Химия 8 класс тема металлы

Обновлено: 27.09.2024

Данный урок проводится в 8 классе (базовый уровень), из раздела программы «Простые вещества». Этот урок первый в разделе, поэтому он является связующим звеном между двумя разделами. Данный урок позволяет продолжить формирование знаний обучающихся о строении вещества, развивает кругозор о разнообразии веществ. Изучая материал о физических свойствах и применении металлов, обучающиеся развивают устную речь, учатся формулировать вывод о взаимосвязи строения веществ и их свойств, свойств веществ и их применения. Задания, подобранные на уроке, воспитывают у обучающихся взаимовыручку и учат делать самооценку.

ВложениеРазмер
plankonspekt_uroka_po_khimii_v_8_klasse_konkurs.doc 84.5 КБ
prostye_veshchestva_-_metally.pptx 242.63 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ.

Ушакова Галина Леонидовна,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Степное»

Энгельсского района, Саратовской области

По результатам данного урока обучающиеся должны:

- знать (понимать) химическую символику (знаки химических элементов металлов), химические понятия (вещество, химическая связь, атом);

- уметь называть атомы химических элементов металлов, объяснять закономерность изменения свойств элементов металлов в пределах малых периодов и главных подгрупп, использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Материал данного урока способствует развитию компетентностей, а именно:

- информационно – коммуникативная деятельность (использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации);

- рефлексивная деятельность (владение навыками контроля и оценки своей деятельности);

- познавательная деятельность (использовать для познания различные методы).

Тема: Простые вещества – металлы.

Цель: сформировать представления о физических свойствах металлов.

1. Образовательные: систематизировать сведения о физических свойствах металлов; научить сравнить физические свойства металлов; п родолжить формирование знаний учащихся о строении вещества

2. Развивающие: п родолжить развитие кругозора учащихся о разнообразии веществ, научить использовать знания о физических свойствах металлов при применении металлов; развивать устную речь учащихся;

3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности, воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку, критически относится к оценке своих знаний.

4. Цели исследовательской работы:

Сделать вывод о применении металлов в соответствии с их свойствами.

5. Общеучебные цели:

Формировать умения наблюдать, делать выводы, составлять схемы, сравнивать

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок с использованием элементов исследовательской деятельности, проблемной ситуации, компьютерной презентации.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Формы организации: диалог, монолог, полилог.

Методы и методические приемы: общенаучные (наблюдение, прогнозирование), словесные (рассказ, беседа, дополняемая работой с текстом), наглядные (демонстрация таблиц, презентаций, коллекций).

Литература для учителя и для учащихся:

- Габриелян О.С. Настольная книга для учителя, М, «Блик плюс», 2000

- Габриелян О.С. Химия, 8 класс, М, ООО «Дрофа», 2010

-Горковенко М.Ю., Поурочные разработки по химии, М, «ВАКО», 2004

- Денисова В.Г., Мастер – класс учителя химии, М, «Глобус», 2010

- Ким Е.П., Химия, 8 класс, Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012

- Ким Е.П., Химия, 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.,в 2 ч., Саратов:Лицей, 2007

- Пышнограева И, Справочник школьника,М,Филологичекое общество «СЛОВО», 2005

- Титова И.М., Уроки химии,8 класс., Санкт-Петербург, «КАРО», 2002

- Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна, М, ООО «Дрофа», 2011

Средства обучения: 1. Презентации «Металлы», «Использование металлов в быту»

2. Набор химических веществ металлов, Коллекция «Металлы»

3. Настенные таблицы

4. Электронные материалы по теме «Металлы»

Технологическая карта урока

Самоопределение к деятельности. Орг. момент (1 мин)

Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

Личностные, регулятивные, коммуникативные

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Анализ контрольной работы (6 мин.)

Учащимся предлагается анализ контрольной работы по теме «Строение веществ».

Обращает внимание на особенности электронного строения атомов металлов. Атомы металлов содержат на внешнем уровне небольшое число электронов (1-3), имеют относительно небольшой радиус атомов (т.к расположены в начале периодов)

Учащиеся слушают учителя, обращая внимание на выполнение 2 задания.

Выполняют задание: записать схемы образования связи для Са и СаF 2 .

Постановка учебной задачи (9 мин)

Активизирует знания учащихся

  1. обращаясь к классу с вопросом: где и как используются изделия из металлов? Учащимся предлагаются посмотреть результаты исследования активных учеников об использовании предметов, изготовленных из металлов, в быту, представленных в виде презентации. Вспомнить физические свойства металлов (из курса физики) и объяснить применение металлов в соответствии с их свойствами. ( приложение 5 )
  2. Да тема нашего урока: Простые вещества – металлы.

1.Учащиеся приводят примеры из собственного опыта, сведения из дополнительной литературы.

2. Учащиеся рассматривают презентацию, объясняя на конкретных примерах, из какого металла изготовлено изделие и на каких физических свойствах основано применение.

3.Ставят цель и формулируют тему урока. Мы сегодня говорим о свойствах металлов и их применении.

Построение проекта выхода из затруднения (15 мин)

Учитель предлагает рассмотреть физические свойства металлов по плану:

  1. Агрегатное состояние
  2. Температуры плавления и кипения
  3. Твердость
  4. Плотность металлов
  5. Электро- и теплопроводность
  6. Ковкость, пластичность, прочность
  7. Металлический блеск, непрозрачность, используя в качестве наглядного пособия образцы некоторых металлов (медь, цинк, железо, алюминий, магний и др), плакаты по кристаллическим решеткам металлов, диаграммы электропроводности, температур плавления и др. ( приложение6 )

Вывод: Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

Ребята, вам известно, что металлы расположены в начале периодов, но общей картины расположения у нас нет, тк мы с вами изучали, только главные подгруппы. Обращает внимание ребят на периодическую систему химических элементов и сообщает, если провести диагональ от элемента бора (№5) до элемента астата (№85), то ниже диагонали все элементы являются металлами , а также четные ряды больших периодов состоят из металлов

От каждой пары выступает один человек, используя наглядность, другие учащиеся делают записи в тетради.

«Металлическая кристаллическая решетка».

Формулируют вывод: по диагонали и над ней расположены неметаллы.

ВСЕГО ЭЛЕМЕНТОВ – 110.

Первичное закрепление (4 мин)

Задание для учащихся:

  1. Рассмотреть коллекцию металлов и описать агрегатные состояния металлов.
  2. Используя предметные картинки уделить внимание применению металлов в соответствии с их свойствами.
  3. Дает домашнее задание.

Учащиеся выполняют задания в двух группах. Отвечает один от группы.

Записывают д/з (п.13, зад 1,3)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)

Учащимся предлагается тестовый контроль с частью А,Б. и ответ на экране для самопроверки и выставления оценки на полях.

Учащиеся выполняют тест с использование периодической системы химических элементов, сами проверяют свою работу и выставляют себе оценку на полях.

Рефлексия деятельности (итог) (2 мин)

Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке?

Какие из этих вопросов показались наиболее трудными?

Какую оценку вы бы себе поставили за работу на уроке?

Могут ли пригодиться приобретенные знания о металлах в вашей жизни?

Учащиеся принимают участие в беседе, отвечая на два вопроса, на третий вопрос показывают оценку в качестве светового сигнала: «красный» - отлично; «синий» - хорошо; «зеленый» - удовлетворительно.

- Агрегатное состояние (все металлы при обычных условиях являются твёрдыми веществами, кроме ртути)

- Температуры плавления и кипения ( В зависимости от температуры плавления металлы условно делятся на:
1) Легкоплавкие (температура плавления до 1539°С).
К легкоплавким металлам относятся: ртуть — температура плавления —38,9°С; галлий — температура плавления 29,78°С; цезий — температура плавления 28,5°С; и другие металлы.
2) Тугоплавкие (температура плавления выше 1539 С).
К тугоплавким металлам относятся: хром — температура плавления 1890°С; молибден — температура плавления 2620°С; ванадий — температура плавления 1900°С; тантал — температура плавления 3015°С; и многие другие металлы.
Самый тугоплавкий металл вольфрам — температура плавления 3420°С.

- Твердость ( Металлы различаются по своей твердости:
— мягкие: режутся даже ножом (натрий , калий , индий );
— твердые: металлы сравниваются по твердости с алмазом, твердость которого равна 10. Хром — самый твердый металл, режет стекло.

- Плотность металлов ( В зависимости от своей плотности металлы делятся на:

Легкие (плотность не более 5 г/см )

К легким металлам относятся: литий , натрий , калий , магний , кальций , цезий , алюминий , барий.
Самый легкий металл — литий 1л, плотность 0.534 г/см3.

Тяжелые (плотность больше 5 г/см3).

К тяжелым металлам относятся: цинк , медь , железо , олово , свинец , серебро , золото , ртуть и др.
Самый тяжелый металл — осмий , плотность 22,5 г/см3.

- Электро- и теплопроводность ( Теплопроводность и электропроводность уменьшается в ряду металлов:

Аg Сu Аu Аl Мg Zn Fе РЬ Hg

Для всех металлов характерна металлическая кристаллическая решетка: в ее узлах находятся положительно заряженные ионы, а между ними свободно перемещаются электроны. Наличие последних объясняет высокую электропроводность и теплопроводность, а также способность поддаваться механической обработке.

ТЕСТ для контроля.

  1. Жидкий металл при комнатной температуре
  1. Fe 2) Hg 3) Au 4) Li
  1. Среди перечисленных веществ укажите те, которые являются металлами: 1) Si 2) Be 3) B 4)Al 5)K 6) Ar 7) S 8) Sn. Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке возрастания.
  2. Неправильное суждение
  1. Все металлы обладают ковкостью
  2. Все металлы обладают металлическим блеском
  3. Все металлы обладают электропроводностью
  4. Все металлы – летучие вещества
  1. Какие из приведенных утверждений верны?

А. Атомы металлов имеют небольшое (1-3) число электронов на внешнем уровне.

Б. Для металлов характерно два вида связи: ионная и металлическая.

1) верно утверждение А

2) верно утверждение Б

3) Верны утверждения А и Б

4) Оба утверждения неверны

  1. Установите соответствие между металлом и его свойством. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующей буквам по алфавиту.

А) Ag 1) наиболее легкоплавкий

Б) Pd 2)наиболее электропроводный

В) W 3)наибольшая плотность

Г) Na 4)наибольший блеск

Образовательные ресурсы, необходимые для проведения урока

- Учебные ресурсы ( учебник, справочник, методические материалы, коллекции)

- Электронные ресурсы (презентации, мультимедийно е приложение к учебнику)

Урок химии "Простые вещества - металлы" (8 класс)

Образовательная. Ознакомить учащихся с положением металлов в периодической системе химических элементов. Сформировать общее представление у учащихся о металлах. Указать особенности строения атомов металлов, углубить знания о металлической связи. Проследить взаимосвязь между строением металлов и их физическими свойствами.

Воспитательная. Реализация ВПС и МПС. Продолжить расширение политехнического кругозора учащихся на основе знаний о физических свойствах металлов, об использовании металлов в различных отраслях хозяйства.

Развивающая. Продолжить развитие умений учащихся сравнивать изученный материал с новыми фактами, делать заключения на основе анализа полученной информации.

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Оборудование. Коллекция «Металлы».

Таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

I . Организационный момент.

II . Анализ выполнения контрольной работы.

III . Изучение нового материала.

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

(имеющие основные соединения)

Переходные элементы

(имеющие амфотерные соединения)

Инертные элементы

1. Металлы – это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, теплопроводны и электропроводны.

2. Положение металлов в ПСХЭ.

1) химические элементы Ме в основном расположены в левой нижней части таблицы ПСХЭ.

2) в I , II , III главных подгруппах находятся металлы с четко выраженными свойствами;

в IV , V , VI главных подгруппах находятся металлы – переходные элементы.

3) в побочных подгруппах расположены только металлы – переходные элементы.

4) металлами являются химические элементы семейств лантаноиды и актиноиды.

3. Особенности строения атомов металлов.

1) на внешнем электронном слое атома содержится относительно небольшое число электронов, обычно от 1 до 3. (Исключение Ge , Sn , Pb – 4 ē. Sb , Bi – 5 ē. Po – 6 ē).

2) количество электронных слоёв в атомах металлов значительное обычно от 4 до 7. (Исключение Li , Be – 2 слоя, Na , Mg , Al – 3 слоя).

3) атомы металлов обладают большим радиусом по сравнению с атомами неметаллов.

4) химическая связь металлическая;

5) внешние валентные электроны относительно слабо удерживаются ядром атома, вследствие этого металлы обладают низкой электроотрицательностью и при химических реакциях проявляют восстановительные свойства.

4. Характерные физические свойства металлов.

1) высокая теплопроводность и электропроводность;

2) твёрдое агрегатное состояние;

3) ковкость и пластичность;

4) металлический блеск;

5) цвет в оттенках серого;

6) различная температура плавления (от –39° у Hg , до +3400° у W ).

7) различная плотность, если ρ < 5 г/см 3 – лёгкие металлы, если ρ >5 г/см 3 – тяжёлые металлы (от ρ( Li ) = 0,5 г/см 3 до ρ( Os ) = 22 г/см 3 );

8) различная степень прочности (наиболее прочные – Ti , Cr , Mn , V , самые мягкие – щёлочные металлы);

9) способность к намагничиванию (ферромагнетики и парамагнетики);

10) металлы чёрные – железо и его сплавы, металлы цветные;

11) металлы распространённые и редкоземельные.

IV . Закрепление знаний полученных на уроке.

1. Какие вещества принято считать металлами?

2. Укажите расположение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

3. Каковы особенности строения и свойств атомов металлов?

4. Поясните сущность металлической связи.

5. Назовите наиболее характерные физические свойства металлов. Как эти свойства можно обосновать в соответствии с представлениями о строении атомов металлов и металлической связи?

Конспект урока по химии 8 класс. Металлы.

руководствуются этическими нормами (взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Познавательные:

• умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

• выделяют обобщённый смысл и формальную структуру задачи;

• проявляют инициативу в ситуации общения;

Регулятивные:

• предвосхищают результат и уровень усвоения;

• ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

• владеют основами самоконтроля и самооценки;

Коммуникативные:

• обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и дискуссии ;

• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.

• особенности строения атомов металлов и их кристаллов;

• углубленные знания о свойствах металлов в зависимости от их строения.

• устанавливать причино - следственные связи: состав вещества -> вид химической связи -> свойства;

• составлять схемы строения атомов;

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.

Оборудование и реактивы: Коллекции образцов металлов;. Образцы сплавов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; ЦОРы

1.Актуализация знаний : 1.найди ошибки и неточности.

Металлы имеют ковалентную связь, так как она основана на обобществлении внешних электронов двух атомов , поэтому кристаллы металлов хрупки . В кристалле металла присутствует множества атомов металла, они с трудом теряют свои электроны, которые свободно перемещаются в межатомном пространстве, образуя « атомный газ ». Атомы металла потерявшие электроны, превращаются в ионы ( анионы ) ме 0 →ме п+ . эта особая кристаллическая решетка характерна только металлам, поэтому называется молекулярной.

2.Найдите схему строения атомов металлов натрия, алюминия, железа, кальция, магния, калия на доске или в карточках.

2.Изучение новой темы Вступительное слово учителя - Без металлов немыслим уровень земной цивилизации, изделия из металлов окружают нас повсюду, человеку известно более 80 металлов, каждый металл удивителен и интересен. Актуальность знаний о металлах для современного человека очевидна

Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов.

Учитель предлагает учащимся охарактеризовать положение элементов с рассмотренным строением атомов в ПСХЭ.

Учащиеся отвечают, что это будут элементы, размещенные в левом нижнем углу ПСХЭ.

Учитель подчеркивает, что в ПСХЭ будут все элементы. Расположенные ниже диагонали В - Аt, даже те у которых на внешнем слое 4 электрона (Jе, Sn, Рb), 5 электронов (Sd, Вi), 6 электронов (Ро), так как они отличаются большим радиусом.

Коз . Человек использовал металлы с древних времен.

I. В начале был век медный.

К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом был медь.

Период распространения медных орудий называют энеолитом или халколитом, что в переводе с греческого означает «медь». Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. Самородки меди превращались в изделия под тяжелыми ударами молота. В начале медного века из меди детали лишь мягкие орудия, украшения, предметы домашней утвари. Именно с открытием меди и других металлов стала зарождаться профессия кузнеца.

Позже появились листья, а потом человек стал добавлять к меди олово или сурьму, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую.

II. Далее идет век бронзовый.

Бронза – сплав меди и олова. Хронологические границы бронзового века датируются в начале 3-го тысячелетия до н.э. до начала 1-го тысячелетия до н.э.

III. Далее идет железный век.

Третий и последний период первобытной эпохи характеризуется распространением железной металлургии и железных орудий и знаменует собой железный век. В современном значении этот термин был введен в употребление в середине IХ века датским археологом К. Ю. Томсоном и вскоре распространился в литературе наряду с терминами «каменный век» и « бронзовый век».

В отличие от других металлов железо, кроме метеоритного почти не встречается в чистом виде. Ученые предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения, и не зря железо именуется « небесным камнем». Самый крупный метеорит нашли в Африке, он весил около шестидесяти тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом тридцать три тонны. Современные химические

И настоящее время продолжается железный век. Ведь в настоящее время железные сплавы составляют почти 90 % всего металлов и металлических сплавов.

Задание для двух групп (коз ): 1- перечислите два основания, на основе которых проявляются физические свойства, рассмотрев ЦОРы и источники(учебник стр70). Заполните соответствующею таблицу

2. Перечислите основания. На основе которых проявляются общие химические свойства металлов и свойства металлов в периодах и группах, используя ЦОРы и источники. Заполните соответствующею таблицу

Физические свойства

«электронный газ» в электрическом поле двигается в определенном направлении

Электропроводность, теплопроводность, металлический блеск

Подвижные обобществленные электроны смягчают перемещение положительных ионов

Пластичность, ковкость, тягучие вещества

Химические свойства

1-3 электрона на внешнем уровне; атомы легко отдают электроны

Увеличивается радиус в группах; увеличивается количество электронов в периодах

Металлические свойства возрастают

Отчет групп и рецензия

Закономерности в изменении свойств элементов – металлов.

прочность связи валентных электронов с ядром зависит от двух факторов: величины заряда ядра и радиуса атома.

Показывают, что в периодах с увеличением заряда ядра восстановительные свойства уменьшаются, а в группах, наоборот, с возрастанием радиуса атома восстановительные свойства возрастают.

У элементов – металлов побочных подгрупп свойства чуть – чуть другие.

У элементов побочных подгрупп – это элементы 4-7 периодов – с увеличением порядкового элемента радиус атомов изменяется мало, а величина зарядка ядра увеличивается значительно, поэтому прочность связи валентных электронов с ядром усиливается, восстановительные свойства ослабевают.

Простые вещества – металлы.

Учитель предлагает рассмотреть простые вещества – металлы.

а) твердость – все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Самые мягкие – натрий, калий. Их можно резать ножом; самый твердый хром – царапает стекло. (демонстрация)

б) плотность. Металлы делятся на мягкие (5г/см) и тяжелые (меньше 5г/см). (демонстрация)

в) плавкость. Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие. (демонстрация)

г) электропроводность, теплопроводность металлов обусловлена их строением. Хаотически движущиеся электроны под действием электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.

При повышении температуры амплитуда движения атомов и ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки резко возрастает, и это мешает движению электронов, и электропроводность металлов падает.

Следует отметить, что у некоторых неметаллов, при повышении температуры электропроводность возрастает, например, у графита, при этом с повышением температуры разрушаются некоторые ковалентные связи, и число свободно перемещающихся электронов возрастает.

д) металлический блеск – электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло.

Поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Для большинства металлов в ровной степени рассеиваются все лучи видимой части спектра, поэтому они имеют серебристо – белый цвет. Только золото и медь в большой степени поглощают короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый свет. Самые блестящие металлы – ртуть, серебро, палладий. В порошке все металлы, кроме АI и Мg, теряют блеск и имеют черный или темно – серый цвет.

е) пластичность

Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

3. закрепление. Учитель: мы рассмотрели строение и физические свойства металлов, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Теперь для закрепления предлагаем тест.

1) Электронная формула наиболее активного металла:

б ) 1S 2 2S 2 2 Р 6 3S 2

в ) 1S 2 2S 2 2 Р 6 3S 2 3 Р 6 3d 10 4S 2

г) 1S 2 2S 2 2Р 6 3S 2 3Р 6 4S 2

2) Металлы при взаимодействии с неметаллами проявляют свойства

в) и окислительные, и восстановительные;

г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях;

3) В периодической системе типичные металлы расположены в:

а) верхней части;

в) правом верхнем углу;

г) левом нижнем углу;

4. Последний этап урока - подведение итогов. Рефлексия Каждому ученику выставляется оценка.

Домашнее задание: §13; составить сборник об интересных фактах, связанные с металлами или кроссворд.

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Нижнекамский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов»

«Простые вещества – металлы»

Разработала: учитель химии

Тема: Простые вещества – металлы

1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки и металлической химической связи.

2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

3. Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).

2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания.

3. Формирование научной картины мира.

1. Способствовать развитию интереса к предмету.

2. Воспитание трудолюбия, внимательности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методы работы: рассказ, беседа, структуры сингапурских методов обучения.

I. Организационный момент.

Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Парты расставлены по парам, ученики сидят по 4 человека за столом. Столы пронумерованы.

II. Актуализация знаний.

В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!

Семь металлов создал свет по числу семи планет

Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.

  • Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.
  • Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в тетрадях тему урока «Простые вещества – металлы».

2. Актуализация ранее изученных знаний

  • Обратите внимание на тему урока. Понятия «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы. Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?

Ответ: Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.

Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую химическую связь.

- Заполните колонку «ДО» в таблице, которая перед вами (Сингапурская структура «Эй-ар-гайд»). (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)

  • Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.
  • Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.

Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).

  • Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?

Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов .

  • Зарисуйте в тетради схему с доски. (Приложение 2)
  • Из 110 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 88 металлы и лишь 22 неметаллы.

Слева направо по периоду металлические свойства и Rатома уменьшаются.

Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и Rатома увеличиваются.

- Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?

Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.

- Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?

Ответ: Атомы металлов стремятся к отдать электроны с внешнего энергетического уровня.

- Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?

Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.

- Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.

Вспомним строение кристаллической решетки металлов.

Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому кристаллическая решетка металлов является устойчивой.

- Правильно , в металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на доске схемы металлической химической связи для Na, Mg , Al.

Вызываются по очереди ученики к доске, а все остальные выполняют в тетрадях.

  • Проверьте свои записи.
  • Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?

Ответ: Металлическая связь.

  • Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов – высокой электро- и теплопроводности.

III. Изучение нового материала.

Начинаем изучать «Физические свойства металлов».

- Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом запишем сведения с экрана.

1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме ртути. ( Просмотр видео «Ртуть» )

По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий») . Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.

2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация учащимся алюминиевую фольгу.

3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.

4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.

Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.

5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.

  • Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?

Ответ: Высокая стоимость этого металла.

Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.

6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t 0 пл. = -38.9 0 С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t 0 пл. = 3380 0 С).

7. Плотность металлов тоже изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*10 3 кг/м 3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*10 3 кг/м 3 .

8. Аллотропия - способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.

Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.

  • А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!

А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните колонку «После». (Дается время – 2мин)

  • Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)
  • В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)

(Дается 10 минут)

Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)

Открытый урок по химии "Простые вещества - металлы" конспект + презентация
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

Материал содержит конспект и презентацию открытого урока по химии в 8 классе по программе Габриелян О.С.

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_himii.doc 92.5 КБ
prostye_veshchestva_-_metally.ppt 744 КБ

МКОУ «Нестеровская ООШ»

Открытый урок по химии в 8 классе по теме:

Разработала учитель биологии, химии и географии

Белова Римма Евгеньевна

  • повторение особенностей строения атомов элементов-металлов и образования металлической связи
  • усвоение знаний о физических свойствах металлов и их применении в хозяйстве.
  1. образовательные: систематизировать сведения о строении атомов элементов-металлов, изменении металлических свойств в периодах и главных подгруппах таблицы Д. И. Менделеева, структуре кристаллической решетки; изучить физические свойства простых веществ – металлов и их значение;
  1. воспитательные: создать условия для повышения познавательной активности учащихся, развивать коммуникативные навыки, воспитывать позитивное отношение к химии, критическое отношение к оценке знаний;
  1. развивающие: создать условия для развития универсальных учебных действий: а) познавательных : постановка и решение проблемы, действия со знаково-символическими средствами, умение работать с информацией, анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство суждений;

б) личностных : соотношение цели действия и его результата, ориентация в межличностных отношениях; в) коммуникативных: умение грамотно выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество в паре, ведение диалога; г) регулятивных: целеполагание, планирование, определение последовательности действий, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: коллекция металлов, изделия из металлов, лоток для лабораторных опытов, карточки с заданиями, инструктивная карта лабораторной работы, учебник «О. С. Габриелян, Химия, 8 класс», презентация «Простые вещества – металлы», интерактивная доска, цифровые ресурсы ФЦИОР.

  1. Организационный момент.
  2. Ознакомление с темой и целью урока.
  3. Планирование урока.
  4. Актуализация знаний.
  5. Изучение физических свойств металлов и установление взаимосвязи между ними и применением металлов.
  6. Закрепление.

I. Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы начинаем путешествие по увлекательному миру веществ. Но для начала нам необходимо определить первый пункт назначения и маршрут. ( На электронной доске – слайд №2 )

А для этого попробуйте отгадать загадку Слайд 3

Пахать и строить – все он может

Если огонь ему поможет

Отгадка лежит у меня на столе. (Демонстрация изделий из металлов: гвоздя, ложки, кольца, проволоки).

Учитель. Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о металлах. Слайд 4

Напомните, пожалуйста, к какой группе веществ относятся металлы?

Учащиеся: Металлы относятся к простым веществам.

Учитель: Какие вещества называют простыми?

У чащиеся: Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента.

Учитель: Давайте сформулирует тему нашего урока: «Простые вещества – металлы» Слайд 4

Итак, мы определили станцию, но как же до нее добраться? Нам необходимо составить план изучения данной темы.

У вас на партах лежат карточки с заданиями ( Приложение 1 ). Ознакомьтесь с ними, пожалуйста, но не заполняйте.

Учащиеся предлагают этапы освоения нового материала. Слайд 5

  • 1. Повторить особенности строения металлов и металлической связи.
  • 2. Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.

Учитель: Итак, повторим особенности строения атомов металлов и связи, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Слайд 6

  • В главных подгруппах правее и выше линии «B – At» – неметаллы; левее и ниже – металлы. Элементы, оказавшиеся вблизи этой линии, проявляют переходные свойства.
  • В побочных подгруппах находятся только металлы.

Учитель вызывает трех учеников к доске с заданием записать электронные и графические формулы для атомов натрия, магния и алюминия.

Задание для всего класса – проверить правильность выполнения задания.

На основе схем, записанных на доске, ученики формулируют вывод

Слайд 6 продолжение

  • Для металлов характерно небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3).
  • При образовании химических связей атомы металлов отдают внешние электроны, а атомы неметаллов их захватывают.

Учитель: Вспомните, ребята, как изменяются свойства атомов химических элементов в периоде? в группе?

Ответы учащихся. Слайд 7

Учитель : Какая связь образуется между атомами элементов-металлов? В чем ее особенность? Слайд 8

Учащиеся: Между атомами элементов-металлов образуется металлическая связь. Её особенность заключается в том, что она образована атом-ионами посредством обобществленных электронов.

  1. Учитель : Эта важнейшая особенность образования металлической связи является основной причиной особенных физических свойств металлов. Слайд 9

Видеосюжет Интернет-ресурса ФЦИОР «Физические свойства металлов».

Учитель : Какие физические свойства обуславливает наличие свободных электронов.

Учитель: А теперь давайте познакомимся с физическими свойствами металлов на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. ( Приложение 2 ).Время – 5 минут.

Запись свойств в тетрадь: Слайд 10

  1. Металлический блеск.
  2. Непрозрачность.
  3. Цвет у большинства металлов светло-серый, исключения: медь – красновато-оранжевого, золото – желтого, цезий – светло-желтого цвета.
  4. Твердость (исключение: ртуть – жидкий металл).
  5. Пластичность.
  6. Теплопроводность.
  7. Электропроводность.
  8. Плотность и температура плавления различны.

Учащиеся проводят анализ рис.45 в учебнике (с.83).

Учитель: На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: Металлы – это ковкие, пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.

А как вы думаете, зачем нам нужны знания о металлах?

Учащиеся предлагают варианты ответа.

Учитель: Вышеперечисленные физические свойства явились причиной широкой области применения металлов. Слайд 11

VI. Учитель : Вернёмся к тестам – карточкам. Выполните задания согласно инструкции. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы, подпишите и сдайте мне.

Я предлагаю вам послушать химическую сказку.

В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.

Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».

Кем были жители этого Менделеевского царства?

Ответы учащихся: Металлы и неметаллы .

VII. Учитель : Наш урок подходит к концу.

На заключительном этапе предлагаю дать оценку уроку. Продолжите, пожалуйста, фразу: Слайд 12

Сегодня на уроке я узнал……

Было интересно, потому что…..

На уроке мне не понравилось…

VIII. Запись домашнего задания.

Учитель: Всем спасибо за работу. Д. И. Менделеев сказал: «Жить- это значит узнавать!» ( слайд № 15 ). Стремитесь к новым знаниям, открытиям и победам. Всего хорошего, до свидания!

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне …………..электрона.

2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию…………………………………. за исключением……………..

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов …………….

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7. Определите тип химической связи:

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.

Оборудование: Лоток с набором образцов металлов, алюминиевая проволока, медная проволока.

  1. Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск. Зафиксируйте результат.
  2. Определите являются ли образцы металлов прозрачными. Результат занесите в таблицу.
  3. Внимательно рассмотрите все образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
  4. Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
  5. Несколько раз перегните образцы алюминия и меди и установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
  6. Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность алюминия и меди Результат занесите в таблицу.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по химии в 8 классе Подготовила учитель химии МКОУ «Нестеровская ООШ» Белова Римма Евгеньевна Простые вещества - металлы

Загадка: Пахать и строить, всё он может, если огонь ему поможет.

Тема урока: Простые вещества – металлы

План изучения темы. 1. Повторить особенности строения металлов и металлической связи. 2. Познакомиться с общими физическими свойствами металлов. Выяснить значение металлов.

В главных подгруппах правее и выше линии « B – At » – неметаллы; левее и ниже – металлы. Элементы, оказавшиеся вблизи этой линии проявляют переходные свойства. В побочных подгруппах находятся только металлы. Для металлов характерно небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3) и электроотрицательность ниже 2. При образовании химических связей атомы металлов отдают внешние электроны, а атомы неметаллов их захватывают.

Группы элементов Увеличение Числа электронов на последнем уровне Радиуса атома Неметаллических свойств Способности принимать электроны (окислительные свойства) У в е л и ч е н и е Числа уровней Радиуса атома Металлических свойств Способности отдавать е

Физические свойства металлов.

Металлический блеск Непрозрачность Цвет у большинства металлов светло-серый, исключения: медь – красновато-оранжевого, золото – желтого, цезий – светло-желтого цвета Твердость (исключение: ртуть – жидкий металл) Пластичность Теплопроводность Электропроводность Плотность и температура плавления различны

ВЫВОД: Металлы – это ковкие, пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.

Применение металлов Изготовление проводников Получение сплавов Ядерная энергетика Производство ювелирных украшений Машино-строение Изготовление посуды, инструментов Изготовление строймате-риалов Электро-ника

Продолжите фразу : Сегодня на уроке я узнал…… Было интересно, потому что….. На уроке мне не понравилось…

Домашнее задание: § 14 Сборник задач: №№357, 358, 362-364. Составить кроссворд на тему «Простые вещества – металлы»

Читайте также: