Икона на металле пресвятой богородицы

Обновлено: 04.10.2024

Многочисленные сведения по иконографии образа Пресвятой Богородицы, имеющиеся в различных источниках, не просто добросовестно пересказаны, а творчески осмыслены. Так, при перечислении типов изображения Пресвятой Богородицы, каждый раз обращался к иконам Божией Матери, находящихся в приделах и пространстве интернет источников. Ппри рассмотрении конкретных икон, обращаю внимание не только на атрибуты одежды Пресвятой Богородицы и Ее Божественного сына, но и пытаюсь раскрыть смысл иконы с догматической точки зрения.

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу, когда, будучи на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский. Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении.

Эфесский собор в 431 году догматически утвердил за Девой Марией право наз. Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в Тайне Боговоплощения. Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения.

Еще во дни земной жизни Матери Божией и ближние и дальние спешили к ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего скорбели, изъявляя горячее желание видеть хотя бы изображение лика Богородицы. Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, и чтобы удовлетворить их, он изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 1

Существует еще одно предание о первообразе — это нерукотворный образ Богородицы, который возник еще при Ее жизни, на столпе храма, построенного в г. Лидде (недалеко от Иерусалима). Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов молили Божию Матерь посетить и своим присутствием осветить и благословить построенный храм.

Пречистая Дева сказала: « Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столпов (колонна) дивный красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и сама Матерь Божия посетила Лиддский храм. От этого образа стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в храм стекались толпы паломников со всего света.

В 4 веке к власти пришел император Юлиан Отступник. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось внутрь столпа, и осталось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 2

После Эффеского собора появляются первые иконы Богородицы, в собственном смысле слова. То есть возникает иконописание, как традиция.

Через образ Богородицы раскрывается нам глубина Богочеловеческих отношений. Дева Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой Тварью и почитание Ее связано именно с этим.

Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, который заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, пишет: «Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом…».

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 3

На иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: мафорий — верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая. В середине круглый прорез, чтобы прошла голова, края этого прореза около шеи обшивается широкой или узкой каймой. Мафорий одевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Туника – длинная нижняя рубаха до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой, как символ девственной чистоты. Но может быть разных оттенков синего, темно-синего и темно-зеленого. Женщина того времени всегда должны покрывать голову, и на иконах Божией Матери мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы, поверх которого надето покрывало. Покрывало, подобно мафорию, было круглым, разрезанным спереди до центра или прорезом для лица. Его длина была до локтей. В иконографии тона плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою плоть и кровь Сын Божий. По краям плат отделан золотой каймой и бахромой. Золотая кайма – знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней и благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. Иногда одежды Богородицы золотые, что символизирует поток благодати Божией, а изредка мы можем видеть Божию Матерь, облаченную в синий мафорий. Для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери.

Непременной принадлежностью головного покрывала Богородицы являются три звездочки. Это символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе), и остается Девою после рождения Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече). Вместе с тем 3 звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменую вочеловечение Сына Божия – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники). Поручи – деталь облачения священников, на иконах – это символ служения Божий Матери (а в Ее лице – и всей Церкви) Главе Церкви Первосвященнику Иисусу Христу.

Начиная с 6 века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цвета и украшены золотым ассистом (по складкам одежды штрихи из сусального золомта или серебра) — признак Божественного Света. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей. И указывает на Его совечное, и сопрестольное Богу Отцу Существо.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой.

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 4

Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично — покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях принято изображение с покрытой головой. Но в некоторых иконографических вариантах мы видим изображение Богоматери с непокрытой головой, например: московский образ Богородицы «Взыскание погибших». В некоторых случаях плат заменен венцом (короной, диадемой), например: Балыкинская икона Божией Матери.

Обычай изображать Богородицу с непокрытой головой западного происхождения, как знак Ее Приснодевства. Покрытая голова Богородицы не просто дань восточно — христианской традиции, а глубокий символ — знак Ее Материнства и полной принадлежности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить покров, ибо венец (корона) — знак Царства. Действительно, Божия Матерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как видим на иконах Богородицы Ченстоховская икона, «Млекопитательница», «Споручница грешных», «Державная», «Достойно есть» и др.

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 5

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богоматери тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ей открывалось сердце, может даже больше, чем Христу. В народном сознании господствовали представления о Боге, как Грозном Судии, а Божией Матери — вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. В Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Ее ходатайстве за простых людей. Однако в народной фантазии пределы такого ходатайства могли принимать несоизмеримые масштабы, искажающие образ Христа. Тем не менее, зная любовь народа к Богородице, Ее близость к человеческому сердцу, порой наивному в своей человеческой вере, Церковь учила народ Божий через Богородичные иконы. И при всей доступности этого образа иконы содержат глубочайший богословский смысл.

Условно все многообразие икон Богоматери можно разделить на группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из сторон Ее служения. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основными, ведущими в иконографии Богородицы являются три типа икон: «Одигитрия», «Умиление», «Оранта».

По преданию три иконы апостола Луки, представленные Богородице, и заложили эти типы икон.

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 6

Одигитрия, греч. Путеводительница – это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, который написан и не младенцем, и не в детском возрасте, и не взрослым, здесь он вечный. По преданию Богородица родила Иисуса Христа в 15 лет, что вполне соответствует южным народам, а на иконе Богородица приобретает некоторую суровость, уже не юная, взрослее намного. Это богословская динамика, которая изображается на иконах Божией Матери. Иконописцу интересно показать не юную девушку, ставшую матерью, а важно изобразить Богоматерь.

Иконы этого типа строятся следующим образом: фигура Богородицы представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, а другой указывает на Него. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас, нередко жест направлен и на предстоящих. В другой руке Он держит свернутый свиток (закон), иногда есть варианты развернутого свитка, скипер и держава, книга. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы – в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, а теперь Она – мост для нас на пути к Нему. Жестом Богородица ориентирует нас духовно, направляя нас к Христу, ибо Он «есть Путь и Истина и Жизнь». Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, Она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип Богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты и изображения в рост. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, «Троеручица», «Споручница грешных», Петровская, Кипрская, Иерусалимская, Алабатская, Ченстоховская, Грузинская, «Страстная» и многие другие.

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 7

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Домаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила его отрубленную руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья, на лике Богородицы появилась кровь, что повергло нападающих в неописуемый ужас. На иконе «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжета изменена поза Младенца Христа – Он изображен в полооборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Матери.

Богородица говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь к Христу, на этих иконах Одигитрия предстает путеводительницей к Богу и вечному Спасению.

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 8

Елеуса греч. Милующая, а на Руси Умиление - еще один распространенный иконографический тип иконы Божией Матери. В греческой иконографии данный тип икон именовался Сладкое лобзание.

Эпитетом «Умиление» в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. Характерной особенность иконографии Умиление является соединенность ликов Спасителя и Богородицы. Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии, рученками и ликом устремлен к Матери, а Мать лицом и всем своим существом устремлена к младенцу, их любовь безгранична. В этом типе икон представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его Творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание в искупление всечеловеческого греха. Любовь на иконе соединяет небесное и земное, Божественное и человеческое, выраженное сопряжением нимбов и соприкосновением двух ликов. Поскольку Богородица символизирует Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком – ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.

Тип «Умиление»– один из наиболее мистических типов Богородичных икон. Здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. И не случайно. Много тому причин: и древнее происхождение от апостола Луки, и события связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву, и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар…

У этого типа есть варианты изображения: ласкающая Младенца Богоматерь может быть сидящей, поясной, стоящей; Младенец может восседать на правой или на левой руке.

Из икон типа Умиления наиболее известны: "Феодоровская", "Владимирская", "Донская", "Достойно Есть", "Почаевская", "Киккская", "Взыскание погибших", "Волоколамская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ярославская", "Толгская","Утоли моя печали" и другие. Есть оплечные варианты Елеусы: Корсунская, Игоревская, Касперовская иконы.

Особой разновидность Умиления является изображение Младенца, сидящего на руке Богоматери и болтающего ножками. Этот извод стал очень популярным в 15-16 вв. и получил название «Взыграние Младенца». Примером такого типа может служить Яхромская икона Божией Матери. Характерный жест этой композиции – Младенец ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия.

Редкий вариант Умиления представляет тип Млекопитательница. Богоматерь кормит грудью Младенца Христа. Такая деталь – не только интимная подробность, но раскрывает еще одну тему в прочтении образа Богородицы. Мать, вскармливая Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "Чистым словесным молоком Слова Божьего".

Иконография образа Пресвятой Богородицы., фото № 9

Мы рассмотрели два главных типа иконографии Божией Матери с Младенцем Христом.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть из огромного количества икон: более 860 наименований. Для большинства икон установлены отдельные празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Помимо икон Богородицы, к иконографии относятся иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленного в честь Пресвятой Богородицы.

Редкая иконография и другие, менее распространенные типы икон Богородицы, будут рассмотрены в следующих публикациях. В зависмости от необходимости.

Иконы с Божьей Матерью

Иконы с Богоматерью – в православном христианстве и католицизме изображение лика Божьей Матери и сюжетов, связанных с житием, праздниками и чудесными деяниями Богородицы. Издревле иконы с Богоматерью изготавливаются из различных материалов и в разнообразных техниках: живописи, резьбы, литья, печати, вышивки и т.д.

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость..

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость»
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали, pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»
Вершковая икона «Богоматерь Казанская», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»

Вершковая икона «Богоматерь Казанская» – икона сам..

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская»
Вершковая икона «Богоматерь Смоленская», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская»

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская» – одностор..

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями
Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями, pic. 1

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя ..

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»
Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне», pic. 1

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в кор..

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали
Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали, pic. 1

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голуб..

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»
Икона «Богоматерь Агиосоритисса», pic. 1

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»

Икона «Богоматерь Агиосоритисса» – медная вершкова..

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»
Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми», pic. 1

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусо..

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты
Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты, pic. 1

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты ..

Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой

Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой – вершковая ..

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»
Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской», pic. 1

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской» –..

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами
Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами, pic. 1

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херуви..

Вершковая икона «Казанская Божья Матерь»
Вершковая икона «Казанская Божья Матерь», pic. 1

Вершковая икона «Казанская Божья Матерь»

Вершковая икона «Казанская Божья Матерь» - артефак..

Меднолитные иконы с Богоматерью – одна из разновидностей икон, изготавливаемых из меди и легирующих примесей других металлов (олово, свинец, цинк, серебро).

Медные иконы с Божьей Матерью изготавливаются на Руси со времён раннего Средневековья (11 век). Образ Богородицы – самый почитаемый образ в православной иконографии. На металлических иконах, особенно с середины 17 до начала 20 века, было создано большое количество иконографических образцов и изводов лика Божьей Матери.

Первые меднолитные иконы с изображением Богородицы во многом копировали образцы Византийской школы, привозимые в достаточном количестве благодаря тесным торговым и религиозным связям двух стран.

Богоматерь олицетворяет посредницу Боговоплощения, она родила и сопровождала своего Сына с самого начала до самого конца. Христиане твёрдо верят, что материнские чувства, переживания и страдания Богородицы, позволяют ей особенно глубоко понимать людские горести. В своём милосердном соучастии Божья Матерь неизменно становится заступницей человеческого рода.

Считается, что сила заступничества Богородицы настолько велика, что Спаситель не может отказать своей Матери в её прошениях.

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:

Богородица не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах… Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать перед Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, со всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», к одной Богоматери она употребляет слова: «Спаси нас». Через образ Богородицы раскрывается вся глубина «богочеловеческих отношений».

В отечественной иконографической традиции лик Богородицы всегда преисполнен духовной силы и премудрости. Чаще всего Божья Матерь изображается с Младенцем Иисусом, которому она с нежностью поклоняется, смирившись с неизбежностью искупительной жертвы Богочеловека.

Сайт Меднолит представляет вашему вниманию каталог меднолитных икон Богоматери, содержащий подробное описание каждого артефакта, его характеристики, а также качественные иллюстрации опубликованных образцов.

Медные иконы с XI до XIX века


Медные иконки, крестики, складни встречаются не только в музеях и частных коллекциях – увидеть их можно и в квартирах обычных людей, получивших уникальное наследие от пожилых родственников. Такие иконки различаются по размерам – они могут быть как миниатюрными, так и величиной с ладонь. Медные складни и иконы отличаются искусной работой, мастерской прорисовкой образов, а также богатой историей.

Впервые на территории Руси литые иконы появились после принятия и распространения христианства, в XI веке. Первые иконы привозились из Византии, которая в то время представляла собой культурно-православный центр. А в период XIV-XIX веков создание и распространение меднолитых икон на Руси приобрело массовый характер. Иконки были разнообразные, различающиеся размерами, обработкой, техникой выполнения.

Одним из самых оригинальных изделий был змеевик – нательный элемент, выступавший связующим звеном между славянским язычеством и православием. Внешне змеевик выглядел как небольшая икона. На одной ее стороне находились изображения креста или образа святого, а на другой – переплетенные змеиные тела, что свидетельствует о языческой символике. Для изготовления таких амулетов-змеевиков использовалась не только медь, но и драгоценные металлы, хотя и реже.

Наибольшая распространенность литых икон наблюдалась в средневековой Руси. Производство таких изделий было налажено в Новгородской, Московской, Тверской областях. Обычно старинные почитаемые иконы использовались в качестве исходных моделей для отливки изделий. В дальнейшем местные художники тоже стали распространять свои работы.

Стандартная форма медных икон – прямоугольник со слегка закругленными краями. Время от времени изготавливали меднолитые изделия в форме круга или многоугольника.

Помимо икон, русские мастера создавали множество складней, а также нательных, наперстных и киотных крестов. Были распространены и мощевики – кресты из створок, которые использовались как маленькие тайники для хранения христианских реликвий (например, святых мощей).

На иконах изображались различные сюжеты, но все они относились к православной тематике. Меднолитые изделия содержали и старообрядческие, и новые церковно-православные сюжеты. Чаще всего на литых иконах изображались Богоматерь с младенцем, Святые, Христос, Распятие, Моление. Меднолитые иконы имели особое оглавие, в котором мастера изготавливали петельку – через нее люди пропускали нить, чтобы повесить образ на шею или дома на стене. А в XIX веке такие петельки были уже «ненастоящими», так как отверстие в них уже отсутствовало, что не позволяло пропустить через изделие нить.

Складень – один из распространенных видов литых икон. Такая складная икона представляла собой триптих – картину из трех элементов (например, рисунков или рельефов), объединенных сюжетом, цветовой гаммой и техникой исполнения. Складни были распространены ввиду компактности в слаженном виде – в этом случае их размеры были не больше размеров стандартных медных икон. А в разложенном состоянии складни выступали в качестве полноценных транспортируемых иконостасов. Ведь в походах редко выдавалась возможность побывать в церкви. А дороги в те времена были опасными, длительными, продолжавшимися несколько месяцев. И если стандартные иконы занимали лишнее место и были слишком хрупкими, то транспортируемые складни не боялись случайных ударов, хорошо переносили дорогу.


Также на Руси были распространены панагии – круглые иконы, которые использовали священнослужители. На поверхности таких изделий наносился образ Пресвятой Богородицы.

Оформление меднолитых икон тоже претерпевало изменения. В конце XVII века в государстве стали изготавливать изделия, которые имели отношение к духовной жизни обычных людей. Сохранившиеся изделия, оказав большой вклад в культуру и историю, на текущий момент хранятся в специальных государственных учреждениях.

Влияние раскола церкви на изготовление меднолитых икон

Русская православная церковь раскололась в XVII веке, что повлияло на все сферы жизни населения Руси, в том числе и на изготовление меднолитых икон.

Расколом церкви руководил патриарх Никон. Его цель заключалась в том, чтобы добиться единообразия в книгах, календарях, иконах согласно древней византийской традиции. Священники православной церкви осознавали, что богатая история существования русской церкви, продолжавшаяся более 5 столетий, привела ко множеству разрозненных трактовок, расхождений в литературных произведениях, в иконографии и практике. В основном это объясняется традиционным переписыванием книг вручную. Ошибки – и специальные, и непреднамеренные – переписывались и накапливались. Реформа обрела как последователей, так и противников, что застопорило ее развитие. Православные люди объединялись с тем или иным лагерем, считая, что только их выбор позволяет сохранить настоящие церковные традиции. Приверженцы старых традиций стали называться старообрядцами, а их церковь получила название старообрядческой.

Также в XVIII веке государство на официальной основе включило церковь в свою систему. Старообрядцы столкнулись с ограничительными мерами от государства – например, оно попыталось уничтожить имеющиеся иконы и наложить запрет на изготовление новых изделий, изображающих двуперстное крещение. Государственные деятели стали преследовать «неверные» образы. А в 1723 году был выпущен приказ о полном запрете на изготовление металлических икон. Этот приказ не выполнялся, однако люди стали по-другому относиться к меднолитым иконам, воспринимая их в качестве элемента старообрядчества.

А старообрядцы стали активнее поддерживать меднолитые православные иконы. Медное литье отличалось легким тиражированием – достаточно было иметь матрицу (деталь с зеркальным отображением отливаемой детали для обеспечения формы отливки). Любую икону можно было использовать в качестве модели для производства новых образов. Такие иконы стали символизировать вечность, истинную веру, поскольку они были прочные, легко сохранялись и передавались от старшего поколения к младшему.

Старообрядцы считали, что истинная Церковь может быть исключительно гонимой, что выразилось в идеологии согласия странников. Меднолитые иконы подходили к условиям постоянных странствий. Такие изделия были защищены от трещин, падений, осыпания слоя краски.

Старообрядцы и в самом деле сохранили множество исторических памятников, включая редчайшие меднолитые иконы. Выпуск и производство литых икон не останавливался. Люди воспринимали новоделы в качестве настоящих, древних, правильных икон, так как они изготавливались по образу старых, со строгим соблюдением правил производства и оформления. Так как население почитало древние традиции, изготовление медных икон распространилось по всему государству, выйдя далеко за границы областей проживания старообрядцев.


Меднолитые иконы получили особое распространение в XVIII-XIX веках, так как этот период характеризуется резким развитием металлургической промышленности, особенно на Урале – в центре металлургического производства. Это обеспечило массовое изготовление и выпуск металлических изделий.

Также активное распространение литых икон объясняется тем, что среди старообрядцев часто были обеспеченные, знаменитые люди – например, Морозовы, Третьяковы, Гучковы. Созданные в «медницах» меднолитые иконы сохранились и до наших дней. Сегодня это технические и художественные шедевры того периода, характеризующиеся тонкой мастерской работой, умелым золочением или серебрением, использованием эмали различных цветов.

Медные иконы, покрытие эмалью

Такие изделия получили на Руси известность с XVII века. Используемая на иконе эмаль выступает в качестве фона для изображения, а не формирует саму картину. Это некое «разукрашивание» литого рельефа. Нередко встречались иконы, которые были изготовлены по одной и той же модели, однако одно из изделий было покрыто эмалью, а второе не содержало такого покрытия.

Пик популярности икон с эмалью пришелся на XVIII век. Яркий пример – икона мастеров Выговской обители в Поморье. Мастерские, где изготовлялись такие изделия, находились по всей стране. На сегодняшний день ученые историки могут быстро установить, в какой области создали ту или иную литую икону.

Выговская обитель

Во второй половине XIX века появилось множество уникальных литых изделий – не только иконок, но и складней, крестов – которые поражали воображение рисунком и искусным оформлением. Данные предметы выполнены на более профессиональном уровне, их рельеф качественно проработан, рисунок отличается четкостью и детализацией, а надписи выполнены четко и красиво. Такие медные иконы вызывали ощущение ликующего счастья, хотя старообрядческий образ жизни был достаточно умеренным, отличающимся самоограничениями, строгой самодисциплиной.

Только в больших промышленных центрах было возможно производство таких изделий. Одним из основных центров выступал Данилов монастырь на р. Выге (Выговская область). Медница Данилова монастыря стала известной по всей стране.

Выговская область особенно прославилась 4-створчатым складнем («утюгом» ввиду большого веса и внешней схожести). Форма створок была выполнена в виде прямоугольника, форма вершины – в виде полуовала/полукруга с заострением на середине дуги. Для соединения створок использовались трубчатые петельки, через которые проходил стальной стержень. Сначала собирались боковые створки с краю, укладываясь внутрь, а затем складень захлопывали, как книгу. По размерам такой складень соответствовал большой мужской ладони. Внутренняя часть изделия представляла собой иконостас, состоящий из 12 некрупных клейм в виде изображения, композиции из нескольких фигур. Обычно на клеймах изображалось поклонение иконам, двунадесятые праздники.

Литые иконы на Выге отличались идеально чистым рисунком, отсутствием ошибок, недочетов. Изделие не нужно было подвергать прочеканке, чтобы изображение было четким. Отливание мелких элементов, ликов и надписей осуществлялось сразу же. Для украшения оборотных сторон изделий нередко использовались рисунки, орнаменты. Обычно мастера применяли для этого Голгофу в обрамлении.


По мнению ученых-историков, именно на Выге в XVII веке был создан 20-клеймный складень, который сегодня представляет собой уникальный иконографический образец. Сведения о талантливом и искусном мастере не дошли до наших дней, однако можно с уверенностью сказать, что он был настоящим профессионалом в своей сфере. Исходный оригинал изделия тоже не сохранился до настоящего времени.

Мастера с такими же умениями трудились в Московском печатном или патриаршем дворе, работали в Оружейной палате. В Поморье мастера создавали иконы в стиле Новгородской иконографии (Чудотворец Никола, Георгий Победоносец и другие). При изготовлении таких икон золочение или многоцветная эмаль не применялись.

С XIX века мастера стали редко украшать литые иконы яркой многоцветной эмалью. С течением времени мастера из Поморья или Выги начали активно использовать одноцветную эмаль – например, синего кобальтового, голубого цвета. Белый цвет применялся намного реже.

В конце XIX века полноцветная палитра эмали вновь приобрела популярность. Однако производство меднолитых икон почти полностью сошел на «нет» – изготовлением икон уже занимались другие школы, центры и мастера.

Медные старинные складни

Складень – это один из видов медных икон, который состоит из 2-4 секций (створок). Наибольшее распространение получили триптихи, то есть складни, состоящие из 3-х створок. Если для Руси слово «складень» относилось именно к меднолитной составной иконе, имеющих форму книги, то в средневековой Европе под этим термином подразумевается определённая форма церковных алтарей, которые ещё называют «створчатыми алтарями» - иконостасами, состоящими из нескольких панелей, соединённых между собой.

Уточнить поиск

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами
Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами, pic. 1

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» ..

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые»
Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые», pic. 1

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые»

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и и..

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица»
Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица», pic. 1

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица»

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветх..

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость»
Малый латунный складень «Всех скорбящих радость», pic. 1

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость»

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость» –..

Малый складень «Богоматерь Смоленская»
Малый складень «Богоматерь Смоленская», pic. 1

Малый складень «Богоматерь Смоленская»

Малый складень «Богоматерь Смоленская» – меднолитн..

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами»
Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами», pic. 1

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами»

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с ..

Малый складень «Священномученик Антипа»
Малый складень «Священномученик Антипа», pic. 1

Малый складень «Священномученик Антипа»

Малый складень «Священномученик Антипа» – меднолит..

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)»
Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)», pic. 1

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)»

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (..

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная»
Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная», pic. 1

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная»

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица..

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях
Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях, pic. 1

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в..

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)»
Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)», pic. 1

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)»

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение ..

Складень «Богоматерь Оранта (Знамение) с шестикрылыми серафимами»

Складень «Богоматерь Оранта (Знамение) с шестикрыл..

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали
Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали, pic. 1

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три э..

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый
Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый, pic. 1

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый – меднолит..

Складень «Деисус и избранные святые» в голубой и чёрной эмалях

Складень «Деисус и избранные святые» в голубой и ч..

Складень «Николай Можайский с предстоящими»

Складень «Николай Можайский с предстоящими» – лату..

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали
Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали, pic. 1

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжет..

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими»
Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими», pic. 1

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими»

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящ..

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях
Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях, pic. 1

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях – об..

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери»
Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери», pic. 1

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери»

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей..

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник»
Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник», pic. 1

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник»

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матер..

Триптих «Деисус средний дорожный»
Триптих «Деисус средний дорожный», pic. 1

Триптих «Деисус средний дорожный»

Триптих «Деисус средний дорожный» – религиозный ар..

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники»
Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники», pic. 1

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники»

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники..

Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель»
Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель», pic. 1

Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель»

Складень «Господь Вседержитель» является достаточн..

Складни, отлитые из медного сплава, были очень удобны для переноски, ведь даже обладая весьма внушительным весом, позволяли носить с собой в сложенном виде сразу несколько образов, часто это были Иисус Христос, Божья Матерь, либо избранные святые.

Актуальность использования складней именно в походных условиях была неоспорима, учитывая огромные расстояния русской земли. Складни брали с собой княжеские дружинники, купцы, пилигримы, паломники, странствующие монахи, крестьяне, батраки. Походы длились неделями и месяцами, посещать храмы в ходе таких путешествий не было никакой возможности, поэтому складни позволяли помолиться прямо в дороге, утром или устраиваясь на ночлег. Не стоит и говорить о том, что в дорожных условиях именно меднолитные складни без ущерба для себя переносили все погодные неожиданности, пыль и грязь дорог, речные переправы и броды.

В книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию…», написанной архидиаконом Павлом Алепским, приводится свидетельство, относящееся к 17 веку и посвящённое складням у русских солдат:

«У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели».

Но, безусловно, первые складни стали появляться на Руси за много веков до приведённого в книге свидетельства. Иконы, кресты и, конечно же, складни ввозились из Византийской империи уже в 10 веке. Способствовали этому и общая религия (как мы помним, Русь была крещена в 988 году), и многочисленные торговые отношения, включая знаменитый торговый путь «из варяг в греки», и предшествовавшие крещению, не единожды предпринимаемые, военные походы русичей на Византию и Царьград.

Металлические складни различных мастей часто являются объектами находок археологов, показывая весь путь развития этого вида религиозного искусства на Руси. Древние русские складни заимствовали свои формы и сюжеты у византийских образцов. Ширина левой и правой створок складней равнялись половине центральной части, что позволяло закрывать средник (центральную часть) обеими створками одновременно. Такие складни копировали своей формой Царские врата, располагающиеся перед алтарём храма. Древние образцы складней 10-13 веков были небольшого размера, их оглавие крепилось к среднику подвижным образом, такие складни были удобны для ношения под одеждой, вместе с нательным крестом.

Время шло, и с течением веков популярность складней падала, поэтому если сравнивать количество образцов крестов и литых икон, дошедших до нас за период с 13 по 17 век, с количеством складней того же периода – последние будут сильно проигрывать в количестве. Это связано с более сложным процессом изготовления, ведь каждую часть складня требовалось отливать отдельно – средник, оглавие, створки – а затем соединять части между собой.

В начале 18 века Православная церковь запретила изготовление медных икон, и именно в этот период начинается расцвет старообрядческого меднолитного дела. Выговская литейная мастерская, используя современные техники медного литья, начала изготовление новых видов складней, используя другую иконографию и сюжеты. Створки складней делались более точно, они плотно прилегали друг к другу, стали использоваться многочисленные петли и толстые штифты. Складни стали более прочными, створки накладывались одна на другую, их количество увеличилось до 4-х.

В 19 веке латунные складни складни уже представляли собой целые иконостасы и святцы. Считается, что именно выговские мастера изготовляли самые прекрасные образцы складней, задавая высокие стандарты ремесла для литейных мастерских других регионов России.

Задняя сторона, которая в сложенном состоянии складня выступала в качестве «обложки», нередко украшалась резным Голгофским крестом.

Начиная с 18 века складни вновь стали популярными, их изготавливали в огромном количестве вариаций, а в начале 20 века, по понятным причинам, золотой век складней завершился.

Иконы Богородицы .О чём молятся тому или иному образу.

Принято считать ,что неважно перед какой иконой и о чем мы молимся,при молитве мы обращаемся не к картинке,а к первообразу,а смотрим на икону чтобы легче представить того к кому обращена молитва.

Не смотря на то что Богородичных икон существует множество Богоматерь одна ,просто прославлена она разными образами в разных уголках земли,тот или иной образ где то более или менее известен и почитаем.Но выбирая икону для домашнего очага перед нами стоит не простая задача - какой же образ выбрать ? Ведь рукописная икона вещь не дешовая и приобретается на всю жизнь и не только для своей семьи,но и для будущих поколений. Я решила не много облегчить эту задачу и рассказать в этой публикации о наиболее распространенных в России образах ,к какому образу наиболее часто обращаются в тех или иных обстоятельствах жизни.Итак начнём.

+++ БОГОРОДИЦА ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ

Само название иконы "Всех скорбящих Радость " говорит нам само за себя. Ей молятся все обиженные, угнетенные, страждущие, страдающие припадками, раслабление рук, болезнию горла, туберкулезом и другими болезнями .Молятся этому образу Богородицы в любых своих бедах и горестях и по вере она щедро как и на иконе помогает молящимся ей.Слова молитвы иконе говорят сами за себя : Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Ей молятся при болях, болезнях и увечьях рук, ног, душевном беспокойстве.О защите дома от врагов ,семейном благополучии,исцелении заболеваний и о многом другом.Хорошо такую икону иметь в доме тем кто занимается ручным трудом,ремесленными профессиями.
Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

+++ ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ ЗНАМЕНИЕ

Прославилась огромным количеством чудес. “Знамение” – одна из наиболее почитаемых в нашем народе икон. Много совершается знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни. Милосердная Владычица являет чрез сию святыню знамения Своего покрова и заступления как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей при междуусобных конфликтах и войнах, от краж и воров, о прекращении бедствий. Матери-христианки приходящие к сознанию своего бессилия дать счастье своим детям, оградить их от всегда близкой и неминуемой опасности, обращают свои взоры к этому образу и находят поддержку и помощь. Перед этой иконой молятся для защиты от недругов, во время эпидемий, для прозрения духовного и телесного.

Это образ заступницы всего народа. К ней обращаются в семейных нуждах, молятся за детей, ею благословляют на брак. Часто с этой иконой составляется венчальная пара (иконы для венчания ) или же пара со Спасителем для домашнего иконостаса.Её просят помощи в исцелении и заступления в тяжелые времена.Даже праздник 4 ноября день народного единства установлен в день празднования Казанской иконе Божией Матери. Одним из первых чудес от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться перед этой иконой в глазных болезнях и о прозрении слепых очей душевных и телесных. Перед иконой Богородицы "Казанская" иконой также является заступницей в тяжелые времена, от войн, ей благословляют вступающих в брак. Часто её иобраз ставят над кроваткой младенца.Ей молятся при болезнях глаз и о прозрении.
Казанская икона именуется в народе иконой смутного времени. Это Икона-спасительница!

Иконы Богородицы .О чём молятся тому или иному образу., фото № 1

+++ БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ .УМИЛЕНИЕ ДИВЕЕВСКАЯ

Эта икона принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Ей молятся об исцелении болящих от тяжелых болезней и от душевных тягостей, а также поможет преодолеть переходный возраст;

У неё просят помощи в зачатии дитя, а также о успешных и легких родах.Считается что икона Умиление " умиляет " злые сердца, избавляет от безнравственных мыслей и придание гармонии. Девушкам образ поможет найти достойного человека и принести счастье в жизнь.

+++ ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Все мы знаем праздник Покрова и молясь перед таким её образом конечно молим её о Покрове над нами,нашей семьёй.

Молимся о милости и заступничестве Божией Матери, о ниспослании любви, терпения, благодушия и исполнении желаний. Женщины, почитая день Покрова Пресвятой Богородицы, обращают к ней свои молитвы и просьбы — сохранить жизнь и здоровье близких, защитить мужей и детей от врагов видимых и невидимых. Молитва перед этой иконой Божией Матери укрепляет в вере, защищает от зла, дарует долготерпение. Военные почитают этот праздник, считая, что именно заступничество Божьей Матери помогает выигрывать самые большие сражения.
Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство.

Ей молятся об исцелении детей, сохранении и здравии младенцев, при параличе. Помогает обрести и счастье материнства. Молятся о здравии душевном и телесном, просят защиты от врагов (от войн).Также молятся при болезнях глаз и о прозрении; при эпилепсии.Очень почитаемая и скорая на помощь икона .Мне Тихвинская помогает в любых семейных обстояниях,небольшую печатную иконку я всегда беру с собой в поездки,а на шее ношу медальончик с ней .Так я чуствую ее помощь и заступничество

Иконы Богородицы .О чём молятся тому или иному образу., фото № 2

+++ БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ

Этот не часто встречающийся в церквях образ очень почитаем в народе и особенно он близок женщинам.Помогает он в нашествии печали,уныния ,людям в состоянии одиночества.По молитвам Богоматерь помогает выйти из этих состояний,обрести мир душевный ,духовные силы в преодолении испытаний .Перед этой иконой молятся о сохранении чистой и праведной жизни, о правильном выборе супруга или супруги. Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Девушки молятся о сохранении чистоты и и целомудрия.Поэтому этот образ хорошо дарить дочерям,внучкам,в благословение на супружескую жизнь.

Одна из первых ,древнейших и почитаемых икон на Руси.Образ любим и часто используется для венчальной пары или домашнего иконостаса в паре со Спасителем.

Эта икона – заступница и защитница во многих житейских нуждах, хранительница дома.
Молятся во время бедствия и нашествия врагов (от войн), о смягчении злых сердец (об умирении враждующих), о спасении и сохранении России, об охранении от ересей и расколов, а также об исцелении от телесных и душевных болезней.

Тип иконы умиление и для женщин он распологает к молитве о детях.

+++ ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Игоревская является оплечным вариантом иконы Владимирской,а название свое получила благодаря страстотерпцу князю Игорю который перед кончиной молился её образу.Поэтому напишу коротко ,что она помогает тем кто в отчаянии,скорби,унынии .Верующие моляться её о терпении,придании сил переносить стойко все испытания.Во время гонений.К этой иконе особенно обращаются люди, подвергающиеся скорбям и гонениям.

Любимая и почитаемая в народе икона.Эту икону очень почитала царская семья и она покровительствовала им.

До сих пор она является покровительницей семей по молитвам помогает женщинам удачно выйти замуж, бездетным семьям обзавестись потомством, роженицам разрешиться от бремени при трудных родах. Помогает наладить отношения между супругами, исцеляет болезни, особенно женские.
Эта икона почитается как покровительница невест, устроительница семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогает в трудных родах.Очень хорошо иметь дома такую икону Богородицы,дарить ее в благословение новобрачным.

+++ СЕМИСТРЕЛЬНАЯ ИЛИ УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ

Этой иконе молятся о примирении враждующих,при разладах ,конфликтах ,о улучшении отношений между детьми и родителями,почитают её как "хранительницу домашнего очага"-считается что с ней в доме настает "мир",достигается душевное равновесие.Множество болящих исцелилось по молитвам через эту икону.В Москве есть мироточивая чудотворная икона "Семистрельной" Богородицы которая находится в свободном доступе и от которой по сей день происходят исцеления и чудотворения.

Иконы Богородицы .О чём молятся тому или иному образу., фото № 3

Эта икона пришла к нам из католичества,но обрела широкое почитание в России.Богородица изображена на ней с непокрытой головой,что редкость для православных икон,оплакивающая своего Сына распятого на кресте.

Икона почитается как чудотворная, после постановления Синода (1751 год) списки с Ахтырской иконы стали распространёнными .Ей молятся от несчастных случаев.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Ахтырская» молятся об исцелении от лихорадки и горячки, о благоустройстве детей в обществе, о покровительстве сиротам, в бедности и сиротстве.

Прославление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» началось с 1841 года, когда по молитвам перед ней одна из греческих провинций избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от иконы Богородицы, привлекли к ней множество паломников.

В 1889 году настоятель обители пожертвовал чудотворную икону Богородицы в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.

Икону Божией Матери «Избавительница» вёз собой в поезде император Александр III, возвращаясь в столицу со своей семьёй после отдыха на юге. Как известно, царский поезд попал в катастрофу, но сам император и его домочадцы чудом остались живыми и невредимыми. Своё чудесное спасение члены царской семьи связали с покровительством и заступничеством Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Богородицы " Избавительница " молятся об исцелении от душевных и телесных немощей,во время бедствия,о ниспослании разрешения в трудных обстоятельствах жизни ,от недуга беснования,нашествия саранчи.

Наиболее почитаемая икона на Святой земле. Иерусалимская икона Божьей Матери – образ Богородицы, перед которым молятся в случаях, когда происходят события, повергающие нас в уныние, скорбь. Икона считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича. Перед Иерусалимским образом просят о защите от стихийных бедствий, особенно от пожаров, от нападения врагов на государство, в частности, молитва перед ней защитит от попыток нападения на Ваш дом, собственность.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина. Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом. Если в трудной ситуации вы не знаете, как поступить, обратитесь с молитвой к этой иконе. Также «Смоленской» Богоматери молятся о сохранении Отечества, от войн, благополучии в пути путешествующих.

Иконы Богородицы .О чём молятся тому или иному образу., фото № 4

Наверное всем известно,что этой иконе молятся о избавлении от пожаров,бедствий.Раньше,да и сейчас в небольших поселениях с этой иконой проходят крестные ходы вокруг горящего места,там где пожар не может утихнуть и он прекращает свой путь .Например мне известен случай на малой родине где в почве большое содержание торфа и в жаркую погоду там бушуют страшные пожары ,жуть берет когда огонь со страшной скоростью идет на дома.И вот как раз при таком случае Крестный ход остановил огонь.Также ей молятся от поражения молнией,лютых бед,исцелении недугов.Искренняя молитва ей защитит не только от пожаров ,но и от непрошеных гостей .Также считается,что сила иконы способна вразумить молящегося ,уберечь от дурных поступков,греховных мыслей ,от земных соблазнов и страстей,выжечь их своим святым пламенем .Она оберегает тех кто находится на линии огня или в опасных ситуациях и обстояниях.

В оригинале Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).
Она считается образом, от которого мы, по молитве нашей к Пречистой Деве, получаем защиту от самых разных негативных событий – от стихийных бедствий (пожаров, наводнений), от вторжения в дом воров и недоброжелателей и других бед. Нерушимой стеной охраняет нас вечное заступничество Богородицы. И в наше время широко известны случаи исцеления от неизлечимых болезней, другие чудесные события. Ей молятся о сохранении города,жилища.

+++ БОГОРОДИЦА ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ

Ей молятся при головной и зубной боли, об избавлении от наркомании, алкоголизма и запоя, о вразумлении заблудших.
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

Известно что перед началом войны старица Матрона Московская велела заказать образ Богородицы "Взыскание погибших" и говорила,что скоро этот образ пригодится народу.Вскоре после его написания началась Великая Отечественная война .
О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.
Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: "Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).

Богородичных икон множество.Я не упоминала о таких распостраненных как "Помощница в родах " ,"Млекопитательница "," Скоропослушница " и т.д . Их названия говорят сами за себя.Также не упомянула множество и множество других икон - их просто не перечесть.Цель статьи сориентировать вас ,читателей в основных иконах Божией Матери ,которая по молитвам к ней посылает нам свою материнскую благодатную помощь и заступничество.В коментариях вы можете поделиться своим опытом -может кто то из вас в особых обстояниях жизни обращается к той или иной иконе и получает просимую помощь.

***Икону которой нет у меня в магазине можно всегда выполнить на заказ.

Читайте также: