Иконы эмаль на металле

Обновлено: 04.07.2024

Последнее время мы наблюдаем повышенный интерес к работе с горячей эмали. Раньше с эмалью работали только художники, обучавшиеся в специализированных художественных заведениях, и нам не приходилось отвечать на самые простые и общие вопросы по работе с ней. Теперь появилась необходимость вывесить некоторые сведения и рекомендации по работе с горячей эмалью.

Это аннотация от производителя английской эмали, переведенная и доработанная нами. Повторяюсь, сведения исключительно общие и краткие, которые не ответят на все вопросы , возникающие у новичков. Но они хоть как-то помогут на начальном этапе тем, кто решил самостоятельно осваивать это искусство.

Методы нанесения

Сухой метод нанесения эмали.

Метод сухого нанесения эмали наиболее широко используемый и является предпочтительнее там, где покрытие должны быть равномерным. Металл покрывают фиксатором для эмали с помощью мягкой кисточки или распылителя. На рабочей области размещают чистый лист бумаги для сбора избыточной эмали. Небольшое количество порошковой эмали помещают в пластиковое сито. Заготовки для эмалирования размещают на бумаге, положив ее на палочки (карандаши). Все другие вспомогательные инструменты должны находиться в легкой доступности от вашей руки. Расположите сито с эмалью над заготовкой и легким постукиванием указательного пальца по ситу равномерно распределите эмаль на поверхности, на толщину примерно равную толщине металла.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 1

На первом фото на пластину наносится специалньный фиксатор для эмали. На втором, эмаль через сито насеивают на фиксатор. Фиксатор, высыхая, удерживает эмаль. Это обеспечивает перемещение пластины, без возможных потерь эмали.

Влажный метод нанесения эмали

Это метод является предпочтительным там, где не требуется покрытия больших поверхностей. Эмалевую суспензию готовят путем перемешивания небольшого количества воды и порошковой эмали. Суспензию наносят на металлическую поверхность с помощью шпателя , кисточки. Романтичные натуры и любители винтажа могут использвать старое гусиное перо со срезанным кончиком.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 3

После каждого из вышеуказанных методов , эмаль должна быть полностью высушена перед обжигом.

Феном эмаль сушить нельзя! Для скорейшего высыхания помещаем изделие с эмалью на верх разогретой муфельной печи.

Техники эмалирования

Для изготовления изделий с эмалью используются как современные так и традиционные техники.

Влажный способ наложения эмали может быть использован для создания дизайна непосредственно на металле или на ранее обожженном базовом слое. Это метод используется в следующих традиционных техниках.

Перегородчатая эмаль (Cloisonn)

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 4

Здесь области эмали разделены медными или серебряными перегородками, которые припаяны к основному металлу. Тип Cloisonn можно сделать, нажав на перегородке в слой необожженной эмали (интересно, но мы не пробовали

После обжига эмаль держит перегородки и берет на себя функцию жесткого припоя.

Пайка перегородок требуется не всегда, в основном на объёмах. На плоских изделиях перегородки закрепляются с помощью медицинского клея БФ, как на чистом металле, так же и на базовом слое эмали.

Витражная , пликажур

Метод, по сути такой же, как перегородчатая эмаль, но без металла - основы. Рисунок из перегородок удерживается с помощью обожженной эмали, которая располагается во время обжига на листе слюды.

Выемчатая:

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 6

фото работы мастерской "Спеха Дар"

В этой технике эмали обжигается в выемках, которые вытравливаются кислотой на поверхности металла. Так же существуют другие способы получение выемок в металле, такие как давление, гравировка, литье.

Это далеко не все способы и методы работы с эмалью.

На обожженном базовом слое можно создавать дизайн украсить цветными эмалями и жидкими препаратами драгоценных металлов, или использовать небольшие кусочки дробленой эмали, стринги (тонкие ниточки эмали). Они могут быть уложены на базовый и во время обжига в печи, когда эмаль уже начала плавится, специальным инструментом перемешивать цвета, создавая неповторимый дизайн. Этот метод может производить поразительные результаты.

Обжиг

Печь должна быть нагрета до температуры 780 - 800 ° С. , при такой температуре камера становится красного цвета. Изделия должны быть аккуратно размещены на подходящую подставку для обжига (идеальный вариант нержавеющая сталь), и вся конструкция помещается в камеру обжига с помощью шпателя или ухвата.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 7

Дверь печи должны быть закрыты и наблюдать за обжигом можно через специальное окошечко. Поверхность эмали будет чернеть, а затем будет становиться ярко-красного цвета как камера печи и у нее появится блеск.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 8

Подождите несколько секунд после этой точки, а затем удалить подставку из печи, разместив ее на огнеупорную площадку для охлаждения. Время обжига зависит от размера изделия, для ювелирного украшения 2-3 минуты.

После обжига все непокрытые металлические поверхности будут покрыты оксидом - окалиной. Это можно предотвратить покрывая чистые участки металла системой защиты от появления окалины T39. Средство легко смывается. В переводных книгах по эмали это средство еще называется биндер.

Отдельно, хочется остановится на температуре обжига. 800 градусов - это немного условное значение, 10 градусов ниже или выше, не сыграют трагическую роль при обжиге. При отправке в камеру изделия, температура обязательно падает на 60-80 значений, до заданного значения она будет подниматься примерно минуту. Если вы будете обжигать при температуре 750 градусов вы будете это делать чуть дольше, если выставить 850, то быстрее. Окончание обжига определяется визуально.

Контрэмаль

У металлов и эмали разные характеристики линейного расширения и после обжига есть вероятность появления трещин в слое эмали. Чтобы уравновесить напряжение в эмали и металле применяется контрэмаль, эмалирование обратной стороны изделия. В линейке эмалей Милтон Бридж есть специальная эмаль T237. Контрэмаль можно наносить как сухим так и влажным методом. Контрэмаль наносится и обжигается в первую очередь, что бы обеспечить дальнейшие удачные обжиги изделия.

Подставки для обжига

Всевозможные варианты подложек для обжига могут быть согнуты из сетки нержавеющей стали (немагнитящейся). Сетка может быть использована как плоская подставка, согнув вниз углы, вы сформируете ножки. Эта подставка может быть перевернута вверх дном и ножки используются в качестве точек опоры, при использовании контрэмали. Для обжига изделий с контрэмалью существуют специальные подставки.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 9

подставка из сетки

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков., фото № 10

подставка для обжига с контрэмалью

От себя добавим. Не стоит сразу делать шедевры. Попробуйте просто нанесьти эмаль разными способами на основу и

Иконы эмаль на металле




Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

Иконы на металле

Мы уже писали о старинной печатной иконе на бумаге. Оказывается, таких икон производилось не так уж и мало, а цель была проста: необходимо было восполнить дефицит востребованных и недорогих религиозных сюжетов, охотно раскупающихся прихожанами храмов и паломниками. Но кроме икон на бумаге можно встретить множество икон на металле.

Старинные печатные иконы на жести были особенно востребованы, они являли собой образец живописности, яркости, антуражности. Новые технологические возможности печати и нанесения тиснения на металл дали поразительный визуальный эффект, выгодно отличали старинные металлические иконы от скорописных провинциальных темперных икон и подокладных икон-маслушек. Иконы из металла не боялись воздействий атмосферы, противостояли падающим на них, горящим свечам, их можно было протирать и мыть, и главное – они стоили небольших денег.

Иконы на металле XIX век породил множество, но, увы – и их сегодня можно считать раритетами. Дешёвые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии жестяные иконы встретить уже трудно.

Купить иконы на металле можно было и в столице России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка-то есть придание объёма железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография. Мелко рельефное, очень сложное по своему рисунку тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более что, вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной»!

Но в производстве старинных жестяных икон того же Жако и Бонакера есть ещё один очень важный элемент, который обычно опускается при разговоре о печатной иконе!

Старинные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в её линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая!

Старинные деревянные рукописные иконы могут иметь форму трапеции, ромба, причём отличие в линейных размерах двух противоположных сторон порой отличаются на несколько сантиметров! И уж конечно Вы никогда не подберёте ризу к имеющейся иконе – все слишком индивидуально, все абсолютно разнится, не подходит, не подлежит приведению к общему размерному знаменателю.

Другое дело – старинные жестяные иконы, производство которых было поставлено на поток. Для завоёвывания покупателя тут надо было прилагать совершенно иные усилия, использовать жёсткие стандарты, соблюдать заданные параметры…

При рассмотрении старинной жестяной иконы Жако Москва, видно, сколь точно выдержаны её размеры, как идеально прецизионно выполнена деревянная доска, на которой закреплена жестяная икона, как филигранно произведена штамповка, тиснение, как чёток и многоцветен рисунок!

Все это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу. В результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающим, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести!

Но и иконы на жести со временем приходили в негодность. Старые иконы из металла убирали на чердаки и в сараи, где они подвергались закономерной коррозии, выцветали от солнца, плесневели и портились.

Хромолитографические иконы бумажные вступили в конкурентную борьбу с иконой на металле. Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяется фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе.

В самом конце XIX столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстёры, Палеха… И правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить иконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон.

В этом конкурентном противостоянии проходят годы, временами начинает казаться, что дешёвая бумажная икона и икона на металле победили живописную икону, однако это было не так!

Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов. В 1901 году сам император Николай II издаёт особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева!

И когда в начале следующего, XX века производство печатных икон, по сути, вышло из под какого-либо контроля, указ Священного Синода и вовсе запретил печатать иконы при монастырях и храмах. Также запрещалось и производство икон на жести, усилилась общая цензура, имевшая задачей сохранить традиции русской иконописи и оградить производство икон от всякого западного влияния.

2Но никакие указы и решения не подействовали на того же Жако и Бонакера: жестяная икона продолжала выпускаться до самой революции, положившей конец традициям производства не только иконы живописной, но и иконы на бумаге и иконы на жести…

Лишь в 1949 году будет воспроизведено новое поколение печатных икон, получаемых в типографии Новодевичьего монастыря методом шелкографии, но это как говорится, уже совсем другая история.

Классификация икон на металле примерно такова.

Есть иконы, выполненные в рельефе или барельефе без применения красочного слоя; выполненные художественными красками на металлической основе; выполненные художественными красками на «золоте» (основа иконная доска) и в смешанной технике.

Рельефные и барельефные иконы на металле известны ещё с первых веков христианства. Резные рельефы, литьё, чеканные иконы дошли в своей традиции и до наших дней.

Среди иконных техник выполнения художественными красками на металле, самой лучшей можно признать технику эмали. Сплавление специальным способом кварцевого песка и красящего пигмента было известно ещё в античности, поэтому вполне можно допустить применение этой техники с первых веков христианства. Вначале наибольшее распространение получила техника перегородчатой эмали, где на подготовленной пластине иконы делались тонкие золотые перегородки для заливки цвета. Вместе с тем эти пластинки создавали своеобразный рисунок. После обжига эмали получалось очень крепкое и прочное красочное покрытие, единственный недостаток – хрупкость.

В древнерусском искусстве перегородчатая эмаль применялась редко и в основном в декоративных решениях. С XVII века на Руси получает распространение эмаль без перегородок, где наложение красок было похоже на иконопись. Одним из центров этой эмали был Ростов Великий, отсюда и пошло именование – ростовская финифть.

Художественный потенциал этой техники огромен, и почему сегодня он не востребован – не понятно. Современные эмали позволяют получать очень красивые насыщенные цвета. Высокая светопрочность, атмосфероустойчивость предполагают использование этих красок для фасадных икон храма.

С XVII века в России появляются иконы, выполненные масляными красками на металле, но своё широкое распространение они получили с середины XIX века. К сожалению, эта техника письма обладает рядом недостатков: сцепление красочного слоя с металлом со временем ослабевает, коррозия металла – ржавчина жести или окись меди влияют на цвет иконы, потемнение масла и др. Именно эта техника рекомендуется многими «специалистами», как фасадная икона – вот где плод заблуждения. Жесть как основа для фасадной живописи вообще не пригодна, у неё самая низкая сцепляемость с красочным слоем. Немного лучше дела обстоят у меди, и ещё лучше у алюминия. Это связано с наличием оксидной плёнки у меди и алюминия, что создаёт дополнительную «рыхлость» поверхности. Поэтому когда готовится лист меди или алюминия под живопись, не надо их начищать до блеска – достаточно обезжирить поверхность. Как показывает опыт: сами масляные краски мало пригодны для живописи по металлу. Уже давно разработаны специальные краски по металлу на основе акриловых смол (не водные!).

Ещё одна техника работы по металлу – золотая наводка по меди. Эта сложная и редкая техника ещё называется «огневое золочение». Рисунок выполняется золотом, растворенным в ртути. При дальнейшем нагревании ртуть «испаряется», а золото прочно соединяется с металлом. Сегодня редко кто использует такую технологию, чаще применяют способ наложения «на отлип» клея или лака.

Металл, а в частности золото, использовали не только как фон или основу. Эффект отражения света проходящего сквозь красочный слой, был замечен иконописцами уже давно и порой очень удачно применялся. К сожалению икон написанных специально с этим эффектом немного.

Применение смешанной техники в работе по металлу позволяет получить очень хорошие и красивые результаты.

Владимир ХВОРОВ
По материалам интернет-ресурсов

Иконы предоставлены коллекционером Владимиром БОЙКО

Справка из Википедии

Релье́ф – вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
Контррельеф (от лат. contra – против и «рельеф») – вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) – вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

Медные и старообрядческие иконы

Икона ( др.-греч. «образ», «изображение») – в православном христианстве и католицизме изображение ликов (лиц) святых угодников, Иисуса Христа и Божьей Матери, библейских сюжетов, знаковых событий церковной истории. Иконы разделяются по технике и материалу изготовления. Основные виды икон: живописная, вышитая, резная, литая, печатная. Таким образом, медная икона – один из видов икон, изготовляемая из меди с легирующими примесями других металлов (олово, свинец, цинк, серебро).

Уточнить поиск

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость..

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость»
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали, pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»
Вершковая икона «Богоматерь Казанская», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»

Вершковая икона «Богоматерь Казанская» – икона сам..

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская»
Вершковая икона «Богоматерь Смоленская», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская»

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская» – одностор..

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями
Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями, pic. 1

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя ..

Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях
Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях, pic. 1

Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях

Вершковая икона «Воскресение Христово – Сошествие ..

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»
Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне», pic. 1

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в кор..

Вершковая икона «Сергий Радонежский Чудотворец и Ветхозаветная Троица» в четырёх эмалях

Вершковая икона «Сергий Радонежский Чудотворец и В..

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный»
Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный», pic. 1

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный»

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный» – небол..

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали
Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали, pic. 1

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голуб..

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад»
Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад», pic. 1

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад»

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошестви..

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»
Икона «Богоматерь Агиосоритисса», pic. 1

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»

Икона «Богоматерь Агиосоритисса» – медная вершкова..

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»
Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми», pic. 1

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусо..

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты
Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты, pic. 1

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты ..

Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой

Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой – вершковая ..

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»
Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской», pic. 1

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской» –..

Икона «Священномученик Антипа Пергамский»
Икона «Священномученик Антипа Пергамский», pic. 1

Икона «Священномученик Антипа Пергамский»

Икона «Священномученик Антипа Пергамский» – вершко..

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей
Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей, pic. 1

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей – двухве..

Икона «Чудо Георгия о змие»
Икона «Чудо Георгия о змие», pic. 1

Икона «Чудо Георгия о змие»

Икона «Чудо Георгия о змие» – латунная вершковая и..

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами
Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами, pic. 1

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херуви..

Латунная икона «Борис и Глеб»
Латунная икона «Борис и Глеб», pic. 1

Латунная икона «Борис и Глеб»

Латунная икона «Борис и Глеб» – двухвершковая медн..

Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые»
Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые», pic. 1

Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые»

Массивная домонгольская нательная икона «Благовеще..

Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад»
Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад», pic. 1

Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад»

Медная икона «Воскресение Господне – Сошествие во ..

Медные или меднолитные иконы массово производились на Руси начиная с 11 века наряду со складнями и крестами. Как и другие металлические предметы религиозного характера медные иконы отличаются высокой износостойкостью, что обеспечивало им неоспоримые преимущества по сравнению с предметами, изготавливаемыми из друг материалов, таких как дерево, кость и даже камень. Именно прочность медных икон позволяет нам восхищаться образцами этого направления древнерусского религиозного искусства и спустя 500-700 лет после их создания.

Относительная простота изготовления и возможность тиражирования удачных образцов (форм) способствовали тому, что медная икона более 10 веков была и остаётся уникальным и, в то же время, прочным символом русской православной традиции, даже несмотря на то, что в разные периоды меднолитные образы теряли свою актуальность, а то и вовсе находились под запретом.

Заливка расплавленного металла по формам, изготовленным из пластичных термостойких недорогих материалов, таких как глина, была хорошо известной техникой обработки металла ещё со времён бронзового века. Сплав изготавливался на основе меди с легирующими добавками, обеспечивающими повышенную прочность и коррозийную устойчивость предметов.

Хотя зачастую медные иконы не покрывались дополнительными материалами, наиболее искусными и привлекающими особый интерес следует признать образцы, декорированные с применением разнообразных техник ювелирного искусства – чернения, инкрустации, монохромной и полихромной эмалировки, золочения.

Отдельного упоминания заслуживает техника огневого золочения, применявшаяся для нанесения слоя позолоты на икону, изготовленную из медного сплава. Огневое золочение известно с античных времён и считается самым долговечным способом, сохраняющим позолоту на многие века. В Киевской Руси такой метод использовался с начиная с 9 века, и назывался он «Жжёным златом». Золото высокой пробы прокаливалось в ртути до полного испарения последней. Выделяемые при испарении ртути пары стоили жизни не одному десятку мастеров.

Техника и сюжеты медных икон формировались поэтапно, изменяясь от века к веку. Религиозный раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона и царя Алексеевича Михайловича, стремящихся унифицировать богослужебный чин Русской православной и Греческой церквей, произошедший в 1666 году, положил начало старообрядческого течения. Именно старообрядцы, подвергавшиеся запретам и гонениям, на долгий период стали законодателями моды в меднолитном религиозном ремесле.Разнообразие старообрядческой медной пластики до сих пор до конца не изучено. Начиная с 18 века представители этого течения организовывали меднолитейные мастерские, располагая их в непроходимых лесах и труднодоступных пустошах. В них в больших количествах изготавливались медные иконы, складни, кресты, образки и другие предметы религиозного толка.

Обычно медные иконы изготовляли односторонними, намного реже производились двухсторонние иконы. В ранний период развития медных икон предпочтение отдавалось небольшим и не тяжёлым форматам, что оказывало влияние и на иконографические изводы, которые, по сравнению с традиционными правилами, были несколько сокращены. На таких медных иконах святые изображались либо по пояс (поясные образы), либо в полный рост (ростовые образы), а набор орнаментов был относительно невелик. В основном, меднолитные иконы были украшены геометрическими узорами, реже – растительными.

Односторонние медные иконы одевали поверх одежды ликом наружу. Для удобства носки иконы снабжались тяжёлыми подвижными оглавиями, которые через некоторое время стали делать неподвижными литыми.

Первые меднолитные иконы во многом копировали образцы Византийской школы, привозимые в достаточном количестве благодаря тесным торговым и религиозным связям двух стран. Образы первых русских литых икон были стандартны – Иисус Христос, Распятие, Божья Матерь, Николай Чудотворец. Спустя 1-2 века к традиционным изображениям стали примешиваться изображения святых, особо почитавшихся именно на территории Древней Руси – целителей, змееборцов, мучеников, жития которых распространялись из уст в уста и были известны большому количеству верующих.

Медные иконы с XI до XIX века


Медные иконки, крестики, складни встречаются не только в музеях и частных коллекциях – увидеть их можно и в квартирах обычных людей, получивших уникальное наследие от пожилых родственников. Такие иконки различаются по размерам – они могут быть как миниатюрными, так и величиной с ладонь. Медные складни и иконы отличаются искусной работой, мастерской прорисовкой образов, а также богатой историей.

Впервые на территории Руси литые иконы появились после принятия и распространения христианства, в XI веке. Первые иконы привозились из Византии, которая в то время представляла собой культурно-православный центр. А в период XIV-XIX веков создание и распространение меднолитых икон на Руси приобрело массовый характер. Иконки были разнообразные, различающиеся размерами, обработкой, техникой выполнения.

Одним из самых оригинальных изделий был змеевик – нательный элемент, выступавший связующим звеном между славянским язычеством и православием. Внешне змеевик выглядел как небольшая икона. На одной ее стороне находились изображения креста или образа святого, а на другой – переплетенные змеиные тела, что свидетельствует о языческой символике. Для изготовления таких амулетов-змеевиков использовалась не только медь, но и драгоценные металлы, хотя и реже.

Наибольшая распространенность литых икон наблюдалась в средневековой Руси. Производство таких изделий было налажено в Новгородской, Московской, Тверской областях. Обычно старинные почитаемые иконы использовались в качестве исходных моделей для отливки изделий. В дальнейшем местные художники тоже стали распространять свои работы.

Стандартная форма медных икон – прямоугольник со слегка закругленными краями. Время от времени изготавливали меднолитые изделия в форме круга или многоугольника.

Помимо икон, русские мастера создавали множество складней, а также нательных, наперстных и киотных крестов. Были распространены и мощевики – кресты из створок, которые использовались как маленькие тайники для хранения христианских реликвий (например, святых мощей).

На иконах изображались различные сюжеты, но все они относились к православной тематике. Меднолитые изделия содержали и старообрядческие, и новые церковно-православные сюжеты. Чаще всего на литых иконах изображались Богоматерь с младенцем, Святые, Христос, Распятие, Моление. Меднолитые иконы имели особое оглавие, в котором мастера изготавливали петельку – через нее люди пропускали нить, чтобы повесить образ на шею или дома на стене. А в XIX веке такие петельки были уже «ненастоящими», так как отверстие в них уже отсутствовало, что не позволяло пропустить через изделие нить.

Складень – один из распространенных видов литых икон. Такая складная икона представляла собой триптих – картину из трех элементов (например, рисунков или рельефов), объединенных сюжетом, цветовой гаммой и техникой исполнения. Складни были распространены ввиду компактности в слаженном виде – в этом случае их размеры были не больше размеров стандартных медных икон. А в разложенном состоянии складни выступали в качестве полноценных транспортируемых иконостасов. Ведь в походах редко выдавалась возможность побывать в церкви. А дороги в те времена были опасными, длительными, продолжавшимися несколько месяцев. И если стандартные иконы занимали лишнее место и были слишком хрупкими, то транспортируемые складни не боялись случайных ударов, хорошо переносили дорогу.


Также на Руси были распространены панагии – круглые иконы, которые использовали священнослужители. На поверхности таких изделий наносился образ Пресвятой Богородицы.

Оформление меднолитых икон тоже претерпевало изменения. В конце XVII века в государстве стали изготавливать изделия, которые имели отношение к духовной жизни обычных людей. Сохранившиеся изделия, оказав большой вклад в культуру и историю, на текущий момент хранятся в специальных государственных учреждениях.

Влияние раскола церкви на изготовление меднолитых икон

Русская православная церковь раскололась в XVII веке, что повлияло на все сферы жизни населения Руси, в том числе и на изготовление меднолитых икон.

Расколом церкви руководил патриарх Никон. Его цель заключалась в том, чтобы добиться единообразия в книгах, календарях, иконах согласно древней византийской традиции. Священники православной церкви осознавали, что богатая история существования русской церкви, продолжавшаяся более 5 столетий, привела ко множеству разрозненных трактовок, расхождений в литературных произведениях, в иконографии и практике. В основном это объясняется традиционным переписыванием книг вручную. Ошибки – и специальные, и непреднамеренные – переписывались и накапливались. Реформа обрела как последователей, так и противников, что застопорило ее развитие. Православные люди объединялись с тем или иным лагерем, считая, что только их выбор позволяет сохранить настоящие церковные традиции. Приверженцы старых традиций стали называться старообрядцами, а их церковь получила название старообрядческой.

Также в XVIII веке государство на официальной основе включило церковь в свою систему. Старообрядцы столкнулись с ограничительными мерами от государства – например, оно попыталось уничтожить имеющиеся иконы и наложить запрет на изготовление новых изделий, изображающих двуперстное крещение. Государственные деятели стали преследовать «неверные» образы. А в 1723 году был выпущен приказ о полном запрете на изготовление металлических икон. Этот приказ не выполнялся, однако люди стали по-другому относиться к меднолитым иконам, воспринимая их в качестве элемента старообрядчества.

А старообрядцы стали активнее поддерживать меднолитые православные иконы. Медное литье отличалось легким тиражированием – достаточно было иметь матрицу (деталь с зеркальным отображением отливаемой детали для обеспечения формы отливки). Любую икону можно было использовать в качестве модели для производства новых образов. Такие иконы стали символизировать вечность, истинную веру, поскольку они были прочные, легко сохранялись и передавались от старшего поколения к младшему.

Старообрядцы считали, что истинная Церковь может быть исключительно гонимой, что выразилось в идеологии согласия странников. Меднолитые иконы подходили к условиям постоянных странствий. Такие изделия были защищены от трещин, падений, осыпания слоя краски.

Старообрядцы и в самом деле сохранили множество исторических памятников, включая редчайшие меднолитые иконы. Выпуск и производство литых икон не останавливался. Люди воспринимали новоделы в качестве настоящих, древних, правильных икон, так как они изготавливались по образу старых, со строгим соблюдением правил производства и оформления. Так как население почитало древние традиции, изготовление медных икон распространилось по всему государству, выйдя далеко за границы областей проживания старообрядцев.


Меднолитые иконы получили особое распространение в XVIII-XIX веках, так как этот период характеризуется резким развитием металлургической промышленности, особенно на Урале – в центре металлургического производства. Это обеспечило массовое изготовление и выпуск металлических изделий.

Также активное распространение литых икон объясняется тем, что среди старообрядцев часто были обеспеченные, знаменитые люди – например, Морозовы, Третьяковы, Гучковы. Созданные в «медницах» меднолитые иконы сохранились и до наших дней. Сегодня это технические и художественные шедевры того периода, характеризующиеся тонкой мастерской работой, умелым золочением или серебрением, использованием эмали различных цветов.

Медные иконы, покрытие эмалью

Такие изделия получили на Руси известность с XVII века. Используемая на иконе эмаль выступает в качестве фона для изображения, а не формирует саму картину. Это некое «разукрашивание» литого рельефа. Нередко встречались иконы, которые были изготовлены по одной и той же модели, однако одно из изделий было покрыто эмалью, а второе не содержало такого покрытия.

Пик популярности икон с эмалью пришелся на XVIII век. Яркий пример – икона мастеров Выговской обители в Поморье. Мастерские, где изготовлялись такие изделия, находились по всей стране. На сегодняшний день ученые историки могут быстро установить, в какой области создали ту или иную литую икону.

Выговская обитель

Во второй половине XIX века появилось множество уникальных литых изделий – не только иконок, но и складней, крестов – которые поражали воображение рисунком и искусным оформлением. Данные предметы выполнены на более профессиональном уровне, их рельеф качественно проработан, рисунок отличается четкостью и детализацией, а надписи выполнены четко и красиво. Такие медные иконы вызывали ощущение ликующего счастья, хотя старообрядческий образ жизни был достаточно умеренным, отличающимся самоограничениями, строгой самодисциплиной.

Только в больших промышленных центрах было возможно производство таких изделий. Одним из основных центров выступал Данилов монастырь на р. Выге (Выговская область). Медница Данилова монастыря стала известной по всей стране.

Выговская область особенно прославилась 4-створчатым складнем («утюгом» ввиду большого веса и внешней схожести). Форма створок была выполнена в виде прямоугольника, форма вершины – в виде полуовала/полукруга с заострением на середине дуги. Для соединения створок использовались трубчатые петельки, через которые проходил стальной стержень. Сначала собирались боковые створки с краю, укладываясь внутрь, а затем складень захлопывали, как книгу. По размерам такой складень соответствовал большой мужской ладони. Внутренняя часть изделия представляла собой иконостас, состоящий из 12 некрупных клейм в виде изображения, композиции из нескольких фигур. Обычно на клеймах изображалось поклонение иконам, двунадесятые праздники.

Литые иконы на Выге отличались идеально чистым рисунком, отсутствием ошибок, недочетов. Изделие не нужно было подвергать прочеканке, чтобы изображение было четким. Отливание мелких элементов, ликов и надписей осуществлялось сразу же. Для украшения оборотных сторон изделий нередко использовались рисунки, орнаменты. Обычно мастера применяли для этого Голгофу в обрамлении.


По мнению ученых-историков, именно на Выге в XVII веке был создан 20-клеймный складень, который сегодня представляет собой уникальный иконографический образец. Сведения о талантливом и искусном мастере не дошли до наших дней, однако можно с уверенностью сказать, что он был настоящим профессионалом в своей сфере. Исходный оригинал изделия тоже не сохранился до настоящего времени.

Мастера с такими же умениями трудились в Московском печатном или патриаршем дворе, работали в Оружейной палате. В Поморье мастера создавали иконы в стиле Новгородской иконографии (Чудотворец Никола, Георгий Победоносец и другие). При изготовлении таких икон золочение или многоцветная эмаль не применялись.

С XIX века мастера стали редко украшать литые иконы яркой многоцветной эмалью. С течением времени мастера из Поморья или Выги начали активно использовать одноцветную эмаль – например, синего кобальтового, голубого цвета. Белый цвет применялся намного реже.

В конце XIX века полноцветная палитра эмали вновь приобрела популярность. Однако производство меднолитых икон почти полностью сошел на «нет» – изготовлением икон уже занимались другие школы, центры и мастера.

Литые Иконы

 Богородица Бысть Чрево Твое Святая Трапеза (Неупиваемая чаша)

Первообразом иконы является древняя Никейская (или Никопейская) икона, которая представляет собой живописным образ догматической песни Первого Вселенского Никейского Собора:«Бысть Чрево Твое Святая Трапеза».В настоящее врем..

 Литой Складень Деисус

Само значение слова «Деисус» означает прошение, моление за что-либо или же кого-либо. Все второстепенные фигуры обращены лицами или даже корпусом к Богу, они молят его о милосердии и прощении. Именно в посреднической молитве о прощении и ми..

Ангел Хранитель Малый

Литая икона Ангел Хранитель Малый.Ангел-хранитель — это покровитель человека, высокодуховное нематериальное существо, задача которого уберечь и предупредить. Считается, что ангелы разнятся по силе и своим возможностям, однако есть немало с..

Ангел Хранитель Путевой

Литая икона Ангел Хранитель Путевой.Ангел-хранитель — это покровитель человека, высокодуховное нематериальное существо, задача которого уберечь и предупредить. Считается, что ангелы разнятся по силе и своим возможностям, однако есть немало..

Ангел Хранитель Средний

Литая икона Ангел Хранитель Средний.Ангел-хранитель — это покровитель человека, высокодуховное нематериальное существо, задача которого уберечь и предупредить. Считается, что ангелы разнятся по силе и своим возможностям, однако есть немало..

Ангел Хранитель, Зосима, Савватий

Антипа

Горячая эмаль, Спав Латунь+МедьРучная работа!Изготавливается под заказ мастером в ручную по старым образцам! Высокая детализация достигается путем индивидуальной, финишной доработки каждой иконы после отливки (прорезается каждая деталь). ..

Апостол Андрей Первозванный

Спав Латунь+МедьК святому Иоанну Богослову обращаются с молитвами за помощью в самых разных делах, но чаще всего по вопросам, касающимся семейного благополучия. Просят:о взаимной любвио семейном счастье и благополучиио сохранении семьи в трудно..

Апостол Марк

Апостол Павел Иоанн Златоуст Никола Чудотворец Ермоген Московский

Избранные Святые - Апостол Павел, Святитель Иоанн Златоуст и Никола Чудотворец, Ермоген патриарх Московский.Ручная работа! Горячая эмаль!Изготавливается под заказ мастером в ручную по старым образцам! Высокая детализация достигается путем индивидуа..

Апостол Петр Василий Великий Григорий Богослов Петр Московский

Избранные Святые - Апостол Петр, Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Петр митрополит Московский.Ручная работа! Горячая эмаль!Изготавливается под заказ мастером в ручную по старым образцам! Высокая детализация достигается путем индивидуал..

Читайте также: