Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов 2017

Обновлено: 04.07.2024

Индивидуальная разработка документации по учету, хранению и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них с учетом специфики совершаемых операций:

    драгоценных металлов. у физических лиц.
  • Розничная торговля ювелирными изделиями.
  • Дистанционная торговля ювелирными изделиями.
  • Ломбард.
  • Комиссионная торговля ювелирными изделиями.
  • Производство драгоценных металлов.

Для расчета стоимости подготовки документации по Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. приказ ом Минфина №231 от 09.12.2016 сообщите, пожалуйста, вид деятельности или характер совершаемых операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (например, скупка ювелирных изделий, обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов и т.д.).

Объем инструкции учета, хранения и инвентаризации драгоценных металлов 49 страниц, Шрифт Arial, размер 12, количество печатных знаков без пробелов 72 000.

  1. Штатное расписание (актуальную редакцию).
  2. Договоры на обслуживание систем пожарной и охранной сигнализации.
  3. Карта специального учета из личного кабинета ГИИС ДМДК. При необходимости наш специалист может к Вам удаленно подключится и помочь ее скачать
  4. Документы о помещениях, используемых для хранения драгоценных металлов (сейфовые комнаты, металлические шкафы, сейфы): паспорт, сопроводительная документация и т.д.
  5. ФИО и должность сотрудника, которого Вы планируете назначить ответственным за учет и хранение драгоценных металлов.
  6. ФИО и должность сотрудника, которого Вы планируете назначить ответственным за обеспечение сохранности драгоценных металлов.
  7. Реквизиты (карту партнера) для подготовки счета и договора.

Документы предоставляются в формате .doc (MS Word).

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

За несоблюдение требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий, представлению отчетности или проведению инвентаризации для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлена административная ответственность статьей 15.47 КоАП РФ.

  • Нарушение правил учета драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, непредставление отчетности по установленным законодательством формам о движении драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде, состоянии либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 рублей; на индивидуальных предпринимателей от 30000 до 60000 рублей; на юридических лиц от 50000 до 80000 рублей.
  • Нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40000 до 70000 рублей; на индивидуальных предпринимателей от 50000 до 80000 рублей; на юридических лиц от 80000 до 100000 рублей.

Образец инструкции учета, хранения и инвентаризации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий

Инструкция ювелирных изделий

Документы подготавливаются на основании действующих нормативных правовых актов:

Инструкция по учету и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней

Обязанность по разработке и утверждению Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. №731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» и приказом Минфина России от 9 декабря 2016 г. №231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».

Так, согласно пункту 12 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. приказом Минфина России от 09.12.2016 №231н учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, установленных локальными актами организации и индивидуального предпринимателя.

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них является основным локальным нормативным актом каждого юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями.

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них, а также изменения и дополнения к ней утверждается единоличным исполнительным органом юридического лица или индивидуальным предпринимателем (в зависимости от организационно-правовой формы субъекта ювелирной отрасли).

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них приводятся в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях не позднее одного месяца после даты вступления в силу нормативного акта, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.

Приказ Министра обороны РФ от 22.09.2017 N 575 (ред. от 16.02.2021) "Об организации сбора, учета и распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней в Вооруженных Силах Российской Федерации" (вместе с "Инструкцией по организации сбора, учета и распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней в Вооруженных Силах Российской Федерации")

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и в целях обеспечения эффективности работ по сбору, учету и распоряжению ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по организации сбора, учета и распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция) (приложение к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации от 4 августа 1992 г. N 98 "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней", от 15 декабря 2003 г. N 425 "Об организации сбора и сдачи лома, отходов драгоценных металлов, драгоценных камней и премировании военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за их сбор и сдачу".

Временно исполняющий
обязанности Министра обороны
Российской Федерации
генерал армии
В.ГЕРАСИМОВ

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 сентября 2017 г. N 575

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, УЧЕТА И РАСПОРЯЖЕНИЯ ЛОМОМ И ОТХОДАМИ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ОТХОДАМИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации сбора, учета и распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней, а также формы необходимых при этом документов в Вооруженных Силах Российской Федерации .

Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, ВС; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации, объединенные стратегические командования военных округов, Северного флота, командования родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральные органы военного управления, осуществляющие работы с материальными ценностями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, а также с ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней в Вооруженных Силах Российской Федерации, - ОВУ; Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации - ДВИ; Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - ДФО; объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; должностное лицо (командир воинской части), которому предоставлено на основании выданных в установленном порядке доверенностей право на заключение договора с организациями, перерабатывающими лом и отходы драгоценных металлов, отходы драгоценных камней, - уполномоченным лицом; организации, имеющие право осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней в соответствии с законодательством Российской Федерации, - перерабатывающими организациями.

2. Лом и отходы драгоценных металлов, отходы драгоценных камней от всех источников образования подлежат сбору, обязательному учету и направляются в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуются аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

II. Полномочия участников организации сбора, учета лома
и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней,
распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов,
отходами драгоценных камней

3. Организация сбора, учета лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней в Вооруженных Силах возлагается на ДВИ, который осуществляет следующие функции:

организационно-методическое руководство по вопросам сбора, учета и распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней;

организация и проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации конкурсов по определению перерабатывающих организаций;

организация мероприятий по сбору и передаче на переработку лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней;

выдача предписаний (приложение N 1 к настоящей Инструкции) ОВУ и доведение копий предписаний до ДФО;

осуществление контроля за выполнением ОВУ выданных предписаний;

принятие решений о реализации (снятии с реализации) лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней;

организация и проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятий по определению покупателя лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней;

заключение (изменение, расторжение) договоров купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней;

уведомление ОВУ о поступлении денежных средств от реализации лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней;

расчет пеней по договорам передачи на переработку, купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней;

представление в ДФО сведений, необходимых для правильного и своевременного расчета налоговой базы по налогам.

4. На ДФО возлагается:

ведение бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета доходов, полученных от распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней;

ведение бухгалтерского (бюджетного) учета по операциям, связанным с выполнением обязательств по договорам распоряжения ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней, начислением доходов, зачисленных на лицевой счет администратора доходов, открытый Министерству обороны в органе Федерального казначейства.

5. ОВУ обеспечивают:

назначение должностных лиц, ответственных за организацию работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также ломом и отходами драгоценных металлов, отходами драгоценных камней;

назначение уполномоченного лица;

организацию в подчиненных воинских частях учета драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней;

организацию сбора и передачи лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, образующихся в подчиненных воинских частях, в соответствии с выданными предписаниями;

обобщение поступающих от подчиненных воинских частей сведений по форме Д-1, от уполномоченного лица - по форме Д-2 (приложения N 2 и 3 к настоящей Инструкции соответственно) и представление их в ДВИ;

контроль выполнения обязательств сторонами по заключенным договорам.

6. Уполномоченное лицо обеспечивает:

заключение (расторжение) договоров на переработку лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней;

контроль выполнения договорных обязательств;

формирование сведений по форме Д-2 (приложение N 3 к настоящей Инструкции).

7. Воинские части обеспечивают:

учет, хранение материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, в установленном порядке;

подготовку и передачу лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней в соответствии с заключенными договорами;

представление в ОВУ сведений по форме Д-1 (приложение N 2 к настоящей Инструкции) в установленные сроки.

III. Порядок сбора, передачи лома и отходов драгоценных
металлов, отходов драгоценных камней

8. Сбору и передаче на переработку, реализацию в качестве лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней подлежат содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни блоки, узлы, детали, элементы, полученные в результате разборки списанного оборудования и других материальных ценностей.

9. ОВУ ежегодно к 1 ноября представляют в ДВИ предложения в план объемов передачи лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней на следующий год по форме (приложение N 4 к настоящей Инструкции), перечни должностных лиц, ответственных за организацию работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также уполномоченных лиц.

10. ОВУ обобщают полученные от подчиненных воинских частей сведения о наличии лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, подлежащих передаче на переработку, по форме Д-1 (приложение N 2 к настоящей Инструкции) и ежегодно к 10 февраля и 20 июля представляют их в ДВИ.

При необходимости дополнительные сведения о наличии лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, подлежащих передаче на переработку, могут представляться в ДВИ в течение года.

11. ДВИ проводит конкурсный отбор перерабатывающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

После определения перерабатывающих организаций ДВИ оформляет предписание и направляет в ОВУ, а также копию предписания - в ДФО.

12. ОВУ в течение пяти рабочих дней после получения предписания ДВИ направляет уполномоченному лицу копию предписания ДВИ и указание о передаче на переработку лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней.

13. Уполномоченное лицо заключает с перерабатывающей организацией договор на переработку лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней по утвержденной директором Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации типовой форме. Один экземпляр договора направляется в ДВИ, копии договора, заверенные уполномоченным лицом, направляются в ОВУ и ДФО.

14. Воинские части после получения от ОВУ указаний и копий договоров на переработку лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней передают указанные материальные ценности перерабатывающим организациям.

15. ДФО в течение трех рабочих дней после поступления выписки из лицевого счета администратора доходов, открытого Министерству обороны в органе Федерального казначейства, подтверждающей факт зачисления денежных средств, поступивших от перерабатывающей организации, направляет в ДВИ уведомление о поступлении денежных средств по форме (приложение N 5 к настоящей Инструкции).

16. ОВУ представляют в ДВИ обобщенные сведения о расчетах с перерабатывающими организациями по форме Д-2 (приложение N 3 к настоящей Инструкции) к 10 февраля и 20 июля текущего года.

17. Реализация лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании предписания для передачи на реализацию лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней.

18. ДВИ на основании отчета об определении рыночной стоимости лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней организует мероприятия по определению покупателя лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляет предписание в ОВУ, а также копию предписания - в ДФО.

19. ДВИ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, заключает с покупателем лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней договор купли-продажи, копию которого не позднее дня, следующего за днем заключения договора, направляет в ДФО.

20. ДФО в течение двух рабочих дней после поступления выписки из лицевого счета администратора доходов, открытого Министерству обороны в органе Федерального казначейства, подтверждающей факт зачисления денежных средств, поступивших от покупателя в оплату договора купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, направляет в ДВИ уведомление о поступлении денежных средств по форме (приложение N 5 к настоящей Инструкции). Уведомление о поступлении денежных средств направляется в ДВИ после полной оплаты договора купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней.

21. ОВУ в течение пяти рабочих дней после поступления из ДВИ копии договора купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней и копии уведомления о поступлении денежных средств направляет в воинские части наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ для передачи материальных ценностей покупателю.

22. Воинские части в трехдневный срок после передачи покупателю лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней направляют в ОВУ исполненный наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ и копию акта приема-передачи лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней (далее - документы, подтверждающие факт передачи покупателю лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней).

ОВУ в течение трех рабочих дней после получения документов, подтверждающих факт передачи покупателю лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, либо после окончания срока действия предписания представляет в ДВИ и ДФО уведомление о фактическом исполнении предписания по форме (приложение N 6 к настоящей Инструкции), к которому прилагает заверенные копии документов, подтверждающих факт передачи покупателю лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав объектов нефинансовых активов

Какими нормативными документами регламентируется порядок обращения драгметаллов, входящих в состав основных средств, как необходимо вести их учет, каков порядок списания и утилизации таких основных средств?

Отдельные объекты нефинансовых активов автономного учреждения могут иметь в своем составе драгоценные металлы. Какими нормативными документами регламентируется порядок их обращения, как необходимо вести их учет, каков порядок списания и утилизации основных средств, содержащих драгоценные металлы? Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье.

C основными документами, регламентирующими порядок обращения с драгоценными металлами, являются:

Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 6 Правил № 731 организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.

Более подробно порядок обращения с драгоценными металлами изложен в Инструкции № 231н, которая разработана в соответствии с Правилами № 731.

Правила учета драгоценных металлов.

Учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением (п. 5 Инструкции № 231н).

Учет драгоценных металлов должен обеспечивать:

своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

контроль их движения по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

достоверность данных в составляемых формах отчетности.

Драгоценные металлы, используемые в процессе производства, расходуются в пределах утвержденных в организации норм расхода. Для государственных организаций нормы расхода утверждаются вышестоящей организацией (п. 6 Инструкции № 231н).

Учет данных активов ведется на бумажных носителях или в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 7 Инструкции № 231н).

Единицы измерения.

Согласно п. 8 Инструкции № 231н учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж[1] осуществляется по наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Драгоценные металлы, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). Драгоценные металлы в виде полуфабрикатов учитываются по их наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы) и качеству.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях отражаются в первичной учетной документации на основании сведений об их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (в том числе об устаревшем отечественном и импортном оборудовании) – по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

Детали, контакты, заготовки, полуфабрикаты из драгоценных металлов, их сплавов, химические соединения, содержащие драгоценные металлы, подлежащие взвешиванию, учитываются до их фактического израсходования в производстве по количеству и по массе; драгоценные металлы в растворах – по объему (массе) растворов и концентрации драгоценных металлов, по данным, определяемым химическими анализами.

Отдельному учету подлежит лом драгоценных металлов (изделия (продукция), содержащие драгоценные металлы, используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащей драгоценные металлы) (п. 10 Инструкции № 231н). Он учитывается по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству лома, общей массе лома и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в нем, а также в стоимостном выражении.

Аналогичным образом учитываются отходы драгоценных металлов.

Документальное оформление операций с драгоценными металлами.

В соответствии с п. 11 Инструкции № 213н организация должна обеспечить контроль и учет движения драгоценных металлов и драгоценных камней в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Все операции при этом должны оформляться первичными учетными документами, применяемыми в организации (на бумажном или электронном носителе), содержащими собственноручные или усиленные квалифицированные электронные подписи уполномоченных лиц.

Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения (склады, хранилища, цеховые кладовые и другие места, установленные локальными актами организации) ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, предусмотренных локальными актами организации (п. 12 Инструкции № 231н).

На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности:

наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий);

размер (длина, ширина, толщина, диаметр);

проба или процентное содержание в растворе, сплаве;

масса химически чистых металлов и (или) общая масса сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

Записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке (п. 14 Инструкции № 231н):

актов (накладных) приемки-передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

актов о приемке материалов;

инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

карточек учета материалов;

товарных накладных и других форм первичной документации.

Записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов и изделий (без снятия фактического наличия) производятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).

Передача драгоценных металлов в любом виде и состоянии, в том числе в виде лома и отходов, между подразделениями организации и (или) подотчетными лицами осуществляется по применяемым в организации первичным учетным документам с указанием в них количества и массы ценностей.

Списание драгоценных металлов.

Списание драгоценных металлов, используемых в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования (п. 21 Инструкции № 231н).

Списание драгоценных металлов на ремонтные нужды, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и лабораторные работы оформляется актами списания, которые составляются комиссией в составе не менее трех человек, определенной приказом руководителя организации.

Списание драгоценных металлов по нормам без установления фактического расхода, который подтверждается документами (актами взвешивания, результатами анализов, замерами объемов, измерениями толщины покрытий и других физических параметров), не допускается.

Драгоценные металлы, находящиеся на рабочих местах в составе инструментов, оборудования, лабораторной посуды, приборов, независимо от степени их износа учитываются по массе, указанной в технической документации. Инструменты, оборудование, лабораторная посуда, приборы, масса драгоценных металлов в которых может быть определена взвешиванием в период проведения инвентаризации, а также при смене материально ответственных лиц (МОЛ) подвергаются обязательному взвешиванию с составлением актов на изменение массы и отражением результатов в первичных учетных документах.

Списание ценностей осуществляется актом ликвидации. В актах указывается масса драгоценных металлов, подлежащих оприходованию в виде лома и отходов. В случаях преждевременного списания ценностей в актах ликвидации прописываются его причины и виновные лица.

При списании покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации ведут учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений об их содержании, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

При передаче во временное владение или реализации изделий (оборудования, приборов, инструментов, вооружения, военной техники), в том числе при передаче на переработку или реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, организация-отправитель в сопроводительных документах указывает наименование и массу находящихся в названных выше материальных ценностях драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в них драгоценных металлов.

При списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты произведенных работ и оказанных услуг устанавливается в договоре с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При этом составляется акт ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данное оборудование. На основании названных актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.

Инвентаризация драгоценных металлов.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при их использовании, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования (п. 28 Инструкции № 231н).

Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

Кроме этого, инвентаризация драгоценных металлов проводится:

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и продукция из них, а также драгоценные металлы, находящиеся в составе любых материальных ценностей. Инвентаризуются и ценности, не принадлежащие организации, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные (п. 29 Инструкции № 231н).

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается комиссия. Этим же приказом устанавливается порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации (п. 30 Инструкции № 231н).

В состав инвентаризационной комиссии не включаются МОЛ, под отчетом у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Перед началом инвентаризации у них берется расписка о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неучтенных ценностей у них не имеется.

На время проведения инвентаризации операции по приему и отпуску ценностей приостанавливаются.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается МОЛ. В автономном учреждении для отражения результатов инвентаризации применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии проверяемых ценностей и изделий из них, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п. 35 Инструкции № 231н).

Фактическое наличие драгоценных металлов при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб.

Наличие драгоценных металлов, находящихся в составе оборудования, при невозможности в момент инвентаризации проверки в натуре устанавливается по учетным документам, технической документации или инвентаризационной комиссией на основании сведений об их содержании в аналогичной продукции или произведенных комиссией расчетов.

Инвентаризационные описи (акты) могут быть выполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Они заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей указываются в описи (акте) по номенклатуре, а их количество и массу – в единицах измерения, принятых в учете. В описи (акты) заносятся данные о массе драгоценных металлов в сплавах и массе химически чистых драгоценных металлов.

На каждой странице описи (акта) проставляются прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.

Исправления в описях (актах) должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и МОЛ. В них не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах они прочеркиваются.

Описи (акты) подписывают все члены инвентаризационной комиссии и МОЛ. В конце описи (акта) МОЛ дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи (акте) ценностей на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации надлежаще оформленные описи (акты) фактического наличия драгоценных металлов по каждому МОЛ передаются в бухгалтерию для сличения фактических сведений с данными бухгалтерского учета (п. 38 Инструкции № 231н).

При выявлении отклонений от данных бухгалтерского учета бухгалтерией составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей.

По всем отклонениям от соответствующих МОЛ должны быть получены письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и вносит свои заключения и предложения по их регулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в сроки, установленные локальными документами организации, разработанными с учетом специфики ее деятельности (п. 40 Инструкции № 231н).

При выявлении расхождений между фактическими и учетными данными устанавливаются причины их возникновения и виновные лица, а сами расхождения регулируются в следующем порядке:

излишки подлежат оприходованию (постановке на бухгалтерский учет);

недостачи в пределах утвержденных норм потерь, образовавшиеся при изготовлении продукции и в связи с износом лабораторной посуды и алмазного инструмента, списываются на потери производства;

недостачи при отсутствии утвержденных норм потерь рассматриваются как сверхнормативные потери, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых нормы в отдельных случаях могут не разрабатываться и не утверждаться.

Бухгалтерский учет драгоценных металлов.

Среди основных средств и других нефинансовых активов автономного учреждения могут быть объекты, в состав которых входят узлы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы. Следует обратить внимание, что отдельно на счетах бухгалтерского учета стоимость драгоценных металлов, входящих в состав основных средств, не отражается. Информация об их наличии и количестве указывается в инвентарных карточках основных средств согласно сопровождающей их технической документации. Приходоваться в качестве материальных запасов они могут после списания и разу­комплектации основных средств.

Как следует отражать операции с драгоценными металлами, входящими в состав основных средств, рассмотрим на примере.

Пример.

В автономном учреждении принято решение о списании оборудования, учитываемого по КВР 4, в состав которого входят запасные части, содержащие драгоценные металлы. В инвентарной карточке указано, что в отдельном агрегате этого оборудования содержится 50 г серебра. Рыночная стоимость серебра на день списания ОС составляет 40 руб. за 1 г. Данный лом реализован аффинажной организации. Балансовая стоимость оборудования составляет 45 000 руб. Оно полностью самор­тизировано. Доходы, полученные от сдачи лома, будут являться собственными доходами автономного учреждения.

В учете автономного учреждения обозначенные операции будут отражены в соответствии с Инструкцией № 183н[2] следующим образом:

О новой редакции инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них 2021 года

В связи с вступлением в силу Правил функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота* с 1 марта 2021 по 31 марта 2021 субъекты ювелирной отрасли обязаны утвердить новую редакцию Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них.

Образец инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них

Инструкция учета и хранения

В новой редакции Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них следует отразить: порядок взаимодействия с ГИИС ДМДК; порядок представления информации в ГИИС ДМДК; порядок доступа сотрудников к ГИИС ДМДК и другие особенности реализации ГИИС ДМДК.

Кому требуется утвердить Инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 26.02.2021 г. №270.

В марте 2021 года новую редакцию Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них должен утвердить руководитель организации и индивидуальный предприниматель, занимающиеся следующими видами деятельности:

  • Аффинаж.
  • Обработка (переработка) лома и отходов ДМ.
  • Реализация произведенных драгоценных металлов.
  • Производство ювелирных изделий.
  • Производство ювелирных изделий по давальческой схеме.
  • Производство серебряных ювелирных изделий.
  • Реализация ювелирных изделий оптом (производителем или другим собственником).
  • Реализация ювелирных изделий (розница).
  • Реализация ювелирных изделий (давальческая схема).
  • Реализация ювелирных изделий (комиссионная торговля).
  • Скупка.
  • Реализация /переработка скупленных ценностей.
  • Ломбарды.
  • Огранка драгоценных камней.
  • Огранка драгоценных камней (давальческая схема).
  • Реализация ограненных драгоценных камней (опт).
  • Реализация ограненных драгоценных камней (розница).

ГИИС ДМДК или государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота - это федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета.

За несоответствие текста Инструкции о порядке учета и хранения ДМ и ДК действующему законодательству Российской Федерации нарушители обязаны будут уплатить в бюджет административный штраф до 100 000 рублей (ст. 15.47 КоАП РФ).

* Постановление Правительства РФ от 26.02.2021 г. №270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

2020-07-05_23-45-45 (2)

Читайте также: