Исторические памятники из металла

Обновлено: 20.05.2024

"Родина - мать зовёт" на Мамаевом кургане в Сталинграде - это только вторая часть композиции из трёх монументов с мечом Победы в разных городах.

Первая часть "Тыл - фронту" стоит в Магнитогорске, где ковали меч Победы. На нём рабочий передаёт меч солдату."Родина мать" символизирует, то, что меч был поднят в Сталинграде.

А третий монумент "Воин - освободитель" находится в Берлине, где советский воин-освободитель опустил этот меч."

Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине. Но воздвигнуты памятники были в обратном порядке: сначала советский солдат с опущенным мечом и спасённой немецкой девочкой в Трептов-парке (1949г.), потом Родина-Мать в Сталинграде (1967г.), и, наконец, монумент в Магнитогорске (1979г.).

Мало кто знает, но Родина-мать. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Воин-освободитель

«Воин-освободитель» — монумент в берлинском Трептов-парке. Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене). Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Воин-освободитель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.

Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.

«Тыл — фронту»

Памятник «Тыл — фронту» — монумент, находящийся в городе Магнитогорске. Он считается первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. К моменту строительства монумента «Тыл — фронту» автор двух других упомянутых памятников, Евгений Викторович Вучетич, уже скончался. Авторы монумента: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский. Материал — бронза, гранит. Высота — 15 метров.

Монумент открыт 28—29 июня 1979 года.

Почему в Магнитогорске покрасили памятники?

Не знаю, кому в голову пришла эта нездоровая мысль, но факт налицо. В центре города взяли и покрасили медные и бронзовые скульптуры. Маразм при благоустройстве подчас переходит все мыслимые пределы, взять, например, побелку кое-где бортового камня плиточных тротуаров, который не выступает над поверхностью. Но это ерунда, дождиком смоет. А вот лак и эмаль на скульптуре будут отходить лохмотьями, и их снова будут красить. Для чего это? Давайте разберёмся!

Из всех возможных вариантов причин окраски выделим три самых очевидных, все связаны с авторами идеи:

3.Они решили позаботиться о сохранности, но нихрена в этом не разбираются.

Вычурный вариант под серый металл в сочетании даже не с самой дешевой напольной плиткой, но с растрескавшимся асфальтом времен наверное еще СССР :

Не смотря на моё абсолютное убеждение, что так делать нельзя и те, кто этим занимались – весьма недалёкие люди, в рассмотрение был принят и четвертый вариант: Sanchess – сам дурак. Итак, приступим.

По первой версии покраску затеяли колхозники. И тогда мотивация ясна: люди привыкли, что памятники нужно красить. Откуда в селе бронзовые статуи? Их же распилят в первую же ночь! По этой причине, а так же из-за бедности, основным украшением сельских скверов и площадей до сих пор остаются бетонные и гипсовые скульптуры. Обычный бетон при близком обзоре часто невзрачен, специальный декоративный используется редко, поэтому покраска распространена повсеместно. Кроме чисто эстетических целей это позволяет ещё и продлить жизнь памятникам – такие материалы пористы, гигроскопичны, поэтому защита обоснована.

Типичная окраска бетонных скульптур в крупном селе (алюминиевая пудра):

В сельской местности широко распространено мнение, что побелка и покраска – признак хорошего хозяина. В связи с этим часто красят что нужно и что не нужно. Раньше и кирпичные хаты белили…

Получается, что стремление к такому «подновлению» сидит в колхозниках очень глубоко. Вообще, то, как окрашены бетонные фигуры, зачастую позволяет судить о развитости художественного вкуса местной администрации. Иногда серый бетон смотрелся бы гармоничнее, чем эти «изыски».

Вычурный вариант под серый металл в сочетании с растрескавшимся покрытием, наверное еще времен СССР:

Так мы плавно переходим к второй гипотезе – цыганщина. Все знают о специфических вкусовых предпочтениях этой национальной группы. Чем «богаче» выглядит – тем лучше! Надо, чтоб блестело и сверкало, привлекая восторженный взгляд. Так что, блестящие однотонные скульптуры это красиво? Да, но если они изначально выполнены из соответствующих материалов. В нашем случае всё наоборот. Медь всегда лишена блеска, даже полировка даёт приглушенную матовую поверхность. Придавая глянец и единый тон такой скульптуре, нарушают авторский замысел, потому что художник изначально работал с небликующей фактурой и формировал рельеф с учётом этого.

После таких «украшательств» скульптура не выглядит новой, дорогой, ухоженной, нарядной. Она выглядит тупо покрашенной, утратившей фактуру натурального материала (часто интересную и ценную), и больше напоминает дешевый бетон, чем благородный металл.

Сравните до и после (кстати скульптура выполнена из меди,да-да):

Как будто кремом для обуви натерли. Сразу исчезли мелкие детали, формы, исказилась композиция, но зато блестит! Этот монумент «освежили» простой чёрной краской, так же как и композицию «Победители» в парке Победы. Убили естественный цвет патины, который является одним из элементов полноценного восприятия скульптур из медных сплавов. Но это половина беды, теперь все объёмы, особенно черты лиц, выглядят искажёнными, неестественными, неправильными. Сравните (освещение идентичное):

Памятники изображают не реальных героев, а каких-то потных негров с плантации:

Вот такая цена «красивостей» ваших, господа! Но может вы руководствовались благими побуждениями и хотели защитить металл от коррозии? И это я - дурак и не осознаю такой благородной цели? Обратимся к авторитетным источникам. Передо мной книга «Естественные защитные пленки на медных сплавах», автор – один из известнейших советских материаловедов М.К. Калиш:

«Современным скульпторам, мастерам прикладного искусства, реставраторам, искусствоведам и даже людям, вовсе не причастным к искусству, тоже известно, что старая бронза бывает покрыта патиной. Предметы с патиной высоко ценятся, так как она обладает большими декоративными достоинствами и придает им дополнительную художественную выразительность. Следствием незнания состава и свойств патины различных видов является неверная оценка их значения для памятников. Например, в книге «Хранение музейных ценностей» сказано, что патина может быть зеленой, голубой или черной, и что черная патина является защитным слоем, а вот зеленую и голубую следует удалять с памятников, т. е. дается такая характеристика защитных свойств различных патин, которая как раз противоположна истинной ценности этих патин.

Многие памятники систематически красят масляной краской и лаками. Это делают из разных соображений: для защиты металла от коррозии, для придания памятникам опрятного вида и т. д., но в любых случаях это приносит им больше вреда, чем пользы. Известны древние восточные, месопотамские, египетские, греческие и римские бронзы, возраст которых исчисляется несколькими тысячелетиями. Некоторые из этих бронз не только подвергались действию атмосферы, но в течение многих столетий находились в таких агрессивных средах, как засоленные почвы или морская вода. И все же они дошли до наших дней в весьма хорошем состоянии. В связи с этим окраска бронзы краской в целях защиты от воздействия атмосферы представляется технологическим и эстетическим невежеством. А между тем такова участь не отдельных, а очень многих памятников, в том числе всей листочеканной медной скульптуры и архитектурных деталей (рельефов и т. п.).

Если проанализировать бытующие в современной практике способы хранения и реставрации находящихся на открытом воздухе старинных памятников из меди и ее сплавов, то станет ясно, что эти способы совершенно не учитывают ни свойств материала памятников, ни свойств реставрационных материалов, т. е. совершенно не обоснованы. В организации хранения и реставрации много безответственности и бесконтрольности».

Вот так, никакой дополнительной защиты для меди и сплавов не требуется. Для поддержания скульптур в должном состоянии требуется лишь периодическая очистка от загрязнений. Для того, чтобы уж наверняка узнать как должны выглядеть памятники из этих материалов, я связался с профессиональными скульпторами и получил однозначный ответ: любая покраска кроме авторского искусственного или ускоренного патинирования безусловно нарушает восприятие сформированного автором образа. Материал должен быть натурального цвета и блеска, чаще всего это темно коричневые, неоднородные оттенки с градиентами и переходами. При образовании цветной патины допускается её расчистка, если это нарушает общее восприятие скульптуры.

Кто был в Берлине и видел памятник "Воин-освободитель" тоже окрашен?

По одной из версий манумент Тыл-фронта покрасили именно из-за вандалов. во что лично мне верится с большим трудом, ибо на своей памяти могу припомнить только один подробный случай, не могу сказать однозначно что это - просто-ли шалость или пародия на действия людей окрасивших тыл фронта, как и чья идея более провальна, в общем вот:

Промыслы по металлу

Царь-колокол, Царь-пушка. Помните эти символы русского государства из школьных учебников? Наша история буквально отлита в металле. Золото царских регалий и сталь русского оружия. Драгоценные оклады икон и луковки куполов. Тончайшие ювелирные украшения и сокровища Кремля.

Без художественной обработки металлов нельзя представить наши города и храмы, шедевры архитектуры и интерьеры домов — историю нашей страны и ее наследие.

Народные промыслы по металлу в России

История развития

Работать с металлами человечество начало на самой заре своего существования. Именно обработка металла когда-то в древности стала первым отдельно выделившимся ремеслом.

Так, обрабатывать металлы умели еще скифские племена в VII–IV веках до н. э. Древние славяне также знали секреты ковки, а в Киевской Руси кузнецы владели почти всеми основными видами обработки металла, включая литье, чеканку, скань и зернь. Причем к XI веку русские кузнецы в своем мастерстве могли не просто тягаться — но и опережали мастеров Западной Европы.

К XI в. русские кузнецы мастерством опережали мастеров Европы. Фото: Shutterstock

овременные мастера-оружейники хранят традиции своих предшественников. Фото: Владимир Веленгурин КП

Традиции

В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, ставший центром пушечно-литейного и колокольного производства на ближайшие пару столетий.

Следующим важным витком в развитии металлических промыслов стало открытие Уральских заводов. Именно здесь отливается чугунное кружево оград, решеток, ворот новой столицы империи — Санкт-Петербурга. А в XIX веке на фабриках по всей стране налаживается промышленное производство изделий в большинстве традиционных техник работы по металлу.

Особое место среди промыслов по металлу на Руси всегда занимало мастерство литья колоколов. Они появились на Руси одновременно с принятием христианства — еще в конце X века. Звон колоколов созывал русских людей не только на церковные службы, но и на вече, поднимал на оборону от захватчиков, встречал победителей. На российской земле сформировалась своя, неповторимая традиция литья колоколов. Если в западноевропейских церквях звон раздается с помощью расшатывания самого колокола, то в русских — раскачивается язык. Именно это позволило создавать на нашей земле удивительные и не превзойденные больше нигде в мире колокола-«тысячники».

Томский «Царь-колокол». Фото: Фотобанк Лори

Виды промыслов по металлу в России

В советские годы некоторые традиционные исторические виды промыслов по металлу, к сожалению, забылись. Но до наших времен удалось сохранить многие другие художественные ремесла. Традиции каслинского литья, ростовской финифти, великоустюжской черни не просто живы, эти направления активно развиваются, следуют меняющейся моде, вкусам, сохраняя многовековое наследие русских мастеров.

Металлические промыслы
Виды промысла Описание Регионы
Художественная ковка Способ механической обработки металлов при высокой температуре, при которой заготовка деформируется под ударами кузнечного молота Москва, Тула
Литье Способ изготовления изделий с помощью заливки расплавленного металла в специальные формы Касли Челябинской области
Финифть Роспись яркими эмалевыми красками по металлической основе Ростов Великий, Вологда
Чернение, или чернь Создание на серебряных и золотых изделиях узоров с помощью смеси сульфидов серебра, свинца и меди Великий Устюг
Чеканка, гравировка Выбивание рельефа на металле, нанесение рисунка методом вырезания или выжигания Златоуст Челябинской области
Скань (филигрань) Плетение ювелирных ажурных узоров из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки Казаково Нижегородской области, Красное-на-Волге Костромской области, Павлово Нижегородской области

Литье

Художественное литье — один из тех древнейших художественных промыслов, которые и сейчас окружают нас буквально повсеместно. Бронзовые памятники и чугунные ограды наших городов, статуэтки, посуда, предметы мебели и архитектурные детали.
Очень рано человек начал получать сложные металлические изделия, заливая жидкий металл в формы. И сейчас литейное производство — очень важная отрасль машиностроения. А параллельно с промышленным продолжает существовать и художественное литье.

Особое место в России заняло искусство чугунного литья. Оно расцвело на Урале с XVIII века. Настоящий центр чугунного литья в России — небольшой город Касли в Челябинской области. Именно здесь уже веками сохраняется и развивается особая техника литья художественных изделий из чугуна. Каслинское литье отличает тонкость деталей, графичность силуэтов, особая игра бликов на металле.

Скань

Вспомните шапку Мономаха: соболиная опушка, жемчуг, драгоценные камни, крест — и тонкие, сложные, витые узоры на золоте. Это и есть скань. Так называется ювелирная техника, столетиями развивавшаяся на Руси. Ажурные узоры, сплетенные мастером из золотой, серебряной или медной проволоки. Изделия из скани — это настоящие металлические кружева.

В технике скани исполняются самые разные предметы. Ювелирные украшения, посуда, вазы, скульптуры, шкатулки, церковная утварь. Скань позволяет сочетать благородные металлы с эмалью, стеклом, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Само слово «скань» пошло от древнерусского «съкати», то есть «свивать» или «скручивать». Есть еще латинское название техники — «филигрань». В Древней Руси скань появилась в IX–X веках, а ее расцветом считаются XVIII–XIX века. Во времена СССР мастерство скани не только не забылось, но и было объявлено народным историческим промыслом и дошло до наших дней.

Интересные факты
о промыслах по металлу

Безвозвратно утерян секрет «мороза по жести» — уникальной техники мастеров Великого Устюга, с помощью которой на тонких металлических пластинах расцветали удивительные узоры.

Прославленный Царь-колокол весом 208 тонн так и не прозвонил ни разу А вот 64-тонный Успенский до сих пор действует на колокольне Ивана Великого в Москве.

Из чего делают памятники

Человек (особенно городской) с детства видит памятники. Они могут быть разных размеров, форм, цветов и располагаются повсюду: на улицах и площадях городов, в музеях, парках. Материал, из которого создают памятные сооружения, может быть любым.

Разнообразие материала

Самые популярные материалы, идущие на изготовление памятников ВОВ, знаменитых личностей и т. п. ввиду своей долговечности — это металл и камень. Не так давно использовали бетон. В последнее время архитекторы и скульпторы стали обращать внимание и на полимерные вещества. Расскажем немного о каждом варианте, а камень рассмотрим отдельно:

  • Металл. Для цельнолитых памятников чаще всего используется обычная бронза, которая заливается в форму. Когда состав застыл, его вынимают из формы. Также иногда прибегают к художественной ковке: такие изделия всегда выглядят эксклюзивно и дорого. Ковка украсит любой мемориальный комплекс. Литой бронзовый барельеф или бюст — это наглядное признание значимости изображаемой личности.
  • Бетон. Бетонные мемориалы и скульптуры самые доступные. Их делают при помощи специальных форм, заливая подготовленную смесь внутрь. Некоторые используют элементы армирования, но даже самый качественный бетон, к сожалению, постепенно начинает трескаться и разрушаться, оголяя каркас.
  • Полимерные материалы. Искусственный камень уступает граниту и мрамору по сроку службы, но зато он ощутимо дешевле натуральных аналогов. Изготавливается методом вибролитья, то есть в форму заливается жидкий полимер (крошка от натурального камня плюс загуститель), а во время застывания на нее воздействует вибрация, благодаря которой из массы выходит воздух. Форма и цвет могут быть практически любыми. Полимергранит черный, а оттенки литьевого мрамора бесконечны. Иногда, правда, под прямыми лучами солнца может произойти выцветание поверхности.

Из камня

Гранит и мрамор — это классика. Такие памятные сооружения делают путем прессования или высекания из цельной глыбы. В последнем случае надпись может составлять вместе с плитой единое целое, что исключает ее снятие, как нередко бывает с металлическими табличками.

  • Гранит — самый востребованный материал. Потому что изготовление памятников из гранита предполагает их долговечность и монументальность. Подобные творения способны простоять и без ухода несколько сотен лет. Этот камень не разрушается при взаимодействии с водой, сильным морозом, неуязвим перед солнечными лучами и даже огнем. Гранит добывается в нескольких месторождениях Карелии, Украины, Китая, поэтому у него отличается расцветка. Он бывает зеленым, красным или чёрным из-за вкраплений. Мавзолей Ленина сделан как раз из красного гранита. Добыча происходит методом подрыва пород. Его достают огромными плитами, которые затем распиливаются на части. Благодаря лазерной гравировке на гранитный памятник можно нанести что угодно.
  • Мрамор — изысканный материал, который часто использовали в древности, о чем свидетельствуют многочисленные архитектурные памятники Греции. Но без должного ухода материал со временем превращается в известняк. Чтобы спасти творение, его покрывают специальными защитными веществами. Мрамор может быть красноватым, голубым, белым, зелёным, с разной насыщенностью и рисунком.
  • Габбро-диабаз — чёрный камень, похожий на гранит своей зернистой структурой.

Как видите, вариантов немало. Выбор, как всегда, за вами. Пожалуй, главное — это эстетическая ценность творения и своевременный уход.

Самые известные памятники в российских городах ⁠ ⁠

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые.

1. Памятник Петру I — Москва

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» — Москва

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника — 85—87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» — Москва

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,

Что, поборов бесправие и тьму,

Мы отковали пламенные крылья

Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» — Великий Новгород

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу — эмблему царской власти. Общая высота памятника — 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем читайте здесь.

6. Памятник Затопленным кораблям — Севастополь

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям — один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота — 16.7 метров.

7. Памятник Георгию Победоносцу — Москва

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу — одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» — Санкт-Петербург

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Самые известные памятники в российских городах Памятник, Россия, Длиннопост

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

Добавляй : Тыл — фронту (Магнитогорск)

Иллюстрация к комментарию

Я бы ещё добавил памятник советскому солдату в Берлине(с девочкой на руках), вроде его не снесли ещё.

а я б местами поменялв. Уж всяко Петр в Петербурге важнее Петра в Мск! и так далее. А резатель колбасы вообще не в кассу

А что? Памятник Гагарину уже не знаменит?

9 - памятник-напоминание тем, кто никогда не вымрет

Вы правы,Берлин ещё не снесли,но памятники в российских городах заявил ТС в данном посте.

Памятник челнокам в Маньчжоу ли⁠ ⁠

Памятник челнокам в Маньчжоу ли


Битва у деревни Лесной⁠ ⁠

Смотрите моё новое видео Битва у деревни Лесной на YouTube канале Тотальная война

Битва у деревни Лесной История России, Музей, Памятник, Россия, Достопримечательности, История, Прошлое, Война, Культура, Церковь, Архитектура, YouTube, Видео, Длиннопост

Здравствуйте друзья, сегодня будет немного необычный формат видео. Я решил так сказать посетить деревню Лесную лично ну и ознакомится с местом где состоялось одно из решающих сражений в ходе Северной войны - битва при Лесной, которая произошла 28 сентября 1708 года по старому стилю или 9 октября по новому.

Битва у деревни Лесной История России, Музей, Памятник, Россия, Достопримечательности, История, Прошлое, Война, Культура, Церковь, Архитектура, YouTube, Видео, Длиннопост

28 сентября 1708 года во время Северной войны вблизи деревни русские войска под командованием Петра I разбили шведский корпус генерала Адама Левенгаупта. Тем самым были сорваны планы похода шведского короля Карла XII на Москву. Пётр I назвал эту победу «матерью Полтавской победы», поскольку армия Карла осталась без резервов, боеприпасов, что значительно ослабило её силы. Битву при деревне Лесной и Полтавскую битву разделяют 9 месяцев.

Битва у деревни Лесной История России, Музей, Памятник, Россия, Достопримечательности, История, Прошлое, Война, Культура, Церковь, Архитектура, YouTube, Видео, Длиннопост

Погибшие были похоронены на деревенском кладбище, где солдатами была построена небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы, которая не сохранилась до нашего времени.

Напомню, что Петр I придавал очень большое значение победе при Лесной. Спустя несколько лет Пётр писал:

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно ободрила, и мать Полтавской баталии как ободрением людей, так и временем, ибо по девятимесячном времени оное младенца щастие принесла, егда совершенного ради любопытства кто желает исчислять от 28 сентября 1708 до 27 июня 1709 года»

Вместе с тем, одним из последствий битвы при Лесной является капитуляция при Переволочне, так как именно опираясь на факт в целом успешного отступления Левенгаупта от Лесной к главным силам, Карл XII назначил его командовать остатками шведской армии после Полтавы, надеясь что этот генерал успешно дойдёт до союзного Швеции в качестве турецкого вассала Крымского ханства. Однако Левенгаупт скорее всего после Лесной разочаровался в возможности победы, а после Полтавы он был сломлен морально и не проявил должной твёрдости, по-видимому изначально склоняясь не к продолжению борьбы, а к сдаче, что позволило шведской армии после отъезда короля за Днепр быстро и без потерь капитулировать перед отрядом князя Меншикова.

В 1905 году Россия терпит крупнейшее за всю свою историю военное поражение в войне с Японией. Лучшие умы российского общества пришли к выводу, что одной из причин поражения явилось то, что в России не чтится славное прошлое, что и привело к падению патриотизма народа и его армии. На страницах газет, журналов стали вспоминать славные страницы российской истории (битвы на Чудском озере, Куликовском Поле, у Лесной, под Полтавой и т.д.) и обратили внимание, что в этих местах нет ни памятников, ни музеев, не видны братские могилы, не сохранено старое, не построено ничего и нового. Высказывались предложения и требования к правительству выделять средства для исправления упущенного. Объявлялись сборы пожертвований для сооружения памятников, строительства музеев и на этом героическом прошлом воспитывать патриотизм в народе.

В 1908 году в ознаменование 200-летнего юбилея победы при Лесной царское правительство приняло решение увековечить место гибели русских воинов.

Битва у деревни Лесной История России, Музей, Памятник, Россия, Достопримечательности, История, Прошлое, Война, Культура, Церковь, Архитектура, YouTube, Видео, Длиннопост

На пожертвования граждан в деревне был сооружён памятник в виде гранитной скалы, на вершине которой расположен ширококрылый и могучий бронзовый орёл, стоящий на поверженном шведском знамени и обращенный на восток, в сторону России, также был установлен гранитный памятник на братской могиле, расположенной на сельском кладбище.

Одновременно был заложен каменный храм-памятник. В день торжественного празднования 200-летия битвы -28 сентября 1908 года - был заложен первый камень здания будущей церкви , и эта каменная церковь была торжественно открыта для посещения 12 июля 1912 года , в день праздника Святого Петра.

Здание часовни было построено по проекту архитектора Александра Ивановича Гогена, петербургского архитектор эпохи модерна, академика и члена Императорской Академии художеств. Крупнейшие проекты которого Санкт-Петербургская соборная мечеть, музей Суворова, здание Николаевской академии, особняк Кшесинской.

Часовня в Лесной это квадратное здание, в котором явно просматриваются черты романтического направления русского модерна – композиционный центр всего мемориального комплекса. Часовня построена из кирпича и завершена восьмигранным шатром с небольшим барабаном и луковичным куполом. Первый ярус часовни стоит на пьедестале из гранитных блоков, он имеет трехарочные порталы из белого камня. Стены часовни облицованы золотистой плиткой. На главном фасаде и в нишах – мозаичные панно-иконы.

Битва у деревни Лесной История России, Музей, Памятник, Россия, Достопримечательности, История, Прошлое, Война, Культура, Церковь, Архитектура, YouTube, Видео, Длиннопост

На стенах висели 2 мраморные доски: одна со списком военачальников, принимавших участие в сражении, другая с копией отчета об этом сражении. Настенная роспись, увы ,не сохранилась. Часовня удачно вписывается в ландшафт местности, ее архитектурно-художественный замысел подчинен героической теме .

Церковь действовала до 1930 года, затем здание было передано на баланс местного колхоза и использовалось как склад.

Отмечая 250 годовщину победы Петра I над шведами,12 октября 1958 года в здании памятника-храма был открыт музей истории битвы под Лесной. В экспозиции музея было представлено более 250 экспонатов, в том числе и подлинных (ружья, одежда, предметы быта солдат и др.) В 90-е годы музей был закрыт, экспонаты вывезены в Могилёвский краеведческий музей.

В 1993г. здание передано в пользование православной общине Прихода Свято – Петро - Павловского Храма.

Битва у деревни Лесной История России, Музей, Памятник, Россия, Достопримечательности, История, Прошлое, Война, Культура, Церковь, Архитектура, YouTube, Видео, Длиннопост

Государство следит за состоянием всего мемориального комплекса, вызывающего столь неизменный интерес со стороны жителей и гостей близлежащих регионов. Так, в начале 2000-х годов были организованы серьезные восстановительные работы.

Сегодня сюда ведут многочисленные туристические и тематические туры по Республики Беларусь, в частности, посвященные военной тематике. Это легендарное место обязательно к посещению всеми, кто ценит историю и неравнодушен к памятникам архитектуры.

Если кому то интересны съемки старых зданий я оставлю ссылку на свой тик-ток канал в описании этого видео. Вроде бы все сказал что хотел, на этом у меня все. Всем спасибо и до новых встреч!

Медь и бронза Петербурга

Знаменитые памятники Петербурга, созданные из меди и бронзы

Ежегодно в третье воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают представители, пожалуй, одной из самых тяжелых, важных и мужественных профессий - металлурги. Дата эта по меркам российской истории совсем молодая: День металлурга официально учредили в СССР в 1957 году - 62 года назад.

Для Санкт-Петербурга металлургия - одна из важнейших сфер деятельности. И звание культурной столицы этому ничуть не мешает: могут и умеют петербуржцы и стихи с картинами писать, и тяжелым трудом в заводских цехах заниматься. Именно здесь, в городе на Неве, на заводе, который известен сегодня как «Красный выборжец», впервые стали получать чистую, без посторонних примесей медь. Именно здесь - на Обуховском заводе, в советское время называвшемся «Большевик», - начали производить первые в России тракторы и танки. Именно здесь, наконец, в наши дни, на Ижорском трубном заводе делают трубы для газо- и нефтепроводов, в том числе крупнейших, таких как нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Поэтому День металлурга Петербург празднует широко и с полным на то правом!

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина памятник называют Медным всадником, хотя отлит он из бронзы. Мастерскую обустроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Отливку статуи начали в 1774 году по сложной технологии, которая распределением веса позволяла удержать баланс фигуры всего на трех точках опоры. Первая попытка оказалась неудачной: труба с раскаленной бронзой лопнула и верхняя часть скульптуры была испорчена. Ко второй попытке пришлось готовиться три года, а всего отливка статуи заняла восемь лет.

Знаменитый Медный всадник

РЕШЕТКА ТРОИЦКОГО МОСТА

Ограждение моста проектировали французские архитекторы Патуйар и Шаброль. Получилась изящная решетка с аккуратными изгибами и прямыми линиями в середине - отличный пример архитектуры стиля модерн. Все литье было выполнено в цехах на Лиговском проспекте, о чем до сих пор сообщает клеймо Франца Карловича на перилах центрального пролета.

Ажурная решетка Троицкого моста

РЕШЕТКА ЛЕТНЕГО САДА

Сооружать знаменитую решетку из кованого железа начали еще в 1772 году, а закончили только в 1783 году. Ограду не удалось бы поставить без активного участия тульских мастеров (они ковали решетку) и уральских ремесленников (гранитные столбы и чаши наверху - их работа). Последние даже работали в три смены, только бы успеть все сделать и к зиме вернуться домой.

Узорчатая решетка Летнего сада

ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II

Бронзовый монумент установлен на площади Островского и является второй по своей известности царской статуей. На изготовление монумента ушло десять лет, пьедестал делали из гранита, который специально привозили в столицу с Карельского перешейка. А сам памятник Екатерине Великой, фигуры ее сподвижников и многочисленные декоративные элементы выполнены из бронзы. Было потрачено порядка 50 тонн этого металла.

ЛЬВЫ ДВОРЦОВОЙ ПРИСТАНИ

Пожалуй, одними из наиболее популярных львиных старожилов Петербурга являются львы Дворцовой пристани. Искусно вычеканенные из меди царственно-величавые и грозные звери - так выглядят скульптуры львов во всей красе. Сначала статуи львов планировалось купить за границей, но стоило это очень дорого. А вот изготовление скульптур методом литья и чеканки из листовой меди по уже имеющимся на заводе моделям позволило значительно ускорить и удешевить как производство, так и установку декоративных стражей.

Львы дворцовой пристани

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Факты, которые вы могли не знать

- Платина в переводе с испанского буквально означает серебришко. Такое пренебрежительное название платине дали конкистадоры. Дело в том, что, будучи исключительно тугоплавкой, платина не поддавалась переплавке и ценилась вдвое ниже, чем серебро. Зато сейчас на мировых биржах платина дороже серебра примерно в сто раз.

- Ртуть нельзя провозить в самолетах, а знаете почему? Она легко разрушает поверхностную пленку оксида алюминия, без которой алюминий быстро окисляется на воздухе. Если ртуть разольется в самолете, она может проделать дырку в фюзеляже.

- Только 7 процентов добываемого в мире титана используется в машиностроении. 13 процентов идет на производство бумаги, 20 - на производство пластика, а 60 - на производство краски.

- В морской воде растворена вся таблица Менделеева, вплоть до золота и урана. Но в промышленных масштабах мы можем добывать только четыре полезных вещества: поваренную соль, пресную воду, бром и магний.

- Самые дорогие столовые приборы Наполеона III были изготовлены из алюминия - нового и необычного в то время металла. Они подавались на торжественных обедах только императору и самым почетным гостям. Другие гости пользовались приборами из обычных золота и серебра.

- За всю историю человечества было добыто 165 000 тонн золота, причем половина этого количества - в ЮАР. Если отлить его в единый слиток, получится куб со стороной всего 20 метров.

Возрастная категория сайта 18 +

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

Читайте также: