Из какого металла сделан радиатор кондиционера

Обновлено: 18.05.2024

Наверное, никто не станет спорить, что медно-латунные радиаторы несколько выигрывают у алюминиевых по техническим характеристикам и долговечности. Тем не менее, медный радиатор стоит ставить далеко не всегда. Чтобы решить, какой радиатор лучше подойдёт Вам – можете прочитать статью ниже.

Какой радиатор лучше, медный или алюминиевый.

Сразу нужно отметить, что однозначного ответа на данный вопрос не существует. Но все же, давайте мы попробуем разобраться в нем. Но, чтобы Вы не теряли времени на полное изучение статьи, мы сразу приведем ее общий вывод:

Нам кажется, что основной критерий в выборе медного или алюминиевого радиатора может быть следующий: если алюминиевый радиатор служит более 2-х лет, то лучше приобрести его. Если же менее 2-х лет, то стоит задуматься об установке медно-латунного радиатора.

Известно, что за последние годы удельный вес алюминиевых радиаторов значительно возрос. И причина тому понятна – алюминиевый радиатор намного дешевле, а в условиях возросшей конкуренции устанавливать дорогой медно-латунный теплообменник является непозволительной роскошью. К тому же алюминиевый радиатор и легче, что также является его преимуществом. Казалось бы, все плюсы алюминиевого радиатора налицо. Но давайте посмотрим, какие аргументы этим преимуществам может противопоставить медно-латунный радиатор.

Итак, алюминиевый теплообменник и легче, и дешевле. И что это значит? А это значит, что он однозначно выгоден производителям. Но вот что касается потребителей, то здесь ситуация не столь однозначна. Ведь потребителей в первую очередь интересуют расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, которые прежде всего зависят от надёжности и долговечности радиатора. Давайте по очереди рассмотрим основные характеристики медных и алюминиевых теплообменников и попробуем их сравнить.

Надёжность

Это самый важный вопрос, который волнует автолюбителей – как долго проработает установленный производителем или купленный на замену радиатор? Известно, что медно-латунные радиаторы служат вдвое-трое дольше алюминиевых аналогов. Правда, здесь нужно честно оговориться, что лишь при условии правильного его изготовления. К примеру, современные медно-латунные радиаторы автомобилей МАЗ сильно проигрывают даже многим аналогичным китайским алюминиевым теплообменникам, поскольку в последнее время их стали изготавливать из сварных, а не цельнотянутые трубок. В результате такие радиаторы могут потечь уже через несколько месяцев эксплуатации и малопригодны к ремонту. К тому же их часто не допаивают и тогда медно-латунные радиаторы действительно получаются крайне ненадежными. Но это, скорее, исключение и является типичным примером неразумной экономии. В случае же применения цельнотянутых трубок (без швов) и соблюдения технологии пайки - медно-латунный радиатор намного более надёжный и, исходя из физических свойств металла, намного лучше противостоит щелочи – основной проблеме наших дорог.

Ремонтопригодность

Алюминиевый радиатор намного менее ремонтопригоден. В частности, у него очень сложно, а иногда и почти невозможно припаять трубку к основанию радиатора. Можно клеить – но это ненадёжно. В медных же радиаторах это делается проще простого. Механические повреждения латунных трубок также надёжно восстанавливаются без особого труда. Качественно же запаять алюминиевый радиатор без специального оборудования и умения практически невозможно. Зачастую большая трудоемкость ремонта алюминиевого радиатора служит причиной его полной замены.

Масса

Алюминиевый радиатор сопоставимого размера легче медно-латунного и здесь не поспоришь, ведь алюминий более чем втрое легче меди. И несмотря на то, что в силу большей прочности при изготовлении медных радиаторов можно использовать более тонкие материалы, масса алюминиевого радиатора все-равно в 2-3 раза меньше медного. И это однозначный его плюс.

Теплопроводность.

Теплопроводность латуни л96 (содержание цинка 4%) и алюминия приблизительно сопоставимы. Но нужно признать, что в теплообменниках сейчас в основном используется латунь с большим содержанием цинка, поэтому теплопроводность большинства видов латуни, применяемых в теплообменниках даже ниже, чем у алюминия. Но особенность здесь в том, что с целью увеличения антикоррозийных свойств из латуни изготавливают только трубки, а поскольку они очень тонкие и охлаждающая жидкость циркулирует вдоль них, то их теплопроводность не столь важна. Но вот теплоотводящее оребрение изготавливают исключительно из меди – а оно то и имеет определяющее значение при теплообмене. Теплопроводность же чистой меди приблизительно в 1,6-1,7 раза выше, чем у алюминия, поэтому медный теплообменник при сопоставимых условиях успевает отвести приблизительно в полтора раза больше тепловой энергии за единицу времени.

Как важна теплопроводность хорошо знают владельцы автомобилей, заменившие печки с медных на алюминиевые. На малых оборотах алюминиевые печки работают относительно неплохо. Но стоит оборотам обдува печки увеличиться, как алюминий начинает не успевать отбирать тепло из тосола и, соответственно, отдавать его в салон – эффективность теплообмена значительно снижается. Водитель и пассажиры мёрзнут. Поэтому не просто так в технику с жёсткими условиями эксплуатации до сих пор устанавливают медно-латунные радиаторы.

Теплоемкость

Это также очень важный показатель. Пожалуй, здесь нужно разобраться. Вообще, теплоемкость алюминия на единицу массы выше, чем у меди (латуни)– 897 Дж/(кг*К) против 385. Но мы помним, что масса медного-латунного радиатора при одинаковом его размере больше в 3,3 раза, поэтому теплоемкость медного радиатора сопоставимого размера в итоге выше приблизительно в 1,4 раза. Что это значит? А это значит то, что медный радиатор способен отобрать и удерживать в себе большее количество тепла и с учётом более высокой теплопроводности более эффективно отбирать тепло из охлаждающей жидкости при пиковых нагрузках. Кода пиковые нагрузки проходят, к примеру двигатель сбросил обороты, то это накопленное тепло равномерно отдается наружу, не перегревая при этом тосол и не перегружая систему охлаждения двигателя.

Какие выводы можно сделать из вышесказанного? С одной стороны, медный радиатор дороже и с этим не поспоришь. Но с другой стороны, и прослужить он может в несколько раз дольше и за этот срок вы вполне возможно успеете сменить несколько алюминиевых теплообменников. В этом случае стоимость одного медного радиатора может оказаться намного меньше 2-х и более алюминиевых, особенно если учесть дополнительные расходы на замену.

Поэтому перед покупкой радиатора мы всегда рекомендуем выяснить на форумах, сколько в среднем служит китайский алюминиевый радиатор именно на Ваш автомобиль.

И если выяснится, что теплообменники на Вашем автомобиле служат в среднем более 2-х лет, то, наверное, имеет смысл остановиться на нем. Если менее, то в зависимости от предполагаемого срока эксплуатации автомобиля, вполне возможно, медно-латунный радиатор может быть более разумным приобретением. Поэтому по экономическим характеристикам здесь однозначного ответа нет. Но что же касается технических характеристик, эффективности системы охлаждения двигателей и долговечности, то здесь пальма первенства, причем с большим отрывом, принадлежит медно-латунным теплообменникам.

Из какого металла сделан радиатор охлаждения в автомобиле?

Во время работы двигателя происходит значительный нагрев всех деталей. Это происходит из-за сгорания топлива в цилиндрах. Чтобы предотвратить перегрев элементов мотора, нужен радиатор охлаждения. Он может быть изготовлен из различных материалов. Какой материал лучше выбрать и в чем особенности каждого вида? Ответим на эти вопросы в статье.

Наибольшей популярностью у автомобилистов пользуются алюминиевые радиаторы. Вес таких радиаторов незначительный. Это и есть основная причина распространенности его использования. Алюминий — недорогой. Поэтому выбор этого материала помогает сэкономить средства. Высокая теплопроводность и устойчивость к коррозии являются неоспоримым преимуществом перед другими материалами.

Но стоит учитывать и тот факт, что алюминий достаточно пластичен. По этой причине его нужно беречь от механических воздействий для предотвращения деформаций. Для увеличения сроков службы можно выбрать радиаторы из алюминия, обработанного специальной краской.

На современном автомобильном рынке представлены радиаторы различных брендов. Можно найти модели на любой вкус. Практически все радиаторы, которые доступны на современном рынке, сделаны из алюминия. Отличаются только разной формой сот.

Плоские соты радиатора

Медные радиаторы охлаждения также распространены среди автомобилистов. Они имеют высокий уровень теплопроводности, увеличивая КПД детали. Антикоррозийные свойства и большая прочность делают медно-латунные радиаторы долговечными. Однако, из-за стоимости этот материал часто отпугивает как покупателей, так и производителей и они делают выбор в пользу алюминия.

Медный радиатор лучше подлежит ремонту, но срок его службы на пару лет меньше, чем у алюминиевых аналогов. Еще один момент, на который стоит обратить внимание при выборе между этими материалами — вес изделия. Медный радиатор примерно раза в три тяжелее. Этот фактор играет большую роль для принятия решения.

Медь становится прочнее при отрицательных температурах, что важно для эксплуатации радиаторов на европейской территории. Даже эксплуатация при высокой влажности редко приводит к коррозии за счет образования специальной защитной пленки. Максимальная температура, которую выдерживают радиаторы из меди — 150 градусов. На рынке они менее популярны, чем алюминиевые, но ещё используются на некоторых автомобилях.

Круглые соты радиатора

Итак, разобрав основные характеристики медных и алюминиевых радиаторов, можно сделать определенные выводы. Выбирать материал детали стоит исходя из финансовых возможностей. Медь стоит дороже, но при этом их проще и дешевле ремонтировать. Коэффициент теплоотдачи медного радиатора почти в два раза выше алюминиевого. Значительная разница в весе (15 кг медный и 5 кг алюминиевый) также отпугивает автовладельцев. Но, учитывая прочность этого металла, на вес можно закрыть глаза.

Помимо материала стоит обращать внимание и на совместимость радиатора охлаждения с автомобилем, производителя и отзывы. Так как все радиаторы выполняют свою функцию хорошо. По этой причине, перед тем, как сделать выбор в пользу того или иного материала, стоит тщательно изучить автомобильные рынок и мнения опытных автолюбителей.

Принцип работы автомобильного кондиционера.


Если честно то сначала не знал куда записать… Немного подумав решил опубликовать сюда.
Лето приходит становится жарко и каждый водитель должен знать как устроен и принцип работы автомобильного кондиционера.
Сегодня многие имеют в своих автомобилях кондиционеры. Но мало кто задумывался, как они работают. Для автолюбителей это всего лишь кнопка на приборной панели, которая в жаркий день дарит прохладу и свежесть. Давайте посмотрим устройство и принцип работы автомобильного кондиционера.
История
Самые первые климатические системы для автомобилей появились еще до Второй мировой войны. Стоила эта опция, как треть машины. В нашей стране, а точнее в отечественном автопроме, климатические системы стали устанавливать на «АвтоВАЗе» намного позже.
В 1933 году в Соединенных Штатах эти устройства считались неотъемлемой частью жилых помещений. В 1936 году инженеры занялись разработкой систем охлаждения воздуха для различных транспортных средств. Первые климатические установки появились в автопоездах для пассажиров. Принцип работы кондиционера автомобильного был такой же, как и в холодильниках. Он не изменился и сегодня.
Самый первый автомобиль, который комплектовался такой комфортной новинкой – Packard. Но монтаж обходился достаточно дорого – за 700 долларов можно было смело приобрести новую машину. Установка обходилась в 274 доллара – это одна треть стоимости. Среди неудобств этой первой модели выделялся большой объем системы. Установка занимала половину свободного места в багажнике, а автоматического управления еще не было. Эти приборы не получили хорошего отзыва и популярности. Их выпуск прекратился. В 1941 году к этой теме снова вернулись – это был американский Cadillac.
Началась война и все разработки пришлось прекратить. Возобновить работу удалось лишь после войны. В 1954 году инженеры совершили революцию в производстве этих климатических систем для авто. Так, на моделях марки Nach-Kelvinator стали монтировать настоящий климат-контроль, состоящий из вентиляции и отопления. Также система включала в себя кондиционер и отопитель. Этот климат отличался значительно меньшими размерами и помещался под капотом. Эти устройства стали более популярны, и спрос на них постоянно рос. Принцип работы кондиционера автомобильного с тех пор не менялся.
В начале 90-х годов в Штатах практически все авто, сходившие с конвейера, оснащались системами охлаждения воздуха. В нашей стране такие опции ставились лишь на авто членов правительства. Первый отечественный кондиционер устанавливался на отечественный ЗИЛ-111. В 60-х годах некоторые примитивные модели устанавливали на грузовики. И лишь в 1976 году по указу правительства этими системами стали комплектовать комбайны, грузовики, самосвалы.
Компрессор кондиционера автомобиля: принцип работы
Итак, это основной узел системы. Он необходим, чтобы сжимать хладагент, находящийся в газообразном состоянии, а также для обеспечения процессов циркуляции хладагента по системе. Существует около 40 видов этих деталей. Но сегодня распространены и пользуются популярностью лишь роторно-лопастные и поршневые устройства.

Говоря об автомобильных кондиционерах, нужно понимать, что это целая система. Она состоит из нескольких основных узлов, как и многие другие устройства в машине. Мы кратко пройдем по всем деталям и узнаем устройство кондиционера, принцип действия, особенности эксплуатации.
Компрессор
Это устройство является сердцем всей системы кондиционирования. Его функция – прокачивать хладагент по всем магистралям и трубопроводам. Устройство вытягивает пары фреона из испарителя и отправляет хладагент в конденсатор. На многих современных системах компрессор является единственным подвижным механизмом.
Компрессор – это единственный узел, который позволяет разделить контуры высокого и низкого давления. Специалисты называют сторону высокого – нагнетательной, а низкого – всасывающей стороной. Многие современные компрессоры могут разделять зоны давления благодаря специальному пластинчатому клапану.

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой кондиционер.
Основа работы устройства — способность жидкостей поглощать тепло при испарении и выделять при конденсации. То есть автомобильный кондиционер поглощает тепло испарителем (охлаждает салон потоком охлажденного воздуха) и выделяет его в окружающую среду, там где находится конденсатор.

Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и компрессорным маслом, осуществляющем смазку трущихся деталей компрессора с целью уменьшения трения, снижения износа сопрягаемых деталей и уплотнения зазоров. Кроме того масло отводит часть выделившейся в процессе трения теплоты и удаляет мелкие частицы, образовавшиеся в процессе трения сопрягаемых деталей . Циркулируя в системе кондиционирования масло смешивается с холодильным агентом.


1. Компрессор
2. Конденсатор
3. Вентилятор
4. Ресивер-осушитель
5. ТРВ (расширительный клапан)
6. Испаритель
7. Вентилятор испарителя
8. Предохранительный клапан

Красное — Высокое давление жидкости

Синее — Низкое давление жидкости

Голубое — Низкое давление газа

Розовое — Высокое давление газа

Систему кондиционирования условно разделяют на всасывающую (сторона низкого давления — НД) и нагнетающую (сторона высокого давления — ВД) части. Граница проходит через компрессор и дросселирующий элемент, в данном случае расширительный клапан ТРВ.

Когда компрессор НЕ работает — давление в обеих частях одинаковое и находится в прямой зависимости от температуры или окружающей среды или подкапотного пространства автомобиля.

Давления в обеих частях измеряют, подключая манометрический блок к сервисным штуцерам. В системе кондиционирования измеряют давление насыщенного пара хладагента, то есть давление в системе не будет зависеть от количества хладагента в системе (в этом состоит основная сложность определения количества хладагента в системе), а зависит только от температуры.

На всасывающей стороне находятся испаритель и трубопровод по которому хладагент поступает на всасывание в компрессор. На нем же расположены сервисный штуцер НД (низкого давления) и датчик давления.

На нагнетающей стороне находятся конденсатор, ресивер — осушитель, расширительный клапан с баллоном термодатчика, расположенным на испарителе, трубопровод с сервисным штуцером ВД (высокого давления) и датчиками давления.

При включении электромагнитной муфты газообразный хладагент всасывается и сжимается компрессором до высоких температур и давления и поступает в конденсатор, где газ высокого давления и температуры переходит из газообразного состояния в жидкость, отдавая "скрытое тепло конденсации" воздуху, проходящему через конденсатор. Температура холодильного агента на входе и выходе конденсатора составляет 80 и 50 °С соответственно .

Теплый жидкий хладагент поступает в ресивер — осушитель, где происходит его фильтрация от мелких частиц и пыли, удаление влаги. Далее жидкий хладагент высокого давления поступает в расширительный клапан ТРВ, где он испаряется и переходит в состояние жидкость — пар с низкой температурой и давлением (-2 °С, 2 бар). Далее этот хладагент попадает в испаритель, где переходит из жидкого в газообразное состояние (жидкий хладагент при низком давлении кипит, охлаждая стенки испарителя) и всасывается компрессором для повторного цикла .

Через испаритель вентилятором отопителя прогоняется либо наружный воздух, либо воздух из салона . Воздух, проходя через разветвленную поверхность испарителя охлаждается, при этом на испарителе конденсируется влага из воздуха, которая стекает в поддон под испарителем и удаляется из салона .

Таким образом воздух, проходя через испаритель охлаждается и становится суше. Компрессор в этой схеме работает непрерывно .

Несмотря на некоторые отличия между кондиционерами на автомобилях разных производителей, принципиальная их схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант. Итак, вы нажали на кнопку включения кондиционера. Сработала электромагнитная муфта, стальной прижимной диск , издав характерный щелчок, примагнитился к шкиву . Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор . Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор . В народе этот самый конденсор часто называют радиатором кондиционера. В конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

Охладиться ему помогает вентилятор , который включился на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет — еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель . Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.

Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок . Через него на жидкий фреон можно полюбоваться воочию. Вообще-то, ничего интересного, выглядит как газ в зажигалке. Впрочем, глазок сделан не для удовлетворения любопытства. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. Если часть фреона утекла в атмосферу, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена. К сожалению, глазки есть далеко не на всех автомобилях.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основное предназначение. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через ТРВ . ТРВ, он же терморегулирующий вентиль, представляет собой специальное устройство, регулирующее перегрев пара, выходящего из испарителя. (Перегрев — разница температур на выходе из испарителя и кипения хладагента). ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель — это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор.

Круг замыкается. Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7-ми до 15-ти атмосфер (в аварийных случаях и до 30-ти), то в обратной магистрали давление не превышает 3.5 атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5-ти атмосфер.

За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. В нашем случае на ресивере-осушителе стоит датчик включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора недостаточно (вы стоите в пробке, например), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор на полную мощность. Датчик выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.


Компрессор – один из наиболее сложных и самых дорогостоящих элементов системы автокондиционера. Его выход из строя требует проведения ряда работ, поэтому важно вовремя обнаружить неисправность. Один из признаков неисправности – шум, возникающий в месте установки компрессора автомобильного кондиционера.

Если компрессор автомобильного кондиционера зашумел, это может означать либо износ подшипника муфты, либо проблему в самом компрессоре. Шумы от подшипника и компрессора различаются. Первый раздается независимо от того, включен ли компрессор. Второй возникает при включении кондиционера.

В случае своевременного обнаружения неисправности компрессор автомобильного кондиционера можно отремонтировать. Но если возникли серьезные проблемы или компрессор автомобильного кондиционера заклинило — он подлежит замене. В некоторых случаях из-за негерметичности компрессора автокондиционера происходит утечка хладагента. Виной этому может быть сальник компрессора автокондиционера либо уплотнения между его частями. Их замена, как правило, сопряжена со снятием компрессора. После установки нового сальника необходимо отрегулировать зазор между шкивом и прижимной пластиной с помощью регулировочных шайб. Для замены резиновых уплотнителей также следует демонтировать и разбирать компрессор автокондиционера.


Наиболее часто встречающаяся неисправность автомобильного кондиционера бывает вызвана несвоевременной заменой подшипника шкива компрессора. Этот подшипник вращается независимо от того, включен автокондиционер или нет. Из-за процесса естественного износа подшипник перестает работать должным образом. Очень важно вовремя заметить первые признаки неисправности, так как заклинивание подшипника приводит к выходу из строя других деталей муфты компрессора автомобильного кондиционера.

Для замены подшипника необходимо удалить фреон из системы, демонтировать компрессор кондиционера, снять шкив с помощью специальных съемников. Затем нужно выпрессовать неисправный подшипник и установить новый. Существует несколько десятков видов подшипников, однако в большинстве автомобилей используется всего несколько (5-7) основных размеров. Чтобы избежать такого рода поломок, требуется производить диагностику автокондиционера (желательно раз в полгода).

Основная проблема конденсатора (радиатора кондиционера) в его расположении: как правило, в легковых автомобилях он всегда стоит впереди радиатора двигателя, в силу чего летом забивается пылью, насекомыми и т. п., а зимой грязью и антигололедными реагентами. Грязь оседает между ламелями, скапливается в пространстве между конденсором и радиатором охлаждения двигателя, а также на других элементах системы. Кроме того, антигололедные реагенты ускоряют процессы коррозии. Также следствием скопившегося мусора становится снижение теплоотдачи, что приводит к нарушениям в работе системы автокондиционера. Повышенное давление внутри системы увеличивает износ клапанной группы.

Радиатор изготавливается из алюминия – из-за высокой теплоотдачи этого металла. Однако алюминий весьма чувствителен к реагентам. Коррозия приводит к разрушению металла радиаторакондиционера: ламели начинают крошиться, металл истончается, появляются источники утечки хладагента. Последствием коррозии также становится разрушение самого радиатора: он рассыпается как труха.

Зачастую конденсатор можно отремонтировать. Поломки, связанные с механическими повреждениями или с небольшими очагами коррозии (а также фреонопроводов, испарителей и других узлов, выполненных из алюминия), встречаются достаточно часто и устраняются при помощи сварки. Однако ремонтировать конденсатор можно лишь в том случае, если очагов коррозии не так много и они находятся в доступном для горелки месте. Если же конденсатор во многих местах пострадал от коррозии и иных повреждений сварка надолго не поможет.

Фильтр-осушитель (аккумулятор, либо ресивер) автомобильного кондиционера подлежит периодической замене, как и любой другой фильтрующий элемент. Желательно производить такую замену раз в год – весной. Недопустима установка б/у фильтров.



Если система была разгерметизирована, то влагопоглощающий элемент насыщается влагой атмосферного воздуха, такой осушитель непригоден для дальнейшей эксплуатации

Терморегулирующий вентиль автомобильного кондиционера регулирует подачу фреона и ломается крайне редко. Однако, если долго не менять фильтр-осушитель, то он теряет фильтрующие способности, грязь циркулирует по системе и добирается до вентиля. Тонкий шток терморегулирующего вентиля забивается. Состояние терморегулирующего вентиля автомобильного кондиционера определяется диагностическим путем. Вентиль требует замены только в случае поломки, ремонту он не подлежит.

Испаритель автомобильного кондиционера представляет собой теплообменник из алюминия или меди, расположенный, как правило, под лицевой панелью салона авто. При прохождении через испаритель воздух охлаждается, влага конденсируется на поверхности теплообменника и удаляется за пределы автомобиля через дренаж.

Система кондиционирования требует периодической очистки испарителя и воздуховодов. Если нет салонного воздушного фильтра, то вместе с воздухом в салон автомобиля попадают органические частицы, пыль, грязь, опавшие листья, несгоревшие частицы топлива. Большая часть этих веществ оседает на поверхности испарителя автомобильного кондиционера. Автовладельцы часто обращаются с жалобой на неприятный болотный запах в салоне. Дело в том, что повышенная влажность и загрязнения на поверхности испарителя – благоприятная среда для различных микроорганизмов, в том числе и болезнетоврных. Они захватываются проходящими через испаритель воздухом и попадают через воздуховоды в салон автомобиля. Это отрицательно отражается на здоровье водителя и пассажиров.

Для антибактериальной процедуры предлагается большое количество различных антисептических средств. Поверхность испарителя со всех сторон обрабатывается антисептиком.

Также необходимо следить за состоянием фильтра салона автомобильного кондиционера и производить его своевременную замену.

Шланг ни в чем не уступает по своим характеристикам фреонопроводам, выполненным из алюминия. Фреоно- и маслостойкий шланг рассчитан на то, чтобы выдерживать высокое давление хладагента в системе автомобильного кондиционера. Изготавливается он из специальной резины с оплеткой и пластиковыми вставками и представляет собой довольно сложную конструкцию. Нередко оригинальная трубка автомобильного кондиционера стоит дороже или ее необходимо заказывать и долго ждать. Резиновый шланг обходится, как правило, дешевле.

Герметичность системы обеспечивают уплотнительные кольца. Уплотнители входят в число наиболее часто используемых при ремонте расходных материалов. При каждом монтаже/демонтаже шлангов уплотнительные кольца следует менять.

Автомобильные радиаторы кондиционера: конструкция и критерии выбора

Большинство современных легковых автомобилей комплектуются кондиционером — как с «ручным», так и с автоматическим управлением (климат-контролем).

Независимо от принципа управления климатической установкой конструкция системы кондиционирования в первом и втором случаях одинаковая. В состав кондиционера входят следующие детали — компрессор, сжимающий хладагент до состояния пара высокого давления и высокой температуры, радиатор кондиционера (конденсер), где происходит охлаждение хладагента и переход его жидкое состояние, ресивер-осушитель, в котором хладагент фильтруется и переходит в промежуточное состояние (жидкость низкого давления), испаритель (эвапоратор), в котором жидкий хладагент переходит в парообразное состояние с выделением холода, и трубопроводы, по которым хладагент циркулирует. Также в состав системы кондиционирования включают заправочный клапан и датчики давления и температуры.

статья1.jpeg

Отличие автоматического управления климатической установкой от ручного — в наличии процессора, который по заданной программе следит за температурой подаваемого в салон автомобиля воздуха. Регуляция температуры происходит путем изменения скорости вентилятора и углов отклонения заслонок; кроме того, автоматика может в случае отсутствия необходимости отключить компрессор кондиционера (то есть выключить кондиционирование).

Функция осушения

Кроме функции охлаждения салона автомобиля, другая задача системы кондиционирования — осушение воздуха. При расширении хладагента в испарителе происходит конденсация влаги из воздуха, которая затем через дренаж удаляется (вытекает) вовне автомобиля. Реализация функции осушения воздуха помогает устранить, например, запотевание стекол в автомобиле, и делает воздух в салоне более комфортным.

Совместная работа кондиционера и отопителя

Одно из распространенных заблуждений среди автомобилистов — это то, что работа системы кондиционирования исключает работу системы отопления салона. Это не так. Кондиционирование и отопление может осуществляться параллельно — при этом горячий воздух от радиатора печки и холодный воздух от испарителя перемешивается; температура на выходе в этом случае есть сумма значений температур от печки и от испарителя. Радиатор отопителя и испаритель располагаются в едином блоке, рядом друг с другом; циркуляция воздуха обеспечивается одним и тем же вентилятором (на большинстве автомобилей).

  • Трубопроводы (основные причины — вибрация и коррозия)
  • Радиатор кондиционера (основные причины — механические повреждения и опять же коррозия)
  • Компрессор, в частности, его электромагнитная муфта (основная причина — эрозия обмоток)
  • Другие детали системы кондиционирования имеют несравнимо больший ресурс.

Одной из самых уязвимых и дорогих деталей системы кондиционирования является радиатор кондиционера (конденсер). Остановимся подробнее на этом важном узле.

Радиатор кондиционера имеет трубчато-ленточную алюминиевую конструкцию. Состоит из алюминиевых трубок, соединенных между собой посредством коллекторов, алюминиевых лент, сложенных «гармошкой» и находящихся между трубками, подводящего и отводящего патрубков, кронштейнов крепления. Современные радиаторы кондиционера, как правило, в своем составе имеют интегрированный ресивер-осушитель. Некоторые конденсеры имеют усилители, которые придают жесткость конструкции — хотя используются они редко.

статья2.jpeg

статья3.jpeg

Трубки. Изготавливаются из алюминия (в подавляющем большинстве случаев). Имеют плоскоовальную форму. Внутри трубок находятся перегородки (мульти-портовая конструкция), которые обеспечивают необходимую жесткость — ведь давление в системе кондиционирования может доходить до 7атм. По этой же причине трубки радиатора кондиционера имеют довольно большую толщину стенок (в отличии от, например, трубок радиатора охлаждения).

Ленты. Выполняют функцию оребрения — то есть увеличивают площадь реагирующего материала, тем самым увеличивая теплоотвод. Изготавливаются из однородного с трубками материала — алюминия. Соединяются с трубками при помощи припоя в специальной азотной среде (без доступа кислорода, который препятствует пайке алюминия).

Интересная информация: конструкция самых первых радиаторов кондиционера не предполагала наличие коллекторов — трубка хладагента изгибалась в виде змеевика. На одном конце такого змеевика был припаян подводящий патрубок, а на другом — отводящий. Такую конструкцию имеет, например, радиатор кондиционера для автомобилей Daewoo Nexia/Espero.

Патрубки. Подводящий (входной) патрубок располагается в верхней части конденсера, отводящий (выходной) — снизу. Представляют собой алюминиевые трубки; соединение с трубопроводами — фланцевое либо резьбовое при посредстве уплотнительной прокладки.

Кронштейны. Алюминиевые либо стальные. Часто конфигурация кронштейнов предусматривают ребра жесткости — для исключения их деформации. При помощи кронштейнов конденсер крепится непосредственно к радиатору охлаждения (наиболее часто встречаемая конструкция) либо к кузову автомобиля.

Ресивер-осушитель. Алюминиевые цилиндры, внутри которых располагается специальная ткань — фильтр-десикант. Различаются обслуживаемые ресиверы (с возможностью замены десиканта — в этом случае ресивер имеет съемную крышку) и необслуживаемые ресиверы.

Усилители. Встречаются довольно редко, т.к. свойства алюминия вполне позволяют обеспечить достаточную жесткость конструкции ресивера. Как правило, представляют собой угловые «поперечины». Их назначение очевидно — предотвращение искривления геометрии конденсера.

Некоторые производители конденсеров после изготовления покрывают изделие краской. Основной смысл покраски конденсера — увеличение коррозионной стойкости и скрытие дефектов пайки. Однако покраска конденсера влечет за собой ухудшение свойств теплопередачи, поэтому широко такой метод не используется.

Радиатор кондиционера располагается впереди автомобиля, и испытывает постоянные деформирующие нагрузки при движении. В этой связи конденсеры часто крепятся к автомобилю через посредство резиновых подушек — это позволяет частично нивелировать передающиеся на конденсер колебания.

Компания LUZAR производит широкий спектр автомобильных радиаторов кондиционера с 2005 года. Многие модели поставляются на сборочные конвейеры, то есть являются оригинальными.

Богатый опыт Компания LUZAR в производстве автомобильных конденсеров гарантирует высочайший уровень качества изделий.
к списку всех статей

Как устроен автомобильный кондиционер

В современных легковых авто кондиционер имеет как «ручное», так и автоматическое управление (климат-контроль). Независимо от того, как происходит контроль над климатической установкой, структура системы кондиционирования и в первом, и во втором случае аналогична.

Автоматическое управление климатической установкой отличается от механического наличием процессора, следящего по заданной программе за температурой входящего в салон автомобиля воздуха. Контроль за температурой в салоне осуществляется через изменения скорости вентилятора и углов отклонения заслонок; кроме того, когда нет такой необходимости, автоматика может отключить компрессор кондиционера.

Как устроен автомобильный кондиционер

Функция осушения

У системы кондиционирования две задачи. Помимо охлаждения салона автомобиля, другая функция — осушение воздуха. Когда хладагент расширяется, в испарителе происходит конденсация влаги из воздуха, которая позже вытекает через дренаж из системы автомобиля. Реализация данной функции помогает бороться с запотеванием стекол и контролирует влажность, создавая в салоне оптимальный комфорт.

Одновременная работа кондиционера и печки

Многие автомобилисты ошибочно считают, что, когда работает система кондиционирования, система отопления выключена. Это заблуждение! Кондиционер и отопитель вполне могут работать одновременно — горячий воздух от радиатора печки и холодный воздух от испарителя перемешиваются; температура на выходе в этом случае есть сумма значений температур от печки и от испарителя. Радиатор отопителя и испаритель располагаются в едином блоке, рядом друг с другом; циркуляция воздуха обеспечивается одним и тем же вентилятором (на большинстве автомобилей).

Неисправность автомобильного кондиционера

Чаще всего в системе кондиционирования выходят из строя следующие составные части (в скобках указана причина поломки): трубопроводы (вибрация и коррозия); радиатор кондиционера (механические повреждения и коррозия); компрессор, в частности его электромагнитная муфта (в основном эрозия обмоток). Другие детали системы кондиционирования имеют несравнимо больший ресурс.

Как устроен радиатор кондиционера (конденсер)

Наиболее дорогая и подверженная поломкам деталь — радиатор кондиционера (конденсер). Он имеет трубчато-ленточную алюминиевую конструкцию и состоит из алюминиевых трубок, соединенных между собой посредством коллекторов, алюминиевых лент, сложенных гармошкой и находящихся между трубками, подводящего и отводящего патрубков, кронштейнов крепления.

Современные радиаторы кондиционера имеют в основном интегрированный ресивер-осушитель. Некоторые радиаторы кондиционера для жесткости конструкции имеют усилители.

Как устроен автомобильный кондиционер

Трубки, как правило, изготавливаются из алюминия и имеют плоскоовальную форму. Внутри трубок находятся перегородки (мультипортовая конструкция), обеспечивающие необходимую жесткость, поскольку давление в системе кондиционирования может доходить до 7 атм. Из тех же соображений трубки радиатора кондиционера имеют утолщенные стенки (в отличие от, например, трубок радиатора охлаждения).

Ленты выполняют функцию «оребрения», то есть расширяют площадь реагирующего материала, увеличивая теплоотвод. Ленты производятся из алюминия. Они спаиваются с трубками в специальной азотной среде, без кислорода, который мешает пайке алюминия.

Коллекторы имеют круглую или квадратно-овальную форму, а также прорези, в которые монтируются трубки, присоединенные посредством пайки. Внутри коллекторов есть особые перегородки, благодаря которым хладагент послойно заполняет трубки (многоходовое движение хладагента). Перегородки внутри коллекторов располагаются несимметрично: ближе к «входу» хладагента более часто, а далее — реже. Количество «ходов» внутри конденсера может быть от 3 до 7, реже встречаются 8–11-ходовые конденсеры.

Как устроен автомобильный кондиционер

Принципиальная схема многоходового движения хладагента (на схеме цифрами обозначено число трубок в одном ходе).

Патрубков два: первый — подводящий, или входной, — находится в верхней части конденсера, второй патрубок — отводящий, или выходной, — снизу. Также выполнены в виде алюминиевых трубок, имеющих соединение с трубопроводами — фланцевое либо резьбовое при помощи уплотнительной прокладки.

Кронштейны бывают алюминиевые или стальные. Часто конфигурация кронштейнов требует наличия ребер жесткости — для исключения их деформации. С помощью кронштейнов конденсер присоединяется к радиатору охлаждения (наиболее часто встречаемая конструкция) либо непосредственно к кузову автомобиля.

Ресивер-осушитель. Алюминиевые цилиндры, внутри которых располагается специальная ткань — фильтр-десикант. Бывают обслуживаемые ресиверы (с возможностью замены десиканта — в этом случае ресивер имеет съемную крышку) и необслуживаемые.

Усилители. Встречаются довольно редко, так как свойства алюминия вполне позволяют обеспечить достаточную жесткость конструкции ресивера. Как правило, представляют собой угловые поперечины. Их назначение очевидно — предотвращение искривления геометрии конденсера.

Некоторые конденсеры окрашивают после изготовления для защиты от коррозии, одновременно скрывая и следы пайки, но делают это лишь немногие производители, так как покраска конденсера ухудшает теплопередачу.

Из-за того что радиатор кондиционера установлен впереди автомобиля, данная деталь все время испытывает деформирующие нагрузки при движении. Поэтому конденсеры все чаще монтируются к автомобилю посредством резиновых подушек, которые уменьшают передающиеся на конденсер колебания.

Как выбрать правильный радиатор для автомобиля

Автомобиль приносит его владельцу не только радость, но и огорчения. Будучи технически сложным изделием, он может ломаться. В этом случае неизбежен визит в автомагазин и на СТО. Как же выбрать и купить такую запчасть, которая не доставит вам никаких хлопот и прослужит долгие годы? Поговорим о «правильном» автомобильном радиаторе и критериях его выбора.

Геометрическое соответствие. Купленный вами радиатор должен легко соединиться с дефлектором вентилятора и с конденсером. Это важнейший критерий, который гарантирует легкий монтаж радиатора. Попробуйте «сочленить» узел «радиатор — дефлектор — конденсер» до установки его в автомобиль.

Теплоотдача. Если купленный вами радиатор будет иметь недостаточную теплоотдачу, автомобиль может «закипеть» в пробке или в жаркую погоду. Вам нужно сравнить количество трубок, их размер (ширину), а также оребрение радиатора с оригинальным изделием.

Срок службы. Оценить потенциальный срок службы изделия очень сложно. Здесь простой совет: оцените общее исполнение радиатора.

Покупка радиатора LUZAR позволит вам решить сразу все три задачи, ведь LUZAR гарантирует геометрическое совпадение размеров, теплоотдачу не ниже требований завода-производителя и расчетный ресурс восемь лет*.

* Гарантийный срок составляет два года.

Статья подготовлена при участии технических специалистов компании LUZAR — ведущего производителя деталей системы охлаждения и отопления автомобиля, в том числе широкого спектра автомобильных радиаторов кондиционера. Многие модели поставляются на сборочные конвейеры, то есть являются оригинальными. Богатый опыт компании LUZAR в производстве автомобильных конденсеров гарантирует высочайший уровень качества изделий.

Читайте также: