Химия 9 класс обобщение по теме металлы

Обновлено: 22.09.2024

Обучающие – обобщить знания учащихся по теме «Металлы», основные свойства элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ, закрепить умения и навыки по составлению уравнений реакций.

Развивающие – формировать у учащихся творческую самостоятельность, развивать интерес к окружающему миру.

Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, самостоятельности.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, компьютер, коллекция металлов, соединений кальция.

I. Организационный этап.

· Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

· Вводное слово учителя. Постановка целей урока.

Все, вы, ребята, знаете, что соревнования бывают разные: по различным видам спорта, по профессиональному мастерству и т.д. А у нас сегодня пройдут соревнования по химическим знаниям о металлах. За ответы на уроке вы будете получать жетоны, и чем больше вы их наберете, тем выше станет оценка. Игра наша состоит из следующих этапов:

«Время собирать камни»,

«Чего не знали древние?»,

2. Основная часть урока.

2.1. «Пальцем в небо». На этом этапе посмотрим, как вы умеете угадывать и узнавать металлы. Девизом будут слова: «кто многим увлекается, то многое обретает» (Клодель).

- Назовите щелочные и щелочноземельные металлы, где они располагаются в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

- Сравните положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева этих групп металлов с алюминием и железом?

- Почему группа щелочноземельных металлов носит такое название?

- Какие особенности строения атомов характерны для химических элементов I , II групп главных подгрупп, алюминия и железа?

( небольшое число электронов 1-3 на внешнем энергетическом уровне, причем железо способно отдавать 1 электрон с предыдущего энергетического уровня.

Все они легко отдают свои валентные электроны).

- В чем состоит отличие атомов металлов друг от друга?

(заряд ядра; число электронов и порядок и заполнения по энергетическим уровням, радиус атомов. Металлы 1, 11 групп главных подгрупп – это s -элементы, алюминий – это p -элемент, а железо – d -элемент.)

- Какая химическая связь и кристаллическая решетка характерна для простых веществ - металлов?

(металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка)

- Опишите физические свойства металлов.

(тепло- и электропроводность, металлический блеск, пластичность, ковкость, металлический блеск).

- Объясните причины некоторых физических свойств:

А) тепло-и электропроводность? Блеск? (наличие свободных электронов).

Б) пластичность? (способность отдельных слоев в металлической связи смещаться относительно друг друга).

Подведение итогов по данному этапу.

2.2. «Время собирать камни».

Это выражение имеет прямое и переносное значение. Сейчас пришло время узнать, насколько вы знаете химические свойства, насколько овладели умением составлять окислительно-восстановительные реакции и уравнения в ионной форме.

- С какими веществами реагируют металлы? (с простыми и сложными). Назовите их.

Составьте уравнение реакции взаимодействия алюминия и железа с кислородом, рассмотрите эту реакцию как окислительно-восстановительную, определите восстановитель.

4 Al 0 + 3 O 2 0 =2 AI 2 +3 O 3 -2

Al 0 – восстановитель.

Fe 0 – восстановитель.

- Как хранят металлы?

Демонстрация образцов металлов: N а, K , Ca , Mg , Al , Fe .

(щелочные металлы и кальций следует хранить в плотно закрытых склянках под слоем керосина, вазелина, т.к. органические вещества изолируют металл от воздуха и влаги. Кислород воздуха окисляет металл, а вода приводит к образованию гидроксида и водорода. Литий имеет меньшую плотность, чем керосин, и поэтому находится над ним. Его полное изолирование от воздуха таким путем не достигается, поэтому он при долгом хранении покрывается смешанным оксиднонитридным слоем).

- Запишите уравнения возможных реакций, протекающих в склянках.

А) с кислородом

4 Li 0 + O 2 0 = 2 Li 2 +1 O -2

Остальные щелочные металлы образуют пероксиды, например 2 Na 0 + O 2 0 = Na 2 +1 O 2 -1 пероксид натрия.

Б) с азотом 6 Li + N 2 =2 Li 3 N Нитрид лития

В) с водой 2 Na +2 H 2 O =2 NaOH + H 2

Ca +2 H 2 O = Ca ( OH )2 + H 2

-Почему горящий магний нельзя гасить водой? Составьте уравнение реакции, определите восстановитель.

Mg 0 +2 H 2 +1 O -2 = Mg +2 ( OH )2 -2 + H 2 0

Mg 0 – восстановитель.

- При взаимодействии магния с соляной кислотой образуется соль и выделяется газ. Какой это газ? Составьте уравнение реакции. Рассмотрите эту реакцию в ионной форме.

- Какие продукты образуются при взаимодействии алюминия и железа с соляной кислотой. Назовите их. Укажите условия их протекания.

2 AL 0 + 6 H +1 CL =2 Al +3 Cl 3 +3 H 2 0

Fe 0 + 2H +1 CL= Fe +2 Cl2+H2 0

(в разбавленной соляной кислоте алюминий и железо растворяются, т.е. окисляются ионами водорода, аналогично протекает реакция и с разбавленной серной кислотой. При взаимодействии железа с разбавленной азотной или концентрированной серной кислотой образуется соединение, содержащие катион железа Fe 3+ ).

- Расскажите об амфотерных свойствах оксида и гидроксида алюминия.

- Задача. Даны 2 разных металла: магний и алюминий. Каждый из них взят количеством вещества 1 моль для получения водорода (н.у.) путем их взаимодействия с соляной кислотой. В какой из этих 2-х пробирок объем полученного водорода будет больше?

(Учащиеся решают устно по уравнениям, записанных ранее. Сравниваем количества водорода в этих 2-х реакциях.

В реакции с магнием – на 1 моль магния приходится 1 моль водорода, или 22,4 л. ( V = Vm × n )

В реакции с алюминием – по уравнению на 2 моль алюминия приходится 3 моль водорода, а на 1 моль Al – 1,5 моль H 2 , объем – 33,6 л (( V = Vm × n ; V =22,4л/ моль× 1,5 моль= 33,6 л. Самое большое число молей водорода образуется в реакции с алюминием, и соответственно самый большой объем.- 33, л ).

- Какие природные соединения кальция вам известны?

Демонстрация образцов мела, мрамора, известняка.

-Известняк и известь. Можно ли между ними поставить знак равенства?

(нет. Известняк, а также мел, мрамор – это карбонат кальция. Известь является продуктом обжига (при t =1200 0 С) известняка

CaCO 3 = CaO + CO 2

CaO – негашеная известь, «кипелка», так ее называют потому, что процесс гашения , взаимодействия с водой, протекает очень энергично с выделением теплоты и создается впечатление кипения. Отсюда правила безопасности при гашении извести. CaO +H2 O = Ca ( OH )2+ Q )

-Как иначе называется гашеная известь и почему?

( Ca ( OH )2 – гашеная известь, «пушонка», т.к. образующийся при гашении продукт, гидроксид кальция, превосходит по объему исходное вещество оксид кальция и имеет рыхлую структуру).

2.3. «Чего не знали древние?»

Нам с детских лет известны пословицы, поговорки, связанные с веществами, например: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть», или выражение «Хлеб да соль».

- Что знали древние люди о соли и где сейчас человек использует поваренную соль?

2.4. «Кто больше?»

На данном этапе проводится викторина «Какой? Как? Какие?».

Ответьте на вопросы:

1. Какой металл изображали в виде воина в 18 веке? (железо)

2. Какой металл применяется для производства красок, стекол, эмалей? (барий)

3. Какой металл наиболее распространен на Земле? (алюминий)

4. Какой металл «бежит» растворяется, «остановится» взрывается? (натрий)

5. Какой металл входит в состав хлорофилла у всех зеленых растений? (магний)

6. Какой из металлов самый легкий и его добавляют в сплавы? (литий)

7. Какой металл, ныне широко применяемый в технике и быту, в конце 19 века стоил дороже серебра в 300 раз? (алюминий).

8. Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

9. Какие металлы можно зажечь холодной водой? (щелочные)

10. Какой металл входит в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы (алюминий).

11. Название металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает "известь" (кальций)

12. Название металла в переводе с шумерского языка означает "капнувший с неба" (железо)

урок на тему" Обобщение по теме "Металлы""
план-конспект урока по химии (9 класс)

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Задачи урока:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
  • развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;
  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
  • Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
ВложениеРазмер
obshchie_himicheskie_svoystva_metallov._ryad_aktivnosti.docx 30.92 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Общие химические свойства металлов. Ряд активности». СЛАЙД 1

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока : мультимедийный

Цель урока : систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Оборудование и реактивы :

на столах учащихся : раствор соляной кислоты (НCl), CuSO 4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.

На столе учителя : предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.

I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)

II. Проверка опорных знаний (10 мин.).

а) Решение задач по карточке.

б) Блиц опрос – небольшой мозговой штурм. (3 мин.) СЛАЙД 2,3

  1. На какие группы мы разделили элементы Периодической системы?

Ответ: Металлы и неметаллы.

Ответ: Нижний угол относительно диагонали Вор-Астат, и все элементы побочных подгрупп.

  1. Какая кристаллическая решетка свойственна для металлов?
    Ответ: Металлическая кристаллическая решетка
  2. Чем она отличается от всех других?
    Ответ: в узлах металлической кристаллической решетки располагаются атомы и положительные ионы металлов, между которыми находится свободные электроны.
  3. Какие общие физические свойства металлов объясняются наличием металлическая кристаллической решети.
    Ответ: электропроводность, теплопроводность, металл блеск, пластичность, легкость тугоплавкость, легкоплавкость, твердость, мягкие
  4. Как называется способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);
  5. Какой металл самый легкий?
    Ответ: литий (Li)
  6. Назовите самый тяжелый металл?
    Ответ: Осмий (Os)
  7. Лучшие проводники электричества среди металлов?

Ответ: серебро и медь;

  1. Назовите самый тугоплавкий металл?
    Ответ: Вольфрам (W)
  2. Какой металл самый легкоплавкий?
    Ответ: Ртуть (Hg)
  3. Назовите самый пластичный металл?
    Ответ: Золото (Au)
  4. Какие металлы легко режутся ножом?
    Ответ: щелочные металлы.
  5. Название известного сплава на основе алюминия (дюралюминий);
  6. Важнейшие сплавы на основе железа? (чугун и сталь);
  7. Какой неметалл входит в состав сплавов железа (углерод);
  8. Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок? (хром, никель, молибден)
  9. В детстве мы читали о нем в сказке Андерсена. Его звон слышали заблудившиеся путники и находили дорогу. Он может болеть «чумой» Какой это металл? (2.8.18.18.4)
  1. При раскопках этрусских гробниц (1000 лет до н.э) были обнаружены зубные протезы. Вопрос: из какого металла они были сделаны? Ответ: золото.

Тестовые задания по теме «Химические свойства металлов» СЛАЙД 4

Задание: выберите один правильный ответ.

1.При взаимодействии кальция с водой образуются:

а) оксид кальция и водород;

б) гидроксид кальция и водород;

в) гидроксид кальция

2. Ртуть из раствора нитрата ртути (II) можно получить с помощью:

а) серебра; б) натрия; в) меди

3. Какой металл взаимодействует с водой с образованием оксида:

а) барий; б) хром; в) медь

4. С раствором серной кислоты с образованием соли и водорода реагирует:

а) ртуть; б) алюминий; в) золото

5. При взаимодействии с кислородом образует пероксид:

а) медь б) железо в) натрий

1.При взаимодействии цинка с водой образуются:

а) оксид цинка и водород;

б) гидроксид цинка и водород;

в) гидроксид цинка

2. Медь из раствора нитрата меди (II) можно получить с помощью:

а) серебра; б) натрия; в) железа

3. Какой металл взаимодействует с водой с образованием щелочи:

а) ртуть; б) свинец; в) золото

5. При обычных условиях с азотом взаимодействует:

а) литий б) железо в) хром

Проверка теста. СЛАЙД 5

III. Изучение нового материала. ( 27 мин.- 30 мин.)

Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.

Учитель: «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которых толпились негры, вышедшие погреться на солнышке. Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок натрия величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все остальные вместе взятые, пробасил: «спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам старый дьявол, сам старый сатана умеет это делать!» О каких свойствах натрия идет речь в этом отрывке?

Ученик: О химических

Учитель: Следовательно, тема нашего урока «Характерные химические свойства металлов» СЛАЙД 6

  1. Организация познавательной деятельности (20-25 мин.)

Учитель : Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.

От чего зависят химические свойства металлов? ( Химические свойства металлов зависят от их активности)

Как делятся металлы по активности? Приведите примеры (По активности металлы делятся на активные (натрий, кальций) и неактивные (медь, ртуть))

Где и как можно узнать о активности металла? ( В электрохимическом ряду активности металлов. Если металл стоит в ряду активности до водорода, то это активный металл. Если после водорода, то это неактивный металл) СЛАЙД 7

Li K Ca Na Mg Al | Zn Cr Fe Ni Pb (H 2 ) Cu Hg Ag Pt Au

Активные малоактивные неактивные

Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными СЛАЙД 8

СЛАЙД 9 (1) Чем обусловлены химические свойства металлов?

(2) 1 Большим радиусом

2 Небольшим числом электронов на внешнем уровне

Чем, с точки зрения окислительно-восстановительных процессов, являются металлы в реакциях?

(3) Ответ : Металлы являются только восстановителями, т.к их атомы легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы – катионы.

М 0 – nе - →М n+ . Чем обусловлены

Для того, чтобы прошла данная реакция необходимо наличие окислителя.

Вопрос к классу : Вспомните вещества, которые могут выступать в качестве окислителя при взаимодействии с металлами.

СЛАЙД 10 (1) Составить список этих веществ: Кислород, галогены, сера, водород и др., вода, кислоты

(2) Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом ? (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).

СЛАЙД 11 Эпиграф — высказывание М.В. Ломоносова : “Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”. А сейчас на некоторое время вы станете химиками-аналитиками!

Правила техники безопасности.

Лабораторный опыт №1.

Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки. СЛАЙД 12

(признак реакции при прокаливании медной проволоки – изменение цвета, наблюдаем почернение – образование оксида меди (II), уравнение реакции 2Cu + O 2 = 2CuO)

Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.

Следующие два опыта мы посмотрим на видеофрагменте:

Демонстрационный опыт 1 (видеоклип): горение магния в кислороде. СЛАЙД 13

Вопрос : Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)

Ученик у доски : Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.

Демонстрационный опыт 2 (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором . СЛАЙД 14

Ученик у доски : Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.

СЛАЙД 15 Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами.

Физкультпауза Выполняются упражнения для глаз СЛАЙД 16

2) Взаимодействие металлов с водой. СЛАЙД 17

Как металлы реагируют с водой?

Активные металлы(Li – Na) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н 2 ↑

Металлы средней активности(Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н 2 ↑

Неактивные металлы (Bi – Au) + вода → не реагируют

Посмотрите маленький фрагмент. СЛАЙД 18 (мультик фрагмент)

«Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы слышали в сказке: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

Демонстрационный опыт 2 (видеоклип): Взаимодействие калия с водой . СЛАЙД 14

Лабораторный опыт №2: взаимодействие натрия с водой:

Ученик у доски : Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель. Уравнение реакции:

2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2

Почему металлы первой группы (А) называют щелочными? (образуется щелочь). Докажите! (капают в раствор фенолфталеин. Раствор окрасился в малиновый цвет, значит среда – щелочная,)

СЛАЙД 20 Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой.

Проблема: почему алюминий при обычных условиях не реагирует с водой? (алюминий прокрыт оксидной пленкой, которая его и защищает)

Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.

3) Взаимодействие металлов с кислотами.

СЛАЙД 21 Лабораторный опыт №3. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ

1 вариант - Zn + HCl

2 вариант - Cu + HCl

3 вариант – Fe + HCl

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций,

Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2

Fe + HCl → FeCl 2 + H 2

Cu + HCl → не идёт

Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.

Объясните результаты опыта.

СЛАЙД 22 Вывод. Металлы , стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют. .

Но для этой реакции есть несколько поправок.

  1. Если образуется растворимая соль;
  2. Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;
  3. Азотной кислота и . концентрированная серная кислота реагируют особенно, при этом никогда не выделяется водород.
  1. Взаимодействие металлов с солями .

СЛАЙД 23 Лабораторный опыт № 4. Взаимодействие железа с сульфатом меди и меди с хлоридом железа (III).

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Fe + CuSO 4 → FeSO 4 + Cu

FeCl 2 + Cu → не идет

Для этой реакции тоже есть поправки , которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот

Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.

Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций. СЛАЙД 24

Задания на определение катионов металлов

Для распознавания веществ используют качественные реакции на катионы и анионы. Мы сейчас говорим о металлах, значит на какие ионы нам нужно обратить внимание? (на катионы)

Лабораторный опыт № 5 : СЛАЙД 25

I. Задание: Определить катионы металлов в трех пробирках при поморщи одного реагента.

Реактивы: MgСl 2 , AlCl 3 , CuCl 2

Какой ход ваших мыслей для выполнения данного задания?

(Так как нужно определить катионы металлов, мы должны найти что то общее в свойствах катиона Mg 2+ , Аl 3+ и Cu 2+ . Это можно посмотреть в таблице растворимости. Все эти катионы образуют нерастворимые или малорастворимые основания. Значит, возможно, образование осадка. Следовательно, общим реагентом для них будет щелочь. Следовательно, для проведения исследования, используем имеющийся у нас на столах гидроксид натрия)

  1. CuCl 2 +2NaOH=Cu(OH) 2 +2NaCl 2
    Сu 2+ +2OH - = Cu(OH) 2 ↓(голубой осадок)
  2. МgСl 2 + 2NaOH=Ca(OH) 2 +2NaCl 2
    Mg 2+ +2OH - = Mg(OH) 2 (белый осадок)
  3. 2AlCl 3 +3NaOH= 2Al(OH) 3 +3NaCl 2
    2Al 3+ +3OH - = 2Al(OH) 3 ↓ (белый осадок)
    Al(OH) 3 + NaOH = Na [Al (OH) 4 ] (осадок растворяется)
    Al(OH) 3 + OH - = Na + + [Al (OH) 4 ] -

(образование голубого осадка говорит о наличии в растворе катионов меди, значит в пробирке № 3 хлорид меди; в двух других пробирках образовался белый осадок. Для распознавания добавим в эти пробирки еще щелочь. В пробирке №2 осадок растворился, значит в этой пробирке хлорид алюминия – он амфотерный и растворяется в избытке щелочи. А тогда в пробирке № 1 хлорид магния.

IV. Закрепление нового материала . СЛАЙД 26

Предлагается ребятам выполнить интерактивное упражнение:

С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях? Выбрать правильные ответы.

  1. Ответить на вопросы.
  • С какими веществами реагируют металлы?
  • Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?
  • Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?
  • Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?
  • Где применить полученные знания?

Ответ : Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

V.Итоги урока. « Самооценка ». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.

Обобщающий урок в 9 классе по теме "Металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Обобщающий урок по теме «Металлы»

Учитель: Филимонова Ирина Вячеславовна.

Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).

Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Оборудование: Компьютер, коллекция металлов, раствор CuSO 4 , HCl, Al, Na, Zn,

железный гвоздь, вода.

Класс делиться на две команды.

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний.

-словесные (беседа, рассказ);

-наглядные (таблицы, картинки).

Орг. начало и постановка целей урока. Слайд 2.

Учитель. Девиз алхимиков XVIII в. совпадает с девизом нашего урока:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет.

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец.

Помни! Сера им отец.

И спеши мой друг узнать-

Всем им ртуть родная мать!

1 Конкурс “Разминка” (На сколько вопросов ответит команда 1 минуту. Каждый вопрос – 1балл)

Ответьте на предложенные вопросы.

1. Пули для ружей и пистолетов изготавливаются из этого металла (свинец)

2. Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (цезий)

3. Самый распространённый металл в земной коре (алюминий)

4. От соединений какого металла зависит красный цвет крови? (железо)

5. Химический элемент, названный в честь нашей планеты (теллур)

6. Этот металл называют крылатым (алюминий)

7. Свойство атома химического элемента образовывать несколько простых веществ (аллотропия)

8. Металл "консервной банки" (олово)

9. Этилированный бензин содержит органическое соединение этого металла (свинец)

10. Металл, входящий в состав нержавеющих и жаропрочных сталей (хром)

11. Какой металл принесён в жертву "рыжему дьяволу"? (железо)

12. Без какого металла невозможна фотография? (серебро)

13. Какие металлы можно зажечь холодной водой? (щелочные)

14. Металл, входящий в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы (алюминий)

15. Название металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает "известь" (кальций)

16. Название металла в переводе с шумерского языка означает "капнувший с неба" (железо)

17. Ядро атома металла содержит 80 протонов (ртуть)

18. От соединений какого металла зависит зелёная окраска растений? (магний)

19. Атом какого металла содержит 12 электронов? (магний)

20. Самый тугоплавкий металл (вольфрам)

21. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

22. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

23. Самый легкий металл? (Литий)

24. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.

(Английский химик Деви)

25.Самый твердый металл. (Хром)

26.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

27. Самый тяжелый металл (Осмий)

28.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

29.Металл- жидкость. ( Ртуть)

30. Самый используемый металл в мире. (Железо)

31. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

32. Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

33. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

34. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

35.Самый пластичный металл. (Золото).

36. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

Ну что-ж, разминка закончена – приступаем к игре!

2. Достаточно внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.

На экран выводится слайд “Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева». Слайд 3

  1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. (фронтальный опрос)
  2. Что такое металлы?
  3. Какие группы металлов мы изучили?
  4. Что общего у всех металлов в строении атома?
  5. Металлы какой группы ( I или II ) сильные восстановители и почему?

6.Перечислите физические свойства металлов.

- температура плавления (-39 0 ртуть, 3410 0 вольфрам) В зависимости от температуры плавления какие виды металлов выделяют;

-плотность (?) Легкий-0,50-5 г/см 3 , тяжелые 5-22,5 г/см 3 ) Литий и осмий (иридий-22,6 оба)

Как зависит положение металла в ПСХЭ и плотность?

- пластичность (золото, медь, серебро) Из золота можно изготовить фольгу толщиной 0.003 мм, которую используют для золочения изделий. Однако не все металлы пластичны. Проволока из цинка или олова хрустит при сгибании; марганец и висмут при деформации вообще почти не сгибаются, а сразу ломаются. Пластичность зависит и от чистоты металла; так, очень чистый хром весьма пластичен, но, загрязнённый даже незначительными примесями, становится хрупким и более твёрдым.

- электропроводность - обусловлено наличием в их кристаллических решётках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля. Серебро, медь и алюминий имеют наибольшую электропроводность;

- теплопроводность металлов также зависит от подвижности свободных электронов. Поэтому ряд теплопроводностей похож на ряд электропроводностей;

- металлический блеск - однако в порошкообразном состоянии большинство металлов теряют свой блеск; алюминий и магний, тем не менее, сохраняют свой блеск и в порошке. Наиболее хорошо отражают свет алюминий, серебро и палладий.

6. Почему металлы хорошо проводят тепло и ток?

7. Какой тип кристаллической решетки у металлов?

Подвести итог вышесказанному мы можем с помощью этой схемы Слайд 7

Конкурс 3. Выполнение тестов. Каждому игроку выдается свой тест (6 вариантов). За правильный ответ 1 балл.

  1. Ну а теперь давайте повторим химические свойства металлов

Какие основные выводы об активности металлов можно сделать на основе изучения этого ряда?(

Ожидаемые ответы: А). Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является. Б). Каждый металл способен вытеснять (восстанавливать из растворов солей те металлы, которые в ряду напряжений металлов стоят после него (правее)

Учитель: Итак, как вы считаете, связаны ли с активностью металлов нахождение их в природе в виде простых веществ (в самородном состоянии) или в виде соединений? Подумайте и сделайте вывод (Металлы, завершающие электрохимический ряд напряжений (золото, платина) – только в самородном виде. Более активные, чем золото и платина, но также стоящие в электрохимическом ряду после водорода, обычно встречаются в природе в виде соединений или в самородном виде (серебро, медь – часто, ртуть, олово – редко). Металлы, стоящие в ряду напряжения до водорода встречаются в природе только в виде соединений с другими элементами.)

Конкурс 5. Допишите уравнения реакций. Слайд 12.

(команды дописывают уравнения, групповая работа)

Конкурс 6. Экспериментальный.

От каждой команды вызывается по одному ученику. Используя предложенные реактивы нужно провести химическую реакцию. (пока ученик выполняет опыт, команда пишет уравнение реакции)

Ученикам, выполняющим демонстрационные опыты, напоминаю правила техники безопасности .

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. При выполнении практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

3. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

4. запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

5. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

1 команда: 3 CuSO 4 + 2 Fe → 3 Cu + Fe 2 (SO 4 ) 3 (пробирка, сульфат меди, железный гвоздь)

2 команда: Zn+ 2 HCI → ZnCI 2 + H 2 ↑ (стакан, соляная кислота, цинк гранулы)

Вещества : р-р сульфата меди(CuSO 4 ), гидроксид натрия (р-р)(NaOH), железный гвоздь (Fe), р-р серной кислоты(H 2 SO 4 ), медная проволока (Cu)

Вещества: медная проволока (Cu), цинк(Zn), р-р соляной кислоты (HCl), р-р сульфата меди ( CuSO4), р-р хлорида железа (FeCl 3 )

Конкурс 7. Разгадай ребус. В этих буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства.

1) Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124. (Олово.)

2) Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого имеет период полураспада 54 с. (Астат.)

3) Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты. (Ванадий.)

4) Химический элемент V группы периодической системы. (Висмут.)

5) Щелочной металл. (Натрий.)

6) Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения. (Титан.)

7. Конкурс 8. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)

б) в) Феррумный характер.(Железный характер.)

в) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

г) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

Пока жюри подводит итоги нашего соревнования – задание на дом:

Если останется время: загадки

(за правильный ответ 1 балл)

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)

5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)

7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)

9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)

10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)

12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)

13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Металлы» 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Металлы»

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Металлы».

образовательные : обобщить знания об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ;

развивающие : совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства металлов, на основе теоретических знаний выполнять практические задания, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, сравнивать, обобщать, логически мыслить и рассуждать, развивать творческие способности, использовать дополнительную литературу;

воспитательные : воспитывать коммуникативные качества, умение высказать собственное мнение, работать в группе, умение объективно оценивать результаты своего труда.

Оборудование и реактивы : ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, распечатки тестов, презентация к уроку, штативы с пробирками, пипетки, черный и белый экран, закодированные пробирки с растворами хлорида цинка, хлорида алюминия, сульфата железа (II), хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку. Настрой учащихся на активную работу на уроке.

Какой раздел вы изучали на предыдущих уроках? Сегодня у нас с вами заключительный урок по этой теме. Итак, тема нашего урока «Обобщение по теме «Металлы».

Тему «Металлы» мы изучали в течение нескольких уроков. За это время вы накопили определенный багаж знаний. И сегодня нам предстоит выяснить, как велик этот багаж. Мы окажемся в океане «Знаний», в лодке под названием «Металлы»: я в качестве рулевого, а вы в качестве гребцов. И от нашего взаимопонимания, дружной работы зависит, насколько успешно мы доплывем до пристани «Перемена». Желаю, чтобы вы на сегодняшнем уроке были активными, как щелочные металлы, чтобы были восстановителями друг для друга и для всех нас, т.е. представили все свои знания по данной теме, и чтобы по окончании урока выше настроение поднялось до уровня экзотермической реакции.

Итак, наша лодка подплыла к бухте «Знание».

К доске для работы по карточкам вызываются трое учащихся:

Карточка 1 . С какими простыми веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций на примере кальция.

Карточка 2. С какими сложными веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций с водой на примере натрия и цинка, с растворами кислот и солей на примере железа.

Карточка 3. Какие существуют способы получения металлов. Запишите уравнения соответствующих реакций.

- Какие элементы называют металлами?

- Укажите положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

- Какие металлы мы изучили? Определите их местоположение в ПСХЭ?

- Каковы особенности строения атомов металлов?

- Как изменяются металлические свойства в периодах, главных подгруппах? Почему?

- Перечислите физические свойства металлов? Чем они обусловлены?

- Какие свойства - окислительные или восстановительные характерны для металлов?

- В каком виде металлы встречаются в природе?

В беседе с классом ведется проверка работ учащихся, выполнявших задание по карточкам у доски.

Не успели мы с вами отплыть, а уже препятствие.

На пути «РИФЫ ФОРМУЛ» . Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше.

Обобщающий урок по теме "Металлы" (9 класс)

Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Воспитательная – воспитывать коммуникабельность, повысить сплоченность в коллективе.

Развивающие задачи : развивать логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор; развивать познавательный интерес к предмету; учить выделять главное, сравнивать, обобщать; создавать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания, памяти.

Оборудование: кристаллические решетки, Компьютер, коллекция металлов, раствор CuSO4, HCl, Al, Zn, железо, 3 стакана с шариками и подписью:

«Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!»

«Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы»

«С большей частью заданий не справился. Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему»

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический

Используемые технологии : Личностно - ориентированное развивающее обучение, технология групповой деятельности, игровые и здоровьесберегающие технологии? Обучение в сотрудничестве.

I. Формулировка темы и задач урока

Если вы внимательно осмотритесь вокруг себя, то где бы вы ни были: дома или в школе, на улице, в метро, на промышленных объектах или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. «Профессий» у металлов много. Почему они так важны? Наверное, благодаря своим особенным свойствам. Сегодня на уроке повторим и обобщим все ваши знания о металлах.

На уроке вы будете работать индивидуально и в группах. Для индивидуальной работы на уроке я раздам каждому из вас «Рабочий лист». В нем вы будете работать практически на всех этапах урока. По окончании каждого этапа вы будете обмениваться «Рабочими листами» и оценивать работу друг друга. А в конце урока вы подведете итог всей своей работы, оценив ее по пятибалльной шкале.

II. Домашнее задание : подготовиться к контрольной работе.

III. Актуализация знаний ( Альтернативный тест - 3 мин.)

I вариант выбирает правильные ответы для натрия,

II вариант - для алюминия:

1.Активный щелочной металл.

3.Мягкий металл, режется ножом.

4.На внешнем электронном уровне этого металла 3 электрона.

5. Проявляет степень окисления +1.

6. Активно реагирует с водой при комнатной температуре.

7. Вступает в реакции при комнатной температуре после снятия защитной пленки.

8. При взаимодействии с кислородом образует пероксид.

9. Этот металл используют для восстановления металлов из их оксидов.

10. При взаимодействии с кислородом образует оксид.

11. Получают из бокситов и нефелинов.

12. Этот металл получают электролизом расплава его солей.

- обменяйтесь с соседом по парте «Рабочим листом», проверьте ответы друг друга и поставьте оценки (без ошибок «5»;1-2 ошибки «4» ; больше 3- «3»)

IV. Положение химических элементов металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

По положению химического элемента в ПСХЭ можно сделать вывод о принадлежности элемента к металлам или неметаллам.

- Вспомните: как расположены металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева?

V. Строение атомов металлов

Составьте схемы строения электронных оболочек следующих атомов:

а) натрия -1 вариант

б) алюминий – 2 вариант

- Чем они отличаются? В чем особенности их строения? В чем сходство?

VI. Изменение свойств металлов в ПСХЭ

VII. Физические свойства металлов

Каковы общие физические свойства металлов? Поясните эти свойства, основываясь на представлениях о металлической связи.

Демонстрация кристаллических решеток:

Гексагональная –магний, цинк

Кубическая объемноцентрированная – натрий, калий, хром

Кубическая гранецентрировнная – медь, железо, золото, серебро

VIII. Металлы в природе . Способы получения.

IX. Химические свойства металлов и их соединений

Объясните химические превращения, упоминаемые А. Ахматовой: «На рукомойнике моем позеленела медь, но так играет луч на нем, что весело смотреть».

Ребята, сейчас я предлагаю вам в течение 2-3 минут выполнить небольшой тест в вашем «Рабочем листе».

Тест «Химические с войства металлов»

1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. Какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а)Fe; б) Al; в)Zn; г) Сu

4. С водным раствором хлорида меди (II) взаимодействует:

а) серебро б) золото

1. При горении натрия на воздухе образуется:

2.С водным раствором сульфата железа (II) не взаимодействует :

а)Mg; б)Cu; в)Al; г) Zn

3. С соляной кислотой энергичнее всех будет взаимодействовать:

а) алюминий б)свинец

в) магний г) железо

4. С водным раствором гидроксида натрия взаимодействует:

а) Cu; б) Ca; в) Mg; г)Al.

- обменяйтесь с соседом по парте своими «Рабочими листами», проверьте ответы друг друга и поставьте оценки (без ошибок «5»;1 ошибка- «4»; 2 ошибки - «3»).

X. Активный отдых

Найдите правую часть уравнения на листочках, которые спрятаны в разных местах класса (по рядам)

Левая часть

Правая часть

XI. Эксперименты

Натрий с водой, скрепка с медным купоросом, азотная кислота с медью.

XII. Это интересно

1) Самый дорогой металл – это калифорний. Открыт в 1950 году группой американских учёных и назван по американскому штату Калифорния, в научно-исследовательском центре которого он был открыт. Используется как источник нейтронов. 1грамм этого металла стоит 10 000 $.

2) Металл, имеющий наибольшее число изотопов – это цезий. Число его изотопов составляет 36. Чрезвычайно точны «атомные цезиевые часы», резонансная частота энергетического перехода между подуровнями основного состояния Cs 133 положена в основу современного определения секунды.

3) Самый труднодобываемый металл – это радий.

Поэзия — та же добыча радия .

В грамм добыча , в годы труды .

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

Для добычи одного грамма радия требуется переработать почти 300 тонн руды. Соли радия используются в медицине как источник радона для приготовления радоновых ванн.

4) Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Необразованные люди в медицине были поражены. Даже предложили чеканить монеты из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти.

5) В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент-химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Как вы думаете, ему это удалось? Он умер от малокровия. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови человека 3-4 грамма, чего хватило разве что на два сапожных гвоздика»

XIII. Проблемные ситуации:

1) Отгадайте, о чем идет речь:

ü Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

ü Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

ü Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.

ü Сырьём для получения этого металла служит боксит.

ü Его называют « крылатым металлом»

2) «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих поделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок вещества X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем! Только сам старый сатана умеет это делать!". Что за вещество упомянуто в рассказе? Напишите химическую реакцию данного процесса» Ответ: калий

3) Рассказ учителя химии послевоенных лет В.С. Полосина своим ученикам: «Работая в московской школе учителем химии, во время зимних каникул мне пришлось поехать в Рязань. Было тяжелое послевоенное время, разруха. Нелегко было достать мыло, и кое-кто стал варить его в домашних условиях, для чего требовался каустик (едкий натр). Случай в вагоне: вдруг почувствовалось какое-то напряжение, послышались разговоры, крики. И вдруг я заметил, как по полу что-то потекло. Люди ходили по этой луже в валенках, залезали на полки. Куда на сапогах заносили подозрительную жидкость, пачкали ею одежду. Через некоторое время у одного мужчины развалились валенки, у другого пришли в негодность подошвы. Я сразу догадался, в чем тут дело, когда обратил внимание на губительное действие раствора на шерсть. Рядом сидела женщина и очень волновалась, т.к из ее большого бидона вытекала жидкость» Из чего был сделан бидон? Что произошло?

XIV. Загадки:

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь «самолетный металл»
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой.
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

5. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

6. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

7. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В «царской водке» целиком.
(Золото)

8. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
(Медь)

Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок. Рефлексия.

Продолжите любую фразу (на выбор):

1) Сегодня мне захотелось .

2) Самым интересным на уроке было.

3) Сегодня на уроке я почувствовал…

4) Сегодня я понял.

5) Теперь я могу .

6) Сегодня я задумался.

9) Я выполнял задания …

Оцените сами себя - каков ваш уровень усвоения темы:

1) Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!

2) Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы.

3) С большей частью заданий не справился. Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему.

- И в своем «Рабочем листе» отметьте галочкой напротив утверждений - легко справился, испытывал затруднения, нужно повторить - уровень усвоения темы, а в квадрате (в самом нижнем правом углу) поставьте себе оценку за работу на уроке.

v А чтобы и мне было понятно, как вы усвоили тему, насколько эффективно мы поработали с вами сегодня, пожалуйста, возьмите каждый с моего стола пластмассовый шарик и бросьте в одну из трех колб (на каждой колбе соответствующая вашему настроению надпись):

· «Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!»,

· «Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы»,

· «С большей частью заданий не справился. (Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему»)

XV. «Вопрос – ответ»

1) В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для сладкоежек? (алюминий)

2) На долю этого металла приходится более 1,5% от массы тела человека. 98% его содержится в костях скелета. Однако, он не только делает наши кости крепче, но и способствует работе нервной системы. Здоровый человек должен получать в день 1,5 г его. Что это за металл? (кальций)

3) Горькая или английская соль, в состав которой входит этот металл, используется в медицине в качестве слабительного, содержится в морской воде и придает ей горький вкус? (магний)

4) Важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины. (Карбонат кальция)

5) Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла «… на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, и автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3г этого металла, он бы моментально умер» Что это за металл? (Железо). Без железа не может происходить образование гемоглобина и миоглобина – красных кровяных телец и мышечного пигмента

6) Этот металл входит в состав гипса, который используется в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок и в зубоврачебной технике для получения слепков полости рта. О каком металле идет речь? (кальций)

7) Я не менее красивый металл, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тысяч лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147 метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальный металл, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (медь)

8) При недостатке этого металла нарушается обмен веществ у растений и животных, снижается интенсивность фотосинтеза растений, а это ведет к понижению содержания крахмала и сахара в зерне и корнеплодах. Поэтому его соли широко используются в сельском хозяйстве в качестве удобрений. Что это за металл? (Ответ: калий)

9) Этот металл входит в состав физиологического раствора и питьевой соды, которые широко используются в медицине. (Ответ: натрий)

10) Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие на процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

11) Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

12) Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

13) Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах, изготовленных из этого металла, или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

14) Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

15) Без хлорофилла не было бы жизни, а без этого металла – хлорофилла, ведь в нем содержится 2% этого элемента. Общее количество этого металла в хлорофилле всех растений Земли составляет 100 млрд.т. Что это за металл? (Магний)

Читайте также: