Из чего делают металл объяснить детям

Обновлено: 21.09.2024

Аннотация: любознательность, постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать новые решения – важная характеристика поведения детей. Работая над проектом «Мир металла» и во время наблюдения за детьми в разных видах деятельности, я заметила у детей повышенный интерес. Металл встречается везде, мы пользуемся, но не осознаем значения этого материала в нашей многообразной жизни. Нужно, чтобы дети осознанно относились к использованию металла.

Цель работы: углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром металла.

- научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства(теплопроводность, металлический блеск, твердость, способность издавать звуки, прочность, упругость, пластичность), дать информацию о применении человеком;

- формировать у детей навыки самостоятельной и коллективной исследовательской работы.

- создать условия для формирования умений представлять свои первые «научные» изыскания.

Способы достижения цели:

  • Копилка – сбор металлических предметов;
  • Экспериментирование
  • Опыты
  • В ходе работы изучали энциклопедии
  • Беседа «Как люди добывают металл», «Какие металлы вам знакомы»;
  • Рассматривание различных предметов из металла (олово, медь, бронза, золото, серебро, железо, алюминий, сталь, ртуть);
  • классификация
  • По свойствам;
  • По применению;
  • По ценности;
  • По происхождению;
  • Игра «Найди нужный предмет»:

На маленьких стульчиках лежат различные предметы (ложка, фонарик, утюжок, мяч, карандаш и т.д.). Дети становятся возле стульев. Звучит музыка, дети ходят по кругу. Музыка прекращается и каждый участник останавливается. Те дети, которые стоят возле металлических объектов, берут их в руки и объясняют, как именно они догадались, что это металл (перечисляют свойства).

Опыт 1 . Опускаем скрепку в воду. Что случилось?

Опыт 2 . Большинство металлов очень прочные и жесткие. Они хорошо проводят тепло или холод.

2.1.Положить гайку на батарею – нагревается.

2.2. металлическую ложку опустить в горячую воду – другой ее конец сразу становится горячим и до него больно дотронуться.

2.3. в металлическую кружку положить лед – тотчас становится очень холодной.

Опыт 3 . Притягиваем скрепку магнитом, затем положить на скрепку ткань, бумагу и каждый раз пробовать взять скрепку при помощи магнита.

Опыт 4 . Опускаем скрепку на дно емкости с водой и посмотреть, мешает ли вода магниту.

Опыт 5 . На подносе лежат разнообразные предметы. При помощи магнита определить, какие из них железные.

Опыт 6 . У воспитателя «волшебная варежка» (внутри прикреплен магнит, о чем не знают дети). Воспитатель детям предлагает повторить опыт 5 при помощи варежки. Как они думают, в чем волшебство?

Соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы» : одна команда собирает руками, другая с помощью магнита.

В термометре мы видим тоненький столбик из ртути – это тоже металл, но жидкий. Если термометр разобьется, то ртуть растечется каплями в виде шариков. Ртуть ядовита, поэтому с нею нужно обращаться очень осторожно, чтобы не отравиться.

Сочиняем сказку «Колобок» на новый лад с помощью настольного магнитного театра.

Обсуждаем, в каких сказках встречаются сказочные герои из металла (Железный Дровосек, «Буратино» - монеты, «Курочка Ряба» -золотое яйцо, «Федорино горе» - посуда и т.д.).

Предлагается детям прослушать записи различных «металлических звуков». Дети называют инструменты, при изготовлении которых используется металл. Предоставляется возможность поиграть на музыкальных инструментах.

1. В природе металлы почти никогда не встречаются. Металлы делают на металлургическом заводе. В огромных доменных печах выплавляют металл из руды, которую добывают в земле. Расплавленный металл выливается из печи в специальные формы, где он застывает – получается слиток. Часто он по форме напоминает прямоугольную буханку хлеба или кирпич. Потом из слитков изготавливают разные детали.

Предметы из металла, если они не окрашены или не заржавели, отличаются характерным блеском. Многие металлы можно ковать. Кузнец нагревает на огне кусок железа, пока оно не станет красным, тогда железо размягчается, и кузнец молотком придает ему нужную форму, а затем опускает в холодную воду. Металл остывает и становится очень прочным. Так делают, например, ножи, подковы для лошади, красивую решетку для забора и др.

Большинство изделий из металла изготавливают на различных металлорежущих станках: токарных, фрезерных, строгальных, сверлильных. И профессии людей, работающих на таких станках, называются токарь, фрезеровщик, строгальщик, сверловщик.

Предшкольная пора. Д.С.Злотопольский «Удивительные превращения» - детям о секретах вещества, рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

2. Металлы – это железо, сталь, чугун, алюминий, медь, золото, серебро. Из металла делают инструменты, автомобили, самолеты, мосты, посуду, украшения, игрушки. А что еще?

Рассматривание на системном операторе : Корабль

На работу в океан. (корабль)

Жил да был корабль, совершенно новый. Захотел он узнать о себе и попал в чудо – экран.

3. создание железного человека

Создание модели с опорой на морфотаблицу, с использованием бросового материала копилки. Придумать имя.

  1. презентация с рассказом о процессе создания модели, проблеме исследования, достижения конечной цели участниками проекта «Мир металла».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста "Металл, его качества и свойства."

Учить детей узнавать предметы из металла.


Рассказать о свойствах металла.


Творческий проект "В мире металла"

Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека.

Занятие по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе «Металл и фольга». Раздел «Знакомство со свойствами материалов»

Цель занятия -дать детям представление о металле как о материале и о фольге как о тонко раскатанном металле.


Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства.

Конспект организации познавательно-игровой деятельности с элементами эксперимента с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с металлом»

Цель: Формировать представления детей о разновидностях металлов, о свойствах и действии магнита. Закрепить счет в пределах 5. Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблю.

Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возрасте «Что такое металл»

Продолжить воспитывать у детей интерес к творчеству человека через знакомство с его деятельностью.

Дать представление о металле как материале, познакомить с его свойствами и применениями.

- Усвоение названий профессий людей работающих с металлом : Токарь Сварщик Кузнец Металлург

Активизация и обогащения словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материал к занятию :

Предметы, сделанные из разных материалов.

Картины с изображением доменной печи.

Люди разных профессий, работающих с металлом :

Металлурги

Металлическая кружка, ложка, таз с водой.

Рассматривание разных предметов сделанных из металла : детские игрушечные машины, ведерки, конструктор, «взрослые» предметы кастрюли, ложки, украшение из серебра.

Рассматривание иллюстраций, на которых изображена доменная печь, плавка металла, труд металлурга.

Ход занятия.

Пальчиковая игра «Замок»

На дверях висит замок, Пальцы в замок, слегка покачивать.

Кто его открыть бы мог? «замочком» вперед назад.

Мы замочком повертели, Повертеть «замочком»

Мы замочком покрутили Пальцы остаются, сомкнуты, а ладошки

Мы замочек постучали, трутся друг о друга.

Постучали и открыли! Показать ладошки.

На столе воспитателя лежат металлические предметы. *

Ребята посмотрите на эти предметы. Что их объединяет? Из чего они сделаны? Материал, из которого сделаны все эти предметы, называется металл. Эти предметы металлические. Слышали такое слово? Но металлы бывают разные. Предметы, сделанные из разных металлов : ключ и отвертка - из железа, кастрюля - из алюминия, кольцо и цепочка - из серебра и золота.

Рассмотрите эти предметы. Они отличаются друг от друга, но все они металлические.

А какие вы еще знаете металлические предметы? (ответы детей) Видите, как много вы назвали предметов. Значит, металл - очень нужный человеку материал. А откуда же человек берет металл? Ведь в природе металлов не так уж много, да и не все, что нам нужно в природе существует.

На пример золото добывают, промывая золотоносный песок. Железо и серебро человек должен не только добыть в виде руды, но и обработать, очистить, отделить от пустой породы. Об этом я вам чуть позже расскажу Свойство металла.

А сейчас возьмите в руки какой-нибудь металлический предмет. Попробуем рассказать о его свойствах. Как бы вы сказали, какой металл? Твердый. Правильно, твердый. Но как же тогда из него делают различные вещи? Они ведь имеют разную форму

Металл не разрежешь, как ткань ножницами, не распилить, как дерево. Но есть у него одно свойство, о котором я скажу вам по секрету. Если металл очень сильно разогреть, то он станет мягким и даже жидким, тогда его можно

переливать, смешивать с другими металлами. А когда эта масса застынет - получится снова твердый сплав. Вот какое удивительное свойство.

Из истории открытия металла.

А подсмотрел человек это свойство у природы. Когда- то давным-давно люди еще не знали металл. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были очень непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Но эти изделия были очень непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Но вы ведь знаете, если людям что-то очень нужно, они обязательно это придумают, изобретут. Так и произошло. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них можно сделать топор надежнее прежнего, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал как? (металл).

Вот видите, как наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал.

Опыты и экспериментирование.

(Дети подходят к столу для экспериментирования)

Значит, мы с вами уже знаем несколько свойств металлов.

Назовите их: твердые, прочные, при очень высокой температуре - мягкие. Но это еще не все свойства металла. Давайте изучим его получше.

Возьмите в одну руку металлическую ложку, а в другую - похожую на нее, но деревянную. Что скажете? Металл тяжелей. Вот и еще одно свойство. Опыт № 2

Проверяют, может ли металлический предмет плавать. (Опустить его в воду)

Определить что металл не прозрачный (посмотреть сквозь металлическую пластинку).

Определить, что металл имеет блеск. Для этого сравнить металлический предмет и деревянный. Отметить блеск металла и матовость дерева.

Проводит тепло, холод. (Опустить металлическую ложку в стакан с горячей водой и в стакан со льдом)

Итак, ребята, видите, сколько полезного придумал, изобрел человек. Это было не просто. Ему понадобилось много времени и усилий, что бы найти способы получения металла, выяснить его свойства, научиться делать из металла разные предметы. Кто может сказать, люди, каких профессий работают с металлом? Посмотрите на эти картинки, они вам немного подскажут ответ. (Показать картинки с изображением людей разных профессий работающих с металлом).

• Металлург

Игра с мячом. «Назови металлические предметы. Мяч мне бросай и предмет называй».

Итог занятие.

Назвать свойство металла?

Для чего нужен металл, чем он полезен?

Повторить свойства металлов.

МЕТАЛЛ :

3. При очень высокой температуре мягкий и образует сплавы.

5. Не прозрачный

6. Имеет металлический блеск

7. Проводит тепло, холод.

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья»

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растений детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растении детей дошкольного возраста. (картотека основана на книге: Дрязгуновой В.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности «Что такое светофор?» Конспект интегрированного занятия ребенок и окружающий мир с изо деятельностью. Тема: «Что такое светофор?» Возраст: Средняя группа. Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пчёлки» с детьми дошкольного возраста

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пчёлки» с детьми дошкольного возраста Программное содержание: Дать представление детям о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия «Металлургия» в подготовительной группе

Описание: занятие ориентировано для детей старшей и подготовительной группы, включает элементы конструирования. Занятие соответствует ФГОС.

Тема Металлургия. Изменение агрегатного состояния веществ. Плавление металла.

Возрастная группа : дети 6-7 лет

Форма ОВД: интегрированное занятие (познавательная деятельность и конструирование)

Форма организации групповая

Средства наглядные: фотографии людей металлургических профессий, домны, прокатного стана, конструктор «лего», музыкальное сопровождение.

1. Развитие эмоционально-положительного отношения к труду людей металлургических профессий.

2. Формирование познавательного интереса к труду металлургов.

3. Формирование представлений о процессе плавления металлов, о стадиях, которые проходит этот процесс: от добычи железной руды, до превращения ее в металлические изделия.

4. Обогащение активного словаря детей.

5. Развитие воображения и наглядно-образного мышления.

I. Мотивация к деятельности.

Прослушивание песни «Боги огня»

В: «Ребята, о ком это песня?

Дети: - О металлургах, о сталеварах, о людях, работающих на заводе.

В. – Знаете ли вы, кто такие металлурги и что они делают?

На самом деле профессии металлург не существует. Металлург – это человек, работающий на металлургическом заводе.

- Какой металлургический завод есть у нас в городе (НТМК).

- У кого из вас родители работают именно там? Кем?

- Давайте прослушаем стихотворение о металлургических профессиях.

Ребенок читает стихотворение:

В отрасли металлургии специальностей не счесть

Сотни по стране заводов, тысячи рабочих мест

И металлом эти люди всю промышленность снабжают

Труд любого металлурга ценят все и уважают!

В: - Металлургический комбинат - это огромное царство машин и. механизмов. И всё-таки главные здесь — металлурги, которые управляют этими умными механизмами. Металлурги — сильные и мужественные люди, потому что они работают с расплавленным металлом. Знаете, какое красивое зрелище, когда льётся горячий металл, а вокруг, будто фейерверк, рассыпаются огненные искры (фото № 1).

- Людей каких профессий называют металлургами :

Послушайте стихотворение и посмотрите на фотографию (фото № 2)

- Человек какой профессии изображен на этой фотографии? Это, ребята, горновой.

Он степенен и серьезен,

И в жару, и на морозе.

С грудью мощной нараспашку,

Вечно мокрая рубашка,

Но, когда идет в огонь,

Лучше ты его не тронь.

Работа горновых очень подвижна, так как члены бригады постоянно перемещаются по рабочей площадке (по периметру доменной печи, ведут наблюдение через специальные смотровые глазки за ходом процесса получения чугуна. Эта профессия подвластна только людям мужественным, смелым и надежным в работе.

- Что необходимо иметь горновому, чтобы выстоять в такую жару? (каска, очки, защитное стекло, невозгораемая куртка и

брюки, сапоги). Очень опасная и тяжелая, но нужная эта профессия!

-Кто назовет самую главную профессию, без которой завод не мог бы работать и выпускать сталь? Да, это сталевар (варит сталь). Рассмотреть фотографии. (фото 3)

Сталевар - не горновой,

Он в движениях - живой.

Как волчок, весь день вертится,

- Что назвали чудо - птицей? Почему такую профессию могут иметь только мужчины?

Горячий чугун в специальных вагонах везут в другой цех - конвертерный. В них из чугуна, металлического лома и специальных сплавов варят сталь. Да-да, сталь варят! Примерно так же, как на кухне варят борщ. Только кастрюля для производства металла — огромных размеров, и температура достигает 1500 градусов, почти как на солнце.

Процесс получения стали очень длительный: нужен металлолом, чугун, уголь, кислород, известь; нужны вагоны для металлолома, емкости для перевозки чугуна, нужны охладительные установки. Раньше весь процесс выполняли люди, позже появились автоматы, новое оборудование, пульты, установки, которые облегчили работу металлургов, взяли на себя более опасные работы, но все равно без людей выпустить сталь и сделать проволоку, рельсы, еще много-много продукции, обойтись нельзя. Человек рабочей профессии — волшебник, он может все.

- А это сварщик, он помогает работать автоматике, то есть, оборудованию, станкам, которые помогают людям.

Ходит незаметный и чумазый,

Только зубы жемчугом блестят,

Но, сломайся что-нибудь, - и сразу

Дружно все о нем заговорят!

- Люди еще каких профессий трудятся в производстве стали? Это конвертерщики, плавщики, разливщики стали, прокатчики, продувщики, машинисты, аппаратчики.

Ещё в древности люди делали из металла разные вещи : оружие, посуду, украшения, а в наши дни без железа просто не обойтись. Делают его из железной руды, добывают ее шахтеры из горный пород под землей. Железную руду расплавляют в огромных печах.

Металлургия - это извлечение металлов из камней. Возникла металлургия еще в глубокой древности. При раскопках были найдены следы выплавки меди. И примерно в то же время человеку стали известны такие самородные металлы, как серебро, золото, медь, железо с метеоритов.

Сначала железо и медь обрабатывали в холодном состоянии. Следующим этапом человек научился получать из руд железо. И вскоре железо стало наиболее распространенным среди используемых человеком материалов (Европа, Азия).

Металлургия железа не менялась очень долго. Но процесс постепенно улучшался, и появились первые доменные печи. Полученный металл металлурги разливают в специальные формы, в которых он застывает. Получаются слитки в виде больших кирпичей. Из них делают металлические изделия. Детали самолетов, поездов, машин и даже крючки, на которые мы вешаем одежду, Всё сделано из металла, который выплавляет металлург.

В цехах на прокатных станах из металла делают рельсы, по которым ходят трамваи и поезда; листы, которые потом превращаются в трубы; проволоку, арматуру и ещё разного вида и размера заготовки — из них потом изготавливают много нужных и полезных вещей.

Посмотреть фотографии прокатного стана (фото обсудить, как из бруска металла появляется тонкие листы железа. Обсудить, где такие листы могут потом использовать люди (например, делают автомобили).

- Давайте, теперь ребята, попробуем сами при помощи конструктора создать прокатный стан. (Дети подходят к столу с конструктором «лего».)

- Как мы можем это сделать?

- Сначала соорудим сам стан – длинную ленту, по которой брусок поступает в клеть. (Дети сооружают ленту).

- По ленте брусок поступает в специальную клеть, где он прокатывается между вращающимися огромными валиками. Давайте соорудим такую клеть. (Дети выполняют задание).

- После того, как процесс прокатки завершен, из клети выходит уже почти готовый продукт, из которого люди будут изготавливать нужные предметы. Это может быть тонкий лист железа, или длинная шпала, или квадрат. Давайте сделаем любой данный предмет из лего. (Дети выполняют задание. В итоге получается прокатный стан. Внимательно его рассматриваем.

В: - После того, как брусок прокатали, готовый продукт режут на части и отправляют на склад. И только потом из этих листов металла, квадратов, шпал делают готовые изделия.

- Где может использоваться тонкий металлический лист? (Производство машин)

- Металлическая шпала? (Изготовление рельсов)

Дети занимают свои места, Ведущий подводит итоги:

- Кто же такие дети металлурги? (Дети отвечают).

- Давайте проведем небольшую дидактическую игру – «Назови профессию», вспомним то, о чем мы сегодня говорили

: Дидактическая игра «Назови профессию»

Варит сталь – сталевар

Сваривает трубы – сварщик

Сортирует заготовки – сортировщик

Ремонтирует оборудование – слесарь

Управляет краном – крановщик

Разливает сталь – разливщик

Следит за правильным ходом варки чугуна – горновой

- Для чего нужен людям металл?

- Из чего он производится и как?

- Какая стадия производства металла самая последняя на металлургическом заводе (Изготовление металлических заготовок).

Ведущий хвалит детей, предлагает послушать еще одно стихотворение:

Говорят: половину идущего жара

Печь берет у сверкающих глаз сталевара,

Что тогда лишь получится сталь хороша,

Если сильная вложена в плавку душа!

- О чем это стихотворение?

- Любая работа, сделанная с любовью, приносит самые наилучшие результаты труда.

По окончанию занятия можно еще раз включить прослушать песню «Боги огня», чтобы дети прослушали текст и осмыслили его в связи с той информацией, которую они получили на занятие.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе Тема: Ковер Цель: Научить детей использовать простые методы создания аппликации для составления орнамента (сырмака) ковра, закрепить знания.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе Тема (в соответствии с комплексно – тематическим планированием): «Весна-красна». Непосредственно образовательная деятельность :Аппликация.

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе Конспект занятия по ППД в подготовительной группе. Конспект занятия «Дети и дорога» восп. Решетникова Г. А. Д/С №43 п. Мегет. Цель: познакомить.

Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе ема: «Удивительный мир насекомых» Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» Программное содержание: - Познакомить детей с понятиями; «генеологическое» дерево, семейный флаг, семейный герб. - Формировать представление.

Конспект занятия в подготовительной группе «Осень» Конспект Занятия в подготовительной группе «Осень» Составила и провела Воспитатель Салищева Н. Д. Програмное содержание : 1 - закреплять.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТИТЕЛЬНОЙГРУППЕ по теме «Моя семья». воспитатель Чайка Анастасия Сергеевна МБДОУ ДС ОВ № 21 ст. Азовской МО Северский.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зима» Цели: систематизировать знания детей о зиме и зимних видах спорта, повторить счет от одного до пяти, создать радостное настроение. Задача:.

«Овощи» — конспект занятия в подготовительной группе Экспериментальная деятельность в детском саду. Конспект занятия в подготовительной группе «Теремок» подготовила воспитатель Грабина Галина.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «В мире металла»

воспитывать интерес детей к научно – исследовательским представлениям.

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;

тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение;

развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук, логическое и вариативное мышление, инициативность, коммуникативные навыки.

Дидактические материалы: Картинки с изображением металлических предметов, металлические пластинки и предметы, игрушка-робот.

Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации дети размышляют о свойствах и качествах металла, продолжают опытно-исследовательскую деятельность в «лаборатории», закрепляют способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».

Ход образовательной ситуации

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать желание оказывать помощь.

Воспитатель: (собирает детей возле себя и показывает им картинки, на которых изображены металлические предметы) Дети, что это за предметы? Из чего они сделаны? Дети отвечают, а воспитатель дополняет, конкретизирует их ответы: металл гладкий, блестящий, серебристого цвета, острый, прочный, твердый.

-Сегодня к нам в группу пришел гость (в группу входит робот) : «Здравствуйте, ребята! Я проходил мимо, случайно услышал, что в группе рассказывают о металле, и решил заглянуть. Я тоже сделан из металла и хотел бы попросить вас помочь мне выяснить, какие предметы сделаны из металла, а какие нет. Узнать их свойства и качества»

-Ребята, хотите помочь Роботу? Сможете?

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о металле;

Развивать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитатель: Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в игру

«Найди нужный предмет»

На стульчиках, расположенных кругом лежат предметы из различных металлов. Дети стоят вокруг стульев, звучит музыка, под которую они ходят по кругу рядом со стульями. По сигналу в-ля музыка прекращается, каждый участник останавливается возле определённого предмета.

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для определения предметов из металла и их свойства;

Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.

Не все дети остановились возле металлических предметов, берут их в руки и не могут объяснить, из чего сделан предмет в их руках.

Смогли мы помочь Роботу? (Не смогли) Почему? (Не знаем, как определить, из чего сделан предмет) Значит, что нам нужно узнать, чтобы помочь Роботу? (Нам нужно узнать, как определить, из чего сделан предмет)

Открытие нового знания

Дидактические задачи: сформировать представление о свойствах и качествах металла;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ преодоления затруднения «спрошу у того, кто знает»;

Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Воспитатель: Как мы можем это узнать? (спросить у того, кто знает; посмотреть в книге; придумать самим)

Физ. Минутка: «Поможем Золушке»

В-ль: Вспомните с помощью каких металлических инструментов можно помочь Золушке по хозяйству.

Дети: пила, нож, молоток, ножницы, топор.

В-ль: покажите движениями как именно это сделать.

Мальчики – распиливают бревно, забивают гвозди.

Девочки – режут ткань, чистят картошку.

Воспитатель: Сейчас мы свами проведём опыты.

- опустить гайку в воду, что с ней случилось?

Ответ – она тонет, значит тяжелее воды.

Ответ – она быстро нагревается, потому что металлическая.

- притягиваем скрепку магнитом обычным способом, затем поочерёдно кладём на неё лоскут ткани, бумагу и каждый раз пробуем взять скрепку при помощи магнита.

- опустить скрепку на дно ёмкости с водой. Выяснить мешает ли вода магниту работать.

- на подносе у в-ля лежат разнообразные предметы. Каждый ребёнок при помощи магнита определяет какие из них железные.

- у в-ля варежка с магнитом (о чём дети не знают). Детям предлагается повторить опыт №5 при помощи волшебной варежки. В чём её волшебство?

Вывод: железо обладает особым свойством – притягивается магнитами.

Воспитатель: Вы молодцы: узнали, как определить металлический предмет.

Воспитатель рассказывает детям, что существуют материалы, созданные человеком, из которых изготавливают разные вещи, например, кастрюли, часы, окна, телевизоры и т. д. Объясняет, что к материалам, созданными руками человека, относятся: металл, стекло, пластмасса, резина и др. Напоминает, что существуют материалы природного происхождения (дерево, глина, камень, из которых тоже изготавливают полезные предметы- столы, стулья, посуду и т. д. Рассказывает, что металл- это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами качествами. Раздает детям металлические пластинки, предлагает потрогать и погладить их. Деи определяют особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания, температуру, рассматривают предметы, выделяя характерные признаки.

Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: закрепить представление о металле;

Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, воображение, речь.

В-ль: Как люди добывают металл?

Дети: Из глубины земли.

В-ль: Какие металлы вам знакомы?

Дети: Олово, медь, бронза, золото, серебро, железо, алюминий, сталь.

Рассматривают разнообразные предметы из этих металлов

Дидактические задачи: сформировать опыт фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель: Кому вы сегодня смогли помочь? В чем мы Роботу помогли? Какие новые знания позволили нам помочь Роботу? Отлично!

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла». Задачи: -Познакомить детей со свойствами.

Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка»

Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка» Цель: Создание коллективной композиции «Цветущая фиалка». Образовательные: - Формировать представления детей о комнатных растениях.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3»

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3» Цель: закрепить счет до 3. Задачи: Образовательные: • выделять отношения групп предметов по количеству и числу (один, два и еще один,.

Конспект образовательной ситуации «Добрые женские руки» для старшего возраста

Конспект образовательной ситуации «Добрые женские руки» для старшего возраста Программные задачи: - формировать любовь и уважение к самому родному человеку - маме; умение ценить материнскую заботу и любовь; умение.

Конспект образовательной ситуации «Поговорим о школе»

Конспект образовательной ситуации «Поговорим о школе» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Виды деятельности: коммуникативная,.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конспект занятия "Металл и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исследовательская деятельность по ознакомлений детей с металлом, его свойствами и использованием человеком.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_predmetnym_i_sotsialnym_okruzheniem.docx 16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

Металл и его свойства.

Цель: познакомить детей в ходе исследовательской работы с металлом и его свойствами

Задачи: Познакомить детей со свойствами и качествами металла, его использованием; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

2. Упражнять детей в отгадывании загадок.

3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе исследовательской деятельности и знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».

Материалы и оборудование:

Гвоздь ржавый и не ржавый, металлические предметы, картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг), магниты, палаца металлическая и деревянная, металлический и деревянный шарик, металлическая пластина, карточки с заданиями, игрушка Самоделкин.

Воспитатель: Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки.

1. Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

2. В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход то назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

3. Всех на свете обшивает

Что сошьет не надевает.

4. Два кольца, два конца,

5. Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки.

Воспитатель: А из чего сделаны все эти предметы?

Воспитатель: Значит, какие они?

Показать детям несколько предметов из металла, определить, особенности формы, структуру поверхности ( путем ощупывания), температуру.

Воспитатель: Что произойдет с предметами, если их опустить в воду?

Дети: Они утонут.

Воспитатель: Если оставить на солнце или подержать в руках?

Дети: Нагреются. Все эти предметы обладают теплопроводностью.

Воспитатель: У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить. Как вы думаете, что с ним случилось?

Воспитатель: Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показать ржавый гвоздь и не ржавый). Вот и наш Самоделкин заржавел. Чтобы он опять начал ходить, мы его накормим маслом, т.е. смажем его, и он опять начнет ходить как раньше.

Воспитатель: Еще одно свойство металла – магнетизм. Что же это такое? Есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, они как бы прилипают к нему. Магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы. Магниты применяют в радиотехнике, в магнитофонах, в компьютерах.

Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали и др.), наоборот притягиваются к нему; при соединении двух магнитов они могут то притягиваться, то отталкиваться друг от друга (показать на примере).

А теперь давайте проведём несколько опытов, чтобы убедиться, что мы с вами назвали правильно все свойства металла.

Опыт № 1.
Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.
Педагог. Самоделкин, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?
Самоделкин. Да я и сам это умею делать, давайте проверим, как это умеете делать вы. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра.
Самоделкин заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, верно ли ,что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем отличать металлические предметы от не металлических.
Игра «Наведи порядок в сундуке».
Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.
Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла?
Ответы детей.

Самоделкин. А я тоже знаю такие предметы!
Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?
Самоделкин(задумывается). Стул.
Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем.
Опыт № 2.
Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный, взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.
Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.
Опыт № 3.
В емкость с водой дети сначала опускают деревянный шарик, а потом металлический.
Педагог. Что произошло с шариками?
Дети. Деревянный шарик не утонул, а металлический – утонул.
Педагог. Почему утонул металлический шарик?
Дети. Потому что он тяжелее.
Педагог. Что тяжелее: металлический шарик, деревянный шарик или вода?
Дети. Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.
Опыт № 4.
Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой.
Самоделкин (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная!
Опыт №5.
Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой.
Педагог. Самоделкин, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней.
Опыт №6.
Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами.
Педагог. Что произошло и почему?
Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.

Воспитатель: Посмотрите вокруг себя и назовите металлические предметы, которые вы видите.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем свойства, которыми обладает металл. (ответы детей)

Игра «Четвёртый лишний» (на карточке найди и зачеркни не металлический предмет)

Воспитатель: С каким еще интересным металлом вы познакомились, что можно рассказать о его свойствах? (магнит, притягивает к себе металлические предметы).

Воспитатель: Нарисуйте металлические предметы, которые вам запомнились. Расскажите, что вы нарисовали, для чего нужен этот предмет?

-Молодцы, вы очень хорошо поработали сегодня.

Воспитатель: Робот Самоделкин благодарит вас за интересное занятие и за вашу помощь ему. Ему уже пора возвращаться домой, а наше занятие закончено.

Читайте также: