Главное управление драгоценных металлов и алмазов при совете министров ссср

Обновлено: 24.04.2024

Работа в разведке и около нее
По окончании осенью 1946 года Высшей школы МГБ СССР (к тому времени наркоматы были переименованы в министерства) я был направлен на работу в Информационное управление Первого главного управления МГБ. Около года я проработал в переводческом бюро, занимавшемся переводом добываемых разведкой документов, а затем перешел в американский сектор этого же, Информационного управления, где систематизировались и анализировались поступающие материалы и на их основе готовилась соответствующая информация для руководства и других заинтересованных ведомств.

Оперативной разведывательной работой мне заниматься не пришлось. Несколько раз руководители оперативных подразделений предпринимали попытки переманить меня к себе, но каждый раз мое начальство пресекало эти поползновения. Да, откровенно говоря, я и сам больше тяготел к информационно-аналитической работе, чем к работе «в поле».

Между тем информационная служба внешней разведки, как и сама разведка, претерпевала различные трансформации, о чем хотелось бы тоже коротко рассказать, тем более что за последние годы в печати появлялись публикации, в которых допускались неточности при освещении этого вопроса.

Весной 1947 года, вслед за созданием в США Центрального разведывательного управления, у Сталина возникла идея «переплюнуть» американцев. В США при создании ЦРУ были сохранены военная и другие ведомственные разведслужбы, а на ЦРУ, наряду с функциями политической разведки и проведения спецопераций, были возложены функция координации деятельности других разведслужб, а самое важное – функция анализа, сопоставления и обобщения информации, поступающей по всем каналам, включая открытые публикации.

Сталин же решил собрать под одну крышу в прямом смысле этих слов все разведывательные службы. Первоначально предполагалось назвать этот орган Комитетом № 4 при Совете Министров СССР. Потом появился новый вариант – Комитет экономических исследований при Совете Министров, были уже заготовлены печати, бланки и папки с таким наименованием. В конце концов, к осени 1947 года Сталин и Молотов остановились на названии – Комитет информации при Совете Министров СССР. Молотов и стал председателем этого Комитета, хотя практически повседневной работой руководили два его заместителя – генерал Федотов, пришедший из МГБ, и адмирал Родионов, пришедший из Министерства обороны. В таком виде Комитет информации просуществовал всего два года, в 1949 году военная разведка вернулась в систему Министерства обороны. Статус комитета был понижен – отныне он стал именоваться Комитетом информации при МИД СССР, а не при Совете Министров СССР, и Молотов перестал быть его председателем. В течение следующих двух лет эту должность занимали поочередно три заместителя министра иностранных дел – Вышинский, Зорин и Малик. Однако все трое всячески старались – и небезуспешно – отделаться от этих непривычных для них и деликатных обязанностей. Практически работой комитета в те годы руководил генерал Савченко, бывший до этого министром госбезопасности Украины.

В 1951 году и политическая разведка была возвращена в систему МГБ, но Комитет информации при МИД СССР был сохранен в качестве информационно-аналитической службы на правах автономного органа (с тех пор его иногда называли Малым комитетом). Замысел заключался в том, что в Комитете информации должна была по-прежнему концентрироваться вся политическая и военно-политическая информация, поступающая как по линии разведок, так и по официальным каналам. Она обрабатывалась, сопоставлялась и обобщалась для докладов в ЦК КПСС, правительство и заинтересованные ведомства с соответствующими выводами и соображениями. С целью сохранения тесных рабочих контактов с разведслужбами сотрудники Комитета информации были оставлены в так называемом действующем резерве МГБ и Министерства обороны (им присваивались очередные ранги и т. д.). Председателем Комитета был назначен по совместительству первый заместитель министра иностранных дел А. А. Громыко.


Однако с течением времени поступление информации в Комитет становилось все более скудным – ведомства предпочитали докладывать руководству страны наиболее важную информацию самостоятельно, минуя Комитет информации. Постепенно ему становилось все труднее выполнять возложенные на него функции.

Поскольку, однако, потребность в едином информационном органе подобного рода определенно существовала, в 1958 году в ЦК КПСС был создан Отдел информации с такими же функциями, какие возлагались ранее на Комитет информации. Заведующим этого нового отдела ЦК был назначен опытный дипломат Г. М. Пушкин, а я стал там заведовать американским сектором (к моменту этой очередной реорганизации я был в Комитете информации начальником американского отдела). Одновременно Комитет информации преобразовали в Управление внешнеполитической информации в качестве одного из обычных подразделений МИД СССР.

Но уже через год, весной 1959 года, Отдел информации ЦК КПСС тоже был расформирован. Объяснялось это тем, что тогдашний Первый секретарь ЦК Н. С. Хрущев вообще не имел вкуса к информации, а непосредственно курировавший отдел секретарь ЦК Мухитдинов по своим деловым качествам тем более не мог помочь отделу найти свое место в аппарате ЦК.

Главное управление драгоценных металлов и алмазов при совете министров ссср

ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗАПСИБЗОЛОТО» ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И АЛМАЗОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР (1925-1992)

Фонд: Р-195
Опись: 1-1а
Ед.хранения: 3199
Дата: 1925-1991

Государственный союзный золотопромышленный трест «Сибзолото» Сибирского краевого Совета народного хозяйства ВСНХ РСФСР образован 1 августа 1925 г.
юзного золотопромышленного акционерного общества «Союззолото»
В декабре 1931 г. управление реорганизовано в Западно-Сибирский государственный трест золотой промышленности «Запсибзолото». Подчинялся Всесоюзному объединению «Востокзолото», с 1932 г. — Главному управлению золото-платиновой промышленности «Главзолото» Наркомата тяжелой промышленности СССР, с 1939 г. — Наркомата цветной металлургии СССР, с 1949 г. — Министерства металлургической промышленности СССР, с 1954 г. — Министерства цветной металлургии СССР.
В феврале 1970 г. трест преобразован в Западно-Сибирский золотодобывающий горнообогатительный комбинат «Запсибзолото»
В сентябре 1976 г. комбинат реорганизован в Западно-Сибирское производственное золотодобывающее объединение «Запсибзолото». Подчинялось Всесоюзному объединению золотодобывающей промышленности «Союззолото» Министерства цветной металлургии СССР, с 1988 г. — Главному управлению драгоценных металлов и алмазов при Совете Министров СССР.
В состав объединения входят Берикульский, «Веселый» и Центральный рудники, Алтайский прииск, карьеры «Егорьевский» и «Барит», комплексная геологоразведочная экспедиция «Запсибзолоторазведка», Макаракский ремонтно-механический завод, передвижная механизированная колонна «Запсибзолотострой», Тяжинская перевалочная база снабжения, Бийское и Тисульское автотранспортные предприятия.
В 1992 г. реорганизовано в акционерное общество открытого типа «Запсибзолото», с 1996 г. — открытое акционерное общество золотодобывающих предприятий и организаций Западной Сибири «Запсибзолото».
Оп. 1, 1а — общего делопроизводства.
Устав треста «Сибзолото». Приказы, распоряжения по производственным вопросам. Протоколы заседаний Совета директоров объединения, технического совета, технических, производственных совещаний. Производственные программы по золотодобыче. Пятилетние и годовые планы по добыче золота, геолого-разведочных, горных, землеустроительных и капитальных работ. Годовые отчеты по основной деятельности и капиталовложениям. Технические отчеты о работе золотых приисков и рудников. Отчеты, обзоры, сведения о маркшейдерских и геолого-разведочных работах, по исследованию рудных месторождений. Отчеты по выполнению научно-исследовательских, опытных, проектных и конструкторских работ. Доклады, докладные записки, справки о развитии золотопромышленности Сибири, о состоянии и работе рудников, о разработке приисков и восстановлению мелкой золотопромышленности, о ходе работ по добыче россыпного золота, о новых находках редких металлов, об открытии рудных месторождений разведчиками-старателями, об организации буровых разведочных работ. Отч
Салаирских ртутных флотоконцентратов (1942 г.). Гидрологические очерки системы рек Сибири. Акты приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов. Заявки первооткрывателей о местонахождении золотоносных и кварцевых жил.
Протоколы заседаний бюро по рационализации и изобретательству. Планы, отчеты, сведения о развитии и внедрении новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов, поступлении и внедрении изобретений и рационализаторских предложений.
Отчеты о работе по охране труда и технике безопасности, по медико-санитарному обслуживанию рабочих приисков.
Финансовые планы. Сметы расходов. Годовые бухгалтерские отчеты. Акты ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
Планы, отчеты, доклады о работе с кадрами. Коллективные договоры. Штатные расписания. Характеристики, наградные листы, списки работников, награжденных медалями, знаками, Почетными грамотами. Списки бывших белых офицеров.
НОВОСИБИРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД им. А.Н.КУЗЬМИНА МИНИСТЕРСТВА ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ СССР (1941-1992)

Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 242 (ред. от 18.12.1991, с изм. от 27.03.1992) "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР"

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РСФСР

(в ред. Указов Президента РСФСР от 18.12.1991 N 305,

Президента РФ от 27.03.1992 N 311)

Во исполнение Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы" постановляю:

Министерство архитектуры, строительства и жилищно - коммунального хозяйства РСФСР на базе упраздняемых Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству и Государственного комитета РСФСР по жилищно - коммунальному хозяйству;

Министерство здравоохранения РСФСР - на базе упраздняемого Министерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР (с передачей материально - технических ресурсов, финансовых средств, другого имущества, штатной численности работников центрального аппарата и ассигнований на его содержание в части здравоохранения);

Министерство печати и информации РСФСР - на базе упраздняемого Министерства печати и массовой информации РСФСР;

Министерство социальной защиты населения РСФСР - на базе упраздняемого Министерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР (с передачей материально - технических ресурсов, финансовых средств, другого имущества, штатной численности работников центрального аппарата и ассигнований на его содержание в части социального обеспечения):

Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР - на базе упраздняемых Министерства экологии и природопользования РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР;

Комитет по делам архивов при Правительстве РСФСР - на базе упраздняемых Комитета по делам архивов при Совете Министров РСФСР и Главного архивного управлению СССР;

Государственный комитет РСФСР по национальной политике - на базе упраздняемого Государственного комитета РСФСР по делам национальностей;

Комитет по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР - на базе упраздняемого Государственного комитета РСФСР по физической культуре и спорту;

Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РСФСР.

Государственный комитет стратегических запасов РСФСР; Комитет по развитию медицинской и фармацевтической промышленности при Совете Министров РСФСР;

Комитет по Государственным премиям РСФСР в области науки и техники при Совете Министров РСФСР.

3. Передать из Министерства образования РСФСР вопросы высшей школы (с соответствующими материально - техническими ресурсами, финансовыми средствами, другим имуществом, штатной численностью работников центрального аппарата и ассигнованиями на его содержание) в Министерство науки и технической политики РСФСР. В связи с этим преобразовать это министерство в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР.

4. Установить, что центральными органами государственного управления РСФСР, непосредственное руководство которыми осуществляет Правительство РСФСР, являются:

Министерство архитектуры, строительства и жилищно - коммунального хозяйства РСФСР

Министерство внутренних дел РСФСР

Министерство здравоохранения РСФСР

Министерство иностранных дел РСФСР

Министерство культуры РСФСР

Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР

Министерство образования РСФСР

Министерство печати и информации РСФСР

Министерство промышленности РСФСР

Министерство связи РСФСР

Министерство сельского хозяйства РСФСР

Министерство социальной защиты населения РСФСР

Министерство топлива и энергетики РСФСР

Министерство торговли и материальных ресурсов РСФСР

Министерство транспорта РСФСР

Министерство труда и занятости населения РСФСР

Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР

Министерство экономики и финансов РСФСР

Министерство юстиции РСФСР

Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

Государственный комитет РСФСР по национальной политике

Государственный комитет РСФСР по оборонным вопросам

Государственный комитет РСФСР по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф

Государственный комитет РСФСР по социально - экономическому развитию Севера

Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом

Агентство федеральной безопасности РСФСР

Государственная налоговая служба РСФСР

Государственный таможенный комитет РСФСР

Комитет по делам архивов при Правительстве РСФСР

Комитет государственных резервов при Правительстве РСФСР

Комитет по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР

5. Установить, что в составе министерство РСФСР, а также при министерствах и государственных комитетах РСФСР могут быть образованы комитеты. Назначение на должность и освобождение от должности их руководителей производится по представлению соответствующих министерств или председателей государственных комитетов РСФСР Президентом РСФСР.

6. Для проведения мероприятий, связанных с упразднением министерств и ведомств РСФСР, на базе которых создаются органы государственного управления РСФСР, образовать в упраздненных министерствах и ведомствах РСФСР ликвидационные комиссии во главе с первыми заместителями министров или первыми заместителями руководителей ведомств. Поручить указанным должностным лицам утвердить персональный состав ликвидационных комиссий и решить вопросы по ликвидации министерств и ведомств РСФСР в установленном порядке.

7. Правительству РСФСР принять решения о целесообразности дальнейшего функционирования, направлениях деятельности и составе комиссий и советов, образованных при Председателе Совета Министров РСФСР, комиссий Совета Министров РСФСР, а также комиссий, образованных при Совете Министров РСФСР и его Президиуме.

8. Передать здания и сооружения, материально - техническую базу и другое имущество, а также штатную численность работников центрального аппарата и ассигнования на его содержание, ранее предусмотренные упраздненным министерствам и ведомствам РСФСР, образованным на их базе органам государственного управления РСФСР.

По представлению министерств и ведомств РСФСР Правительству РСФСР утвердить штатную численность и ассигнования на содержание соответствующих учреждений.

9. Установить, что:

штатная численность работников центрального аппарата, ассигнования на его содержание, здания и сооружения, материально - техническая база, другое имущество, а также предприятия, учреждения и организации на территории РСФСР, подведомственные упраздняемым министерствам и другим центральным органам государственного управления СССР, передаются министерствам и ведомствам РСФСР согласно приложению. Вопросы использования указанного имуществ решаются с учетом предложений комиссии, образованной в соответствии с пунктом 4 Постановления Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. N ГС-13 "Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР";

образованные при формировании Правительства РСФСР министерства и ведомства РСФСР являются правопреемниками соответствующих упраздняемых министерств и ведомств.

10. Министерству юстиции РСФСР внести предложения о приведении законодательства РСФСР в соответствие с настоящим Указом.

11. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

28 ноября 1991 года

к Указу Президента РСФСР

от 28 ноября 1991 г. N 242

МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА РСФСР,

КОТОРЫМ ПЕРЕДАЮТСЯ ИМУЩЕСТВО, ФИНАНСОВЫЕ

И ДРУГИЕ СРЕДСТВА, ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

И УЧРЕЖДЕНИЯ УПРАЗДНЯЕМЫХ МИНИСТЕРСТВ И ДРУГИХ

ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Правительство РСФСР вправе принимать решения о передаче подразделений, предприятий, организаций и учреждений, закрепляемых за министерствами и ведомствами РСФСР в соответствии с настоящим Указом, в ведение других министерств и ведомств РСФСР.

Судебная практика и законодательство — Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 242 (ред. от 18.12.1991, с изм. от 27.03.1992) "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР"Судебная практика высших судов РФ

а) Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 г., Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 г., Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7.02.92 г., Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.90 г., Закон РФ "О товарных знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 г. и др. Указы Президента Российской Федерации: "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" от 20.08.91 N 66, "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" от 28.11.91 г. N 242 и др. Постановление Правительства РСФСР от 15.10.91 г. N 543 "Об управлении воздушным транспортом РСФСР"; Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.08.93 г. N 850 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на ВТ РФ" и др.

Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 214 (ред. от 06.04.2000) "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР"

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ

О ДОБЫЧЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И АЛМАЗОВ

НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР

(в ред. Указов Президента РФ от 30.12.92 N 1706,

от 29.11.93 N 2014, от 15.03.95 N 273)

В целях формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РСФСР как важнейшего условия государственного суверенитета республики, повышения заинтересованности республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных образований, а также предприятий в увеличении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней и обеспечения потребностей в них народного хозяйства постановляю:

1. Установить, что регулирование отношений, связанных с разведкой, добычей, извлечением, переработкой, реализацией, а также хранением драгоценных металлов и драгоценных камней в РСФСР в соответствии с Законом РСФСР от 31 октября 1990 г. "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР", находится в ведении РСФСР.

2. Образовать при Министерстве экономики и финансов РСФСР Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней на базе Управления драгоценных металлов и драгоценных камней, подразделений Государственного хранилища ценностей (Гохрана СССР) и Управления государственного пробирного надзора Министерства финансов СССР.

Образовать в составе указанного Комитета Государственное хранилище ценностей (Гохран РСФСР) и Российскую государственную пробирную палату.

3. Правительству РСФСР:

определить порядок государственного контроля за всеми операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории РСФСР;

определять с учетом предложений Советов Министров республик в составе РСФСР, органов исполнительной власти краев, областей и автономных образований ежегодные квоты на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, установить порядок их доведения до добывающих предприятий;

разработать новые принципы ценообразования на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них исходя из складывающегося уровня цен на мировом рынке;

согласовать с Советами Министров республик в составе РСФСР, органами исполнительной власти краев, областей и автономных образований размер платы за пользование месторождениями драгоценных металлов и драгоценных камней. Указанные средства зачисляются в бюджеты республик в составе РСФСР, краев, областей и автономных образований.

4. Предоставить Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований право:

утверждать по согласованию с соответствующими органами государственного управления РСФСР технико-экономические обоснования на геологический поиск и разведку драгоценных металлов и драгоценных камней и эксплуатацию месторождений, а также согласовывать выдачу разрешения на производство указанных работ;

использовать до 1,5% от объема драгоценных металлов, добываемых по установленным квотам, на производство ювелирных изделий и других товаров народного потребления с применением драгоценных металлов.

5. Установить, что предприятиям, добывающим драгоценные металлы и алмазы, оплата 25% добытого золота и 25% реализованных на внешнем рынке алмазов и металлов платиновой группы производится в свободно конвертируемой валюте. Из выручки в свободно конвертируемой валюте 20% подлежит продаже Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований, на территории которых осуществляется добыча указанных драгоценных металлов и алмазов, в порядке, устанавливаемом Комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней.

Оставлять в распоряжении предприятий по производству бриллиантов 30% суммы свободно конвертируемой валюты, получаемой в виде разницы между стоимостью реализованных на внешнем рынке бриллиантов и стоимостью израсходованных на их изготовление алмазов.

6. Установить, что изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющие выдающуюся историческую, художественную и природную ценность, являются исключительной собственностью государства и не подлежат вывозу из РСФСР.

7. Ввести настоящий Указ в действие с момента подписания.

15 ноября 1991 года

Судебная практика и законодательство — Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 214 (ред. от 06.04.2000) "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР"Судебная практика высших судов РФ

1. Пункт 5 Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 47, ст. 1613) в части, касающейся продажи валютной выручки.

от 15 ноября 1991 г. N 214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РСФСР";

от 4 июня 1992 г. N 549 "Об использовании в качестве залоговых фондов Свердловской области добываемых на ее территории драгоценных металлов и драгоценных камней";

В соответствии с Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 214, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 1992 г. N 10 Министерство финансов Российской Федерации устанавливает следующий порядок расчетов за золото и серебро, сдаваемые в Государственный фонд через аффинажные заводы Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР" и в целях обеспечения строгого учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей Правительство Российской Федерации постановляет:

swinopes

В конце 80-х, на излете существования советского режима, при Совмине СССР было создано Главное управление драгоценных металлов и алмазов ("Главалмаззолото"), которое должно было управлять добычей золота и алмазов в Союзе, а также гранильной и ювелирной промышленностью, оптовой торговлей алмазами, бриллиантами и ювелирными изделиями в СССР и за границей. По данным отраслевого информационно-аналитического агентства Rough and Polished, специализирующегося на "изучении процессов, определяющих развитие мирового рынка алмазов и бриллиантов", в 1989 году представители "Главалмаззолота" во главе с бывшим руководителем треста "Якутскалмаз" Валерием Рудаковым во время поездки в Израиль выбрали Леваева в качестве партнера для первого совместного советско-израильского предприятия по огранке алмазов. Компания получила название "Руиз Даймондс", в 1991 году, после распада СССР, Леваев стал единоличным участником проекта.


С декабря 1999 по июнь 2002 Рудаков был заместителем министра финансов России Алексея Кудрина и директором ГОХРАНа при Министерстве финансов.

У Леваева сложились теплые отношения с Валерием Рудаковым, возглавлявшим Главалмаззолото в горбачевскую эпоху. Скоро для Леваева открылись двери Кремля. «С Горбачевым я никогда не говорил о бизнесе, — утверждает Леваев. — Я говорил с ним о том, чтобы открывать еврейские школы там, где 70‑лет их не было». Но, скорее всего, именно сотрудничество с Леваевым помогло советской стороне понять, что De Beers закупает российские алмазы по заниженным по сравнению с мировыми ценам.


Сделка с Главалмаззолотом обеспечила Леваеву доступ к российскому сырью и вызвала гнев De Beers. К 1995 году Синдикат больше и слышать не хотел об этом выскочке. Леваев был исключен из числа сайтхолдеров. Считается, что он ожидал этого шага и заручился поставками сырья из Гохрана России. Ельцинское правительство, продавшее по дешевке свои главные нефтяные и металлургические активы, решило пополнить опустевшую казну за счет продажи государственных алмазных резервов, накопленных с 1955 года. По словам Хаима Эвен-Зохара, издающего в Израиле влиятельный журнал Diamond Intelligence Briefs, в начале 90-х эти резервы стоили $12 млрд. В индустрии считается, что советское алмазное наследство распродавалось в том числе и через Леваева. Наследство это включало огромные камни весом в 100 карат и более, говорит Ричард Уэйк-Уокер из WWW International Diamond Consultants. К 1997 году значительная часть российских резервов была распродана. А еще часть просто разворована. Вспоминается хотя бы история с Golden ADA, когда алмазы на $180 млн, поставленные из России якобы для обработки на заводе в окрестностях Сан-Франциско, бесследно исчезли. Леваев отрицает, что участвовал в распродаже российских алмазных запасов. «Это дешевые сплетни», — отрезал он в интервью Forbes.


К 1998 году Леваев уже получил процент от российской алмазодобычи: своим указом Ельцин обязал гранить добывающиеся в Пермской области алмазы на местных предприятиях, среди которых оказался только леваевский «Кама-Кристалл». Леваев удерживал монополию на пермские алмазы пять лет — указ был отменен лишь осенью прошлого года.
Чем бы ни занимался Леваев в годы правления Ельцина, он старался не светиться и не попал в списки «семьи» экс-президента. Леваеву удалось быстро наладить отношения с президентом Путиным: он организовывал первые встречи нового российского лидера с видными израильскими политиками.

Читайте также: