмиралтейского канала.Вместо обветшавших петровских деревянных набережных, он создал красивую, облицованную гранитом набережную, которая до сих пор по праву считается одним из знаковых символов Петербурга. Строительство в районе летнего сада шло в течении нескольких лет и закончилось уже к 1770-м годам. Проект набережной предполагал также возведение красивых гранитных мостов через реки и каналы. В 1768 г. Закончили строительство Нижнего Лебяжьего моста через Лебяжий канал вдоль западной границы Летнего сада. В 1769 г. был закончен Прачечный мост через исток Фонтанки близ Летнего дворца Летнего сада.

И тут, в самом начале 1770-х годов, императрица обратила внимание, что старая решетка летнего сада не соответствует вновь выстроенной величественной набережной. Как вспоминает еще в 1770-ом году Иван Иванович Бецкой, «Ее императорское величество.. соизволила по берегу Невы реки у первого сада сделать .. железную решетку с воротами на каменном фундаменте со столбами и цоколем дикого камня».

Тогда же, видимо, Ю. Фельтен разработал проект решетки с 3 воротами, 32 звеньями металлической решетки и 36 гранитными столбами. Государыне он понравился и она его утвердила. Уже весной 1771 года в карельских каменоломнях стали добывать гранит для фундамента и столбов «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». Гранитные детали вытесывали мастеровые из деревни Путилово, расположенной в Южном Приладожье, около нынешнего Мурманского шоссе. В 1773-1777 годах на тульском заводе купца Денисова были выкованы звеня ограды. Они полностью ковались вручную. Но в 1777 году город затопило страшное осеннее наводнение. Летний сад, в числе многих других мест в центре города, оказался затопленным. В нем пострадали многие сооружения, в том числе и петровские фонтаны, которые потом по этому было решено разобрать (нынешние, воссозданные в последнее время фонтаны сделаны, скорее на подобие старых, но это все равно новодел, так как точных чертежей их до нас не дошло). Наводнение нанесло саду такой урон, что его на несколько лет закрыли и не пускали туда посетителей, пока не привели все в полный порядок. Понятное дело, что и строительство невской береговой решетки было приостановлено. Поэтому, завершено оно было сравнительно поздно — уже в 1784 году. Красивая ограда сразу же стала восприниматься, как один из символов Невской столицы. Как писал в 1824 году ученый — минералог Д. Соколов, «набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира». Красивейшей считал ее и поэт К. Н. Батюшков: «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в её рисунке» - восторженно писал он - «Я видел славную решетку Тюльерийского замка, отягченную, раздавленную, так сказать, украшениями — пиками, касками, трофеями. Она безобразна в сравнении с этой».

Решетка Летнего сада является характерным памятником строгого классицизма. Строгие, прямые линии узора ограды смягчаются позолоченными деталями и затейливым орнаментом ворот, монолитные гранитные столбы оживляются каменными вазами.

Казалось бы, этот красивый, гармоничный ансамбль не подлежит никаким изменениям и простоит сквозь века. Однако, судьба решила иначе. Во второй половине следующего, XIX в. к власти пришел император Александр II. Этот царь с одной стороны хотел провести ряд прогрессивных либеральных реформ на благо народа, а с другой стороны — хотел сохранить устои самодержавия и сословного строя. Поэтому реформы у него с самого начала стали выходить половинчатые — даже свою первую, самую знаменитую, крестьянскую реформу по отмене крепостного рабства этот государь подготавливал несколько лет к ряду, закрывая и создавая новые комитеты с наиболее консервативными членами, а освободил в конце концов крестьян без земли, отдав всю землю помещикам. В это время появились либеральные и социалистические сообщества, выдвигавшие идеи ограничения монархии и создания буржуазной республики, а то и вовсе убрать царскую власть и построить социалистическое общество по образцу крестьянской общины. Некоторые люди решили свергнуть царя немедленно. Таков был московский революционный кружок (группа единомышленников) Ишутинцев во главе с вольным слушателем Московского университета дворянином Николаем Андреевичем Ишутиным. С ним в кружке состоял его двоюродный брат, дворянин Дмитрий Владимирович Каракозов. Оба кузена являлись ровесниками (1840 года рождения) и с детства росли вместе и тесно общались. Вместе пришли к социалистическим воззрениям и начали революционную деятельность. На момент начала реформ Александра II им было 20 с небольшим лет. В отличии от многих иных тогдашних социалистов, они ставили не только (и, видимо, не столько) на крестьянскую общину, сколько на зарождающийся рабочий класс, «друзей- рабочих», из тех же вчерашних крестьян. Если крестьяне не пленялись высокими идеями молодых столичных господ, почитая царя, как Божьего помазанника, то оторванные от привычной среды и влачившие безысходное бедное трущобное существование рабочие могли скорее загореться революционными порывами. Поэтому, ишутинцы изначально вели среди рабочих больших городов страны оживленную пропаганду, писали воззвания. Однако, и здесь их идеи увлекали далеко не всех и не сразу. Тогда Дмитрий Каракозов решил убрать царя самим, террористическим методом.

По собственному желанию, весной 1866 года он прибывает из Москвы в столичный Петербург и планирует внезапно застрелить самолично в упор царя на набережной, у ограды Летнего сада. 4 апреля он подстерег царя у ворот со стороны набережной. Царь прибыл из Зимнего дворца в сад гулять. Смешавшись с толпой, собравшейся вокруг самого царя, Каракозов пробился к нему и выстрелил в него в упор, однако, промазал и был тут же схвачен охраной. Согласно официальной версии, царя спас отважный костромской крестьянин Осип Иванович Комиссаров, который отвел руку убийцы. Каракозова заточили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Каракозов был казнен 3 сентября на Смоленском поле (часть Васильевского острова) при большом стечении народа, пришедшего поглядеть на несостоявшегося цареубийцу. Тогда молодой художник Илья Репин написал карандашный портрет осужденного, который сохранился до наших дней. Тогда никому и в голову не пришло, как много в самом ближайшем времени разведется таких террористов-народников. Комиссарова царь возвел в дворянское звание, дав ему двойную фамилию Комиссарова-Костромского. А то место, где произошло покушение, в 1866-1867 году по проекту академика архитектуры Р. И. Кузьмина было украшено встроенной в ограду часовенкой, выстроенной в традициях ранней эклектики, в стиле необрарокко с элементами классицизма. Закладка, по воспоминаниям министра внутренних дел Валуева, состоялась 1 сентября 1864 года, за два дня до казни Каракозова. Ради нее снесли главные ворота сада, а двое боковых подвинули ближе к центру. Часовню осветили во имя небесного покровителя Александра II, Св. Александра Невского. В храме находился мозаичный образ Александра Невского, выполненный мастером Т. А. Неффом. Несмотря на то, что царь просил сделать часовню в строго стиле, чтобы не нарушать вид решетки Летнего сада, все равно из-за своей массивности часовня создавала некоторый диссонанс.

Решетка Летнего сада - предыстория


Решетка Летнего сада со стороны Невы давно по праву считается одним из символов Петербурга. Замечательный памятник строгого классицизма второй половины XVIII столетия, созданный для украшения центральной городской набережной, и по ныне является знаковым местом города. До сих пор сохранилась легенда о неком путешественнике, который, увидев решетку Летнего сада сказал, что теперь он может умереть, - ведь он видел самое прекрасное на свете. (На первой иллюстрации - гравюра 1816 года.)

Вообще же с этой решеткой и местом, где она находится, связан ряд по истине драматических историй. В современном виде она была создана в 1770-1784 годах по проекту любимого архитектора этой Екатерины II - Юрия Матвеевича Фельтена. Однако, впервые ограда сада со стороны Невы появилась еще во времена Петра I. Она уже огораживает сад с Невы на гравюре 1716 года. Посредине, на месте современных главных ворот, в ограду встроен роскошный павильон.

Однако,вскоре, на его месте, сразу после смерти Петра I, с января по май 1725 года, по указу его вдовы, Екатерины I, была спешно, за 4 месяца, сооружена «зала для славных торжествований» для свадьбы царевны Анны Петровны с герцогом Карлом Фридрихом Голштинским. Карл Фридрих еще при жизни Петра сватался за старшую дочь Петра, однако, император так и не назначил даты свадьбы. Но тотчас после смерти Петра 28 января 1725 года, императрица Екатерина сразу же приняла решение сыграть свадьбу.

Уже с января началась постройка свадебной залы для славных торжествований на месте петровского павильона, встроенного в центральную часть невской северной ограды Летнего сада. Строительство было поручено молодому архитектору Михаилу Григорьевичу Земцову. Он построил двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте. Свадьбу пышно отпраздновали 21 мая.

В 1728 году у молодой четы родился сын, карл Петер, который впоследствии, как и планировал Петр I, станет российским царем (Петром III). Но это будет не скоро, выпишет в Росиию его лишь дочь Петра Елизавета Петровна)

А зала для славных торжествований одно время так и осталась стоять в Петербурге на набережной Невы, встроенная в ограду Летнего сада. Но в 1732 году новая царица, племянница Петра Великого Анна Иоанновна приказала придворному архитектору Франческо Бартоломео Расстрелли перестроить ее и построить на ее месте царский летний дворец. Этот дворец был тоже деревянным, двухэтажным, на каменном цоколе. Царица его очень любила и жила в нем даже зимой, вместе со своим фаворитом, знаменитым временщиком, герцогом Курляндским Эрнстом Иоганном Бироном. Здесь же 17 октября 1740 года она и скончалась при странных обстоятельствах.

Меньше чем через месяц, 8 ноября в этом дворце гвардейцами фельдмаршала Миниха был в своей спальне арестован фактический правитель России, знаменитый временщик Бирон. Но уже через год гвардейцам надоел и новый временщик Миних и они возвели на престол Елизавету Петровну.

Летний дворец, встроенный в ограду Летнего сада автоматически отошел новой царице, но она в нем жить не любила, предпочитая отдыхать в Петергофе, или Царском селе. В 1756 году она вовсе приказала разобрать дворец и перенести за город, где он был использован для расширения любимого ею с детства Екатерингофского дворца. Из материалов Летнего дворца по бокам от Екатерингофского были построены два флигеля. Сам Екатерингофский дворец простоял до 1926 года, когда, после нескольких пожаров, был разобран до основания, включая и те самые флигели.

Читайте также: