Из какого металла делают струны для пианино

Обновлено: 17.05.2024

Производством фортепиано занимаются, как крупные компании, которые обладают богатым опытом и прекрасной материальной базой для массового производства, так и небольшие коллективы, которые выполняют уникальную работу по индивидуальным заказам.
За счет внедрения в производство высокоточных станков с ЦПУ, удалось автоматизировать трудоемкую работу начального этапа производства фортепиано. Благодаря чему удалось сократить время изготовления фортепиано, увеличить объемы производства и снизить стоимость музыкального инструмента.

Последние тенденции производства фортепиано основываются на сборке инструмента из готовых частей и деталей. Необходимые комплектующие закупаются у производителей (в общей сложности, фортепиано состоит из 12 тыс. деталей), детали обрабатываются и доводятся до идеального состояния, после чего детали и узлы монтируются, собираются в музыкальный инструмент - в фортепиано.

Какие материалы используют для изготовления фортепиано, рояля и пианино

Древесина

В изготовлении фортепиано используются несколько пород и сортов древесины. От того, из какого дерева будут изготовлены те или иные детали фортепиано, зависит, как долго они прослужат, и как будет звучать музыкальный инструмент.

Но не каждое дерево необходимой породы подойдет в производстве музыкальных инструментов, и тем более в изготовлении фортепиано.
Только тщательно отобранные, специалистом, сорта древесины, отвечающие качеству и долговечности, могут быть использованы в производстве фортепиано.

В изготовлении фортепиано используют ель, бук, сосну, граб.

Из сортов твердых пород бука и граба изготавливают поддерживающие и механические элементы: изготовления вирбельбанка (колковой доски), постелей дек (кромки футора) и других узлов механики фортепиано.

Сосна используется в изготовлении футора - остов корпуса фортепиано.

Из ели - мягкого, упругого сорта древесины делают клавиши, резонансные деки, клавиатурные рамы и другие элементы фортепиано.

Дека является сердцем фортепиано, ведь, благодаря деки рождается и проецируется звук.
Для изготовления деки используются только ценные породы ели, как правило - европейская горная ель.

Репки (ребра жесткости) выполняют двойную работу, они усиливают жесткость деки, для обеспечения необходимого натяжения струн, и распределяют энергию колебаний по всей поверхности резонансной деки.
Репки делают из того же сорта дерева, из которого делают деку.

Штег (с немецкого - мостик) передает механическое колебание струн деке.
Для изготовления штега может использоваться многослойная или массивная древесина.

Футор - деревянная основа фортепиано, поддерживает чугунную раму и является опорой для деки. Футер состоит из опорной рамы, распорки (шпрейцев футора), вертикальных и горизонтальных брусков.
Элементы футора изготавливают из отборных сортов прочной древесины. Чаще всего из бука.
В декоративной отделке корпуса фортепиано (поверх футора) используется красное дерево.

Рама фортепиано

Рама для фортепиано отливается из металла, как правило, это чугун. После обработки, раму бронзируют и покрывают тонким слоем лака.

Чугунная рама, футор и резонансная дека являются жизненно важным ядром фортепиано (рояля и пианино).

Лак является таким же важным элементом в изготовлении фортепиано, как и древесина, ведь от того, какой используется лак, сколько слоев, и как будет нанесен лак, будет зависеть качество звучания фортепиано (пианино и рояля).

Струны

В комплектации фортепиано, рояля и пианино используются гладкие струны и струны с медной обмоткой и стальной сердцевиной.

Гладкие струны работают в дискантовом и среднем регистрах. Для каждого звука используются три отдельные струны.

Струны с медной обмоткой и стальной сердцевиной предназначены для басовой секции или нижних регистров.

Каждый регистр имеет свой неповторимый характер звука. Добиться от музыкального инструмента звучания полной палитры звуковых оттенков, способен лишь опытный мастер настройки фортепиано.

Более 20 лет работаю настройщиком пианино, реставрирую пианино и помогаю с выбором рояля, пианино и фортепиано в Москве и Московской обл.
Если Вам необходима настройка пианино в Москве и Московской области">настройка пианино в Москве и Московской области, Вы всегда можете обратиться ко мне, и я с удовольствием помогу Вам.

Здесь можно посмотреть цены на услуги по настройке пианино, ремонту и реставрации пианино, рояля и фортепиано.

Из каких металлов делают струны для музыкальных инструментов? Всех! Особенно интересует фортепиано?

Только ближе к XX веку, благодаря открытиям новых материалов, впервые пересмотру подверглась сама основа струны; появились струны на стальной основе (применявшаяся в роялях с 30-х годов XVIII века высокоуглеродистая сталь, только к началу XX века стала обладать достаточной прочностью для использования в тонких сечениях, пригодных для струн смычковых инструментов), позднее на стальном тросике, и уже в 70-х годах были разработаны струны, основой которых служило нейлоновое синтетическое волокно. Отметим, что в XX веке обмотка струн также претерпевала изменения - для нее стали применяться: алюминий и нержавеющая сталь, никель, вольфрам и титан, появилось больше разновидностей сплавов на основе меди и серебра. Наряду с ранее существовавшей шлифованной круглой, на струнах стали применять плоскую ленточную обмотка, струны стали иметь уже не один, а несколько слоев обмотки (для струн басовых инструментов их число порой доходит до 5), что служит той же цели - повышению гибкости струны.
Современная струна смычкового инструмента - это сложная высокоточная конструкция, поэтому неудивительно, что оборудование для изготовления струн также стало более "умным" - сегодня многие фирмы применяют компьютеризированные станки, позволяющие не только намного повысить точность намотки канители (обмотки струны), но и отслеживать многие другие параметры, влияющие на качество струн, хотя ручная, а точнее полуручная технология, все еще остается востребованной, соседствуя с прецизионной автоматикой.
Говоря о веяньях в струнном деле последних 20-30 лет, можно сказать, что они не относятся к созданию новых конструкций струн, а сосредоточены в области совершенствования применяемых материалов для уже ставших традиционными конструкций. Например, относительно недавно открытый нейлон, используемый для основы синтетических струн, в последнее время все активней вытесняется карбоном - более упругим и плотным синтетическим материалом. Чистый алюминий, ранее применяемый в качестве материала обмотки, уступил место алюминиевым сплавам с легирующими добавками магния, меди и титана, сочетающими легкость с высокими показателями упругости, прочности, стойкости к истиранию, окислению и т.д.
Заканчивая краткий экскурс в историю развития струн смычковых инструментов, отметим, что, как мы убедились, прогресс в струнной индустрии идет в ногу со временем на протяжении всей человеческой истории, а, следовательно, до тех пор пока наука и техника не остановятся в своем вечном движении вперед к новым открытиям, струнное дело будет и далее совершенствоваться и развиваться, помогая следующим поколениям музыкантов открывать новые, еще неизведанные выразительные возможности струнных инструментов.

Теперь же более подробно рассмотрим виды конструкций современных смычковых струн, и отметим в чем состоят их достоинства и недостатки.

Монолитные кишечные (неверно называемые жильными) струны без обмотки почти вышли из употребления и встречаются на смычковых инструментах лишь для исполнения старинной музыки, в целях придания тембру инструмента аутентичного приглушенного звучания. Не имея защитного слоя из металла обмотки, эти струны наиболее подвержены влиянию влажности (в том числе потовой влажности при соприкосновении с пальцами исполнителя) и повышенной температуры. Хорошо настраиваются колками. Наименее живучие в сравнении с любыми другими. Достаточно дороги, в силу небольшой востребованности.

Кишечные струны с обмоткой, хотя и встречаются на альтах и виолончелях, в большей степени используются скрипачами. Несмотря на дороговизну кишечных струн с обмоткой, отдельные музыканты предпочитают их всем остальным. К достоинствам этих струн можно отнести мягкость и благородство тембра, и то, что они хорошо настраиваются колками. Современные технологии обработки жилки (специальная химическая обработка, оплетка жилки специальным перекрестным плетением из шелковых нитей) намного продлевают срок их службы, но, несмотря на это, их все-таки не рекомендуется использовать в условия

Какой металл содержится в пианино и сколько

Любой владелец фортепиано рано или поздно сталкивается с необходимостью частичного или полного разбора инструмента. Как разобрать пианино? Все зависит от того, для чего это делается.

Пианино, требующее разбора

Частично пианино разбирают для очистки, так как скопившаяся пыль может стать причиной залипания или глухого звучания клавиш, подстройки, потому что со временем струны ослабляются и инструмент перестает «строить». Для перевозки также можно частично разобрать инструмент. Полный разбор фортепиано нужен для его утилизации. Поэтому почти перед всеми владельцами раритетного инструмента встает вопрос о том, как разобрать пианино.

Разбираем пианино для настройки и удаления пыли

Готово к очистке и настройке

Для очистки и настройки инструмента достаточно откинуть верхнюю крышку. Затем снимается лицевая панель, за которой скрываются молоточки и колки струн. Она фиксируется деревянными защелками, расположенными изнутри справа и слева. Для того чтобы ее освободить, достаточно опустить защелки вниз. Потом нужно снять откидывающуюся крышку, закрывающую клавиши. Данная деталь не закреплена, и чтобы ее снять, нужно только аккуратно потянуть на себя, придерживая переднюю подвижную планку, убрать и поставить вертикально. Планка, прижимающая клавиши, крепится двумя болтиками, которые нужно открутить и также убрать. Такого разбора достаточно для настройки инструмента.

Чтобы очистить инструмент от пыли и устранить залипание клавиш, необходимо руками вытащить клавиши и сложить их на ровную поверхность по порядку, чтобы потом можно было без труда поставить клавиши на место.

Клавиши складываем по порядку

Затем снимается нижняя передняя крышка. Она так же, как и верхняя, удерживается деревянными заглушками. Для удобства снимаются и деревянные штанги, приводящие в действие педали. Часто этого достаточно, чтобы почистить фортепиано от пыли и мусора, который накапливается во время эксплуатации. Делать все нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить механизм. Удалить пыль и мусор в данном случае можно, не снимая молоточковый механизм, а просто осторожно отделяя молоточки по одному от струн, протирать их.

Последовательность разборки фортепиано

Чтобы утилизировать нерабочий инструмент, его целесообразно разобрать, поскольку выносить его легче частями. Несмотря на кажущуюся простоту этот процесс требует навыков и соблюдения правил. В интернете размещены подробные инструкции с указанием этапов процесса и названий частей пианино.

Стоит отметить, что разборка фортепиано для утилизации и для транспортировки отличается. В первом случае, от пианино почти ничего не остаётся, во втором – снимаются только крупные элементы, которые не влияют на функциональность.

При утилизации не нужна аккуратная работа. Сохранить можно только те детали, которые пригодятся.

Разборка утилизируемого инструмента проходит следующим образом:

  1. Снимается верхняя крышка; передняя панель; крышка, закрывающая клавиши. Лицевая панель открепляется с помощью внутренних защёлок. Верхняя крышка откручивается (лучше использовать шуруповёрт), а закрывающая клавиши, снимается (зависит от модели). Планка, удерживающая клавиши, откручивается.
  2. Следующим этапом снимаются клавиши. Это сделать легко после того, как откручена планка.
  3. Нижняя передняя панель держится на внутренних защёлках, поэтому снимается легко. Убирают деревянные штанги педалей.
  4. После проведённых манипуляций срезаются струны, а затем снимают молоточковый механизм.
  5. Следующей демонтируют панель клавиш, педали, заднюю стенку (отсоединяют ломом).
  6. Саму тяжёлую деталь — чугунную плиту, оставляют или же выламывают перед транспортировкой на утилизацию.

Что остаётся после разборки пианино и куда это можно сдать?

Фортепиано состоит из множества элементов, часть которых можно использовать.

Неповрежденные крышки и панели используют для создания мебели (бар), элементов интерьера (полки, перегородки). Чугунную плиту, как правило, сдают в металлолом. Поскольку вес, обуславливает высокую цену в пунктах приёма лома. Струны, молоточки, петли, болты используют как замену различных деталей (приобретают для ремонта других инструментов).

Разборка для ремонта

Если необходимо поменять лопнувшую струну, молоточек, прокладку на струну или другую вышедшую из строя деталь, придется снять еще и молоточковый механизм. Он крепится к боковым панелям 2 болтами. Открутив болты, аккуратно придерживая, необходимо отделить молоточки от струн. Снимать механизм предпочтительно в горизонтальном положении, вытаскивая через верх, а поставить вертикально в удобное место. При правильном и аккуратном разборе несложно будет поставить все механизмы на место. Перед тем как разобрать пианино, необходимо приготовить место для установки деталей, так как механизмы хрупкие, но занимают много места.

Так всё же как избавиться от пианино?

Так всё же как избавиться от пианино?


Самый лучший и простой способ обратиться в компанию по вывозу пианино.
Пианино – это музыкальный инструмент, который состоит из разных компонентов и деталей. Его можно предложить:

  1. Музыкальным или обычным школам, дошкольным и другим учебным заведениям;
  2. Мастерским, которые готовы забрать пианино для разборки на комплектующие;
  3. Дизайнерским студиям, которые украшают коммерческие помещения;
  4. Специализированным компаниям, выезжающих на дом и самостоятельно забирающих ненужный хлам.

Бюджетные и внебюджетные учебные заведения охотно примут музыкальный инструмент. Нужно договориться с ними за вывоз, чтобы он производился за их счет. В некоторых случаях можно выручить какую-то небольшую сумму. Все зависит от бюджета учреждения, состояния инструмента и запросов владельца.

Для справки! В таких случаях можно просить 2-5 т.р., если инструмент исправный, в работоспособном состоянии.

Мастерские, специализирующие на настройке и ремонте музыкальных инструментов, готовы забрать неисправное пианино. Если модель распространенная или наоборот, редкая, но спрос на ремонт существует, за неисправное устройство также дадут денег, организуют его вывоз.

С дизайнерскими студиями немного проще. Особо их не интересует работоспособность. Интерес представляет внешнее состояние, устройство будет использовано для украшения помещений.

Наконец, в городе все больше появляется частных лиц и фирм, которые готовы самостоятельно приехать и забрать неработающую бытовую технику, музыкальные инструменты и другие ненужные предметы. Они выбирают то, что можно выгодно сдать на переработку или продать в какие-то учреждения, организации.

Таким фирмам или лицам кроме пианино можно предложить и другие ненужные или вышедшие из строя телевизоры, стиральные машинки, утюги, холодильники. Если в кладовке, на балконе или в подвале завалялась старая посуда, металлическая кровать, лыжные палки, коньки, сотрудники такой фирмы заберут и их. При этом они заплатят владельцу деньги. Сумма небольшая, но только за пианино могут дать 1-1,5 т.р. и более.

Для пользователей сайта нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, занимаются вывозом и утилизацией пианино:

Москва
Санкт-Петербург
Астрахань Барнаул Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Ижевск Иркутск

Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Липецк Махачкала Набережные Челны Нижний Новгород

Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Саратов

Тольятти Томск Тула Тюмень Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль

Особенности разборки пианино для перевозки

Для перевозки инструмента, кроме всех вышеописанных манипуляций, необходимо еще и полностью снять верхнюю крышку, так как закрепить ее невозможно и при переноске она может открываться и мешать. Крышка крепится к основанию с помощью большого количества винтиков, поэтому лучше использовать шуруповерт. Чтобы не потерять детали, лучше сразу их сложить в отдельную коробочку. Перед тем как разобрать пианино для перевозки, нужно приготовить упаковочный материал для деталей, чтобы избежать попадания влаги и грязи.

Сколько весит пианино «Красный октябрь»?

Инструмент этой марки принадлежит к самой тяжелой весовой «категории» — его масса составляет 360 – 370 кг. Пианино «Красный октябрь» не так давно пользовалось большой популярностью и было обязательной деталью интерьера каждой «приличной» советской квартиры. Как и любые другие товары, пианино выпускалось строго по ГОСТу, а отличаться изделия могли разве что по рисунку на верхней раме или форме ножек.

Вес пианино составляет 100 – 370 кг.

Название «Красный октябрь» пианино получило вскоре после Великой Октябрьской революции. До этого периода инструмент выпускался на фабрике «Беккер», ставшей в 1918 году объектом национализации. Лучшие годы «расцвета» для производства пианино «Красный октябрь» пришлись на послевоенные 50-е. Однако уже к 1996 году фабрика по многим понятным причинам обанкротилась. Отдельные экземпляры можно и по сей день найти в объявлениях по продажам – правда, состояние большинства инструментов оставляет желать лучшего.

Разборка для утилизации

К сожалению или к счастью, современность предлагает более удобные, легкие и функциональные аналоги фортепиано – синтезаторы. Поэтому старые добрые инструменты все чаще оказываются ненужными либо просто выходят из строя. Поэтому перед хозяевами встает вопрос, как разобрать пианино для утилизации.

Перед тем как разобрать фортепиано, прежде всего надо определиться, какие детали инструмента пригодятся, а какие решено выкинуть. Их можно снимать быстро и особо не осторожничать.

Аккуратность демонтажа пригодится относительно нужных частей. Например, из корпуса пианино можно сделать стильный бар, а струны, молоточки пригодятся для замены пришедших в негодность у другого инструмента. Чугунная плита, самая тяжелая деталь, пользуется спросом у скупщиков цветных металлов. Чтобы не переплачивать разборщикам и с максимальной пользой использовать части фортепиано, нужно знать, как разобрать пианино для утилизации своими руками. Чтобы проще было вынести инструмент из помещения, нужно снять как можно больше деталей.

Готово к утилизации

Разбор для утилизации аналогичен разбору для настройки и очистки, только если планируется срезать и выбросить струны, молоточковый механизм перед этим снимать не нужно. Наоборот, чтобы при откусывании щипцами струны не выстреливали, их нужно максимально прижать молоточковым механизмом с помощью специального рычага, расположенного слева. Только после среза струн нужно снять молоточковый механизм. После снятия механизма демонтируется панель, на которой были расположены клавиши. Педали можно открутить либо вырвать монтировкой. Задняя стенка инструмента приклеена, поэтому ее довольно легко отсоединить подручным инструментом. Чугунную плиту, на которую крепятся струны, можно либо выбить из боковых стенок, либо оставить и выносить вместе с ними. Детально разобравшись, как разобрать пианино на выброс, можно относительно легко и бесплатно расстаться с ненужным инструментом.

Как разобрать для утилизации самостоятельно?

В том случае, если вы не хотите переплачивать деньги за услуги грузчиков, решить вопрос можно самостоятельно, разобрав пианино на его составные части. К ним относятся: деревянный корпус инструмента, акустическая система (струны, чугунная рама, резонансная дека) и ударно-клавишный блок (клавиши, молоточки, педали и так далее). При грамотной разборке можно не только облегчить себе процесс утилизации, но и выгодно сдать некоторые детали пианино.

полуразобранное пианино


Пианино в процессе разбора

Алгоритм разбора пианино следующий:

  1. Снятие клавишной крышки, передней части верхней крышки (обе крышки прикручены шурупами) и удаление винтов с боковых частей клавишной деки.
  2. Снятие фасадной панели (прикреплена с помощью чопиков), после чего открывается доступ к “внутренностям” пианино.
  3. Снятие струн является долгим и довольно травмоопасным процессом, потому целесообразнее будет пропустить этот шаг, открутив целиком всю планку, к которой крепится молоточковый механизм (рулейстик). Извлекать струны стоит лишь в том случае, если Вы намерены в дальнейшем сдать их в пункт приема металла и/или полностью разобрать пианино, т.е. отделить чугунную станину от задней стенки.

Срезая струны (для этого понадобятся кусачки), ни в коем случае не вынимайте молоточковый механизм, иначе струны будут “отстреливать”. Особенно осторожно срезайте верхние струны: предварительно поднимите молоточки, используя находящийся сбоку рычаг левой педали.

Чугунная станина может весить около 100 кг., поэтому в процессе ее разборки должны участвовать, как минимум, двое физически крепких человек. Если рабочих рук не хватает, стоит заблаговременно позаботиться о том, чтобы перевезти пианино в горизонтальное положение, что позволит избежать возможного падения станины.

Каково устройство пианино?

Если вы начинающий пианист, то вам будет полезно узнать о своем инструменте немножко больше, чем знают те, кто с фортепиано дела не имеет. Сейчас здесь будет рассказано том, как устроено фортепиано и что происходит, когда мы нажимаем на клавиши. Получив эти знания, быть может, вы еще и не сумеете настроить пианино самостоятельно, но, по крайней мере, будете иметь представление о том, как устранить мелкие неполадки фортепиано и продолжить занятия до прихода настройщика.

что можно поиграть на фортепиано

Что мы обычно видим снаружи, когда смотрим на пианино? Как правило, это некий «черный ящик» с зубками-клавишами да ножками-педалями, главный секрет которого скрыт внутри. А что же внутри этого «черного ящика»? Здесь мне бы хотелось остановиться на мгновение и процитировать строки известного стихотворения для детей Осипа Мандельштама:

Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица – струна
В этом городе видна.

В каждом пианино и рояле внутри таинственного «черного ящика» скрывается такой «городок». Вот, что мы увидим, приоткрыв крышку пианино:

пианино внутри: блещут струны жаром солнца, всюду мягкие суконца.

Теперь-то понятно, откуда берутся звуки: они рождаются в тот момент, когда молоточки ударяют по струнам. Давайте рассмотрим внешнее и внутреннее устройство пианино поподробнее. Каждое фортепиано состоит из трёх основных частей: корпуса, акустического (звукового) блока и ударно-клавишного механизма (механики).

По существу, самая массивная часть пианино – его корпус, скрывающий все, что происходит внутри и защищающий все механизмы инструмента от пыли, воды, нечаянных поломок, проникновения внутрь домашних кошек и прочего безобразия. Кроме того, корпус выполняет важную роль несущего основания, которое не дает упасть на пол 200-килограммовой конструкции (примерно столько весит среднее пианино).

Акустический блок пианино или рояля образуют те детали, которые отвечают за то, чтобы инструмент издавал музыкальные звуки. Сюда мы отнесем струны (это то, что звучит), чугунную раму (на которую крепятся струны), а также резонансную деку (это большое полотно, склеенное из сосновых дощечек, которое отражает слабый звук струны, усиливая и выращивая его до концертной силы).

И, наконец, механика фортепиано – это целая система механизмов и рычагов, которые нужны для того чтобы клавиши ударяемые пианистом отзывались нужными звуками, и для того чтобы в нужный момент звучание, по желанию играющего музыканта, незамедлительно прерывалось. Здесь мы должны назвать сами клавиши, молоточки, демпферы и другие детали инструмента, сюда же можно отнести и педали.

Как же все это работает?

Звуки возникают от того, что молоточки ударяют по струнам. На клавиатуре фортепиано всего 88 клавиш (из них 52 – белые, а черные – 36). На некоторых старых фортепиано всего 85 клавиш. Это значит, что на пианино можно сыграть в общей сложности 88 нот, для этого внутри этого инструмента должно находиться 88 молоточков, которые будут ударять по струнам. А вот струн, по которым ударяют молоточки, оказывается, гораздо больше – их 220. Почему так? Дело в том, что каждой клавише изнутри отвечают от 1 до 3 струн.

Для низких громогласных звуков достаточно одной-двух струн, так как они длинные и толстые (даже имеют медную обмотку). Высокие звуки же рождаются благодаря коротким и тонким струнам. Как правило, громкость их не слишком сильна, поэтому усиливается добавлением ещё двух точно таких же. Вот и получается, что один молоточек ударяет не одну струну, а сразу три, настроенные в унисон (то есть на один и тот же звук). Группу из таких трех струн, которые издают один и тот же звук вместе, принято называть хором струн.

чем толще и длиннее струна, тем ниже звук

Все струны крепятся на специальной раме, которую отливают из чугуна. Она очень крепкая, так как должна выдерживать большую силу натяжения струн. Винты, с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн, называются колками (или вирбелями). Вирбелей внутри фортепиано столько же, сколько и струн – 220, они расположены в верхней части большими группами и все вместе образуют вирбельбанк (банк вирбелей). Вкручиваются колки не в саму раму, а в мощный деревянный брус, который закреплен позади неё.

Можно ли настроить пианино самому?

Для этого сначала нужно определить, какая именно из струн хора расстроилась – это легко сделать, нужно посмотреть по какому хору ударяет молоточек, затем поочередно прослушать каждую из трех струн отдельно. После этого нужно будет просто немного повернуть колок этой струны по часовой стрелке, следя за тем, чтобы струна приобрела тот же строй, что и «здоровые» струны.

Где взять ключ для настройки фортепиано?

Как и чем настроить фортепиано, если нет специального ключа? Ни в коем случае не пытайтесь поворачивать колки плоскогубцами: во-первых, это не эффективно, во-вторых, вы можете пораниться. Для того чтобы подтянуть струну, можно использовать обычные шестигранники – такой инструмент есть в арсенале любого автовладельца:

самодельный настроечный ключ

Если дома нет шестигранников, рекомендую купить – стоят они совсем недорого (в пределах 100 рублей), продаются обычно наборами. Из набора выбираем шестигранник с диаметром в 8 мм и соответствующую головку, полученным инструментом можно легко отрегулировать положение любого из колков пианино.

Как видите, все довольно просто. Только, предупреждаю, что таким методом вы можете решить проблему на время. Не стоит, однако, увлекаться «подтягиванием колков» и отказываться от услуг настройщика: во-первых, увлёкшись, вы можете подпортить общий строй, во-вторых, это далеко не единственная необходимая операция для вашего инструмента.

Что делать, если порвалась струна?

Иногда на фортепиано лопаются (или ломаются, в общем, обрываются) струны. Что делать в такой ситуации до прихода настройщика? Зная устройство пианино, вы можете извлечь испорченную струну (снять ее с «крючка» внизу и с «колка» сверху). Но это еще не все…. Дело в том, что когда обрывается дискантовая струна, то вместе с ней теряет свой строй («расслабляется») одна из соседних (слева или справа). Её также придется убрать, либо закрепить внизу на «крючке», сделав узел, а затем подстроив уже знакомым способом до нужной высоты.

Что происходит при нажатии на клавиши фортепиано?

Теперь разберемся в том, как работает механика пианино. Вот рисунок-схема принципа работы фортепианной механики:

Здесь вы видите, что клавиша сама по себе никак не соединяется с источником звука, то есть со струной, а лишь служит своеобразным рычагом, который приводит в действие внутренние механизмы. В результате воздействия клавиши (та часть, которая видна на рисунке, скрыта, если смотреть снаружи), специальные механизмы передают энергию удара молоточку, и он ударяет по струне.

Одновременно с молоточком движется демпфер (подушечка-глушитель, которая лежит на струне), он отрывается от струны, чтобы не препятствовать её свободным колебаниям. Молоточек также после удара мгновенно отскакивает назад. Пока на клавиатуре нажата клавиша, продолжаются колебания струн, как только клавиша будет отпущена, демпфер опустится на струны, погасив их колебания, и звук прекратится.

Для чего фортепиано нужны педали?

Обычно у пианино или рояля бывает две педали, иногда три. Педали нужны для того, чтобы разнообразить, разукрасить звучание. Правая педаль отрывает от струн сразу все демпферы, в результате чего после отпускания клавиши звук не пропадает. С ее помощью мы можем добиться звучания в одновременности большего числа звуков, чем мы смогли бы сыграть только лишь одними пальцами.

Среди неискушённых людей распространено мнение о том, что если нажать правую педаль, то звук фортепиано станет громче. В некоторой степени это действительно верно. Музыканты же склонны оценивают не столько громкость, сколько обогащение тембра. При воздействии на струну при открытых демпферах, этой струне начинают отзываться многие другие, которые связаны с ней по акустико-физическим законам. В результате звук насыщается обертонами, делая его более полным, сочным и полётным.

Левая педаль также используется для создания особого рода красочности звучания. Своим действием она приглушает звук. На пианино и роялях левая педаль действует различными способами. Например, на пианино при нажатой (правильнее выразиться – взятой) левой педали молоточки приближаются к струнам, вследствие этого сила их удара снижается и соответственно уменьшается громкость. На рояле же, левая педаль при помощи особых механизмов так смещает всю механику относительно струн, что молоточек вместо трех струн ударяет всего одну, и это создает потрясающий эффект отдалённости или глубины звучания.

У фортепиано бывает ещё и третья педаль, которая располагается между правой педалью и левой. Функции этой педали могут быть различными. В одном случае это педаль-sostenuto, нужная для удержания отдельных басовых звуков, в другом – модератор, который сильно уменьшает звучность инструмента (например, для ночных занятий), в третьем случае средняя педаль подключает какую-нибудь дополнительную функцию. Например, опускает между молоточками и струнами планку с металлическими пластинками, и таким образом изменяет привычный тембр пианино на какую-либо «экзотическую» окраску.

Подведем итоги…

Мы с вами узнали устройство пианино и получили представление о том, как настраивают фортепиано, научились устранять мелкие недостатки в работе инструмента до прихода настройщика. Предлагаю вам также посмотреть видео по теме статьи – вы сможете подсмотреть за производством музыкальных инструментов на фабрике пианино Yamaha.

Читайте также: