Гравюра на металле старинная

Обновлено: 21.09.2024

Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка отключены

Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры:

  • Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
  • Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
  • Плоская гравюра — литография и ее разновидности.

Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте. С преферансом и профурсетками иллюстрациями.

Механические способы создания печатной формы:

  • резцовая гравюра,
  • «сухая игла»,
  • меццо-тинто
  • пунктир пунсонами или рулеткой

Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой

Механика

Углубленная гравюра:

Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.

Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.

Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.

Резцовая гравюра характерна большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Сухая игла — Медная или цинковая доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.

Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом — «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон.

Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.

Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.

Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.

Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.

Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).

Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.

Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.

Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.

Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).

Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.

Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Старинная гравюра на металле

Гравюра на металле, как вид графического искусства, возникает в середине 15 века. К сожалению, история не сохранила имя первого автора гравюры на металле. Зато сохранилась его работа «Бичевание Христа» (1446 год). Первый же гравер, оставивший свой след в истории, работал в городе Базель (Швейцария) где-то в середине 15 столетия. Правда, его имя также утрачено, остались только работы, среди которых знаменитая гравюра «Мастер игральных карт».

Выдающимся мастером XV века по праву считается является немецкий гравер Мартин Шонгауэр. Он работал в Кольмаре и Брейзахе, а его его творчество сильно повлияло на немецких графиков, особенно Альбрехта Дюрера, который перенял приемы Шонгауэра в металле и перенес их в ксилографию. Среди мастеров-граверов XVI века почетное место занимает голландец Лука Лейденский.

Из итальянских граверов XV столетия можно отметить Андреа Мантенья, Лоренцо ди Креди и Антонио дель Поллайоло. Более того, в Италии XVI века появилось целое направление, давшее новый виток развитию техники гравюры –репродуцирование произведений живописи.

  • резцовая гравюра;
  • акватинта;
  • меццо-тинто;
  • офорт;
  • пунктирная манера;
  • медерит;
  • сухая игла;
  • мягкий лак.

Пожалуй, именно офорт стал самой любимой техникой для великих граверов прошлого. Много старинных гравюр на железе и меди выполнены именно в технике офорта. Причина популярности проста: легкость в изготовлении рисунка по сравнению с другими техниками.

Всю трудную работу в офорте выполняет кислота. Металлическая доска покрывается специальным грунтом, на который наносится рисунок. Грунт сам по себе устойчив к кислоте и защищает поверхности доски там, где художник не провел линию. Доска помещается в азотную кислоту (если используется медь, применяют раствор хлорного железа), и рисунок вытравливается до необходимой глубины. Затем грунт смывают, втирают краску в гравюру и делают оттиск. В России, кстати, офорт называли гравюрой крепкой водки.

Техника Меццо-тинто, напротив, является очень редким и трудоемким способом создания гравюр на металле. Ее отличие от других техник в том, что мастер рисует от тёмного к светлому. За счет этого такие гравюры дают необычные и зрелищные тональные градации.

Старинная гравюра по металлу имеет свои корни в том, что принято называть «гравировкой». Стремление украшать рисунками мечи и щиты, наконечники копий и клинки лезвий популярно к оружейников с незапамятных времен. Не отставали от них и ювелиры, покрывая серьги и браслеты замысловатыми узорами. Можно даже проследить своего рода родословную видов гравюры. Так резцовая гравюра происходит от ювелирного дела, а офорт «вырос» из оружейного дела.

В Москве поиск мест культуры и отдыха, а также стоимость их посещения выросли в полтора раза

Геосервис 2ГИС и лаборатория «СберИндекс» зафиксировали рост интереса россиян к местам культуры и отдыха этим летом. По данным 2ГИС, за июнь и июль 2022 года запросы на поиск музеев, парков, картинных галерей и выставок на картах крупных российских городов выросло на 38% по сравнению с июнем-июлем 2021 года.

100 лет со дня рождения Ирины Александровны Антоновой

ГМИИ им. А. С. Пушкина отмечает 100 лет со дня рождения И.А. Антоновой. В воскресенье 20 марта 2022 года в центре Москвы на доме, где жила Ирина Александровна, была установлена мемориальная доска, а в Пушкинском музее открылась обновлённая экспозиция зала «Кабинет директора» и прошла серия концертов, посвящённых памяти И.А. Антоновой. Начал работу специальный сайт, где собран цифровой архив, рассказывающий о жизни Ирины Александровны.

Благотворительный антикварный базар в галерее Rarita

Настроение душевного праздника ждёт вас на Новогоднем базаре в центре Москвы! Советские новогодние игрушки, старые книги, фарфор, открытки, плакаты, гравюры, значки, бижутерия — все это можно померить, потрогать, купить!

Пушкинский, Третьяковка, Гараж и ГЭС-2 объединились в «Музейную четверку»

Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей современного искусства «Гараж» и Дом культуры «ГЭС-2» объединились в «Музейную четверку» (или М4).

Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проводить выставки на площадках Почты России

Исторический музей начал реставрацию здания бывшей Московской Городской думы на Площади Революции

Пушкинский музей представляет рекламные постеры Лондонской подземки из своей коллекции на выставке в Московском метрополитене

Пушкинский музей открывается для посетителей

«Буль де Суиф» Ги де Мопассана, краткое содержание

5 обязательных книг по продажам и маркетингу для предпринимателей этой осенью

«Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, краткое содержание

Татьяна Кузьмина-Чугунова: «Узнавание»

«Следопыт» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание

«Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание

«Дюна» Фрэнка Герберта, краткое содержание

Искусственный интеллект в итальянских музеях будет судить о популярности художников по выражениям лиц посетителей


Исследователи надеются, что эта технология поможет лучше организовать выставки, но креативщики опасаются, что это будет способствовать гонке за лайками. Если вы улыбнулись Пикассо в музее, но хмурились при взгляде на Поллока, новая технология вскоре сможет отслеживать ваше выражение лица, чтобы судить о популярности художника. Исследователи представили испытания систем камер с искусственным интеллектом в трёх итальянских музеях, нацеленные на оценку реакции на отдельные произведения искусства. Технология, которая может читать пять выражений лица – счастливое, грустное, нейтральное, удивлённое или сердитое – уже три недели проходит испытания в Риме, Болонье и Парме.

Этим летом мы существенно обновили альбом Лувра. Теперь в нём более 2 тысяч репродукций в более высоком качестве, чем раньше.

Резцовая гравюра

Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше

Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.

на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare , означающего « вырезать , насекать , прорезать». В отличие от ксилографии , где отпечаток

Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше

на бумагу переносят выступающие части матрицы , здесь видимые следы оставляют борозды , содержащие чернила. Поэтому гравюра

Гравюра

( от франц. graver — вырезать) — тип графического изображения , созданного с помощью печати. Оттиски получают нанесением на бумагу изображений с доски , каждое из которых является эксклюзивным произведением. В искусстве гравюры различают следующие виды:

— линогравюра — выступающее изображение , которое создается нанесением краски на линолиум толщиной до 5 мм и последующим оттиском на бумагу. Позволяет создавать работы большого масштаба с чёткими контрастами белого и черного.

— ксилография — старейший вид гравюры , получивший распространение на Дальнем востоке еще в VII веке. Заключается в получении оттиска с деревянной доски. До изобретения этого вида гравюры в качестве поверхности для нанесения краски использовали камни.

на медной пластине. Известна с первой половины XV века. Рисунок на метал наносят острыми резцами. После чего валиком заполняют возникшие борозды краской. Фон ощищают от чернил и делают оттиск

Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше

на метале , изобретенная в XVI веке. Изображение сначала процарапывают на металической пластине с помощью иглы. На углубления отдельных фрагментов наносят кислоты , после чего заполняют их краской и создают отпечаток

с помощью специального станка на влажной бумаге. К разновидностям офорта относят пунктир , сухую иглу , меццотинто , аквантину , резерваж и мягкий лак. Они разнятся между собой способом нанесения рисунка на метал.

— гравюра на картоне — наиболее технологически доступный вид получения графического изображения с помощью оттиска. Картину создают , прикладывая к бумаге вырезанные из картона и покрытые краской детали.

— сериография ( от лат. serikus — шелк) — метод получения множества оттисков одного принта хорошого качества с помощью шелковой сетки.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве


6 лет ago Enottt Комментарии к записи Резцовая гравюра отключены

Одним из самых старых видов углубленной гравюры на металле является классическая гравюра, или гравюра резцом. Благодаря ее особенно ярко выраженным художественным достоинствам она рассматривается как самостоятельный вид графического искусства. Зародилась эта манера в середине XV в. в Германии и Италии, и в начальной стадии своего развития она носила исключительно творческий характер. В настоящей работе резцовая гравюра отнесена нами к одной из манер офорта, потому что при всех ее отличительных художественных характеристиках она полностью сохраняет все особенности техники глубокой печати.

Принцип создания печатной формы в резцовой гравюре заключается в том, что углубленные штрихи и линии вырезаются на поверхности металла специальными инструментами — металлографическими резцами. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Но всех их объединяет необыкновенная чистота и четкость линий, изысканно-строгая ясность начертания. Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Расположенные в определенной системе, штрихи строгой своей последовательностью и различной глубиной гравирования создают неповторимые тончайшие градации тоновых пятен, что позволяет репродуцировать произведения живописи и графики. Более свободное и живое расположение штрихов характерно для позднего периода развития этой манеры.

Различные подходы к использованию изобразительных возможностей резцовой гравюры определяют и признаки, по которым можно различать назначение графического листа. Планомерные, геометрически ясные, расположенные в определенной строгой последовательности штрихи говорят о репродукционном характере гравюры, в которой сочность, контрастность, сложные пересечения линий создают классическую чистоту поверхности. При утолщении штрихов происходит плавное увеличение ширины в местах закруглений. При необычайно грациозных пересечениях штрихов создается ясная и изысканная фактура, достаточно точно передающая материальность изображенных предметов и пространства.

Эти традиционные приемы репродукционной гравюры надолго заслонили творческие проблемы создания самостоятельной авторской гравюры резцом. Только в начале XX в. такие мастера, как француз Лабурер, грек Галанис, работавший в Париже, и некоторые другие, приходят к пониманию нового, органически связанного с материалом метода гравирования резцом на меди или цинке. Наступает истинное обновление старой техники резцовой гравюры. Внешне это выражается в более свободном рисующем штрихе штихеля, в разнообразии фактурных приемов, в экономности средств выражения того или иного мотива. Не тронутые резцом части доски, соседствующие с длинными параллельными или сетчато перекрещивающимися штрихами, придают авторскому эстампу общую светлую серебристую тональность. Как правило, штрихи резца соседствуют со штрихами сухой иглы. Гравюры, не регламентированные традиционными классичесними правилами, иногда подкрашивались или полностью раскрашивались автором акварелью, если это соответствовало замыслу.

В начале 30-х гг. XX в. авторские гравюры было принято печатать не привычной черной краской, а густым темно-синим или краплачно-красным цветом, что способствовало колористическому обогащению гравюры. Именно творческий подход к использованию изобразительных возможностей резцового штриха создает внешние отличия авторской гравюры от классической репродукционной гравюры на металле.

Значительный вклад в развитие резцовой гравюры внесли художники- граверы Германии, Италии, Франции. В России эта манера появилась в конце XVII в. и получила свое развитие в начале XVIII в., при Петре I. Тогда этой манерой гравировались чертежи, планы, иллюстрации для книг, портреты, виды Петербурга. Документально точные, скупые изображения дополнялись всевозможными рамками, виньетками, многочисленными надписями, которые не всегда делали сами авторы. Как правило, этим занимались граверы-исполнители, называвшиеся чертежниками, каллиграфами, орнаментовщиками.

Читайте также: