Химические свойства металлов задания

Обновлено: 22.09.2024

Урок по теме "Химические свойства металлов" содержит материалы для учителя, учебную презентацию и рабочие листы для обучающихся.

ВложениеРазмер
himicheskie_svoystva_metallov.docx 37.87 КБ
himicheskie_svoystva_metallov.pptx 317.27 КБ
razdatochnyy_material_k_uroku.docx 30.6 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Химические свойства металлов»

  1. Приветствие
  2. Попробуем вспомнить, о чём мы говорили с вами на предыдущем уроке

мультфильм «Приключение Искорки и ее друзей. Волшебный металл»

  1. Вопрос: так что же мы изучали на прошлом уроке? (Физические свойства металлов)
  2. Выполним интерактивное задание «Физические свойства металлов».
  3. Металлов много есть, но дело не в количестве

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Перед египтянином, древним греком

И каждым современным человеком!

Металлы очень важны в нашей жизни, их применяют в самых разных отраслях. Очень широко используют соединения металлов! И это не случайно! Металлы обладают не только разнообразными физическими, но и химическими свойствами! И сегодня наш урок и будет посвящен изучению общих химических свойств металлов!

Презентация: Слайд 1

Химические свойства металлов (запись в тетрадь)

Цель: Рассмотреть общие химические свойства металлов

  1. Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;
  2. На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить окислительно-восстановительные реакции;
  3. Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

Мы должны к заключению урока:

  • знать общие химические свойства металлов;
  • уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
  • получить навыки проведения химических реакций.
  1. Металлы хорошо реагируют с простыми веществами: с кислородом, серой, хлором.

Посмотрим взаимодействие магния с кислородом.

Опыт: горение магния

Перед вами лежит карточка: найдите задание1 ( 1 чел. у доски)

Металлы вступают в реакцию с простыми веществами: кислородом, хлором, серой и другими.

Взаимодействуя с кислородом:

1. Ме I группы главной подгруппы (искл. Li) образуют пероксиды

Ме + О 2 🡪 Me 2 O 2

2. Остальные Ме образуют оксиды

Ме + O 2 🡪 Me x O y

  1. Так же многие металлы вступают в реакцию со сложными веществами.

Найдите задание 2. Проведите опыт – взаимодействие с кислотами. На подносе в пробирках находятся гранула цинка и медная проволока. Добавьте в обе пробирки немного соляной кислоты. Что наблюдаете?

Химические свойства металлов задания

Задания Д6 № 7888

Из предложенного перечня выберите две жидкости, которые растворяют алюминий и железо при нормальных условиях.

5) царская водка

Запишите в поле ответа номера выбранных жидкостей.

Оба металла, конечно, нерастворимы в воде. Кроме того оба металла пассивируются концентрированной серной кислотой. Железо нерастворимо в растворе . Они растворяются в растворе и царской водке.

Задания Д6 № 7892

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые с щелочами не взаимодействуют.

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Алюминий — амфотерный металл, реагирует со щелочами.

Натрий — щелочной металл с щелочами не реагирует.

Бром — диспропорционирует в щелочи.

Сера также диспропорционирует с образованием сульфита и сульфида металла.

Магний — типичный металл, со щелочью не реагирует.

в пояснении написанно так"Маг­ний — ти­пич­ный ме­талл, со ще­ло­чью не ре­а­ги­ру­ет.

На­трий — ще­лоч­ной ме­талл с ще­ло­ча­ми не ре­а­ги­ру­ет."

а ответ совершенно другой

Ответ такой же, и именно такой.

Na может реагировать со щёлочью, например, 2NaOH + 2Na=2Na2O+H2

В теории может, но это потребует сложный подбор соответствующих условиях. В данном задании однозначный ответ - 2 и 5.

Задания Д6 № 7909

Из предложенного перечня выберите два раствора, с которыми взаимодействует цинк.

Запишите в поле ответа номера выбранных растворов.

Металлы реагируют с растворами солей менее активных металлов, стоящих в ряду напряжений правее их. Медь и железо стоят правее чем цинк, значит, реакции возможны.

Задания Д6 № 8792

Из предложенного перечня выберите два простых вещества, которые реагируют с концентрированной серной кислотой, но не реагируют с разбавленной серной кислотой.

Медь и ртуть могут реагировать с концентрированной кислотой, но с разбавленной нет, так как они находится после водорода в ряду напряжений металлов.

Задания Д6 № 8805

Из предложенного перечня выберите две пары веществ, в каждой из которых протекает химическая реакция.

Запишите в поле ответа номера выбранных пар веществ.

Металлы реагируют с растворами солей менее активных металлов. Цинк стоит в ряду напряжений левее железа, поэтому он вытеснит его. Кальций — щелочноземельный металл, поэтому активно реагирует с водой.

Задания Д6 № 9799

Из предложенного перечня простых веществ выберите два, которые реагируют с разбавленной соляной кислотой при обычных условиях.

Соляная кислота, будучи кислотой, реагирует с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжения левее водорода. Таковыми из представленных являются магний и железо.

Задания Д6 № 10687

Из предложенного списка простых веществ выберите два, которые реагируют с разбавленными растворами щелочей при обычных условиях.

С разбавленными растворами щелочей реагируют амфотерные металлы, их оксиды и гидроксиды, также галогены, кислотные оксиды и кислоты, соли (если образуется газ, вода или осадок).

Задания Д6 № 20377

Какие простые вещества растворимы в соляной кислоте?

Из предложенных веществ в соляной кислоте будут растворяться марганец и цинк (металлы, способные вытеснять водород).

(Со свинцом реакция пойдёт при нагревании и с большим трудом, так как при этом образуется малорастворимый дихлорид свинца, и из-за его плёнки реакция идет медленно.)

Задания Д6 № 1098

Верны ли следующие суждения о меди?

А. Для меди характерны степени окисления +1 и +2.

Б. Медь вытесняет железо из раствора хлорида железа (II).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верно только А. Медь не вытесняет железо из раствора хлорида железа (II), т. к. в ряду напряжений металлов стоит правее железа.

Для меди из­вест­ны три сте­пе­ни окис­ле­ния: +1,+2,+3

обратите внимание, что в формулировке "Для меди ха­рак­тер­ны степени окис­ле­ния +1 и +2" нет слова "только"

Задания Д6 № 1399

Б, Медь вытесняет цинк из раствора сульфата цинка.

Верно только А. Для меди характерны степени окисления +1 , +2, +3.

Медь не вытесняет цинк из раствора сульфата цинка. т. к. в ряду напряжений металлов стоит правее цинка.

разве медь имеет степень окисления +3?

медь стоит в первой группе и в побочной подгруппе.

Да, у меди бывает степень окисления +3, но она встречается редко, и в школе о ней обычно не говорят. В самом задании, кстати, о ней речи не шло.

Тогда зачем включать в экзамен вопрос, не затрагивающийся в школе?

а его и не включали

Под буквой а сказано что медь имеет степень окисления +1 и +2. В пояснении задания вы говорите,что у нее есть и степень окисления +3.Как правильней ответить на данный вопрос? Почему ответ под номером 4 не подходит?

Утверждение "Для меди ха­рак­тер­ны степени окис­ле­ния +1 и +2" верное.

Даже утверждение "Для меди ха­рак­тер­на степень окис­ле­ния +2" верное.

Поэтому правильный ответ 1, а не 4

Задания Д6 № 7839

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют с водой только при высокой температуре.

Металлы, не относящиеся к группе щелочных и щелочноземельных металлов, реагируют с водой только при высокой температуре с образованием оксидов.

Благородные металлы (платина, золото, серебро. ) с водой не реагируют.

Может быть 2 и 4?

Серебро является малоактивным металлом и не реагирует с водой даже при нагревании. Представьте, что могло бы стать с Вашими украшениями из серебра, если бы оно взаимодействовало с водой.

Задания Д6 № 7883

Из предложенного перечня выберите две пары веществ, в каждой из которых между веществами протекает химическая реакция.

Металлы реагируют с растворами солей менее активных металлов. Цинк стоит в ряду напряжений левее меди, поэтому он вытеснит ее. Натрий — щелочной металл, поэтому активно реагирует с водой.

Задания Д6 № 8779

Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, которые с щелочами не взаимодействуют.

Натрий — щелочной металл, с щелочами не реагирует.

Задания Д6 № 8798 Задания Д6 № 8803

Из предложенного перечня выберите две пары веществ, в каждой из которых при взаимодействии водород не выделяется.

Азотная кислота любой концентрации при взаимодействии с металлами не образует водорода, образуются оксиды азота, азот, соль аммония.

При взаимодействии растворов других кислот с металлами выделяется водород, щелочи реагируют с амфотерными металлами с образованием водорода.

Задания Д6 № 8806

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют с водой только при нагревании.

Металлы, не относящиеся к группе щелочных и щелочноземельных металлов, реагируют с водой только при высокой температуре, с образованием оксидов.

Металлы стоящие в ряду напряжений правее водорода с водой не реагируют.

Задания Д6 № 10421

Из предложенного списка выберите два вещества, разбавленные растворы которых реагируют с медью при обычных условиях.

2) нитрат серебра

4) гидроксид калия

5) хлорид железа (III)

Медь с раствором хлороводорода реагировать не будет т. к. в ряду активности металлов стоит после водорода.

Медь с раствором нитрата серебра вступает в реакцию, т. к. в ряду активности металлов стоит левее серебра и может вытеснить его из раствора соответствующей соли.

С раствором хлорида цинка медь в реакцию не вступает, т. к. является менее активным металлом и не может вытеснить цинк из соответствующей соли.

Краткая теория и задания самостоятельной работы "Химические свойства металлов"

Металлы, имея низкие потенциалы ионизации, легко отдают валентные электроны и образуют положительно заряженные ионы:

Mе − nē = Mе n+ Поэтому металлы в химических реакциях являются восстановителями и способны взаимодействовать с различными веществами − окислителями.

Рассмотрим некоторые типичные случаи такого взаимодействия.

1 . Металлы высокой химической активности могут разлагать воду с вытеснением водорода при комнатных температурах:

2K + 2H 2 O = 2KOH + H 2 .

1. С кислотами металлы реагируют различно в зависимости от активности самого металла и окислительных свойств кислоты:

· В разбавленной серной кислоте и в растворах галогеноводородов

окислителем является ион H + , поэтому в них растворяются металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода:

Cd + H 2 SO 4 ( разб .) = CdSO 4 + H 2 ;

Ni + 2HCl = NiCl 2 + H 2 .

· Концентрированная серная кислота является окислителем за счет S +6

и может при нагревании окислять металлы, стоящие в ряду напряжений послеводорода. Продукты ее восстановления могут быть различными в зависимости от активности металла. При взаимодействии с малоактивными металлами кислота восстанавливается до SO 2 :

Hg + 2H 2 SO 4 (конц.) = HgSO 4 + SO 2 + 2H 2 O.

При взаимодействии с более активными металлами продуктами

восстановления могут быть как SO 2 , так и свободная сера и сероводород:

Cd + 2H 2 SO 4 ( конц .) = CdSO 4 + SO 2 + 2H 2 O;

3Zn+ 4H 2 SO 4 ( конц .) = 3ZnSO 4 + S + 4H 2 O;

4Mg + 5H 2 SO 4 ( конц .) = 4MgSO 4 + H 2 S + 4H 2 O.

В этих реакциях часть молекул серной кислоты играют роль среды.

· Азотная кислота является сильнейшим окислителем за счет N +5 .

Продукты восстановления различны и зависят от концентрации кислоты и

HNO 3 → NO 2 → NO → N 2 O → N 2 → NH 4 NO 3 .

- При реакциях с концентрированной кислотой чаще всего выделяется

- При взаимодействии разбавленной азотной кислоты с малоактивными

металлами выделяется NO. В случае более активных металлов выделяется N 2 O.

- Сильно разбавленная азотная кислота взаимодействует с активными металлами с образованием иона аммония, дающего с кислотой нитрат аммония.

Ag + 2HNO 3 ( конц .) = AgNO 3 + NO 2 + H 2 O;

3Ag + 4HNO 3 ( разб .) = 3AgNO 3 + NO + H 2 O;

4Mg + 10HNO 3 ( разб .) = 4Mg(NO 3 ) 2 + N 2 O + 5H 2 O;

4Ca + 10HNO 3 ( оч . разб .) = 4Ca(NO 3 ) 2 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O.

- Al, Fe, Cr концетрированной азотной кислотой пассивируются.

3. Со щелочами реагируют металлы, дающие амфотерные гидроксиды

(бериллий, цинк, алюминий, олово, свинец), а также металлы, обладающие

высокими степенями окисления в присутствии сильных окислителей:

Be + 2NaOH + 2H 2 O = Na 2 [Be(OH) 4 ] + H 2 ;

2Mo + 4KOH + 3O 2  сплавление 2K 2 MoO 4 + 2H 2 O.

Упражнения для самостоятельного решения

1 . Закончить и уравнять реакции:

а ) Ba + H2O = …; б ) Sn + NaOH + H2O = …;

2 . Закончить и уравнять реакции:

в ) Bi + HNO3 ( конц .) = …; г) Li + H2O = ….

3 . Какие из перечисленных металлов (Mg, Mn, Hg, Au, Al, Cd, Ag)

растворяются в разбавленной H2SO4? Написать уравнения реакций.

4 . Закончить и уравнять реакции:

а) Mg + HNO3 (разб.) = …; б ) Sn + KOH + H2O = …;

5 . Закончить и уравнять реакции:

а) Ga + NaOH + H2O = …; б) Bi + HNO3 (разб.) = …;

*Электродный потенциал лантана –2,55 В.

6 . Закончить и уравнять реакции:

в ) Be + KOH + H2O = …; г ) Sn + HCl = ….

7 . Закончить и уравнять реакции:

* Электродный потенциал лантана –2,55 В.

8 . Закончить и уравнять реакции:

* Электродный потенциал стронция –2,88 В, галлия –0,53 В.

9 . Закончить и уравнять реакции:

а) Mn + HNO3 (разб.) = …; б ) Al + KOH + H2O = …;

10 . Закончить и уравнять реакции:

а) Ta + HNO 3 + HF = H 2 [ TaF 7 ] + …; б) Cs + H 2 O = …;

в) Ag + HNO3 (разб.) = …; г) Al + HCl = ….

11 . Закончить и уравнять реакции:

а) Zr + HNO3 + HCl = ZrCl4 + …; б) Rb + H2O = …;

в) Mn + HNO3 (конц.) = …; г) Sn + KOH + H2O = ….

12 . Закончить и уравнять реакции:

в) Ni + H 2 SO 4 (конц.) = …; г) Mg + H 2 O = t … .

13 . Закончить и уравнять реакции:

14 . Закончить и уравнять реакции:

* Электродный потенциал скандия –2,01 В.

15 . Какие из перечисленных металлов (Cu, Ca, Hg, Au, Fe, Cr, Ag, Al)

Тест по теме «Химические свойства металлов»
тест по химии (9 класс) на тему

Тест можно использовать для проверки знаний учащихся 9 класса по теме "Химические свойства металлов". Тест включает задания разноуровневые. Часть А включает задания с выбором ответа, а часть В задания, где нужно найти соответствие. Ученики первого варианта отвечают на нечётные вопросы, а ученики второго варианта на чётные вопросы.

ВложениеРазмер
test_po_him_svoystva.docx 19.82 КБ

Химические свойства металлов

А1.Проявляет только восстановительные свойства 1) O 2 2) S 3) Na 4) CL 2

А2.Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях 1) Fe 2)Au 3) Zn 4) Ca

А3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании 1) Ag 2) Li 3) Cu 4) Na

А4.Не взаимодействует с кислородом 1) Pt 2) Ca 3) Cu 4) K

А5. В реакции 2K+2HOH=2KOH+H 2 атом калия

  1. Отдаёт два электрона 3) отдаёт один электрон
  2. Принимает два электрона 4) принимает один электрон

А6. Наиболее активный металл 1) AL 2) Mg 3) Fe 4) Zn

A7. При горении железа образуется 1) FeOH 2) Fe(OH) 3 3) FeO 2 4) Fe 3 O 4

А8.Укажите верное суждение: А) все металлы легко реагируют с водой, образуя щелочи;

Б) Щелочные и щелочно – земельные металлы легко реагируют с водой, образуя щелочи.

  1. Верно только А 3) верны оба суждения
  2. Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А9. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

1) AL,Mg,N 2) Zn,AL,Fe 3) Cu,Pb,Ag 4) Ni,Sn,P

А10. Цинк взаимодействует с каждым из трёх веществ:

1)HgCL 2 ,FeSO 4 ,HCL 2)NaOH,NaCL,NiCL 2 3)HCL,CL 2 ,MgCL 2 4)AL 2 (SO 4 ) 3 ,H 2 SO 4 ,HNO 3

А11. Медь взаимодействует с каждым из трёх веществ:

  1. HCL,Hg 2 CL 2 3) FeSO 4 ,Hg(NO 3 ) 2 ,H 2 SO 4 (конц.)
  2. H 2 O,O 2 ,Fe 4) Hg(NO 3)2 ,H 2 SO 4 ( конц .),HNO 3

А12.Укажите окислитель в следующей реакции:Fe +CuSO4=FeSO4 +Cu

А13. Методом электронного баланса поставьте коэффициенты в уравнении реакции по схеме:

Mg + HNO 3 =Mg(NO 3 ) 2 +NH 4 NO 3 +H 2 O. Ответ дайте в виде коэффициента перед окислителем.

1) 4 2) 6 3) 8 4) 10

А14. При взаимодействии паров воды на раскалённое железо образовалось 200 л (н.у.) водорода. Определите массу вступившего в реакцию железа, если реакция получения водорода шла с выходом 80%.

1) 469 2) 479 3) 489 4) 499

А15. Определите объём воздуха (н.у.), необходимого для сгорания 100 г железа до железной окалины, если объёмная доля кислорода в воздухе равна 0,21. 1) 107 л 2) 117 л 3) 127 л 4)137 л

В1. Установите соответствие между уравнением реакции и числом электронов, отданных металлом. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

Уравнение реакции Число электронов

А) 2Cu+O 2 =2CuO 1) 1

Б) 4Na+O 2 =2Na 2 O 2) 2

В) 4AL+3O 2 =2AL 2 O 3 3) 3

Г) Fe+H 2 SO 4 =FeSO 4 4) 4

В2. Установите соответствие между металлом и его способностью реагировать с кислородом. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

Металл Способность к реакции с кислородом

А) K 1) Реагирует легко, при комнатной температуре
Б) Ag 2) Реагирует при нагревании
В) Zn 3) Не реагирует
Г) Fe

В3. Установите соответствие между металлом и его способностью реагировать с водой. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

Металл Способность к реакции с водой

А) Mg 1) Реагирует легко, при комнатной температуре
Б) Na 2) Реагирует при нагревании
В) Ca 3) Не реагирует
Г) Fe

В4. Реагирует с соляной кислотой с вытеснением водорода: 1) Na,2) Sn 3) Li 4) Cu 5) AL 6) Hg 7)Au . Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке возрастания.

В5. Расположите металлы в порядке усиления восстановительных свойств:1)Fe 2)Mg 3)Hg 4)K 5) Zn . Ответ дайте в виде последовательности цифр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнения по теме "Химические свойства металлов"

Большое количество уравнений, требующих детальной проработки теоретического материала.

Урок по теме "Химические свойства металлов"

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов".


Тест по теме "Химические свойства и получение алканов"

Данный материал представляет собой тестовые задания, состоящие из 4-х вариантов для учащихся 10 класса по теме "Химические свойства и получение алканов".

План-конспект урока химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"

План-конспект урока по химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов".

Тест по теме «Физические свойства металлов». Тест по теме: "Сплавы"

Тесты включают все вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике химия 9 класс, автор учебника О.С. Габриелян. Очень удобно проверить знания учащихся по теме "Физические свойства металлов", "Сплав.

Читайте также: