Художественный металл ювелирное искусство

Обновлено: 05.10.2024

Уникальность обучения на кафедре заключается в том, что дает возможность студентам за время обучения познакомиться со всей широтой применения художественного металла, начиная с ювелирных изделий, медалей, кубков, мелкой пластики, посуды, заканчивая монументальными изделиями для оформления интерьера, экстерьера и отдельно стоящих композиций для оформление улиц и площадей.

Кафедра «Художественный металл» является одной из старейших в Академии, существует с момента ее основания. В положении об открытии «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», утвержденного 16 августа 1825 года придавалось большое значение подготовке рисовальщиков для промышленности, особенно таких профессий, как «золотых дел мастеров, бриллиантщиков, чеканщиков, бронзовщиков, слесарей. » — то есть акцент был сделан на художественно-проектной составляющей образовательного процесса. Школа была рассчитана на 360 человек. На начальном этапе существования в школе имелись три специализации, две из которых стали изначальным направлением работы кафедры: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений

«Мы – разносчики новой веры, Красоте задающий железный тон,

Чтобы природами хилыми не сквернили скверы

В небеса шарахаем железобетон»

На страницах газеты «Искусство коммуны» в статьях О. Брика, Б. Кушнера и Н. Пунина была остро поставлена проблема о соотношении искусства и производства, о роли художника в производстве. В одной из своих статей О. Брик призывал художников «немедленно . приступить к действительно творческой работе. Фабрики, заводы, мастерские ждут, чтобы к ним пришли художники и дали им образцы новых невиданных вещей». «Надо немедленно организовать институты материальной культуры, где художники готовились бы к работе над созданием новых вещей пролетарского обихода, где бы вырабатывались типы этих вещей, этих будущих произведений искусства». (О. Брик. Дренаж искусству. -- Газета «Искусство коммуны», 7 декабря 1919 г. ) Была разбита психологическая стена между работой и творчеством — все, что создавалось человеком, объявлялось творчеством, труд и люди труда были подняты на уровень искусства, общая идея приближения искусства к жизни, к труду, к производству рассматривалась как плодотворная и связывалась с задачами формирования нового общества.

А. Родченко сформулировал концепцию образовательного процесса МЕТФАКА, которая является основой образовательных программ кафедры «Художественный металл» в современности:
Объективный научный метод преподавания. Выявление первоэлементов художественного языка – таких как линия, геометрическая форма, цвет, фактура, движение и т.д. Создание пропедевтических дисциплин «Пространство», «Цвет», «Графика» и «Объем» как первой, аналитической стадии обучения, их соединение друг с другом в различных сочетаниях, для выявления законов композиции.

  • Два года подготовки на «общем» отделении, специализация по направлениям начинается с 3-его курса
  • Преподавание дисциплин циклами:
    • художественный цикл (пространственный концентр, объемный концентр, цветовой концентр, графический концентр (технический рисунок, черчение, перспектива, теория теней);
    • художественно-производственный цикл (культура материала, художественно- техническое проектирование (внутреннее оборудование, штамповально-давильные изделия), контрольное проектирование;
    • искусствоведческий цикл (социология искусства);
    • физико-математический цикл (физика, химия, начертательная геометрия, высшая математика (аналитическая геометрия в плоскости и в пространстве, дифференциальное исчисление, интегральное исчисление и дифференциальные уравнения; теоретическая механика; техника вычислений)
    • инженерный цикл (сопротивление материалов, графостатика, конструкции металлических сооружений, детали машин)
    • технологический цикл (технология металлов (теория сплавов, литейное дело); термическая обработка металлов; инструментальное дело; принципы организации производства; специальный курс электротехники; осветительная техника; технология горячей эмали; технология лаков и красок по металлу; электротехническое осаждение металла
    • обществоведческий цикл (политическая экономия; диалектический и исторический материализм; история ВКПб; профдвижение
    • лаборатории (по электротехнике; по технологии эмали; по технологии лаков и красок
    • практики (литейная мастерская; механическая мастерская; на фабрично-заводских предприятиях)

    Кафедра «Художественной обработки металла и других материалов» (ХОМ) стала одной из первых кафедр открытых в воссозданном в 1945 году МГХПУ и явилась, в очередной раз, как носителем прогрессивных идей, так и хранителем культурных и ремесленных традиций — из нее вышли кафедры всех видов дизайна и реставрации металла. В разные годы ХОМ возглавляли известные художники и педагоги: З.Н. Быков (1945-1967), А.В. Флёров (1967-1972), С. И. Борисов (1972-1984), А. А. Мельник (1984-1991), А.М. Панин (1991-1993), Н.А. Кравцов (1993-1997), С.В.Федунов (1997-2015). Из ДЕРМЕТФАКа и кафедры «Художественной обработки металла и других материалов» в разные годы выделились другие кафедры Строгановской академии – кафедра промышленного дизайна, дизайна мебели, реставрации художественного металла.

    Обучение производится по программам бакалавриата и академической очной магистратуры (с 2017 г.). Определены следующие следующих творческие направления (модули):

    Кафедра «Художественный металл»

    Где учат на ювелира? Образование, курсы, мастер-классы

    фото: kp11.ru

    Профессия ювелира переживает второе рождение, и «обрастает» самыми разными направлениями. Люди, которые интересуются обучением, сегодня подразумевают самые разные вещи: ювелирное мастерство как ремесло, ювелирный дизайн, предпринимательство и ведение собственной ювелирной марки, управление ювелирным предприятием или его подразделением, профессия эксперта (например, по оценке камней), и многое другое.

    Пройдемся по основным вариантам получения ювелирной специальности — от самых основательных (вузы) до средних профессиональных (колледжи) и узкоспециализированных (курсы, мастер-классы).

    В этой статье мы разместили основные, самые известные ювелирные школы. Ситуация в сфере обучения сегодня меняется очень быстро, происходит слияние разных школ, изменяются привычные названия. Пишите нам, если мы что-то упустили или информация изменилась с момента нашей публикации — мы оперативно внесем изменения!

    Профессия ювелир — где учиться? Вузы

    ТОЛЬЯТТИ: Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Тольяттинский государственный университет
    ТГУ предлагает обучение ювелирному искусству. Это можно сделать, выбрав специальность «Художественная обработка металла» на кафедре декоративно-прикладного искусства. О качестве обучения говорит тот факт, что сразу несколько студентов и выпускников ТГУ стали лауреатами конкурса современного дизайна украшений MJDW, итоги которого были подведены в декабре 2016.
    Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства имеет яркую «ювелирную» историю. Более 10 лет в рамках института работала высшая Школа ювелирного дизайна, известная также как «Школа Шароновых«. Школу развивали основатели — семья ювелиров Николай и Галина Шароновы, а также их дочь Диана. Это учебное заведение стало знаменитым благодаря работам как основателей, так и выпускников — многие из них побеждали в разнообразных конкурсах ювелирного дизайна, а также запускали свои успешные ювелирные марки.
    В 2016 году основатели Школы приняли решение развивать свой бренд вне стен ТГУ, но по словам студентов, заложенные ими принципы и дух обучения по-прежнему отличают ювелирное образование Тольяттинского гос.университета от других учебных заведений.
    Сайт: Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ

    Школы ювелиров: колледжи и среднее профессиональное образование

    В первую очередь представляют интерес профильные колледжи и училища — художественные и декоративно-прикладные. Большинство из них — это подразделения вузов из первой группы:

    фото: mghpu.ru

    МОСКВА: Московский филиал Высшей школы народных искусств (бывший Институт традиционного прикладного искусства) — колледж (среднее проф.образование) — см. выше в разделе вузов.

    Кроме профильных, ювелирному делу можно обучиться и в колледжах более универсальной направленности. Профессия ювелира в таких училищах представлена наряду с другими многочисленными полезными для «народного хозяйства» специальностями. Подобные средние профессиональные образовательные учреждения есть во многих городах. Приведем в пример несколько московских школ:

    Где еще учатся на ювелира? Негосударственные авторские школы, курсы и мастер-классы

    Если вам не нужен диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, а нужны именно знания и навыки, наилучшим вариантом будет найти подходящие курсы или пройти мастер-класс (хотя некоторые школы дают выпускникам дипломы о дополнительном образовании). Услуги дополнительного обучения на ювелира предлагают как «титаны отрасли», о которых мы уже писали выше, так и разнообразные частные студии и ювелирные предприятия.

    фото: mghpu.ru

    МОСКВА: Bereg Jewelry — ювелирная школа, курсы, коворкинг (с 2020 года)
    Адрес: Москва, м.Третьяковская, Б.Толмачевский, 5с4
    Инстаграм: @beregjewelry

    (Список частных ювелирных курсов гораздо шире — сообщайте пожалуйста нам, если мы пропустили интересную студию или мастерскую)

    Обучение ювелирному искусству за рубежом

    В числе наиболее известных иностранных ювелирных школ обычно называют следующие:

    Shenkar College of Engineering and Design (Израиль)
    Много креативных направлений, в том числе — 4-х годичный бакалавриат по ювелирному дизайну.
    Рубрика Личный опыт: рассказ выпускницы Шенкара, дизайнера Кати Рабей
    Сайт: shenkar.ac.il/en

    Le Arti Orafe Jewellery School & Academy (Италия, Флоренция)
    В школе вы можете пройти одно-, двух- или трехгодичные курсы.
    Сайт: artiorafe.it

    фото van_cleef_arpels_ecole

    Fashion Institute of Technology (США, Нью-Йорк)
    Знаменитый ВУЗ основан в 1944 году. В FIT вам предложат десятки самых разнообразных программ.
    Сайт: fitnyc.edu

    ФОТО: akastrategy.com

    Instituto Europeo di Design — Университет дизайна (Италия, Милан).
    Его оканчивали многие известные модельеры и дизайнеры. Отделение дизайна ювелирных изделий в Миланском университете ценится.
    Сайт: ied.it

    Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина (Central Saint Martins, Лондон). Один из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире, а также первый подобный ВУЗ в Великобритании. Основан в 1854 году, расположен в городе Лондон.
    Личный опыт: наше интервью с выпускницей колледжа Св.Мартина

    Королевский колледж искусств (Royal College of Art, Лондон) — предлагает второе высшее образование для взрослых в области дизайна и искусств.

    Trier University of Applied Sciences, Dept.of Gemstones and Jewellery at Idar-Oberstein (Германия) — в том числе предлагает двухлетнюю магистратуру с выдачей диплома MFA (Master of Fine Art), специализация в школе — контемпорари ювелирный дизайн.
    Личный опыт: интервью в youtube-блоге Юрия Былкова с Никитой Каврижкиным, который учится в магистратуре этой школы.

    Следите за новостями ЮВЕЛИРУМА в привычном формате ленты соцсетей: вконтакте, а также в фейсбуке

    Художественный металл: какие коллекции показали выпускники Строгановки

    Кафедра готовит художников декоративно-прикладного жанра самых разных направлений, и всех объединяет главный материал — металл. Ковка, литье, чеканка, химические покрытия, накладывание художественных эмалей, крупная и мелкая пластика — выпускники кафедры приобретают навыки создавать любой художественный объект, от декоративной панели на стену до изящных серег.

    Мы посмотрели более 15 работ выпускников-бакалавров, среди которых увидели расписанное эмалью декоративные панно с ирисами для пионерлагеря «Орленок», проекты очень красивых канализационных люков для крымских городов — каждому городу свой образ, наборы шкатулок из прессованного по особой (секретной) технологии для парфюмерии, артобъекты о человеческих эмоциях, часы про исчезающих насекомых, установку со звуками из «коллективного детства», и другие необычные вещи.

    В Строгановке, пожалуй, мы наблюдали самый яркий, по-академически напряженный процесс защиты проектов среди всех школ, где нам до сих пор удалось побывать. Члены комиссии, по ощущениям, пропускали все работы через себя, делились эмоциями, искренне восхищались и удивлялись неожиданным находкам, но и так же откровенно критиковали за непродуманность деталей или реальных условий будущей «эксплуатации» объекта — впрочем, всегда прислушиваясь к контр-аргументам студентов и их кураторов.

    Нашу подборку фото и видео с места событий вы можете увидеть в «актуальных сториз» инстаграм-аккаунта @juvelirum (ищите под шапкой профиля надпись «Строганова»). А здесь мы хотим показать вам крупные планы предмета нашего особого интереса — ювелирных коллекций.

    Вероника Кирова. Ювелирная коллекция «Ничего лишнего»

    Вероника в своих работах обобщила основные человеческие архетипы, связав коллекцию с темой психологии. Все ее кольца похожи на клетки и башенки с открывающимися крышками и замочками — очень образно.










    Ирина Борзова. Ювелирная коллекция «Импрессион»

    Впечатлившие и жюри, и зрителей своим идеальным скольжением и сверкающей полированной поверхностью тактильные движущиеся ювелирные объекты — такие же сложные формы и отточенная техника характерны для работ Влада Глынина, художественного руководителя «ювелирного» потока студентов.













    Ирина Шевякова. Коллекция ювелирных украшений «Золото Пантикапея — единство времени»

    В облегченном пластиковом каркасе проглядывает секретное «золото» — таинственно светящиеся латунные элементы, а некоторые украшения движутся. Коллекция вдохновлена раскопками древнего крымского города.








    Юлия Сребродольская. Коллекция стилизованного оружия и украшений «Саамская культура»

    Украшения-обереги народов Севера. Автора особо отметили (в том числе грамотой и денежным призом) за в хорошем смысле педантичное отношение к предмету исследования — Юлия несколько раз ездила на север, общалась с представителями коренных народов, изучала предметы быта, все детали и материалы ее работ (рог, кость, дамасская сталь) — аутентичны и очень близко к реальности воссоздают обереги и оружие саамов.







    И — еще несколько работ. Это не украшения, но объекты, максимально приближенные к ювелирным — мы не смогли удержаться.

    Татьяна Кондратова. Коллекция клинков «Эволюция»

    — наглядный рассказ о том, как изменялась технология изготовления ножей с развитием цивилизации (от бронза и железа до дамасской стали и титана).




    Ольга Михлик. Шахматы «Боги и мифология Древнего Египта»

    — стилизованные под древнеегипетских божеств статуэтки из металла и янтаря.






    Лианна Оганесян. Коллекция очков «Глаза — зеркало души, очки — отражение мира»

    — оригинальные артобъекты-солнечные очки для разных состояний и ситуаций, включая «подводные» и «меховые очки для горнолыжников».

    Читайте также: