Где применялись и применяются художественные изделия из просечного металла

Обновлено: 05.10.2024

Познакомить учащихся с инструментами для просечки; профессиями специалистов, работающих по просечке.

Развивать художественное мышление, умение рисовать эскизы и изготавливать по ним подвески, брелки для ключей.

Воспитывать интерес к профессиям слесаря и производства, уважение к людям труда.

Дидактическое обеспечение: презентация вывески слесарного кабинета, коллекции «Домашние животные», «Африканские Животные», «Морские Животные», брелки и работы учеников 7-9 классов прошлых лет.

Ключевые слова: Пропильной металл (просечная чеканка, просечное железо), лобзик. Абразивная (паста ГОИ), крейцмейсель, зубило.

этапов занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания по методике ведения занятия

На доске запись - дата, изучаемая тема.

Отвечают причину отсутствия учащихся.

Сообщает тему и цели урока.

Запись темы урока.

Напомнить о том, что необходимо делать записи в тетради

Повторение пройденного материала

Какой вид художественной обработки металла проходили на прошлом уроке? Чем басма отличается от тиснения по фольге? В чем состоит сущность выполнения басмы? Какие металлы применимы для этой техники? Где применяется басма?

Отвечают на вопросы. Изображают на доске сущность выполнения басменного тиснения.

Опрос. Оценить самого активного ученика.

Изучение нового материала

Из истории глубокой древности.

Применение пропильного металла

Порядок выполнения просечки.

Отделка для получения зеркального блеска

Участие в беседе. Повторяют порядок просечки.

Задают вопросы о крейцмеселе, лобзике, пасте ГОИ, клеймах, смотрят на приемы использования инструментов при просечке металла. Самостоятельно читают правила безопасности по учебнику технологии.

Запись в тетрадь.

Самостоятельная работа учащихся.

Предлагает нарисовать в тетради 3 эскиза брелка, или подвески в технике просечки, выбрать лучший из них, подготовить инструменты на верстаке, выбрать заготовку и по эскизу выполнить брелок. Инструктажи при работе ручным слесарным инструментом и при работе на сверлильных станках ИОТ 51,52.

Рисуют эскизы, выбирают лучший эскиз, одевают спец. одежду, организуют рабочее место, приступают к выполнению просечки.

Самостоятельное выполнение просечки

учителя на рабочих местах учащихся. Помощь при сверлении заготовок.

Выполнение практической работы. Работа на верстаках с использованием инструментов

Подведение итогов урока

Подводит итог. Анализ всех брелков, обсуждение результатов работы.

Выставление оценок, их аргументация.

Каким образом выпиливают изделия из тонкого металла? Какими инструментами зачищают, шлифуют, полируют поверхность изделия? Какие инструменты вы сегодня использовали первый раз? Понравилась ли вам работа?

Объясняют причины несоответствия шаблона и брелка. Причины затруднений. Отвечают на вопросы

Учебник, § 29, С.132-135

Записать в дневники

Практическая работа по теме

«Просечной металл»

Изготовление изделий в технике пропильного металла

1 Продумайте, какое изделие вы хотели бы изготовить (брелок для ключей, накладку, подвеску). Нарисуйте эскиз или подберите рисунок из Интернета или книги.

2 Подготовьте листовую заготовку из металла ( меди, латуни, алюминия, стали) для работы.

3 Перенесите на заготовку с помощью шаблона контуры брелка.

4 Рассмотрите разметку. Определите и наметьте места сверления отверстий.

5 Обработайте внутренние и наружные контуры напильниками ,надфилями, шкуркой.

6 отполируйте поверхность пастой ГОИ и войлоком.

7 Покройте лаком изготовленное вами изделие.

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях мира сохранились

Рис. 90. Дымник. Просечное железо

металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья. С древнейших времен широко были распространены художест­венные работы с металлом и на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство художест­венной обработки металла, от­носящееся к VII — IV вв. до н.э. Наиболее простой является техника пропильного металла (другие названия этого искусст­ва: просечная чеканка, просечное железо). Пропильным металлом в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки.

Просечным железом украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы (рис. 90), флюгера, подсвечники и накладки на замочные скважины.

Чтобы повысить выразительность пропильного метал­ла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепи­ли металлический узор. Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

Для изготовления художественных изделий в технике пропильного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или стальную жесть.

Работу начинают с правки приготовленной заготовки из листового металла (приемы правки вы освоили в 5 клас­се). Затем выполняют разметку рисун­ка.

Д ля этого на заготовку кладут ко­пировальную бумагу, а сверху — рису­нок композиции. Твердым каранда­шом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

При выпиливании замкнутых кон­туров в металле предварительно про­делывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для выпилива­ния контуров сложной формы и имеющих большую протяженность ис­пользуют слесарный лобзик.

Слесарный лобзик (рис. 91) пред­ ставляет собой облегченную ножовку с тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком свер­ ху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приемы ра­ боты этим лобзиком аналогичны приемам работы столяр­ным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры (эти приемы вы осваивали в 5 классе). При выпиливании кон­ туров в листовом металле также пользуются выпиловоч ным столиком. Заготовку необходимо придерживать сво­бодной рукой на месте, чтобы она при работе не подска­ кивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешне­го контура, а с внутренних элементов рисунка.

При выпиливании очень тонкого металла, тоньше 1 мм, лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив их между собой по углам, и выпиливать все вместе.

После того как все контуры выпилены, зачищают (на­пильниками или надфилями) острые кромки и шлифуют поверхность изделия сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войло­ка или сукна с нанесенной на него абразивной пастой (на­пример, пастой ГОИ).

Шлифованную и полированную поверхность металла можно покрывать стойкими химическими соединениями, образующими на металле пленки, окрашенные в различ­ные цвета (эта работа выполняется только учителем). За­вершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шка­тулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы по­высить декоративную выразительность рисунка, под него можно подложить цветной фон.

Правила безопасности

1. При разметке заготовки не укладывать чертилку в карман халата.

2. Работать напильниками, слесарным лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.

3.Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.

4. Не делать резких движений лобзиком при выпили­вании, не наклоняться низко над заготовкой.

Вопросы для закрепления материала

1. Где применялись и применяются художественные из­делия из пропильного металла? 2. Назовите последова­тельность работ при изготовлении изделий в технике про­пильного металла.

3. Из каких основных частей состоит слесарный лобзик?

4. Каким образом выпиливают изде­лия из очень тонкого металла?

5. Какими инструментами зачищают, шлифуют и полируют поверхность изделия?

Где применялись и применяются изделия из пропильного металла.

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья. С древнейших времен широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII — IV вв. до н. э. Наиболее простой является техника пропильного металла (другие названия этого искусства: просечная чеканка, просечное железо). Пропильным металлом в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки. Просечным железом украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы, флюгера, подсвечники и накладки на замочные скважины.
Чтобы повысить выразительность пропильного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепи­ли металлический узор.


Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.
Для изготовления художественных изделий в технике пропильного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или стальную жесть.
Работу начинают с правки приготовленной заготовки из листового металла . Затем выполняют разметку рисунка. Для этого на заготовку кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок композиции.

Твердым карандашом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

При выпиливании замкнутых контуров в металле предварительно проделывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для выпиливания контуров сложной формы и имеющих большую протяженность используют слесарный лобзик.

Далеко-далеко за словесными горами в стране гласных и согласных живут рыбные тексты. Вдали от всех живут они в буквенных домах на берегу Семантика большого языкового океана. Маленький ручеек Даль журчит по всей стране и обеспечивает ее всеми необходимыми правилами. Эта парадигматическая страна, в которой жаренные члены предложения залетают прямо в рот.
Даже всемогущая пунктуация не имеет власти над рыбными текстами, ведущими безорфографичный образ жизни. Однажды одна маленькая строчка рыбного текста по имени Lorem ipsum решила выйти в большой мир грамматики. Великий Оксмокс предупреждал ее о злых запятых, диких знаках вопроса и коварных точках с запятой, но текст не дал сбить себя с толку.
Он собрал семь своих заглавных букв, подпоясал инициал за пояс и пустился в дорогу. Взобравшись на первую вершину курсивных гор, бросил он последний взгляд назад, на силуэт своего родного города Буквоград, на заголовок деревни Алфавит и на подзаголовок своего переулка Строчка. Грустный реторический вопрос скатился по его щеке и он продолжил свой путь. По дороге встретил текст рукопись. Она предупредила его: «В моей стране все переписывается по несколько раз. Единственное, что от меня осталось, это приставка «и». Возвращайся ты лучше в свою безопасную страну». Не послушавшись рукописи, наш текст продолжил свой путь. Вскоре ему повстречался коварный составитель

§ 29. Пропильный металл

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях сохранились металлические изделия мастеров Древнего мира, Средневековья. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII—IV вв. до н. э. Широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны.

Наиболее простой считается техника пропильного металла (другие названия этого искусства: просечная чеканка, просечное железо). Пропильным металлом в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки. Просечным железом украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы (рис. 92), флюгера, подсвечники и накладки на замочные скважины.


Рис. 92. Дымник. Просечное железо

Чтобы повысить выразительность пропильного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

Для изготовления художественных изделий в технике пропильного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или жесть.

Работу начинают с правки заготовки из листового металла. Затем выполняют разметку рисунка. Для этого на заготовку кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок композиции. Твердым карандашом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

При выпиливании замкнутых контуров в металле предварительно проделывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для контуров сложной формы и большой протяженности используют специальный инструмент — слесарный лобзик.

Слесарный лобзик представляет собой облегченную ножовку с тонкой пилкой (рис. 93). Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком сверху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приемы работы слесарным лобзиком аналогичны приемам работы столярным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры. При выпиливании контуров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы при работе она не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура, а с внутренних элементов рисунка.


Рис. 93. Слесарный лобзик

При выпиливании очень тонкого металла (до 1 мм) лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив их между собой по углам, и выпиливать все вместе.

После того как все контуры выпилены, зачищают напильниками или надфилями острые кромки и шлифуют поверхность изделия сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войлока или сукна с нанесенной на него абразивной пастой (например, пастой ГОИ).

Шлифованную и полированную поверхность металла можно покрывать стойкими химическими соединениями, образующими на металле пленки, окрашенные в различные цвета (эту операцию выполняет только учитель). Завершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы повысить декоративную выразительность рисунка, под него можно подложить цветной фон.

  1. При разметке заготовки не класть чертилку в карманы спецодежды.
  2. Работать напильниками, слесарным лобзиком только с надежно закрепленными и исправными ручками.
  3. Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

Практическая работа № 32

Изготовление изделий в технике пропильного металла

  1. Продумайте, какое изделие вы хотели бы изготовить (брелок для ключей, эмблему-накладку на альбом, декоративные элементы на кожаные или текстильные изделия, накладку на замочную скважину и др.). Подберите из книг и журналов подходящий рисунок или нарисуйте его сами.
  2. Подготовьте листовую заготовку из металла (меди, латуни, алюминия, стали) для работы.
  3. Перенесите на заготовку с помощью копировальной бумаги контуры рисунка.
  4. Рассмотрите разметку. Определите и наметьте места сверления отверстий.
  5. Обработайте внутренние и наружные контуры соответствующими инструментами.
  6. Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.
  7. Покройте лаком изготовленное вами изделие.

Новые слова и понятия

Пропильный металл: просечная чеканка, просечное железо; слесарный лобзик, абразивная паста.

Технология изготовления изделий из листового материала

Изготовление ковкой различных художественных и бытовых изделий из листового материала – одно из наиболее древних производств, которое широко применялось еще задолго до новой эры у скифов, народностей Кавказа и Южного Урала.

Существуют различные способы обработки листового материала: отрезка, вырубка, обрезка, просечка, гибка, завивка и скручивание, формовка и выколотка, чеканка, штамповка, басменная обработка и давильные работы на станках, а также комбинированная обработка.

На рис. 1.2.21 показаны некоторые разделительные операции: а – разрубка, б – вырубка, в – просечка и обрезка. Разберем более подробно все разделительные операции.


Рис. 1.2.21. Технология разрубки (а), вырубки (б), обрезки и просечки (в).

Отрезка (разрезка, разрубка) выполняется при помощи ручных ножниц для металла, гильотинных стуловых ножниц (для материала толщиной свыше 1,5 мм), кузнечных зубил, ножовок и других инструментов.

Вырубка (обрезка) – операция отделения какой-либо фигуры от листовой заготовки. Для осуществления этой операции на очищенную поверхность металлического листа наносят рисунок (можно через копировальную бумагу) или готовят шаблон и приклеивают его на лист. Если рисунок симметричный, то вычерчивают на плотной бумаге одну его часть, накладывают на предварительно размеченную поверхность листа и обводят чертилкой (остро заточенный стальной стержень). После этого перемещают фрагмент на определенный угол, опять обводят – и так до тех пор, пока не будет нарисован весь рисунок.

Когда рисунок полностью нанесен на металлический лист, то зубильцами начинают его высекать. Если рисунок сложный, можно использовать выпиловку лобзиком. Для облегчения процесса в узловых местах можно предварительно просверлить отверстия диаметром 3–5 мм и процесс обрезки проводить частями – от наиболее простых участков к сложным. В тех случаях, когда невозможно вырезать весь контур рисунка ножницами или лобзиком, можно применить различные по размерам и форме режущей кромки зубильца, а затем доработать контур надфилями.

С помощью вырубки, гибки, ковки и насечки искусный кузнец-художник из поселка Вырица Гатчинского района, Ленинградской области Владимир Марков изготовил из листа толщиной 3 мм оригинальную собачку (фото 1.2.3).

Просечка – образование внутренних отверстий различных форм в заготовке – обычно осуществляется зубильцами с прямым или радиусным лезвием. Большие формы могут вырезаться специальными криволинейными ножницами.

Просечка и вырубка – основные операции при изготовлении просечных железных украшений из кровельного железа или тонкой листовой меди и даже из толстой полосы.

Просечный металл начиная с XVI в. широко применяется при украшении бытовых предметов (сундучков-подголовников, замков, осветительных приборов и т. д.), а также в сельской и городской архитектуре.

Подзоры из просечного металла украшают свесы крыш и фронтонов изб, дворцов и соборов; ажурные коньковые решетки завершают гребни крыш, дымники в виде башенок и ваз, прикрывают дымовые трубы (рис. 1.2.22). Кроме этого, техника просечки широко использовалась при изготовлении оковок сундуков, личинок и секирных замков (рис. 1.2.23).


Рис. 1.2.22. Просечные элементы и виды дымников.



Рис. 1.2.23. Изделия с элементами просечки.

Рисунок просечного металла был аналогичен рисунку пропильных орнаментов на деревянных наличниках и свесах и содержал в основном растительные мотивы и повторяющиеся геометрические элементы в виде кругов, треугольников, червонок, различных завитков.

Коньковые решетки обычно завершались довольно пышной композицией из характерных для русских орнаментов коньков, петухов или драконов. Декоративность избы или здания подчеркивалась красиво оформленными водосточными трубами. Навершия труб оформлялись в виде ваз, корзин с цветами или пышной короны; сами трубы имели круглую или граненую форму сечения, а слив выполнялся в виде раскрытой пасти дракона.

Навершиями из просечного металла украшались дымовые трубы, столбы ворот и калиток.

Технология изготовления различных элементов из просечного металла несложная, но требует кропотливого труда и навыков работы с жестью. Первоначально следует подобрать или придумать рисунок и форму готового изделия. При этом очень важно учитывать расстояние, с которого будет рассматриваться изделие. Если необходимо украсить просечным металлом дом, отдельную беседку, ворота, то надо продумать стиль рисунка всей композиции. После этого изготовляют шаблоны из плотной бумаги или картона и чертилкой наносят рисунок на металлический лист, предварительно покрытый тонким слоем мелового раствора или белилами. Затем ножницами вырезают наружные фрагменты, а с помощью различных зубильцев – внутренние. Плоские изделия из просечного металла уже готовы к установлению на места, а объемные – дымники, навершия и др. – предварительно собирают в единое целое, что требует высокой техники жестяных работ, а затем устанавливают на места. Отдельные элементы соединяют между собой специальным замком – фальцем, одиночным или двойным. При соединении цилиндрических и конических элементов используют кольцевые (рис. 1.2.24, п. 9) фальцы (стоячие или лежачие) и продольные (рис. 1.2.24, п. 4). При изготовлении сливных (рис. 1.2.24, п. 5–7) и самоварных (рис. 1.2.24, п. 1) труб используют цилиндрические звенья, а также коленные изгибы (рис. 1.2.24, п. 7) под прямым или тупыми углами. При изготовлении коробчатых изделий необходимо делать раскрой, как боковой части (рис. 1.2.24, п. 8), так и днища.


Рис. 1.2.24. Технология изготовления водосточных и самоварных труб.

При жестяных работах используют специальные молотки: киянки (рис. 1.2.25, п. 4), деревянные молотки (рис. 1.2.25, п. 3), ножницы для металла (рис. 1.2.25, п. 1, 2, 9.) и толстый металлический стержень квадратного сечения (рис. 1.2.25, п. 7), укрепленный на верстаке в горизонтальном положении (рис. 1.2.25, п. 8), а также различные зубила (рис. 1.2.25, п. 5, 6). Технология изготовления стоячих и лежачих фальцев показана на рис. 1.2.25, п. 10.


Рис. 1.2.25. Инструмент для кровельных работ.

При изготовлении дымников необходимо помнить, что, кроме эстетических, декоративных функций, они должны выполнять и основные свои функции: предохранять кирпичную трубу от разрушения под воздействием дождей и ветра, не допускать попадания влаги внутрь трубы и создавать хорошую тягу.

Гибку металла на заданный угол проводят молотком на ребре наковальни (рис. 1.2.26 а), в тисках или на различных оправках (рис. 1.2.26 б), а радиусную или спиральную гибку – при помощи молотка на коническом роге наковальни (рис. 1.2.26 в), на вилке (рис. 1.2.26 д) или на специальных шаблонах (рис. 1.2.26 г, е – и).


Рис. 1.2.26. Техника гибки заготовок.

Скручивание ребристых заготовок вдоль оси осуществляется специальной вилкой, воротком или просто газовым ключом (рис. 1.2.27 г). Скрутка бывает с постоянным (рис. 1.2.27 б), переменным и встречными шагами (рис. 1.2.27 в). Круглую заготовку также можно декорировать скруткой, если предварительно протянуть ее на плоскость или эллипс (рис. 1.2.27 а). Для большей декоративности заготовки предварительно пробиваются «дорожками» с двух или четырех сторон. Если необходимо получить большое число одинаково скрученных заготовок, то перед скруткой на мерную заготовку надевают трубу, и процесс закручивания идет до тех пор, пока ключ не упрется в трубу.


Рис. 1.2.27. Скручивание ребристых заготовок.

Следует иметь в виду, что скрутка с постоянным шагом осуществляется в том случае, если заготовка не нагрета, т. е. холодная. При этом усилие скрутки увеличивается и следует использовать воротки больших размеров по длине. При скручивании нагретых заготовок регулировать равномерность шага скрутки можно путем охлаждения (замачивания) той части заготовки, на которой осуществляется скручивание. Кроме этого, нужно помнить, что холодный металл пружинит, поэтому во всех процессах, связанных с гибкой, завивкой или скручиванием, необходимо учитывать угол пружинения или угол обратной раскрутки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Расчет необходимого материала

Расчет необходимого материала Расчет необходимого материала — довольно сложная, однако совершенно необходимая операция. Прежде всего измеряют дом. Можно измерить само здание в натуре. Однако удобнее определить все параметры на его проекте (чертеже). К сожалению, это

Разрезание листового металла

Разрезание листового металла Разрезание листового металла представляет собой операцию разъединения целого листа, полосы или ленты на части определенной формы и размеров, которые называют заготовками.Разрезанию предшествует разметка – операция по перенесению формы и

Вырубание заготовок из листового металла

Вырубание заготовок из листового металла После разметки контура детали заготовку кладут на плиту и производят вырубку (не по линии разметки, а отступив от нее 2–3 мм, оставляют припуск на опиливание) в такой последовательности:– устанавливают зубило наклонно так, чтобы

Подбор материала

Подбор материала При подборе материала определяют лицевую сторону и направление волокон, устанавливают, имеет ли он выпуклости и вогнутости, подлежащие снятию строганием, выявляют пороки древесины и определяют, допустимы ли они для деталей, изготовляемых из этого

Правка листового металла

Правка листового металла Правка листового металла является более сложной операцией, чем предыдущие. Листовой материал и вырезанные из него заготовки могут быть покороблены по краям и в середине, иметь изгибы и местные неровности в виде вмятин и выпучин различных форм.

Технология изготовления подков и элементов конской сбруи

Технология изготовления подков и элементов конской сбруи Первые металлические приспособления для защиты копыт лошади появились уже в I в., но это были еще не подковы, а скорее башмаки, которые привязывались к копыту лошади ремнями (рис. 1.2.13). На Руси еще в начале XI в.

Технология изготовления декоративных изделий из полосового материала

Технология изготовления декоративных изделий из полосового материала Вначале для примера рассмотрим две технологии изготовления декоративных решеток. Фрагмент первой решетки (рис. 1.2.28 а) состоит из рамки, в которую вделаны две волюты. Для изготовления двух волют берут

1.19.1. Выбор материала

1.19.1. Выбор материала Для изготовления стола нужны доски без дефектов – иначе стол не будет иметь презентабельного вида. Кроме того, для получения столешницы в деревне не всегда возможно подобрать доски нужных размеров, и приходится сплачивать доски по ширине. Со

Технология изготовления плетеной мебели

Технология изготовления плетеной мебели Классическая технология производства плетеной мебели состоит из следующих этапов:1. Подбор материала для конкретного вида изделий по длине, толщине, цвету и качеству прута.2. Отбеливание ивового прута и мебельной

Технология изготовления коробки и рамы для форточки

Технология изготовления коробки и рамы для форточки Коробка проектируется так, чтобы ее ширина соответствовала ширине стекла. Верхний профиль коробки изготавляют из уголковой стали, остальные стороны из уголкового профиля. Верхний профиль коробки задвигают под кожух

Подготовка материала

Подготовка материала До начала вырезания изображений на поверхности выбранного куска древесины его следует тщательно подготовить. Обычно вначале выпиливают или вытачивают заготовку нужной формы – когда ее украсит резьба, это будет сделать значительно тяжелее, а то и

Презентация по технологии для 7 класса на тему:"Просечной металл. Чеканка".

Просечной металл. Чеканка.Company name

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях сохранились металлические изделия мастеров Древнего мира, Средневековья. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII-IV вв. до н. э. Широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны.

Наиболее простой считается техника просечного металла (другие названия этого.

Наиболее простой считается техника просечного металла (другие названия этого искусства — просечная чеканка, просечное железо). Просечным металлом в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки.

Также украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы, флюгеры, подсве.

Также украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы, флюгеры, подсвечники и накладки на замочные скважины.

Чтобы повысить выразительность просечного металла, под него иногда подкладыва.

Чтобы повысить выразительность просечного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинами слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применён, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

В настоящее время технику просечного металла можно применить для украшения са.

В настоящее время технику просечного металла можно применить для украшения садовых домов, беседок, навесов, ограждений балконов. Внутри помещения это может быть рамка для зеркала, светильник, вешалка, декоративное панно и т. п.

Для изготовления художественных изделий в технике просечного металла использу.

Для изготовления художественных изделий в технике просечного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или жесть.

Работу начинают с правки заготовки из листового металла. Затем выполняют разм.

Работу начинают с правки заготовки из листового металла. Затем выполняют разметку рисунка. Для этого на заготовку кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок композиции. Твёрдым карандашом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копировальной бумаги следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надёжной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

Готовый рисунок на листовом металле толщиной более 1 мм просекают зубилами с.

Готовый рисунок на листовом металле толщиной более 1 мм просекают зубилами с прямым и полукруглым лезвием на стальной плите. Рисунок на жести просекают сечками — стамесками с плоским, полукруглым и желобчатым лезвием. При этом металлический лист кладут на торец массивного отрезка берёзового ствола, называемого топчаном. Для просекания мелких ажурных узоров жесть укладывают на свинцовую плиту.

При выпиливании замкнутых контуров в металле предварительно проделывают (свер.

При выпиливании замкнутых контуров в металле предварительно проделывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для контуров сложной формы и большой протяжённости используют специальный инструмент — слесарный лобзик

Слесарный лобзик представляет собой облегчённую ножовку с тонкой пилкой. Зубь.

Слесарный лобзик представляет собой облегчённую ножовку с тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком сверху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приёмы работы слесарным лобзиком аналогичны приёмам работы столярным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры. При выпиливании контуров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы при работе она не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура рисунка, а с внутренних элементов.

При выпиливании очень тонкого металла (до 1 мм) лучше поместить его между.

При выпиливании очень тонкого металла (до 1 мм) лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив их между собой по углам, и выпиливать всё вместе.
После того как все контуры выпилены, острые кромки зачищают напильниками или надфилями. Затем поверхность изделия шлифуют сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войлока или сукна с нанесенной на него абразивной пастой (например, пастой ГОИ).
Шлифованную и полированную поверхность металла можно покрывать стойкими химическими соединениями, образующими на металле плёнки, окрашенные в различные цвета (эту операцию выполняет только учитель). Завершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, ко.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы рисунок выглядел более выразительно, под него можно подложить цветной фон.

Чеканка — ещё один способ художественной обработки металла. Он заключается в.

Чеканка — ещё один способ художественной обработки металла. Он заключается в том, что на заготовку наносят неглубокий рельеф ударами молотка по специальному инструменту — чекану. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объёмное изображение.

Чеканка была известна ещё в Древнем Египте, античных Греции и Риме. Высокого.

Чеканка была известна ещё в Древнем Египте, античных Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в русском искусстве XV-XVII вв., а также в произведениях уральских мастеров XVIII и XIX вв..

Сегодня чеканные панно применяются в оформлении интерьеров зданий, станций ме.

Сегодня чеканные панно применяются в оформлении интерьеров зданий, станций метрополитена, изготовлении памятных досок и т. д.

Чеканку выполняют на листовом металле толщиной 0,3. 1,5 мм. Чаще всего испол.

Чеканку выполняют на листовом металле толщиной 0,3. 1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжённой стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).

В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применяли драгоцен.

В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применяли драгоценные металлы — золото, серебро и их сплавы.

Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют соб.

Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой
формы длиной 120. 170 м). С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его более или менее чёткой сплошной линией. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники — для получения полукруглых форм при чеканке.
Чеканы:
а – конструкция,
б – расходники,
в – лощатники,
г – бобошники.

При работе чекан держат в рабочей руке тремя пальцами, опираясь безымянным па.

При работе чекан держат в рабочей руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остаётся свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, поэтому при ударе молотком чекан продвигается вперёд. В другой руке держат молоточек, которым наносят лёгкие частые удары по чекану, продвигая его.

При выполнении крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют дер.

При выполнении крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы. Их изготовляют из твёрдых пород дерева — граба, бука или дуба. Ударную часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой. Затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.

Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и про.

Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.
На первом этапе на листе бумаги делают рисунок в натуральную величину без теней. Для приклеивания рисунка на металл с каждой его стороны оставляют поля по 30. 40 мм (рис. а).

Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Её вырезают ножни.

Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Её вырезают ножницами по металлу с таким расчётом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и по всему контуру оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25. 40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.
Отрезанную заготовку кладут на правйльную плиту и выравнивают лёгкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.

На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для.

На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого её поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на неё кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле при работе не стирался, его покрывают лаком.

На четвёртом этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку у.

На четвёртом этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят более частыми ударами и с большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной стороны.

Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка с помощью чеканов-лоща.

Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка с помощью чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы очерчивают контур рисунка. Рисунок начинает выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.
Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъёма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона, чтобы они лежали в одной плоскости, для этого их простукивают лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.

Если предстоит дальнейшая работа с рельефом, то выполняют термическую обра.

Если предстоит дальнейшая работа с рельефом, то выполняют термическую обработку заготовки, так как пластина после множества ударов чеканами теряет пластичность. Для восстановления её пластичности проводят отжиг в муфельной печи. Остывшая пластина будет покрыта тёмным налётом — окалиной. Для её удаления металлическую поверхность промывают в 10-15 %-м растворе кислот — соляной и серной. Осветлённую пластину промывают водой и сушат.
Алюминиевую пластину можно не отжигать.

Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъём рельефа.

Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъём рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся и не рвался.
Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют выпуклые участки абразивной пастой ГОИ.

Завершающим этапом является цветовая декоративная отделка — патинирование изд.

Завершающим этапом является цветовая декоративная отделка — патинирование изделия. Наиболее удобными считаются «нехимические» способы патинирования. Цветные защитные плёнки на стальных изделиях можно получить нагреванием металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5. 8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.
По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми плёнками. Сначала появится соломенно-жёлтый цвет (при температуре нагрева 220 °С), затем золотисто-жёлтый (при 230 °С) и т. д. Цвета переходят один в другой постепенно. Можно остановиться на любом оттенке, достаточно снять изделие с плитки.
подложках.

Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лак.

Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные пластины (рис. б) можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.

Домашнее задание 1. Изучите § 26, 27 учебника.

1.Изучите § 26, 27 учебника.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: