Ингибитор ржавчины для металла

Обновлено: 18.05.2024

Коррозии подвержены металлы и некоторые другие материалы. Если коррозия разрушает структуру материала, тогда изделие теряет свои эксплуатационные качества, что приводит к аварийно-опасным ситуациям. Одним из средств решения этой проблемы являются ингибиторы коррозии металлов.

Описание ингибиторов

Что такое ингибитор коррозии? Ингибиторы коррозии – это специальные вещества, которые приостанавливают (задерживают) процесс химических и физических реакций. Ингибиторы коррозии занимают особое место в ряду таких веществ.

К ингибиторам относят средства, которые образуют на поверхности металла особую защитную пленку, которые получается в процессе реакции раствора ингибитора и продуктов коррозии.

Появление соединений, которые замедляют коррозийные процессы, стало прорывом. На данный момент, большинство способов защиты – это защита с помощью ингибиторов. В этом качестве наиболее популярны, такие вещества как амины, азотсодержащие вещества, мочевина, сульфиды, альдегиды и др.

Эффективность защитных процессов с участием ингибиторов, напрямую зависит от металла, особенностей внешней среды, давления на материал и т.п.

Стоит отметить, что работа ингибиторная защита от коррозии не постоянно, попадая в раствор, добавка постепенно растворяется, поэтому в будущем необходимо добавлять его в агрессивную среду небольшими порциями.

Виды и применение ингибиторов коррозии металлов

К основным видам ингибиторов относят:

  • Катодные – уменьшают скорость катодного взаимодействия.
  • Анодные – тормозят растворение анода.
  • Смешанные – добавки, которые замедляют реакции и катодные, а анодные.

Существует классификация ингибиторов по происхождению:

  • Органические – это органические вещества, которые являются более универсальными, так как уменьшают скорость катодных и анодных реакций. К ним можно отнести азот, серу, кислород, ароматические соединения. Главным преимуществом и отличием от неорганических ингибиторов выступает тот факт, что органические вещества адсорбируются только на поверхности материала, не вступая в реакцию с ржавчиной.
  • Неорганические ингибиторы коррозии, что это такое? Они содержат неорганические вещества в составе ингибитора. Особенность работы с неорганическими частицами в ингибиторе заключается в том, что при неверно подобранной концентрации, они могут не защитить металл, образовав на нем тончайшую пленку, а наоборот вступить в реакцию с продуктами коррозии и ускорить процесс разрушения. Относятся хроматы, бихроматы натрия и калия, бикарбонат кальция и т.д.

Схема действия

Принцип действия ингибиторов

Классификация ингибиторов по механизму действия

  • Работающие в кислотной среде - амины, ацетиленовые спирты, серосодержащие соединения, альдегиды. Данный тип веществ применяется в газо- и нефтедобывающей промышленности, ими покрываются трубопроводы, по которым идет газ или нефтепродукты, а также изделия, участвующие в этих процессах. Ингибитор коррозии кислотной среды активно борется с катодным и смешанным разрушением.
  • Ингибиторы для нейтральных сред – фосфаты, нитриты, аминокислоты, хроматы, алкилфосфаты, сульфонаты. Наибольшее применение нашли в сфере водоснабжения, охлаждения, применяются на морских судах. Здесь также как везде, раствор ингибитора используется в качестве защитного покрытия любых изделий перечисленных отраслей, емкости, несущие конструкции, отдельные элементы.
  • Протекающие в щелочной среде. Вещества участвуют в составах специальных моющих средств. Действие их основано на том, что они уменьшают силу тока в его химических источниках. Ингибиторы для таких целей чаще всего используют совместно с катионами.

Распространенные типы кислотных ингибиторов

Наиболее экономичный антикоррозийный ингибитор - кислотный. Его расход в процессе травления металла минимален, что влечет за собой снижение себестоимости продукта и процедуры защиты в целом.

К свойствам кислотных ингибиторов так же можно дописать тот факт, что при нанесении их на материал, он еще и очищает его от образовавшихся окалин и различных оксидных пленок. Также добавка не меняет своих свойств, не трансформируется, не разрушается при увеличении температуры внешней среды.

На отечественном рынке чаще всего можно встретить такие ингибиторы коррозии как И-5-В и И-5-ВМ. Данные добавки предназначены для изделий из низкоуглеродистых, среднеуглеродистых и высокоуглеродистых и легированных сталей. Они эффективно применяются в промышленности, а также оба ингибитора можно совмещать друг с другом.

Применение ингибиторов коррозии с таким составом снижает угар металла, способствует очищению поверхности протравленного материала, а также благоприятно влияет на санитарно-гигиенические условия труда.

Свойства ингибиторов коррозии

Все свойства ингибиторов сводятся к антикоррозийной защите металлических изделий. Механизм работы прост: ингибитор в составе раствора наносится на поверхность элемента и защищает его от внешнего влияния агрессивных сред. Защита создается с помощью адсорбции (увеличения концентрации ингибитора в растворе и на поверхности материала, соответственно) на металлическом элементе. После появления защитной пленки, главная ее задача – быть полностью нейтральной к воздействиям извне, не менять своих свойств под давлением, температурой и т.д., только в таком случае, ингибитор сможет проявить свои свойства в полной мере и защитить конструкцию в целом.

Химические свойства ингибиторов

Ингибитор коррозии катодный

Данный тип добавок замедляет растворение металл при катодном процессе. Потенциал системы из своего обычного нейтрального состояния уходит в отрицательную сторону, что приводит к уменьшению коррозийного тока, и на поверхности образуется антикоррозийная пленка. Эта пленка является трудно растворимой не только для нормальных условий, но и для многих агрессивных сред. Она становится барьером между внешней средой и металлом, сохраняя его целостность.

Катодная ингибиторная защита от коррозии, что это? Чаще всего это соединения, которые увеличивают кислотность среды, что снижает возможность растворения металла.

Катодные добавки не применяются в кислых средах, так как там они не эффективны.

Как отмечалось ранее, ингибитор перед применением должен быть растворен в каком-либо веществе, самый простой – вода. Специалистами подбирается верная концентрацию добавки в данном объеме воды.

Стоит отметить, что данный тип веществ является наименее эффективным, в сравнении с анодными и смешанными ингибиторами.

Анодные ингибиторы коррозии

Данные вещества являются пассиваторами – вещества, переходящие из активного состояния в пассивное и образующие пленку. Эта пленка защищает металлический элемент. Коррозия замедляется вследствие уменьшения скорости перехода ионов металла в раствор, а также уменьшается площадь анодных участков, покрытых пленкой, за счет их разделения.

Именно анодные добавки, если с ними переборщить, могут не уменьшить, а ускорить коррозионное разрушение материала. Популярны карбонаты, силикаты, фосфаты, нитрит натрия, как ингибиторы анодной коррозии.

Смешанные ингибиторы коррозии

Смешанные добавки – это хроматы. Хроматы значительно тормозят анодную и катодную реакцию вместе, поэтому они являются наиболее эффективными. Процесс такой реакции протекает по окислительному типу.

Лаборатория

Применение ингибиторов в нефтегазовой промышленности

Нефть и газ являются достаточно агрессивными средами, так как в них находятся едкие вещества, которые способны разъедать материалы и пагубно влиять на здоровье человека. Исходя из этого, специальные добавки для защиты металлических конструкций, применяют на любой стадии добычи, транспортировки, хранения и эксплуатации нефти и газа. Важным аспектом является то, что ингибитор на всех этих стадиях желательно применять один и тот же.

Кроме защиты металла, в сами нефтепродукты могут добавляться примеси, которые делают ее менее агрессивной средой: антикоррозийные ингибиторы парафинообразования, антивоспламенители и антивспениватели. Наиболее распространенное вещество для защиты магистральных нефте- и газопроводов – соединения на основе аминов.

Применение ингибиторов в бытовых условиях

Процессы коррозии поражают не только металлические изделия промышленных и строительных производств, но и любые металлические изделия у нас дома, а также машины и приборы.

Самое простое домашнее средство с ингибитором – это грунтовка. Как всегда, поверхность необходимо подготовить, а потом загрунтовать шпателем или кисточкой. Грунтовка создает на изделии защитный слой, разделяя металл и окружающую среду.

Некоторые лакокрасочные покрытия также имеют в своем составе ингибиторы.

Наиболее простые и понятные ингибиторы для домашнего обихода – сурик (свинцовая краска красного цвета) добавленный в грунтовку, добавленные в раствор ортофосфаты железа или цинка и т.п.

Ингибиторы в виде порошка

Свинцовая краска красного цвета

Применение ингибиторов при обработке техники

Коррозия в технике является наибольшей угрозой для жизни человека. Зачастую коррозирующий участок в большом элементе не так страшен, как коррозия на участке болтового соединения или сварного шва.

Чаще всего, конечно, с проблемой ржавчины сталкиваются владельцы авто и везут свои машины на СТО для того, чтобы там специалисты сами обработали материал и нанесли антикоррозийное покрытие с применением ингибиторов или нет.

Разрушение техники сложно приостановить, так как участки, подверженные разрушению обычно труднодоступны, затруднительна обработка ингибитором коррозии, и очистка пораженного участка. В малодоступных местах стараются применять жидкие составы для их лучшего нанесения и распределения – масла, битумные горячие составы, мягкие смазки и т.д.

Заключение

В целом, ингибиторы коррозии металлов увеличили срок работоспособности изделий и техники. С их помощью появилась возможность четко провести границу между элементом и окружающей средой и надолго приостановить развитие коррозии. Теперь это все доступное защитное средство, имеющее широкий выбор и различный ценовой диапазон.

народный самодельный незасыхающий антикор(автоконсервант) внутренних полостей.Консервационные масла. Ингибиторы коррозии в маслах.


Статья устарела и потеряла нить.Прочитав её вы потратите драгоценное время.
>>>сразу в начале статьи выводы:

состав аналога раст-стопа для самопального приготовления в условиях кризиса

1.Любой доступный МАСЛОРАСТВОРИМЫЙ ингибитор коррозии или из подручных:
например: Нитрит Натрия, разбавленный в воде(пассиватор (даёт плёнку), Бура(флюс для пайки),растворимая в воде или уротропин(сухой спирт), разбавленный в глицерине.
Ингибитор коррозии основной элемент смеси.Всего надо 1%-5% ингибитора в смеси, не более.

2. Поливинилбутираль (PVB) (для адгезии).Растворим в спирте.(опционно, но не обязательно)

3.Основа масло, олифа, трансмиссионка(без противозадирных присадок, т.е. не ) итд
например Трансмиссионка atf 220 1:1 как Раст стоп А

4.Загуститель(Пластификатор)-пушсало, опционно,т.е. для скрытых полостей не надо

5.Керосин или аналог для лучшего растекания и обезвоживания влажной поверхности(опционно)

Сам я уже потом купил на пробу самый дешёвый в Ашане в баллоне за 100 рублей

Дешевле не было. Так что вопрос темы крайне спорный, но я свой опыт и знания приобрёл.

Вывод:растстоп для скрытых полостей: трансмиссионка+масляный или маслорастворимый ингибитор коррозии
конец полезной информации
-----------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------
Дальше много лишних для мозга буков, которые читать трудно в силу обилия информации и не обязательно в виду отсутствия нити повествования.Но познавательно…Без обид, хорошо?будет лишнее время,читайте.

Из цикла: ударим смекалкой и рукоблудием по импортозамещателям или что делать если негде купить оригинал или если его уже конкретно начали бодяжить.
-------------
-------------
Вот начало той статьи и прочих умствований которые вам читать уже не обязательно:

Статья тяжёлая и спорная.Отнеситесь с юмором.Я пишу её для себя и друзей любителей
Кому лень читать мой бред про "самопальный ингибитор коррозии", сообщество серьёзных антикорщиков тут .

В статье прозвучит состав для самоделок или готовые, крайне не дорогие растворы отечественного производителя из смежный областей, пригодных для задач автолюбителя…

Для написания статьи были использованы печатные материалы времён СССР, открытая информация с рекламных сайтов, выводы химиков с форумов, отзывы и опыт практиков.И миллионы прочитанных постов о практике применения антикоров на форумах, сканы которых в комментах

Статья ни в коей мере не ставит целью убедить в том что качественный импортный или иной антикор это плохо, просто хотел разобраться в 2014-15 году в разгар кризиса что делать если доллар будет стоит 100 рублей и покупка нормального антикора станет для меня не возможной, разобраться с тем как сделать его самому.
-------------------------------------------
Мовиль и Пушсало итд, это всего лишь разной плотности носитель для ингибиторов коррозии.

Но как ни странно, для многих старорежимных автолюбителей было шоком, что ингибиторы в их любимом ПУШСАЛЕ по ГОСТу не положены! Поэтому и родилась мысль написать для себя любимого по теме и собрать в комментах кучу противоречивой инфы. Солянка собранных данных шокировала и затянула с головой .

Статья ограничена жидкими незасыхающимии антикорами для замедления развития ржавчины в скрытых полостях…

Итак:
Раст стоп и аналоги в основном своем компоненте — это масляный раствор масляного ингибитора коррозии

Например Нитрит натрия, это пассиваторный (создающий плёнку) ингибитор коррозии.Присутствующий в куче недорогих консервирующих смазок отечественного производства.Нитрит Натрия согласно книге советского сержанта,разбавленный в воде служит пассиватором системы охлаждения при консервации машин на хранение.
Водный раствор нитрита натрия заливался в систему охлаждения и потом сливался, для повторного использования в следующей машине.Вот так просто в СССР водой и копеешной добавкой предохраняли металл системы охлаждения от ржи.

Раст стоп или любой иной незасыхающий антикор для внутренних полостей, это:
Масло+церезин(парафин)+масляный ингибитор+тиксотропная добавка (ЗАГУСТИТЕЛЬ), повышающая пластичность(например загуститель аэросил, но не только аэросил, он же «кремния диоксид коллоидный» )).

В раст стоп и аналогичные добавляют ароматизатор или отдушку.Разбавьте растворителем по вкусу, но не забывайте что процент ингибитора при разбавлении снижается!

В качестве подручных средств, как ингибитора коррозии можно использовать уротропин, бура, нитрит натрия и прочие примерно 1%-5% …

1 Ингибитор коррозии Нитрит натрия, водорастворимый ингибитор коррозии.Он же (Пищевая добавка E250 или NaNo2)., сочетается с маслами лучше всего.Применяя для него эмульгаторы и водные коллоидные системы — эмульсионные масла!(*)

2 Ингибитор коррозии БУРА, оно же флюс для пайки, оно же Консервант Е285 (Тетраборат натрия), разводить водой(*)

3 Ингибитор коррозии Уротропин(сухой спирт), оно же консервант(Е239), разбавленный в глицерине.
Глицерин брать в аптеке.

>>!>>Жирное с мокрым мешается ТАК: берём эмульгатор, т.е. любое мыло, можно стиральный порошок и смешивая масло в воде получаем Эмульсию.

Трансмиссионка должна мешаться с пушсалом без дополнительных средств.

Лайфхак из СССР:
Готовый густой аналог раст-стопа- "АМС-3" (смазка подводных лодок и погружных морских механизмов, обладает высокой липкостью и водостойкостью в агрессивной среде), разбавить это растворителем сольвентом или даже бензином.
Смазка с ингибиторами + растворитель.ТО же самое или почти тоже самое что и Раст-Стоп или аналоги.

Всё это в период кризиса можно купить за копейки, если импортозамещатели пролоббируют закон против импорта.

Нитрит натрия NaNo2 (пищевая добавка Е250) используется в пищевой промышленности в качестве фиксатора цвета и консерванта в мясных и рыбных продуктах.
А уротропин добавляют в красную икру как консервант(Е239).Приятного аппетита.Или пользуют как антисептик и лекарство от всех хворей.

Т.е .с основным компонентом для гаражного коктейля даже в жуткий кризис проблем не будет.
Без основного компонента ингибитора, всё что вы купите для днища-не более чем брачная ночь без невесты.

Можно конечно купить на рынке импортозаместительный аналог в красивой упаковке с кучей фраз про нано и про совершенную формулу, но как показала практика качество товара в кризис не падает только у упаковки, а что внутри никто из продавцов гарантировать не может.Вот тут отличные примеры на тему подделок . Так что доверяй, но проверяй+соблюдай инструкцию по нанесению.

Смешав свою "амальгаму" лично можно ждать каких то результатов.Особенно если нет денег на качественный импортный состав, нанесённый по правильной технологии прилежными опытными руками специалиста в дорогом сервисе.

>>>>Перед употреблением можно пройтись по ржавчине ОРГАНИЧЕСКИМ .т.е. бескислотным преобразователем, той же конторы "Ифхан 58 ПР" ( на основе таннинов, спиливает 300 мкм ржи в отличии от 150мк чем у кислотников).

Минусы этой группы ингибиторов:на открытой поверхности, например на днище нужно раз в год обновлять раствор.

Минусы и антиреклама:
При влаге под давлением и песке- сей фирменный, разработанный для канадской армии "антикор" стирается как тушь с лица заплаканной фотомодели

так же есть аналог раст стопа ингибитор Krown Т40,который полный аналог Rust-Stop.Он как и раст стоп идеален для скрытых полостей, но так же возможен как сезонно обновляемый антикор днища по ржавчине с ингибитором коррозии.

В сети интернет пользователи раст стоп мешают с литолом, пушсалом, мовилем, нигролом и остаются довольны.Ругаются только сварщики, которые потом вынуждены варить проржавевшие под покрытием днища буквально по кипящему маслу(о чём есть комменты)

Мешают растворы просто потому что в пуш сале, мовиле, консервационной смазке и раст стопе и прочих теоретически есть именно те самые ингибиторы и пассиваторы коррозии .Смысл мешанины предать удобоваримость методике нанесения, но после смеси массовая доля полезных активных веществ стремится к минимуму.
Конец лирического отступления
------------------------
Помните что именно Пассиваторы (нитрит натрия итд) создают на поверхности плёнку, в отличии от ингибиторов(уротропин), которые работают только влажными.
------------------------
Замедляющий коррозию состав содержит три основных компонента:

* Ингибитор – который предназначен для остановки реакции коррозии. Молекулы ингибитора эффективно покрывают поверхность металла и образуют водонепроницаемый слой, а также увеличивают адгезию пленки к поверхности.
* Пленкообразователь – который создает барьер на поверхности металла от механического воздействия. Пленкообразователь может формировать масляную, восковую или твердую пленку.
* Третий компонент содержит специальные химические вещества, такие как обезвоживатель и активаторы поверхности(ПАВ).
--------------------------
Всё это не сохнет в полостях, не отваливается как мастика слоями от днища(

Можно покрывать прямо по ржавчине (раст стоп в рекламных материалах расширяется на плоскости, в том числе и вверх по поверхности(капните отработкой на вертикальную железяку и эффект будет таким же), но смывается потоком воды и пескоструем (см.видео выше).Зато за час можно покрыть днище и испачкав шевелюру сделать на какое то время свою голову нержавеющей.

теперь о самодеятельности:

Из всего собранного материала хочется обратить внимание юного и не очень читателя на уротропин (сухой спирт) он не только ингибитор коррозии, но и частый компонент преобразователя ржавчины, что делает его при его цене и доступности очень любопытным кандидатом на попадание в масла для скрытых полостей.Его нужно 1% не менее и для достаточной эффективности более 5% совсем не обязательно.Что совсем не дорого.Но работает он ДО момента высыхание жижи.В отличии от NaNo2, который даёт плёнку и остаётся ею на поверхности после высыхания раствора.

уротропин можно в глицерине например растворить (растворимость уротропина в глицерине: 20,5 г/100г (20°C)), а потом глицериновый раствор уже мешать с маслом, пуш салом и т.д.Или изопропиловом спирте, однако уротропин не даёт защитной плёнки и работает только находясь в растворе
->>>>
В общем все секреты раскрыты.Если таможня победит или вырастит курс бакса, а покупать палёные бутылки неизвестно с чем вам не позволит логика.Вы сможете смешать NaNo2 хоть с олифой, хоть с отработкой(бойтесь металлической стружки!).Хоть с мовилем, хоть с пушсалом. С чем больше всего нравится.Хоть с пластилином в консервной банке на костре.И теперь это точно будет работать.

Напомню, что изначально незасыхающий раствор масла с ингибиторами и тиксотропными (вязкостными) добавками был придуман для скрытых полостей.Там всё ясно, там нет песка и влага без давления.А уже потом маркетологи решили втюхать это в качестве антикора для днища и в ход пошли презентации, отзывы фокус групп и прочие авторитетные заключения типа : зуб даю, мамой клянусь и ты чо, мне не веришь?

Субстанция что мы мешаем для себя любимого должна быть активной как по форме, так и по содержанию

Т.е. и наполнитель и содержимое должны все время быть активны, а не как мастика которая засохла и под ней ржавеет или мовиль(производства нонейм), который отвалится после засыхания кусками засохшей плёнки.

ничего не буду утверждать, хотелось бы услышать мнение всемогущих пользователей

Как Это сделать самому?

Кто нибудь делал?

вот тут с 5й минуты отзыв о качественном растворе ML от российского производителя.

PS: ниже небольшой конспект на тему что я нашёл для себя любимого по теме, собирая копипасты по форумам.В том числе отзывы о качественных антикорах разных марок.

Сравнение преобразователей ржавчины



Здесь же мы разберём всё с фотографиями и чуть более подробно.
Разбирать будем 6 преобразователей:
1. Цинкарь ~250 руб за 1 л.
2. Преобразователь ржавчины AstroHim ~ 250 руб за 1 л.
3. Удалитель ржавчины AstroHim ~ 150 руб за 0,5 л.
4. Преобразователь ржавчины Bauproffe ~ 80 руб за 0,5 л.
5. Преобразователь ржавчины Ясхим ~ 40 руб за 0,5 л.
6. Преобразователь ржавчины из Нижнего Новгорода ~ 32 руб за 0,5 л.

Немного предыстории.
Раньше всегда пользовался преобразователем ржавчины Химик по цене 80 руб за 0,5 л. И всем он меня радовал, и стоил недорого, и отрабатывал очень хорошо. Затем грянули февральские события, и сначала он подорожал до 150 руб за 0,5 л, а затем и вовсе пропал. (говорят вернётся). Что натолкнуло меня на мысль о поиске нового преобразователя.

Берём три ржавых тормозных диска…И сразу же оговоримся о том что левый ржавел в подвале три года, а второй и третий лишь год.

Подробнее фотографии всех трёх дисков дабы в конце был лучше виден результат:




Конечно же, перед тем как забахать свой такой эксперимент я насмотрелся видосов на ютубе как люди делают и как делать не надо. Поэтому клеим разделительный бумажный скотч с подписями, и под каждый преобразователь берём новую кисточку и новую ёмкость.


К слову сказать — правильнее всего — рыхлую ржавчину сначала отшкурить, пыль смыть, и только потом наносить преобразователь. Здесь же я лишь убрал самую крупную грязь и решил что всё остальное должен преобразователь сделать сам. Может так будет показательнее?

По инструкции необходимо выждать 30-40-60 минут после обработки перед покраской. То есть подразумевается что состав своё дело за это время сделает.
Итак, прошло 60 минут, смотрим результат:


Но кто же преобразователь одним слоем промазывает? Для большего эффекта всегда мазюкать лучше в 2 слоя! Так и сделаем, но только с левой половиной каждого диска, чтобы была видна разница между одним и двумя слоями преобразователя. И оставим это всё сохнуть-работать на сутки.
Планировалось что оставлю на сутки. А по факту прошла неделя перед фотографированием :-) Ну ничего, не должен же металл за неделю начать обратно ржаветь, преобразователи ведь и защитную пленку создают на металле (по крайней мере по словам производителей)


Посмотрим подробнее на каждый диск:


Дешевые преобразователи отработали плохо. Там где был нанесён один слой преобразователя эффекта почти не видно, лишь небольшие белые вкрапления.


Bauproffe отработал намного лучше своих дешевых собратьев и даже в месте однослойного нанесения оставил относительно неплохой белесый налёт. А вот удалитель ржавчины AstroHim преобразовывает ржавчину в какую-то зелень (во флаконе жидкость кстати тоже зелёного цвета и пахнет фурацелином). Интересно что там, где удалитель был нанесён в два слоя ржавчина будто волдырями покрылась и отошла, чего не сказать об однослойном применении.


А здесь у нас лидеры. От ржавчины практически не осталось и следа. Ржавчина отслоилась от металла и лежит блестящей коркой. Но только не в месте однослойного нанесения преобразователя Astrohim — там лишь белый налёт. И не ясно — я склонен предполагать что это некое защитное покрытие предотварщающее дальнейшее ржавение. Но в таком случае куда девается покрытие при втором слое. Не ясно.

Казалось бы можно делать выводы, но ещё рано.
Почти на всех флаконах в инструкции указано что преобразователь необходимо смывать водой (а как же защитное покрытие, которое нам обещали? Или оно не смывается?). И только цинкарь не просит смывать за собой :-)

Берем ведро воды, тряпочку, вытираем "отработку", удивляемся очень рыжей тряпке, сушим все на солнышке пару часов и смотрим конечный результат:


Рассмотрим каждый диск подробнее:


Смылся весь белесый налёт и появилось ощущение что диск никакими преобразователями не обрабатывался… Возможно он проржавел на несколько сантиметров вглубь и поздно пить боржоме?


Белесый налёт Баупроффе смылся, в отличие от зеленого налёта Удалителя AstroHim'a. Судя по диску баупрофи удалил бОльшую (но не всю) часть ржавчины даже с первого нанесения. Возможно результат был бы лучше если бы перед нанесением второго слоя первый мы бы смыли? А вот по Astrohim'у можно сказать что нанесение одного слоя почти не удалило ржавчины. Лишь два слоя удалителя удалили примерно 50% ржавчины.


Переходим к Лидерам. Удалили практически полностью ржавчину. Ржавчина слезала с металла как нагар с газовой плиты. Даже одного слоя было достаточно чтобы победить ржавчину. Отличие между ними лишь в белесом налёте AstroHim'а, который даже тряпкой не смывается.

Ну как, пора делать выводы?
Дорогие отрабатывают лучше, дешевые хуже, и лишь удалитель AstroHim повёл себя странно плохо для такой цены.
Попробуем разобраться в чем дело — почитав состав:
Цинкарь: Ортофосфорная кислота — 30%, цинк+марганец 5-15%, проч. добавки 5%.
Преобразователь AstroHim: Ортофосфорная кислота — 15-30%, цинк 5%, проч. добавки 5%
Удалитель AstroHim: Смесь неорганических кислот — 15-30%
Три дешевых преобразователя лишь просто указали что в составе присутсвует Ортофосфорная кислота. Видимо его там такое малое количество, что писать стыдно. Остальное в составе — просто вода.


Копнув чуть глубже и зайдя на сайт производтеля оказалось что Удалитель AstroHim конечно может использоваться для обработки металла, но его ключевая особенность в том, что лишь им можно так же обрабатывать керамику, ткань и прочие материалы. Все остальные же преобразователи предназначены исключительно для металла.

Но и на этом я не хочу вас отпускать и покажу вам бонус-эксперимент (его даже в видео нет)!

Я решил что сравнивать преобразователи на дисках разной степени ржавости не честно, да и не практично проводить опыты на неотшкуренных поверхностях. Ведь большинство здравых пользователей отшкурят ржавчину перед нанесением преобразователя. Так что бонусом мини эксперимент!

Берём левый, самый ржавый диск, переворачиваем его, отшкуриваем хорошенько шуруповертом с насадкой-щеткой, отмываем от пыли ржавчины и наносим скотч с разметками.


Для каждого преобразователя так же будем использовать свою кисточку и свою ёмкость.
Наносим один слой и выжидаем сутки.


В местах обработки Преобразователем из Нижнего Новгорода и преобразователя AstroHim ржавчина потемнела, а в месте удалителя — позеленела.

Но мы то с вами наученные, знаем что выводы делать ещё рано! Смываем всё тряпочкой, сушим и смотрим результат:


Пойдём смотреть результаты по часовой стрелке.
Ясхим — так же как и в первом эксперименте — результата обработки не дал. Стоит копейки, и толку от него столько же.
Нижегородский преобразователь показал себя значительно лучше в сравнении с Ясхимом (чего не было видно в первом эксперименте), даже образовал некий белесый несмываемый налёт. Однако ржавчину он не победил.
Bauproffe так хорошо показавший себя в первом эксперименте здесь откровенно облажался. Лишь несколько белых точек с преобразованной ржавчиной. Видимо во всех остальных местах как раз и попало 95% состава воды, и лишь в точках та самая ортофосфорная кислота. (да, да — я взбалтывал все флаконы перед нанесением, то что не разболталось — не моя вина).
Удалитель AstroHim. Да, под ним всё позеленело. Но и ржавчины проглядывается не мало. Ну, как мы выяснили, он и не предназначен для металла. Однако отработал, на мой взгляд, всё же лучше своих дешевых собратьев.
Преобразователи от AstroHim и Цинкарь. В первом эксперименте больше белого налёта дал именно преобразователь от AstroHim, здесь же больше белого (несмываемого) налёта появилось от Цинкаря. Оба отработали хорошо. но всё же под преобразователем от AstroHim'а проглядывается чуть больше ржавчины, нежели под Цинкарём — под ним весь металл черный. Видимо сказывается более богатый состав в Цинкаре.

И по результатом второго эксперимента мы выяснили, что Цинкарь не зря пользуется большой популярностью и народной любовью. Но и Астрохимовский преобразователь не плох.
Но а если красить что-то недорогое и в огороде (бочки, забор), в общем — то, что обычно вообще не обрабатывается преобразователем — то можно брать (основываясь на результатах второго эксперимента) преобразователь ржавчины из Нижнего Новгорода. Он всё таки немного работает, но и стоит копейки.

Спасибо за внимание :-)

Изобретение антикора. часть 2


С тех пор я много чего изучил нового, что то освежил в памяти и после всего еще не ходил смотреть на результаты )))) По сути я шел уже проверенным путем… Понятно, что придумать что то новое в этой области сложно, остается только уложить все в голове. Не уверен, что дочитаете до конца, но ладно… Цель — понять из чего сейчас делают антикоры и как нас обманывают и чему верить… Скажу сразу — речь не про то, как растворить пушсало в отработке(в прошлый раз про это много писали и думали), все намного серьезнее…

Итак, основные моменты и вопросы:
1. Нас интересует процесс защиты от коррозии внутренних полостей автомобиля. Что там внутри? Вода, земля, какие то противогололедные реагенты, мертвые мухи и кислород воздуха. Среда может быть как кислой, так и щелочной. Для нас важна ситуация, при которой рН2. Что происходит процессе коррозии, какие основные элементы принимают участие в этом процессе? Железо, окисляясь переходит в раствор, за счет этого кислород восстанавливается и также переходит в раствор(вместо кислорода может не плохо вступать во взаимодействие и обычный углекислый газ, образуя HCO3(-)) )))) (Если интересны подробности — погуглите "анодное растворение железа, анодная коррозия и т.д. — я и так боюсь, что до конца люди просто откажутся читать, видя такое большое количество сложной информации") Из вышесказанного и того, что говорили на уроках химии следует, что необходим еще некий электролит — вода с растворенными в ней солями… Т.е. чтобы химическая реакция шла, необходимо, чтобы ионы железа кто то сольватировал и переводил в раствор, унося из зоны реакции, перемещая равновесие в сторону прямой химической реакции. В раствор Fe(2+) могут "уносить" самые разные анионы, Сl(-), SO4 (2-) и т.д.
3. По какой причине внутренние полости вообще ржавеют, — они же обработаны с завода и т.д? И почему сильнее всего ржавеют всякие швы, т.е. места, в которых кислорода мало, а в соответствии с п.2 нам необходим кислород? Я думаю, что во время эксплуатации кузов испытывает знакопеременные нагрузки, деформируется и это приводит к микротрещинам защитного покрытия. Таким образом железо и кислород начинают взаимодействовать в соответствии с п.2 Процесс растрескивания защитного покрытия я обнаружил на своем автомобиле внутри задней арки — прям по сварочному шву.(задняя верхняя часть арки — проверьте у себя).

Отсюда уже видно, что чудес не бывает и все сводится к защите поверхности металла (ну или удалению кислорода, аналогично — в случае коррозии из за взаимодействия металла с кислотой надо или защищать поверхность, или удалять кислоту ))) . Удалить кислород, закачивая в пороги азот — хорошая идея, но наверно это не наш метод… Аналогично и с проблемой удаления электролита. Как нам защитить поверхность металла, которая находится внутри и неизвестно где? Понятно как — разбрызгать что то максимально полно и при этом оно должно проникать в эти микротрещины (могут быть еще дефекты с завода и просто голые участки металла внутри порогов, но это мы не будем рассматривать, а если у Вас этот самый случай — просто сожгите свой автомобиль и купите себе Jeep! )) ) Говоря сухим научным языком — нам необходим анодный ингибитор в избытке! На катодные процессы (восстановление кислорода и еще чего попало) мы влиять не можем. Так же не рассматриваем влияние сероводорода на коррозию наших кузовов. Надеюсь, что он не оказывает, иначе опа (((( Очень опасная в этом смысле штука… — у него есть одна особенность, из за которой он выступает "катализатором" коррозии, но тут не будем это рассматривать. (Надеюсь, что у нас в порогах нет источника сероводорода в виде разлагающихся белковых структур.)

Но разбрызгать по поверхности — еще не значит защитить ее… Необходимо что то, что сцепляется с железом лучше, чем электролит…Тогда, приклеившись к поверхности железа, наше соединение не позволит идти электрохимической реакции. Не будем долго ломать голову, ученые все сделали до нас, это практически любые химические соединения, содержащие азот, серу и т.д. Хорошим соединением в этом смысле является бензотриазол[1,2,3].(Так же хорошие результаты были получены и при использовании аналогичных гетероциклических соединений, например имидазолинов [4], триэтаноламин[5] и т.д.) Но есть нюанс — это порошок по вполне понятным причинам. И по тем же причинам понятно, что в воде он слоборастворим, но хорошо растворим во всяких: бензол, толуол и т.д.


По известным причинам [6] с уменьшением рН(увеличение кислотности среды) защитные свойства бензотриазола уменьшаются. Это необходимо помнить при использовании ингибитора.
Так же к пассивации железа приводят и соли жирных кислот — карбоксилаты. К примеру карбоксилат натрия. Они точно так же адсорбируется на поверхности железа, защищая его от коррозии. [7,8]
Следует так же упомянуть про синергизм — т.е. если мы применяем смесь каких либо ингибиторов, то результирующее действие может быть сильнее, чем действие каждого ингибитора по отдельности. (Только учтите, что могут, а не обязаны! — для этого проводятся отдельные исследования, к примеру в работе [9] рассказывается что смесь фенилантранилата натрия и фенилундеканоата натрия в мольном соотношении 3:1 проявляет значительно более сильные ингибирующие свойства, чем скажем олеат натрия или нитрит натрия (известный неорганических ингибитор — его не рассматриваем(как и фосфаты), там слишком все просто а развитие всегда двигалось и двигается в сторону органической химии)) Можете погуглить — есть масса патентов, в которых рассказывается про изобретение новых ингибиторов, в которых совместно с бензотриазолом используется соль олеиновой кислоты, вот пример [10] (удивительно, в патенте приведенв именно олеиновая кислота, а не ее соль, что было бы логично, видимо при этих концентрациях и просто сам бензотриазол не плохо работает! )

Изучая различные литературные источники я наткнулся на интересную таблицу (см.ниже) В ней ученые обрабатывали пластины металла в различных ингибиторах, а затем помещали в среду со 100% влажностью и вдобавок коденсировали на них воду и смотрели кто сколько продержится. Вот результаты испытаний:


Видно, что сам по себе бензотриазол не очень хорош — смывается зараза (по этойпричине я в лес не ходил смотреть — что у меня получилось…)
Сокращения, которые есть в таблице:
БТА — бензотриазол
ФАН — фенилантранилат натрия (карбоксилат, соль жирной кислоты, у которой на конце фенил крутится)
ФУН — фенилундеканоат натрия (тоже карбоксилат, соль жирной кислоты, у которой на конце фенил крутится)
Видно, что попытки БТА (давайте так его называть) удержаться на поверхности металла честно говоря не очень успешны… Видимо, его гидрофобность оставляет желать лучшего… Но есть и другой вывод — для повышения эффективности ингибитора необходимо сконцентрироваться на создании нанослоев органических
ингибиторов коррозии. Именно это мы и наблюдаем при последовательной обработки сначала карбоксилатом, а затем БТА. Механизм расписывать не буду — он интересный и неоднозначный, но и так не особо уверен, что до сюда люди дочитали (((
ИФХАН-40 — это судя по всему выпускаемый ингибитор коррозии, но на сайте производителя ничего не нашел про ифханы, в базах патентов тоже ничего нет. Но в какую сторону двигаться — уже понятно…

Таблица — размещенная выше имеет смысл только для очищенного чистого железа в лабораторных условиях. В жизни мы будем иметь дело с уже окисленным металлом и тут ситуация немного другая:


Видно, что последовательное нанесение веществ уже не так критично(ФУН+БТА).
То, что ИФХАН-40 оказался на высоте, скорее всего обусловлено дополнительными компонентами, которые входят в его состав (триэтаноламин к примеру, возможно, что еще что-то)…
К сожалению у меня пока нет полярографа или какого то аналогичного оборудования, позволяющего определять величину перенапряжения электрода, — это один из способов определения хороший у нас получился ингибитор или не очень… Но в скором времени, возможно, что такое оборудование у меня появится и можно будет продолжить изучение вопроса…

Так, с коррозией, вызванной кислородом воздуха мы разобрались — тут в общем все понятно, бензотриазол + карбоксилаты, можно добавить замещенных аминов (диэтиламин, триэтиламин). Теперь давайте посмотрим — что делать в случае кислотной коррозии?

Хороший опыт борьбы с этим видом коррозии выработан у нефтянников — добываемая нефть содержит кислоты, которые как раз и вызывают такую коррозию. Что же они придумали? А много чего [11] С механизмом действия все в принципе понятно: Ингибиторы кислотной коррозии тормозят процесс разрушения металла за счет увеличения поляризуемости анодного, катодного либо обоих электродных процессов. Ну катодный процесс мы откинем — я все еще не уверен, что можем на него влиять… Увеличение поляризуемости говорит о том, что оторвать электрон от железа стало труднее, а значит оно уже так легко не переходит в раствор… Единого строгого описания механизма действия в литературе я не нашел, но можно предположить, что анодное ингибирующее действие объясняется тем, что миграция электронов происходит скорее от железа к положительно заряженному ингибитору, чем к катодным участкам поверхности и на этом процесс останавливается )))))
В качестве таких веществ выступают катапины:


Пеназолин(ПАВ-466) — это разновидность имидазолинов(к примеру бензиламмонийимидазолинхлорид).
В промышленности известен ингибитор КИ-1, который состоит из водного раствора катапина (25%) и уротропина (25%), так вот если его добавить к серной кислоте и опустить туда ржавую железную деталь, то железо растворяться не будет, а вот все оксиды растворятся… Вот как это работает!
Интересный факт: соединение додецилдиметилбензиламмонийхлорид(и диоктадецилдиметиламмонийхлорид), т.е. алифатическое-четвертичное производное аммония, запатентованны компанией Эссо и эффективны для сырой нефти при концентрации 0,001%. Эти материалы эффективны в кислых скважинах даже при значении рН от 2 до 5.(Очень кислые среды)
Короче, мы видим с Вами все те же азот содержащие соединения…
Очень хорошее описание процессов ингибирования кислотной коррозии я встретил вот в этой книге [12] Всю пересказывать не буду, там много внимания уделяется высокотемпературным ингибиторам(рабочие температуры за 100С) на основе ацетиленовых производных, просто отмечу ряд моментов. С повышением температуры эффективность ингибиторов как правило повышается, затем после примерно 80 градусов резко падает. Для нас это в принципе пофигу, нам важны более низкие температуры, дожди и тому подобные капризы природы.
Ну и на последок — что выпускает наша промышленность и что не рекламируется так, как растстор, краун и т.д.:

Росоил-700
Состав:
Олеиновая кислота
Борная кислота
Диэтаноламин
Триэтаноламин
Бензотриазол
Окисленный петролатум
Индустриальное масло
Применяется для защиты листового металлопроката в условиях тропиков, сроком до 6-ти месяцев(пишу по памяти, могу ошибаться)

Как видите — все в пределах нашей теории, только надо заменить олеиновую кислоту на ее соль и получим то, что нам необходимо — антикор для скрытых полостей. Окисленный петролатум — это для вязкости, зачем борная кислота, пока не понятно, но уверен, что для того, чтобы не развивались микроорганизмы…

Тадам! встречайте, выглядит, как г@вно и упаковка оттуда же, но походу должно реально работать… Я таким вещам доверяю больше, чем растопам, клонам мовилей, солидолам, динитролам и т.д.


PS: Кстати, я вот все писал про эффективность действия ингибиторов и т.д., но не рассказал — а как все таки проверяют это самое действие. Рассказываю — есть методика на испытания: ГОСТ 9.054-75 (может есть и новее, я особо не искал, но что то читал про дополнительную проверку сероводородом (имеет значение для нефтедобывающих производств)), которая включает 6 методов ухреначить подопытную железяку… )))

Литература.
1. Cotton J.B. US Pat. 933979 On. 14.08.1963
2. Aiken J.K. Copper Corrosion and its Consequences // Products Finishing. -1959.-V. 12.-№10-P. 90-92
3. Кузнецов Ю.И., Казанский JI.П. Физико-химические аспекты защиты металлов ингибиторами коррозии класса азолов // Успехи химии. 2008. — Т. 77. — № 3. — С. 227-242
4. М.Д. Плотникова, М.И. Пантелеева, А.Б. Шеин Антикоррозионная защита малоуглеродистой стали ингибиторами серии «Флэк» // Вестник ТГУ, т.18, вып.5, 2013, С. 2309-2313
5. А.Р. Фархутдинова, Н.И. Мукатдисов, А.А. Елпидинский, А.А. Гречухина Составы ингибиторов коррозии для различных сред // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 4. С. 272-276
6. М.О.Агафонкина Ингибирование коррозии черных и цветных металлов в нейтральных средах 1,2,3-бензотриазолом и его композициями с солями карбоновых кислот // Диссертация. Институт Физической Химии и Электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН. 2011
7. Шмелева Н.К., Баранник В.П. Замедление коррозии стали в воде присадками солей одно- и двухосновных органических кислот // Журнал прикладной химии. 1963. — Т. 36. — С. 813-817
8. Лубенский А.П., Подобаев Н.И., Новиков В.Е. Электрохимическое растворение железа в нейтральных растворах солей карбоновых кислот // Защита металлов. 1972. — Т. 8. — № 5. — С. 570-571
9. Mohai M. XPS MultiQuant. Copyright © 1999-2005
10. В.Ю. Шолом, А.М. Казаков, Н.В. Савельева, А.Н. Абрамов // Консервационное масло "росойл-700". Патент на изобретение №: 2232794
11. Г.Р. Хайдарова Ингибиторы коррозии для защиты нефтепромыслового оборудования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 286.
12. Е.С. Иванов Ингибиторы коррозии металлов в кислых средах. Металлургия. 1986г

12 лучших преобразователей ржавчины

Любая железная поверхность, даже будь это нержавейка, чугун, цветной металл или сплав, подвержена разрушению коррозией. В нашем обзоре представлены самые эффективные, безопасные и приемлемые по цене преобразователи ржавчины.

Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram.

12 luchshih sredstv ot rzhavchiny

Какой преобразователь ржавчины лучше купить

На прилавках магазинов в изобилии продаются преобразователи в форме аэрозолей, жидкостей и геля. Но принцип действия любого преобразователя ржавчины зависит от основного химического вещества.

Большинство модификаторов изготовлено на основе кислот – ортофосфорной или оксикарбоновой. Некоторые содержат одновременно несколько компонентов. Такие средства превращают оксид железа в инертную соль, легко счищаемую с поверхности. Главный минус этой группы – необходимость смывать раствор после применения, во избежание излишнего разъедания ею металла. Подобные преобразователи эффективно справляются с ржавчиной на любой стадии, безопасны как для толстого, так и для тонкого железа. Работать с ними можно даже при минусовой температуре.

Кислотная химия широко применяется для обработки кузовов автомобилей, бытовых приборов и строительных конструкций из металла.

Нейтральные преобразователи на основе растительных танинов и специальных присадок также эффективно нейтрализуют коррозию. Отсутствие в составе таких средств опасных кислот позволяет очищать более деликатные поверхности черных и цветных металлов, сплавов. Ними обрабатывают внутренние узлы авто, готовят железо к бетонированию и покрытию мастикой. Нейтральные преобразователи не нуждаются в смывке, а за счет добавок проникают в глубокие слои ржавчины (150 мкм и более).

Самыми современными средствами в борьбе с коррозией считаются преобразователи ржавчины в грунт. Большинство составов этого вида изготовлены на основе оксида цинка или марганца, дубильной кислоты и органических полимеров. Вступая в химическую реакцию с кислородом, перечисленные вещества разрушают ржавчину и образуют на поверхности твердый защитный слой, предотвращающий ее появление в будущем.

Важное условие – перед нанесением необходимо тщательно зачистить поврежденный участок наждачкой. Такими растворами часто обрабатывают днище и колесные арки кузова, что делает их устойчивыми к проникновению влаги и химических реагентов.

Лучшие преобразователи ржавчины в жидком виде

Среди всех форм выпуска преобразователи в жидком виде представлены наиболее широко. Средства наносятся кистью, тряпкой или ручным пульверизатором, за счет чего можно экономно обработать обширную площадь поверхности. Жидкий раствор легко затекает в самые маленькие щели, добираясь до всех очагов коррозии. Кроме того, подобные модификаторы обходятся гораздо дешевле гелей или аэрозолей.

Читайте также: