Художественная эмаль по металлу

Обновлено: 16.05.2024

Последнее время мы наблюдаем повышенный интерес к работе с горячей эмали. Раньше с эмалью работали только художники, обучавшиеся в специализированных художественных заведениях, и нам не приходилось отвечать на самые простые и общие вопросы по работе с ней. Теперь появилась необходимость вывесить некоторые сведения и рекомендации по работе с горячей эмалью.

Это аннотация от производителя английской эмали, переведенная и доработанная нами. Повторяюсь, сведения исключительно общие и краткие, которые не ответят на все вопросы , возникающие у новичков. Но они хоть как-то помогут на начальном этапе тем, кто решил самостоятельно осваивать это искусство.

Методы нанесения

Сухой метод нанесения эмали.

Метод сухого нанесения эмали наиболее широко используемый и является предпочтительнее там, где покрытие должны быть равномерным. Металл покрывают фиксатором для эмали с помощью мягкой кисточки или распылителя. На рабочей области размещают чистый лист бумаги для сбора избыточной эмали. Небольшое количество порошковой эмали помещают в пластиковое сито. Заготовки для эмалирования размещают на бумаге, положив ее на палочки (карандаши). Все другие вспомогательные инструменты должны находиться в легкой доступности от вашей руки. Расположите сито с эмалью над заготовкой и легким постукиванием указательного пальца по ситу равномерно распределите эмаль на поверхности, на толщину примерно равную толщине металла.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 1

На первом фото на пластину наносится специалньный фиксатор для эмали. На втором, эмаль через сито насеивают на фиксатор. Фиксатор, высыхая, удерживает эмаль. Это обеспечивает перемещение пластины, без возможных потерь эмали.

Влажный метод нанесения эмали

Это метод является предпочтительным там, где не требуется покрытия больших поверхностей. Эмалевую суспензию готовят путем перемешивания небольшого количества воды и порошковой эмали. Суспензию наносят на металлическую поверхность с помощью шпателя , кисточки. Романтичные натуры и любители винтажа могут использвать старое гусиное перо со срезанным кончиком.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 3

После каждого из вышеуказанных методов , эмаль должна быть полностью высушена перед обжигом.

Феном эмаль сушить нельзя! Для скорейшего высыхания помещаем изделие с эмалью на верх разогретой муфельной печи.

Техники эмалирования

Для изготовления изделий с эмалью используются как современные так и традиционные техники.

Влажный способ наложения эмали может быть использован для создания дизайна непосредственно на металле или на ранее обожженном базовом слое. Это метод используется в следующих традиционных техниках.

Перегородчатая эмаль (Cloisonn)

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 4

Здесь области эмали разделены медными или серебряными перегородками, которые припаяны к основному металлу. Тип Cloisonn можно сделать, нажав на перегородке в слой необожженной эмали (интересно, но мы не пробовали

После обжига эмаль держит перегородки и берет на себя функцию жесткого припоя.

Пайка перегородок требуется не всегда, в основном на объёмах. На плоских изделиях перегородки закрепляются с помощью медицинского клея БФ, как на чистом металле, так же и на базовом слое эмали.

Витражная , пликажур

Метод, по сути такой же, как перегородчатая эмаль, но без металла - основы. Рисунок из перегородок удерживается с помощью обожженной эмали, которая располагается во время обжига на листе слюды.

Выемчатая:

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 6

фото работы мастерской "Спеха Дар"

В этой технике эмали обжигается в выемках, которые вытравливаются кислотой на поверхности металла. Так же существуют другие способы получение выемок в металле, такие как давление, гравировка, литье.

Это далеко не все способы и методы работы с эмалью.

На обожженном базовом слое можно создавать дизайн украсить цветными эмалями и жидкими препаратами драгоценных металлов, или использовать небольшие кусочки дробленой эмали, стринги (тонкие ниточки эмали). Они могут быть уложены на базовый и во время обжига в печи, когда эмаль уже начала плавится, специальным инструментом перемешивать цвета, создавая неповторимый дизайн. Этот метод может производить поразительные результаты.

Обжиг

Печь должна быть нагрета до температуры 780 - 800 ° С. , при такой температуре камера становится красного цвета. Изделия должны быть аккуратно размещены на подходящую подставку для обжига (идеальный вариант нержавеющая сталь), и вся конструкция помещается в камеру обжига с помощью шпателя или ухвата.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 7

Дверь печи должны быть закрыты и наблюдать за обжигом можно через специальное окошечко. Поверхность эмали будет чернеть, а затем будет становиться ярко-красного цвета как камера печи и у нее появится блеск.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 8

Подождите несколько секунд после этой точки, а затем удалить подставку из печи, разместив ее на огнеупорную площадку для охлаждения. Время обжига зависит от размера изделия, для ювелирного украшения 2-3 минуты.

После обжига все непокрытые металлические поверхности будут покрыты оксидом - окалиной. Это можно предотвратить покрывая чистые участки металла системой защиты от появления окалины T39. Средство легко смывается. В переводных книгах по эмали это средство еще называется биндер.

Отдельно, хочется остановится на температуре обжига. 800 градусов - это немного условное значение, 10 градусов ниже или выше, не сыграют трагическую роль при обжиге. При отправке в камеру изделия, температура обязательно падает на 60-80 значений, до заданного значения она будет подниматься примерно минуту. Если вы будете обжигать при температуре 750 градусов вы будете это делать чуть дольше, если выставить 850, то быстрее. Окончание обжига определяется визуально.

Контрэмаль

У металлов и эмали разные характеристики линейного расширения и после обжига есть вероятность появления трещин в слое эмали. Чтобы уравновесить напряжение в эмали и металле применяется контрэмаль, эмалирование обратной стороны изделия. В линейке эмалей Милтон Бридж есть специальная эмаль T237. Контрэмаль можно наносить как сухим так и влажным методом. Контрэмаль наносится и обжигается в первую очередь, что бы обеспечить дальнейшие удачные обжиги изделия.

Подставки для обжига

Всевозможные варианты подложек для обжига могут быть согнуты из сетки нержавеющей стали (немагнитящейся). Сетка может быть использована как плоская подставка, согнув вниз углы, вы сформируете ножки. Эта подставка может быть перевернута вверх дном и ножки используются в качестве точек опоры, при использовании контрэмали. Для обжига изделий с контрэмалью существуют специальные подставки.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 9

подставка из сетки

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 10

подставка для обжига с контрэмалью

От себя добавим. Не стоит сразу делать шедевры. Попробуйте просто нанесьти эмаль разными способами на основу и

Виды, палитра и состав эмали

Эмаль – это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса неорганического, главным образом оксидного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую или керамическую основу.

Красота цветной эмали, ее устойчивость к химическим воздействиям, прочность есть результат ее соединения с металлом.

Виды эмалей

Технические эмали для бытовых предметов торговли (посуда) и для специального назначения.

Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото при температуре 1250—1400° С.

Эмали по светопропусканию подразделяют на прозрачные, фондон, непрозрачные и опаловые.

Прозрачные (транспарантные) эмали изготавливают различных цветов и яркости. Металлическая подложка более или менее отчетливо просвечивает через эмаль. Фондон— бесцветная прозрачная эмаль — образует бесцветное блестящее покрытие на металлической подложке, широко используется в комбинации с цветными эмалями в художественном эмалировании. Непрозрачные (опаловые) эмали при добавлении глушителей в шихту становятся полностью непрозрачными. Могут быть получены во всех цветовых оттенках. Опаловые (опалисцирующие) эмали наполовину прозрачны, т.е. представляют среднее между прозрачными и непрозрачными эмалями. Благодаря специальным условиям обжига приобретают специфический вид: напоминают молочный опал.

Завод-изготовитель обычно дает рекомендации по выбору наиболее подходящих металлических подложек для данных эмалей. В том случае, если температуры обжига эмалей достаточно низкие, они могут наплавляться как на медь, так и на серебро и золото. Эмали, специально предназначенные для серебра и желтого металла, отличаются тем, что их цвет особенно хорошо проявляется на этих подложках.

В настоящее время большую цветовую палитру эмалей предлагают нам заводы из Европы (Франция, Австрия), Америки и Японии, в России эмали представлены практически одним производителем.

На вопрос, сколько эмалей различных цветов находится в распоряжении эмальера, невозможно дать конкретный ответ. Важно какого результата он добивается и чаще использует эмали, поведение которых при обжиге он хорошо знает. Чем больше опыта у эмальера, тем большую палитру эмалей он использует. Часто эмаль одного и того же номера, но различных варок может отличаться по цвету и температурным режимам обжига.

Палитра эмалей

Эмали маркируются соответствующим номером и названиями цветов, например цвет зеленой, серо-голубой, желтый топазовый, светло-синий, опал. Однако ни название цвета, ни внешний вид эмалевого полуфабриката не определяет фактический цвет эмали. Только при обжиге ее на металле определяется окончательный цвет, который, кроме этого, зависит еще и от условий обжига. На цвета прозрачных эмалей большое влияние оказывает подложка.

Для определения свойств и комбинационных возможностей эмали ее наносят и обжигают на пробной пластине с разнообразными подложками при одинаковых условиях одновременно. т.е. один и тот же цвет на разных подложках будет выглядеть совершенно по разному.

Каждый эмальер знает, что эмали обладают определенными свойствами, которые под влиянием определенных условий (таких, как температура обжига, число обжигов, свойства других эмалей, подложки, перегородок) могут изменяться, что приводит к любым неожиданностям.

ОбразецТемпература
обжига
Наименование изделийГОСТ или ТУ
Эмали ювелирныеТУ 2366-011-00303835-95
790оCРубиновая 3"
"Рубиновая 5"
"Непрозрачная сиреневая 42"
"Рубиновая 81"
"Непрозрачная хакки 6"
"Непрозрачная белая 10"
"Непрозрачная белая 12"
"Непрозрачная белая 13"
"Синяя 14"
750оCНепрозрачная опал 16"
790оCФиолетовая 18"
"Фиолетовая 19"
"Желтая 22"
750оCНепрозрачная серая 23"
790оCНепрозрачная голубая 28"
"Непрозрачная черная 31"
"Бесцветный фондан 32"
750оCНепрозрачная серая 33"
790оCНепрозрачная желтая 34"
"Голубая 41"
"Электрик 49"
"Зеленая 58"
"Непрозрачная фисташковая 60"
"Непрозрачная голубая 63"
"Непрозрачная голубая 64"
"Непрозрачная голубая 65"
"Светло-синяя 66"
"Непрозрачная темно-голубая 67"
"Фиолетовая 68"
"Зеленая 83"
"Прозрачная зеленая 84"
"Непрозрачная бирюзовая 85"
"Непрозрачная синяя 91"
"Непрозрачная зеленая 97"
"Непрозрачная темно-зеленая 100"
"Темно-зеленая 101"
"Морская зелень 114"
"Фиолетовая 116"
"Коричневая 117"
"Электрик 120"
"Электрик 122"
"Прозрачная синяя 125"
"Синяя 126"
"Синяя 127"
"Непрозрачная желтая 130"
"Непрозрачная оранжевая 131"
"Непрозрачная красно-оранжевая 132"
"Оранжевая 133"
"Непрозрачная красная 134"
"Непрозрачная красная 135"
"Рубиновая 145"

* палитра эмалей (российского производителя)

Составы эмалей

Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси купрума (зелёный).

Современные эмали состоят из двуокиси кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, окислов щелочных и щёлочноземельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов. Эмалевые покрытия используются везде, где надо добиться долговременной химической стойкости покрытия — трубы, химические реакторы и т. д.

Эмалируемые металлы

Эмальеры для основы использую медь, драгоценные металлы и их сплавы в художественном эмалировании.

Платина

Из всех эмалируемых металлов самый низкий коэффициент термического расширения у платины. Но при небольших напряжениях изгиба эмаль скалывается в силу отсутствия химической связи и низкой прочности сцепления. Лишь придавая поверхности шероховатость, можно добиться удовлетворительного сцепления эмали с металлом. Цвета эмалей на Платине устойчивы. Благодаря высокой температуре плавления (1773,5° С) обжиг эмали не представляет трудности. Но из-за высокой стоимости Платины практического значения как основа для нанесения эмали она не имеет.

Золото и сплавы желтого металла

Теплый желтый цвет золота гармонично сочетается со всеми оттенками эмали. Особую яркость и выразительность придает золото красным тонам. При выборе цвета эмали необходимо учитывать, что голубые и зеленые эмали отливают желтизной из-за цвета основы.

Температура плавления желтого металла довольно высокая (1063° С), термическое расширение несколько выше, чем у эмали, поэтому можно безбоязненно наносить эмаль на любые предмета из желтого металла. Несмотря на отсутствие химического взаимодействия сцепление эмали с металлом прочное.

Для художественного эмалирования хорошо зарекомендовали себя сплавы желтого металла 750-й пробы. Температуры плавления этих сплавов достаточно высокие; прочность сцепления с эмалью удовлетворительна; цвета эмали более яркие, чем при использовании чистого желтого металла.

Серебро и сплавы серебра

Благодаря высокой отражательной способности серебро придает прозрачным — в особенности зеленым и голубым— эмалям бриллиантовый блеск, хотя некоторые эмали взаимодействуют с серебром и изменяют свою окраску. Чистое серебро имеет высокую температуру плавления (1060,5° С).

У сплавов серебра благодаря присутствию в них купрума сцепление эмали с основой значительно прочнее, а термическое расширение меньше, что улучшает свойства покрытия.

Для эмалирования рекомендуется сплав 960-й пробы, температура плавления которого достаточно высока и составляет 900—930° С, а наличие 3% купрума заметно улучшает сцепление эмали со сплавом.

Свойства эмалей

Поскольку свойства технических стекол в известной мере близки к свойствам эмали, то за основу были взяты определения Кюна. Специальные свойства эмали рассмотрены на основе разработок Петцольда и Кюна-Гаи.

Твердость

Твердость есть сопротивление тела точечным нагрузкам. Различают динамические и статические методы определения твердости. К динамическим относится метод царапанья; к статическим — измерение твердости по Бринеллю, Виккерсу и Роквеллу.

Измерение твердости по Моосу, т.е. методом царапанья, основано на относительной твердости минералов. Шкала измерений имеет десять ступеней. Более твердые минералы оставляют царапины на более мягких. Твердость эмали большая, чем полевого шпата (6 единиц), и меньшая, чем кварца (7 единиц по шкале Мооса).

При измерении по Виккерсу в материал вдавливается четырехгранная алмазная пирамида и устанавливается соотношение между силой вдавливания и площадью отпечатка. Твердость эмалей по Виккерсу находится в пределах от 4,5*103 до 6,5*103 МПа.

Упругость

Упругостью называется способность материала после снятия нагрузки принимать первоначальную форму и размер. Под действием усилия деформации F (Н) изменяется длина образца на l (м).

Модуль упругости технических марок стекла равен 5*104—8*104 МПа, кварцевого стекла - около 7,2*104 МПа, эмалей —5*104 —7*104 МПа.

Ювелирные эмали, перегородчатая эмаль - технологии, история, современное применение техник

Пусть это будет тоже мастер-класс, но только не визуальный, как обычно, а информационно-образовательный.

Я подробно в статье расскажу о технологиях и техниках ювелирных эмалей, о перегородчатой эмали, о ее истории в России и в мире, об основных течениях и применениях ювелирных эмалей в настоящее время.

Надеюсь, что Вам будет познавательно и интересно читать данную статью.

Ювелирные эмали, перегородчатая эмаль - технологии, история, современное применение

Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.

Существуют различные способы и технологии нанесения ювелирных эмалей.

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ИЛИ КЛАУЗОНЕ

Золотые или серебряные перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло. Вместо перегородок иногда используют филигранную нить.

Перегородчатая эмаль

ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ИЛИ ШАМПЛЕВЕ

Специальным резцом вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий.

ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ИЛИ ШАМПЛЕВЕ

ЭМАЛЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОКРЫТИЕ (ФИНИФТЬ)

Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера Ростовской Финифти, а также австрийский бренд Frey Wille.

ЭМАЛЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОКРЫТИЕ (ФИНИФТЬ)

ЭМАЛЬ-ГИЛЬОШЕ

Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше). В России эмаль-гильоше связана с именем Фаберже.

ЭМАЛЬ-ГИЛЬОШЕ

ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ

Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Обжиг изделия производится после каждого нанесения очередного слоя эмали.

ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ

СЕЯНАЯ ЭМАЛЬ

Выпо няется распылением порошков эмалей на основу-трафарет, каждый слой закрепляется клеем.

СЕЯНАЯ ЭМАЛЬ

Закрепление эмали на изделиях происходит разными способами - горячими и холодными.

Ювелирные эмали, перегородчатая эмаль - технологии, история, современное применение

ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ

Современные горячие эмали - фавориты в эмалевых украшениях.

Эмаль припекается к металлу в муфельных печах при температуре 600-800C. Затем изделие охлаждают и полируют. 🌡

Муфтельная песь для обжига


На самом же деле всё сложнее - эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы и наносят на нужные участки изделия. Прежде чем начать обжиг изделие надо подсушить, чтобы исчезли пузырьки воздуха - они испортят гладкость.

Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи для идеальной гладкости.

Горячие эмали


Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, то необходимо соблюдать очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка в зависимости от жаростойкости. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем - менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.

Регулируя температуру и время изделие могут обжигать до 100 раз. 💁

ХОЛОДНЫЕ ЭМАЛИ

Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

❄️Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в нужных пропорциях смешивается с катализатором, образуя кремообразную пасту, которую специальным инструментом наносят на металл.

Холодные эмали

Эмаль застывает при комнатной температуре в течение 48 часов, а при температуре 70C – в течение 20 часов.

В этой технике можно смешивать разные эмали и получать различные оттенки.

Теплоотверждаемая холодная эмаль схожа с горячей, но плавится при 160C. Не полируется и обладает значительно меньшей прочностью.

Светоотверждаемая холодная эмаль похожа на установку зубных пломб. Нанесённый на изделие состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит затвердевание.

Используя эту технику, ювелиры "пломбируют" сколы на эмалевых украшениях.

Перегородчатая эмаль в Древней Руси

Древние мастера Руси прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и се­ребра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перего­родчатой эмали и чернь.

Техника перегородчатой эмали появилась еще в 11 веке в Киеве. Эта техника попала на Русь из Византии, но со временем мастера превратили ее в нечто весьма самобытное.

Древнерусская перегородчатая эмаль

В качестве элементов в технике перегородчатой эмали среди изделий русских мастеров встречаются облики святых, сирины возле древа жизни и другие уникальные сюжеты.

Еще раз коротко о самой технике исполнения - для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с пере­городками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа обжигом и тщательной полировкой готового изделия.

Древнерусская перегородчатая эмаль

Технику перегородчатой эмали взяли на вооружение многие мастера ювелирного дела, многие из них стараются обогатить свои изделия не только красивым рисунком, но еще и некоторым национальным колоритом.

Древнее искусство Минанкари в Грузии - как раз тот самый случай.

Искусство Минанкари

В национальных музеях Грузии можно встретить старинные эмалевые артефакты, возраст которых – сотни лет. Но из-за войн и междоусобиц в XV веке техника минанкари была утеряна, и долгие годы после мастера ничего в ней не создавали. Искусство минанкари вернулось в середине 60-х годов прошлого века.

Искусство перегородчатой эмали Минанкари

Технология создания украшений в технике перегородчатой эмали минанкари довольно проста, повторю ее еще раз:

  • Эмаль наносится на пластину из золота, серебра 999-й пробы или меди – с другими металлами она несовместима;
  • С помощью металлических перегородок, предварительно нагретых в печи для пластичности, создается основа будущего рисунка;
  • Пространство между перегородками заполняется эмалевым порошком. В сухом виде цвет порошка может существенно отличаться от цвета готово изделия- разница возникает из-за температурной обработки. Эмаль наносится послойно, несколько раз;
  • После каждого слоя изделие обжигается в печи при температуре 750-780 градусов Цельсия. Процесс повторяется до тех пор, пока эмаль целиком не заполнит собой все свободное пространство, а металлические перегородки не скроются;
  • Поверхность украшения шлифуется и полируется до блеска.

Искусство перегородчатой эмали Минанкари



Изделия минанкари (как и все, собственно говоря, изделия в технике перегородчатой эмали, полученные горячим обжигом) долговечны. Для того, чтобы украшение всегда выглядело как новое, достаточно чистить металлическую основу.

В «столице» минанкари, городе Тбилиси, нет крупных ювелирных предприятий: все изделия изготавливаются вручную в небольших мастерских.

Искусство перегородчатой эмали Минанкари

В технике минанкари изготавливаются не только ювелирные изделия: иконы, посуда, картины, даже на фасадах зданий в Грузии можно увидеть знакомые эмалевые переливы.

Китайская перегородчатая эмаль клаузоне, цзинтайлан

Художественные изделия с перегородчатой эмалью, известные в Европе как «клуазонне», в Китае называют «цзинтайлан». Этот вид декоративно-прикладного искусства возник в Китае в минскую эпоху в годы правления императора Цзиньтай (1450-1457 гг.). Во времена правления императоров Канси и Цяньлун династии Цин (1616-1911 гг.) перегородчатая эмаль достигла своего художественного пика.

В этот период при создании изделий с перегородчатой эмалью часто использовали красители с добавлением драгоценных камней – сапфиров. Таким образом изделия и получили свое название «цзинтайлань»: первые два слога обозначают годы, когда была изобретена техника перегородчатой эмали, а последний слог «лань» (蓝) переводится с китайского языка как «синий».

Китайская перегородчатая эмаль клаузоне, цзинтайлан

В технике перегородчатой эмали были выполнены вазы, ширмы, мебель, палочки для еды, чаши, блюдца. Ранние образцы Китайской перегородчатой эмали хранятся во Дворцовом музее в Китае.

Китайская перегородчатая эмаль клаузоне, цзинтайлан

До начала XX изделия из перегородчатой эмали производились исключительно для императорского двора, но в последние годы правления Цин их стали экспортировать в другие страны, где они высоко ценятся и по сей день.

Китайская перегородчатая эмаль клаузоне, цзинтайлан

В 1904 г. на Международной ярмарке в Чикаго пекинская перегородчатая эмаль была удостоена первого призового места.

Китайская перегородчатая эмаль клаузоне, цзинтайлан

Сегодня в технике клуазоне в Китае делают изделия из дерева, нефрита, слоновой кости.

Китайская перегородчатая эмаль клаузоне, цзинтайлан


И под конец этого большого обзора я расскажу о некоторых мировых брендах, которые сегодня работают в технике ювелирной эмали.

Мировые бренды, работающие в технике ювелирной эмали

Начну с итальянского бренда NAMFLEG. Ювелирные украшения NAMFLEG, выполненные в технике горячей эмали, продолжают традиции египетских, византийских художников мастерской Карла Фаберже.

Мировые бренды, работающие в технике ювелирной эмали

Австрийский ювелирный бренд FREYWILLE был основан в 1951 году художницей Микаэлой Фрай. Все предметы коллекции отдают дань уважения ювелирным традициям — элегантные и местами романтичные вещи выполнены из золота 750-й пробы, драгоценной эмали (в технике горячей эмали) и бриллиантов.

Благодаря своему идейному вдохновителю — президенту и владельцу марки FREYWILLE Фридриху Вилле — украшения этого бренда покорили мир и сегодня представлены более чем в 100 бутиках по всему миру.

Мировые бренды, работающие в технике ювелирной эмали

Ювелирный дом Van Cleef & Arpels - филигранная техника позволяет создать пронизанные светом витражи из эмали. Тончайшие золотые перегородки формируют узор, делая его похожим на миниатюрный витраж. Данная техника лучше всего позволяет подчеркнуть кристальную прозрачность стекла и утонченность металлического каркаса.

Техника витражной эмали была специально разработана мастерами Van Cleef & Arpels и позволяет создавать трехмерные детали изображения.

Мировые бренды, работающие в технике ювелирной эмали

Часовой бренд класса люкс Vacheron Constantin тоже использует в некоторых своих коллекциях техники горячей эмали и гильоше.

Мировые бренды, работающие в технике ювелирной эмали

Мастера часового дома Jaeger-LeCoultre имитируют в эмали техники великих художников. Каждая эмалевая миниатюра воспроизводится художниками, следуя специфическим методам, которые автор использовал при создании оригинальной картины.

«Нам пришлось изучать искусство эмали заново, учитывая возможности современных материалов, - объясняет Стефан Бельмонт, директор по маркетингу «Jaeger-LeCoultre».

Мировые бренды, работающие в технике ювелирной эмали

И еще один ювелирный часовой дом - Ulysse Nardin, который тоже создает свои творения в технике эмалирования циферблатов.

Мировые бренды, работающие в технике ювелирной эмали

Безусловно, еще есть много ювелирных мастерских по миру, которые работают в технике ювелирных эмалей и создают потрясающие своей красотой и мастерством украшения и аксессуары.

Все изображения к данному обзору взяты из свободных источников сети Интернет и являются собственностью правообладателей.

В нашем магазине материалов для творчества можно приобрести эмалевые лаковые краски для имитации эмали, готовые творческие наборы для создания работ в технике Имитации перегородчатой эмали и готовые авторские работы Мастера Светланы Мартыновой в технике Имитации перегородчатой эмали.

Как русские ювелиры в конце XIX века покорили Европу виртуозными эмалями


Россия никогда не переставала удивлять мир своими многочисленными художественными промыслами, имеющими многовековую историю своего существования. Сегодня речь пойдет о ювелирной технике русской эмали , драгоценной жемчужине мирового искусства, которая на рубеже XIX - ХХ века, возродившись, пережила свой «золотой век» и, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Эмальерное дело начиналось в Древнем Египте и Византии. В Европу же пришло через Германию к началу XII века. Однако из-за технологической трудоёмкости вскоре пришло в упадок, и лишь во второй половине XIX века, в эпоху господства стиля «модерн», расцвело и возродилось. Возродилось давно забытое искусство декоративной росписи по металлу и в России. И нужно отметить, что российские эмальеры своей виртуозной техникой затмили европейских конкурентов, считавшихся непревзойденными мастерами ювелирного искусства. Поэтому не зря тот период называют "золотым веком" русской эмали.

Золотой век русской эмали.

Немного из истории русской эмали

Художественная роспись по металлу - эмаль, или, как ее вплоть до XIX века, называли - финифть, знала еще Древняя Русь. К ней обращались ювелиры и всех последующих столетий. В этой технике украшались самые различные дорогостоящие изделия бытового и культового назначения - потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг. Также эмаль широко применялась для декорирования предметов дворцового и парадного обихода - государственных регалий, головных уборов, оружия, костюмов, драгоценных изделий. Встречалась она также и на более дешевых бытовых предметах - серьгах, кольцах, крестиках, шкатулочках, бытовавших в основном в крестьянской среде.

Но, наиболее широко эмаль использовалась для оформления предметов декоративно-подарочного назначения - посуды и столовых приборов, брошей и заколок, ручек для тростей и портсигаров. И, как правило, такие ювелирные вещицы зачастую изготавливались по специальным заказам и преподносились состоятельными гражданами друг другу как эксклюзивные подарки к праздникам и прочим знаменательным датам.

Художественные русские эмали «золотого века».

А на рубеже XIX - ХХ века, пережив свое возрождение, эмальерное искусство достигло своего пика популярности. Именно в то время среди членов царской семьи и русской знати стал невероятно модным «русский стиль». Обращаясь к своим истокам, многие стали возводить дома в стиле средневековых боярских теремов, а также заказывать ювелирные изделия с ажурными цветными элементами и живописными сказочными сюжетами. В конце XIX века немало таких работ было выполнено поставщиками императорского двора - известными ювелирными фирмами Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Федора Рюккерта, Братьями Грачевыми. Именно декоративные эмали принесли славу в веках этим мастерам ювелирного искусства, доведшим до совершенства художественный промысел.

Художественные русские эмали «золотого века».

Именно в этот период Петербург и Москва становятся законодателями моды на изделия из эмалей: крупные ювелирные фирмы открывают собственные эмальерные школы и выпускают изделия самых разнообразных стилей - от древнерусских образцов в фольклорном стиле до барокко и арт-нуво, поражая богатством красок и изысканностью узоров.

Большим любителем серебряных изделий с эмалями был император Николай II. В его коллекции было множество предметов, исполненных в этой ювелирной технике. К слову, в наше время это собрание иногда экспонируется в выставочных залах Эрмитажа.

Секреты русской эмали

Произведения эмальерного искусства во второй половине XIX века начали отличатся исключительным многообразием обработки материала и сложностью изготовления. Мастера стали использовать сложнейшие эмалевые техники, а именно - перегородчатую, выемчаую, светящуюся. Что любопытно, существуют экземпляры, при декорировании которых использовались все эти техники одновременно.

Художественные эмали.

Для справки: Эмаль - это стекловидная масса, которая окрашивается окисями металлов в различные цвета и оттенки. Художественная же роспись эмалью по металлу заключалась в специальной технологии нанесения на металлическую поверхность изделия различных рисунков, которые после обжига отшлифовывали и отполировывали до блеска. В зависимости от техники наложения и закрепления эмали на поверхности, она носит различные названия: эмаль выемчатая, по скани, перегородчатая, расписная, по рельефу, поливная, прозрачная и непрозрачная.

Стоит также отметить, что наиболее сложной и трудоемкой в техническом исполнении является перегородчатая эмаль. Для ее изготовления брался, к примеру, предмет, изготовленный из тонкой серебряной, золотой или же медной пластины, на котором процарапывали, гравировали или же прорезали насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру ювелирно напаивали скань или тонкую полоску из металла, получая рельефное изображение из разных по форме ячеек.

Художественные эмали.

Когда рисунок был нанесен полностью, каждую ячейку заполняли эмалями разных цветов и оттенков до самых краев перегородок. Затем изделие обжигали, после чего шлифовали и полировали, таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. В итоге получалось разноцветное изображение из эмали, сияющее наподобие драгоценных камней, с четким контурным рисунком из металлических линий.

Овчинников Павел Акимович

Одним из самых известных ювелиров в России был Павел Акимович Овчинников (1830-1888) - серебряных дел мастер, который от рождения был крепостным князей Волконских. С малолетства проявляя немалые способности к рисованию, в восемь лет одаренный мальчуган был отдан в подмастерье в мастерскую золотых и серебряных дел, принадлежавшую его брату Андрею Афанасьевичу Овчинникову. Именно там будущий ювелир получил хорошую школу и стал отличным мастеровым.

Овчинников Павел Акимович.

Павел Овчинников в 20 лет получил вольную, а на 1000 рублей приданного жены завел собственное дело, которое в будущем станет одним из главных ювелирных предприятий Москвы. Однако пройдет целых 15 лет прежде чем мастер впервые продемонстрирует свои изделия на выставке мануфактурных произведений в столице. И эти работы насколько были хороши, что сразу же привлекли внимание публики высоким мастерством исполнения и хорошим художественным вкусом.

Художественные эмали Павла Овчинникова.

С того времени, ювелирное предприятие Овчинникова станет главенствующим среди участников как всероссийских, так и всемирных выставок. А изделия с клеймом его фирмы всегда будут вызывать восхищение современников, получать многочисленные награды за творческий подход к ювелирному искусству и охотно раскупаться потребителями. К слову сказать, если в 1853 году годовой оборот предприятия составлял – 250 тысяч рублей, то уже в 1854-м – 1,5 млн. рублей.

В 1867 году состоялось знаковое событие не только для ювелирной фирмы Овчинникова, но и для России. Мастер впервые решился представить свои изделия на суд мировой общественности и принять участие во Всемирной выставке в Париже, на которой были представлены работы ювелирных мастеров более 30 стран участниц. Павла Овчинникова ждал небывалый успех - в Москву он вернулся с Серебряной медалью.

После такого триумфа Павел Акимович получил право украшать свои изделия государственным гербом и открыть свой первый магазин в Москве — на престижном Кузнецком Мосту, а немногим позже и в Санкт-Петербурге. 1870–1880-е годы стали временем наивысшего расцвета предприятия. А еще наряду с ювелирным производством в 1871-м на фабрике была открыта специальная школа по обучению ремеслу талантливых мастеров.

Чайный сервиз. Художественные эмали Павла Овчинникова.

Заказов на то время у фирмы было очень много. Её клиентами были как аристократы, так и венценосные особы царской семьи, а также представители монарших дворов Европы. Во времена правления Александра III Овчинников получил статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Дипломатические сувениры, изделия для коронации и других торжеств, подарки для членов императорской семьи на предприятии изготавливались эксклюзивно. Магазины же Овчинникова просто обожали заезжие богатые иностранцы.

Художественные эмали Павла Овчинникова.

К концу жизни Павел Акимович имел множество званий и регалий - купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Москвы, мануфактур-советник, кавалер множества российских и иностранных наград, а еще о нем шла слава как о разумном и благодарном хозяине, оставившем о себе хорошую память среди своих рабочих. Основанной же им фирме было суждено пережить своего хозяина - дело Павла Акимовича с успехом продолжили его сыновья. Предприятие просуществовало вплоть до событий 1917 года.

Иван Петрович Хлебников

Иван Петрович Хлебников.

Во второй половине XIX века Иван Петрович Хлебников (1819-1881) имел почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и занимал ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы.

Художественные эмали Ивана Хлебникова.

Его ювелирная компания «И. П. Хлебников, Сыновья и Ко» создавала изделия из серебра, которые и до ныне составляют не только гордость российского ювелирного искусства, но и мировой культуры. Производство Хлебникова выпускало продукцию для всех слоев общества: от столовых приборов и посуды, рассчитанных на массового покупателя, до роскошных серебряных аксессуаров, преподносившихся императорской семье в честь торжественных и знаковых событий.

Художественные эмали Ивана Хлебникова.

Ассортимент был весьма разнообразен: все виды серебряной чайной и столовой посуды, письменные приборы, уникальные изделия по специальным заказам для оформления интерьера соборов Московского Кремля. Вся продукция выпускались в русском историческом стиле и стиле модерн.

В 1917 году фабрика закрылась, а в 1918 году основанное Хлебниковым предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Густав Клингерт

Клингерт Густав Густавович (1836-1921).

В эту плеяду входит также выдающийся ювелир Густав Клингерт, немец по происхождению, проживший в российской столице всю жизнь. Его отец, ювелир по профессии, переехал в Россию вначале XIX века и, обосновавшись в Москве, открыл собственное предприятие. Густав с детских лет был привлечен к семейному делу. В 1865 году он открыл собственную фабрику, на которой производили в основном столовые приборы из серебра, иногда эффектно сочетая серебро со стеклом или хрусталем. Продукция фабрики пользовалась большим успехом, ее отмечали медалями на международных выставках в Лондоне, Париже, Чикаго, Антверпене.

Часть чайного или кофейного сервиза 1896–1908 годов. Клингерт Густав.

Перегородчатые эмали Федора Рюккерта

Федор Иванович Рюккерт.

Признанным мастером русской эмали был и Федор Иванович Рюккерт, который отдавал предпочтение сложнейше технике перегородчатой эмали и художественной живописной росписи. Родился Рюккерт во французской провинции Эльзас-Лотарингия в 1840 году, а в возрасте 14 лет приехал в Россию, где и прожил до конца своих дней.

В 1886 году Федор Иванович открыл собственную мастерскую серебряных изделий.И уже через год заключил договор с фирмой Фаберже. Из мастерской Рюккерта выходило до 80% всех изделий с клеймом «Фаберже».

Впоследствии он выполнял заказы и для других ювелирных фирм. Знаменитая мастерская прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины. Он мастерски воспроизводил сюжеты картин великих русских мастеров своей эпохи, от Виктора Васнецова до Константина Маковского.

Серебряная позолоченная шкатулка, украшенная драгоценными камнями и живописной эмалью с изображением боярского свадебного пира по мотивам картины К. Маковского. Федор Рюккерт, Москва, 1889-1908 гг.

Серебряная позолоченная шкатулка, украшенная драгоценными камнями и живописной эмалью с изображением боярского свадебного пира по мотивам картины К. Маковского. Федор Рюккерт, Москва, 1889-1908 гг.

Особая гамма, скань, как будто перечеркнутая поперечной нарочито небрежной штриховкой, или закрученная в тугие золоченые клубочки – все это создавало особый рюккертовский стиль, его легко узнаваемый художнический почерк.

В заключение хотелось бы сказать, что русские эмали до настоящего времени пользуются огромным спросом на антикварном рынке и мгновенно уходят с аукционных торгов в любой точке мира за баснословные деньги. Еще бы - такое диво-дивное мало кого оставляет равнодушным.

В продолжение темы о художественных промыслах России читайте также нашу публикацию: Русское костяное кружево: Как создавали свои шедевры холмогорские мастера.

Горячая эмаль

Рябиновый день

Горячая эмаль - вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение получается при помощи обжига эмалевых красок, нанесенных на металлическую поверхность.
Горячая эмаль - наиболее сложный, трудоемкий и дорогостоящий вид изобразительного искусства. Картины в технике горячая эмаль относят к элитарным видам искусства.
Существуют разновидности горячих эмалей:
• Миниатюра на эмали, финифть - техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка этот процесс художник-эмальер повторяет многократно.
• Расписная (живописная) эмаль - на лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали. Поскольку эмаль накладывается фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей.
• Перегородчатая эмаль - для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали.
• Эмаль по скани (филиграни) - на металлическую поверхность напаивают растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют.
• Выемчатая эмаль - на металлической пластине глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
• Эмаль по гравировке является разновидностью техники выемчатой эмали.
• Эмаль по гильошированному фону - разновидность техники эмали по гравировке. Гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы.
• Эмаль по литью - изображение получают путём его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью.
• Эмаль по рельефу - техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь.

9 причин купить горячую эмаль в нашей интернет галерее

• Постоянно пополняющийся огромный ассортимент авторской горячей эмали в разных жанрах и стилях.
• В отборе картин для сайта участвуют искусствоведы, поэтому в нашей интернет-галерее очень хорошая подборка горячей эмали от профессиональных художников-эмальеров из С-Петербурга, Москвы и др. регионов.
• Стоимость картин эмалью ниже, чем в художественных галереях и салонах.
• Гарантированная скидка для постоянных клиентов.
• Быстрый и удобный выбор багета для эмальных картин. Быстрое изготовление рамы на картину.
• Вы можете получить профессиональную консультацию и помощь в выборе авторской горячей эмали.
• Гарантируем честность, пунктуальность и порядочность.
• Все виды оплаты, качественная и удобная доставка картин на металле в любой город мира.
• Бесплатная доставка картин эмалью по Санкт-Петербургу и Москве.

В нашей галерее можно купить профессиональные авторские картины в технике горячая эмаль!
Для заказа авторской эмали пожалуйста воспользуйтесь формой заказа или Е-майлом, или телефонами (812) 209-25-75 и (495) 109-35-75

Читайте также: