Икона накатка по металлу

Обновлено: 04.10.2024

Нашел знакомый поисковик в России в заброшенном доме. Хотел бы узнать что это за икона, почему на металлической доске, и, естественно, сколько стоит. Размеры иконы: длина - 26,8см, ширина - 22,4см.
Все фото, что смог выжать из своего фотоаппарата. Заранее всем спасибо за оценку и атрибутацию. Если какая иформация еще нужна, я спрошу.

__________________
Один ребенок в доме - это бандит! Двое -организованная группировка! Бабушки и дедушки - могущественные покровители! Котяра - партизан-диверсант. Папа - политический лидер, периодически просящий политического убежища в офисе (счастливчик). И только мама всё никак не определиться - то ли она карательный орган или жертва беспредела.
P.S. Настоятельно прошу, не ставьте мне плюсы за поздравления с днем рождения. Я люблю говорить хорошие слова просто так.

vvs81, спасибо большое за оценку. А сюжет иконы определен правильно? И еще, почему сделано на металле. Высказано предположение, что такие иконы на металле делали для флота.

икона на металле и накатка на жести разные вещи. Накатка на жести штамповка,литографская печать на тонком листе типографским методом-часто фабрика Жакоб,они еще и коробочки по той же технологии делали. Эта фабрика производила массовую продукцию для широкого потребителя из беднейших слоев населения Российской империи. Тиражи икон большие-это скорее не икона,а предмет культа(но это мое представление об иконе) По моему мнению икона должна быть написана иконописцем только после благословения и поста. И не ради дохода и пропитания,а по велению души или на богоугодное дело,а не ради дохода-но это мое личное мнение. А на цинковом листе(традиционно) не только для флота иконы писали.

А в чем разница между жестью и металлом?
Это как бы просто болтология.

Написано все сумбурно, но правильно . Отчасти!
Ну во первых не ЖАКОБ, а Жако, или точнее фабрика "Жако и Бонакеръ".
Их фабрики были в Москве, Одессе и Киеве.
Появление массовой жестяной иконы с одной стороны на самом деле, упростило путь молящегося к весьма красочному и реалистичному образу.
С другой - подрубило экономику традиционного икон описания под корень.
Наряду с началом промышленного производства и просвещения сельского населения - движения их в города и появления атеизма, это повлияло на спрос на иконы самого доступного качества.
Кстати, производство таких икон было допущено святым синодом, о чем написано на торце иконы. Часть средств шло и на нужды РПЦ.
К сожалению, жесть - менее долговечный продукт, чем традиционная икона.
А может и к счастью.

Зы а ЖАКОБ - стиль в мебели.

И еще, почему сделано на металле. Высказано предположение, что такие иконы на металле делали для флота.

В данном случае, икона накатана на жести,думаю связано это с дешевизной производства,ещё дешевле только печать на бумаге. ИМХО

Для флота на цинке писали (да и то далеко не всегда), плюс ставили в "морской" киот целиком из латуни.

soroka1969, мой косяк. Среди ночи писал,спросонья перепутал. То что эта продукция выпускалась с одобрения синода тоже верно-там так там написано на каждой иконе. То что синод допустил это-его ошибка-это обесценило иконы вообще и возможно изменило отношение к ним верующих и возможно отвратило многих от церкви-как можно молиться и почитать штамповку сделанную бездушными машинами?

dmitrii352, это вы совсем глупость говорите!
Потому что:
(1) икона -не предмет культа и не сама по себе чудо и святой предмет. Икона -обычный предмет, за исключением икон чудотворных.
Попытка придать иконе бОльшее значение, чем обычный молельный образ - язычество и прелесть!
(2) Любое достоверное изображение святых, сделанное по канону -есть икона.
Вспомните булгаковского поэта-народника, который бумажную иконку носил на шее.
Почему? Потому что уверовал и ему не важно было, бумажная\деревянная и т.д.
(3) к Богу ведет не икона, а молитва! Икона способна лишь осуществить наиболее достоверный и правильный способ и образ обращения молитвы.
Именно поэтому иконы руинированные, на которых лики стерты или неряшливо переписаны, а также иконы написанные не по канону и без умения. Да так, что приводят к искажению образа или искажению сюжета..Такие иконы, какие бы красивые они не были. как бы их не написали по технологии. Образами для моления не являются.
(4) И сейчас производятся тысячи и миллионы икон. И еще более простыми способами. В любой иконной лавке вы найдете иконы для массового потребителя, напечатанные в типографии и крашенные "окладами" типографского золота.
Чем такие иконы вас не устраивают?

А то, что продукция Жако и Бонакера остановили производство массовой иконы, ну так тут палка о двух концах.
Зато перестали такие иконы производится. Иногда они были весьма низкого качества. Например "краснушки". О какой духовности там шла речь? Когда артель на конвейере "лепила" до сотни икон в день "в стопку"?

А умельцы из Палеха и Мстеры перебрались в Москву и Питер.
И не наплыв промышленной индустриализации России погубил данное ремесло, а большевисткий переворот.

Икона накатка по металлу




Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

Иконы на металле

Мы уже писали о старинной печатной иконе на бумаге. Оказывается, таких икон производилось не так уж и мало, а цель была проста: необходимо было восполнить дефицит востребованных и недорогих религиозных сюжетов, охотно раскупающихся прихожанами храмов и паломниками. Но кроме икон на бумаге можно встретить множество икон на металле.

Старинные печатные иконы на жести были особенно востребованы, они являли собой образец живописности, яркости, антуражности. Новые технологические возможности печати и нанесения тиснения на металл дали поразительный визуальный эффект, выгодно отличали старинные металлические иконы от скорописных провинциальных темперных икон и подокладных икон-маслушек. Иконы из металла не боялись воздействий атмосферы, противостояли падающим на них, горящим свечам, их можно было протирать и мыть, и главное – они стоили небольших денег.

Иконы на металле XIX век породил множество, но, увы – и их сегодня можно считать раритетами. Дешёвые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии жестяные иконы встретить уже трудно.

Купить иконы на металле можно было и в столице России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка-то есть придание объёма железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография. Мелко рельефное, очень сложное по своему рисунку тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более что, вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной»!

Но в производстве старинных жестяных икон того же Жако и Бонакера есть ещё один очень важный элемент, который обычно опускается при разговоре о печатной иконе!

Старинные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в её линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая!

Старинные деревянные рукописные иконы могут иметь форму трапеции, ромба, причём отличие в линейных размерах двух противоположных сторон порой отличаются на несколько сантиметров! И уж конечно Вы никогда не подберёте ризу к имеющейся иконе – все слишком индивидуально, все абсолютно разнится, не подходит, не подлежит приведению к общему размерному знаменателю.

Другое дело – старинные жестяные иконы, производство которых было поставлено на поток. Для завоёвывания покупателя тут надо было прилагать совершенно иные усилия, использовать жёсткие стандарты, соблюдать заданные параметры…

При рассмотрении старинной жестяной иконы Жако Москва, видно, сколь точно выдержаны её размеры, как идеально прецизионно выполнена деревянная доска, на которой закреплена жестяная икона, как филигранно произведена штамповка, тиснение, как чёток и многоцветен рисунок!

Все это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу. В результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающим, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести!

Но и иконы на жести со временем приходили в негодность. Старые иконы из металла убирали на чердаки и в сараи, где они подвергались закономерной коррозии, выцветали от солнца, плесневели и портились.

Хромолитографические иконы бумажные вступили в конкурентную борьбу с иконой на металле. Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяется фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе.

В самом конце XIX столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстёры, Палеха… И правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить иконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон.

В этом конкурентном противостоянии проходят годы, временами начинает казаться, что дешёвая бумажная икона и икона на металле победили живописную икону, однако это было не так!

Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов. В 1901 году сам император Николай II издаёт особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева!

И когда в начале следующего, XX века производство печатных икон, по сути, вышло из под какого-либо контроля, указ Священного Синода и вовсе запретил печатать иконы при монастырях и храмах. Также запрещалось и производство икон на жести, усилилась общая цензура, имевшая задачей сохранить традиции русской иконописи и оградить производство икон от всякого западного влияния.

2Но никакие указы и решения не подействовали на того же Жако и Бонакера: жестяная икона продолжала выпускаться до самой революции, положившей конец традициям производства не только иконы живописной, но и иконы на бумаге и иконы на жести…

Лишь в 1949 году будет воспроизведено новое поколение печатных икон, получаемых в типографии Новодевичьего монастыря методом шелкографии, но это как говорится, уже совсем другая история.

Классификация икон на металле примерно такова.

Есть иконы, выполненные в рельефе или барельефе без применения красочного слоя; выполненные художественными красками на металлической основе; выполненные художественными красками на «золоте» (основа иконная доска) и в смешанной технике.

Рельефные и барельефные иконы на металле известны ещё с первых веков христианства. Резные рельефы, литьё, чеканные иконы дошли в своей традиции и до наших дней.

Среди иконных техник выполнения художественными красками на металле, самой лучшей можно признать технику эмали. Сплавление специальным способом кварцевого песка и красящего пигмента было известно ещё в античности, поэтому вполне можно допустить применение этой техники с первых веков христианства. Вначале наибольшее распространение получила техника перегородчатой эмали, где на подготовленной пластине иконы делались тонкие золотые перегородки для заливки цвета. Вместе с тем эти пластинки создавали своеобразный рисунок. После обжига эмали получалось очень крепкое и прочное красочное покрытие, единственный недостаток – хрупкость.

В древнерусском искусстве перегородчатая эмаль применялась редко и в основном в декоративных решениях. С XVII века на Руси получает распространение эмаль без перегородок, где наложение красок было похоже на иконопись. Одним из центров этой эмали был Ростов Великий, отсюда и пошло именование – ростовская финифть.

Художественный потенциал этой техники огромен, и почему сегодня он не востребован – не понятно. Современные эмали позволяют получать очень красивые насыщенные цвета. Высокая светопрочность, атмосфероустойчивость предполагают использование этих красок для фасадных икон храма.

С XVII века в России появляются иконы, выполненные масляными красками на металле, но своё широкое распространение они получили с середины XIX века. К сожалению, эта техника письма обладает рядом недостатков: сцепление красочного слоя с металлом со временем ослабевает, коррозия металла – ржавчина жести или окись меди влияют на цвет иконы, потемнение масла и др. Именно эта техника рекомендуется многими «специалистами», как фасадная икона – вот где плод заблуждения. Жесть как основа для фасадной живописи вообще не пригодна, у неё самая низкая сцепляемость с красочным слоем. Немного лучше дела обстоят у меди, и ещё лучше у алюминия. Это связано с наличием оксидной плёнки у меди и алюминия, что создаёт дополнительную «рыхлость» поверхности. Поэтому когда готовится лист меди или алюминия под живопись, не надо их начищать до блеска – достаточно обезжирить поверхность. Как показывает опыт: сами масляные краски мало пригодны для живописи по металлу. Уже давно разработаны специальные краски по металлу на основе акриловых смол (не водные!).

Ещё одна техника работы по металлу – золотая наводка по меди. Эта сложная и редкая техника ещё называется «огневое золочение». Рисунок выполняется золотом, растворенным в ртути. При дальнейшем нагревании ртуть «испаряется», а золото прочно соединяется с металлом. Сегодня редко кто использует такую технологию, чаще применяют способ наложения «на отлип» клея или лака.

Металл, а в частности золото, использовали не только как фон или основу. Эффект отражения света проходящего сквозь красочный слой, был замечен иконописцами уже давно и порой очень удачно применялся. К сожалению икон написанных специально с этим эффектом немного.

Применение смешанной техники в работе по металлу позволяет получить очень хорошие и красивые результаты.

Владимир ХВОРОВ
По материалам интернет-ресурсов

Иконы предоставлены коллекционером Владимиром БОЙКО

Справка из Википедии

Релье́ф – вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
Контррельеф (от лат. contra – против и «рельеф») – вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) – вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

[накатка] в категории иконы



Мой отец, Борис Николаевич Щавинский, после демобилизации из армии, возвращения в Ленинград и устройства на гражданскую службу, стал коллекционером открыток, иначе говоря, филокартистом.



Почта России по городу: 0 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 500 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Курьерская компания по городу: 500 руб. по стране: 1000 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 300 руб.
Комментарий: За границу лоты не отправляю

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 200 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 300 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 300 руб.
Комментарий: Условия доставки рассчитываются индивидуально. Все лоты отправляю по почте или транспортными компаниями.

Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 500 руб.
Комментарий: Условия доставки рассчитываются индивидуально Все лоты отправляю по почте или транспортными компаниями.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 230 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 300 руб.
Комментарий: За границу лот не отправляю

Личная встреча
Комментарий: До ставки обсуждается.

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 500 руб.

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 300 руб.

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 300 руб. по миру: 500 руб.
Комментарий: примерная стоимость доставки

Курьерская компания по городу: 200 руб. по стране: 500 руб. по миру: 700 руб.
Комментарий: примерная стоимость доставки

Читайте также: