Из какого металла делают ледоколы

Обновлено: 28.04.2024

Слышал, что нами применяется конструкционная марганцовистая сталь типа ХГС (М) (А), с прочность 250 – 300 кгс / кв мм. По моим прикидкам, она ненадежная. И в смысле, что ражвеет, и что лучше, если бы прочностные качества были свыше 450 – 500. Прав ли я? Не попадались ли кому-нибудь данные, какая сталь применяется на английских, американских, канадских ледоколах?

Слышал, что нами применяется конструкционная марганцовистая сталь типа ХГС (М) (А), с прочность 250 – 300 кгс / кв мм.

По моим прикидкам, она ненадежная. И в смысле, что ражвеет, и что лучше, если бы прочностные качества были свыше 450 – 500. Прав ли я?

Не попадались ли кому-нибудь данные, какая сталь применяется на английских, американских, канадских ледоколах?

Рулевой 2-го класса

Рулевой 3-го класса

мне доводилось ремонтировать ледокол финской постройки после удара о подводный кнехт , так вот обшивка у него не разорвалась как ст3сп а раскололась почти без деформации. это говорит о том что сталь не вязкая, а хрупкая. марку не помомню. но про марганец помню отчётливо. да и про коррозию , ледовый пояс который находится в переменном уровне имеет толщины 20-30-40мм в зависимости от размеров ледокола. там ли о коррозии думать, а в подводной части часто используют активную защиту.

Вы ремонтировать судно собрались,или строить новое,подрегистровое?Евгений опять таки прав,Регистр всё предписал и указал в правилах постройки судов соотв. класса.Но чтобы в кратце ввести вас в курс дела,в судостроении,суда ледового класса,как правило отличаются частотой набора,так называемыми ледовыми укреплениями,к чему и относится Н.О.с ледовым поясом как её часть,днищевой и бортовой наборы,и это пожалуй основное различие.А судостроительные стали бывают разные,бывают высокопрочные и с термически обработанные.На судах ледового класса,могут быть использованы и не высокопрочные стали.Корозийный износ отдельных сортов стали тема неблагодарная,что не значит - не интересная,но исключительно для диссертационных целей. Ледокольная сталь,такой просто нет в природе. Ну нельзя жеребца назвать мерином.

Ссылок на опубликованные тексты у вас нет под рукой?

Отец русской демократии

мне доводилось ремонтировать ледокол финской постройки после удара о подводный кнехт , так вот обшивка у него не разорвалась как ст3сп а раскололась почти без деформации. это говорит о том что сталь не вязкая, а хрупкая. марку не помомню. но про марганец помню отчётливо.
да и про коррозию , ледовый пояс который находится в переменном уровне имеет толщины 20-30-40мм в зависимости от размеров ледокола. там ли о коррозии думать, а в подводной части часто используют активную защиту.

Ледокол точно не "Титаник" назывался?

В 1994 году кусок корабельной обшивки был передан в лабораторию канадского министерства обороны в Галифаксе. Работники лаборатории решили подвергнуть его так называемому испытанию на ударную вязкость на образцах Шарпи, определяющему хрупкость стали. Суть теста состояла в следующем: опытный образец, закреплённый в специальном зажиме, должен был выдержать удар 30-килограммового маятника. Для сравнения был протестирован аналогичный кусок стали, используемой в современных судах. Перед испытанием оба образца держали в спиртовой ванне температурой 1,7 °C (такой же была температура морской воды в месте гибели лайнера). Современная сталь выдержала проверку с честью: в результате удара металлическая пластина лишь V-образно согнулась, а фрагмент «Титаника» был разбит на две части. Возможно, он стал таким хрупким, пролежав 82 года на дне Атлантики. Канадским исследователям удалось достать образец 80-летней стали с белфастской судоверфи, где в своё время строился «Титаник». Тест на ударную вязкость на образцах Шарпи он перенёс не лучше своего затонувшего собрата.

Заключение специалистов гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью фосфора, что делало её очень ломкой при пониженных температурах . Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием фосфора, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени, достаточного для эвакуации большей части пассажиров. Также по данным исследований была выявлена подверженность стали обшивки в холодных водах хрупкому разрыву, что также ускорило затопление судна.

С другой стороны, этот тест доказывает лишь, что современная сталь гораздо лучше той, что использовалась в начале XX века. Он не доказывает, что сталь, которая использовалась для постройки «Титаника», была низкокачественной (или не лучшей) для своего времени

Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны

Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью, по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай. Рассказываем об атомных ледоколах, которые помогают в освоении трудного региона: как они работают, чем отличаются от обычных кораблей и сколько стоит прокатиться на одном из них.

Читайте «Хайтек» в

Что такое ледокол и как он работает?

Ледоколы — это особый класс кораблей, которые предназначены для преодоления даже самых толстых льдов. Они позволяют исследовать самые негостеприимные регионы мира — покрытые льдом воды Арктики. Чтобы корабль считался ледоколом, у него должны быть три особенности, которых не хватает большинству обычных судов: мощность, усиленный корпус и специальная форма для «ломания» льда. Это позволяет таким суднам преодолевать паковый лед, или замерзшие водные пути.

Чтобы эффективно ломать лед, такие корабли должны быть очень мощными, относительно короткими, широкими и чрезвычайно тяжелыми. Они ломают лед, используя инерцию и силу. По сути своей атомный ледокол — это пароход. Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар. Он раскручивает турбины, возбуждающие генераторы, которые вырабатывают электричество, поступающее в электромоторы, которые крутят 3 гребных винта.

Толщина корпуса в местах ломки льда 5 сантиметров, но прочность корпусу придает не столько толщина обшивки, сколько количество и расположение шпангоутов. У ледокола двойное днище, так что в случае пробоины вода в корабль поступать не будет.

А чем ледокол отличается от других кораблей?

Ледоколы отличаются наклонной носовой частью, большим водоизмещением (весом) для своего размера и мощностью. Кроме того, они специально усилены, чтобы выдержать удар корабля по льду на большой скорости. Корпус очень толстый и изготовлен из стали, устойчивой к низким температурам. При этом для маневрирования в ледяной воде ледоколы имеют покатые борта и форштевень. Более того, некоторые ледокольные суда имеют корпус, ширина которого в носу больше, чем в корме, чтобы увеличить ширину создаваемого им ледового канала.

Заостренный корпус обычного корабля помогает ему рассекать волны и уменьшать трение между кораблем и водой. В то время как другие суда имеют остроконечный нос, носовая часть ледоколов будет иметь более округлую конструкцию, чтобы судно могло разбивать лед своим весом, а также перемещаться по нему. Старые ледоколы имели обшивку корпуса толщиной до 50 миллиметров, в современных судах используется высокопрочная сталь с пределом текучести до 500 МПа, обеспечивающая повышенную прочность при меньшем весе и толщине стали.

Точно так же, несмотря на прочный корпус, требуется дополнительное усиление конструкции для того, чтобы судоразделитель мог эффективно выполнять свои обязанности. Фактически конструкция носовой части ледоколов является важным элементом, поскольку судну необходимо преодолевать ледяные воды.

С двумя гребными винтами, установленными как на носу, так и на корме, и носовым подруливающим устройством эти суда выделяются из толпы и эффективно маневрируют на льду.

Еще одна важная особенность современных ледоколов по сравнению с другими судами — это мощность, которую они дают, чтобы прокладывать путь другим судам в ледяных водах.

Итак, ледоколам нужна мощность. Откуда ее брать? Все просто — из ядерной энергии.

Например, на атомном ледоколе «50 лет Победы» установлены 2 ядерных реактора мощностью по 170 мегаватт каждый. Мощности этих двух установок достаточно, чтобы снабжать электричеством город с населением в 2 млн человек. Ядерные реакторы надежно защищены от аварий и внешних ударов. Ледокол может выдержать прямое попадание в реактор пассажирского самолета или столкновение с таким же ледоколом на скорости до 10 км/ч.

Кстати, реакторы заправляют новым топливом раз в 5 лет.

Какие страны строят атомные ледоколы?

Россия или Советский Союз — единственная страна в мире, строящая атомные ледоколы. Такие судна были специально построены с учетом стратегической важности Северного морского пути и более очевидной необходимости гарантировать безопасность российских торговых судов зимой и зависимость арктических поселений от поставок.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Это обусловлено тем, что все северные границы государства — морские, и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря.

Около 30 лет назад более 50 советских караванов кораблей застряли во льдах восточного Арктического региона. Многие населенные пункты СССР зависели от грузов и продовольствия, которые должны доставлять корабли, да сама ситуация представляла опасность для экипажа. К счастью, в составе флота был атомный ледокол «Ленин». Благодаря своей мощности и источнику ядерного топлива он спас сотни жизней в ходе одной из самых масштабных и успешных спасательных операций в истории. Корабль выведен из эксплуатации в 1989 году и оставлен на базе атомных ледоколов в Мурманском фьорде, а затем стал музеем.

Зачем нужны ледоколы?

Вообще идея ледокола существует очень давно, с первых дней полярных исследований. Marine Insight сообщает, что еще в XI веке люди создавали первые прототипы специальных кораблей для плавания по северным морям. Конечно, по большей части это были лодки с усиленным корпусом.

Сегодня к основным функциям ледокольного корабля относится расчистка торговых путей в ледяной воде, особенно зимой. Хотя суда, следующие по этим торговым маршрутам, таким как Балтийское море, Морской путь Святого Лаврентия, Великие озера и Северный морской путь, предназначены для плавания в ледяных водах, сезонные ледовые условия затрудняют движение судов.

Таким образом, ледоколы сопровождают торговые суда при пересечении этих районов, чтобы обеспечить беспрепятственное плавание судов. Помимо очистки прохода для грузовых судов, ледоколы также широко используются для поддержки исследовательских программ, проводимых в полярных регионах.

Какой ледокол самый мощный?

Ответ однозначный — «Арктика».

Шесть из десяти российских атомных гражданских кораблей в настоящее время относятся к этому классу. Первые четыре класса выведены на пенсию, а два остаются в строю по состоянию на 2020 год.

Сейчас головное судно второй серии атомных ледоколов типа «ЛК-60Я» — это самый мощный ледокол в мире.

Эти ледоколы имеют двойной корпус, толщина внешнего корпуса в районах ледоколов составляет около 48 мм, а в других — 25 мм. Между внутренним и внешним корпусами находится водяной балласт, который может перемещаться для облегчения ледокольной проводки. Корабли класса «Арктика» могут ломать лед, продвигаясь вперед или назад. Хотя у них есть два реактора, обычно для подачи энергии используется только один, а другой находится в режиме ожидания.


Атомный ледокол может служить нескольким целям. Эти суда использовались в ряде арктических научных экспедиций и регулярно форсировали грузовые и другие суда, проходящие по Северному морскому пути, сквозь льды. Главной особенностью, которая делает эти чудеса судостроения такими особенными, является их почти полная независимость от любого традиционного топлива, поэтому они могут работать автономно почти 70 лет.

А какой ледокол — новейший?

«50 лет Победы» — новейший из семи кораблей серии атомных ледоколов класса «Арктика». Построен на Балтийских и Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Строительство корабля началось в октябре 1989 года на Балтийском заводе, но было остановлено в 1994 году из-за проблем с финансированием и возобновилось в 2003 году. Строительство ледокола заняло почти 18 лет, и в конце 2007 года ледокол был готов к эксплуатации.


Корабль представляет собой модернизированный вариант ледокола класса «Арктика», имеет двойной корпус и носовую часть в форме ложки. Форма судна увеличивает ледокольные возможности, а корпус покрыт полимерной краской для уменьшения трения. Он имеет общую длину 160 м, ширину 30 м, осадку 11 м и глубину 17,2 м. Водоизмещение 25 840 тонн. Судно может пробивать лед глубиной до 2,8 метров на постоянной скорости.

В Северном Ледовитом океане ледокол может достичь любой точки в любое время года. Согласно спецификации судостроителя, корабль может свободно двигаться, преодолевая плоский лед толщиной до 2,8 метра. Но судно, как правило, не все время встречается с плоским льдом; ледяные гряды могут достигать толщины от 5 до 20 метров, и ледокол может проходить через них не плавно, а рассекая лед, как топор, рубящий дрова: медленно, рубя один кусок, затем другой. Судовая надстройка прочная и устойчивая, и она способна на такой подход.

«Победа» оснащена цифровой автоматизированной системой управления. Был модернизирован комплекс биологической защиты и добавлен экологический отсек. На корабле есть вертолетная площадка, подходящая для вертолета МИ-2 или МИ-8. Судовая энергетическая установка включает в себя два реактора: один для подачи энергии, а другой находится в режиме ожидания.

Какой ледокол будет следующим?

Весь мир ждет постройки атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер» (ЛК-120Я) — проект российских атомных ледоколов мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой. Главные задачи данных судов: обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счет увеличенной ширины корпуса предполагается проведение крупнотоннажных судов.


Серию из трех ледоколов планируется построить на мощностях строящегося дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае . . Он возводится консорциумом во главе с «Роснефтью». Финансирование будет на 100% произведено из федерального бюджета России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2020 № 11 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер»» (было подписано Д. Медведевым за несколько часов до отставки 15 января 2020 года); стоимость строительства оценена в 127,5 млрд рублей . Дальнейшие ледоколы проекта «Лидер» могут быть построены по концессии .


Строительство первого ледокола началось 6 июля 2020 года; срок ввода в эксплуатацию назначен на 2027 год. В 2023 году планируется закладка следующих ледоколов, а сдача заказчику ФГУП «Росатомфлот» до 2033 года.

От ледоколов класса «Лидер» ожидают значительного увеличения ледопроходимости: согласно расчетам, новые ледоколы смогут свободно идти в сплошном льду толщиной до 4,3 метра. На деле это означает «где и когда угодно, по всей Арктике».

Можно ли путешествовать на ледоколе?

Да. Но это стоит недешево.

Оказаться на вершине планеты, пересечь Северный Ледовитый океан на одном из самых мощных атомных ледоколов мира, исследовать исторические места на Земле Франца-Иосифа, покататься на лодках-«зодиаках», рассматривая белых медведей и моржей, возможно. Различные туристические компании предлагают подобраться на атомном ледоколе к «вершине мира» за $28 000 – $45 000 (2–4 млн рублей). Обычно путешествия планируются на лето.

Читать далее

Паковый лёд — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. Более правильное название — многолетний лёд.

Надстройка судовая — закрытое сооружение на главной палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна. Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.

На Дальнем Востоке начали строить самый мощный атомный ледокол. Рассказываем, что о нем известно

В Приморье, в городе Большой Камень, начали строить самый мощный атомный ледокол «Россия», по проекту 10510. Заказчиком выступает госкорпорация Росатом, а исполнителем дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда» на основании распоряжения Правительства РФ от 27 марта 2019 года. Об этом говорится на сайте исполнителя. Мы узнали о том, как будет работать новое судно, когда планируется закончить строительство и насколько опасен такой проект.

Что такое атомный ледокол?

Это судно, которое имеет ядерно-силовую установку. Его строят специально для того, чтобы использовать в водах, круглогодично покрытых льдом. Благодаря атомной установке такой ледокол куда мощнее дизельного и ему проще покорять замерзшие водоемы. В отличие от других кораблей, ледоколы имеют явное преимущество — им не нужно дозаправляться топливом, что особенно актуально во льдах, где нет возможности добыть горючее.

Отметим, что производством атомных ледоколов занимается только Россия. У нас есть единственный атомный ледокольный флот в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа.


Насколько опасно такое строительство?

В вопросах опасности или безопасности мы можем исходить только из тех аварий, которые случались ранее при производстве атомных ледоколов в СССР.

В феврале 1965 года на ледоколе «Ленин» проводились плановые ремонтные работы. Сотрудники судна совершили ошибку: оставили его без охлаждения, и судно вышло из строя. Дальнейшая эксплуатация реактора была невозможна и его решили утилизировать.

«Ленина» отбуксировали в Северодвинск. Там из реактора было выгружено ядерное топливо, а вместо него загружено специальное вещество, которое обладало способностью затвердевать в определенных условиях. Затем в заливе Цивольки Карского моря на небольшой глубине днище корабля взорвали. Взрыв был направленным, в результате чего неработоспособный реактор вывалился и затонул.

Возникший при этом радиоактивный фон существует до настоящего времени. Это не позволяет использовать данный район для рыболовства и судоходства.

Чем будет отличаться новый ледокол?

По словам генерального директора Росатомфлота Мустафы Кашка, с удно проекта 10510 не имеет аналогов. Уникальный атомный ледокол обладает исключительными техническими характеристиками, которые позволят ему гарантированно обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики.

Какие у него будут характеристики?

Атомный ледокол построят по техническому проекту центрального конструкторского бюро «Айсберг». Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 м со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 м скорость ледокола составит до 12 узлов. Основные характеристики: скорость хода — 22 узла (по чистой воде); длина — 209 м; ширина — 47,7 м; ледопроходимость (максимальная) — 4 м; водоизмещение при осадке по кильватерной линии — почти 70 тыс. тонн.

Судно оснастят ядерной энергетической установкой с двумя реакторами типа РИТМ-400, паротурбинной установкой с четырьмя турбогенераторами по 37 МВт каждый и системой электродвижения с четырьмя гребными электродвигателями по 30 МВт каждый.


Когда планируется завершить строительство?

Согласно условиям договора, ледокол планируют ввести в эксплуатацию в 2027 году.

Отметим, что первая резка металла ледокола для строительства состоялась сегодня, 6 июля.

Зачем Россия строит ледоколы, если во всем мире происходит глобальное потепление

Уже четыре года российские инженеры занимаются разработкой и строительством кораблей ледового класса Arc7 проекта 23550 — универсальных патрульных ледоколов, способных ходить в любых зонах мореплавания, от тропических до арктических. Один корабль проекта, головной ледокол «Иван Папанин», уже спущен на воду, второе судно — «Николай Зубов» — еще находится в процессе строительства. Кроме того, в России ведется разработка и проектирование ледокола-лидера класса ЛК-110Я и атомного ледокола «Урал», который создается по проекту 22220. « Хайтек » рассказывает, зачем России так много программ по разработке ледоколов разных классов и назначений и какое отношения эти проекты имеют к развитию Арктики.

Россия является единственной в мире страной, строящей атомные ледоколы и имеющей атомный ледокольных флот. Впервые ледокол этого класса был построен в СССР для работы в арктическом регионе — в частности для поддержания судоходства и обслуживания Северного морского пути, полярной транспортной магистрали и одной из главных артерий для доставки полезных ископаемых.

Атомные ледоколы намного мощнее, чем дизельные. При этом двигатели для таких судов крайне дороги в установке и обслуживании, а дизельные суда такого класса имеют высокие требования к качеству топлива. Ограничения по дальности в сочетании с трудностью дозаправки в арктическом регионе делают «дизели» менее практичными и экономичными.


В течение зимы толщина льда вдоль Северного морского пути изменяется в пределах от 1,2 до 2,0 м. В центральной части Северного Ледовитого океана лед имеет толщину в среднем 2,5 м. Атомные ледоколы могут проходить лед такой толщины со скоростью до 10 узлов (19 км/час). В незамерзающих водах Северного морского пути максимальная скорость атомных ледоколов достигает 21 узла (39 км/час).

В данный момент из действующих ледоколов, построенных в советский период, в работоспособном состоянии находятся четыре судна: «Ямал», «50 лет Победы» (тип «Арктика»), «Таймыр» и «Вайгач» (тип «Таймыр»).


У трех из четырех этих атомных ледоколов к 2020-м годам закончатся сроки эксплуатации. Это является основной причиной для активной разработки новых судов в рамках сразу трех проектов: 23550, 22220 и ЛК-110Я.

Что за проекты, можно подробнее?

Проект 23550

Корабли ледового класса Arc7 проекта 23550 спроектированы конструкторским бюро «Алмаз» и способны выполнять функции буксира, ледокола и патрульного корабля, а также преодолевать лед толщиной до 1,7 м.

В рамках проекта ведется разработка двух судов — головного ледокола «Иван Папанин», который был заложен на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2017 года, и первого серийного ледокола «Николай Зубов», который был заложен в ноябре 2019 года. Сроки передачи флоту — 2023 и 2024 годы соответственно.


Длина обоих ледоколов составляет порядка 114 м, ширина — около 20 м, осадка — около 6 м. Оба оснащены двумя полноприводными винторулевыми колонками типа Azipod Vi1600, обеспечивающими ледоколам высокую маневренность за счет способности вращаться на 360 градусов, а также двигателем мощность 15 МВт. Водоизмещение оценивается в 9 тыс. т, а скорость составляет 18 узлов.

«Иван Папанин» и «Николай Зубов» могут автономно работать до 70 суток — другими словами, они могут выполнять экспедиции в течение этого срока без необходимости пополнять запасы продовольствия и дополнительного обслуживания.

Разработка патрульных ледоколов проекта 23550 велась для того, чтобы заменить ими стоящие на вооружении корабли проекта 21180, по которому был построен и передан флоту всего один корабль — «Илья Муромец».

Ледокол проекта 23550 создан в качестве патрульного корабля для работы в Арктике: в частности, он будет использоваться для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения.

На вооружении судна находится артиллерийская установка АК-162МА (76,2 мм), также способная поражать воздушные цели, и противолодочный вертолет Ка-27 в палубном ангаре. Кроме того, есть возможность установки контейнера с крылатыми ракетами «Калибр» или «Уран».

Суда будут изготовлены как по заказу Минобороны России, так и по заказу ФСБ. По словам источников газеты «Коммерсантъ», в заказе для ФСБ состав вооружений может быть скорректирован, поскольку основной функцией корабля будет охрана границы.

Проект 22220

Ледоколы проекта 22220 — одни из самых амбициозных Перспективные суда мощностью 120 МВт позволят обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и проводить экспедиции в Арктику. За счет увеличенной ширины корпуса ледоколы смогут проводить через навигационный путь крупнотоннажные суда.

Разработкой трех ледоколов проекта — головного судна «Арктика» и первых серийных «Сибири» и «Урала» займется Балтийский завод, который входит в Объединенную судостроительную корпорацию.

Суда «Сибирь» и «Урал» будут относиться к классу гражданских — на данный момент они являются самыми дорогими судами этого класса. Их стоимость составит 48,2 млрд и 51,8 млрд рублей, а срок сдачи — не позднее декабря 2024 года и декабря 2026 года соответственно.

Третий ледокол проекта, «Арктика», будет готов в первом полугодии 2020 года. Его водоизмещение составляет 33,5 тыс. т, длина — 173,3 м, ширина и высота — 34 м и 15,2 м соответственно. Судно выполнено двухосадочным с минимальной осадкой 8,55 м и максимальной — 10,5 м. При глубокой осадке судно сможет проламывать толстые океанские льды, а при мелкой — проводить корабли по замерзшим руслам рек.

Ледокол сможет развивать скорость до 22 узлов по чистой воде благодаря двум реакторам РИТМ-200 мощностью 175 МВт каждый. Мощность «Арктики» составляет 60 МВт — каждый из реакторов обеспечивает по 30 МВт.

Проект 10510

«Лидер» — перспективный ледокол проекта 10510, спуск на воду которого запланирован на 2027 год. Атомный ледокол мощностью 120 МВт сможет прокладывать путь шириной до 50 м сквозь лед толщиной до 4,3 м. Судно будет использоваться для круглогодичного проведения караванов по Севморпути, грузопоток по которому в 2024 году вырастет до 80 млн т.

Созданием судна займется судостроительный завод «Звезда» — всего предприятие должно будет построить три ледохода «Лидер».

Срок эксплуатации одного ледохода рассчитан на 40 лет, он сможет перевозить на борту до 127 человек и сохранять автономность до восьми месяцев.

Зачем нужны эти ледоколы?

Несмотря на активное таяние льдов в Арктике, риск столкнуться со льдом большой толщины на всем протяжении Северного морского пути сохранится по меньшей мере следующие 40 лет. Ледоколы проектов 23550 и 22220, а в будущем и 10510 смогут обеспечить беспрепятственное прохождение судов по магистрали. Это будет выгодно как потенциальным инвесторам в инфраструктуру региона, так и страховым компаниям, которые занимаются страхованием проходящих по Северному морскому пути грузов.

С другой стороны, из-за глобального потепления, которое приводит к активному таянию льдов в Арктике, существует перспектива формирования нового, более короткого пути через Северный полюс, отмечает «Новая газета». Если льды в Карском и Баренцевом морях, а также по Обской губе истончатся, это позволит сократить путь из России в Канаду и США — и, как следствие, снизить затраты на топливо и время на доставку товаров.

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

В России создан сверхпрочный морозостойкий сплав для современных ледоколов

Картинки по запросу ледокол ЛК-60Я

Ученые РФ специально для инновационных ледоколов сумели создать морозостойкую сверхпрочную сталь. Российские ученые сумели создать инновационный высокопрочный стальной сплав, устойчивый к критически низким температурам и сопротивлению ледовых полей – он был разработан специально для использования в строительстве инновационных ледоколов типа ЛК-60. Разработкой нового материала для отечественных ледоколов занимались сотрудники НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». Глава учреждения Алексей Орыщенко рассказал в своем интервью изданию «Известия» о том, что сама по себя структура новой стали «противостоит» холоду.

Картинки по запросу ледокола ЛК-60Я

Он пояснил, что в «Прометее» впервые во всем мире сумели разработать технологии, которые обеспечивают создание однородной по всей толщине проката дисперсной структуры. Достичь этого российские ученые сумели пользуясь помощью Магнитогорского металлургического комбината и ПАО «Северсталь», которые предоставили им прокатные станы ориентированные на термомеханическую обработку стальных листов разной толщины – от 40 до 150 миллиметров. В результате, отечественные материаловеды сумели создать металл высокой пластичности и прочности – эти параметры они могут регулировать в соответствии с условиями эксплуатации.


Новые ледоколы типа ЛК-60 уже создаются. В настоящее время в РФ уже заложены три атомных ледокола ЛК-60Я проекта 22220 для работы в Арктике, которые находятся на разных этапах строительства: два из них уже спущены на воду, а третий все еще располагается на строительных стапелях. В соответствии с планом, они будут введены в эксплуатацию в 2019, 2020 и 2022 годах.

Справка:

Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) – новая серия российских атомных ЛедоКолов мощностью 60 МВт с Ядерной силовой установкой. Они предназначены для обслуживания Северного морского пути и экспедиций в Арктику. Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта способны равно эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелоководье.

Картинки по запросу ледокола ЛК-60Я

Это позволяет заменить новым и ледоколами как ледоколы типа Арктика, так и мелководные типа Таймыр. К примеру, ЛК-60Я могут использоваться для захода в порт Сабетта и на других нефтегазовых проектах. Максимальная ширина корпуса ЛК-60Я составляет 34 метра против 30 метров у ледоколов типа Арктика, что позволит проводить по трассам Севморпути более крупные танкеры.

Мощная энерговооруженность позволит ЛК-60Я иметь ледопроходимость 3 метра, что позволит открыть Северный морской путь для круглогодичного коммерческого движения. Всю энергию судно получает от атомной паропроизводящей установки. Движителем судна служат три 4-лопастных гребных винта фиксированного шага. В 2012 г Балтийский завод начал строить головной ледокол этой серии. Начало эксплуатации ледокола запланировано на 2018 г.

Разработка ледокола велась в 2000-е годы на основе данных, полученных в ходе эксплуатации ледоколов типа «Арктика» и «Таймыр» и результатов математического и натурного моделирования поведения ледокола в различной ледовой обстановке. Целью разработки были:

  • создание универсального ледокола для использования как на глубокой воде, так и в руслах рек;
  • увеличение ледопроходимости с 2,25 м («Арктика») до как минимум 2,6 м;
  • повышение надежности и безопасности эксплуатации, в том числе ЯЭУ;
  • уменьшение общих эксплуатационных расходов.

Проектированием и изготовлением ледокола занимаются:

  • ЦКБ «Айсберг» — проектант ледокола.
  • ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
  • Балтийский завод — строительство ледокола.
  • ОКБМ им. И. И. Африкантова — разработка ядерной энергетической установки в составе двух реакторов РИТМ 200. ЗиО-Подольск — изготовитель реакторов.
  • Кировский завод — разработка, изготовление и испытания турбогенераторов.
  • Электротехнический концерн «Русэлпром» — три асинхронных гребных электродвигателя для привода гребных винтов, два главных генератора с приводом от паровой турбины с комплектом системы управления возбуждением, а также электропривод для противообледенительного устройства, двигатели для компрессора и для привода различных насосов.
  • АО «Армалит» — судовая трубопроводная арматура.

Также читайте:

Читайте также: