Хвз рама из какого металла

Обновлено: 04.10.2024

Алексей Подорожный

Итак, дорогие друзья, товарищи, любители ХВЗ! Имею доступ к электродуговому спектрографу.
Есть желание за несколько приемов определить состав сталей использовавшихся при создании различных рам велосипедов ХВЗ. Существует много мнений на счет качества и состава рам различных годов выпуска, но зачастую мнения ничем не подкреплены, данная тема позволит решить много споров и поставить много точек.
Но для осуществления моей задумки требуются пробы..
И начинается самое интересное- для проб нужны фрагменты рам, фрагменты размером с пятак. Прошу откликнуться всех у кого есть рамы, но не целые на ходу, а
лопнушие, треснувшие, прогнившие, завязанные морскими узлами, после дтп и иных стихийных бедствий.
Список интересующих моделей, их годов выпуска и т.п. будет опубликован на неделе, и будет корректироваться по мере поступления образцов, дабы не резать и кромсать одни и те же рамы.
Влад Карганов высказал мнение, что возможно, марка стали в перьях отличается от стали основных труб, с этим я думаю можно будет определится после первых проб.
Предположительно буду публиковать по мере поступления образцов (если поступления вообще будут) марку стали в основных трубах и перьях рамы, указывая модель рамы и год выпуска.

DELETED

готов предоставить фрагменты рам, может около 5-6 разных годов, моделей, перешлю за свой счет.
ориентировочное время, 2-3 недели.

и что даст знание марки стали? если пьяный пайщик вася сваял стартон из труб коламбус, он от этого перестанет быть стартоном? нет. имхо, дело не в марке стали, а в геометрии рамы и качестве пайки. кто-нибудь видел стартон с ровными задними перьями? мне не доводилось, хотя все зарубежные рамы такого же уровня идеально ровные. все дело в том, что на хвз считалось нормой рихтовать рамы стартонов при помощи палки, а вот спецзаказы почему-то нет. другой уровень рамы, соответственно, другое качество производства.
то, что украина/турист из "водопровода" понятно и без спектрографа, ну а в гоночных рамах марка стали это скорее маркетинг. разве из 30хгса нельзя было сделать нормальные тонкостенные баттированные трубы? можно, но с таким уровнем производства они были бы золотыми, поэтому и закупали труббы за бугром.

Володя, смысл поста? Ваше имхо услышано, и что изменилось в мире? Так хотя бы не будет гадания на пальцах в темах на счет рам хвз в зависимости от года выпуска.

Дмитрий Асеев

Я б с удовольствием почитал бы ваши изыскания, да и сотни велолюбителей я уверен так же. Было бы просто великолепно к статье прикрепить фотоматериалы. Спасибо вам, и удачи в вашем начинании.

Велосипеды нашего детства!) Хвз Турист из ссср.


Жизнь в настоящем моменте хорошая штука, идёшь в ногу со временем, меняется всё вокруг, в том числе и вещи. Сначала ты радуешься каким то новинкам, потом новым разработкам…а с возрастом смотришь на всё это великолепие и говоришь себе "Где то я это уже видел…") И вот всё новое, становится каким то обыденным, не интересным, легкодоступным, не на свои, так на кредитные деньги… И вот тут вспоминаешь что тебя радовало в детстве.

А что нас радовало в детстве? А просто само детство, что бы там не было. Ну и конечно всякое разное, что покупали нам и нашим друзьям.

В детстве очень любил велосипеды, настолько любил, что уже годам к 10 захламил велодеталями всю свою комнату. В основном это было железо с помойки, иногда туда выкатывали целые салюты!) Но чаще это были старые "МИШУТКИ" на которых мы учились держать равновесие. Или 3х колёсные велосипеды…

Периодически перебирал все эти велосипеды.
В голодные 92е, когда мне было уже 12, навык этот хорошо помог. Собирал велики, красил какой то краской и сдавал на реализацию в комиссионный магазин) Так как кушать было нечего и не на что, это помогало держаться на плаву)
Многие парни со двора занимались гоп стопом, трясли мальчишек побогаче, которые случайно оказались не в том месте и не в то время… Или дёргали магнитофоны из плохо закрытых жигулей) Но мне как то честный бизнес больше нравился)

Бывало конечно, пару раз продал что то не особо рабочее…ну попинают толпой в парадной… потом по одиночке конечно подловишь, отомстишь, но наука на всю жизнь получена что обманывать не хорошо)

А ещё помню, на рынках, мы с парнями сдавали на прокат велосипеды детям с Юга. Они приезжали на лето, с родителями торговать. Жили там же на рынках, в машинах. По Русски они плохо говорили, но было понятно что велосипед, это предел их мечтаний!) Поэтому они катались на наших велосипедах, а за это мы уносили домой арбузы, персики, бананы, яблоки!) И периодически там же на рынке гоняли с мячом, в перерывах между собиранием пустых бутылок)

Но зато эти парни с Юга, без детства, уже в 16 лет ездили на новых 2106!) В то время как у нас пределом мечтаний был аист!)

Получается что в детстве я не наигрался и практически недавно, опять увлёкся собирательством ностальгического железа!)

Для этого хорошо подошёл ГАРАЖ для Двойки!

Фото в бортжурнале LADA 2102

Там у меня теперь сделана хорошая аудиоподготовка и верстак с инструментом! И вот тёплыми летними вечерами, можно придти, послушать музыку и что то покрутить!)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Там у меня разное, но речь сейчас о Туристе. Как то поехал и забрал с металоприёмки очередной улов!
Вот это думаю я удачно поохотился!) Почти комплектный)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Точно такой же, был у деда на даче и хранился он в сарае рядом с двойкой) Когда приезжал на дачу, всегда тайком выкатывал его из сарая и катался!) Правда не доставал до седла, поэтому приходилось сидеть на раме)) А уж о переключении скорости можно было забыть) Но тот велосипед не сохранился…

А тут судьба подкинула точно такой же, грех было не забрать по цене металла…
Приехал в гараж, собрал всё в кучу!

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Но в кучу, это не значит настроить, смазать, перебрать…не на ходу велосипед.

Фото в бортжурнале LADA 2102

Через какое то время непродолжительной охоты, у меня появилось ещё несколько экземпляров. Но эти более поздние и особой ценности для меня не представляют.

Фото в бортжурнале LADA 2102

Теперь есть достаточное количество запчастей и можно приступить к переборке!
Естественно собирал только на старых деталях. Никаких колхозных колёс из китая и прочего. Мне же для ностальгии, именно для тех ощущений от езды!)

Для этого я весь комплект деталей, перевёз в свою основную ремзону. Там и посветлее и инструмента побольше, можно перебирать в перерывах между основными делами.
Короче разобрал, помыл, смазал всё)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Подравнял колёса, что бы не били)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Колёса собраны на родных покрышках, удалось найти 2 новых! Спицы и обода грубо отполированы.

Фото в бортжурнале LADA 2102

Далее полировал хром.

Фото в бортжурнале LADA 2102

И наконец готовый результат!

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

Приятно так иногда, выкатить его из гаража да и прогнать по шоссе, вспомнить былые времена и те ощущения от управления!)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Фото в бортжурнале LADA 2102

А на очереди пока чемпион) Его я хочу собрать старшей дочери. Она увидела, оценила и попросила для себя!)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Какие то детали уже есть на него, поэтому надо собрать тоже в кучу, а потом поставить на ход!

Кстати младшей дочери, я собрал мишутку, одного из старых версий, с треугольным багажником.
Но что то у него с центром тяжести…пару раз упав с него, жена сказала НАФИГ!)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Мишуток у меня тоже достаточно, особенно поздних…

Фото в бортжурнале LADA 2102

Которые пойдут на запчасти для ранних…

Фото в бортжурнале LADA 2102

Но вот беда, нет ни одного родного приставного колёсика… так что если вдруг у кого то валяются родные, не выбрасывайте!

Младшей дочери на этот сезон пришлось купить " нормальный " велосипед!) Легкосплавная рама, дисковые тормоза, вес 9 кг… Короче понты детские)
Это с возрастом, можно мерится умениями, талантами, собственным делом да количеством подписчиков в соц сетях, а в детстве нужны были крутые вещи!)

Фото в бортжурнале LADA 2102

А с двойкой всё хорошо. Скоро наступит весна и надо будет запустить, выехать!)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Доехать до дачи…с женой и тёщей на посадку картофеля!) Дачу надо ещё достроить, но всё по очереди)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Да и так, просто прокатится. Дети очень её любят, постоянно просят прокатить)

Фото в бортжурнале LADA 2102

Вот такие дела, будет время напишу потом ещё про что нибудь из великов СССР)

Вторая жизнь и гибель "олимпийского" "Старт-Шоссе"


Вынужденно-промежуточная запись — без нее повествование о судьбе Спутника будет неполным.

На дворе 7 февраля, Спутник собран, я готовлюсь к учебе. Заданная цель была достигнута – велосипед собран и собран вроде бы неплохо. Казалось бы – жди весны, а там катайся. Но аппетит приходит во время еды… и очень захотелось СШ… и непременно в Туле. Конечно это жирно, на задумка отличная – дома Спутник, в Туле СШ. В подробности вникать не буду, но так убивалось сразу много зайцев.

Начал с азов – собственно где его хранить? Сначала была мысль хранить его в общаге, но коменда сразу обломала – велосипеды огнеопасны. Зато газовые плиты неопасны. Хорошо, общага отпадает, ищем дальше. Спросил одного друга – квартира в Туле у него пустовала как раз. Согласился, причем сразу – я был приятно удивлен. За это ему мой поклон, пускай он и не увидит эту запись. Но конечно не обошлось без одного такого маленького нюанса – квартира та на окраине города — от общаги до нее 10+ км.

Ладно, проблема хранения велосипеда решена, а значит настало заняться поиском самого велосипеда. На авито надежды не было – с начала года произошел очередной рост цен на продукцию ХВЗ, да и много продавцов выдавало массовую продукцию за антиквариат с соответствующей ценой (для примера полуразложившийся В-37 за 37к). А потом проскочила информация, что преподаватель по физре, в свое время, получила Мастера Спорта по велогонкам. При первой возможности спросил ее где можно достать ХВЗ, на что она дала мне наводку на одного тренера с местного велотрека. Хорошо, пошел к тренеру (к слову тренер времен СССР, что внушало надежду), спросил его… бинго! Есть у него СШ, причем именно моего роста. Договорились на осмотр через неделю. В час Хэ пришел к назначенному подвалу, спустились, и показал тренер мне вожделенный СШ. Вроде неплохо, рама (а освещение там никакое) смотрелась вроде как ровной, рост мой, но хотелось бы втулки на колесах как на Спутнике – с высоким фланцем, хотелось седло УК/Чепрак. Сказал об этом ему – сказал, что если я его точно буду брать, то поставит детали, какие мне нужны. А еще заметил, что на СШ том нету знаменитой хохломы, да и тренер сказал, что СШ этот не совсем обычный и якобы (байки за 300) собирали его по заказу под одного конкретного перспективного гонщика. Имени того гонщика не помню, да не столь это важно. К слову СШ тот 80 года оказался. По результатам осмотра договорились, что подумаю и свяжусь с тренером попозже.

А буквально за день до осмотра сего СШ подвернулась мне информация про "олимпийку" — скажем там тематическая модель СШ, отличающаяся как раз отсутствием хохломы да другой проводкой тросов возле каретки. Оговорка: ходит много споров насчет полного названия модели и если все сложить, то выйдет ХВЗ В-155-411(412) "Старт-Шоссе Олимпиада-80 (Москва-80)". После сопоставления всей изученной на тот момент информации, пришел к выводу, что осмотренный СШ, скорее всего, оной "олимпийкой" и является. Посему решил брать, и спустя неделю спускаюсь с тем же тренером в тот же подвал. К тому времени тренер поменял седло, колесо и руль до кучи. Заодно поставил новые трубки, попутно показав как их ставить, ну и дал в довесок насос с переходником (В дальнейшем оказалось, что насос слишком длинный тк. он от более старой модели и все тот же тренер поменял его на более поздний новый насос).

Все, СШ мой. Тк. сделка происходила вечером, то гнать велик по незнакомому городу неизвестно куда было идей не лучшей. Потому договорился с одним знакомым, что оставлю СШ у него на день-два максимум. Так и поступил, на следующий день перегнал велик на квартиру. Вообще был я при мнении, что трубки штука очень ненадежная и очень нежная, потому цель была просто доехать на велике до квартиры, а затем избавиться от трубок нафиг и собрать колеса на клинчерах. Однако прокатившись на трубках на всех типах «дорог» в Туле мнение свое изменил. Теперь цель была привести либо эти колеса с надлежащий вид, либо купить/собрать новые.


И если целиком он смотрится вполне неплохо, то по разбору оказалось, что почти все хлам. И ничего удивительного в этом нет — все грязное и в масле

Ну а раз велосипед куплен, то можно начать работу над ним. Для начала разбор под основание. Если на разбор Спутника ушло несколько часов, то разбор СШ занял несколько вечеров. За это время нашел контору, согласившуюся отпескоструить фрейм и покрыть его порошковой краской. Казалось бы, все хорошо, но за несколько часов до сдачи фрейма в покрас с одной стороны по сварке наполовину оторвало мостик на раме. Договорились, что мостик аккуратно подварят и шов зачистят. Ну а срок на все работы определили в две недели, с оговоркой, что железно сделают за неделю. Естественно за неделю ничего не сделали, хотя особой роли это не играло. Но это лирика, а по факту и мостик подварили и покрасили все. К покраске вопросов нету – в общем-то что хотел – то и получил.


А мостик… если бы знал, что там такие сварщики, то потратил бы время и свозил бы раму домой, где и заварил бы все и зачистил. Просто вышло так, что мостик присрали сваркой, про зачистку шва, а тем более об удалении окалин, сварщик не думал от слова "совсем". По итогу забил – была надежда, что будет не особо заметно этот ужас, опять же на фоне заднего тормоза не будет так бросаться в глаза.


Пока все варилось-красилось промыл и отдефектовал все. Оставил подседел с замком, руль да основание тормозных ручек. Все остальное под замену. Если начистоту, то все изначально рабочее, но страшное донельзя. Посему начался поиск деталья.

А незадолго до этого начал поиск колес. Для начала решил спросить все того же тренера – он говорил, что у него в подчинении находится один механик. Пришел, спросил – "зачем тебе сборка колес по-новой, если я могу тебе новые продать?" И правда – все же не надо бегать по магазинам в поисках спиц нужной длины и тд. Я ему сказал, что колеса в таком случае должны быть на втулках с высокими фланцами – какие стояли на Спутнике на тот момент. Тренер ответил утвердительно. Хорошо, договорились на осмотр и опять я спускаюсь в тот самый подвал. Показывает он мне колеса – я в непонятках – втулки с низким фланцем. Ладно, все же втулки не самое важное и если колеса хорошие, то можно закрыть на это глаза. Колеса оказались и правда новыми, но те же втулки ржавчиной пошли, а с ними и часть спиц. На мое замечание о втулках он ответил, что для него это роли не играет, а на тему ржавых спиц прозвучал ответ "да ты их покрась и вид во будет!" рукалицо. Естественно отказался от этой сделки века.

И как-то раз, придя к этому тренеру на стадион (не помню по какому вопросу) узнал, что он заболел, и сказали мне, где найти его механика. Пожалуй, это был знаковый день. Пришел к механику – объяснил в чем проблема. Он все выслушал и сказал прийти на следующий день, мол по ХВЗ занимается другой механик – обозначу его как ЮТ. Пришел на следующий день – познакомился с ЮТ, объяснил ему проблему. Он сказал, что и с запчастями поможет и колеса соберет и еще отполировать весь алюминь сможет. И понял я в тот момент, что весь алюминий на будущем велике будет полированным, ну или почти весь. По итогу купил спицы, эксцентрики и отдал их ЮТ на рождение колес. Уже через неделю за очень вкусную цену забрал колеса, а попутно СЗ тормоза, систему В-555/В-542, каретку, рулевую и еще мелочевку.



И началось: помня успешную практику покрытия деталей Спутника лаком, решил сделать lvl-up. А если подробнее, то максимум хромированных деталей покрыть лаком. Для этих целей купил лак Цапон. Надо сказать, что лак этот отлично держится на хроме. По итогу система, ее болты, шатуны, рулевая, педали и подседел с каркасом седла были покрыты лаком. И в дальнейшем это дало свой результат. Попутно появилась мысль установить на сею «олимпийку» по-максимуму СЗ навески. Если рулевую СЗ за адекватную стоимость найти не удалось (на тот момент меня сток устраивал, потому поисков как таковых и не было), то манетки аля-СЗ нашлись у того же ЮТ. Он же и предоставил СЗ подседел, но его диаметр больше и пришлось ставить стоковый стальной. Про систему речи не было тк. принципиально искалась система В-555/В-542 с планами установки защиты от В-542-01. Вынос СЗ ставить не стал – славятся они своей любовью ломаться в самый неподходящий момент. Седло СЗ не хотел, равно как и ручки. Найти эту пару проблем не было, но была идея получше. В итоге осталось найти заднюю СЗ перекидку и по возможности переднюю.

И осталось сделать три вещи: раздобыть педали, решить вопросы по седлу и тормозным ручкам. На все был ответ, но обо всем по порядку. Начал с тормозных ручек: хотелка требовала оные с дублирующим рычагом – и удобнее и безопаснее. Учитывая, что велик собирался не как выставочный, а как боевой и в основном для езды по автодорогам, то это было очень актуально. Нашел такие ручки на алике, заказал, через три недели пришли. Ручки добротные, но хомуты на них явно не под ХВЗ, да и глядя на них появилась у меня одна мысль…


оказалось, что отверстия на основаниях китайских ручек и на ХВЗ’шных расположены одинаково, но с одним но – на ХВЗ отверстия меньше в два с половиной раза, но это поправимо. Взял убитое основание, рассверлил, примерил – подошло. При этом люфт пропал. После этого взял два нормальных основания, подготовил их и отдал ЮТ на полировку.



При виде таких отверстий ЮТ удивился, но ничего не сказал. После полировки и сборки показал ему получившуюся конструкцию – он удивился. Другой механик сказал, что это вообще импорт. Переубедил его, что это жуткий самопал.


Но факт в том, что в последующем много людей скажет мне, что это импорт. Приятно, пускай это и не было моей целью – для меня было главным воплотить свою задумку, чего и было успешно сделано. Если честно, то родные основания топорные, что и подтолкнуло меня на этот шаг.

Но интереснее всего было с седлом – на том, что досталось с великом, низы были подсрезаны. Найти новую покрышку? Реально, но ценник у нее космический. С самим седлом выручил друг – отдал седло от Спорта:



Сквозь свечник продет трос, который выходит через отверстия в седле. А уже на тросу подвешено ведро с 10 литрами воды

И встал вопрос – как и чем красить? Читал разные статьи, советовался с людьми на треке, но в итоге обратился в контору «Ваш Мастеръ», что в Туле на Колитвинова 2. Принес туда покрышку, обсудили все с мастером и остановились на обтяжке покрышки кожей. Через два (или три – не помню) дня поступил звонок, что все готово. Забрал – все на высшем уровне. После собрал седло, но это уже не так интересно:



С педалями было одновременно и проще и сложнее: на авито хорошие варианты уходили мгновенно, ЮТ помочь не смог, но все решил один случай. Как-то раз на стадион привезли на ремонт Чемпиона, года так 62, и на нем стояли вожделенные педали. Разговорился с владельцем, объяснил ему свою затею – он сказал, что я больной и раз все настолько плохо, то готов он отдать мне эти педали за "спасибо". Ну это некрасиво и дал ему n-ую сумму тугриков. Все же помог он мне очень здорово – на тот момент педали были последней головоломкой перед сборкой.

Хотя не последней – оставался поиск гаек под натяжители тормозов и наклейки. Гайки, равно как и еще пару деталей заказал у токаря. Перед этим нашел чертежи этих деталей, оцифровал, рутина в общем. А наклейки… фактически один хороший человек сделал их чуть ли не с нуля + с учетом моих пожеланий, за что ему большое спасибо.

И началась сборка… сраную каретку только с шестого раза удалось заставить адекватно работать. Мистика, да и только. В остальном особых проблем не возникло, но они были и по итогу очень хреново себя проявили.



Ладно, велик собрал и повез к ЮТ на установку цепи. Просто цепь хотелось оригинальную и новую, а у него как раз такая была. Заодно и вынос установил стальной.


Надо сказать, что вынос нашли в авральном режиме – в тот же день велик предстояло отдать на обтяжку руля в ту самую контору на Колитвинова. По такому поводу ЮТ нашел мне пару живых заглушек в торцы руля. По итогу его обклеили и мало того, что снова все сделали на высшем уровне, так и всего за три часа. Мастер, да и только.


В общем велик готов, предстояла обкатка, да мойка с заменой наклеек. На улице начало июня. А теперь надо вернуться на полтора месяца назад. После покупки СШ главной целью сделать его по качеству проработки на уровень выше Спутника, попутно сделать его так, чтоб и на какой-либо выставке не стыдно было показаться. А все это к тому, что в июне проходит Автострада и один знакомый собирался там поучаствовать. Ну и переговорил с ним на тему, чтоб поставить велик где-нибудь около его классики, а как закончу свои дела забрать его. Сначала 50/50, оно и понятно – результата нету. Ок, сделал велик, показал – согласился. Осталась одна загвоздка – а пустит ли охрана? Пропустила. Похоже еще и за участника приняли.



На этой же автостраде познакомился с одним человеком (привет, Антон), притащившим СЗ Спорт. Вроде ничего особенного, но, по словам владельца, вес его был менее 10 кг. Учитывая, что СШ у меня вышел в 12кг ровно (а на поведение велосипеда влияет даже сотня грамм), то было о чем задуматься. А потом он сказал, что в Туле есть подвал, где висит куча СЗ, но он мне его — подвал — не покажет, но поможет достать нужную раму… желание получить велосипед весом меньше психологической панки в десятку было сильным настолько, что я согласился практически мгновенно. Показать этот подвал он не мог из-за того, что якобы у владельца скверный характер и то дача, то кошка воскресла… Увы, продолжения у этой ветви не было – человек оказался треплом.

Ну а после Автострады все пошло своим чередом – СШ эксплуатировался по прямому назначению. Несмотря на всеобщий скептицизм по поводу трубок они меня не подводили. Но рано или поздно случаются и проколы. За смерть первой трубки стоит благодарить м чудака, выкинувшего на дорогу ленточную проволоку. Надо отдать должное – трубка не взорвалась и не отклеилась. Тогда мне повезло – скорость была около 40 км/ч. Трубку поменял – была запаска.


Такой вот финал. Надо сказать, что рама изначально была с небольшим горбом, но заметил я его только перед Автострадой. Проблема с вилкой всплыла уже тогда, но тогда казалось, что просто чашки не сели. Тем более, что после нескольких затяжек проблема ушла, жаль временно…

На данный момент СШ ждет разбора. Львиная доля навески найдет свое применение на Спутнике, а остальное… не знаю. Как ни крути, а в велосипед вложено много сил и времени, банально жаль его.

Обзор моделей и отзывы владельцев велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе

Велосипеды ХВЗ были популярны и любимы велосипедистами в годы существования СССР, не потеряли свою привлекательность и в наше время. Причиной для всенародной любви к велосипедной продукции Харьковского завода является её доступность, качество и неприхотливость при эксплуатации.

Велосипеды ХВЗ

Любители велосипедной езды активно ищут, восстанавливают и используют велосипеды старой формации, наиболее желанным из которых является ХВЗ «Старт Шоссе».

Велосипеды Старт-Шоссе от ХВЗ — история

Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского берёт своё начало в 1923 году, где создавались первые веломашины, и до создания легендарного советского шоссера «Старт-Шоссе» заводу предстояло пройти не лёгкий путь. В условиях ручного труда, примитивными способами производства начался выпуск первых велосипедов.

Преодолев трудности становления завода, приобретя первый опыт и, воспитав трудовой коллектив, в 1926 году ХВЗ выпустил свою первую модель «Украина». Производство росло, увеличивалось количество выпускаемой продукции: с момента начала производства вплоть до начала ВОВ было выпущено более 1 млн. велосипедов.

Во время Великой Отечественной Войны велосипедный завод был переброшен в Бухару, где всю войну выпускал военную продукцию. После возращения в родные пенаты, ХВЗ продолжил свою деятельность на предвоенном поприще.

После постановки на серийное производство детских и женских велосипедов, в 1948 году под началом инженера конструкторского отдела завода, К. С. Гладким, а после с В. М. Майбородой была начата разработка легковесных и спортивных велосипедов.

Первыми многоскоростными велосипедами ХВЗ стали модели «Турист» (В-31, В-32) и «Харьков» В-53, производимые с 1949 года, которые стали предшественниками спортивных велосипедов модельной линейки «Старт-Шоссе».

После ряда доработок и улучшений в 1966 году свет увидел первый представитель «Старт-Шоссе» – «Харьков» В-553 (Старт-Шоссе).

На протяжении долгих лет: 1966-2002 гг. модели «Старт-Шоссе» сходили с конвейера Харьковского завода. Шоссейные велосипеды дорабатывались и модернизировались, но всегда были желанными для любителей и профессионалов велосипедной езды.

Старт-Шоссе В-553

Старт-Шоссе В-553

Наиболее распространёнными моделями «Старт-Шоссе» были шоссеры В-553 и В-555, но по мимо них выпускались и другие «Старт-Шоссе»:

  • 155-411, 1976-1978 и 1982-1992 гг. в.
  • 155-412, 1979-1982 гг. в.
  • 155-441, 1991-1994 гг. в.
  • 155-461, 1991-2002 гг.в.

На просторах Родины встречаются и другие модели «Старт-Шоссе» (гибридные), маркировка которых не совпадает с официальными документами, что ставит в тупик профессиональных «кроководов» (любителей и фанатов велосипедов ХВЗ).

На просторах «кроководного» форума выдвигаются предположения, что существуют немало моделей, выполненных в сильно ограниченных количествах.

Также существуют мнения о том, что некоторые модели «Старт-Шоссе» (и не только) при реставрации или ремонте на ХВ-заводе, приобретали не характерные для конкретной модели черты: несоответствие технических характеристик внешнему виду байка.

Достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки

Главное достоинство «Старт-Шоссе» – шоссейный велосипед. Езда на нём в отличии от других байков значительна и ни с чем не сравнима.

Основное отличие от современных аналогичных велосипедов – это металлическая рама, что облегчает её ремонт в случае поломки. Вес (за счёт тонкостенных трубных деталей) аналогичен современным байкам.

Современный байки-шоссеры удовольствие не из дешёвых – стоимость не самого дорогого велосипеда составит около 50 тыс. рублей, с учётом того, что будет он б/у. Стоимость же восстановленного «Старт-Шоссе» в хорошем, работоспособном состоянии около 10 тыс. рублей. Можно также взяться за восстановление своими силами, что, при удачном стечении обстоятельств, поможет сэкономить ещё пару-тройку тысяч.

Если рассматривать плюсы исходя из технических характеристик, то «Старт-Шоссе» в сравнении с «Туристом» или «Спутником» является более быстрым велосипедом. Являясь облегчённой версией сравниваемых байков, «Старт-Шоссе» даёт прибавку в скорости на 6-10 км/ч.

Минусы ХВЗ «Старт-Шоссе»

  • Данный велосипед давно снят с производства, что затрудняет его техническое обслуживание. Запчасти придётся искать и заказывать. В больших городах с приобретением ремкомплектов проблем не будет: во многих из них специализированные магазинчики ХВЗ, да «коллег», увлекающихся ХВЗ достаточно. Но если велосипедист из небольшого городка, то это может быть проблемой.
  • Приводные агрегаты (переключатели, манетки) хоть и выполняют свои функции, но морально устарели.
  • При апгрейде велосипедов ХВЗ возникают некоторые затруднения. В частности – замена заднего колеса. Задние втулки ХВЗ размером меньше, чем у современных байков, поэтому при полной замене нужно гнуть задние перья, что без специального оборудования самостоятельно лучше не делать: можно нарушить геометрию велосипеда.

Модельный ряд велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе

Характеристики семейства «Старт-Шоссе» не значительно, но отличаются.

ХВЗ «Старт-Шоссе» В-553

ХВЗ

  • Рама и рулевая вилка выполнены, из трубных элементов – марка 30ХГСА, узловых элементов и коронки вилки – марка 30Л, наконечников – сталь 10.
  • База велосипеда (расстояние между втулками колёс): 1040, 1060 мм.
  • Высота рамы или ростовка (расстояние между подседельным узлом и центром каретки): 560, 580, 600 мм.
  • Руль-баран.
  • Тормоза клещеобразного типа.
  • Втулки колёс дюралюминиевые марки В95, цельноточённые (большой фланец).
  • Спицы, утолщённые к концам.
  • Обода колёс выполнены из спецплава.
  • Однотрубные покрышки, 27 Х 600 мм.
  • Шатуны из алюминиевого сплава марки В95, оснащённые стальными турклипсами.
  • Задняя втулка, оснащена пятиступенчатой, бестормозной трещоткой. Звёзды стальные с кол-вом зубьев от 13 до 21 с шагов в 2 зуба.
  • Две передних звезды из алюминиевого сплава марки В95. В двух вариантах (кол-во зубьев): 47 и 50 или 48, 51.
  • Всего передач: 2 Х 5=10.
  • Пластиковое седло (встречаются кожаные) посаженное на стальной каркас.
  • Масса велосипеда без обвесов: 10 кг.

ХВЗ «Старт-Шоссе» В-555

ХВЗ

От своего предшественника отличается незначительно:

  • Изменена база велосипеда: 1020, 1040 мм.
  • Добавлена дополнительная ростовка (высота рамы): 540 мм.
  • Увеличился вынос руля (в ассортименте) – 75-130 мм.
  • Обода приобрели дополнительную жёсткость.
  • Вес велосипеда составил от 10,5 до 11 кг.

ХВЗ «Старт-Шоссе Олимпиада (Москва) 80» 155-412

ХВЗ

Выпуск модели 155-412 приурочен к проходившей в Москве (1980 г.) олимпиаде. Согласно мифу, этот велосипед (один из лучших) должен был выступать в соревнованиях, чего не случилось.

Отличительными чертами юбилейного велосипеда является:

  • Материал, используемый в производстве труб (титан, алюминий). Стенки трубных деталей с переменной толщиной.
  • Новая геометрия рулевой вилки.
  • Увеличенный вынос.
  • Колёса, оснащённые однотрубными покрышками: камера обёрнута тонкостенной покрышкой и приклеена.
  • Облегчённые агрегатные узлы: полый титановый вал каретки, лёгкие шатуны, титановая трещотка.
  • Общий вес велосипеда – 8,25 кг.

Отзывы велосипедистов

Отзывы велосипедистов

«Старт-Шоссе» – будет жить вечно. Этот велосипед люблю и знаю. Познакомился я с ним во времена моего детства, в далёком 1989 году. Старт-Шоссе – это не «Аист» и не «Школьник», которые кроме улыбки ничего не вызывают. Это настоящая техника. Купить в те времена такой байк было проблематично, поэтому приобретён он был б/у.

В 90-х увлечение к велосипеду поутихло (не у меня одного), а в 2010 году мой старый байк дал о себе знать (откопался в чулане). Решил покатать велосипед. Посмотрел по магазинам – всё не то. Тогда решил восстановить «старичка», на первое время. Переспицывал обода на старые втулки, заменил переключатели, поставил три передних звезды, заменил манетки, заменил тросики, поставил 45 резину (больше не влезает). Все остальное оставил.

В общем, получился гибрид: сити-байк, плюс вылазки на природу (установил багажники). Не уступает новомодным МТБ и всяким горным, а порой даже превосходит. В любую горку – легко, грязь не помеха. Очень доволен: хорошо, что не повёлся на покупку нового вела. Из желаний – нужно тормоза усилить, а то с нагрузкой на крутых спусках их уже не достаточно.

Итог: получился универсал «Старт-Шоссе», весом 13 кг.

Классный байк. Катаю «Старт-Шоссе» 3 года, очень доволен. Лёгкий, быстрый, надёжный. Особо не дорабатывал: заменил руль (баран не нравится), шатуны, переднее колесо (для надёжности), покрасил. Велику больше 30-ти, а выглядит молодцом, как новый.

«Старт-Шоссе» родом из СССР. Совок принято сейчас ругать, но, чтоб прочувствовать ту эпоху нужен такой вот велосипед. Найти качественный «Старт-Шоссе» за 5-7 тыс. рублей проблематично, но возможно, если не боишься запачкать руки при его восстановлении. Но, когда его переберёшь, тогда почувствуешь, как этот «старичок» под 40 км да в горку тебя тянет.

Спорить не буду: для серьёзных тренировок лучше новый шоссер. Но для прогулки и для новичка «Старт» – это самое то! Да не стоит забывать, что ХВЗ «Старт-Шоссе» – это ретро. Это та машина, для которой не чета, те одноразовые велики, которые будут окружать его во время велосипедных прогулок. У кого такой байк — долг перед своими потомками: сохранить.

В последнее время, всё чаще встречаешь на улицах городов велосипеды ХВЗ. Шоссейные, туристические велосипеды становятся популярными. Любители велосипедов оценили качество конструкций Харьковского велозавода, одни их восстанавливают или реставрируют, другие подвергают их апгрейду. Все харьковские рамы ценятся, но «Старт-Шоссе» в этой массе выделяется особо.

ХВЗ Турист . Подарок или подачка?

Всем привет, как и обещал рассказываю о самом массовом легкодорожном советском велосипеде — ХВЗ Турист .

Начать хотел бы с цифр с даты начала и конца выпуска ХВЗ Турист с 1950-го(ХВЗ В-32)


до окончания выпуска до 1991 (ХВЗ В-153-611 )


Внушительная цифра(41год!) товарищи, так чем же привлекал Турист ? Чем он завоевывал сердца миллионов советских граждан ?

Разберемся что есть Совесткий Турист 50го года серединный Турист 80го года и перестроечный Турист 89-90 года ?

Благо мне удалось прокатиться и подремонтировать каждый из них .

1. Турист Советский, настоящий 52гв . Отличная, добротная рама, тяжелые, мощные переключатели, тяжелый до ужаса, однако накат отличный, хорошо подобранные передачи . чувствуется, что за халтуру могли и "пожурить" . Качество чувствуется везде, даже в таких мелочах как обод колеса — для того что бы колпачок камеры не пропал -была сделана цепочка .


После такого велосипеда действительно чувствуется "за что" любили Турист — за надежность и неприхотливость .


Теперь перейдем к Туристу из 80-го года, велосипед заметно "полегчал" все стало легким, воздушным, однако обода стали из пластилина, но рама не площает, качество окраски конечно удручает, однако, вц елом- велосипед приемлимый, хотя, из 10 дней проведенным на нем от рассвета до заката, 2 я точно посвятил повторным регулировкам…


Здесь тоже можно понять любовь советских граждан — дефецит, по сравнению с тем что было — турист, считавшийся полуспортивным, был чем то вроде Ракеты по сравнению с ПО-2 .

Ну а теперь перейдем к "кульминации" нашего рассказа — вот такой вот велосипедик


В целом, выглядит интересно- это следствие того, что завод поменял способ нанесения надписей- вместо краски- наклейки на целофане, однако рама- пластилиновая! Крашено без грунта, тормоза гнутся …это, если честно- был один из самых плохих моих велосипедов, хотя я предпринимал попытки к улучшению технических характеристик


Гнущяяся рама, втулки, руль сделали свое дело- я не смог его на нем ездить- вернулся к своим "старичкам".

Здесь уже любви не было — после развала СССР на рынок хлынули американские -китайские-немецкие велосипеды, и родной харьков, за убогость 40летней конструкции, ненадежность, дичайщее качество просто вытеснили с рынка, в результате чего завод, как истинный "наш" прекратил свое сушествование .

Какой же мы можем сделать вывод, товарищи ?

Несомненно, в начале своего выпуска ХВЗ В-32 Турист был подарком завода любимому народу, об этом горит все, качество, красота, надежность, однако в конце же, велосипед был явно "отпиской", своеобразным "плевком", почему нельзя было сделать нормальный велосипед, сделать хорошее качество изделия ? Почему не применить хоть некоторые наработки которые копились в течени всего(!) производства ?

К сожалению эти вопросы остались без ответа, завода уже нет, однако эти велосипеды до сих пор колесят просторы родной страны . Страны, которой подарила им жизнь, но которой уже тоже нет…


Комментарии 54

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


Есть вариант взять туриста 91 года в целофане, стоит?!


Хвз завод существует


Был ХВЗ Спорт:) Эх хорош


В советское время Турист — это что-то из нереального мира. Все пацаны о нем мечтали. Но такие были у единиц. Мы довольствовались обычными Украинами.
Про мою Украину ты наверное читал? Я когда-то писал.

Еще раз убеждаюсь что все зависит от региона и от удаленности от центра, до Сибири они вообще не доезжали :)



Молодцом! Классный пост! : )


Очень понравилось!) Хочу такой!

Взависимости от комплектации, в среднем продаются по 5000 р .

Слава, отличный рассказ!))


спасибо за буквы! ! !


Да я помню у тебя, он довольно неплох … я восстанавливал тоже турист, даже где то фотка есть



Долгое время был хозяином крайней описанной модели Туриста. Ездил в основном по грунтовым дорогам, к коим он оказался плохо приспособлен из за узкого обода. долгое время мучился с исправлением восьмерок, пока колесо окончательно не завернуло пропеллером. В идеале на него нужны были обода широкие, типа урала, но они не влезли в раму, так и погиб велосипед только из за того, что не смог найти заднее колесо. К родному сиденью я так и не смог привыкнуть, особенно на кочках, пришлось приколхозить ураловское кожаное на пружинах, чтобы жопа не отстегивалась на кочках. Рычажок переключения скоростей вообще странный, но опятьже спас колхоз — примастырил к бабочке рычаг длинной 20 см с наболдашником и разметил на раме моменты переключения скоростей, кстати стало намного удобнее. Некоторое недоумение у меня вызывали ступицы на шариках без сипараторов, которые наравили выпадать при разборке оси. А так — вполне достойный велосипед — с современными велосипедами не сравнить — стальные педали, ручки тормозов и большие жестяные крылья это то чего не хватает на современных велосипедах.

Читайте также: