Из какого металла делают подстаканники

Обновлено: 18.05.2024

Подстаканник – атрибут русской чайной традиции, который ассоциируется с душевными и неторопливыми семейными застольями, железнодорожной романтикой. Изделие приятно держать в руках, рассматривая затейливые узоры, наслаждаясь духом свежезаваренного напитка. Стакан не трескается даже от крутого кипятка, так как металлическая подставка быстро поглощает тепло. Чай согревает, но не обжигает руки за счет удобной ручки.

В этой статье мы поговорим об истории подстаканника в России, об отечественных чайных традициях. Сейчас подставки - скорее привет из прошлого, чем часть быта. Предметы чайной сервировки покупают для пополнения коллекции, для украшения интерьера в кафе или на кухне, для возрождения культуры чаевничания.

Появление подстаканников в России

Существует несколько версий появления подстаканника в нашей стране. По одной из них, первые подставки под стаканы с горячими напитками были изготовлены новгородскими мастерами из дерева (17 век). Их украшали растительным орнаментом. Появлению подстаканников на новгородчине предшествовало создание первых стеклянных стаканов. По другой версии, подстаканники были завезены с востока и распространились вместе с развитием сети железных дорог как атрибут путешествия, повышавший комфорт пассажиров.

Одина из самых старых подставок под стакан с чаем, дошедшая до наших дней, была изготовлена на Тульском оружейном заводе в конце 18 столетия. Дно изделия было закрыто, чтобы можно было наливать согревающие напитки в сам сосуд, например, пунш.

Изначально чай из подстаканников пили исключительно мужчины. Ближе к 19 веку в России появились маленькие дамские подстаканники. Размер подставок под горячее питье отличался, так как по правилам этикета женщинам полагалось пить и есть меньше мужчин.

Сюжеты и материалы для подстаканников

Наиболее высокохудожественные подстаканники изготавливали в 19 веке, в дореволюционный период 20 века. Для придания аксессуару торжественности использовали драгоценные металлы, технику литья, штамповку, чеканку, цветную ретушь, придумывали для украшения различные композиции. В подражание застольным древнерусским чаркам в верхней части изделия наносилась резьба в виде пожелания, чаще всего «Пейте на здоровье». Подстаканники знатных семейств украшали монограммой или именем хозяина.

В середине 19 века подставки под стаканы с горячим чаем выполнялись в стиле нео-рококо или неоклассицизма, во второй половине столетия – в «русском стиле». Последнему были присущи простонародные мотивы: «бочонки», «берестяные кузовки», «бревенчатые заборы».

На рубеже веков на подстаканниках любили изображать славных богатырей, прекрасных царевен в кокошниках. В первое десятилетие 20 века в моде были аксессуары для чаепития с лошадями, сценами охоты и сопутствующей атрибутикой. Эти сюжеты впоследствии перекочевали на советские столовые приборы.

Подстаканник «Зимняя тройка», мельхиор, артель имени В. М. Молотова, г. Мстера, СССР, 1955 год

Подстаканник «Зимняя тройка», мельхиор, артель имени В. М. Молотова, г. Мстера, СССР, 1955 год

После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается. Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор». Их изготавливали на конфискованном оборудовании. Также производством занимались частные артели.

Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово. На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка.

Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год

Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год

После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей.

Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год

Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год

Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.

Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.

Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.

Кольчугинские подстаканники

Блестящие пластины-заготовки будущих подстаканников мастер кладет под пресс для нанесения оттиска узора, каждую выравнивает вручную. Их делают в основном из латуни. Края изделия скрепляют между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяют со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки – ручная операция.

Латунные и медные заготовки покрывают защитным и декоративным покрытием, они приобретают серебристый оттенок. 5-10 процентов изделий покрывают серебром, 100-200 коллекционных экземпляров – золотом.

Гравировка наносится вручную, мастера могут выполнить любой заказ. Востребованные сюжеты – герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль.

Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.

Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.

Российские чайные традиции

Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе.

Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным.

Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота». Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке. Традиция двухчайниковой заварки сохранилась до наших дней.

В мещанской среде использовали более дешевые сорта чая, более простые закуски. Светская беседа сопровождалась песнями, игрой на музыкальных инструментах.

Крестьяне и рабочие пробовали настоящий чай в трактирах, дома довольствовались его травяными аналогами.

До революции чай доставляли, в основном, из Китая. Русские купцы обменивали его на ткани, кожи, меха, изделия металлургии. После Октябрьской революции в стране наступил «чайный период», продолжавшийся до 1923 года, когда организация «Центрочай» распределяла огромные конфискованные запасы частного чая по предприятиям для бесплатной выдачи заварки рабочим и военнослужащим. Была поставлена цель снизить зависимость СССР от импорта чая. Его стали выращивать в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае.

Напиток из отечественного сырья уступал по качеству привозному. Для лучшего заваривания на чайник надевали утепленный колпак, который шили из разноцветных лоскутков в виде женщины в пышной юбке – «бабы на чайник».

Российские и советские подстаканники

Подстаканники статья

Подстаканник — это подставка, которая обхватывает и поддерживает стеклянный стакан. Практически всегда он выполнен в виде цилиндрической формы, имеет ручку, для того чтобы было удобно держать стакан горячего чая и при этом не навредить своим рукам. На территории России подстаканник используется для сервирования стола в железнодорожном транспорте, он помогает сохранять устойчивость стакана во время движения. Этот атрибут приобрел свою популярность еще в 1889 году, когда на посту директора Департамента железнодорожных дел был Ю.Витте. Самое большое предприятие по производству подстаканников расположено в г.Кольчугино во Владимирской области на заводе посуды и столовых приборов, основанном в 19 веке купцом А.Кольчугиным как одной из частей большой металлургической мануфактуры.

В наше время подстаканники подстаканники делают из латуни, мельхиора, серебра и меди. А в качестве декоративного и защитного покрытия используют сплавы серебра, золота и никеля.

Чтобы придать рисунку живописную рельефность и контраст используют метод чернения. Сначала готовое изделие полируют для того, чтобы получить блестящую поверхность. В основном подстаканники делают методом чеканки, и для каждого вида изделия существует свой штамп. Иногда на самые распространенные серийные изделия наносят логотип при помощи метода лазерной гравировки. Ее так же используют для нанесения на уже готовое изделие оригинальных надписей или размещают художественный текст на серебряном и золотом покрытии.

Эти нехитрые приспособления служат для поддержания стакана с горячей жидкостью, например, кофе. С помощью подстаканника вы без проблем сможете взять в руки сильно нагретый стакан и при этом не ощутите никакого дискомфорта. Почти все люди ошибаются, считая, что история этого приспособления началась с поездов, и в голове сразу всплывают ассоциации о граненом стакане с чаем в подстаканнике и проводнике. Но, это всего лишь домысли, история началась гораздо раньше.

Известно, что еще в дореволюционной России женщины пили чай исключительно из фарфоровых чашек, а мужчины из стеклянных. Это создавало некоторые проблемы мужчинам. Чай был горячим, стекло быстро нагревалось, и возникала острая необходимость в использовании каких-либо подручных средств, чтобы защитить руки от влияния высокой температуры. К сожалению, точно узнать невозможно так было или нет и время появления подстаканника неизвестно. А произошло это по причине того, что подстаканник был необходим только как техническое приспособление и выглядел он тогда, скорее всего, непримечательно и неказисто.

В более известном для нас виде подстаканник стал выпускаться в конце XVIII столетия. Именно в это время появились первые упоминания об элементе в русском чаепитии несущем определенную художественную ценность — о подстаканнике.

Период с конца XIX и начала XX столетия охарактеризовался в судьбе подстаканника как самый высокохудожественный отрезок времени. Производством подстаканника стали заниматься разнообразные авторские и частные мастерские. В технике преобладает использование художественного литья. Акцент ставится на эксклюзивные модели с отделкой драгоценными металлами. Как правило, подстаканник делали для состоятельных любителей горячих напитков и в стилистике преобладали народные мотивы с использованием различных художественных направлений, от готики до модерна.

В период Великой Октябрьской Социалистической Революции производство подстаканников полностью прекратилось. Но, он продолжает играть значительную роль в быту у революционеров. Особую ценность приобретают подстаканники, изготовленные еще во времена правления Царской России. Вновь производить их стали лишь в период НЭПа маленькие частные артели. Вместе с литьем в технологию производства ввели элементы гравировки и выдавливания рисунка.

Уже с 30-х годов XX столетия подстаканники приобрели особую популярность и даже стали нести некую функцию пропаганды. С этого момента производство стало на высокий промышленный уровень, изменился способ изготовления, он стал высокоточной штамповкой. В качестве материала используют «породистое» серебро. На подстаканниках стали изображать тематические серии из культурной и политической жизни народа.

Бурный расцвет подстаканника пришелся на конец 40-х и начало 70-х годов. В этот период их производят из сплава «цинк — никель — медь», используя метод глубокого серебрения и из алюминия, мельхиора и нержавеющей стали. На подстаканниках изображаются целые серии посвященные архитектуре, известным людям, цветам, городам СССР и всевозможные узоры.

Несмотря на свою популярность у граждан и массовость производства (было задействовано около 30 предприятий, раскиданных по всему СССР), цены на такие изделия достаточно высокие. Например, купить подстаканник из сплава цинка с мельхиором и серебром в то время, в среднем можно было за 4 рубля, а из нержавейки и алюминия — около двух рублей.

В наше время так же выпускаются подстаканники и ассортимент их достаточно велик, есть высокохудожественные изделия и заводская штамповка. Для авторских изделий важна эксклюзивность, а вот с заводов выходят подстаканники с банальным изображением зверей либо тематика бывшего СССР. Существуют так же подстаканники их пластмассы и пластика, но они не представляют для нас никакой художественной ценности.

Как делают легендарные подстаканники, из которых пьём чай в поездах


Сейчас, по примерным подсчётам, в российских поездах используется более полумиллиона подстаканников. Конечно, есть среди них и китайские погремушки, но всё же традиционным поставщиком является Кольчугинский завод, выпускающий подстаканники более 100 лет. Недавно он вошёл в состав "Электрокабеля" (УГМК).

Каждый месяц на заводе во Владимирской области выпускают 20 тысяч подстаканников.

– Самые популярные подстаканники – с гербом СССР, России и олимпийским мишкой. В последнее время очень много заказов из Москвы – с изображением различных достопримечательностей. Китайцам, которых среди туристов много, очень нравятся наши подстаканники, – рассказывает начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев.

У него в кабинете большая коллекция подстаканников.


В кабинете начальника цеха – большая коллекция подстаканников. Есть и китайские, которые можно легко согнуть.


Цех товаров народного потребления, где делают в том числе и подстаканники. Его открыли в 1979 году.


Из этого сырья и сделают подстаканники. Вообще используют в основном два материала – медь и латунь.


На одном прессе вырубают заготовку для подстаканника.


Под каждую модель подстаканника делают специальный штамп, который стоит 70–200 тысяч рублей. На его изготовление уходит месяц.


На втором прессе, мощность которого 200 тонн, чеканят рисунок. При нас наносили герб России.


За смену сотрудница делает 3,5–4 тысячи таких заготовок.


Снизу – пластина до чеканки, сверху – после.


На таком нехитром станке сгибают заготовки.


Этот процесс называется закатка пластин.


Корпус паяют горелкой при температуре в 200 градусов.



Поддон закрепляют при помощи пресса.


За смену Наталья делает более тысячи подстаканников.


Ручку для подстаканника делают из прутка.


Припайку ручек доверяют только самым опытным специалистам – тут нужна ювелирная точность.


На токарном станке обтачивают поддон.



Один из вариантов покрытия – серебрение в специальных ваннах.


Мастерицы покрывают лаком те места, которые не будут золотиться.


В итоге получается такая вот красота.


По заказу на подстаканник могут нанести нужный рисунок на современном станке. Но такая технология подходит для небольших партий.


Самые красивые подстаканники, которые покрыты серебром и золотом. Выглядят очень дорого.

Читайте также: