Гравировка по металлу учебник

Обновлено: 18.05.2024

Материал практически написан (есть пара мест, где хочется полнее раскрыть темы). Затем сделать вёрстку и сдать материал в издательство.

Моя начальная задача: выпустить учебное пособие в формате 60х90 1/16. Ч/б вариант. Твёрдый переплёт. Офсетная печать. Бумага офсетная книжно-журнальная. Гарнитура литературная. Объём - 384стр (? - может быть и гораздо больше – 496стр). Количество тиража – (? – так же вопрос открытый).

Эти открытые вопросы существенно влияют на затраты проекта. Как понять: «Насколько нужен учебник по гравировке? И в каком объёме (в прямом и переносном смысле этого слова)?». Как издательство я, естественно, не потяну 20 000 тираж и полноцветную печать с подарочным исполнением книги (именно таким тиражом вышла в свет в издательстве "Аделант", Москва, первая книга "Авторское оружие. Создание образа, отделка.") . Вот и пытаюсь разрешить этот небольшой ребус и тираж сейчас может быть достаточен и в 1 000 экземпляров, а может быть и менее..

Есть два дополнительных фактора, которые могут повлиять на положительную динамику. ПРЕДЗАКАЗ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ.

Предзаказ покажет спрос на это издание и интерес к такому подходу. Правда, сейчас сложно понять, каким числом это будет обозначено в денежном эквиваленте. Для осуществивших предзаказ будет именная авторская подпись.
Вопрос к людям, готовым добровольно пожертвовать минимальную часть своего бюджета. Если Вы заинтересованы в развитии и сохранении русских традиций в гравировке, если у Вас есть возможность перечислить любую, не отяжеляющую Вашу жизнь сумму я, в свою очередь, готов поделиться своими знаниями, которые материализуются в печатном издании.
Помощь поможет более полно раскрыть материал, выпустить учебник более высокого качества и бОльшим тиражом. Если Вам есть что сказать относительно моего предложения, обозначьте это любым способом. Только после общего обсуждения подумаю и приму решение о выкладке своих данных для перечисления денежных средств.

УЧЕБНИК ВЫПУЩУ НА СВОИ СРЕДСТВА В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ.

Стоит немного сказать о компоновке и содержании учебника.
Материал полностью систематизирован. Темы выложены в полной последовательности обучения граверному мастерству. Разделы поделены на УРОКИ (в расширенной версии их больше 20-ти). Абсолютно все уроки имеют огромные дополнения и расширенный рассказ по самым «узким» местам. Проведён разбор и анализ возможных причин брака практически для всех техник гравировки. Особое внимание уделено изготовлению и заточке граверных резцов: проведён широкий анализ их работы. В книгу включены наработки или практический материал работы со слушателями на учебных занятиях и ответы на вопросы, присылаемые мне на почту. И т.д.

На данный момент мне предстоит переформатировать книгу с расширенным содержанием, включающую в себя несколько дополнительных уроков №№19, 20 и 21 в УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ в обозначенные ранее рамки. Дополнительные Уроки (19, 20, 21) можно как расширить, так и удалить полностью из книги, оставив материал, касающийся только граверного дела. Убрать «лишние» фотографии, оставив только те, без которых невозможно обойтись для раскрытия тем.

Содержание книги «ГРАВИРОВКА. От простого к
сложному».

От автора.
Решение: научиться гравировать.
Рабочее место гравера. Инструмент.
Техника безопасности.
УРОК 1. Азы слесарной работы. Как подготовить пластину для гравировки?
УРОК 2. Ознакомление с формами и правильной заточкой граверных резцов.
Граверные_РЕЗЦЫ_углы заточки.
Правила затачивания молоточного резца, начиная с заготовки.
Сравнительние работы граверных резцов и другого инструмента.
Правила изготовления штихелей (ручных резцов).
Как правильно держать молоточный резец и штихель?
Правильная работа штихелем.
УРОК 3. Гравировка прямых линий.
Общее для гравировки.
УРОК 4. Гравировка змеек – «большой и малой».
Заполнение змеек кавычками.
УРОК 5. Гравировка спирали.
Заполнение спирали внутренними и внешними кавычками.
Использование типографской краски в работе гравера. Как правильно
снять оттиск с фрагмента работы.
Заусенцы во время гравировки и после гравировки (как, чем и когда удалять и удалять ли их вообще?).
УРОК 6. Эскизы.
Перенос рисунка с эскиза на изделие.
Разметка орнамента.
УРОК 7. Орнамент, используемый тульскими граверами.
Ветвь дуба
Чертополох
.
Русская плетёнка.
Виноградная лоза
Стилизованный растительный орнамент.
Разный орнамент.
Построение орнамента.
УРОК 8. Гравировка.
Плоскостная гравировка орнамента с тушёвкой фона шатирштихелем.
Плоскостная гравировка сцен охоты.
Плоскостная гравировка атрибутики.
Обронная гравировка сцен охоты и орнамента.
Комбинированная гравировка.
Объёмная гравировка.
Гравировка эбонита.
УРОК 9. Чеканка.
Термическая обработка металлов.
Инструмент.
Чеканка, несколько практических советов до начала обучения.
Чеканка ветви дуба, ветви лавра, элементов стилизованного растительного орнамента и т.д.
Чеканка животных. Работа со сценками на охотничьи сюжеты.
Оттиски и слепки. Как правильно снять слепки на пластилин.
УРОК 10. Всечка.
Изготовление фильерной (волочильной) доски.
УРОК 11. Насечка.
Граверные работы на тонкостенных деталях.
УРОК 12. Таушировка (золочение, насечной фон).
УРОК 13. Работа с оптической головкой.
УРОК 14. Разметка и гравировка букв.
УРОК 15. Обучение письму штихелями.
УРОК 16. Гравировка авторских клейм.
УРОК 17. Работа с объёмом.
УРОК 18. Вставки (серебро).
УРОК 19. Расчет времени, необходимого для работы.
УРОК 20. Создание авторского художественного клинкового оружия (АХКО), как один из примеров применения практических навыков. Авторский обзаз, скрытый за внешним видом произведений.
Список терминов: ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ (коротко и средне клинковое)
Часть 1 - Охотничий нож в ножнах «Русский медведь». О технологических этапах создания произведения.
Часть 2 - Каминная композиция кинжал на подставке «Снежная Королева». Мрамор коэлга, работа над созданием тонкостенной скульптуры малых форм.
Часть 3 – Кинжал «На просторах России» 2014г. Применение сегодня символов на оружии и ненавязчивый урок: «О подходе к своей работе».
Часть 4 – Нож « Полифония металла». Наборная металлическая рукоять, как один из способов перехода к иным подходам в реализации авторских идей.
УРОК 21 (дополнительный). Работа с деревом.
- Самостоятельное изготовление специального инструмента для работы по дереву.
- Олифовка дерева.
- Устранение вмятин.
- Инкрустация деревом, перламутром и металлом.
Таблицы.
Литература
Содержание.

Текст книги "Художественная обработка металла. Гравирование"


Гравирование является одним из древнейших способов художественной обработки металлов, а также некоторых неметаллических материалов – дерева, кости, камня и др. Сущность его заключается в нанесении на поверхность твердых материалов надписей, рисунков, узоров режущими граверными инструментами – резцами.

Гравирование по металлу известно с глубокой древности.

Учеными найдены бронзовые изделия, выполненные мастерами-граверами еще в начале первого тысячелетия до н.э. В основном это боевые топоры, кинжалы, украшенные гравированными орнаментами и изображениями животных.

Мастера древнего Новгорода, Пскова, Тулы, Москвы оставили прекрасные образцы гравировки на различных металлах.

Плоскостное гравирование

Художественное ручное плоскостное двухмерное гравирование применяется в ювелирной практике для декорирования поверхности изделия путем нанесения контурного узора, рисунка, портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, а также для исполнения различных надписей и шрифтовых работ.

Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия.

К плоскостному гравированию относят также гравирование под чернь и таушировку. Это трудоемкий и сложный процесс, который требует от мастера большой выдержки, сосредоточенности и мастерства.

Техника гравирования отличается высокими художественными достоинствами. Четкость линий, выразительность штриха, строгость и лаконизм заставляют мастера быть очень требовательным к процессу создания гравировальной композиции.

Гравировка под чернь в технологическом отношении отличается от обычной тем, что выполняется несколько глубже и затем выбранный внутри рисунок заполняют чернью.

Процесс плоскостного гравирования складывается из следующих этапов: подготовка рисунка, подготовка металла, перенос рисунка на металл, гравирование.

Для перевода на металл рисунок выполняют на бумаге в натуральную величину. Все тональные и теневые переходы даются штрихом или точками – пунктиром.

Поверхность металлической пластины или изделия, на котором нужно выполнять гравировку, необходимо подготовить: сделать поверхность гладкой, ровной и чистой. Все риски, царапины удаляют шлифовкой.

Затем поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и пемзой. Поверхность должна быть матовой – шлифованной, а не блестящей – полированной, так как блеск слепит глаза и затрудняет работу. Если нужно, чтобы гравированный рисунок находился на полированном поле, полировку фона выполняют на гравировки рисунка.

Для переноса рисунка на металл поверхность пластины или изделия покрывают тонким слоем белой акварельной краски или жидко разведенной белой гуашью.

Краске дают высохнуть и на нее переносят рисунок от руки тонко отточенным карандашом, или через копировальную бумагу, обводя линии рисунка также тонко отточенным твердым карандашом. Полученный рисунок покрывают спиртовым лаком или нитролаком, чтобы при работе он не стирался.

Затем изделие или листовую заготовку крепят к доске мелкими гвоздями, сургучом или закрепочной пастой. Размеры доски должны быть больше, чем размеры заготовок. Крепежные доски изготовляют из вязких пород дерева. Объемные предметы при производстве гравировочных работ зажимают в специальные приспособления – шрабкугель или колодки.

Шрабкугель (шаровые тиски) представляет собой чугунный шар массой до 15 кг, диаметром 130 мм. Сверху шара срезан сегмент и вырезан паз, в котором болтами зажимается дощечка с изделием.

Для того чтобы изделие можно было свободно передвигать и поворачивать под любым углом, под шрабкугель подкладывают специальную кожаную или брезентовую подушку, туго набитую песком. Подушку называют кранц, ее диаметр 200 мм.

Колодки состоят из массивных или чугунных брусков, снабженных раздвижными губками, которые должны удерживать гравирующую заготовку.

Граверный инструмент. Основным инструментом при гравировании является штихель, который представляет собой стальной резец длиной 100 – 120 мм, насаженный на деревянную ручку грибовидной формы длиной 30 – 70 мм. Изготовляется из инструментальной стали марок У12А, ХВГ. Хорошие резцы можно изготовить из прутковой стали, рессорных полосок, надфилей, опасных бритв. Штихель должен быть правильно и хорошо заточен и закален.

Нужно помнить, что недокал в этом случае способствует быстрому притуплению, а перекал – выкрошиванию режущей кромки.

В зависимости от назначения штихели различаются по форме рабочей части, углу заточки и размерам. В зависимости от толщины поперечного сечения различают следующие основные типы штихелей:

1. шпицштихель служит для гравирования контура рисунка, нанесения четких глубоких линий, сильных штрихов, подрезки углов в шрифтовых работах. Боковые стенки выпуклые, клинок прямой, угол заточки лезвия – 30 – 45 градусов, ширина спинки – 1 – 4 мм;

2. болтштихель – (полукруглый штихель) представляет собой штихель с полукруглой резущей кромкой, шириной 4 – 5 мм и применяется при круглой и полукруголой выборке и при гравировании углублений;

3. мессерштихель – ножевой резец с очень тонким, до 0,1 мм, лезвием; применяется для проведения очень тонких линий. Мессерштихелем на полоске шириной 1 мм можно провести до 10 линий;

4. фляхштихель (широкий штихель) – штихель с плоской режущей кромкой, служит для выборки и выравнивания плоскостей;

5. шатирштихель (ребштихель) – штихель с плоским лезвием. На его рабочей стороне расположены выступы, которые при гравировке оставляют параллельные штрихи. Применяют для штриховки плоских поверхностей параллельными линиями;

6. фасетштихель – используется для проведения точных широких и неглубоких линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработки рисунка. Боковые стенки у него параллельные или трапецевидные, лезвие резко заостренное, клинок прямолинейный с углом заострения 60 – 120 градусов;

7. юстирштихель – используется для подгонки оправы с целью обеспечения надежности опоры камня в ювелирных работах. Выпуклые боковые поверхности штихеля, пересекаясь, образуют остроовальное поперечное сечение. Его режущая грань затачивается наклонно к продольной оси клинка;

8. фаденштихель – нитяной резец, по форме похожий на фляхштихель, задняя грань и режущая кромка имеют острые выступы. Служит для штриховки и матировки поверхности изделий. Шаг насечки 0,1 – 0,4 мм.

При гравировании в углублениях и на вогнутых поверхностях работать прямым клинком штихеля неудобно. В этом случае штихель докрасна нагревают в средней части и изгибают до нужной кривизны. Иногда штихелям придают двойную кривизну, но оба изгиба обязательно должны лежать в одной плоскости.

Применение граверного инструмента.

Штихель держат в сжатой правой руке так, чтобы его рукоятка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы поддерживали его в рабочем положении. Локоть должен находиться на весу, опорой руки служит только большой палец, который в то же время является как бы тормозом и ограничивает проскальзывание инструмента вперед. В то же время указательный палец регулирует силу нажима на ребро штихеля и направляет его по линии рисунка.

Штихель ведут всегда только по прямой линии слева направо, проталкивая его вперед небольшими участками.

При гравировании закруглений и кривых линий поворот штихеля допускается в небольших пределах.

Все изгибы линий в соответствии с рисунком осуществляет левая рука, которая поворачивает заготовку, закрепленную в шрабкугель или кололодку, навстречу резцу.

Для плоскостного гравирования пригодны почти все металлы – латунь, томпак, пробное серебро, бронза, цинк, никелевые сплавы, стали и некоторые неметаллические материалы. Хуже поддаются гравированию мягкие пластичные металлы – золото, чистое серебро, платина, алюминий и другие.

Обучение следует начинать со штриховых упражнений для овладевания навыками работы хотя бы одним штихелем. Первые упражнения делают на медных или латунных пластинах.

Для гравирования штихель должен быть правильно заточен. Неправильно, плохо заточенный штихель является причиной брака. Процесс заточки сложный и требует знаний и навыков.

Примерно на 1/3 длины клинка со стороны спинки штихеля на наждачном точиле делается срез (аншлиф), высота лезвия рабочей части должна быть 1,5 – 3 мм. При таком срезе конец штихеля не загораживает линии рисунка во время гравировки, а площадь заточки рабочей части уменьшается. На боковых ребрах среза, чтобы не порезать палец, снимается фаска. Режущую кромку образует площадь заточки (лобовая площадка) со стенками и лезвием (основанием) клинка. При резании мягких материалов, например, дерева угол заточки должен быть равен 45 градусам, для стали – 60 – 65 градусов.

Тупым штихелем работать нельзя, потому что он соскакивает с металла и может поранить левую руку, которая находится под штихелем. Кроме того, тупой штихель, соскальзывая с металла, портит работу. Обязательным условием правильной заточки является плоская заточка штихеля, без закруглений и выпуклостей.

При заточке на бруске локоть правой руки должен быть на весу, а кисть – сильно прижимать площадку к камню. Затачивают штихель со стороны спинки, следя за тем, чтобы не пережечь режущую кромку. Для заточки применяют мелкозернистые бруски, поверхность которых смачивают жидким машинным маслом или керосином. После заточки со штихеля снимают на глянцевом оселке или кремнистом сланце заусенцы.

Обронное гравирование

Обронное (трехмерное) гравирование – это способ, при котором резцом создается рельеф или объемная круглая скульптура из металла.

Обронное гравирование подразделяется на выпуклое (позитивное, при котором рисунок рельефа выше фона, который углублен и снят) и углубленное гравирование (негативное), при котором рисунок или рельеф режется внутрь.

Применяется обронное гравирование довольно часто для обработки поверхности изделия и получения художественных произведений, таких как ювелирные изделия, декоративные предметы и т.п.

Кроме того, способом обронного гравирования изготавливают инструменты или приспособления (пуансоны, матрицы для штамповки, прессформы для литья, клише для печати, ситценакатные валы, офорты, багетные ролики, гравюры, эстампы и др.

Обронное гравирование бывает ручное и механическое.

Ручное исполняется ювелирами с помощью ручных инструментов, механическое – различными приспособлениями и гравировальными машинами. В этом случае гравер сам управляет движениями резца или резец передвигается автоматически при помощи специального шаблона.

Пользуясь в работе техникой оброна (при исполнении рельефов, контррельефов, объемных форм), мастеру приходится снимать с поверхности изделия большие массы металла, поэтому выборку металла лучше производить зубилом, рабочий конец которого имеет форму штихеля.

Гравировальные зубила представляют собой стальные стержни толщиной от 6 до 10 мм и длиной 120 – 150 мм. Рабочий конец их отковывается и опиливается по форме того или иного штихеля. Наиболее широко применяют спецзубило, фляхзубило и болтзубило. Рабочий конец инструмента закаливается с последующим отпуском.

Кроме спецзубил и штихелей, к граверному инструменту относят керн или кернер, который применяется для разметки. От слесарного керна граверный керн отличается большим углом заострения. Кроме кернов, применяют сечки и чеканы.

Сечки служат для выборки металла и затачиваются с одной стороны; чеканы служат для выравнивания фона и набивки фактуры. Чеканы должны быть более массивными, чем чеканы для чеканных работ, так как ими работают в основном по стальным заготовкам при отделке штампов и пуансонов.

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Гравёрное дело (Федотов, Улановский) 1981

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 гг. и на период до 1990 г.ъ большое внимание уделяется проблемам комплексной автоматизации и механизации производственных процессов, как одному из важнейших факторов повышения производительности труда и качества продукции. Рост производительности труда будет осуществляться за счет быстрого развития точного приборостроения, станкостроения, машиностроения, вычислительной техники, автоматических систем управления, в том числе систем программного и адаптивного у правлен ия и т. д. Во многих отраслях машиностроения, приборостроения и радиоэлектроники все большее место будут занимать делительно-гравёрные, фотографические и фотолитографические работы. Такие операции, как нанесение штрихов, линий, знаков и обозначений на плоских, цилиндрических, конических поверхностях, гравирование сложных корпусных. деталей требуют большой затраты времени и выполняются высококвалифицированными работниками.

Настоящее учебное пособие предусматривает дать учащимся профессионально-технических училищ основные сведения по методам и средствам нанесения штрихов, знаков и обозначений при изготовлении шкал, сеток, лимбов и подобных им изделий точного приборостроения и при выполнении разнообразных гравёрных работ, научить их правильно использовать гравёрно-делительное дело, а также глубже раскрыть сущность технологических процессов. Авторы старались изложить материал настоящего пособия в свете последних достижений современной науки и техники, используя большой отечественный опыт, патентную и периодическую литературу.

Большое внимание в пособии уделено проблемам механизации и автоматизации гравёрных работ. Рассматриваются устройство и работа основных узлов оборудования, приемы настройки и правила их эксплуатации. Дано описание различного рода приспособлений, которые существенно расширяют технологические возможности гравёрного оборудования, способствуют росту производительности труда и повышению качества выпускаемой продукции.

Выполнение гравёрных работ не обходится без применения копиров, шаблонов, пуансонов и трафаретов, первоосновой которых является ручной труд. Поэтому в учебном пособии достаточно полно описаны приемы ручного гравирования, приведены тренировочные упражнения и сведения о свойствах металлов и сплавов и особенностях их обработки.

Все замечания и предложения авторы просят направлять по адресу. 191065, Ленинград, ул. Дзержинского, 10, ЛО изд-ва «Машиностроение».

Гравированием называют нанесение на поверхность материала (металла, камня, кости) надписей, рисунков, узоров режущим инструментом (ручным, станочным или механизированным) или путем травления, под которым понимают химйЗёсКую обработку твердых материалов растворами кислот, для изменения вида их поверхности или удаления примесей, а также для доводочной обработки металлических заготовок до требуемых размеров и формы.

Техника гравирования возникла в весьма отдаленные времена в Китае при создании циферблатов (часов теневого типа), а затем в IV веке до н. э. при изготовлении неравномерных линейных шкал к водяным часам, а таюйе медных пластин для «указателей юга» — комщГасов. Позднее гравёрное дело начало развиваться в Греции и Средней Азии (Ургенч,Самарканд и т. п.). В Европе оно получило распространение, в середине XI века в связи сизготовлением астрономических и мореходных приборов.

В России первые штриховые меры, производство которых началось е середины ХУЩвека в мастерских Российской Академии наук по инициативе и под руководством М. В. Ломоносова, использовались в точных угломерных приборах. Штриховые меры служат для определения измеряемой величины путем сравнения ее с однородной величиной, размер которой известен. Дальнейшее развитие гравёрного дела связано с Механическими мастерскими Главного штаба. В 1839 г. при Пулковской астрономической обсерватории была организована

механическая мастерская, в которой работали механики Г. К. Брауэр, В. Ф. Гербст, Г. А. Фрейберг-Кондратьев, которые изготовили и разработали круговые и линейные делительные машины и гравировальную установку для оцифровки серебряных лимбов. В этих мастерских производились высокоточные астро-номо-геодезические инструменты.

Бурное развитие гравёрное дело получило в годы Советской власти. В 1922 г. под руководством Ф. Л. Бурмистрова было начато изготовление механическим способом шкал, сеток, лимбов и подобных им деталей. Основным видом приспособления при этом способе работ является пантограф. Пантограф — приспособление в виде раздвижного шарнирного параллелограмма для вычерчивания чертежей, карт и т. д. обычно в меньшем масштабе. Оригинал иодкладывается под отводной штифт, а требуемое изображение вычерчивается карандашом, тушью или чертилкой. Интенсивное развитие отечественной оптико-механической промышленности послужило поводом к испытанию Ф. Л. Бурмистровым новых способов (фотографических и комбинированных) нанесения штрихов, знаков и обозначений Г1, 2.

В 1926 г. в Государственном оптическом институте (ГОИ), ныне носящем имя С. И. Вавилова, была создана лаборатория научной фотографии, а на Государственном оптико-механическом заводе под руководством проф. С. О. Максимова организована небольшая, но плодотворно работающая группа в составе В. А.Бур-гова, Н. А. Гаврилова, О. П. Крыжановского, в задачу которой входила разработка новой технологии изготовления шкал, лимбов и других изделий точного приборостроения.

В настоящее время отечественной промышленностью налажен серийный выпуск штриховых мер, таблиц, трафаретов, мир, тестов и т. д. Под руководством Н. Ф. Делюнова, И. А. Тельтев-ского и Б. Д. Никитина разрабатываются прецизионные делительные машины, которые с успехом используются на предприятиях приборостроительной, машиностроительной, радиотехнической, авиационной промышленности и др. В ГОИ Ф. Л. Бурмистровым, В. А. Вейденбахом и их учениками создаются различные фотографические и комбинированные методы нанесения делений и обозначений при изготовлении шкал, сеток и лимбов. При этом особое внимание уделяется выбору высококачественных объективов, современной технике репродуцирования и проводится работа по созданию новых светочувствительных слоев, т. е. разрабатывается точная фотография и на ее основе техника изготовления сеток, лимбов и других изделий. Все эти работы имеют первостепенное значение для получения технологических процессов изготовления деталей с субмикрометрическими размерами элементов.

1. Рабочее место гравёра

Разнообразие выполняемых гравёрных работ и специфика ручного процесса гравирования обязывают оборудовать рабочее место гравёра так, чтобы были созданы все условия для безопасной и высокопроизводительной работы.

Рабочий стол гравёра устанавливают у окон южной или юго-западной стороны. Он должен быть прочным и массивным: обычно его изготовляют из сосновых брусьев сечением 120 — 150 мм или стальных труб диаметром 40 — 50 мм. Верхняя часть стола (столешница) делается из дерева твердой породы толщиной 50 — 60 мм и покрывается линолеумом.

Наиболее удобная конструкция гравёрного стола изображена на , рис. 1. С трех сторон столешница имеет бортик для предотвращения падения инструмента и деталей на под. Для удобства работы в центральной части стола делается дуговой вырез; тогда локти гравёра в процессе работы имеют опору, придающую рукам устойчивость и твердость. В дуговом вырезе стола выполнены выдвижные поролоновые подлокотники пе-нального типа, в значительной степени снижающие утомляемость гравёра при выполнении длительных работ. С левой стороны стол снабжен тремя выдвижными ящиками для инструмента и малогабаритными поворотными тисками, е правой — устанавливают легкий станок-пантограф настольного типа.

Для выполнения мелких и точных работ двух-трехи многоместные гравёрные столы применять не рекомендуется, так как из-за разнообразия выполняемых в одно и то же

Рис. 1. Рабочий стол гравёра

время операций значительно снижается производительность труда и ухудшается качество работы. Например, если один гравёр гравирует сложное точное клеймо, а другой вырубает фон какого-либо штампа, набивает шильдики или работает напильником, производя грубую обдирку пуансона и т. п., то первая работа не допускает ни малейшего дрожания стола, а вторая вызывает вибрацию и сотрясение его. Очевидно, что одновременное выполнение этих операций на общем верстаке недопустимо.

Стул гравёра обычно изготовляют трехножным, с винтовым подъемом сиденья, которое должно быть круглым, твердым с углублением в центре. Регулировка высоты сиденья необходима для удобства выполнения всевозможных производственных заданий, так как детали могут иметь различную высоту.

При выполнении мелких и сложных гравёрных работ общего освещения бывает недостаточно, поэтому на каждом рабочем месте гравёра должна быть переносная электрическая лампа с гибким шлангом.

Рабочее место гравёра нужно организовать так, чтобы не приходилось тратить много времени на подбор инструмента. Редко применяемый инструмент должен храниться в инструментальной кладовой, а часто применяемый — на рабочем месте. Не менее важно и правильное размещение инструмента на столе в период работы. В каждом отдельном случае (в зависимости от характера работы) подбирают инструменты, необходимые для выполнения данной работы. Инструменты, которыми гравёр пользуется чаще, должны быть расположены ближе к нему, используемые реже — дальше. Хранить инструмент следует в ящике стода в специальных деревянных ячейках, чтобы он не портился. Послё работы инструмент следует смазывать тонким слоем вазелина.

Помещение для гравёрных и делительных работ должно располагаться на участке с сухим песчаным грунтом на значительном расстоянии от механизмов и устройств, приводящих грунт в колебание. Колебание есть движение (изменение состояния), характеризующееся той или иной степенью повторяемости во времени. Колебания могут иметь различную физическую природу, а также отличаться механизмом и характером возбуждения, степенью повторяемости и быстротой смены состояния. Песчаный грунт обладает высоким коэффициентом демпфирования колебаний и хорошо пропускает влагу. Демпфирование — принудительное гашение колебаний системы либо уменьшение их амплитуды до допустимых пределов.

Читайте также: