Художественная обработка металла презентация

Обновлено: 04.10.2024

Первое железо люди выплавляли из
метеоритов, оно было очень дорогим.
Даже победителям Олимпийских игр
на ряду с золотыми медалями давали
кусок железа. Железный клинок был обнаружен в
гробнице Тутанхамона.
Позднее люди научились выплавлять железо из руд,
и оно стало массовым.

Художественная обработка металлов известна со
времен глубокой древности. Человек, встретив на
своем пути золото, был очарован его красотой,
поражен способностью в любых условиях сохранять
солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке;
использовав эти качества металла в сочетании с
гармонией линий и форм, человек создал один из
неподражаемых видов народного художественного
творчества.
Художественная обработка металла включает:
фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка,
высечение ажурных узоров, создание эмалей и других
приемы.
В декоре успешно применялись чернь,
зернь(филигрань), чеканка, резьба,
позолота.

Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной
обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских
слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово "скань"
древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия
указывают на особенность этого вида ювелирной техники. Изделия из
скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые
шарики) и эмалью.

Финифть, или живописная эмаль, — уникальная
роспись металлических изделий эмалевыми красками по
белому эмалевому грунту. Эмаль — это образовавшаяся
посредством частичного или полного расплавления
стекловидная застывшая масса неорганического, главным
образом окисного состава, иногда с добавками металлов,
нанесенная на металлическую основу.

Художественное
литьё — это отливка
художественных
произведений из
металлов, полимеров
(вулканизируемых
или отверждаемых
химически). Из
металлов чаще всего
это золото, серебро,
бронза, олово, медь,
чугун, сплавы
алюминия.

Ковка — один из древнейших
способов обработки металлов.
Она осуществляется ударами
молотка по заготовке.
Под его ударами заготовка
деформируется и принимает
желаемую форму, но такая
деформация без разрывов и трещин
свойственна в основном только
драгоценным металлам, которые
обладают достаточной пластичностью, вязкостью, тягучестью.
Холодной ковке поддаются золото, серебро, медь. Этот прием
широко применялся в Древней Руси златокузнецами,
выковывавшими из слитков чаши, ковши и другие изделия. При
холодной ковке металл под действием ударов, изменяя свою форму,
быстро теряет пластичность, уплотняется, приобретает «наклеп» и
для дальнейшей обработки требует отжига. В современных условиях
холодная ковка в области художественной обработки металла
встречается редко, в основном в ювелирном производстве.

Являются дополнением к архитектурному
зодчеству. Используемые металлы: медь, чугун,
алюминий, свинец, сталь.

Презентация "Художественная обработка металла"

Художественная обработка листового металла.

Художественная обработка металла - искусство изготовления изделий из металла, способных удовлетворять эстетические потребности человек, формировать его художественный вкус и культуру.
Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Художественная обработка металла включает фигурное литье, ковку, чеканку, гравировку и множество других приёмов.

Начало советского периода художественной обработки металлов относится к 1923.

Начало советского периода художественной обработки металлов относится к 1923 году, когда при Наркомфине было организовано Московское товарищество. Используя опыт и достижения мастеров предшествующих поколений, опираясь на богатые традиции, оно создало немало изделий, получивших мировую известность, в том числе такие произведения монументального характера, как карта нашей Родины из драгоценных металлов и самоцветов, изумительный по красоте орден Победы. На современном этапе центрами художественной обработки металлов в России являются: Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург, Касли, Кострома, Ростов (Ярославский), Великий Устюг, Пермь, Якутск.

Виды художественной обработки листового металлаХудожественная Ковка Просечка.

Виды художественной обработки листового металла
Художественная Ковка
Просечка
Чеканка
Дифовка (выколотка)
Басма (тиснение)
Литьё
Филигрань (скань)
Алмазная грань
Гравирование
Травление
Чернение
Эмалирование (финифть)
Металлопластика
Таушировка (насечка)
Наводка золотом (позолота)


Басма (тиснение)Басма (тиснение) является своеобразным развитием и усовершенс.

Басма (тиснение)
Басма (тиснение) является своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки. Вместо многократных ударов чеканом, необходимых для лепки сложной формы, используются басменные доски-матрицы.
Преимущество тиснения по сравнению с чеканкой — быстрота выпуска изделий, а также значительная экономия драгоценного металла, так как басма по сравнению с чеканкой осуществляется на материале значительно меньшей толщины.

Для басменного тиснения делают металлические, каменные или деревянные доск.

Для басменного тиснения делают металлические, каменные или деревянные доски (матрицы) с рельефом на одной стороне (высота рельефа 2 — 5 мм). Она представляет собой невысокий монолитный рельеф с мягкими плавными линиями без острых углов и резких выступов. Общая высота рельефа на древних басмах не превышает 1-2 мм, но к XVII веку (особенно в конце его) она иногда достигает 5-6 мм (на больших басмах). Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу кладется тонкий лист металла, толщина которого не превышает 0,2-0,3 мм, затем сверху накладывается прокладка из свинца. По этой свинцовой подушке наносят удары деревянным молотком. Под действием силы свинец вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя весь ее рельеф. Такие же деформации претерпевает и металлический лист, зажатый между матрицей и свинцовой прокладкой. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно воспроизводящий все детали матрицы, включая и фактуру. Басма несколько отличается от матрицы четкостью рисунка.

В древнерусском искусстве басмы применялись для украшения различных изделий.

В древнерусском искусстве басмы применялись для украшения различных изделий, как культовых, так и светских: окладов икон, переплетов книг, сундуков, ларцов. Басмы выполняли с портретными изображениями или с орнаментальными.

Чеканка Одним из изысканных видов обработки металлов является художественн.

Чеканка
Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется ударами особым молотком по специальным инструментам - чеканам. Работы ведутся по поверхности листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. При изготовлении сосудов ее заливают внутрь. Этот вид является одним из древнейших и широко распространенных способов художественной обработки металлов.

Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси, а своего расцвет.

Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси, а своего расцвета — в древнерусском искусстве IV-XVII веков. Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX веках. Например, сохранились чеканные изделия новгородских чеканщиков XI-XII веков культового характера (оклады икон и др.), в которых своеобразно сочетаются черты русского и византийского искусства. Это не только орнаментальные композиции, выполненные чеканкой из листа, но и чеканные литые фигуры. К этому времени относятся образцы чеканного искусства Владимиро-Суздальской Руси . К 1412 году относится работа мастера Лукиана (складень), изготовленная чеканкой с чернью, а также работы тверских ювелиров, выполненные чеканкой по серебряному литью. Чеканка по высокому рельефу производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши — в Новгороде.
Технического совершенства и пластического эффекта в высоком чеканном рельефе (особенно при наличии фигур) в средние века достигали французские и немецкие златокузнецы, в IV веке — итальянские, в конце XVI века - немецкие мастера. Тем самым уже тогда были достигнуты границы возможного для этой техники. Позднее подобный декор отливался и припаивался. Еще в древности применялась чеканка по твердой модели, в особенности для выделки фигур. Золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели и затем снимался с нее.
Особенно пышного расцвета достигла чеканка в XVI веке, в Ярославле она сочеталась с резьбой и гравировкой, в Нижнем Новгороде обогащалась литыми скульптурными деталями. Новгородские чеканщики стали применять чеканку с конфаренным фоном. Расцвет чеканного искусства продолжался и в XVII веке. Появились новые приемы и художественные особенности: со второй половины XVII века и с начала XVIII века в Новгороде чеканщики применяют прорезной орнамент, в Костроме развивается плоская измельченная чеканка, чередующаяся с литьем и резьбой, в Ярославле чеканка достигает особой пышности, расцвечивается цветной эмалью.

Материалом для чеканки из листа служит листовой металл различной толщины, обл.

Материалом для чеканки из листа служит листовой металл различной толщины, обладающий свойствами пластической деформации. Наиболее ходовыми считаются листы толщиной от 0,4 до 1 мм. Однако для крупных, монументальных произведений применяют и более толстые листы, например, красную медь до 2 мм, а листовой алюминий даже до 3 мм. В современной практике чеканки из листа применяются следующие металлы и сплавы:
цветные металлы - красная медь и ее сплавы (латуни, томпак) - материалы, наиболее пригодные для чеканки декоративных изделий и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, чеканятся легко
никелевые сплавы (мельхиор, нейзильбер) в настоящее время применяются редко, но в прошлом (особенно в конце XIX в.) широко использовались для чеканки художественной посуды, имитирующей серебряную.
- черные металлы: мягкая, малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная - так называемый декапир (или дважды протравленная сталь до и после отжига - дважды декапир) - материал более трудный в чеканке по сравнению с медью, мо очень красивый в отделке.

Инструменты и приспособления. Основными инструмен.

Инструменты и
приспособления.
Основными инструментами для чеканки являются чеканы. Они представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120—170 мм, восьмигранного (реже круглого) сечения, несколько утолщенные в своей средней части и утонченные к концам. Такая форма обеспечивает большую устойчивость чекана и отсутствие вибраций. Кроме того, она соответствует размерам и форме человеческой руки и удобна в работе.
Инструменты чеканщика.
Слева: давильники.
Справа: А — расходники; Б — лощатники;
B — облые; Г, Д, Е — фактурные.

Чеканка по литью У литых заготовок чеканят только поверхность. Можно пр.

Чеканка по литью
У литых заготовок чеканят только поверхность. Можно приготовить отливку самому или расписать уже готовое изделие.
В большинстве случаев отливки чеканятся из поделочной стали, меди и бронзы. Инструментов для выполнения работ требуется намного меньше, но они должны быть лучше закалены, так как отливка почти не.
Разновидности чеканных работ
Контурная чеканка
Она выполняется только расходниками на плоском листовом металле без выколотки рельефа. Контурная чеканка напоминает гравировку, но, в отличие от последней, может быть как вогнутой, так и выпуклой. Чаще всего таким образом украшаются различные предметы быта
Ажурная чеканка
Этот вид чеканного мастерства так же называется «железные кружева». Фон изображения нарезается с помощью специальных сечек. Для удобства сначала делается расходка контура острым обводником, потом по этим линиям проводится высечка. Отжиг таких изделий производится с особенной осторожностью, так как тонкие перегородки могут легко расплавиться.
Тиснение по фольге -металлопластика очень похожа на чеканку, только ее выполняют специальным инструментом — давильником.
Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую шариковую ручку или обыкновенный
грифельный карандаш.
Басма или ручное тиснение по серебряной и золотой фольге — это одна из амых распространенных техник в средневековом ювелирном искусстве, широко используемая для изготовления окладов икон и предметов церковной утвари. Она является одной из древнейших техник металлообработки.

Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по.

Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не требующий использования специальных инструментов и оборудования.
Материалом для тиснения служит медная и алюминиевая фольга, а иногда и очень тонкая жесть от консервных банок, для имитации позолоты нам потребуется тонкая "золотая фольга", в которую заворачивают некоторые сорта конфет.
Фольга - тонкий листовой металл толщиной до 0,2 мм. Применяют в радио- и электропромышленности, для упаковки пищевых продуктов, изготовления крышек для молочных бутылок, печатных форм, обкладки конденсаторов. Фольга находит различное применение в домашнем хозяйстве.
Металлопластика очень
похожа на чеканку, только ее выполняют специальным инструментом — давильником. Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую шариковую ручку или обыкновенный грифельный карандаш.
тиснение по фольге

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Художественная обработка металла

Художественная обработка
металла
• Это древнее мастерство, которое
продолжает развиваться и в сегодняшнее
время.
• Художественная обработка —
мастерство изготовления вещей,
удовлетворяющих эстетическое (красота),
творческое начало в человеке. В
процессе производства изготавливается
продукция, обладающая изысканностью,
выразительностью и художественной
ценностью.

Виды художественной
обработки металлов:
Литьё;
Ковка;
Чеканка;
Металлопластика;
Гравировка;
Филигрань;
Эмалирование.

Художественное литьё
• Полученный, в результате плавления,
жидкий материал, разливается в нужные,
заранее заготовленные формы. После
охлаждения, отливки используют, как
готовую продукцию, или как составную
часть основного изделия.
• Форму для отлива готовят до начала
основных работ. Если выливаемый
продукт обладает сложной
конструкцией, готовят несколько форм,
а полученные в результате отлива
детали соединяют между собой.

Ковка металлических изделий
• Ковка — древний метод обработки
металла. Суть процесса — придание
заготовке нужной формы при помощи
ударов молота. Под ударами молота
деталь изменяется и постепенно
принимает желаемую форму.
• Свойство металла, обеспечивающее
«правильное» изменение, без трещин и
разрывов, называется ковкостью.
Ковкость, в большинстве случаев, присуща
драгоценным металлам, обладающим
пластичностью и вязкостью.

Художественная чеканка
• Чеканка — создание рельефного
изображения, на тонком листовом металле,
при помощи молотка и специального
стержня. Ударяя «разгонным» молотком по
стержню, чеканщик оставляет следы на
листе и постепенно придает ему
объемный вид. Используя короткие и
частые удары, мастер выстукивает металл
до получения нужной формы. После чего,
предварительный этап считается
законченным и начинается,
непосредственно, процесс чеканки или
выбивка декора.

Металлопластика
• Металлопластика — метод художественной
обработки металла, отдаленно
напоминающий чеканку, однако, имеющий
ряд существенных отличий.
• Для данного способа характерно:
• тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по
сути, являющиеся фольгой.
• использование скульптурных стеков как
рабочих инструментов.
• особенности процесса обработки более
похожи на лепку, с ее плавностью линий и
движений.

Технология производства:
• Первый этап работы — отжиг изделия
и охлаждение.
• Затем предварительно созданный
рисунок, на прозрачной бумаге,
прикладывают к фольге и обводят
специальным приспособлением, до
тех пор, пока рельеф не отобразится
на поверхности.
• Процедура продолжается до
получения нужного результата.

Художественная гравировка
• Гравировка — популярный и
распространенный метод обработки
изделий, предполагающий нанесение
рисунка или рельефа на заготовку.
Рисунок наносится специальным
инструментом — резцом.

Филигрань
• Филигрань — оригинальный способ
обработки металла, применяющийся в
ювелирном деле. Изготовление
филигранных изделий —
исключительно ручная работа,
выполняемая специальными
инструментами.

Художественное эмалирование
• Эмалирование — это взаимопроникновение
двух различных структур — металла и
стекла. В результате процесса изделие
остается таким же прочным, но
приобретает блеск и стойкость к
химическим веществам.
• Художественное эмалирование —
недорогой и быстрый способ цветового
обогащения изделия из металла.
Материалом для эмалирования, чаще
всего, служит медь и драгоценные металлы.
Так производят вазы, бижутерию, картины.

Презентация по технологии на тему "Художественная обработка металла" 7 класс

Художественная обработка металлаУчитель технологии МБОУ «Гимназия №1» г. Мари.

Правила безопасной работы
не размахивай инструментом;
соблюдай осторожность при работе с металлом и режущим инструментом;
не толкайся и не мешай другим;
аккуратно выполняй полученное задание;
будь осторожен в обращении с лаками красителями;
при получении травмы немедленно обратись за помощью к учителю.

описание последовательности выполнения операций: Для изготовления художествен.

описание последовательности выполнения операций:
Для изготовления художественной открытки берем пустую банку из-под напитка.
Аккуратно отрезаем от банки верхнюю и нижнюю части.
Получившийся цилиндр разрезаем, разворачиваем и выпрямляем заготовку.
Закрепляем рисунок на заготовке при помощи скотча.
Давилкой переводим рисунок на заготовку.
Проявляем рисунок на заготовке наждачной бумагой
Разными давилками делаем тиснение рисунка, переворачивая заготовку то внутренней, то наружной стороной (также можно сделать фон и др. элементы).
Готовый рисунок вставляем в заранее приготовленную рамку и лакируем.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретический материал по теме

Проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретический материал по теме

1. Что такое фольга? а) тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и твердый металл.

1. Что такое фольга?
а) тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и твердый металлический лист;

б) тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и гибкий металлический лист;

в) тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и упругий металлический лист.

2. Какие инструменты используются для выполнения тиснения по фольге? а) штам.

2. Какие инструменты используются для выполнения тиснения по фольге?

а) штамповки;
б) давилки;
в) рихтовки;
г) гладилки.

3. Какие металлы не применяются для изготовления фольги? а) сталь, чугун; б.

3. Какие металлы не применяются для изготовления фольги?

б) алюминий, медь;

4. Тиснение по фольге – это: а) получение рельефного изображения на фольге;.

4. Тиснение по фольге – это:

а) получение рельефного изображения на фольге;
б) вырезание орнаментов и фигурок из фольги;
в) получение объемных предметов из фольги;
г) получение изображения на фольге с помощью красок.

в) пресс для правки;

г) деревянную гладилку или тампон

Ответы 1. – б 2. – б 3. – а 4. – а 5. – г 0 ошибок – оценка «отлично», 1-2 о.

Ответы
1. – б
2. – б
3. – а
4. – а
5. – г
0 ошибок – оценка «отлично»,
1-2 ошибки – оценка «хорошо»,
3 и более ошибки – повторить материал урока.

домашнее задание: совершенствование навыков тиснения.

домашнее задание:
совершенствование навыков тиснения.

Краткое описание документа:

Художественная обработка металла. Урок на тему: "Тиснение фольги".

  • обучить детей приемам тиснения по фольге и грамотному подбору инструментов.
  • развивать интерес к предмету, эрудицию, эстетическое восприятие, фантазию и творческое мышление.
  • воспитывать самостоятельность, ответственность, культуру общения, аккуратность и трудолюбие.
  • изготовить художественную открытку.

Метод обучения: рассказ с иллюстрациями, показ приемов работы и практическая работа.

Оборудование и материалы: тонколистовой металл, скотч, шариковая ручка с нерабочим стержнем, рабочие доски, фольга, ножницы, эскизы рисунков, мерительные инструменты, компьютер, рамки для открыток.

Читайте также: