Генетический ряд металлов и неметаллов 8 класс

Обновлено: 04.10.2024

Тема урока: Генетическая связь между простыми веществами, оксидами, основаниями, кислотами и солями.

Тип урока: Комбинированный

обучить: закрепить понятия «генетический ряд», «генетическая связь»; научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований;

развить: умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций;

воспитать : содействовать формированию научного мировоззрения.

Оборудование : ПСХЭ Д.И.Менделеева, презентация, учебник, видеофрагменты.

Литература: 1.Химия. Учебник для 8 класса. Н.Нурахметов, К. Сарманова, К. Жексембина.-Алматы, Мектеп.2004; 2. 4.Химия. Методическое руководство для 8 класса. К. М. Джексембина, Н.Н. Нурахметов, К. А. Сарманова – Алматы, Мектеп, 2016

Дидактический материал: материалы презентации, видеоролики.

Содержание учебного материала

1. Орг.момент.

Приветствие, установка коллаборативной среды (упражнение «Переключатель»).

Постановка целей урока.

2. Актуализация знаний.

Ребята мы с вами изучили 4 класса неорганических веществ.

А сейчас нам предстоит интересная работа.

Деление на группы.

По классам веществ: соли, оксиды, кислоты и основания.

Первое задание называется «Собери рюкзак»

План характеристики вещества:

С. Основания – это…

Второе задание «Водопад веществ»

Распределите вещества по классам

Третье задание « В пещере колдунов »

Вместо пропусков вставьте формулы веществ и нужные коэффициенты

NaOH + HCl = …….+ H 2 O

3. Изучение нового маетриала

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Какие виды генетических рядов принято выделять?

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл →основный оксид → щёлочь → соль

например, генетический ряд калия K → K2O → KOH→ KCl

б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл

например: Cu→ CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.

б) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл → кислотный оксид → соль→ кислота → кислотный оксид → неметалл

4. Первичное закрепление

Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

Презентация "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Презентация содержит материал по изучению генетического ряда металла и неметалла.

ВложениеРазмер
geneticheskaya_svyaz_mezhdu_klassami_neorganicheskih_veshchestv.ppt 928 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» п.ВЛАДИМИРОВКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ТУРКМЕНСКОГО РАЙОНА ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ презентация учителя химии Важеевой Натальи Николаевны

Генетический ряд меди

Генетический ряд кремния

ЗАПИСАТЬ МОЛЕКУЛЯРНЫЕ УРАВНЕНЯ ПЕРЕХОДОВ

Литература: 1.О.С.Габриелян Химия 8 , Дрофа 2009 2. О.С.Габриелян И.Г. Остроумов Настольная книга учителя химии 8 класс,Дрофа,2010. 3. М.Ю.Горковенко Поурочные разработки по химии.Москва,Вако,2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Генетическая связь между классами неорганических соединений

Урок с использованием метода создания проблемной ситуации и частично- поискового характера проведения и организации хода урока. .


Урок. Генетическая связь между классами неорганических соединений

Открытый урок в 9 классе.

" Генетическая связь между классами неорганических соединений " 8 класс.

Урок изучения нового материала. Цель урока:сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.


Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав.


План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у.

Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли.

Урок химии, 8 класс "Генетическая связь металлов и неметаллов"
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований; развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций;
воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения

ВложениеРазмер
urok_himii_po_teme_geneticheskaya_svyaz_metallov_i_nemetallov.docx 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект факультативного занятия

Предмет: химия. Класс: 9. Дата проведения: 21.03.

Тема: Генетическая связь металлов и неметаллов (2 ч.) Цели : закрепление понятий «генетический ряд», «генетическая связь». Задачи : научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований; развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций;
воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения.
УМК : Рудзитис, Фельдман.

1) Орг. момент
2) Повторение ранее изученного материала

1. Генетические связи – это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно
выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания
выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основный оксид→щёлочь→соль
Например, K→K2O→KOH→KCl
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает
нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена
ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в
следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимаякислота→соль
Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл
Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si
Фронтальная беседа по вопросам:

Что такое генетическая связь? Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Что такое генетический ряд?

Какие виды генетических рядов принято выделять? Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

например, генетический ряд калия K → K2O → KOH→ KCl

например: Cu→ CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

Например: P→ P2O5 → H3PO4 →Na3PO4

б) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл → кислотный оксид → соль→ кислота → кислотный оксид → неметалл

Например: Si→ SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si

Выполнение заданий по вариантам:

1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, объясните свой выбор, опираясь на знание признаков состава данного класса соединений. Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите.

6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций.

9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций.

10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH)2: II вариант: Na2SO4, NaOH, Na, Na 2O2, Na2O

Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"

Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой.

"Общая характеристика неметаллов" урок химии в 9 классе по программе Габриеляна О.С.

Предлагаю урок химии в 9 классе по теме «Общая характеристика неметаллов» с использованием ИКТ. Урок построен на применении методов, позволяющих учащимся самостоятельно, с использованием .

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.


Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок работы с понятием «неметаллы» и поиска .


Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ХИМИИ В 9.10 КЛАССАХ НА ТЕМУ: "НЕМЕТАЛЛЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, КАК ОБЗОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ В 10 КЛАССЕ И ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ В 9 КЛАССЕ.


План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна

Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда.

"Генетическая связь между классами неорганической химии"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Урок химии в 8 классе

Тема: Генетическая связь между классами неорганической химии.

Цель урока: Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.

  1. Обобщить знания об основных классах неорганических веществ.
  2. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
  3. Продолжить формирование навыков проведения эксперимента
  • Называть классы неорганической химии и характеризовать их свойства
  • Объяснять сущность понятий генетическая связь и генетический ряд
  • Монологической и диалоговой речи с использованием химических терминов и понятий
  • Логического мышления
  • Внимания
  • Ответственное отношение к работе
  • Коммуникативность
  1. Организационный этап: учащиеся на своих рабочих местах, приветствуют учителя.

2.Подготовка учащихся к осознанному выполнению работы: Вы команда путешественников во времени, но из-за сбоя программы оказались в незнакомом месте. Чтобы вернуться домой надо знать координаты вашего нового местонахождения. А они спрятаны за 6 замками. Собрать ключи и разгадать код – вот ваша задача для скорейшего возвращения домой.

А для этого надо пройти 6 испытаний.

Испытание 1. Из реактивов, стоящих у вас на столе, выбрать кислоты ( H 2 SO 4, HCl). Объясните свой выбор. Это все кислоты, что мы знаем? Составить формулы кислот по названиям со слайда ( азотная, фосфорная, угольная) КЛЮЧ: МЕЖДУ

Испытание 2 . Перед вами в пробирках неподписанные вещества. Мы знаем, что в одной из них кислота, в другой вода, а в третьей – щёлочь. Как определить где какое вещество? ЛАКМУС! КТО ПЕРВЫХ СКАЗАЛ, ТОМУ КЛЮЧ: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

Испытание 3 . Собрать вещества из данного списка парами. (кислота – кислотный оксид, основание – основный оксид)

CuO, H 2 SO 4, NaOH, H 3 PO 4, P 2 O 5, Cu(OH) 2 , SO 3, Na 2 O.

Испытание 4. Рассмотрим вещества, стоящие у вас на столах. О каких неорганических веществах мы ещё не говорили сегодня? КТО НАЗОВЁТ СОЛИ, ТОМУ КЛЮЧ: ХИМИИ. Из списка названий выбрать названия солей и составить их формулы: хлорид натрия, оксид серебра, фосфорная кислота, нитрат кальция, магний, гидрокарбонат натрия, гидроксид железа ( III), серная кислота. Кто первый и правильно составит, тому КЛЮЧ: СВЯЗЬ.

Испытание 5. Заполните схему

ВЫ ПРОШЛИ ВСЕ ИСПЫТАНИЯ. Сложите слова в правильной последовательности, что получилось?

Тема нашего сегодняшнего урока: Генетическая связь…

Определение записываем в тетрадь:

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:

  1. Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
  2. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы существования химического элемента)
  3. Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Задания из дидактического. Выбрать вещества, относящиеся к одному генетическому ряду.

Генетический ряд нерастворимого основания:

Cu → CuO → CuSO 4 → Cu(OH) 2 → CuO→ Cu

Медь оксид сульфат гидроксид оксид медь

меди(II) меди (II) меди(II) меди(II)

Домашнее задание: с.112 в. 10 (б,к), записи в тетради

Испытание 1. Из реактивов, стоящих у вас на столе, выбрать кислоты. Объясните свой выбор. Это все кислоты, что мы знаем? Составить формулы кислот по названиям: азотная, фосфорная, угольная.

Испытание 2 . Перед вами в пробирках неподписанные вещества. Мы знаем, что в одной из них кислота, в другой вода, а в третьей – щёлочь. Как определить где какое вещество?

Испытание 3. Собрать вещества из данного списка парами: CuO, H 2 SO 4, NaOH, H 3 PO 4, P 2 O 5, Cu(OH) 2 , SO 3, Na 2 O.

H 2 SO 4 - SO 3 ; H 3 PO 4 - P 2 O 5, NaOH - Na 2 O , Cu(OH) 2 - CuO, Кислота – кислотный оксид Основание – основный оксид

Испытание 4. Рассмотрим вещества, стоящие у вас на столах. О каких неорганических веществах мы ещё не говорили сегодня? Из списка названий выбрать названия солей и составить их формулы: хлорид натрия, оксид серебра, фосфорная кислота, нитрат кальция, магний, гидрокарбонат натрия, гидроксид железа ( III ), серная кислота.

Испытание 5 . Заполните схему ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ МЕТАЛЛЫ СОЛИ НЕМЕТАЛЛЫ ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ

Тема урока: Генетическая связь между классами неорганической химии

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл. Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ: Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам( т.е. отражать разные формы существования химического элемента) Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.


Урок химии по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Цель урока: усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений и генетической связи между ними; совершенствование.


Урок химии "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений".

Технологическая карта для урока химии в 11 классе по теме "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений". Цель данного урока: составить генетические цепочи отражающи.

урок по химии генетическая связь между классами неорганических соединений ""

поэтапный урок изучения нового материала с элементами повторения изученного.

Генетическая связь между классами веществ


Генетической связью между классами веществ называется взаимопревращение соединений, подтверждающее единство их происхождения.

Классификация

Все неорганические соединения делятся на две обширные группы:

  • простые, состоящие из одинаковых атомов;
  • сложные, состоящие из атомов разных соединений.

Простые вещества классифицируются на металлы и неметаллы.


Рис. 1. Классификация неорганических веществ.

К металлам относятся элементы I-II группы и побочные подгруппы III-VIII групп таблицы Менделеева. Это твёрдые вещества (исключение – ртуть), имеющие блеск и обладающие тепло- и электропроводностью. Примеры: натрий, кальций, железо, хром.

К неметаллам относятся газообразные, жидкие, твёрдые вещества, вступающие в реакции с металлами и между собой. Примеры: хлор, водород, сера, йод, бром.

Сложные вещества разделяются на четыре группы:

  • основные и кислотные оксиды;
  • основания;
  • кислоты;
  • соли.

Сложные вещества состоят из простых, которые могут отделяться от одного соединения и образовывать новые соединения.


Рис. 2. Примеры сложных веществ.

Наиболее сложными неорганическими соединениями являются соли, которые могут включать несколько атомов металлов и неметаллов.

Генетический ряд

Сложные соединения образуются в результате реакций веществ. При этом из более простых соединений можно получить более сложные, а из сложных – простые вещества. В этом заключается генетическая связь веществ или явление генезиса.

Учитывая химические и физические особенности простых соединений, можно проследить металлический и неметаллический путь превращений.

Активные металлы способны образовывать щёлочь или растворимое основание. Малоактивные металлы образуют нерастворимый гидроксид. В связи с этим выделяют два генетических ряда:

Пример щелочного ряда:

Пример основного ряда:

Аналогично генетические цепочки неметаллов отличаются образованием растворимой (сильной) или нерастворимой (слабой) кислоты:

Пример с образованием сильной кислоты:

Пример с образованием слабой кислоты:

Схема превращения веществ

Рис. 3. Схема превращения веществ.

Генетическая связь показывает, с какими соединениями способны реагировать металлы и неметаллы, и что образуется в результате этих реакций.

Что мы узнали?

Из урока 8 класса химии узнали, что такое генетическая связь неорганических соединений. Взаимное превращение веществ называется генетической связью. Металлы и неметаллы образуют по два генетических ряда. Активные металлы образуют щёлочь, их ряд заканчивается солью. Малоактивные образуют нерастворимые основания, их ряд оканчивается образованием свободного элемента из оксида. Связи неметаллов отличаются образованием кислоты – сильной или слабой. Сильные кислоты способны растворяться и образовывать соль, слабые кислоты образуют оксид, из которого можно выделить неметалл.

Читайте также: