Химические свойства металлов урок 9 класс

Обновлено: 16.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Общие химические свойства металлов»

Цель: Рассмотреть общие химические свойства металлов.

1.Охарактеризовать общие химические свойства металлов на основе знаний о строении атома и кристаллической решетки металлов.

2. На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций.

3. Совершенствовать навыки учащихся по обращению с веществами и химическим оборудованием;

3.Развить умение сравнивать и делать выводы из увиденного.

4. Воспитать самостоятельность учащихся.

Объяснительно-иллюстративные (интерактивные схемы); репродуктивные (тренажеры); частично-поисковый (лабораторная работа)

Тип урока: Комбинированный урок

1. Актуализация опорных знаний изучаемой темы

2. Изложение нового материала:

А) Обзор свойств металлов;

Б) Изучение каждого из свойств металлов более подробно.

3. Закрепление знаний учащихся на уроке.

Фронтальный опрос с применением интерактивного задания:

Наша цель раскрыть этот вопрос, используя виртуальные и «живые» лабораторные работы.

2. Объяснение нового материала с закреплением:

Лабораторные работы и используемые ЭОР

Реакция металлов с простыми веществами: виртуальная лаборатория :

Реакции металлов с водой: реакция щелочных металлов с водой (лабораторный опыт) и интерактивный вопрос по работе :

Реакции металлов с кислотами: лабораторно и виртуально :

Реакция металлов с солями: лабораторно и виртуально :

Вывод: Металлы вступают в реакцию:

С водой (с учетом условий);

С кислотами(с учетом ряда напряжения металлов);

С солями(с учетом ряда напряжения металлов);

3. Закрепление нового материала

Коллективная работа с интерактивными ресурсами (интерактивная доска)

Ответ на тестовые вопросы по теме :

Решение задач по теме:

4. Домашнее задание.

1.Проработать параграф учебника

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а.

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39.


План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада.

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р.


План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр.

План-конспект урока химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"

План-конспект урока по химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов".

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано».

Разработка урока по химии в 9-м классе по теме: "Химические свойства металлов"

Задание для группы № 1

Написание мини – теста с открытым вариантом ответа. Один ученик работает у доски (но до момента проверки его ответы не видны классу), остальные обучающиеся группы выполняют работу в тетрадях.

Задание для группы № 2

Решение задачи по теме “Сплавы”:

На Красной площади установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Масса памятника 16 тонн. Определите массу меди, которая была затрачена на создание данного памятника.

Задание для группы № 3.

Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит проверка результатов.

3. Формирование новых знаний.

Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

Актуально задать обучающимся вопрос: “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”

При объяснении материала используется презентация с видеофрагментами опытов.

Химические свойства металлов

Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.

1. Взаимодействуют с неметаллами.

Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.

2. Взаимодействие с водой.

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.

3. Взаимодействие с кислотами

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.

4. Взаимодействие с солями

Просматривается видеофрагмент взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:

Общий вывод по этапу формирование новых знаний:

Металлы вступают в реакцию:

(с учетом условий)

(с учетом правил ряда напряжений металлов)

4. Закрепление изученного материала

На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.

  1. Взаимодействие меди с кислородом;
  2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой;
  3. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)

Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради.

5. Подведение итогов (рефлексия)

А) Что я узнал о химических свойствах металлов?

Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов?

В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме?

Конспект открытого урока по химии "Химические свойства металлов", 9 класс

Открытый урок по теме «Общие химические свойства металлов».
Цель урока: Обобщить и углубить знания о металлах. Сформировать представление об электрохимическом ряде напряжения металлов, актуализировать и обобщить знания учащихся о химических свойствах металлов, развивать умения составлять уравнения химических реакций, показать необходимость знания химических свойств металлов в повседневной жизни.

Задачи урока.

· Образовательные:
продолжить формирование понятий металл – элемент, как определенный вид атомов, способный легко отдавать электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами;

· углубить знания о химические элементах-металлах, расположенных в периодической

· системе химических элементов Д.И. Менделеева;

· рассмотреть химические свойства металлов.

· Развивающие:
развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, находить и объяснять причинно-следственные связи, прогнозировать;

· развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

· углубить представление о многообразии металлов;

· развивать логическое мышление при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.

· развивать умение записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов.
Воспитывающие:
воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

· воспитывать самостоятельность в работе, умение высказывать свою точку зрения;
создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

· способствовать формированию дисциплинированности, самостоятельности, умения слушать, концентрировать свое внимание.
Методы обучения: практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Методы контроля: устный, экспериментальный.

Оборудование: компьютер, таблица М.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения.
Реактивы: металлы (магний, цинк, медь, железо), вода, соляная кислота, железный гвоздь, раствор медного купороса, сульфида железа, штативы с пробирками, стакан.
План урока:

1. Повторение прошлой темы урока «металлы и их физические свойства».

2. Изучение нового материала «Химические свойства металлов».

3. Взаимодействие металлов с простыми веществами: горение металлов.

4. Взаимодействие со сложными веществами:

4.1. Взаимодействие с водой.

4.2. Взаимодействие с кислотами.

4.3. Взаимодействие с солями.

Орг. Момент: – Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня вместе с нами тему урока будут осваивать наши гости. Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? Дети – «Физические свойства металлов» - верно. Так как мы с вами уже кое - что знаем о металлах, то предлагаю поделиться уже имеющимися знаниями.

· Так какие же физические свойства имеют металлы? Дети: металлический блеск, плотность, пластичность, электро и теплопроводность, твердость, температуру плавления и кипения. Молодцы.

· Ребята, какое строение имеют все металлы, какой тип решетки лежит в основе строения металлов? Дети – металлическая решетка – верно.

· Какие частицы находятся в узлах металлической решетки? Дети – ионы и атомы

· А за счет чего осуществляется связь в металлической решетке? Дети – за счет обобществления электронов.

· Какое наибольшее число электронов, которые легко отрываются от атомов металлов находится на внешней электронной оболочке? Дети – 1-3, потому что они находятся в основном в 1,2,3 группах. Правильно.

· Какое наиболее общее химическое свойство объединяет все металлы? Дети - способность их атомов при химических реакциях отдавать валентные электроны и превращаться в положительно заряженные ионы, т.е. металлы в реакциях являются сильными восстановителями.

Эпиграф: Они расходятся, как в море корабли,
И целые союзы заключают.
Металл бывает очень многолик —
Во многие реакции вступает:
С неметаллом и даже водой,
С солями и конечно кислотой.
Не признают металлы водород:
При встрече вытесняют из кислот.
Металл всегда восстановитель,
Так называемый «строитель»


Как вы думаете, о чем говорится в данном стихотворении? О каких свойствах металлов? Дети – о химических свойствах металлов. – правильно.

Значит какова тема нашего сегодняшнего урока? Дети –химические свойства металлов – верно .

Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока –«Химические свойства металлов»

Зачем надо знать химические свойства металлов, ребята? Дети – отвечают.

В окружающем нас мире находится очень много металлов, мы очень часто имеем дело с металлами в обычной жизни, в быту и, я думаю, будет очень хорошо, если мы будем разбираться как, например, воздействует кислая среда на некоторые металлы, или щелочная или, например вода и даже воздух. Тогда мы сможем избежать порчи некоторых бытовых предметов, например, или украшений. И самое главное, сможем избежать нанесения вреда своему здоровью.

- сформулируйте тему нашего урока тогда немного иначе… «Химические свойства металлов и их значение». Добавьте в тетради к теме нашего урока еще и их значение.

Какую цель мы поставим перед собой сегодня? Дети…..изучить хим. свойства.

А в качестве задачи я предлагаю добавить к цели нашего урока научиться записывать уравнения химических реакций, в которые вступают металлы.

Давайте сформулируем задачи урока. Для этого я предлагаю воспользоваться вспомогательными вопросами и словами: выяснить, сравнить, изучить, посмотреть, проанализировать, узнать, понять, сделать вывод, ( восстановительные свойства, взаимодействие, неметаллы, электрохимический ряд напряжения металлов, применение, значение) МОЛОДЦЫ.

Для того чтобы нам составить план урока давайте воспользуемся эпиграфом. Поскольку мы будем изучать химические свойства металлов, то используя данное стихотворение давайте определим в какие же реакции, возможно, вступают металлы. Дети – с неметаллом, водой, кислотами и солями. Совершенно верно. Итак, давайте начнем изучать химические свойства металлов по следующему плану.

Одной из задач нашего урока было узнать, что такое электрохимический ряд напряжения металлов. Кто знает на что он указывает? Затрудняетесь? Тогда задайте мне вопрос. Спросите меня. Электро – значит – электрон (металлы отдают электроны и проявляют восстановительные свойства. Химический - значит что, когда они отдают электроны, они вступают в химические реакции. Слово напряжение указывает на то, что вероятно не все металлы одинаково вступают в реакции. Еще одна наша задача состоит в том, чтобы выяснить все ли металлы являются активными. Мы видим, что ряд напряжения разделен как бы на три части. Как вы думаете, почему? Дети – потому что чем левее от водорода металл, тем он активнее, а правее водорода металлы малоактивны. Верно.

Итак, приступим к реализации нашего плана. Первый пункт у нас – взаимодействие с неметаллами. Записываем в тетради первый пункт.

Типичным представителем неметаллов является – кислород. Давайте посмотрим, как же металлы каждой группы реагируют с кислородом. Рассматривая физические свойства металлов на прошлом уроке, мы уже говорили, что щелочные металлы являются очень мягкими металлами. В ряду ЭХН они стоят левее всех, очем это говорит? Правильно, они настолько актины, что их хранят в закрытых банках в керосине, потому что они на воздухе могут даже взорваться.

Как вы думаете, что образуется при взаимодействии металлов с кислородом? Дети – оксиды. Правильно. Давайте запишем уравнение реакции взаимодействия лития с кислородом. К доске

Давайте теперь посмотрим, как же реагируют с кислородом металлы средней подгруппы. Проведем опыт горения порошка магния. ОПЫТ1. Какой вывод можете сделать, посмотрев данный опыт? Дети – магний горит, но менее активно. Правильно. Давайте запишем уравнение реакции. К доске….

Рассмотрим реакцию горения меди. Провести данный опыт я приглашаю……. ОПЫТ2. Что наблюдаем? Проволока стала черного цвета – это оксид меди. Какой вывод? Дети – медь еще менее активно реагирует с кислородом. Верно.Запишем уравнение реакции. К доске…….

Таким образом мы экспериментально доказали, что в зависимости от активности металлы по-разному взаимодействуют с кислородом. (слайд с таблицей). Активные – при обычных условиях (щелочные металлы хранят в запаянных сосудах или под слоем масла или керосина), металлы средней активности медленно или при нагревании, а золото и платина не окисляются кислородом вообще.

Вторым пунктом нашего плана стоит взаимодействие металлов со сложными веществами, или оксидами неметаллов. Типичным представителем оксидов неметаллов является вода. Внимание на экран. (РОЛИК)

Ну вот, ребята, мы еще разубедились, что щелочные металлы являются очень активными и не зря занимают крайние левые положения ряду ЭХН. Давайте запишем уравнение химической реакции натрия с водой. К доске……

Рассмотрим как реагирует с водой магний и медь. Есть желающие провести данные опыты. Пожалуйста.(2 человека) ………………ОПЫТ 3 и ОПЫТ4…

Что мы видим? . На самом деле металлы средней активности, реагируя при нагревании с водой образуют оксиды и при этом выделяется водород. (записать уравнение на доске. Можно еще с железом. При этом образуется окалина Fe 3 O 4 )

Давайте обобщим результаты опытов реакции металлов с водой. (слайд с таблицей)

Таким образом, очевидно, что в оцинкованном ведре воду можно носить, но не рекомендуется ее оставлять надолго, и не стоит кипятить что либо в таких ведрах.

Третья серия опытов покажет нам, как ведут себя металлы в реакциях с кислотами. Для исследования возьмем магний, цинк, железо и медь. Прошу желающих провести опыты. (4 человека) ……. ОПЫТ 5,6,7,8.

Наша задача распределить данные металлы по мере уменьшения их активности. Смотрите внимательно. Итак, каким образом расставим металлы? Правильно: магний, цинк, железо, медь. Я попрошу . записать уравнение реакции со своим металлом. я продемонстрирую опыт, указывающий на то, что при взаимодействии металлов с кислотой выделяется именно водород. При сгорании водорода происходит хлопок с характерным свистящим звуком. ОПЫТ 9.

Распределение металлов в реакциях с кислотами выглядит следующим образом. (слайд с таблицей).

В быту наши знания могут пригодиться нам при хранении каких либо кислотосодержащих продуктов (продукты содержащие различные уксусы, кисломолочные продукты не рекомендуется использовать в алюминиевой, хромированной, оцинкованной посуде. Лучше всего для этого использовать медную или железную эмалированную посуду, либо не металлическую вообще.

Ну и наконец, последний пункт нашего плана - взаимодействие металлов с солями. Давайте проведем еще один лабораторный опыт. ОПЫТ 10. (сама)

Что мы наблюдаем в данном случае? Чтобы понять почему так происходит давайте напишем уравнение реакции. (сама). А теперь давайте прочитаем правило №2 в учебнике. Исходя из этого какой вывод мы можем сделать? Дети – железо может вытеснить медь из соли, а медь железо нет, потому что железо в ряду ЭХН находится левее. Верно.

А как быть с активными металлами (натрий, калий). Аналогично, как и с растворами кислот, они при взаимодействии с солями будут реагировать лишь с водой, но не с составляющими соли. Теперь мы знаем, сто при работе с медным купоросом на садовых участках, его нельзя разводить и в оцинкованной и в железной таре.

Таким образом, ребята, сколько групп реакций мы сегодня изучили? Правильно – 4. Исходя из всех опытов какой вывод мы можем сделать?. На три группы мы можем разделить все металлы? Дети – активные, средней активности и малоактивные . Правильно.

Давайте закрепим наш сегодняшний материал. На некоторых столах у вас лежат карточки с формулами химических веществ и их соединений. Работать будем в группах. У каждой группы свой металл. Ваша задача состоит в том, чтобы выяснить с какими веществами не будут взаимодействовать предложенные металлы и объяснить почему. Работаем. Какая группа готова? Представитель команды отчитывается о результатах. 1-я, 2-я,…..группы. Молодцы. Слайд с ответами не реагирования металлов.

Итак, ребята, какую тему мы сегодня рассмотрели? Правильно – химические свойства металлов.

Давайте запишем домашнее задание. Параграф 8, на оценку 4- еще упражнение 1, на оценку5 – дополнительно еще упражнение 5.

Скажите, ребята, что вам понравилось в сегодняшнем уроке? А кто не очень разобрался в теме? А есть такие, кто вообще ничего не понял?

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошёл наш урок.

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю.

На сегодняшнем уроке очень активно работали ……. Хочется отметить …… Порадовали меня ….. урок окончен. Всем спасибо!

Опыт 1 ( магний, спиртовка, лопатка)

Опыт2 (медная проволока в пробке, спиртовка)

Опыт 3 (цинк, вода, пробирка, держатель, спиртовка)

Опыт 4 (медь, вода, пробирка, держатель, спиртовка)

Опыт 5,6,7,8 (магний, цинк, железо, медь, 4 пробирки, соляная кислота)

Опыт 9 (магний, пробирка узкая, пробирка широкая кислота, спички)

Опыт 10 (медный купорос, железный купорос, гвоздь. Медь, 2 пробирки)

Урок на тему "Химические свойства металлов". 9-й класс

- осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe 2+ и Fe 3+ с помощью качественных реакций.

- объяснять и применять доступные способы защиты металлов от коррозии:

- закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;

- сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

- закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;

- сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

- связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

- объяснять строение атома железа;

- объяснять наличие переходных св-в.

- металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;

- характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов;

- характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов;

- характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов;

-харктеризовать физические и химические свойства алюминия,

-характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия;

- особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

- физические и химические свойства железаа.

- генетические переходы у соединений железа (II) -(III).

- соединения щелочых металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

- соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

- соединения железа по их химическим формулам.

- уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием;

- ур-р. (ок-вос) химических свойств в сравнении (в группе) с другими металлами;

- уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия;

- уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

- на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращенй.

- с соединениями щелочных, щелочноземельных металлов, алюминиевыми и железными изделиями в быту.

Определять/распознавать опытным путем:

- определять соединения, содержащие ионы Fe 2+ , Fe 3+ с помощью качественных реакций

- наличие ионов натрия, лития, калия и кальция в химических соединениях.

- вычислять количество вещества, объем, массу по количеству, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- прогнозировать, аргументировать и экспериментально осуществлять цепочки хим. превращений;

- экспериментально доказывать свойства соединений металлов;

- предлагать на практике способы получения и распознавания веществ;

- определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по решению учебных задач;

- работать по заданному плану, по алгоритму (по памятке);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с металлами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов.

- перекодировать информацию (называть основные соединения металлов по их молекулярным формулам, используя тривиальные названия, писать молекулярные формулы основных соединений металлов по их химическим и тривиальным названиям, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства металлов, их соединений и т.п.);

- анализировать, синтезировать, обобщать информацию о металлах и их соединениях;

- сравнивать физические и химические свойства металлов и выявлять закономерности в изменении их свойств;

- выявлять основания для сравнения и классификации металлов (по строению атома, свойствам);

- устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами металлов и их соединений, а также между применением и свойствами;

- вести наблюдения и на их основе формулировать выводы;

- работать в режиме ограниченного времени;

- вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать иные мнения и идеи;

- отвечать на вопросы разного типа;

- владеть различными формами устных и публичных выступлений;

- осуществлять межпредметный перенос знаний;

- согласованно работать в паре, малой группе;

- адекватно участвовать в коллективной деятельности;

- безопасно обращаться с растворами щелочей, кислот, растворами солей (цветных) в быту;

- применять вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции по применению;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь;

II. Проект урока по химии в 9 классе

Тема урока: Химические свойства металлов (3-ий урок в теме “Металлы”).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Личностные: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выбору действийи и планированию способов достижения результатов;

Метапредметные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, корректировка их, оценивание правильности выполнения учебной задачи, приобретение опыта деятельности по достижению цели;

Предметные: расширение понятийной базы по теме за счёт включения в неё новых элементов, создание условий для закрепления новых знаний о химических свойствах металлов IА, IIА подгрупп, алюминия, железа и их основных соединений.

Читайте также: