Из какого металла делают саксофоны

Обновлено: 20.09.2024

Время идёт, жизнь меняется. Те музыкальные инструменты, которые ещё пару десятилетий назад казались лучшими в своём классе, на сегодняшний день остались далеко позади - их затмили появившиеся новинки. Лучшими саксофонами в конце 19 столетия считались модели C.G.Conn и Buffet Crampon. Но на сегодняшний день модели этих марок можно назвать посредственными, ведь появились другие марки, заслуженно получившие статус лидеров среди саксофонов.

Лучшие марки саксофонов на сегодняшний день объединены в группу под названием "большая четвёрка". К этим маркам относятся SELMER, KEILWERTH, YANAGISAWA и YAMAHA.


С 30-х годов ХХ века компания уверенно входит в число самых уважаемых производителей саксофонов. Инструменты, производимые под этой маркой пользуются уважением как у джазовых саксофонистов, так и у академических. У последних особой популярностью пользуются мундштуки марки SELMER.

Примечателен тот факт, что помимо французских саксофонов SELMER, которые имеют клеймо "Henri Selmer Paris", существуют ещё и саксофоны американского производства с клеймом "Selmer". Это совершенно разные инструменты и путать их не стоит, ведь второй выпускает инструменты классом намного ниже французского собрата, выпускающего исключительно топовые модели.

Саксофоны, выпускаемые под этой маркой пользуются заслуженным уважением как у профессионалов, так и у новичков. В отличие от SELMER, KEILWERTH выпускает не только топовые модели, но и более дешёвые варианты, студенческие.

История марки KEILWERTH началась в 1925 году в Чехии, но после Второй Мировой войны её основатель Юлиус Кайльверт и всё производство переехало в Германию, в Нойхайм. Помимо производства собственных саксофонов «Keilwerth» фабрика поставляла детали немецким производителям саксофонов и производила саксофоны и мундштуки для некоторых других марок. С 1970 года компания сосредоточила свои усилия практически только на производстве саксофонов, благодаря чему в настоящее время она может предложить профессиональный духовой инструмент музыканту, играющему практически в любом стиле.

Не смотря на то, что марка эта немецкая, производство инструментов располагается ещё и в других странах. В Германии производят только профессиональные модели. Полу-профессиональные саксофоны KEILWERTH производятся в Чехии на заводе AMATI. А самые простые модели производятся в Китае.

«Янагисава» выпускает саксофоны двух модельных линий: профессиональные саксофоны топ-уровня и саксофоны так называемого «начального проф-уровня». Несмотря на то, что в некоторых европейских каталогах «младшие» модели Yanagisawa квалифицируются как полу-профессиональные, тем не менее, эти саксофоны звучат богаче, чем полу-профессиональные модели всех других марок. Ещё YANAGISAWA выпускает мундштуки.

Фирма была основана в 1954-м году. Но в те годы эти инструменты ещё не назывались Yanagisawa. Производство саксофонов на этой фабрике началось с сотрудничества с американской фирмой Leblanc, владевшей к тому времени несколькими саксофонными брэндами. Соответственно, на фабрике Yanagisawa в те годы делались саксофоны «Vito», «Martin», а также так называемые «стэнсилы» для других саксофонных брэндов.

Саксофоны YAMAHA появились на свет в 1967 году. Помимо инструментов под собственным брэндом на фабрике Yamaha производились также и студенческие саксофоны «Vito», являвшиеся точной копией студенческих моделей «Yamaha-21» и «Yamaha-23».

Профессиональные модели саксофонов Yamaha всегда производились только в Японии.С конца 70-х гг XX века по 2007 год было открыто производство студенческих и полу-профессиональных саксофонов в США. На сегодняшний день открыты производства саксофонов YAMAHA в Китае и Индонезии.

Помимо "большой четвёрки" производством саксофонов занимаются не менее известные компании, такие как RAMPONE & CAZZANI, BORGANI, INDERBINEN, STAGG и другие.

Саксофоны STAGG производятся в Китае - именно это позволило предложить музыкантам инструмент европейского качества по приемлемой цене. Производство саксофонов контролируется высококлассными специалистами. Модели, выпускаемые под маркой STAGG отлично держат строй и практически не требуют регулировки. При выборе студенческой модели особое внимание стоит уделить именно саксофонам марки STAGG.

RAMPONE & CAZZANI - итальянская марка саксофонов.
Эта маленькая фабрика, которая находится в Италии, производит инструменты только профессионального уровня. При производстве используется минимум автоматики и максимум ручного труда –детали саксофонов куются и обрабатываются вручную.

BORGANI - итальянская марка саксофонов.
Фабрика BORGANI, имеющая производство только в Италии, выпускает инструменты только профессионального уровня.

INDERBINEN - швейцарская марка саксофонов.
Выпускаются инструменты только профессионального уровня. Цены на инструменты этой марки значительно выше, чем на профессиональные модели саксофонов «Большой Четвёрки».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САКСОФОНА


Разработанный в середине 1800-х годов Адольфом Саксом, этот музыкальный тростевой инструмент до сих пор покоряет сердца волнующим звучанием. Звук создается при продувании воздуха через инструмент. Этот звук усиливается, когда он проходит через основной корпус прибора. Саксофоны состоят из многочисленных частей, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются.

Большинство инструментов изобретались людьми, а затем неуклонно развивались на протяжении многих лет. Интересно, что уже никто не может утверждать наверняка, кто изобрел, например, флейту или гобой. Но саксофон может похвастаться удивительной историей, связанной с деятельностью его изобретателя Адольфа Сакса. Сакс родился в Бельгии в 1814 году. Любовь к труду и навыки изготовления музыкальных инструментов ему привил отец, который был музыкантом. В возрасте 16 лет Сакс был уже опытным мастером инструментов: он значительно улучшил дизайн кларнета, добавил поршневые клапаны в корнет. В свое время он создал самые качественные кларнеты, флейты и другие инструменты.

Когда он принялся за изготовление саксофона, он жаждал создать инструмент, который мог бы сочетать в себе оркестровые звуки деревянных духовых инструментов, а также медных инструментов. Его изобретение должно было иметь качество тона деревянного духового инструмента и силу латуни. Первым саксофоном, который он сделал, был большой бас-саксофон. Поскольку была необходима коническая форма, то ему проще было создать изделие из латуни, чем из дерева. 20 марта 1846 года Сакс запатентовал свое детище - саксофон. Спустя короткое время были созданы меньшие версии саксофона, такие как альт и тенор.

Помимо мастерства в приборостроении, Сакс также преуспел в предпринимательстве. Чтобы сделать популярным и покупаемым свой новый инструмент, он организовал «битву за группы» между традиционной французской пехотной группой и той, которая использовала его саксофон. Группа Сакса выиграла конкурс, поэтому военные официально приняли саксофон. Со стороны производителей это вызвало волну возмущения по отношению к Саксу. Многие изготовители инструментов, а также часть музыкантов отвергли саксофон в качестве приемлемого инструмента. На тот момент это исключило возможность использования саксофона в оркестрах в его первоначальном назначении.

Тем не менее, многие композиторы были так впечатлены звуком саксофона, что с радостью использовали его в своем творчестве. Например, саксофон стал жемчужиной в опере Бизе, он солировал в оркестровой пьесе Равеля, Болеро. Американский композитор Дж. Соузе широко использовал его в своих маршевых композициях.

Истинный потенциал саксофона был реализован джазовыми музыкантами в начале 1900-х годов. Чарли Паркер и Джон Колтрейн помогли сделать инструмент самым популярным среди прочих духовых инструментов для джаза. У этих музыкантов были совершенно разные стили. Именно саксофон помог еще больше индивидуализировать звук. Кроме того, для джазовых музыкантов мундштук был изменен, чтобы инструмент звучал еще громче.

Материалы для изготовления саксофонов и их дизайн

Саксофоны, как правило, изготавливаются из латуни. Это композитный сплав, состоящий из металлов: медь, олово, никель и цинк. Наиболее часто используемой в производстве саксофонов, является желтая латунь, содержащая 30% цинка, плюс 70% меди. Другие типы включают золотую латунь и серебряную латунь, которые имеют в составе разные пропорции металлов. Цинк в латуни делает сплав пригодным для использования при более низких температурах. Также в спав может быть добавлено небольшое количество мышьяка или фосфора. Некоторые изготовители готовят специальные смеси из латуни для разработки различных частей саксофона.

Для изготовления саксофона используется и нержавеющая сталь, из которой делается большинство винтов. Мундштуки могут быть изготовлены из различных материалов, но это не принципиально, так как мундштук мало влияет на звук. Наиболее распространенным материалом является черный, твердый каучук или эбонит. Встречаются мундштуки из металла или стекла. Резонаторы производятся из пластика. Клапаны никелируются с тем, чтобы увеличить срок их службы, сделать более привлекательными. Сам инструмент часто покрыт лаком.

Типичный саксофон - это единственный в мире инструмент, производящийся из изогнутой латуни. Первоначально саксофон изготавливался в 14 вариантах. Теперь их осталось лишь 8 - сопраниссимо, сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас и контрабас. Высокие саксофоны имеют малую длину, а также лишены характерного изгиба.

Саксофон можно разделить на 3 главных элемента: корпус, раструб, тонкая трубка, на которую насаживается мундштук, являющийся малой частью инструмента. Конструкция мундштука влияет на окончательный звук, позволяя инструменту стать частью симфонического оркестра, либо солировать в рок-группах. Есть два основных параметра мундштука, которые влияют на тон: "пасть" и длина выемки. Для классических музыкальных произведений применяются мундштуки с малыми "пастями", для прочих — с широкими.

Трость - звукообразующая деталь, крепится к инструменту. Вибрируя, она и создает узнаваемый звук. Саксофонические тростники делаются из бамбука, который выращивается на юге Франции. Трость может быть мягкой или жесткой в зависимости от пожелания музыканта. Лигатура - это часть, которая удерживает трость на мундштуке. Он крепится к мундштуку с помощью винтов. Они могут быть изготовлены из кожи, металла или пластика.

Саксофон имеет уникальную систему клапанов, которые закрывают и открывают отверстия на корпусе. Их число может составлять от 19 до 22 штук. Это целиком зависит от разновидности саксофона. У каждого клапана есть накладка, которая обеспечивает воздухонепроницаемое уплотнение на отверстии.

Саксофонная трубка - длинная металлическая трубка, которая на одном конце постепенно расширяется. На ней просверлены отверстия. Когда все отверстия закрыты, инструмент работает так же, как горн, усиливающий звук вибрирующего тростника. Когда отверстие открывается, звук меняется, создавая другую ноту. Коническая форма саксофона делает обертоны октавами. Это облегчает аппликатуру, потому что более высокие тональные ноты производятся с такими же аппликатурами, как и более низкие.

Поскольку спрос на саксофон относительно высок, их производство в значительной степени является автоматизированным процессом. Основные этапы производства включают в себя формирование деталей, сборку и окончательную полировку. Компьютерные средства управления гарантируют идеальное состояние инструментов. Качество звука проверяется производителями на последнем этапе. В тесте используют профессиональных музыкантов, которые могут проверить, что качество тона, интонация и воспроизведение находятся в допустимых пределах, установленных для конкретной модели инструмента. Звук инструмента проверяется при различных акустических настройках. В целом, если саксофон производится в соответствии со спецификациями, никаких корректировок не требуется. Тем не менее, тоновые отверстия могут быть просверлены больше, чтобы звук инструмента был менее резким.

Дизайн саксофона все еще совершенствуется. Поскольку популярность инструмента выросла за последние несколько лет, то были созданы саксофоны с различными радиусами трубы. В современных моделях все детали стали съемными, обеспечивая более легкую чистку. По мере продолжения развития этого инструмента качество и звук продолжают улучшаться.

Варган - магический инструмент шамана

Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но кто слышал точно не остался равнодушным к этим завораживающим, а иногда пугающим и мистическим звукам. Не зря варган ассоциируется с северными шаманами и погружением в особое состояние сознания, ведь многие замечают, что игра на варгане помогает расслабиться, отключиться от суеты и войти состояние легкого транса. Варган, как никакой другой инструмент, отлично подходит для импровизации особого выражения чувств через звуки.

1536.900.jpg

Варган представляет собой простой самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Металлический язычок, закрепленный одним концом на металлическом каркасе, может свободно двигаться. Ударяя пальцами по язычку, вы создаете вибрации, которые передаются в ротовую полость, служащую резонатором: изменяя ее контур, можно добиться различного тембрального окраса звучания инструмента. Каркас, к которому крепится язычок, предназначен для фиксации инструмента перед зубами играющего пальцами другой руки. Варган нужно плотно прижать к передним зубам, но между зубами должен остаться промежуток, позволяющий свободно проходить язычку инструмента.

image001.jpg

Если говорить о технике исполнения на варгане, то для извлечения звука применяются губные, языковые, глоточные и гортанные способы с использованием дыхательных путей, легких и диафрагмы. Определенной и «настоящей» технике игры на варгане научить невозможно, в процессе регулярных тренировок исполнитель сам придет к ней. Обучение игре происходит интуитивно и основано на экспериментах с различными положениями языка, гортани и дыхательными приёмами.

64995674.d3f3jaq6ke.W665.jpg

Варган может помочь вам лучше узнать возможности собственного тела при помощи звуковых волн и вибраций. Кстати, научно доказанным является тот факт, что регулярная игра на варгане способствует нормализации кровообращения и улучшению работы всех внутренних органов человека. Варган, можно отнести к инструментам самогипноза, так как после игры на нем улучшается общее психическое состояние музыканта.

Научиться играть на варгане довольно просто и доступно каждому, кто усидчив и имеет чувство ритма.

Варган и подобные ему инструменты существуют у всех народов мира и имеют свои названия. Например, во Вьетнаме это Дан Мои, на Алтае - Комус, в Австрии – Маультроммель, в Индии - Мурчунг в Индии, в Китае - Коу Ксиаг. Однозначно назвать родину варгана сложно, но повсеместно он использовался как ритуальный инструмент. Сегодня варган набирает популярность, как и интерес к этнической культуре.

виды варганов.jpg

Виды варгана

Варган состоит из рамы и язычка. Рама состоит из дек, которые прижимаются к зубам, и кольца, к которому крепится язычок. Основание язычка крепится к кольцу, а подвижная часть определяет звучание инструмента. Конструкция варгана может быть цельной, когда язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной, когда язычок прикрепляется к основе. По форме варганы можно разделить на дугообразные и пластинчатые.

Дугообразные варганы изготавливают методом ковки из металлического прута, к которому прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.

jewb.jpg

Пластинчатые варганы представляют собой цельную пластину с прорезью и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты обычно изготавливают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

сталь.JPG

В связи с широким распространением варгана по всему миру, можно выделить множество его разновидностей, присущих определенному народу или географическому положению. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Якутский хомус – такой варган традиционно изготавливают из кованой стали, он отличается увеличенным язычком, и как следствие громким и продолжительным звучанием с тембральным окрасом, напоминающим треск.

Алтайский комус – небольшой инструмент с легким язычком и овальной петлей рамки.

алтайский комус.jpg

Немецкий маультроммель – большой варган с низким и мощным звучанием.

Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый варган, который прижимается не к зубам, а к губам. Обладает мягким, долгим и высоким звуком.

дан мой.jpg

Непальская мурчунга имеет удлиненный в обратную сторону язычок, что обеспечивает ему неповторимое и удивительное звучание.

непальская.jpg

Можно отметить и факт существования двух- и трехязычковых, электронных многоканальных и других варганов, которые появились на свет благодаря стремлению музыкантов усовершенствовать свой инструмент.

двухязычковый.jpg

Характеристики варгана

Варган можно оценить по его потенциалу, то есть совокупности характеристик, которые могут влиять на его звучание. Среди них: ширина диапазона обертонов, протяжность звучания, громкость, сила вибраций во время игры, удобство для удержания и постановки на зубы. Варган с большим потенциалом способен подарить яркое и насыщенное звучание, а также комфорт и приятные ощущения во время исполнения.

1. Размер

Тут всё просто: варганы бывают маленькие и большие. Первые больше подойдут музыкантам с небольшими ртом и кистями рук (например, женщинам), имеют более высокий и менее протяжный звук. Крупные инструменты имеют более низкий и длительный звук, на них удобно играть людям с крупными руками и губами.

4386415.jpg

2. Жёсткость язычка

Жесткость язычка варгана влияет на высоту тона и на четкость звука. Стоит также отметить, что мягкий язычок меньше «отдается» в зубах и голове, тогда как вибрации от жесткого язычка для неподготовленного человека могут показаться уж очень сильными и неприятными. Мягким язычком варгана легко управлять, а звук получается низкий, плавный, негромкий, что хорошо подойдет для неторопливых мелодий, релаксации и медитации. Варганы с более жестким язычком подарят яркий и четкий звук, они отлично звучат при исполнении ритмичных мелодий.

3. Длина язычка

Длинный язычок позволяет издавать протяжные звуки со множеством низких обертонов, что отлично подходит для исполнения медленных мелодий и медитаций. В то же время это негативно сказывается при игре в быстром темпе, когда варган может потерять управляемость и «захлебнуться». Для такой игры лучше предпочесть варган с коротким язычком, имеющий больше высоких обертонов и позволяющий звучать инструменту весело и звонко.

4. Размеры колена и кольца.

Большое колено варгана, также как и длинный язычок, подойдет для медленной игры, обеспечивая преобладание низких обертонов. Новичкам можно посоветовать выбирать варган с большим кольцом на язычке, так как он более удобен и позволяет отрабатывает точность и технику игры. Слишком короткое колено может быть не совсем удобно в игре, когда задевая рукой за щеку, трудно попасть по кольцу, но короткое колено звучит лучше при игре в быстром темпе. Можно встретить очень малое кольцо у варгана или даже его отсутствие, что делает звук более высоким, но в плане техники игры такой варан не всем удобен и требует особой техники.

5. Материал

Материал варгана оказывает влияние на ощущения при игре и тембр инструмента. Варган может быть изготовлен из металла (стали, латуни, меди), дерева, камня, кости, оргстекла и т.д. Деревянные варганы звучат мягче и глуше, чем металлические, приятны в использовании, меньше «отдают» в зубы.

деревянный.jpg

Сталь подарит вам яркий, четкий и громкий звук, обогащенный высокими обертонами. Стоит заметить, что более яркий и богатый звук имеют кованые варганы, но они дают большую вибрацию, чем пластинчатые гнутые. Сталь подвержена коррозии, поэтому лучше выбрать стальной варган со специальным черным покрытием.

черненная сталь.JPG

Медный варган звучит более мягко, нежно и тише, к тому же они приятнее в использовании по тактильным ощущениям.

медь.jpg

6. Звук

Варган имеет специфическое звучание, складывающееся из вибраций язычка, корпуса, ротовой полости. Звуковой спектр варгана представляет собой набор обертонов, получаемый путем изменения объёма полости рта, и положения языка. Таким образом, звук варгана во многом определяется артикуляционными способностями исполнителя.

По высоте звука варганы можно разделить на следующие виды:

очень низкий (супербас)

Высокие варганы способны выдавать ясные ноты и позволяют легко играть мелодии.

«Средние» варганы более универсальны, они подходят для исполнения ритмичных рисунков.

Низкие варганы идеально подходят для ритмов и медитаций, задают темповый настрой музыки, фон.

7. Тоновый диапазон

Под тоновым диапазоном подразумевается самый низкий и самый высокий тона, которые может выдать варган. Данный диапазон зависит от конструкции варгана: длины и размеров язычка, геометрии дек, качества рамы. Обычно варганы с большим и жестким язычком имеет более высокий тоновый диапазон, чем варганы с коротким и мягким язычком.

Как вы уже, наверное, поняли, существует множество вариантов данного инструментов. Растеряться и потеряться в этом выборе довольно легко. Изучите вышеизложенные характеристики, определитесь с целью покупки. Что вы хотите исполнять, чего хотите достичь, какого эффекта ждете? Изучите вышеизложенные характеристики, определитесь с целью покупки и действуйте.

Если вы только собираетесь освоить этот загадочный инструмент и не можете утверждать, что продолжите это занятие, то лучше остановить свой выбор на алтайском комузе. Если вы его уже переросли или хочется каких-то более оригинальных звуков, то можете попробовать белорусскую дрымбу, татарский кубыз или вьетнамский классический варгана.

maxresdefault.jpg

Если у вас возникло желание играть на варгане, обязательно следуйте ему. Этот необычный и загадочный инструмент никого не оставляет равнодушным. Успехов в творчестве!

КАК ВЫБРАТЬ САКСОФОН


Возраст саксофона перевалил уже за полторы сотни лет. Честь его изобретения принадлежит музыкальному мастеру из Бельгии Адольфу Саксу, подарившего детищу свое имя. Начиная со времени создания ― 1842 год, популярность нового духового инструмента неуклонно росла. Его магические звуки продолжают покорять сердца любителей музыки.

Семейство саксофонов: характерные особенности

Саксофону всегда невероятно везло. Духовой инструмент почти с тремя октавами диапазона завоевал любовь музыкантов своеобразным характером звучания: волнующим тембром, полнотой и силой звука, певучестью и неповторимыми вибрациями. Он прочно «прописался» в духовых и эстрадных оркестрах, завоевал джаз, рок и близкие по характеру жанры. Его не обошла стороной симфоническая музыка.


Благодаря изобретательности Сакса, у исполнителей появилась возможность пользоваться инструментами с разной высотой звука и характерным тембром. Отличия обусловлены размерами, формой и особенностями конструкции. Познакомимся с некоторыми разновидностями подробнее.

Миниатюрный соприлло сейчас встречается редко. Однако тот, кому довелось слышать его мелодичное звучание без визгливых интонаций, получили подлинное удовольствие.

Самый высокий звук издает сопранино. Изогнутый вариант звучит мягче прямого и наряду с сопрано используется для обучения детей. Саксофон-сопрано отличается особым благородством звучания.

У альта с его замысловатыми пассажами сложилась репутация любимца публики. На нем часто исполняют сольные партии в симфонической, камерной, джазовой и поп-музыке. По популярности с ним может конкурировать разве что тенор с грудным сочным звуком, непревзойденный солист ритм-энд-блюза и рока.

Густой, глубокий звук баритона и баса особенно выразителен в нижнем и среднем регистре. Бас-саксофон был непременным участником джазовых оркестров на пике их популярности в 20-е годы. Позднее традиционные биг-бенды состояли из двух теноров и альтов, а также баритона.

Большинство профессионалов и любителей саксофона предпочитают играть на теноре или альте. Из-за конструктивных особенностей этих инструментов их чаще используют для обучения взрослых новичков. Однако детей можно учить, начиная с саксофона-сопрано.

Строение инструмента


Саксофоны имеют форму конической трубки. Разновидности с низким строем, такие как тенор, изогнуты наподобие чубука, а с высоким, например, сопрано, небольшой длины, поэтому чаще всего прямые. Хотя возможны исключения из правил.

Инструмент состоит из деталей разного размера: более крупных ― корпуса, раструба, эски и мелких ― мундштука, лигатуры, трости и наконечника. Для изготовления корпусов применяют латунь или медно-цинковый сплав, называемый томпаком. Иногда используют тот же сплав, обогащенный никелем (пакфонг).

Эска похожа на латинскую S, отсюда ее название. На ее верхнем конце закреплена пробка, которая соединяется с мундштуком. Он, несмотря на небольшой размер, способен существенно влиять на тембр звучания. Специалисты считают, что для исполнения классики лучше пользоваться эбонитовым, а для рока и джаза металлическим мундштуком. Начинающим саксофонистам больше подходит первый вариант.

Звук производит камышовая, деревянная, бамбуковая или пластиковая трость: она колеблется при вдувании воздуха в саксофон. Чем толще кончик, тем сложнее извлечь звук. Знатоки утверждают, что именно от трости, а не от корпуса, зависит качество звучания. Они предпочитают изделия ручной работы.

Соединяет мундштук с тростью специальная машинка в форме хомутика, ее называют лигатурой. Она бывает кожаной, металлической или даже веревочной. Дополнительной деталью конструкции служит защитный колпачок, его надевают на хрупкий кончик трости во время долгих пауз.

На корпусе инструмента расположено от 19 до 22 клапанов, это целая система. Их функция закрывать и открывать отверстия, чтобы обеспечить воспроизведение звуков различной высоты (нот).

Иногда для отделки саксофонов используют лак, позолоту или серебрение. Существует мнение, что покрытие не просто повышает декоративность изделия, но делает тембр более ярким, волнующим и выразительным. Это особенно заметно в верхнем регистре.

За годы существования саксофона не раз предпринимались попытки усовершенствовать детали конструкции. Фирмы-изготовители заинтересованы в расширении технических возможностей и звучания своих инструментов. Изменения в основном касаются клапанной механики и мундштука.

Выбор саксофона


Для начала поясним, что все музыкальные инструменты подразделяются на профессиональные и так называемые студенческие модели, которые технологически несовершенны. Лучше выбирать профессиональный инструмент, несмотря на более высокую цену. Хорошее качество стоит потраченных денег.

Посоветуйтесь с авторитетным лицом в сфере музыки: преподавателем или опытным саксофонистом, изучите продукцию разных изготовителей, ознакомьтесь с подробными обзорами. Традиционные критерии выбора ― известность производителя, качественные материалы и сборка, звучание инструмента, достойный внешний вид.

Но нельзя сбрасывать со счетов еще один, возможно, самый важный фактор: саксофон должен так понравиться, чтобы не хотелось выпускать его из рук. Если «любви с первого взгляда» будут соответствовать хорошие характеристики, то это ваш инструмент!

Не обязательно гнаться за дорогостоящими моделями раскрученных японских или итальянских фирм. Обратите внимание на компании, выпускающие вполне приличные инструменты по приемлемой цене. Их технические характеристики не уступают известным брендовым изделиям.

Прогресс не стоит на месте, рынок музыкальных инструментов пополнился электронными саксофонами. Пластиковые модели работают от источника питания, весят легче традиционных экземпляров, имеют дополнительные возможности. Но настоящие ценители изобретения Адольфа Сакса вряд ли променяют классическое звучание на синтезированный звук.

Бельгия гордится своим замечательным мастером, положившим начало победному шествию саксофона по миру. В память о нем была выпущена 200-франковая банкнота с его портретом.

Уход за инструментом

Хотите, чтобы тщательно выбранный саксофон служил долго и хорошо звучал? Тогда с ним нужно бережно обращаться и правильно ухаживать. Инструмент должен быть защищен от случайных поломок и неблагоприятных условий. Вмятины на корпусе портят внешний вид, ухудшают звучание, повреждение хрупкой механики чревато серьезными последствиями. Для транспортировки и хранения саксофона лучше всего приобрести непромокаемые прочные кейсы.

Уход за инструментом состоит из простых, но обязательных манипуляций, их выполняют в начале и конце каждого занятия. Кроме того, раз в полугодие металлические детали конструкции необходимо смазывать тонким слоем специального масла.

Музыканты используют следующую схему ухода:

• прежде чем играть на инструменте, смазывают пробку на торце эски, чтобы дольше сохранить ее целостность;

• завершив игру, саксофон протирают снаружи мягкой салфеткой, для лакированных поверхностей используют спирт либо соответствующее средство;

• затем инструмент разбирают и удаляют скопившуюся в мундштуке, эске и корпусе влагу предназначенными для этого ершиками;

• мундштук промывают в мыльном растворе, удаляют остатки смазки, тщательно ополаскивают и вытирают досуха;

• трости нуждаются в особенно бережном уходе, могут коробиться при высыхании, поэтому их укладывают в специальный футляр с мягкой крышкой и желобками, защищающими от деформации.

Соблюдение несложных правил позволит любимому инструменту оставаться в целости и сохранности.

Всё о саксофонах

История саксофона насчитывает уже более 150 лет, при этом инструмент не теряет своей актуальности и своих поклонников. Создателем саксофона является бельгийский музыкант Адольф Сакс, получивший патент на изобретение в 1845 году. Сегодня саксофон является символом джазовой и блюзовой музыки, хотя спектр его применения гораздо шире.

01.jpg

В данной статье мы рассмотрим виды саксофонов, устройство инструмента, особенности выбора и ухода за ним.

Виды саксофонов

Существуют такие разновидности саксофона как:

saxophonejazzbluespoprock000020.png

Вышеупомянутые разновидности инструмента отличаются формой, размером и высотой звучания. Несмотря на такое разнообразие, наиболее распространены сопрано, альт, тенор и баритон. Самым универсальным считается альт-саксофон, его можно услышать почти во всех музыкальных направлениях. Сопрано и баритон обычно используются эпизодически или в оркестре.

Если говорить о саксофоне в различных стилях музыки, то, например, в R&B и Rock'n'Roll традиционно используется тенор-саксофон, в джазе - альт-саксофон или тенор-саксофон (в дуэте с трубой), в поп-музыке – альт-саксофон, в рок-музыке – обычно альт и тенор, но можно встретить баритон и сопрано. Традиционно джаз-оркестр (Big Band) включает пять саксофонов: два альта, два тенора и баритон.

02.jpg

Обучение игре на саксофоне обычно начинают с альт- или тенор-саксофона. Это связано с тем, что у сопрано-саксофона мундштук и трость очень маленькие, поначалу взрослому человеку трудно им управлять губами, так как требуется большая точность. Так как новички ещё не имеют навыков управления дыханием, то начинать с саксофона-сопрано взрослому человеку не стоит, дабы не потратить большое количество времени впустую. Дети имеют меньший размер рта, поэтому маленькие трость и мундштук сопрано-саксофона вполне подходят им для обучения, однако, как только ребенок «дорастет» до альт-саксофона, следует сразу перейти к нему.

Соприлло можно отнести к экзотической разновидности саксофона. Этот мини-саксофон можно встретить нечасто.

Баритон отличается сильным и глубоким звуком. Он лучше всего звучит в среднем и нижнем регистрах, а верхний и высший регистры звучат невыразительно и сдавленно.

Хотя звучание саксофона существенно отличается в зависимости от вида, этот инструмент всегда можно узнать в оркестре, благодаря его эмоциональности и неповторимому звучанию.

Конструкция саксофона

Саксофон представляет собой духовой инструмент, выполненный из металла, который имеет единственный деревянный элемент – трость, которая воспроизводит звук. Трости изготавливаются из тростника или бамбука, можно встретить и синтетические трости, но по звуку они значительно уступают деревянным.

Саксофон имеет три основные части:

image.jpg

Корпус саксофона изготавливают из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (сплав меди и цинка с добавлением никеля) или латуни. Корпус саксофона изогнут в форме чубука. Сопрано и сопранино имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Можно встретить экспериментальные прямые модели бас-саксофона и изогнутые сопрано, но это большая редкость.

На эску насаживается мундштук, имеющий клювообразную форму, который изготавливается из чёрного эбонита или пластика, иногда из металла. Существует множество вариаций строения мундштуков, что связано с многообразием музыкальных жанров, в которых звучит саксофон.

Трость является звукообразующим элементом саксофона, изготавливаемым из бамбука, камыша или тростника, иногда из синтетических материалов. Трости имеют разные размеры в зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены.

015fee2dec020ccc31cd00b26ad82a71.jpg

7249de3b4a3067ddf8a5f46b9a725b4c.jpg

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры, которая представляет собой небольшой хомут с двумя винтами. Лигатуру изготавливают из металла или кожи (дает трости более свободное колебание).

Mouthpiece_Diagram copy.jpg

Для защиты трости используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, надеваемый на мундштук, когда инструмент долго не используется.

Саксофон имеет сложную систему клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. В зависимости от разновидности инструмента, количество клапанов составляет от 19 до 22.

Как вы понимаете, саксофоны отличаются материалами, точностью изготовления и сложностью внешней отделки. Стоимость инструмента также может очень существенно отличаться. Сейчас же можно найти достаточно недорогие, но при этом хорошие инструменты.

Профессиональные саксофонисты предпочитают инструменты иностранного производства (обычно итальянские или японские). Для многих эталонными являются инструменты производства фирмы Selmer, для других Yamaha. Цены на данные инструменты могут вас шокировать, но в настоящее время есть неплохие и более доступные альтернативные производители.

Муки выбора

Никто не сможет вам дать однозначного ответа на вопрос «Какой саксофон лучший?». Конечно, есть такие критерии, как качество используемых материалов, качество сборки, чистота звучания, внешний вид, имя производителя и так далее, но лучший саксофон - это строго субъективное понятие. Главное, чтобы инструмент нравился именно вам! Выбирая саксофон, послушайте его, почувствуйте его, это очень индивидуальные ощущения. Если у вас есть опыт игры на инструменте, то просто выбирайте по своим ощущениям и слуху. Начинающему саксофонисту полезно почитать обзоры различных инструментов, прислушаться к советам опытных музыкантов и преподавателей.

saxofon-min.jpg

Особенности ухода за саксофоном

Саксофон довольно хрупкий инструмент, который следует беречь от падений, в первую очередь. Регулярный уход за саксофоном подразумевает подготовку инструмента к занятиям и финальную чистку. Чтобы сохранить внешний вид инструмента и качество его звучания, необходимо ухаживать за ним, соблюдая ряд следующих правил.

1. Для сохранения пробки на эске и предотвращения заломов обрабатывайте ее специальной смазкой перед каждым занятием.

2. Также примерно раз в полгода смазывайте металлические соединения и механику любым синтетическим маслом для инструментов, но будьте аккуратны с его количеством, используйте его по минимуму.

b2fef8c124c54f1cc55f3e492377505c.jpg

3. Протирайте инструмент после каждого занятия, чтобы удалить конденсат. Предварительно мундштук можно промыть проточной водой, используя мыло для удаления смазки. Трость можно просто протереть сухой тканью и положить в специальный футляр для сушки (сейвер).

4. Для протирания корпуса саксофона изнутри используйте специальный ершик или салфетку на шнурке с грузиком. Можно изготовить такое приспособление самому, либо купить готовое. Предварительно сняв эску, протяните грузик сквозь канал инструмента, начиная с раструба, затем вытяните протирку через узкий конец.

72627375c08056e5e1621aa42597c890.jpg

5. Протирайте после занятий наружную поверхность инструмента. Если инструмент лакированный и покрытие не повреждено, то поверхность можно протереть обычной мягкой тканью, смочив ее спиртом или любым средством для ухода за лакированными инструментами. Если лака осталось на поверхности немного либо его не было вовсе, то используйте специальное средство для ухода за металлом.

6. Храните трости в футляре, чтобы предотвратить их пересыхание. Рабочую трость можно держать на мундштуке.

7. Надевайте на мундштук колпак, если делаете перерыв в исполнении.

Соблюдать эти правила несложно, но они позволят вам продлить жизнь инструмента и сохранить его звучание.

Сейчас на музыкальном рынке представлены также и электронные саксофоны. Выполнены они из пластика, соответственно, имеют меньший вес, но при этом требуют источник питания. Возможности таких инструментов широки и интересны, но синтезированный звук никогда не заменит настоящей акустики.

7803304.jpg

В заключение хотелось бы отметить, что все саксофоны имеют разные характеры, как и характер исполнителя, поэтому инструмент должен подходить вам в первую очередь по темпераменту. Успехов в творчестве!

Читайте также: