Имитация клепок на металле

Обновлено: 02.07.2024

***
Сергей SO65LO в своей работе с длинным предлинным названием Термометр наружный или первый шаг к созданию домашнего гидрометеорологического центра. пользуется этим способом:


***
Алексей AlD в своей работе "Проект ЛУНА-25 П" для имитации заклёпок использовал вот такое приспособление:

Похожую технологию, но с использованием клещей для обжима наконечников и клемм, предложил Сергей winger98 в публикации Неожиданная находка. (имитация заклёпок)

***
А вот какой интересной технологией (клёпка в труднодоступных местах) поделился Пётр Snipe подглядев её у Tringle. О ней он пишет в Стимпанк-флешка от Tringle (часть 2):

клёпка

клёпка

***
Неожиданным способом пользовался Раду (Profiler) в работе Паровым ёршом

Поход в ближайший нейлшоп привез мне несколько пакетов со стразами разных размеров, а они отлично подходят для имитации клепки

клёпки

клёпки

Нет заклёпок — используйте подручный материал!

***
В BiO сфере Игорь uFo_LoG использует латунные гвоздики:


***
А Дмитрий (dkart) в Steampunk Clock 2. использовал «гвоздики» ещё мельче:

клёпки

Самостоятельное изготовление заклёпок.

заклёпка



***
AlexS в проекте Медно латунные гогглы использует дрель:

заклёпка


***
похожим способом пользуется Allan в мастер-классе ворклокинг флешки 6

клёпки

клёпки

***
Если вам нужна заклёпка нетрадиционного размера, то попробуйте воспользоваться способом steamimpactor(а), который описан в
Ворклог «Dieselpunk Vision» of Steamimpactor


***
Очень подробно описал создание заклёпки «с нуля» JerryZild в «Steam eyes» для конкурса «STEAMPUNK-VISION 3D» — Вторая часть Вкратце это выглядит так:

Заклёпки. Имитация и изготовление.



***
А если вам необходимы заклёпки «впотай», то нужно чуть рассверлить край отверстия (в предыдущей фотографии) сверлом бОльшего диаметра. Получится приспособление похожее на то, которым пользуется SO65LO

***
Можете сделать заклёпку по методу FD711(а), описанному в Спичечный коробок, часть 1 (ворклог)

Изготавливаем из медной проволоки 1,2 мм. 4 клёпки. Такого типа клёпки необходимы будут далее в работе (будет изменяться их длина).



***
А при достаточной сноровке и удачливости, можно использовать просто отрезки медной проволоки, как это делал majormc в Гогглы «Plaque». Release.

заклёпки

заклёпки


***

Специфические заклёпки.

Заклёпка из проволочки

Вот и я решил внести свою лепту в залкёпкостроение.
Возникла необходимость сделать много заклёпочек, но проволоки подходящего диаметра под рукой не оказалось… Задачка решилась просто, связав в жгут несколько проволочек, я оплавил кончик. Конечно это не полноценная заклёпка, но для моих целей она вполне годна:

***
Заклёпка может быть и пустотелой (трубчатой), как у Алексея AleksSi в Перстень с шестеренками и хрустальным магическим шаром («Хватит ломать часы!» — часть вторая)

Все детали отполированы и готовы к сборке.Собираю на четырех трубчатых заклепках из медной трубочки 2 мм от холодильника:



***
Поделился своей технологией изготовления пустотелых заклёпок и bamboor в своей публикации "ЗАКЛЁПКИ(начало моих мучений)"
Вот фото го заклёпок:

«Секретные» технологии:

Очень интересно решил Pastor_Max проблему отсутствия нужных (но не обычных) заклёпок в топике Made in SamSklepal или самодельно-заводской крепёж.

2. Медная вытяжная заклёпка. (я даже и не подозревал о их существовании)
Оббегал кучу магазинов, но такие заклёпки доставляются только на заказ и крупными партиями. А нужно было всего несколько штук. Выход таков: купил заклёпки для диска сцепления, просверлил, вернее досверлил, а стержень позаимствовал у обычной вытяжной заклёпки.

Имитация заклепок на модели. Простая технология изготовления

Простейшая технология, позволяющая быстро сделать любое количество заклепок с круглыми шляпками практически любого диаметра для танков и техники!

Что нам понадобится для изготовления заклепок

Мини-дрель со сверлами нужного диаметра, кусок твердого не модельного пластика, в котором мы будем сверлить отверстия. Пластик должен быть достаточно толстым, что бы быстро отводить тепло от расплавленного литника. В крайнем случае можно за основу взять участок модельного коврика для резки, если не жалко его дырявить. Кусочки литников, свеча или зажигалка, модельный нож и емкость для хранения готовых заклепок.

Технология изготовления заклепок. Необходимые материалы и инструменты

Технология изготовления заклепок. Необходимые материалы и инструменты

Кучно и не глубоко просверливаем несколько отверстий-форм для будущих заклепок. Нужно постараться что бы общая площадь, на которой просверлены отверстия почти совпадала с диаметром литника.

Технология изготовления имитации заклепок. Делаем шаблон

Технология изготовления имитации заклепок. Делаем шаблон

Немного нагреваем кончик литника над пламенем

Изготовления заклепок с круглыми шляпками любого диаметра из литника

Изготовления заклепок с круглыми шляпками любого диаметра из литника

И вертикально вдавливаем его в нашу форму

Изготовление заклепок из литника. Выдавливаем расплавленный кончик литника в шаблон

Изготовление заклепок из литника. Выдавливаем расплавленный кончик литника в шаблон

Ждем немного что бы пластмасса остыла, после чего поднимаем литник. Заклепки готовы!

Изготовление заклепок. Заклепки на литнике

Изготовление заклепок. Заклепки на литнике

Осталось их только аккуратно срезать модельным ножом и ссыпать в коробочку.

Изготовление заклепок. Неограниченное количество любых размеров!

Изготовление заклепок. Неограниченное количество любых размеров!

Для повторения операции лучше всего отрезать расплавленный участок литника, результат будет лучше.

Через некоторое время края формы, возможно, станут немного оплавленными из-за постоянного нагрева, в этом случае просто за пару минут высверливаем новую форму.

Где-то встречал, что за основу можно взять металлическую пластину, в этом случае форма будет практически вечной, но, учитывая качество сверел, которые есть у меня в наличии, просверлить ими металл не представляется возможным.

Инструмент для имитации заклепок







Главный недостаток этой штуки - желтенькая маленькая пакость , именуемая осью. Довольно быстро она истирается металлическими колёсами и вы её выбрасываете. Так что рекомендую выточить у знакомого токаря пару таких бронзовых заменителей.

Alex_SECTOR

Цитата:
Главный недостаток этой штуки - желтенькая маленькая пакость , именуемая осью. Довольно быстро она истирается металлическими колёсами и вы её выбрасываете. Так что рекомендую выточить у знакомого токаря пару таких бронзовых заменителей.
Спасибо за подсказку, обязательно это учту ;)

Константин Абдуллин (Bf109)

И еще один минус - шестерня сбоку закрыта пластиковыми и весьма нетонкими пластинами. Так что доступность в узких местах уменьшается еще и этим.

Виктор Курочкин (URSUS)

Цитата:
Имхо, главный недостаток, помимо пластиковой природы, о чем уже сказали - не видно самого процесса

+1. подтверждаю - это реальная проблема. чтобы сделать ровный клеп этим девайсом - надо нехило приловчиться (((

Евгений (denzo)

Я вот так подрезал и стало немного лучше.


Прикрепленные файлы:

Цитата:
Я вот так подрезал и стало немного лучше.


Аналогично! И все, что сказано выше, также подтверждаю. Вообще у меня от этого девайса осталось родного только рукоятка и колеса, все остальное - в мусорку и подлежит замене на металлические детали.

Виталий аkа Daknyaz (daknyaz)

Использовал для накатки клепки на трубах Титаника. Нормально ин все делает. Намечал им, а потом проходился иголкой, зажатой в минидрели, что бы поглубже было. Вот и вся хитрость.


Егор Снитко (snitok1983)

В целом , инструмент хреновый. Купил Экселевский за такую же цену (повезло, у нас в одном и РУ моделеq его продавали под наванием "инструмент для тиснения") Основной недостаток- большой диаметр колеса, что весьма затрудняет накатку на изогнутых деталях и в местах п, где угол агиба плоскости меньше (что чаще всего) радиуса колеса. А еще не плавный ход вращения.

Игорь Захарченко (стен1970)

Цитата:
Купил Экселевский за такую же цену (повезло, у нас в одном и РУ моделеq его продавали под наванием "инструмент для тиснения") Основной недостаток- большой диаметр колеса, что весьма затрудняет накатку на изогнутых деталях и в местах п, где угол агиба плоскости меньше (что чаще всего) радиуса колеса. А еще не плавный ход вращения. Я к нему тоже присматривался, но шаг теснения смутил, начинается с 1,2 мм ,великоват для авиации. Ну а трумповский ревитер автора обзора, не взял по причинам уже озвученным предыдущими товарищами (большой диаметр шестерни, хлипкость конструкции, сложности в контроле хода клепки без доработки).

В экселе три варианта шага зубьев продавали. Правда, у него есть минус- если присмотреться к клепке- они не круглые, а прямоугольные.

Цитата:
На четвертой фотке женская рука?)))
Да вы прям крайне наблюдательны ))) Жену попросил "клёпочник" подержать, для композиции :-)

Парни, вы прям столько недостатков в этом инструменте "нарыли", что у меня начинает развиваться "комплекс" по поводу целесообразности покупки )))

Цитата:
Парни, вы прям столько недостатков в этом инструменте "нарыли", что у меня начинает развиваться "комплекс" по поводу целесообразности покупки )))
Это все суровая правда жизни, от людей, набивших себе шишки этим аппаратом :)
Поэтому, если есть альтернатива, то про Трумп можно спокойно забыть.

Цитата:
Цитата:Парни, вы прям столько недостатков в этом инструменте "нарыли", что у меня начинает развиваться "комплекс" по поводу целесообразности покупки )))
Это все суровая правда жизни, от людей, набивших себе шишки этим аппаратом :)
Поэтому, если есть альтернатива, то про Трумп можно спокойно забыть.
Альтернативы пока нет, поэтому и взял этот инструмент !

Матвей Богданов (Matvei_Bogdanov)

Цитата:
Цитата:Цитата:Парни, вы прям столько недостатков в этом инструменте "нарыли", что у меня начинает развиваться "комплекс" по поводу целесообразности покупки )))
Это все суровая правда жизни, от людей, набивших себе шишки этим аппаратом :)
Поэтому, если есть альтернатива, то про Трумп можно спокойно забыть.
Альтернативы пока нет, поэтому и взял этот инструмент !
Ну может и пригодится! Я тоже имею такой и т.к. обзор на него не видел тоже купил причём через нет-магазин.А как в руки взял понял, что г. и лежит он теперь без дела.Пользуюсь RB-шным и радуюсь что купил.Попадётся ещё куплю.

Цитата:
Пользуюсь RB-шным и радуюсь что купил.Попадётся ещё куплю. А чего ждать-то, лично покупал у производителя, получается дешевле на треть-четверть чем в наших магазинах. Пожалел, что сразу скрайбер у него не взял, хвалят.

FROGER (KONSTANT)

Ну может и пригодится! Я тоже имею такой и т.к. обзор на него не видел тоже купил причём через нет-магазин.А как в руки взял понял, что г. и лежит он теперь без дела.Пользуюсь RB-шным и радуюсь что купил.Попадётся ещё куплю.
Полностью согласен. Как риветтер - полная фигня.. Ладно, хоть брал за 280 руб, год назад. Валяется без дела. У него и отпечатки, практически не видно - слабые, т.к. диски очень тонкие (слишком тонкие). Если кому и подойдут - так корабелам для парусов.
Пользуюсь штатовским маленьким колесиком EXEL. Да, они квадратные, но этого совершенно не видно. А отпечатки нормальные.
Но не все так плохо: если Вы колесики зажмете в держатели для дисков, то получится неплохой отрезной диск для бормашины. (по пластику, естественно).
Не лучшее применение, но все-таки.

Цитата:
Цитата:
Но не все так плохо: если Вы колесики зажмете в держатели для дисков, то получится неплохой отрезной диск для бормашины. (по пластику, естественно).
Не лучшее применение, но все-таки.
Спасибо за инею, надо будет попробовать ;)

Заклепки и болты на моделях, часть 1

И сегодня речь пойдет об имитации заклепок и болтов на моделях техники.

Заклепочное соединение, на ряду со сваркой и болтами— один из основных типов крепления металлических деталей друг к другу. Применялся он еще со времен античности, для скрепления бронзовых пластин доспехов. Но наиболее распространение заклепки получили в 19-20 веке, с развитием металлургии и промышленности. В 1910-1940-ых годах броневые листы чаще всего крепились на заклепках, а в авиационной промышленности заклепочные соединения массово применяются и по сей день.

Болты и гайки так же получили широкое распространение в ходе промышленной революции и на ряду с заклепками используются для крепления различных деталей техники, чаще всего — схемных, на вроде люков, навесного оборудования, деталей ходовой части и т.д.

Сборка бронекорпуса танка M3 «Lee» на заклепки

Американская рабочая устанавливает заклепки на крыло пикирующего бомбардировщика Vultee «Vengeance»

И поскольку многие прототипы сложно представить без рядов заклепок и болтов— возникает вопрос об их имитации на моделях.

Увы, сами производители далеко не всегда изображают заклепки и болты на моделях. Зачастую это связано с технологическими ограничениями, поскольку покрытую заклепками/болтами деталь просто не получится вынуть из формы. Кроме этого заклепки/болты могут пострадать при подгонке и зачистки деталей модели, а могут быт просто плохо отлитыми. Как бы то ни было — эти детали на моделях нужны. Они не только придают модели больше сходства с оригиналом, но и просто украшают её.

Тут стоит сделать отступление и определиться — что именно (болты или клепку) и на модели чего мы собираемся имитировать. Дело в том что технологии изготовления и внешний вид заклепок и болтов на моделях наземной техники(да и флота с архитектурой) и авиации кардинально отличаются.

В первой части статьи мы поговорим о заклепках и болтах на моделях авиации.

Два основных фактора, которые формирую особенность технологии имитации закрепок на моделях авиационной тематике — это обилие этих самых заклепок и их внешний вид.

Клепки на самолетах много. Реально много. До нескольких миллионов заклепок в целом на самолет, из которых как минимум десяток тысяч приходится на внешние поверхности самолета.

Заклепки на крыле самолета DC-3

И хотя моделизм полон условностей и число заклепок на моделях куда меньше их все равно много, до нескольких тысяч. Делать каждую заклепку или болт по отдельности — занятие медитативное и ведущее к быстрому сумасшествию. По этому клепка накатывается специальным инструментом — ревитером (от англ. rivet — заклепка, то есть клепалка по нашему). Этот инструмент оставляет на поверхности модели линию углублений, которые и имитируют заклепочные швы.

Фототравленый ревитер от ТПО

Из этого следует второй фактор - на моделях самолетов(ну и вертолетов тоже) клепка чаще всего внутренняя. В этом есть изрядная доля условности, ведь в реальности заклепки имеют или выпуклую головку, или, если клеп идет «впотай» — идут заподлицо с поверхностью. Но таких условностей в моделизме масса.

Нанесенные ревитером заклепки на модели P-61B от Revell в масштабе 1/48

Поговорим о самой технологии

Для начала - стоит понять нужно ли вообще наносить клепку на модель. Стоит изучить информацию по прототипу, поискать в сети чертежи.

На заметку — в сети есть чертежи на множество прототипов. Стоит лишь вбить в поисковик запрос в формате /название прототипа/ чертеж клепка или /название прототипа/ rivet и выставить фильтр на черно-белые изображения(к примеру — P-47 rivet)

Само собой не стоит клепать деревянные «этажерки» или крыло Р-51 «Мустанг», которое шпаклевалось и красилось так, что на нем оставалась только пара линий расшивки. Но вот стоит ли наносить клепку в 1/144ом масштабе, стоит ли смириться с тем, что это будут углубления, а не выступы на поверхности – это каждый решит для себя сам.

Если же вы решили что надо клепать модель — стоит приступить к выбору инструмента.

Лучше всего купить готовый ревитер, хотя существует способ изготовления самодельного агрегата из шестеренки из часов и прочего подручного хлама.

Выбор готовых ревитеров довольно велик.

Тут и фирменные инструменты от Trumpeter или Hasegawa, и отечественные инструменты от ВЭС, и травленый инструмент от RB production, Gonza и Микродизайна. По опыту автора статьи лучшие инструменты делает ВЭС и RB production(Ирландия). Они сделаны из плотного метала, имеет хороший выбор колесиков с разным шагом клепки, приемлемым для любых популярных (1/32, 1/48, 1/72) масштабов. Ревитер от Trumpeter имеет слишком большое колесико и ненадежное пластиковое крепление. Продукция Микродизайна хороша, но выполнена из мягкого метала, из-за чего довольно быстро изнашивается, хотя и стоит недорого.

Кроме этого для нанесения клепки или крупных головок болтов вручную, в труднодоступных местах пригодится обычная игла или скрайбер.

Сам процесс нанесения клепки опять же прост до безобразия.

  • Модель собирается до стадии нанесения грунтовки, шпаклюются швы и т.д. Почему до клепку лучше наносить до грунта? Потому что до нанесения грунтовки пластик более податлив и клепка получается рельефней. Затем в руки берется простой мягкий карандаш и, сверяясь с чертежом, на модели намечаются линии заклепок.
  • Затем ревитером накатывается клепка, при это вести инструмент стоит «от себя». Как ни странно — проще всего делать это от руки, без каких либо шаблонов, аккуратно ведя инструмент в нужном направлении. При минимальной сноровке легко получаются ровные линии.

Нанесение клепки от руки

Но если нет уверенности — можно использовать изоленту в качестве шаблона.

Нанесение клепки по шаблону из изоленты

  • На криволинейных поверхностях лучше проводить линию постепенно, смотря за верным направлением.Клепать стоит с довольно сильным нажимом, что бы клепка хорошо «отпечаталась». Полезным побочным эффектом будет то, что пластик выдавится по краям лунки заклепки и будет выступать над поверхностью как реальная головка внешней клепки. На стыках деталей и в местах шпаклевания стоит быть более деликатным, что бы не повредить поверхность и стыки. Неправильная клепка легко убирается локальным зашкуриванием или аккуратным шпаклеванием.
  • После нанесения клепки модель лучше больше не шкурить. В крайнем случае – очень мелкой шкуркой, не меньше 1500. Грунтовать модель лучше деликатным грунтом, к примеру от Ганзы.

Заклепки на поверхности модели Do-215B после нанесения грунтовки Mr.SURFACER 1200

При покраске тоже стоит учитывать толщину лакокрасочного слоя и не заливать модель в глазурь, иначе вся работа с клепкой просто-напросто исчезнет.

Заклепки на крыле готовой модели И-185 .

  • После покраски клепка, как и обычная расшивка при желании может быть выделена смывкой

Ну и конечно — несколько примеров готовых моделей с накатанной клепкой из коллекции автора.

Модель P-61B в масштабе 1/48 от фирмы Revell. На модели полностью перешита расшивка и накатана клепка.

Модель P-61B в масштабе 1/48 от фирмы Revell. На модели полностью перешита расшивка и накатана клепка.

Модель P-61B в масштабе 1/48 от фирмы Revell. На модели полностью перешита расшивка и накатана клепка.

Модель И-185 в масштабе 1/48. Клепка нанесена на те участки модели, которые у прототипа были выполнены из металла.

Модель И-185 в масштабе 1/48. Клепка нанесена на те участки модели, которые у прототипа были выполнены из металла.

Модель И-185 в масштабе 1/48. Клепка нанесена на те участки модели, которые у прототипа были выполнены из металла.

Модель Bf-110E в масштабе 1/48.

Модель Bf-110E в масштабе 1/48.

Особняком стоит довольно редкая технология применения объемных декалей.
Технология еще не нашла массового применения, особенно у нас. От части это обусловлено узкой сферой применения, от части низкой доступностью таких декалей, хотя если нужно – достать их легко, не сложнее чем любой другой аксессуар для модели.

Что такое объемная декаль? Ведь от декали хотят что бы она была тонкой и невидимой, а тут какой-то объем. Дело в том что эти декали используются для имитации выступающих линий клепки, лючков, шнуровки на полотняной обшивке, фактуры дерева и так далее. Наносятся они перед покраской, между слоями грунтовки. Печать выполняется специальной краской, которая при контакте с воздухом слегка вспенивается (на вроде монтажной пены - сверху оксидная плёнка, а внутри воздушные пузыри), а переводится эта штука как обычная декаль или (в случае одной отечественной фирмы) как сухая декаль. Эти декали позволяют изобразить более копийную, выпуклую клепку.

Существует несколько фирм, которые производят такие наборы. Из наиболее доступных можно выделить три фирмы:
1. Archer , которая производит различные наборы заклепок, лючков, линий и прочих элементов декора(этим каталог не ограничивается).
2. HWG, которая помимо общих наборов с заклепками и рельефом производит сеты под конкретные модели.
3. Хобби + , которая производит пару наборов сухих декалей с заклепками.

Готовый набор декалей для имитации заклепок на Bf-109 от HWG

Все эти декали придется придётся приобретать через интернет, поскольку пока они не встречаются в розничной продаже в отечественных магазинах, хотя в будущем мы хотим пополнить ими наш каталог. Цена на наборы довольно не демократичная, но надо сказать что эффект того стоит, особенно если говорить о заклепках, потому что альтернативный метод вклеивания заклепки по одной от руки мягко говоря трудоемок, даже если речь идет о 35ом масштабе. А в авиации чаще приходится работать с 48 и 72ом масштабом.

Заклёпки. Имитация и изготовление.

Читайте также: