Геральдические цвета и металлы

Обновлено: 04.10.2024

Тинкту́ры — название красок и покрытий гербовых тел в геральдике.

Содержание

Особенности и правила

В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; пять цветов (финифтей, эмалей): червлёнь, лазурь, зелень, пурпур и чернь. Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый.

Один из важнейших принципов геральдики (т. н. «правило тинктур»): никогда не помещать финифть на финифть, а металл на металл. Если же случалось отдельное отступление от этого принципа, то было абсолютно необходимо обозначить (enquerir) уважительную причину нарушения правила. Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы. Правило допускает лишь частичное проникновение на гербах со сложной композицией. Самым известным исключением являлся средневековый герб Иерусалима с золотыми крестами на серебряном фоне, однако некоторые герольды предполагают, что кресты изначально являлись червлёными, но средневековые технологии крашения и окисление материалов привело к изменению изначального цвета. Возможен также вариант, что исключение из правила возникло специально, чтобы подчеркнуть особое положение и святость города.

Показательным примером соблюдения правила тинктур служит пример одиночных, однородных и/или однотипных фигур помещаемых в разноокрашенные поля. На границе указанные фигуры меняет свою окраску с металлической на эмалевую (и наоборот), переменную с полями металла и финифти. Исключением являются ординарные (геральдические) фигуры, которые «старее самого правила о тинктурах»; покрытые мехами или натурального цвета финифтями; сюда же относятся и составленные (многократно разделённые) фигуры; значимые атрибуты гербовых фигур, выделенные цветом, например, языки, когти, клювы, чешуя и т. п.; элементы субординарных гербовых фигур. Случались и явные исключения-казусы, когда на старых гербах золото от времени краснело, а серебро становилось синим или чёрным.

Тинктуры разделяются на естественные и искусственные: к первым, например, относится покрытие части человеческого тела, изображённой в гербе естественным цветом, а также, порой, меха. К искусственным тинктурам причислены металлы и финифти. Если цвет гербового тела совпадает с его прототипом, например — чёрная собака, то в этом случае естественный и искусственный цвета почитается за один. Допускается наложение на гербовые тела тинктур, отличных от их подлинников. Например, зелёный лев, золотой осёл и т. д. Полутона и оттенки геральдикой отвергаются.

Даже простой окрашенный щит без любых фигур на нем, может являться гербом. Так, например:

  • Золотой щит — герб немецкого рода Боссенштейн;
  • Серебряный щит — герб польского рода Биельских;
  • Червлёный щит — герб безымянного поэта-рыцаря, упоминаемого цюрихским«Манесским кодексом» (XIV век);
  • Зелёный щит — герб испанского рода Прадо;
  • Чёрный щит — герб французского рода «Gounay»;
  • Синий щит — герб французского рода «de Barge».

Применение тинктур позволяет разнообразить число вариантов традиционно немногочисленных в геральдике фигур, привнести оттенки смысла в их трактовку. Удачный выбор красок позволяет добиться удобочитаемости герба на дальнем расстоянии и при уменьшении на печати, его лёгкого запоминания и узнаваемости.

В реальных гербах использовались натуральные материалы или соответствующие по цвету и виду заменители. В описании же (блазоне) герба тинктуры всегда обозначаются строго определёнными терминами, вне зависимости от оттенка, сорта краски, конкретного металла, посредством которых они символически переданы на рисунке.

Символика тинктур

Согласно теории, «символика, место и применение цвета постоянны, интернациональны и могут интерпретироваться лишь строго определенным образом». На практике же происходит изменение интерпретации тинктур в связи с религиозными, этнографическими, историческими, национальными и политическими особенностями стран и регионов. Например, черный цвет, символизирующий траур в большинстве гербовых систем, в Германии ассоциируется с доблестью предков.

К каждому гербовому цвету давалось соответствие между стихиями, металлами, драгоценными камнями, планетами, и т. д. В геральдике Франции и Англии тинктуры до сих пор имеют несколько различных наименований и толкований, сообразно дворянскому разряду лица, которому принадлежит герб.

О символике цвета, в том числе и гербовой, наиболее авторитетно писали Cardanus (ум. 1576), Pierre d`Arles («Sympathia septem metallorum et septem selectorum lapidum ad planetas»), Коломбьер, Варенн, Le P. Anselme («Palais d’honneur», Париж, 1686).

Русское название Французское название Цвет Шраффировка
Че́рвлень Gules все оттенки красного
Лазу́рь Azure все оттенки синего и голубого цветов
Зе́лень Vert все оттенки зелёного цвета
Чернь Sable чёрный или тёмно-серый цвет
Пу́рпур Purpure фиолетовый, холодно-малиновый,
сиреневый и цвет запёкшейся крови

Смысл существования геральдических эмалей состоял в их противопоставлении геральдическим металлам, то есть белому и жёлтому цветам (серебру и золоту), с учётом правила классической геральдики о том, что металл не может перекрывать металл, а эмаль не может перекрывать эмаль (это правило соблюдалось менее тщательно), то есть между белым и жёлтым цветом на флаге или гербе всегда должен быть синий, зелёный или красный, а между синим, зелёным и красным всегда должен быть белый или жёлтый.

Цвету придавали символическое значение, причём толкований было великое множество. Наиболее распространенные перечислил французский геральдист XVII века П. Асельм:

Золото означает христианские добродетели — веру, справедливость, милосердие и смирение — и мирские качества — могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро символизирует чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств — благородство, откровенность, белизну. Красный цвет — любовь, мужество, смелость, великодушие; черный — осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях; синий — целомудрие, честность, верность и безупречность; зеленый — надежду, изобилие, свободу и радость. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Есть и другие определения: красное поле — кровь, пролитая за церковь или государя, синее поле — небо, зеленое — луговая трава, черное — мрак, печаль.

История

Некоторые исследователи проводили зависимость между употреблением основных цветов в средневековой турнирной геральдике и применением таковых же у римлян и византийцев в цирковых играх, где партии соперников различались цветами своих одежд. Подобные игры вошли в обычай также в римских провинциях.

Согласно трактату «L’arbre des batailles», времен французского короля Карла V (XIV в.) изначально в геральдике использовались лишь четыре цвета: красный, синий, белый и черный. Вскоре прибавились зеленый, желтый (золотой), и пурпурный, а в английских гербах, кроме того, появился оранжевый. В связи с распространением обычая украшения щитов золотом и серебром, около 1400 года утвердилось разделение тинктур на благородные металлы и финифти. Белый и жёлтый, заменявшие металлы, как самостоятельные цвета более не именовались.

Изучение частоты использования цветов и металлов во Франции показало, что, если в средневековье преобладающим цветом считался красный, то начиная с XIII века происходил стабильный рост в употреблении на гербах синего цвета, который в XVII веке стал первенствовать за счёт применения его в гербах простолюдинов-ротюрье (хотя в гербах знати доминирующим остался красный). Сегодня синий остаётся предпочтительным цветом в европейской геральдике, оставляя прочие тинктуры далеко позади, хотя в Древнем Риме он считался «варварским», а в эпоху царствования Карла Великого никакой представитель знати не позволил бы себе появиться прилюдно в одежде синего цвета, так как она обычно предназначалась для будней. Синий стал восприниматься как изысканный только во времена Людовика Святого [1] . Самым редким цветом в геральдике (из основных) во все времена являлся зелёный.

Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка.

Если бы речь шла о рыцарских щитах и шлемах с нашлемниками, можно было бы сказать, что они состоят из металла, дерева и кожи. Но мы говорим о гербах, о геральдических знаках — и потому вслед за прекрасным геральдистом XV века Клеманом Пренсо мы можем сказать, что гербы складываются из цветов, из красок.

Геральдические расцветки подчиняются правилам. Установлено девять важнейших цветов (тинктур), которые в свою очередь делятся на финифти (это старинное слово обозначает эмаль), металлы и меха — в память о рыцарских щитах, которые часто обивали металлическими пластинами и украшали мехом, и о парадной утвари — ларцах, кубках и других предметах, на которых герб изображался дорогими цветными эмалями.

Металлические тинктуры — золото и серебро. Их можно изображать настоящими металлами или металлической блестящей краской, а можно просто белым и жёлтым цветами — как захочет или сможет художник; всё равно с точки зрения геральдики это серебро и золото. Поляки и чехи с гордостью говорят о гербах своих стран — белом орле, белом льве; но согласно гербовым правилам польского орла и чешского льва точнее называть серебряными.

Финифтей пять: лазурь, червлень, чёрная, зелень и пурпур.

Лазурью считаются синий, голубой и все сине-голубые оттенки и расцветки. Для геральдики всё это — один и тот же цвет.

Червлень - это красный, алый цвет.

Чёрная финифть — действительно чёрная, так же, как зелень — зелёная.

С пурпуром разобраться сложнее. В Средние Века этот «цвет царей» часто изображался не очень красивой серо-коричневой краской; иногда же гербовый пурпур оказывался тёмно-фиолетовым и даже пёстрым, составленным из разноцветных крапинок. В конце концов эту загадочную тинктуру стали изображать самыми разными оттенками сиреневого, фиолетового и малинового. До сих пор у одних художников геральдический пурпур оказывается почти розовым, у других — почти бурым, у третьих — близким к червлени.

В некоторых гербах, а чаще — в геральдических учебниках можно встретить и другие финифти — например — оранжевую или серую. Но эти дополнительные цвета были и остаются редкостью. Можно сказать, что в семье гербовых тинктур они считаются не вполне своими.

И, наконец, меха. Их изображают разноцветными значками, но при этом они считаются отдельными цветами. Горностаевый мех, например — это чёрные хвостики горностая на белом фоне. Обычно хвостики стилизуют, предавая им немного странный вид. А гербовый беличий мех — это угловатые лазоревые и серебряные многоугольники. При помощи воображения в них можно узнать шкурки полинявших к зиме белок — наполовину голубовато-серые, наполовину белые.

Существуют и разновидности двух главных мехов: например, противогорностаевый, то есть чёрный с белыми хвостиками, или противобеличий, с необычным расположением шкурок.



На рисунке:
- слева: геральдические меха – горностаевый (вверху), противогорностаевый, беличий (справа) и противобеличий;
- справа: герб герцогов Бретонских – самый знаменитый пример геральдического меха в истории геральдики.

Кроме того, в геральдике есть так называемые натуральные, естественные цвета. Обычно под «натуральным цветом» понимают геральдический цвет, наиболее близкий к реальной расцветке изображаемом фигуры; например, натуральные солнце и лев — на самом деле золотые. Но иногда в гербах появляются и негеральдические расцветки. Человеческое тело, например, обычно изображается «натурально» телесным (хотя гербовый человек вполне может быть и зелёным, и полосатым). В гербах можно встретить животных, растения и самые разные предметы негеральдических цветов. Но только неумелые геральдисты предпочитают такие расцветки главным тинктурам.

К слову, некоторые учёные гербоведы называют негеральдические цвета, забравшиеся в гербы, словом «ржавчина» (это не ругательство, а геральдический термин!) и доказывают, что в Средние Века этими красками в знак позора расцвечивали гербы провинившихся рыцарей. Примеры таких «ржавых» гербов можно найти в геральдике самых разных стран — от Великобритании до России.

В разное время разные геральдисты пытались определить, какой цвет лучше и важнее, а какой хуже и несущественнее. Например, учёный XIV века Бартоло из Сассоферрато утверждал, что лучшая финифть — червлень, а лучшая из тинктур вообще — золото (может быть, на его выбор повлияло то, что его собственный герб был червлёно-золотым). Чёрный цвет Бартоло считал наихудшим. Ему возражал епископ Джон Тревор, объявивший серебро и чёрный наиболее совершенными цветами. А на самом деле никаких высших и низших тинктур нет, и даже геральдическое золото само по себе не дороже геральдического серебра.

Были и люди, стремившиеся выяснить символическое значение каждой из тинктур. Например, связывали лазурь с любовью, потому что сила чувства порой заставляет влюблённых бледнеть до посинения, или с небом, потому что оно само лазоревое. Но учёные давно доказали, что в разных гербах одни и те же цвета могут иметь совершенно разный смысл, разное значение, и общих правил на этот счет не существует.


Любая часть герба обязательно имеет определенные тинктуры — это одно из главных правил геральдики. Всё это богатство цветов не обязательно передавать красками. В случае, если герб нарисован чёрно-белым или изображён рельефом, цвета можно обозначить штрихами. Эту систему штриховки придумал в XVII веке итальянский иезуит Сильвестр Петра-Санкта, и в наше время она принята во всем мире. Серебро, согласно системе Петра-Санкты, изображается пустым пространством, золото — точками, лазурь — горизонтальными чертами, а червлень — вертикальными. Чёрные части герба можно закрашивать сплошь или покрывать вертикальными и горизонтальными линиями наподобие решетки. Зелёной и пурпурной финифтям соответствуют косые линии; важно лишь не спутать, какой наклон соответствует зелени, а какой — пурпуру. Если щит изображается наклонным, штриховка наклоняется вместе с ним.

Если же герб воспроизведён в цвете, то любую из тинктур можно по желанию художника передавать и ровным колером, и декоративным орнаментом, который называется дамаскировкой (или дамасцировкой, по аналогии с узорами на дамасской стали). Такой орнамент можно видоизменять как угодно, сплетать его из цветов или из геометрических фигур, делать очень сложным или убирать совсем — с точки зрения геральдики от этого ровным счётом ничего не изменится. Рисунок может стать другим — герб останется таким же, каким был.

Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Цвета в геральдике — это не просто цвета, как мы их видим в повседневной жизни. Каждый оттенок имеет свой символ, своё значение для конкретной семьи (на гербе семьи), области, города или государства.

История науки геральдики уходит в Средневековье, когда был разработан специальный язык геральдических символов. В фамильном гербе каждый символ имеют не только определенное значение, но и может указывать на качества и достоинства конкретного рода или страны в целом.

Рассмотрим, что обозначают цвета на гербах, на что обратить внимание при составлении герба семьи.

Цвета в геральдике: обозначение и характеристика

В геральдике цвета разделяются на:

К металлам относятся:

Золото (жёлтый)

Золото в геральдике — значимый металл или король всех металлов. На гербе символизирует богатство, знатность, могущество. Может обозначать христианские добродетели:

Серебро (белый)

Серебро является благородным металлом. На гербе чаще всего указывает на:

  • благородство;
  • откровенность;
  • чистоту;
  • невинность;
  • правдивость.

К эмалям относятся:

Красный (червлень)

В российской геральдике красный имеет второе название — «червлень» и «багрян».

Символизирует мужество, решительность, храбрость, мужественность, на гербе может обозначать любовь, справедливость, отвагу, пролитую кровь, силу, благородство, власть и знатность происхождения.

При использовании на гербе с серебром красный цвет символизирует «стремление к познанию».

Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Герб рода дворян Тройницких ярко-красного цвета (внесен в Часть 15 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 88)

Зелёный (зелень)

Зелёный или зелень ассоциировался с луговой травой, землёй, поэтому на гербе мог указывать на:

  • изобилие;
  • надежду на лучшее;
  • радость;
  • свободу;
  • вежливость;
  • дружбу;
  • обходительность;
  • честь;
  • воспитание;
  • стремление к победе.

Синий (лазурь)

Синий — небесный цвет, ассоциируется с великодушием, честностью, верностью, безупречностью, целомудрием.

Является символом величия и красоты. Сочетание синего и серебряного указывало на стремление к победе.

Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Герб рода Григория Владимирова выполнен в лазуревых тонах (внесен в Часть 14 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 129)

Фиолетовый (пурпурный)

Пурпурный может называться также фиолетовым, сиреневым, темно-лиловым. Во времена античности фиолетовый напоминал окраску цветка мальвы, который назывался «пурпура Таранто».

Пурпурный цвет олицетворяет достоинство, могущество, благочестие и щедрость.

Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Родовой знак Софиано внесен в Часть 13 Сборника дипломных гербов Российского Дворянства, невнесенных в Общий Гербовник, стр. 69. Преобладает пурпурный цвет.

Чёрный (чернь)

Чаще всего черным в геральдике обозначали орла. Черный (подобный стали) символизирует:

  • одновременно стремление к победе и силу;
  • терпение, упорство, твердость;
  • постоянство в принятии решений;
  • осторожность;
  • мудрость; безмолвие; веру;
  • честь и преданность до самой смерти.

Символ осторожности и мудрости, в редких случаях ассоциируется с печалью.

Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Герб Виктора Пашутина, выполнен в чёрном цвете (внесен в Часть 16 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 116)

В гербах обычно применялись беличий или горностаевый мех, который изображался только на королевских и дворянских родовых гербах как знак превосходства над другими родами.

Меха символизируют достоинство, превосходство, честь, чистоту нравов, приверженность высоким идеалам, верховную власть, престиж и авторитет.

Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Виды меха в геральдике

Другие оттенки

Натуральный или естественный в геральдике передавался тонкими чёрточками или тенями:

  • вода — горизонтальные короткие чёрточки;
  • земля — горизонтальные и вертикальные линии, пересекающиеся между собой.

В западноевропейской геральдике, если геральдическая фигура была окрашена в свой натуральный цвет, то применяли название – «proper», что означает: «собственный».

В исторических источниках английской геральдики отмечено четыре дополнительных цвета — эмали:

Оранжевый

Используется крайне редко, только в Англии, обозначал запятнанность и опороченность.

Кроваво-красный

Кроваво-красный изредка встречается на английских, итальянских, французских и немецких гербах. В немецкой традиции считается «грязным», поэтому встречается только в гербах «опозореных» или «обесчещенных».

Светло-коричневый

Цвет корицы, символизировал несгибаемую волю и самообладание в любви.

Горчичный

Оттенок львиной шерсти, используется с древних времен в Англии.

Кроме того, есть цвета, которые не относятся ни к металлам, ни к эмалям. Они использовались в основном у благородных аристократических родов, подчеркивали их благородство, значимость и величие. К таким относятся:

  1. небесно-голубой (bleuceleste);
  2. розовый (rose);
  3. пепельный (cedree);
  4. коричневый (brunatre).

Составлять герб можно опираясь не только на символизм цветов, но и на эстетические принципы составления композиции.

Что означают цвета на флаге РФ

В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Государственный флаг Российской Федерации

Существует множество толкований. В основном флаг расшифровывается следующим образом:

  1. белый цвет означает откровенность и благородство (небесный цвет, над небом);
  2. синий обозначает честность, верность, целомудрие и безупречность;
  3. красный — смелость, мужество, любовь и великодушие.

Существует также толкование, что цвета флага указывали на исторические области Российской Империи:

  • Белой Руси (белый);
  • Малой Руси (синий);
  • Великой Руси (красный).

В официальных документах при указании полного титула царя указывалось «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя объединение великороссов, белорусов и малороссов.

Существует также дореволюционная трактовка цветов Российского герба:

  1. белый символизировал свободу
  2. синий указывал, что Русь находится под покровом Богородицы;
  3. красный указывал на державность.

Герб мог олицетворять триединство православной церкви, царской власти и народа:

  • белый символизировал православную веру;
  • синий цвет являлся символом царской власти;
  • красный олицетворял русский народ.

Триединство отразилось в политическом принципе «самодержавие, православие, народность» и в призыве «За Веру, Царя и Отечество!».

С точки зрения геральдики цвета флага могут символизировать «Вера, Надежда, Любовь» (Белый, Синий, Красный).

Выводы и рекомендации

В настоящее время не существует жесткой системы толкования цвета. В каждом случае трактовка цвета может отличаться. При составлении родового герба необходимо учитывать не только значение цветов, но и эстетическую совместимость, предпочтения представителей рода.

цвета в геральдике

Символическое значение в таблице

Статья подготовлена специалистами сайта «Семейная фамилия». Перепечатка запрещена.

Куратор проекта "Семейная фамилия", специализируется на изучении фамилий и проведении генеалогических исследований с 2012 года.

Что изучает геральдика: понятие и основные этапы развития в России


Про гербы

Практически каждый человек знает, что представляет собой герб. Чуть меньше граждан той или иной страны знакомо с государственными гербами. Эта символика постоянно мелькает перед глазами: на спортивных и развлекательных мероприятиях, музыкальных конкурсах и так далее.

Но так ли много простых обывателей знают, что означает термин «геральдика», чем занимается эта наука, какие инструменты использует для изучения объектов своего исследования? Разберёмся со всем этим по порядку.

Что изучает наука геральдика: определение

Ранее уже было упомянуто, что геральдика – это наука, которая занимается изучением различных символов и их значений на родовых и военных гербах. По крайней мере, это её первоочередная задача.

геральдика, понятие, определение, что это такое, наука еральдика, гербоведение

Определение: что такое геральдика

В Средневековье гербовая символика играла важную роль. Символы, которые наносились на щиты и доспехи тех же рыцарей, несли важную информацию. А уж во время военных действий по простому узору отличали воинов своего отряда от вражеских сил противника.

С течением времени гербы начали дополняться всё новыми и новыми значениями. На смену простым узорам пришли сложные символы, каждый элемент которых нёс определённую информацию о том, кого они представляли.

Нередко в гербах зашифровывались и героические поступки, и проявления доблести, и важные события, происходившие в истории клана или рода.

Написание родословной человека в Западной Европе никак не могло обойтись без тщательного изучения всех родовых символов, поскольку геральдика является, по сути, и стенографией нескольких поколений.

элементы герба, из чего состоит личный герб

Составные части родового герба

Какие аспекты изучает: теоретическое и прикладное направление

Изначально геральдика как наука представляла собой свод конкретных правил. С разрушением феодализма она несколько видоизменилась, но всё же сохранила своё главное направление – изучение гербовых символов, правила их ношения и использования в практических целях.

Исследователи-геральдисты изучают и объясняют значение тех или иных символов, изображённых на гербах, расшифровывают геральдические коды, определяют принадлежность документов или памятников (имеющих гербовую печать, естественно) к тем или иным историческим событиям или персонам.

Как и любая другая наука, геральдика имеет несколько направлений:

  1. Теоретическое направление. Отвечает за изучение правил создания гербовых рисунков, определение геральдических тинктур (цветов) символов и терминологии.
  2. Прикладное направление. Занимается идентификацией гербовых символов, определением их подлинности и принадлежности к конкретным родам, сословиям.

История развития науки и влияние рыцарских турниров

Началось всё во второй половине XI века, когда в разных уголках Западной Европы появились особые люди – вестники или, как их ещё называют, глашатаи (heralds).

Рыцарские турниры и распространение гербов

Роль рыцарских турниров в развитии науки

Главной их задачей было не столько развлечение гостей и восхваление господ, сколько объявление рыцарей на турнирах. Каждый Герольд должен был максимально быстро определять по символам и рисункам, нанесённым на щиты и знамёна воинов, их родовую принадлежность.

Так как гербы (знаки отличия) переходили по наследству внутри каждого рода, с появлением Герольдов и развитием геральдики возросла и их значимость. Вестники были своеобразными хранителями этих знаний и экспертами в генеалогии.

В Средневековье, когда большая часть населения Европы была абсолютно неграмотной, геральдические символы старались изображать максимально просто (именно поэтому средневековую символику было легко считывать).

С наступлением мирного периода гербы потихоньку перекочевали из военного ремесла в гражданскую жизнь, эволюционировав и усложнившись. Теперь узоры и рисунки, наносившиеся на знамёна и щиты, имели эзотерический смысл.

С укреплением монархии, произошедшим в XVI—XVII, королевские особы закрепили за собой право (естественно, исключительное) на дарение герба или выдачу особой грамоты.

Поскольку к тому времени геральдика уже была символом государственности и власти, гербы появились не только у отдельных родов или персон, но и у населённых пунктов, церковных служителей, ремесленных гильдий и т. д. Расширилась и сфера изучения геральдики как науки.

Российская геральдика: основные этапы развития

Русская история геральдики начинается при царе Алексее Михайловиче Романове. «Тишайший» составил первую классификацию, которая позволяла выявить основные группы узоров и символов. Чуть позже эта система пополнится благодаря геральдикам из Польши, которые внесли свои корректуры.

русская геральдика, развитие геральдики в России

Геральдика в России (основные этапы развития)

Уже позже Пётр I сформирует в России свою собственную систему гербовых знаков. Теперь геральдическая символика появилась у дворян, городов и государств, которые входили в состав – двуглавый орёл.

Немаловажным нововведением было и создание герольдий, в которых имелись герольдмейстеры.

Герольдии представляли собой особые государственные учреждения, которые на профессиональной основе занимались изучением, расшифровкой и составлением гербовой символики. Вплоть до появления советской власти и переходом в новую эпоху в стране сохранялась система, введённая Петром I.

Однако после событий 1917 года прежняя дисциплина была полностью упразднена, а все прежние знаки отличия были отменены (вышел даже официальный приказ, призванный объявить все прежние гербовые принадлежности буржуазным пережитком прошлого).

Но всё же даже после этого приказа старым городам удалось сохранить свои гербы, для новых же поселений создавались новые символы (с социалистической направленностью, естественно).

Подробнее об элементах: щит, фигуры и цвета

В геральдике важны три элемента герба, которые несут главный информационный посыл для исследователя:

Щит: основные формы

Геральдический щит – это база любого герба. Им называют атрибут, на лицевой стороне которого (в гербовом поле) начертаны геральдические фигуры.

Форм щитов существует множество, как и вариантов нанесения символов на их поверхность:

  • если атрибут разделяется надвое по горизонтали, то его называют пересечённым;
  • по вертикали – рассечённым;
  • по диагонали (справа — налево) – скошенным слева;
  • диагональ слева — направо – скошенным справа.

Фигуры: 10 популярных и их значение

Существует несколько основных фигурных групп:

  1. Геральдические (они же основные):
    1. Почётные: столб, пояс, глава.
    2. Простые: ромб, круг, квадрат и т. д.
    1. Естественные: львы, орлы, кони, олени и др. (натуралистичные).
    2. Фантастические: ангелы, драконы (мифические создания и символы).
    3. Искусственные: меч, подкова, щит, копьё и т. д. (созданы руками человека).

    Цвета: история цветовой палитры

    Первые гербы были максимально простыми, поэтому они выполнялись в ярких цветах, их хорошо было видно даже на дальнем расстоянии.

    В средневековых гербах начали активно использоваться красные, чёрные, синие, белые, зелёные, жёлтые краски. Ещё позже появился пурпурный цвет. Ограниченный набор цветов вынуждал изображать на классических гербах, например, золотых львов, чёрных оленей и т.д. Но британская и шотландская геральдика внесла свои изменения в цветовую палитру.

    В 1600 году цветовая палитра их гербов расширилась, когда мастера ввели в обиход «натуральные» цвета:

    • оранжевый;
    • серый;
    • пурпурный;
    • розовый;
    • багровый;
    • коричневый и др.

    Геральдика в настоящее время: примеры современных гербов

    Геральдика имела важное значение в истории мира, но сегодня современная наука значительно отличается от той, которая существовала несколько веков назад. Сегодня у исследователей есть масса технологических возможностей, обширные базы данных, фотографии, общедоступные электронные библиотеки.

    Получить практически любую желаемую информацию можно не выходя из дома, что значительно облегчает изучение гербовой символики и составление генеалогического древа.

    С помощью геральдики и изучения её истории можно:

    • расширить свой кругозор;
    • узнать больше информации об истории те или иных родов, военных событий, персонах и т. д.;
    • соотнести культурные и экономические связи между знатными родами и разными государствами в конкретный исторический период;
    • установить признаки идентичности исторических документов, памятников, достопримечательностей, соотнести их принадлежность к тому или иному роду, стране, сословию, гильдии, поселению и т. д.

    Заключение

    Всё описанное выше является лишь кратким описанием тех сфер, которые изучаются такой наукой, как геральдика. Эта дисциплина гораздо обширнее и глубже, чем кажется, а потому к её изучению стоит подходить ответственно и комплексно.

    Научившись «считывать» гербовую символику, вы сможете лучше понять те или иные исторические реалии.

    Людмила Голубева

    Куратор проекта "Семейная фамилия", специализируется на изучении фамилий с 2012 года и проведении генеалогических исследований, высшее профессиональное образование (2003 - 2008 г.), курсы повышения квалификации.

    Тинктуры

    Цвета, или тинктуры , в геральдике являются столь же важным различительным элементом, как и фигуры. Одни и те же фигуры, в одном и том же сочетании, но с различной расцветкой, могут служить совершенно разными гербами*.

    В российской геральдике используется только определенный набор геральдических цветов:

    цветдопустимый спектр оттенковсоответствующее прилагательное
    два «металла»:

    золоторавнозначно желтому цвету, может изображаться любыми оттенками золотого, бронзового и желтогозолотой

    сереброравнозначно белому цвету, может изображаться всеми оттенками серебряного или белым цветомсеребряный
    пять «финифтей» («эмалей», «цветов»):

    лазýрьвсе оттенки синего и голубого цветовлазóревый

    чéрвленьвсе оттенки красного цветачервлёный

    зéленьвсе оттенки зеленого цветазелёный

    черньчерный, темно-серый цветчёрный

    пýрпурразличные оттенки фиолетового, холодно-малинового, сиреневого цветов и цвет запекшейся кровипýрпурный

    * Примечание: Цвета всех деталей герба должны быть точно определены и строго соблюдаться при изготовлении цветных изображений герба. Недопустимо при изготовлении цветных изображений герба упрощать установленную расцветку фигур или опускать установленную расцветку деталей (например, если в гербе имеется золотой лев с червленым языком и зелеными глазами, то ни в одном из изображений герба язык и глаза не могут быть даны золотым цветом) – в противном случае будет получено искаженное изображение, не могущее квалифицироваться как изображение данного герба.

    Геральдические цвета не допускают строгой фиксации оттенков. Конкретные оттенки цветов избираются художниками, заказчиками и производителями изображений герба в зависимости от практических потребностей, технических возможностей и соображений вкуса. Например: элемент герба, описанный как «синий (лазоревый)» в одном случае может быть изображен темно-синим, в другом – небесно-голубым, в третьем – светло-синим цветом, и любое из этих изображений будет правильным, а цвет – точно соответствовать геральдическому «синему (лазоревому)».

    Вместе с тем, если при изготовлении конкретного изображения герба для передачи того или иного геральдического цвета избран определенный оттенок, то все поля и фигуры, имеющие данный геральдический цвет, должны быть расцвечены только избранным оттенком. Так, например, если поле щита описано как «красное (червленое)», то оно может быть розовым или кроваво-красным, но недопустимо, чтобы оно изображалось кроваво-красным с розовой каймой; если в составе герба имеются три зеленые ели, то данные ели могут быть изображены любым оттенком зеленого, но только одним, общим для всех трех елей – недопустимо, чтобы одна ель была темно-зеленой, другая – цвета хаки, а третья – цвета морской волны.

    Кроме того, в геральдике также могут использоваться меха (горностаевый, беличий, «противогорностаевый» и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом).

    Только в особых случаях также используется телесный цвет - может использоваться только при изображении людей, ангелов, святых и иных бесплотных сил, а также кентавров, сфинксов и других подобных существ). Телесный цвет не фиксируется геральдическим описанием и является обязательным для обнаженных участков человеческих тел и тел человекоподобных геральдических существ (таким образом, если в описании герба указана «рука в серебряном рукаве», то кисть руки дается телесным, а рукав – серебряным цветом). Геральдика допускает, чтобы обнаженные участки человеческих фигур расцвечивались геральдическими цветами, но это должно быть оговорено описанием. Так, например, если в описании указана «золотая рука в таком же рукаве», то и кисть руки, и рукав даются золотым цветом; если указан «серебряный всадник», то одеяние и вооружение всадника, его лицо и кисти рук, конь и все его снаряжение даются одним серебряным цветом.

    Натуральный (естественный) цвет допускается только в очень редких случаях, требующих особого обоснования, – это цвет, приблизительно соответствующий естественной окраске данного животного (объекта). Под натуральными (естественными) цветами понимаются все цвета, кроме геральдических цветов и металлов. Понятие «натуральный (естественный) цвет» во избежание разночтений должно включаться в геральдические описания гербов с расшифровкой (например: «лисица натурального цвета (рыжая, с белой грудью и кончиком хвоста, черными носом, глазами и когтями)»). Натуральный цвет, по сути, используется только в старинных гербах, в которые этот цвет попал несколько веков назад, а в современных новосочиненных гербах натуральный цвет недопустим категорически.

    При одноцветном воспроизведении герба для обозначения цветов может использоваться условная штриховка - называемая также шафировка.

    Читайте также: