Инкрустация по дереву металлом

Обновлено: 09.05.2024

Часть 1. Работы по дереву Испокон веков дерево сопровождает человека на его жизненном пути. Это одно из совершенных созданий природы, которое обожествляли, олицетворяли, одухотворяли. Еще в древности человек начал использовать доступные ему природные материалы, одним из

Глава 2. Инструменты для работ по дереву

Глава 2. Инструменты для работ по дереву Не подлежит сомнению, что каждый уважающий себя мужчина должен иметь под рукой хотя бы самые нужные инструменты – молоток, топор, плоскогубцы, клещи, отвертки и т. п. Однако следует учесть, что при плохом их состоянии не только

Глава 4. Резьба по дереву

Глава 4. Резьба по дереву Во все времена из дерева возводили храмы, дворцы, крепости и простые жилища. Народные умельцы всегда старались украсить резьбой дома и другие постройки, мебель, посуду и орудие труда. Гребень крыши традиционно венчало деревянное изображение коня

Мозаика по дереву

Мозаика по дереву Резьба по дереву и изготовление скульптур – это не все способы обработки дерева. Особенно интересные и полезные вещи можно сделать, применяя технику мозаики.Мозаика по дереву – это одно из направлений мозаики. Наряду с деревянной, большой

13. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТАЛЛУ И ДРУГИМ КОНСТРУКЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОСТОЯНИЕМ

13. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТАЛЛУ И ДРУГИМ КОНСТРУКЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОСТОЯНИЕМ Вопрос 429. С какой целью должен быть организован контроль за состоянием основного и наплавленного металла?Ответ. Должен быть организован контроль для обеспечения безопасной работы

13. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТАЛЛУ И ДРУГИМ КОНСТРУКЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОСТОЯНИЕМ 13.1. Для обеспечения безопасной работы тепловых энергоустановок и предотвращения повреждений, которые могут быть вызваны дефектами изготовления деталей, а также развитием процессов

4.14. Эмалирование, тауширование (инкрустация)

4.14. Эмалирование, тауширование (инкрустация) Эмалирование. Этому способу окрашивания подвергаются чаще всего небольшие художественные изделия или их отдельные участки. Например, чеканное изделие (рис. 4.48) художника А. С. Хворостова «Былины». Эмаль представляет собой

Раздел IV Гравирование. Граверномедальерное искусство. Насечка по металлу и дереву

Раздел IV Гравирование. Граверномедальерное искусство. Насечка по металлу и дереву В умелых руках лучший клад – ремесло, чем с ним в целом мире сравниться б

9.3. Насечка «заподлицо»

9.3. Насечка «заподлицо» Вначале попробуйте выполнить насечку линии «заподлицо» (рис. 9.3). Положите стальную пластину на наковальню и проведите на ней карандашом какую-либо кривую линию. Установите зубильце в начале линии, нанесите по нему несколько равномерных и

9.4. Низкая насечка

9.4. Низкая насечка Инкрустировать «заподлицо» линейные элементы сравнительно просто, гораздо сложнее выполнять низкую насечку розеток, бутонов, лепестков, фигур человека и животных, потому что для каждого вставного элемента нужно вырубить гнездо (рис. 9.4)Вырежьте из

9.5. Высокая насечка

9.5. Высокая насечка Не менее интересна высокая насечка (см. рис. 9.5).Соединять элементы высокой насечки с поверхностью украшаемого металла намного проще: отпадает необходимость вырубать гнезда. Вырезанный из латуни или меди элемент орнамента наложите на стальную

9.6. Декоративная отделка насечки по металлу

9.6. Декоративная отделка насечки по металлу Изделие можно патинировать, то есть придать фону или отдельным элементам желаемую тональность. Чаще всего патинируют фон, делая его более темным. При этом элементы насечки контрастно выступают на фоне. Если стальное изделие,

9.8. Насечка металлом по дереву

9.8. Насечка металлом по дереву В наши дни насечка металлом по дереву широко применяется мастерами декоративно-прикладного искусства. Ассортимент изделий очень разный. Сюда входят ступки, бокалы, вазочки, женские украшения, блюда, шкатулки, орнаментальные и сюжетные

Практическое руководство: Металлическая инкрустация в дереве своими руками


Мне всегда нравилось ощущение контрастности материалов, особенно металла и дерева. Металл - это инь, а дерево янь: холодный, четкий и неумолимый, в то время как дерево предлагает гладкие, гибкие и органичные узоры. Когда я действительно хочу выделить какой-то проект, я нахожу этих маловероятных партнеров, чтобы они играли друг с другом ради визуального интереса, и немного задаюсь вопросом: «Как они это делают?» Моей младшей дочери исполняется 5 лет в этом месяце, и я конструирую шкатулку для подарков, которая, я надеюсь, будет у нее до конца жизни - реликвия, которую я хочу выделять как вечную, личную и знакомую. Я решил, что металлическая инкрустация ее инициала будет отличным способом сделать её личной. Добавить металлическую вставку в проект проще, чем вы думаете, с помощью всего нескольких простых инструментов, я использовал ручной фрезер, горелку и чугунный ковш. Металлические слитки можно купить в Интернете по цене около 2000 за штуку, что более чем достаточно для нескольких проектов инкрустации.


Инструменты и материалы:

  • Деревянная заготовка (я использовал крышку шкатулки)
  • Горелка
  • Чугунный ковш
  • Бессвинцовый металлический слиток и Шлифовальная машина с эксцентриситетом
  • Защитное снаряжение (очки, кожаные перчатки, огнестойкая одежда)

Шаг 1. Создайте свой проект

Я делаю шкатулку для подарков размером 20 см. на 30 см. с загнутыми краями и верхней частью из массива ореха. Серебристый металл будет хорошо смотреться на крышке из темного ореха. Я собрал все вместе и отрезал верхнюю часть, затем отшлифовал квадрат и разгладил до зернистости 800. На этом этапе верхней части коробки уделяется немного меньше внимания, так как мы будем снимать слой, чтобы металл был ровным. Шкатулка была практически готова на этом этапе, за исключением верхней части и хорошего слоя отделки. Я отложил все остальное, кроме верха, и принялся за подготовку.


Шаг 2. Разместите свой дизайн

Когда шкатулка была построена, я измерил размер и расположение вставки, а затем распечатал ее на бумаге. При использовании вставок из расплавленного металла избегайте слишком большого количества деталей или тонких участков, которые могут перегореть. Я распылил клей на бумагу и аккуратно приклеил её туда, где хотел. Как только вставка хорошо приклеилась, я осторожно разгладил её пластиковой картой, чтобы удалить воздух из складки. На этом этапе действительно дважды проверьте свою работу. Это момент невозврата, поэтому несколько вдохов перед погружением того стоят.


Шаг 3. Трассировка

Я использовал острый бритвенный нож, чтобы аккуратно надрезать дерево по контуру рисунка. Обязательно обработайте каждый угол. Как только он будет полностью готов, разорвите рисунок и обведите контур перманентным маркером, чтобы получить темный силуэт для работы. Будьте очень уверены в линиях, так как теперь легче вносить корректировки, чем когда вы начнете резать.


Шаг 4: Удалите древесину

Я использовал фрезу с треугольным острием, чтобы убрать большую часть дерева с конструкции. Не беспокойтесь о том, чтобы всё убрать с первого раза, вы можете очистить остатки с помощью фрезы поменьше. Следите за своей глубиной, цель состоит в том, чтобы пройти через кусок дерева только наполовину, но не менее 0,3175 см. - 0,635 см. для хорошей удерживающей силы. Как только центр выйдет наружу, у вас должно получиться хорошее углубление, которое можно подрезать небольшой шпоночной коронкой на вращающемся инструменте. Это необходимо для того, чтобы металл держался за древесину под поверхностью и не выскакивал при движении или использовании древесины. Я осторожно просверливаю отверстие, затем делаю углубление под небольшим углом и удаляю дерево. Делайте это медленно и, если оно начинает дымится, немного отпустите и дайте дереву немного остыть.


Шаг 5:

На этом этапе внимательно посмотрите на верхний край контура и удалите все шероховатые или неровные точки. Обратите внимание на подрезанные участки, что они достаточно глубокие и широкие, чтобы обеспечить их достаточную удерживающую способность. Я также удалил клей и всю оставшуюся бумагу с выкройки.


Шаг 6: Подготовка области

Когда мы будем готовы к заливке, уделите минуту, чтобы как следует подготовить область. Расплавленный металл должен попасть на вашу заготовку, а не на вашу ногу. Я удалил все легковоспламеняющиеся материалы и убедился, что заготовка прочно стоит на столе. Я открываю дверцы и убеждаюсь, что вентиляция будет очищать воздух, но не дует прямо на заготовку. Я также составил план, где установить горячую горелку и нагретый ковш, когда закончу с ним. Я также спланировал, с чего начать заливку, чтобы ускорить течение расплавленного металла.


Я отрезал хороший кусок железного слитка, который поместился в чашку ковша. Я использовал ленточную пилу, но вы можете использовать ножовку или просто оплавить конец в чашку ковша.


Шаг 7: Залейте металл

Я медленно плавил металл, прикладывая пламя непосредственно к слитку. Температура плавления составляет около 238 градусов по Цельсию, поэтому он растаял всего за несколько секунд.


Перед заливкой убедитесь, что металл хорошо нагрет, чтобы избежать преждевременного затвердевания заготовки. Я начал заливку на несколько сантиметров выше начала канала и позволил ей течь до конца.


Важно нанести достаточное количество материала в каждую область вкладки, прежде чем она начнет охлаждаться и закрепиться. Древесина сразу же дымится, но не беспокойтесь, она выветрится.


Я использовал металлический зонд, чтобы убедиться, что он вошел в каждую кромку. Материал немного выходит за пределы контура, но его можно отшлифовать, поэтому дайте ему остыть и не пытайтесь сильно двигаться, пока он остывает или могут возникнуть трещины.


Шаг 8: Завершение проекта металлической инкрустации

Когда металл остынет до той степени, что его можно будет касаться, то его можно отшлифовать. Я использовал ленточную шлифовальную машину для большей части материала и орбитальную шлифовальную машину с зернистостью до 800, чтобы по-настоящему отполировать ее. Я протер слой полиуретаном, чтобы запечатать и защитить его. Теперь он готов к передаче следующему поколению для хранения коллекции особых воспоминаний по мере того, как он превращается в собственное сокровище.

Имитация инкрустации дерева (интарсия)

После того как я сделала шкатулку в технике многослойного морения (по мастер-классу Анастасии Гелла «Эффект свечения в декупаже»), меня не оставляла идея имитации инкрустации. Ох, уж эта Настя, она буквально подсадила меня на морение :) За что ей огромное спасибо.

К сожалению, в интернете я не смогла найти информацию об этой технике. Пришлось поэкспериментировать пару вечеров. Этим результатом хочу поделится с вами. Буду рада, если это кому-нибудь пригодится.

На шкатулке с бабочками я решила сделать инкрустацию металлом (кстати, это я решила уже в самом конце работы). Вторая шкатулка — инкрустация дерева деревом :)

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 1

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 2

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 3

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 4

1) Деревянная или фанерная заготовка.
2) Морилка, все цвета, что вам нравятся. У меня лиственница, дуб, палисандр, красное дерево.
3) Клей ПВА строительный. Клей должен быть густой — это важно. Жидкий клей подтечет даже под накленный трафарет, и четкого рисунка не будет, он смажется.
4) Спрей для временного крепления трафарета.
5) Шкурка.
6) Трафареты.
7) Акриловый лак.
8) Кисточка для морилки и резиновые шпатели.

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 5

Заготовку не шкурим. Можно один раз покрыть светлой морилкой, высушить и прошкурить до легкого оттенка. На трафарет наносим спрей для временного крепления. Приклеиваем трафарет и шпателем наносим ПВА, выравниваем, чтобы не было наплывов. Если не планируете многослойное морение, то слой делайте потоньше. И, как я уже писала, клей должен быть густой. Иначе он подтечет доже под наклеенный трафарет, и четкого узора не будет. Открытые места на заготовке лучше заклеить строительным скотчем, чтобы клей не попал, куда не надо :)

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 6

Аккуратно снимаем трафарет и даем просохнуть до прозрачности, просушивая каждую сторону. Трафарет моем и сушим после каждого использования.

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 7

Вот тут уже видно, что ничего не видно :) Клей высох и стал прозрачным.

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 8

Переходим на крышку. Все просушиваем.

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 9

Покрываем шкатулку морилкой, сушим.

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 10

Шкурим, делая акцент на узоре. Отшкуриваем морилку с узора до светлого состояния. Если хотите получить эффект свечения, то обязательно посмотрите мастер-класс Анастасии Гелла «Свечение в декупаже» .

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 11

Опять покрываем морилкой, сушим, шкурим, убирая постепенно объем клея и снимая с него морилку. И так, пока не получите нужный цвет дерева, меняя цвет морилки или усиливая его. В самом низу картинки шкатулки готовы к лакировке.

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 12

Но я на этом не остановилась и решила одну из шкатулок сделать с имитацией инкрустации металлом. Эту шкатулку лаком не покрываем — это важно.

Для этого нам понадобится:

1) Фольга для горячего золочения (трансферная фольга), у меня старое золото.
2) Утюг.
3) Канцелярские ластики.
4) Жесткая кисточка, шкурка.

Нагреваем утюг, я ставила на лен. Ставим на него ластики и нагреваем. Фольгу кладем на узор и прижимаем горячим ластиком, постепенно проходимся по всему узору. Ластики надо часто менять — раз-два прижали. берем новый. Резинки нагреваются сильно и пальцы горят, лучше это делать в перчатках, но мне неудобно, я делаю так. Убрали фольгу, если где-то не попали, повторям процесс :)

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 13

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 14

Вот такая грязюка получилась.

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 15

Как только шкатулка остынет, берем жесткую кисть и начинаем «вычесывать» узор, можно круговыми движениями. Без лишних усилий, чтобы не стереть позолоту с узора. В тех местах, где щетка не берет (не подобраться), уголком шкурки аккуратно подчищаем. Можно, конечно, это сделать и через трафарет, но это только для крупного рисунка. Мелкий узор не получится сделать через него, так как высота трафарета просто не даст этого сделать. После того как вычистили весь узор, можно еще пройтись морилкой до нужного цвета, морилку с узора просто снимите салфеткой. Фольга не поталь — она не окисляется. После просушки покройте лаком.

Ну и вот результат с одним слоем лака:

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 16

Фото рисунка поближе:

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 17

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 18

А это фото короба под кофе, он еще полностью не готов. Сфотографировала только боковину для примера. Заготовка из фанеры.

Имитация инкрустации дерева интарсия, фото № 19

Спасибо всем, кто прочитал. Это мой первый мастер-класс. Надеюсь, написала все понятно, и кому-нибудь это пригодится.

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву

Разумеется, вся описанная ниже технология пригодна не только для рукояток ножей, но и для любых деревянных предметов — от очечников и шкатулок до мебели.

Создание художественного произведения в виде инкрустированной рукоятки ножа (да, собственно, и любого другого) начинается с эскиза. Константин рисует их сам, так как благодаря художественному образованию хорошо владеет орнаментами в разных стилях, от древнерусского и готического до современных.

Инкрустация дереву мастер класс

Нарисованный орнамент (1) переносят с шаблона на кальку, затем прикладывают к рукоятке и прокалывают по контуру иглой. От такой работы руки быстро устают (особенно если дерево твердых пород), поэтому лучше пользоваться специальным электроинструментом — маленьким моторчиком с муфтой на валу, в котором крепится короткая игла. Вращающаяся игла оставляет след на дереве при меньшем осевом усилии, чем неподвижная.

Заготовку рукоятки крепят в приспособлении, состоящем из струбцины, деревянной подкладки и станочных тисков. Такое решение удобно тем, что при обработке любой части изделия оно будет иметь хорошую опору, к тому же его легко поворачивать на столе.

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву проволокой

Первая операция — всечка металлической проволоки. Для этого используют белый металл, вытягивая его через ювелирные фильеры до нужного диаметра (2), в данном случае 0,65 мм. Объяснение простое: разумнее покупать проволоку наибольшего из нужных диаметров и при надобности тянуть более тонкие, чем хранить мотки проволочек разного диаметра. Дальше прокаткой через вальцы проволочку сплющивают в ленточку примерно 1,3x0,25 мм (3).

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Затем надо по цепочкам следов от иглы прорезать в дереве тонюсенькие канавки, куда и будет вбита проволока. Константин обнаружил, что тонкие молоточные (по ним бьют молоточком) резцы удобнее в работе. Такие рукотворные инструменты (5) имеют разную ширину, а режущая часть у них преимущественно плоская, хотя есть и несколько округлых. Это предельно точная и кропотливая работа — резец ставят на будущую линию (4), ударом маленького молоточка вбивают в дерево, переставляют дальше — и так до тех пор пока не будет просечена линия или несколько логически связанных (продолжающих друг друга) отрезков ее.

По форме канавки проволочку выгибают круглогубцами. Перед самым вколачиванием капают в канавку цианоакрилатный клей и немедленно начинают вбивать туда проволочку (6). Избыток клея удаляют миниатюрной циклей, и окончательно осаживают металл маленьким молотком.

Инкрустация по дереву

Вбив одну линию, прорезают канавку для следующей. Тут дело в том, что дерево неоднородное и мягкое (по сравнению с металлом), и если прорезать вторую линию параллельно первой, предварительно не заполнив ее, то дерево просто сместится, и работа будет испорчена. А когда канавка заполнена вклеенным в нее металлом, то дереву некуда деваться. Линия за линией — так создают рисунок металла в дереве (7).

Когда одна сторона рукоятки готова, выступающую из дерева часть металла спиливают напильником, а рукоятку протирают растворителем. Рисунок на обеих сторонах симметричен.

Инкрустация перламутром по дереву

Следующая операция — выпиливание перламутровых деталей сложной формы и выборка в дереве гнезд для них.

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Шаблоны отдельных вставок наклеивают на раковины (8), основное требование к которым — толщина побольше (хорошо если 3-4 мм, так как кривизна ракушки не совпадает с кривизной рукоятки и потребуется подгонка). Большой припуск вокруг шаблона отрезают алмазным диском в бормашин-ке, чтобы часть ракушки могла ровно лежать на столе.

При помощи маленького лобзика и ювелирных пилок по металлу вырезают перламутровые вставки (9, 10). Пилки при такой работе часто ломаются, поэтому закупать их приходится дюжинами.

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Выпиленный фрагмент нужно положить на место, куда он будет вставлен, и обвести по контуру, чтобы потом сделать под него гнездо (11). И тут есть хитрость — фрагмент приклеивают парой капелек цианоакрилата, обводят граненой иглой, а потом сбивают при помощи цикли и молоточка (12) — все равно поврежденная часть дерева будет удалена.

Процарапанный контур прорубают теми же микрорезцами, которыми делают канавки под узор (13), а дерево в середине выбирают обратноконусной фрезой. Обратный конус нужен для того, чтобы полость расширялась вниз, так как кривизна фрагмента и изделия разная, и иначе они не соберутся.

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Потом начинается самая тонкая и кропотливая часть работы — взаимная подгонка перламутра и дерева. Тут идут в ход разные фрезы и диски к бормашинке. После боров задействуют стамеску типа «сапожок», которая имеет два изгиба под 90 градусов и плоскую режущую часть, расположенную ниже черенка и параллельно ему (14). Понятно, что если перламутр не совпадает с краем гнезда, в котором есть металлическая вставка, то подпиливают именно его. Подогнанную вставку вклеивают на цианоакрилат и осаживают текстолитовым молотком до дна гнезда (15). Выступающую часть перламутра спиливают узкой ленточной шлиф-машиной Ргоххоп с шириной ленты около сантиметра (16) и окончательно доводят напильником (17).

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Круглые перламутровые детали

Круглые вставки («кнопки», «пробки») делаются чуть иначе — сверлением перламутра алмазным трубчатым сверлом. Его зажимают в патрон миниатюрного станка с рукотворной системой водяного охлаждения, а ракушку кладут на деревянную подставку и с небольшой подачей сверлят (18). Причем, пройдя перламутр насквозь, нажимают на рычаг подачи, отчего полученная «кнопка» продавливается дальше в трубку сверла откуда потом выталкивается (просто проволочкой).

Отверстия в рукоятке делают сверлом при помощи бормашинки, частота вращения — примерно первые тысячи оборотов (19). В отверстия капают цианоакрилат, и изогнутым (чтобы видеть, что делаешь) пинцетом перламутровый кружочек кладут на место (20) и забивают заподлицо маленьким молоточком.

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Металлические гвоздики в инкрустации

Маленькие, меньше трех миллиметров, металлические «гвоздики» делают так: отверстия опять же сверлят бормашинкой, на край тисков капают клей, в который обмакивают кончик проволоки, а затем проволоку вставляют в отверстие, вжимая в него давлением руки по оси. Излишек откусывают кусачками с двойным шарниром (21). Вставив несколько отрезков проволоки, забивают их до упора молоточком и срезают лишнее бокорезами.

Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.

Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.

Всеченный металл шлифуют (22).

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Штрихи и узоры
В последнюю очередь на перламутр наносят штрихи и узоры, завершающие образ.

Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.

Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.

Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.

Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.

Придание рукоятке ножа рельефа

Последняя операция — так называемая подрезка, или придание рельефа подпальцевой части рукоятки, чтобы она не скользила в ладони. Эту работу выполняют шарообразной фрезой диаметром 2,7-3 мм, после чего рельеф сглаживают шлифовкой (24) при помощи полоски наждачной бумаги, вставленной в вилкообразный держатель.

Последовательно применяя наждачные бумаги зернистостью 120, 150, 180, 220, 250 и 320 единиц, в итоге получают гладкую поверхность без малейших царапин.

Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву

Результат инкрустации по дереву


На этом работа над изделием почти закончена (25). Осталось протереть дерево льняным или каким-либо другим высыхающим маслом и отдать изделие заказчику или передать на следующую операцию. В случае с рукояткой ножа это будет слесарная работа по сборке воедино клинка, навершия, гарды и рукоятки. Но эти операции делает другой мастер.

Интарсия по дереву: схемы, инкрустация своими руками

Инкрустация по дереву: техника

Часто в книжках или статьях можно увидеть слова «инкрустированный» или «инкрустация». Бывает, о мебели и разных изделиях пишут: «инкрустировано золотом» или «серебром», или «красивыми камнями». Ну и что же это означает? Разобравшись, что это такое и как сделать инкрустацию по дереву своими руками, можно выполнить удивительные шедевры.

Основная информация

Инкрустация — это один из видов мозаики, когда на деревянное основание методом врезания наносят узорчики из пластинок иного материала, в основном драгоценных металлов. Название пришло от старого слова «incrustatio», что означает «покрытие».

Вставочки при этой работе должны быть на одном уровне со всей поверхностью предмета. Для покрытия применяются самые разные материалы: металлы, дорогие камни, мраморные изделия, керамика, древесина и перламутр. Инкрустация — это искусство, популярное со старых времён и прекрасно развивающееся до сих пор.

Материалы для работы

Первым делом нужно подготовить материалы для работы. Для создания инкрустации потребуются специальные приспособления:

  • Резаки.
  • Стамески и долота разных видов.
  • Рейсмусы, сверло.
  • Специальный разметчик и циркуль.

Особенности инкрустации

Материал для выполнения орнамента:

Для вставок чаще всего используют материал природного оттенка и лишь иногда его красят. Из одной породы дерева можно выбрать не только различные тона, но и цвета. Если потребуется черный цвет, используют темный орех и протравливают в коре дуба с частицами железа или ржавчиной в течение нескольких дней. Можно вывести любой цвет дерева, приближенный к натуральному цвету, если варить тонкие пластины груши в определенных красителях. Для создания инкрустации бруски выбранной древесины нарезают пластинами толщиной в два мм. Чтобы выполнить работу хорошо, еще стоит использовать чертеж, проволоку, шпон и фанеру.

Этапы инкрустации по дереву металлом

Порядок выполнения инкрустации: на взятую доску циркулем или специальным разметчиком наносится орнамент или иной выбранный рисунок. После переноса изображения на предмет и разметки переходят к инкрустации. Вначале делаются прямые линии, между которыми необходимо поместить полоску иной древесины, и подбирают материал между щелями на глубину два или три мм.

Прямые линии на равномерных плоскостях предмета прорезают специальным инструментом рейсмусом, в его подвижный брусочек поставлено два резака на выбранном расстоянии.

Как делают инкрустацию ручным способом

Этим устройством с подготовленной доской одного цвета делают полосочку чуть длиннее, чем необходимо, потом, используя стамеску или ножик, отрезают до выбранной длины. Готовую полоску обрабатывают специальным клеем и вставляют в подготовленное гнездо. Чтобы сделать лепестки цветов или «пшеницу», пользуются круглым долотом. Дугу с обеих сторон обрезают, потом тонкой стамеской подбирают углубление.

Таким же образом делают вставку из цветного материала. Намазав элемент клеем, вставляют в подготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молотком.

Чтобы вложить округлую вставку, подготавливают парные сверла выбранного диаметра для внешнего обреза, внутренней частью делают круг на предмете, внешним — вставочку из иной древесины. Подбирают обрезанный круг стамеской малых габаритов.

Если же необходимо выложить пару блочных кругов, то сначала вставляют на клею кружок огромного диаметра. Лучше в этих кругах смазывать лишь края, чтобы проще было вынимать определенное гнездо.

Потом прорезают и вытаскивают круги меньших радиусов. Эту манипуляцию делают столько раз, сколько будет вставлено кружков, в центральную часть складывают бисер. Прилегающие части смазывают специальным клеем и добивают молоточком. Когда клеящее вещество высохнет, выступы над поверхностью подчищают напильниками и специальной бумагой. После шлифования (маленькой наждачной бумагой) поверхность предмета покрывают лаком или полируют. Вот и разобрана тема выполнения мозаики на изделиях из древесины.

Создание штрихов и узоров

В завершении работы на перламутр накладывают штрихи и узорчики, которые заканчивают образ.

Ручная работа инкрустация

Сначала их изображают обычным карандашом, а потом прорезают устройством с заточкой в форме треугольника вершинкой вниз. Уголок заточки штихеля где-то сорок пять градусов, что обусловлено хорошей прочностью перламутра.

Методы работы таким приспособлением отличаются от гравировки бормашиной, которая выполняет линии в любом направлении. Штихелем работают где-то по оси руки, а заготовку совместно с тисками переворачивают на столике таким образом, чтобы рез проходил в самом простом для человека направлении. При этом большой палец одной руки упирается в палец другой, что помогает контролировать приспособление: он не может убежать вперед и нанести настоящую царапину.

Затачивают устройство на специальном диске, вставленном в бормашину.

Первыми выполняют большие линии, создающие главный узор. Далее карандашом отмечают мелкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В конце выставляются точки электрическим инструментом (матовка, он очень похож на маленький отбойный молоточек и производит удары острием). Когда все линии и точки сделаны, докрашивают перламутр черной краской на спиртовой основе, которая может проникнуть в части срезов и впитаться в них. С плоскостей перламутра ненужный краситель убирают плотной резинкой.

Инкрустация по дереву

На этом работа над изделием практически завершена. Осталось протереть древесину льняным или каким-либо иным высыхающим маслом, и можно отнести предмет заказчику или передать на новую операцию. Ну и, в конце концов, многим стоит запомнить, что деревянная мозаика для стен своими руками подходит для оформления комнат в стиле Кантри, Прованс и считается прекрасной альтернативой обоям.

Для украшения изделий еще можно использовать технику маркетри по дереву для начинающих, она выполняется похожим способом и не требует каких-то особых навыков.

Читайте также: