Из какого металла сделана лодка казанка

Обновлено: 19.09.2024

Казанка М отличается от своей предшественницы булями, прикрепленными к бортам. Остроскулые обводы и легкость выхода в глисс делают ее надежной и предсказуемой в управлении.Прогулочный катер подойдет для туристических походов, водных прогулок, служебных целей, охоты и ловли рыбы. Допустимые акватории для эксплуатации — реки разной полноводности, озера и водохранилища в пределах 1500 м от берега.По сравнению с предыдущей версией, модель имеет улучшенные скоростные качества и подходит под подвесной двигатель любой марки мощностью до 25 л. с.

Достоинства

  • Остойчивость
  • Неприхотливость в уходе и эксплуатации
  • Невысокая стоимость
  • Простота в управлении

Недостатки

  • Средняя скорость
  • Низкий уровень комфортабельности
  • Непродуманное строение транца

Фото лодки Казанка М:

История и цели создания

В 1955 году авиационным заводом имени Горбунова С. П. было налажено изготовление первых дюралюминиевых моторок. В то время это был самый надежный материал для речного и мореходного транспорта, который отличался долговечностью, прочностью, а также не боялся коррозии. Данная модель стала настолько востребованной, что до 1965 года была единственной в промышленном масштабе.

Производители приняли решение продолжить успех и разработали лодку под названием Казанка М. Конструкторы учли прошлые ошибки: низкий уровень непотопляемости, отсутствие рецесса, сильные перегрузки. Изменения, в основном, касаются повышения ее остойчивости путем изменения габаритов и иным распределением отсеков плавучести, а также увеличением ширины корпуса при помощи клиновидных герметичных наделок.

В конце 1960-х годов на Черноморском судостроительном заводе, усилиями Менькова Г. Г. и команды любителей–единомышленников, была создана «Южанка», практически полностью повторяющая строение второй казанской версии. Основные данные обоих мотоботов почти одинаковы, за что их в народе называют близнецами.

В целом, новая версия оказалась более удачной, чем предыдущая. Но прогресс не стоял на месте, и в 1969 году обществу была представлена третья модификация, а за ней другие. После 28 лет непрерывного производства было выпущено более 200 тысяч единиц. В 1978 году завод окончательно закрыл серию.

Видео лодки Казанка М:

Таблица характеристик

Длина наибольшая, м4,63
Ширина наибольшая, м1,7
Высота борта на миделе, м0,75
Высота борта у транца, м0,38
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Масса с оборудованием и снабжением без ПМ, кг132
Осадка средняя при полной нагрузке 400 кг, мм150
Угол килеватости днища на транце
Материал корпусаДюралюминий
Сборка корпусаКлепка
Мореходность (высота волны), м0,4

Внешний вид и особенности конструкции

Материал цельнометаллического корпуса Д1. Пластины обшивки соединены между собой посредством заклепок. Материал имеет отличную износоустойчивость, но теряет свои свойства при электрической или аргоновой сварке. Поэтому, допустимо только приклепывание накладок на проблемные места.

Дно слабое и от ударов о воду на скорости изнашивается, заклепки стачиваются или ослабляются. Специалисты настоятельно рекомендуют перед каждой поездкой осматривать эти места и устранять погрешности. Уплотнительная тиоколовая лента выполняет роль надежного герметика. Толщина обшивки плоского днища варьируется от 1,5 до 1,8 мм, палубы и борта — 1 мм.

Модификация мотолодки «Казанка МД» отличается от «М» наличием дистанционного управления лодочным мотором.

Технические характеристики слегка изменены: длина осталась той же, а ширину наибольшую 1,24 м инженеры заменили на 1,6 м. Это способствует повышению устойчивости на воде и делает внутреннее пространство более комфортным. Пассажиры размещаются на двух комфортных диванах, а водитель на кормовой (или передней — смотря где руль) банке.

К положительным нюансам конструкции можно отнести простоту ее строения. Корпусные составляющие представляют собой смешанную систему из фальшборта, шпангоутов и продольных стрингеров. Форпик запалублен, состоит из следующий частей, разделенных между собой водонепроницаемой перегородкой:

  • багажный отдел, расположенный между 2 и 3 шпангоутами, предназначенный для хранения инструментов и личных вещей
  • заполненный воздухом передний закрытый рундук с люком для внутреннего осмотра

Кокпит открытый, багажная часть отделена от рабочей форпиковой переборкой с запирающейся дверцей. Помимо переднего гермоотсека, между 6 и 7 шпангоутами, встроены 2 воздушных бачка. На бортах присоединены специальные герметичные наделки из Д16, заполненные пенополистиролом. Они необходимы для увеличения поперечной устойчивости и непотопляемости.

Транец не имеет самоотливного рецесса. На полном ходу брызги накапливаются в его полости, поэтому разработчики предусмотрели сливной узел. Для защиты обитателей моторки от ветра и воды установлено ветровое стекло. Две ручки со стороны кормы и одна на носу позволяют удобно осуществлять транспортировку.

Схема

Оборудование и комплектация

Вместе с лодкой покупатель приобретал:

  • инструкцию по эксплуатации
  • 5 шт. деревянных сланей
  • 2 весла и уключины к ним
  • заднюю банку
  • ремонтный набор, в который входили: пластина из дюралюминия, тиоколовая уплотнительная лента, 60 клепок диаметром 3,5 мм, 10 болтов, 20 гаек и 10 шайб.

Комплект ветрового стекла включал в себя:

  • 2 боковых кронштейна и один средний
  • крепления стекол кронштейнов (8 и 12 шт.) и палубного профиля 12 шт.
  • 18 резиновых трубок
  • 6 резиновых прокладок

Обитаемость

Казанка М с булями стала шире и удобней. Хотя деревянные диваны для пассажиров так и остались жесткими и стационарными. Это затрудняет ночевку в кокпите, так как длины сиденья не хватает того, чтобы на нем лежал взрослый человек. Улучшить внутренние размеры лодки можно, переоборудовав банки на съемные, задействовав замки патефонного типа и застелив пол фанерой. Также мастера делают сидячие места, которые раскладываются в спальное место.

Отдел для сохранности личного багажа находится перед мотористом, в шаговой доступности. В последующих моделях инженеры продумали наличие ящиков для снаряжения. Ветрозащитное стекло из плексигласа не имеет калитки, состоит из двух частей и оберегает сидящих спереди людей от разбрызгивающейся воды и порывов ветра. В прилагаемой к судну инструкции определялся такой порядок сборки:

  • снять болты с профилей на палубе
  • монтировать кронштейны
  • вставить в них стекла и проложить по плоскости разъема тиоколовые прокладки
  • совместить все отверстия
  • сверху стыка двух половин установить накладку
  • на болты надеть резиновые трубочки, установить, предварительно затянуть
  • проверить надежность прилегания стекол и окончательно затянуть

Перевозка лодки

Казанка М с присоединенными булями имеет длину более 4 метров. Для транспортировки необходим лодочный прицеп. Облегчить данный процесс могут удобные ручки по обеим сторонам кормы и в носовой части. Они выдерживают буксировку, переноску или швартовку.

Тент в комплект не входит, его нужно было или покупать, или шить самостоятельно. Ткань должна соответствовать ряду условий:

  • водонепроницаемость
  • отталкивание пыли и грязи
  • прочность
  • устойчивость к ультрафиолетовому воздействию

Для установки тента необходимо подготовить надежное крепление. Это может быть конструкция из съемных дуг, не связанных между собой, либо складной каркас. На некоторых катерах в профиле лобового стекла просверливаются отверстия для присоединения тента на шнуровку.

Транспортировочный тент на лодку Казанка М

Перевозка лодки Казанка М на прицепе

Перевозка лодки Казанка М на прицепе
Непотопляемость

Казанка М с двумя булями отличается гораздо большей степенью остойчивости от предшественницы, лодки Казанка. Инженеры компенсировали недостаточную ширину мотобота установкой клиновидных водонепроницаемых наделок: родные были дюралевыми, общий их объем составлял 52 л. Дополнительно можно было приобрести алюминиево–магниевые, заводского изготовления. Они становились дополнительными подушками и облегчали осадку. Действующая линия булей приподнималась над ходовой ватерлинией, во время поворота они не давали плавсредству крениться больше положенного. Со стороны кормы мотобот увеличивался на 40 см, что уменьшало риск переворачивания и затопления.

В носовой части располагается водо– и воздухонепроницаемый отсек непотопляемости, вторая перегородка надежно отделяет его от багажного отделения и закрывает собой от механических ударов из кокпита. Место соединения бортовой и днищевой обшивки не имеет брызгоотбойника, вырывающиеся из–под низа судна потоки заливают транец и нарушают гидродинамические силы. Установленный шпигат не дает сильно скапливаться жидкости. Но, если он не помогает, нужно как можно скорее вытащить моторку на берег и избавиться от воды.

Ходовые качества

Судно отличается способностью быстро выходить в глисс. Чтобы мотосудно не замедлялось и не захлестывалось водой, нельзя перегружать кормовую часть кокпита, размещая вес не более 150 кг. Скорость хода снижает расположение 2 человек или тяжелых предметов возле мотора.Плоское дно без реданов испытывает перегрузки, приводящие к жесткому ходу плавсредства. При полной комплектации глиссер не чувствителен к изменению количества пассажиров.

Заливание подмоторной ниши вследствие ее непродуманного строения не только затрудняет движение, но может привести к оверкилю. Большинство обладателей данной модели переделывает транец на самоотливной, улучшая тем самым ходовые качества.

Таблица скоростей

Скорость под ПМС полной нагрузкой, км/чМаксимальная, км/ч
"Москва" (10 л. с.) 1225
"Вихрь" (20 л. с.)30 37–40
Нептун-23
45
Yamaha 30
55
Yamaha 20
40
Tohatsu 9

Под мотором

Мотобот предназначен для использования одного подвесного мотора. 10–сильная «Москва» позволяла разгоняться от 12 до 25 км/час, «Вихрь» 20 л. с. ускоряет движение почти вдвое. Эти показатели выше, чем у ее предшественницы, благодаря доработкам и наличию бортовых накладок.

Установка более мощных ПМ создает опасность переворота, поскольку обводы рассчитаны на определенную нагрузку. В заводском паспорте допускается применение любого подвесного двигателя до 25 л. с.

Лодка Казанка М

Под веслами

Весла с уключинами, в количестве 2 штук, были деревянными, стандартной формы. Грести на них полагается по необходимости, при тихой спокойной погоде. Без них отправляться в плавание считается небезопасным, так как поломка двигателя иногда случается непредсказуемо.

На волне

Выход в море на казанке М с булями не рекомендован. Поездки разрешены на больших и маленьких водоемах, в пределах 1500 м при высоте волны 20–30 см. Установка подводного крыла дает возможность добиться большей легкости и маневренности.

Цена лодки “Казанка М” на Авито настолько разная, что каждый желающий подберет себе мотобот по подходящей стоимости . Купить глиссер можно начиная от 20 тысяч рублей. Правда, продажа б/у товара в данной ценовой категории предполагает отсутствие всего оборудования, вплоть до стекол. От 70 т. р. появляется возможность приобрести продукцию с мотором. А за 250 продаются экземпляры с наворотами и мощным движком.

Отзывы

Отзывы на форумах более теплые, чем у предшественницы. На них хвалят увеличенный уровень безопасности и ходовых характеристик, а также низкий расход финансов на обслуживание и покупку. Владельцы имели претензии к неудобству в дальних поездках. Также они всеми силами стремятся повысить скорость хода.

Тюнинг

Мотобот имеет много предпосылок для доработок и модернизаций. В соответствии с современными требованиями специалисты рекомендуют убрать банки и воздушные отсеки, заменив пустоты пенопластовыми блоками. Появляется немного места для более удобного размещения пассажиров. Также для ПМ, произведенных в наше время, в обязательном порядке необходимо укреплять подмоторную часть и переоборудовать ее под более длинную ногу. Своими руками можно установить раскладывающиеся кресла так, чтобы путешествие или рыбалка стали комфортней.

Заключение

Данный глиссер — отличный вариант для любых видов поездок, кроме морских путешествий. Он недорого стоит, просто управляется и запчасти с материалами для него доступны каждому пользователю.

Казанка

Лодка Казанка — первая в одноименной серии. А также, единственное мотосудно, выпускаемое в промышленном масштабе до 1965 года. Плоскодонный глиссирующий корпус из дюралюминия имеет массу достоинств. Но обладает рядом недостатков, к которым относится малая степень остойчивости. Рассчитан на один подвесной мотор, мощностью до 15 л. с.

Плавсредство предназначено для рыбалки, прогулок с туристической целью, охоты или служебной работы. Лучше всего ведет себя на небольших реках. Зачастую используется для поездок по озерам и водохранилищам в пределах 1500 м от берега, но только при умеренных волнах.

  • Вес
  • Вместимость
  • Легкость транспортировки
  • Невысокая стоимость и неприхотливость в эксплуатации
  • Низкая степень остойчивости на полном ходу
  • Заливание брызгами
  • Жесткий ход
  • Недостатки конструировани

Фото лодки Казанка:

В послевоенные годы произошел прорыв в индустриализации. Заводы ориентировались уже не только на оборонную промышленность, но и начали выпускать товары для граждан.

Первые моторные глиссеры производились на авиастроительном заводе, так как дюралюминиевый сплав, характеризующийся легкостью, прочностью и устойчивостью к коррозии, обрабатывался и штамповался только на специальном оборудовании. В 1955 году Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова впервые представил миру мотосудно из Д16, выпускаемое массовой серией по всему СССР. Это появление было настолько своевременным, что конкурентов у судна не было еще в течение 10 лет. Серийная модель была хороша пониженной чувствительностью к увеличению нагрузки, ей требовалось немного усилий для вывода в глисс, а в моторах, мощностью более 15 л. с, она не нуждалась.

Видео лодки Казанка:

В процессе ее освоения пользователями, выяснилось, что имеется масса серьезных недоработок.

  1. Самый ощутимый — небольшой коэффициент остойчивости на полном ходу. Как оказалось, в этом случае моторный транспорт имел недостаточную осадку, и при повороте имел свойство переворачиваться. Дополнительным фактором, усиливающим эффект, стал изгиб боковых стенок внутрь. Дошло до того, что в 1970-х поездки на данном плавсредстве были запрещены на большинстве водоемах
  2. В оверкиле, вследствие непродуманного распределения гермоотсеков, судно принимало вертикальное положение и мотор портился
  3. Конструкторы не потрудились сделать брызгоотбойник, поэтому происходило заливание кокпита водой от брызг
  4. Жесткий ход из-за перегрузок глиссирующего плоского днища приводил к ослаблению клепок

Перечисленные недостатки стали ступенью к новой, усовершенствованной версии и дали начало лодочному модельному ряду, который выпускался до 1978 года. В зависимости от строения и оборудования существует много конструкций казанок промышленного производства, а также доработанных мастерами–любителями. За весь период существования данной мотолодки во всех ее версиях было произведено больше, чем 200 тысяч торговых единиц.

Основные характеристики моторки, в сравнении со следующими ее модификациями, выигрывают в весе, остаются на равных условиях в грузоподъемности и вместимости, но проигрывают в мореходных качествах.

Длина наибольшая, м4,63
Ширина наибольшая, м1,24
Высота борта на миделе, м0,68
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг138
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Материал корпусаД16
Мореходность (высота волны), м0,2

Лодка казанка имеет довольно неплохие технические характеристики. Корпус обшит клепаным способом 1–миллиметровыми листами из дюралюминия по бокам и на палубе, дно имеет 1,8 мм. В местах соединения металлических листов проложена тиоколовая лента, которую применяют в авиационной промышленности, выполняющая роль герметика.

Плоское днище, совмещенное с остроскулыми обводами, как правило, приводит к возникновению ощутимых ударов при поездке на волне. Даже если она будет умеренной, водитель вынужден сильно уменьшать скорость, во избежание повреждений конструкции из дюралюминия. Толщины Д16 недостаточно для того, чтобы выдерживать подобное дельфинирование. В остальном, сплав дает такие положительные качества лодке казанка, как: легкий вес, способность сопротивляться ржавчине и увеличенная прочность. Проблема всех плавсредств, изготовленных клепаной конструкцией — клепки ослабляются и могут создать потенциальную возможность разгерметизации. Наблюдались случаи поломки носовых шпангоутов у судов с таким строением.

Форпик разделен на две части: герметичный блок, заполненный воздухом, и отсек для хранения багажа во второй переборке, с запирающейся на замок дверцей. В отсек плавучести, обеспечивающий непотопляемость водного транспорта, есть доступ благодаря люку, не пропускающему воду. На палубе положены деревянные настилы. Бока укреплены продольными реданами. На линии соединения бортовой и днищевой обшивки нет брызгоотбойника, что доставляет неудобства тем, кто находится в катере. Высоты борта недостаточно для их защиты, и в дальнейших моделях, она увеличится до 80 см.

Транец не самоотливной формы, усилен бакелитовой фанерой, рассчитан на один двигатель. Маломощные ПМ весят поменьше и транцевая плита их держит хорошо. Угол килеватости провоцирует разбрызгивание воды из–под катера, что, в свою очередь, приводит к накоплению ее в подмоторной нише и усложняет управление. В дальнейших линейных экземплярах килеватость повышена до 7°, но затем снижена до 5°.

Самые первые моторные лодки из серии Казанка не были оснащены ветровым стеклом. Их изготавливали и монтировали обладатели плавсредств своими силами, по мере необходимости. Собственноручное остекленение можно выполнить, изготовив рамку нужной формы из нержавеющей трубы. Сгибают ее в трубогибе, засыпав сухой песок в середину, а концы закрыв деревянными затычками. Затем вырезают стекло по размеру и вставляют в окантовку. Последний штрих — монтируем на место при помощи заклепок.

В комплекте с мотосудном шли 2 деревянных весла с уключинами, и одно кормовое, из того же материала. Слани, в количестве 3 штук, покрывали все обитаемое пространство палубы. На случай ремонта прилагалась особая «аптечка»: пластина из Д16, уплотнительная лента и запас заклепок.

Мотолодка модификации Казанка удобна для спокойных прогулок. Ночлег в ней затрудняется сравнительно маленькой шириной кокпита — 1,24 м. Учитывая, что вместимость глиссера 4 человека, все они не имеют возможности одновременно расположиться в нем для сна.

Места для хранения личных вещей и инструментов предусмотрено недостаточно. Обладателям приходится самостоятельно мастерить шкафчики по бокам бортов для устранения проблемы.

Габариты: ширина, длина — позволяют удобно разместиться на двух передних жестких сиденьях и задней деревянной скамье 4 пассажирам. Рыбалка с катера в спокойную погоду доставит массу удовольствия участвующим, так как остойчивость на стоянке вполне приемлемая.

Параметры лодки Казанка делают ее слишком громоздкой для транспортировки на крыше автомобиля. Поэтому необходимо приобрести или изготовить своими руками специальный лодочный прицеп. При покупке данного приспособления следует следить за тем, чтоб подвеска была с должной степенью аммортизации. В противном случае, в процессе перевозки, возможны поломки транца, дна и даже машины.

Не рекомендуется возить двигатель в верхнем откинутом состоянии, так как создается слишком большая нагрузка на транец. Если нет другого выхода, желательно подложить деревянный брусок под ПМ, подходящий по размеру.

Непотопляемость

Главное отличие лодки Казанка от последующих двух моделей — низкая степень остойчивости. Непотопляемость обеспечивал блок плавучести в форпике с воздушной подушкой. Однако, на полном ходу кормовая часть корпуса заливалась водой и становилась тяжелее. По причине маленькой высоты бортов судно было очень неустойчиво при выполнении маневров или поворотов и уходило в оверкиль.

Установка булей на Казанку

В технических характеристиках заводского паспорта лодки Казанка имеются рекомендации не совершать поездки при волнении 2 балла и выше. Мореходные качества катера недостаточны, поэтому выход разрешен в просторы рек, большие или маленькие озера и водохранилища.

Эксплуатация моторок допускается при удалении от береговой линии, не заходя далее 1500 м. При 10–15 км/ч мотобот хорошо управляем, имеет легкий выход в глисс без дополнительного оборудования. Максимальная скорость плавсредства с «Москвой» — 25 км/ч.

Модернизировать мотосудно с целью увеличения его скорости можно по–разному. Первый вариант — установка подводных крыльев. С ними глиссер разгоняется вдвое быстрее при полной загрузке. Исследования показали, что данные улучшения помогают свободно идти по волнам, высотой до 30 см. Крылья вырезают из металлической трубы: делают из ее кусков полосы, придают им необходимую форму, сваривают и крепят болтами к корме, иногда к носу. В 60-е годы крыльевые устройства изготавливали с откидным механизмом и разделяли их на плоские, V–образные и трапециевидные. Днище при глиссировании с крыльями идет над поверхностью воды, лишь малая часть корпуса мотосудна остается в воде, соответственно, расход топлива становится меньше.

Установка подводных крыльев


Характеристика крыльевого устройства

Для данной мотолодки подходят моторы «Вихрь–20», «Москва–10», «Ветерок–8М», «Меркурий–10», «Нептун 23», «Парсун 9,8 (5,8)», «Honda BF 20» и другие. 20–сильный Вихрь разгоняется до 40, а с Хондой до 39 км/ч.

Моторные лодки из линейного ряда Казанка предназначены только для средней мощности ПМ, л. с. 10 или 15. Для двигателей немного посильнее необходимо основательно усилить подмоторную нишу. Предел для тонкой обшивки дна 25 км/ч, иначе крепление клепок ослабнет или они вообще сотрутся со временем.

Мотобот оснащен родными веслами из дерева с уключинами. На бортах предусмотрены отверстия под них. Кормовое весло изначально входило в комплект, дополняя его. Сегодня можно купить изделия из пластмасса, дерева, дюралюминия, а также комбинированные.Весла необходимы для того, чтоб тихо подойти к берегу, для бесшумного перемещения во время рыбалки, расчистки воды от засоров и на случай непредвиденной поломки двигателя.

На мотобот могут устанавливаться 2 паруса, совершенно меняя его гидродинамику. Площадь их вкупе не должна быть более 7 м2. Для этого нужно добавить руль, киль, грот и латы для поддержки задней шкаторины. Мачта ставится непосредственно за переборкой отсека в форпике. моторка даже может идти под определенным углом к ветру.

Парус на лодку Казанка

Купить лодку “Казанка ”, успевшую стать народным “бестселлером”, можно на Авито или любом другом сайте. Стоимость товара зависит от его состояния и изношенности. Продажа б/у суден начинается от 10 тысяч рублей и доходит до 120. При наличии ПМ сумма возрастет на 17—20 т. р. и больше. Самые дешевые представители серии, конечно, продаются без стекол, оборудования и др.

Отзывы владельцев чрезвычайно контрастны: от резкого негатива до восторженного позитива. На форумах есть множество пострадавших от плохой остойчивости на воде, чьи мотоботы утонули в процессе поездки. Но если использовать их исключительно по назначению и соответственно тех. характеристикам, то глиссер справляется со своими обязанностями.

О тюнинге первой вариации можно написать несколько томов книг. Исходя из конструктивных недостатков, хозяева изгалялись, как могли. Доработки в виде наделки булей, подводных крыльев, монтирования ветрозащитной системы и фальшборта были только разогревом. Умельцы додумались до оснащения глиссера парусами. Переделка своими руками подмоторного отсека, кокпита и панели управления для максимального удобства выполняется почти каждым капитаном, об этом подробно расписано на специализированных сайтах.

Катер является неплохим вариантом для прогулок, если использовать его не в качестве скоростного глиссера, а для служебных обязанностей, ловли рыбы или дневных походов. Мотолодка была премьерой в промышленном масштабе, первой в своей серии и новичком в дюралюминиевом судопроизводстве, полюбившимся на долгие годы своему потребителю.

Лодки «Казанка»

Лодка «Казанка» - лёгкое моторное судно, корпус которой изготовлен из авиационного дюралюминия (высокопрочный сплав алюминия с магнием, медью и марганцем). Маломерное моторное судно «Казанка» самая распространённая отечественная модель лодок с подвесным мотором.

Лодка Казанка

За весь период выпуска лодок на Казанском авиазаводе имени Горбунова, модели «Казанка» с 1955 по 1977 годы было произведено свыше 200 тысяч единиц. Всего выпускалось 6 вариантов плавательного средства серии «Казанка».

Маломерный флот предназначался для охоты и рыбалки, в качестве туристического и прогулочного плавательного средства. Лодка использовалось на спокойных небольших реках при умеренном волнении. При перегрузке или сильном волнении воды, лодка теряет устойчивость и склонна к перевороту, о чем свидетельствует большое число трагедий связанных с лодками «Казанка».

Самые последние модели лодка «Казанка М» и лодка «Южанка» были усовершенствованы. В целях увеличения показателей остойчивости (способность плавучего средства оставаться на плаву под воздействием внешних факторов), запаса плавучести и непотопляемости были установлены бортовые наделки (були).

Конструкция лодки «Казанка»

Конструкция лодки «Казанка» изготавливалась из дюралюминиевых листов толщиной 1 мм, днище обшито листами толщиной 1.8 мм. клёпочным методом. Для герметизации швов, в места соединения листов были проложены уплотнители тиоколовой (ткань, прорезиненная специальным клеем) лентой.

Основной отличительной положительной особенностью от других моторных лодок является небольшой вес лодки «Казанка», масса с оборудованием и снаряжением не превышает 138 килограмм.

В комплектацию судна входило:

  • два лёгких распашных деревянных весла с уключинами;
  • слани (деревянный реечный настил) в количестве 3 штук;
  • набор для ремонта, куда входили: пластина дюралюминия, дополнительные заклёпки, уплотнительная лента;
  • лодка оборудовалась жёсткими сплошными деревянными сидениями со спинками.

Технические характеристики лодок «Казанка»

Технические характеристики лодок «Казанка» таковы, что при вместительности до 4 человек с мотором небольшой мощности способно быстро перемещаться по водной поверхности со скоростью 25 км/ч. Имея отличные технические и ходовые характеристики, маломерные суда «Казанка», составили конкуренцию всем известным маломерным судам. Различные модификации самой популярной бюджетной моторки «Казанка» отличаются друг от друга техническими характеристиками.

Плоскодонная моторная лодка «Казанка» была известна в народе под названием «Метла».

Лодка «Казанка»

Лодка «Казанка»

Лодка «Казанка» технические характеристики (самой распространённой на всём постсоветском пространстве лодки с подвесным мотором):

  • максимальная длина лодки «Казанка» - 4.6 метра;
  • наибольшая ширин - 1.24 метра;
  • высота борта на миделе (вертикальное измерение средней линии судна) - 68 сантиметров;
  • грузоподъёмность - 400 килограмм;
  • вес судна вместе с оборудованием и снаряжением - 138 килограмм;
  • пассажировместимость - 4 человека;
  • допустимая мощность мотора при сохранении хороших ходовых качеств-не больше 15 л.с.;
  • максимальная скорость лодки при полной загрузки с мотором 10 л.с.-25 км/ч.

Лодка «Казанка М»

Второе поколение лодки «Казанка М» несколько отличается от первых моделей лёгких лодок. Для увеличения остойчивости (сохранение плавучести при воздействии внешних неблагоприятных факторов) судна, к бортам в кормовой части были добавлены герметичные були (дополнительные бортовые конструкции).

Лодка «Казанка М»

Размер лодки «Казанка М», грузоподъёмность и пассажировместимость остались практически без изменения, но улучшились ходовые качества и увеличился вес конструкции.

Лодка «Казанка М» технические характеристики:

  • масса лодки с оборудованием и снаряжением - 145 килограмм;
  • максимальная скорость с использованием мотора мощностью 25 л.с., при полной загруженности лодки составляла 30-40 км/ч;
  • улучшены мореходные качества, плавсредство может сохранять свои ходовые качества при высоты волны свыше 20 сантиметров;
  • лодка была дооборудована ветровым стеклом.

Лодка «Южанка»

На базе лёгкой лодки «Казанка» в конструкторском бюро Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве была выпущена новая усовершенствованная модель маломерной лодки «Южанка».

Лодка Южанка

Лодка «Южанка» отличается от исходной модели «Казанка» конструктивными новшествами:

  • лодка была оснащена двумя ветровыми стеклами для защиты от брызг и ветра;
  • судно могло уходить от берега в море на расстояние более 1 километра при волнении не выше трёх баллов;
  • установленные надстройки (були) длиной 275 сантиметров, обеспечивали улучшенные гидродинамические качества;
  • за счёт дополнительных конструкций увеличился вес лодки-145 килограмм;
  • пассажировместимость-5 человек;
  • водоизмещение (объём воды, вытесненной подводной частью судна) 365 литров;
  • наличие защитного тента;
  • осадка (глубина погружения в воду) при максимальной загруженности лодки-не более 15 сантиметров;
  • при затопляемости трюма судно оставалось на плаву в горизонтальном положении.

Лодка «Казанка 2»

Лодка «Казанка 2» было спущено на воду через 3 года с моменты выхода первой модели.

Лодка «Казанка 2»

Плавсредство претерпело несколько изменений, с учётом всех недоработок первых моделей, новая модификация имела отличительные технические характеристики:

  • увеличилась пассажировместимость до 8 человек;
  • возможность перемещения при волнении в 3 балла;
  • использовании подвесного мотора мощностью свыше 25л.с.;

Лодка «Казанка 5»

Лодка «Казанка 5» с обновлённым дизайном и некоторыми конструкторскими доработками с улучшенными техническими характеристиками, стала самым востребованным плавучим средством среди рыболовов и туристов.

Лодка «Казанка 5»

Описание:

  • корпус судна был изготовлен из композиционного алюминиевого сплава с повышенной пластичностью;
  • жёсткие сидения заменены на мягкие складные кресла;
  • рекомендовано использование мотора мощностью более 30 л.с.
  • улучшены качества по непотопляемости судна за счет применения пенопласта под кормой палубы.

Лодка «Казанка 5М»

Лодка «Казанка 5М» не существенно отличается от всех предыдущим модификаций. Массовый выпуск этих лодок начался в 1978 году и прекратился в конце 80-х годов. Лодка имела выносной транец для двух подвесных моторов.

Лодка «Казанка 5М»

Грузоподъёмность лодки и размеры остались прежними, но вследствие конструкторских изменений, значительно увеличились эксплуатационные характеристики:

  • общая масса с оборудованием составила 190 килограмм;
  • возможность использования мотора мощностью 60 л.с;
  • за счёт изменения подводной носовой части улучшились ходовые качества.

Тюнинг для лодок «Казанка»

Тюнинг для лодок «Казанка»

Владельцы тюнингуют лодки «Казанка» исходя из своих предпочтений к комфорту и назначения плавсредства:

  • в качестве защитного покрытия корпуса лодки от износостойкости и сохранения клёпочного соединения покрывают средством «Line-Х» толщиной 2,5-3 мм;
  • тюнинг лодки «Казанка» так же заключается в цветовом оформлении, его можно выбрать по своему предпочтению, но чаще раскрашивают в хаки;
  • внутри салон обшивают фанерой;
  • для запуска мотора от аккумулятора оснастку лодки дополняют электрооборудованием;
  • внутри кормовой части устанавливают дополнительную ёмкость для топлива;
  • заменяют сидения на съёмные поворотные кресла;
  • дополняют сигнальной мачтой.

Тенты для лодок «Казанка»

Первоначально тенты для лодок «Казанка» не были предусмотрены. В настоящее время появилась возможность приобретения различных защитных тентов для всех модификаций мотолодок «Казанка».

Тенты для лодок «Казанка»

Материалом может служить брезент, палаточная ткань или полиэстер с акрилом.

В базовой комплектации тента для маломерного флота предусмотрены:

  • несколько прозрачных вставок;
  • металлические или пластиковые дуги для крепления тента к корпусу судна;
  • до 10 вариантов трансформации с несколькими входными люками;
  • чехол для тента

Достоинства и недостатки лодок «Казанка»

Лёгкие и подвижные лодки серии «Казанка» имели несколько существенных недостатков:

  • при использовании мощных моторов во время поворота на полном ходу или резком старте лодки теряли остойчивость и переворачивались;
  • из-з плоского днища был жёсткий скачкообразный ход по волнам, что приводило к снижению качества клёпочной обшивки;
  • под мотором не было самоотливной ниши;
  • в целях безопасности было рекомендовано использование подвесного мотора мощностью до 15 л.с.;
  • у лодки отсутствовал брызгоотбойник, что приводило к заливанию кокпита (открытое внутреннее пространство для рулевого) водой.

Неоспоримыми достоинствами лодок «Казанка» являются:

  • небольшой вес (138 килограммов);
  • невысокая стоимость;
  • удобства транспортировки;
  • пассажировместимость (4-8 человека);
  • малые затраты при ремонте и простота в управлении;
  • отличные ходовые качества при использовании маломощного мотора;
  • низкая посадка способствует быстрому глиссированию (передвижение плавсредства на водной поверхности);
  • хорошие маневренные качества.

Все модификации лодок «Казанка» отличаются универсальностью и максимальной простой в управлении в сочетании с отличными антикоррозийными качествами и долговечностью.

Лодка Казанка ее характеристики и модификации


Лодка Казанка ( Метла )– это серия моторных суден, которые выпускались еще при Советском Союзе на территории авиазавода имени С. П. Горбунова, начиная с 1955 года. Среди основных и самых популярных моделей моторных лодок следует назвать такие:

  • «Казанка»;
  • «Казанка-М, или второе название Южанка»;
  • «Казанка-2»;
  • «Казанка-5»;
  • «Казанка-5М».

Именно эта лодка стала первым маломерным судном, которое начало выпускаться серийно.

История лодки «Казанка»

Несмотря на то, что первые лодки этой серии сошли с конвейера в 1955 году, они пользуются высоким спросом среди рыбаков и водномоторников и по сей день. Их популярность обуславливается практичностью и надежностью, но не менее главная их ценность состоит в том, что благодаря дополнительным аксессуарам можно сделать первоклассный тюнинг старых моделей маломерных суден и превратить лодку в удобное, стильное и комфортное средство перемещения по воде.

Изначально для изготовления лодок инженеры и конструкторы использовали дюралюминий. Этот материал отличается небольшим весом, но вместе с тем он не ржавеет и имеет продолжительный эксплуатационный срок, поэтому его активно используют в авиации и космонавтике. Дюралюминий – это сплав меди и алюминия с добавлением марганца.

Чем отличается «Казанка» от «Казанки-М» и «Южанки»?

Мотолодка «Казанка-М» («Южанка») от предыдущей модели отличается бортовыми булями, которые находятся в кормовой части лодки. Були имеют четкую геометрию и объем в 52 литра. Они увеличивают длину плавательного средства на 400 мм и дополнительно выполняют роль отсеков плавучести, благодаря которым судно становится непотопляемым. На предыдущих моделях маломерных суден серии «Казанка» були заполнялись легким пенополистиролом.

Мотолодка «Казанка-М» («Южанка»)
Лодка Южанка

Корпус «Южанки» также выполнялся из прочного и износоустойчивого дюралюминия. Он состоял из таких элементов:

  • продольно расположенных ребер жесткости;
  • шпангоутов;
  • двух переборок.

Толщина дна лодки варьируется от 1,5 до 1,8 мм, а толщина палубы и бортов составляет 1 мм. Лодка имеет герметичный отсек, который оснащается водонепроницаемой форпиковой переборкой. Также имеется багажное отделение для походного снаряжения. В связи с тем, что отечественные мотолодки оснащались жесткими сиденьями со спинками, в современные дни для большего комфорта владельцы лодок нередко дополнительно покупают комплект мягких накладок на сидение Казанка. Большой выбор аксессуаров для тюнинга и модернизации мотолодок этой серии предлагает наш сайт, на котором можно недорого купить тенты ходовые, сиденья, кресла и многое другое.

​​​​​​​​​​​​​​

Тент Южанка
Лодка Южанка

Эксплуатировать лодки «Южанка» можно на расстоянии от берега не больше 1500 м при волнении не выше 2 баллов. Если оснастить лодку мотором «Вихрь», то она сможет развить скорость до 40 км/ч. С полной загрузкой скорость лодки составит 30 км/ч. Лодки, оснащенные двигателем «Москва» мощностью на 10 лошадиных сил, развивают скорость 25 км/ ч при полной загрузке 12 км/ч.

Лодка Казанка-2М

Моторная лодка «Казанка» выпускалась до 1978 года, но ей на смену все же пришла новая модификация «Казанка-2М», которая стала самой большой лодкой в СССР, изготовленной из дюраля. По своим размерам она намного превосходила первую модель лодки. В длину она занимала 5 м, поэтому стала самой длиной рыбацкой лодкой в СССР.

К отличительным особенностям лодки «Казанка-2М» можно отнести:

  • она вмещает в себя 6 человек, в то время как обычные рыбацкие лодки, выпускаемые в то время, могли поместить на своем борту не больше 5 человек;
  • оснащается мотором на 50 лошадиных сил;
  • развивает скорость около 28 км в час, причем при полной загрузке;
  • в ширину лодка занимает 1,6 м;
  • для снаряжения имеются отдельные ящики.

Лодка Казанка 2М
Тент Казанка 2М

Это далеко не все особенности мотолодки. Ко всему прочему она имеет изогнутую форму корпуса, позволят установить мотор от легкового автомобиля, а также избавлена от выносного транца, который был у предшественницы.

Плавательные судна этой серии можно было встретить практически на всех реках Советского Союза, но, несмотря на то, что с момента их производства прошло несколько десятков лет, они по-прежнему используются для туристических целей, организации семейных морских путешествий и рыбалки. Среди заядлых водномоторников, считаются одними из лучших отечественных рыболовецких суден.

Недостатки лодки «Казанка-2М»

К недостаткам этой модификации отечественных «Казанок» относят закрученные обводы и небольшой ходовой дифферент. Также возникают сложности при перемещении по воде, из-за сильного водного сопротивления. Если сравнивать эту лодку с последующей моделью 5М3, то следует отметить, что она имеет усиленный корпус и оснащается мотором в 60 л/с.

Казанка 2М

Лодка «Казанка-5»

На смену устаревшей модели «2М» стали производить новую мотолодку «Казанка-5», которая практически по всем показателям превосходила свою предшественницу. Маломерное судно было спроектировано с учетом повышенного уровня комфорта и с более высоким коэффициентом мореходности. При этом мощность моторов была ограничена. По сравнению с этой моделью мотолодок «Казанка-5М» оснащалась выносным транцем, рассчитанным на два мотора подвесного типа.

К отличительным особенностям данной модификации маломерного судна относят вогнуто-килевые обводы, благодаря которым лодка набирает большую скорость, а также может похвастаться отличной маневренностью, правда ею должен управлять только опытный водномоторник. По словам неопытных пользователей, при неумелом управлении она часто зарываться краями кормовой части в воду при повороте. Були снижают это зарывание, выталкивают корму.

Достаточно длительное время «Казанками-5» управляли только профессиональные рыбаки и водномоторники, которые знали, сколько и когда нужно добавить газу, а когда уменьшить подачу топлива.

Огромным минусом лодки этой модификации считается слабое дно, которое через 5-10 лет портится и начинает протекать. По этой причине стали выпускать новые лодки – 5М2, 5М3 и 5М4, причем каждая из них имеет своим преимущества и недостатки.

А также на опыте нашей компании Тент Плюс обнаруженно что пенопласт который находится в булях гидроскопичен(т.е. впитывает влагу) за годы эксплуатации набирает вес, тем самым утежеляет були и теряется их свойство плавчусти, мы рекомендуем заменить пенапласт на не гидроскопичный материал.

Мотолодки «Казанка-5М2» и «Казанка-5М3»

Это новые модели маломерных суден серии «Казанка», которые имеют вес в 190 кг и могут дополнительно оснащаться различными аксессуарами для увеличения комфорта, повышения скорости и маневренности. Так, лодка 5М2 позволяет устанавливать на нее мотор мощностью в 55 лошадиных сил, а модель 5М3 можно оснастить двигателем в 60 лошадиных сил. По этой причине скорость новых лодок резко возросла, а 5М3 сразу же пришлась по душе не только заядлым рыбакам, но и любителям речных прогулок.

Производством этих лодок конструкторы и инженеры КАПО занялись после того, как водномоторники выразили свое недовольство предыдущими модификациями. В ходе доработок лодку 5М2 оснастили подмоторным рецессором, а также немного изменили планировку кокпита, форму ветрового стекла и прочее. Данная модификация выпускалась с 1978 года до конца девяностых.

Казанка 5
Лодка Казанка 5

Как это неудивительно, но главным минусом лодки стали ее фирменные обводы, которые, как и у предыдущих моделей, были закрученными. В дождливую погоду во время путешествий по реке нос лодки сильно врезался в воду, из-за чего люди страдали от брызг, при этом заметно снижалась скорость судна. В то же время в тихую погоду перемещение по воде также было затруднено. Из-за небольшого ходового дифферента влажная поверхность корпуса лодки становилась большой, в результате чего увеличивалось сопротивление. Если говорить о мотолодке «5М3», то она имела подкрепленный корпус и увеличенную мощность силового агрегата.

«Казанка» серии М: модели 5М4 и 5М7

Впервые лодку модели 5М4 выпустили в 80-х годах прошлого столетия. Ее основные характеристики стали такими:

  • выпукло-килеватые обводы;
  • увеличенная носовая часть;
  • плавные скуловые части;
  • увеличенная до 8,5 градусов килеватость;
  • лучшие ходовые качества.

Плюс ко всему, лодка стала быстрее и вместительнее: в ней может поместиться до пяти человек.

Лодка Казанка 5м4
Лодка Лфзанка 5 М

Характеристики лодки 5М7

Моторное судно модификации 5М7 создано для более широкого круга пользователей. Лодка может свободно перемещаться по озерам, рекам и даже морям. На ней можно отплывать от берега на 3 км.

Она подходит для таких целей:

  • рыбалки;
  • активного отдыха вместе со своей семьей;
  • охоты.

По сравнению с другими «Казанками» модель 5М7 имеет вкладыш из стеклопакета, который используется вместо верхней части судна, выполненной из дюраля. Теперь данная часть имеет чашевидную форму и монтируется в днище, за счет чего плавательное средство выглядит более солидно и модно, при этом привлекательнее стал и кокпит.

Модификация «Казанки» доступна для потребителей в трех исполнениях:

Мотолодка «Казанка-2»

Выпуск этой модели мотолодок связан с требованием водномоторников и рыбаков, которые хотели видеть принципиально новую лодку. Так, в 1970-х годах появилась «Казанка-2» , которая рассчитана на мотор в 50 л/с. В длину эта лодка, как и «2М», составляет 5 метров и вмещает в себя 6 человек.

К преимуществам маломерного судна можно отнести улучшенную мореходность, поэтому прокатиться по морю на судне можно на ней, как говорится, с ветерком. Благодаря усовершенствованиям лодка выдерживает высоту волны до 1,25 метров. Именно на этой модели конструкторы КАПО впервые использовали свои фирменные обводы изогнуто-килеватого исполнения. Они были позаимствованы у торпедных катеров, которые выпускались задолго до войны.

«Казанка 6М»: особенности лодки

Это последнее обновление в семействе «Казанок», которое выпустили в 1990 году. Лодка 6М – это настоящий шедевр от казанского завода, которая получила совершенно новые технические данные. Несмотря на то, что на ней категорически нельзя выходить в море и плавать при высоте волны больше 20 см, она имеет ряд неоспоримых достоинств. Вес лодки составляет всего 82 кг, в то время как предыдущие модификации весили 190 кг, за исключением «Казанки-2М» массой в 220 кг.

К плюсам мотосудна 6М относят:

  • маневренность за счет легкости;
  • устойчивость на спокойной воде;
  • послушность (лодкой легко и приятно управлять);
  • совершенно плоское дно.

Современные возможности и совершенствования лодок «Казанка»

Для того чтобы сделать отечественную лодку серии «Казанка» более комфортной, безопасной и удобной для эксплуатации, наша компания предлагает купить дополнительные элементы тюнинга, к которым относят:

    ; ; ;
  • электрическое оборудование и многое другое.

Лобовое стекло на Казанка 5М
Тент на лодку Казанка 5м

Каждый из представленных элементов имеет свои достоинства и предоставляет уникальную возможность превратить старую модель лодки в современное плавательное средство, которое можно использовать для морских и речных путешествий, для охоты, семейных прогулок и рыбалки.

Сидение на Казанку
Сидение казанка

Например, лобовое стекло с калиткой на моторную лодку модификации 5М4 служит для защиты пассажиров от встречного ветра и брызг воды. Такое стекло позволит выходить на нос лодки и любоваться открывающимся видом на морскую или речную гладь. Также у нас представлен богатый ассортимент ходовых тентов, которые могут частично или полностью закрывать лодку. Благодаря этому в ней можно оставаться и ночью.

Лодка «Казанка»: всесоюзный хит родом из ТАССР

Лодка «Казанка»: всесоюзный хит родом из ТАССР

Фото: из фондов Музея трудовой славы КАЗ им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев»

В 1955 году на КАПО им. С.П. Горбунова начали производить изделие, которое вообще не имело никакого отношения к авиации, но быстро стало всесоюзной сенсацией и прославило Казань. Это была дюралюминиевая лодка «Казанка» — первая советская моторка, которая вошла в массовый выпуск и которую можно было относительно свободно купить. Название марки «Казанка» быстро стало нарицательным среди жителей прибрежных зон. Сегодня в новом проекте «Реального времени» — рассказ о легендарной лодке, которая стала хитом в советские времена и которая до сих пор «летает» по большим и малым рекам нашей необъятной родины.

Первая советская массовая моторная лодка

В советское время большая часть оборонных предприятий (авиазаводы — не исключение) обязательно должна была выпускать товары народного потребления. Поэтому не нужно удивляться тому, что на КАПО им. Горбунова стали вдруг производить лодки. Почему бы нет? Здесь работали инженеры, которые отлично могли рассчитать ее характеристики, имелись все технологии работы с металлом — бери и делай. Они и сделали.

В 1955 году на заводе сделали первую партию металлических лодок, предполагавших использование мотора. Распространялись они через торговую сеть. «Казанка» стала первой моторной лодкой в Союзе, которая вошла в массовое производство и которую можно было купить обычному человеку. До тех пор обычному гражданину доступны были лодки деревянные — на них и рыбачили, и переправлялись с берега на берег, и перевозили пассажиров. С появлением «Казанки» все изменилось.

Ее делали из дюралюминия (как вслед за ней и большинство других моторок в Союзе), поэтому такой тип лодок в народе ласково называли «дюральками». Этот сплав меди и алюминия с добавлением марганца использовали и продолжают использовать в авиации, его же на казанском авиазаводе выбрали и для речных судов: материал этот легкий, не ржавеет и имеет долгий срок эксплуатации.

Первые «Казанки» были 463 см в длину, 124 см в ширину. Это были плоскодонные лодки, очень простые в конструкции и позволявшие «навешивать» разнообразное оборудование, улучшавшее ходовые свойства. Осадка у лодок была малая (что ценно), они легко выходили на глиссирование, даже при условии маломощного мотора и большой нагрузки. В первые «Казанки» помещалось 4 человека, скорость под мотором «Москва» достигала 25 км/час (но с полной нагрузкой можно было ехать только со скоростью 12 км/час).

Изделие казанских авиаконструкторов быстро полюбилось советским гражданам, и лодка начала распространяться по всему Советскому Союзу. Название «Казанка» стало нарицательным для всех «дюралек». Эта лодка стала основой для разработки всех остальных лодок, выходивших в массовое производство в Советском Союзе.

«Потому мы гусей и таскали, что нас на деревянной лодке догнать никто не мог»

Самые дешевые «Казанки» — первая модель и ее усовершенствованная сестричка «Казанка-М». У первой была невысока устойчивость. Борта лодки изгибались внутрь, и поэтому при резком повороте лодка часто переворачивалась. Поэтому к концу 1970-х использование «Казанок» первого поколения на большинстве советских водоемов было вообще запрещено. «Казанка-М» имела дополнительные герметичные були на бортах в кормовой части. Это были дополнительные блоки плавучести, которые повышали остойчивость. Внутри эти конструкции были или пустые, или заполненные полистиролом.

Потом появилась очередная модификация, «Казанка МД», в которую добавили еще и дистанционное управление подвесным мотором, а вместимость выросла до 5 человек (или 400 кг груза). Скорость она развивала до 43 км/час. А в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе, начали делать «Южанку» — это была практически та же самая модель с незначительными изменениями.

Конечно, в 1950-е годы советские граждане в массе своей жили экономно, излишеств себе позволить не могли. Но к семидесятым благосостояние уже понемногу накапливалось, страна становилась на рельсы относительного благополучия. Поэтому количество «дюралек» на берегах наших рек росло. Самыми дешевыми моделями в 1973 году были «Южанка» и «Казанка-МД» — стоили они 350 и 420 рублей соответственно. Зарплата инженера в том же году составляла 170—180 рублей, студенческая стипендия была 40 рублей. Так что лодка была удовольствием довольно дорогим, но для жителей прибрежных населенных пунктов, которые кормились с реки, эта дороговизна была оправданной. Надо сказать, что «Казанки-МД» до сих пор в огромных количествах летают по акватории Волги, Камы, Казанки и других рек бывшего СССР, даже несмотря на то, что они не выпускаются аж с 1978 года. Долговечным оказался советский дюралюминий!

Читатель «Реального времени» Александр Артамонов вырос в Рыбной Слободе, на берегу Камы. Рыбаком был его отец, рыбачит всю жизнь и он сам. Он рассказывает нашему изданию:

— Родители подарили мне «Казанку-М» в 1973 году, когда я окончил первый курс института. Мы же на реке проводили все лето — рыбачили, отдыхать на острова ездили, да и просто катались. Отец купил лодку с рук, кажется, рублей за 200 — на новую денег точно не хватило бы. А я откладывал со стипендии, купил мотор «Ветерок». Конечно, тогда еще очень многие ходили на деревянных лодках, но и дюралек уже было полно. У нас ведь все село при лодках было, все рыбачили. Мы молодые были, катались на моей «Казанке» всей компанией постоянно. Летом ездили отдыхать — на острова. Уху варили, на гитаре играли. На водных лыжах катались, конечно — на деревянной-то не покатаешься. Бывало, и хулиганили: плывешь мимо какой-нибудь деревни, видишь стадо гусей. Ну и прихватишь одного — и давай драпать. Мы-то на моторе. А у деревенских дюралек тогда особо не было. Потому мы гусей и таскали, что на деревянной лодке нас догнать никто не мог… Ну а через три года, видно, бог наказал: мою «Казанку» вместе с «Ветерком» и у меня стащили. Так и не нашли.

Александр, кстати, и теперь рыбачит на «дюральке» — на одной из старинных модификаций «Казанки», практически на такой же, какую увели у него в молодости. И по берегу Рыбной Слободы летом можно увидеть многие десятки таких лодок. Их обвешивают разными усовершенствованиями, вплоть до того, что надстраивают на них кабины. Забавно видеть лодку полувековой давности, на которой стоит новомодный японский мотор — но это совершенно обычное сегодня явление.

Развитие модельного ряда и гримасы дефицита

Потом были и другие модификации. «Казанка-2М» была самой большой дюралевой лодкой, выпускавшейся в СССР, она вмещала шестерых пассажиров, в длину была 4,65 метра. «Казанка-5» была рассчитана даже на морские прогулки, ее проектировали с расчетом на повышенную комфортабельность, а ее выносной транец позволял устанавливать не один, а целых два подвесных мотора.

К 1978 году «Казанок» разных модификаций выпустили больше 200 тысяч. Если у первых лодок не было даже ветрового стекла, они были рассчитаны на мотор мощностью до 15 лошадиных сил, то «Казанка-2» могла уже перевозить до восьми человек, выдерживала волнение в три балла и могла ходить под мотором мощностью в 50 лошадиных сил.

С 1978 года в массовое производство запустили модель «Казанка 5М2», и продлился ее выпуск до конца 1980-х. Разрешенная мощность мотора у нее была 55 лошадиных сил, в нее помещалось 4 человека или 400 кг груза. В дальнейшем пятая серия казанских моторок развивалась — в 1989 появилась «Казанка 5М 4». Выросла ее максимально возможная скорость — по воде на ней можно было «летать» на 40 км/час. И наконец, 5М7, которая стала своеобразной вершиной эволюции «Казанок», в этой модели выпускались три разных комплектации («Рыбак», «Турист» и «Комфорт»), улучшились ее ходовые характеристики. Кое-кто делал на основе этой модели даже парусные суда.

«Казанку» тюнинговали как могли — гигабайты информации об этом и сейчас можно найти на просторах Сети, потому что процесс еще не закончен и вовсю продолжается.

Но как обстояли дела с советским дефицитом? Да так же, как и во всех остальных сферах. Роман Игнатьев, наш читатель, рассказывает о том, как в начале 1980-х его отец пытался купить «Казанку». Это оказалось проще, чем приобрести автомобиль, но ненамного. В свободной продаже в магазинах Казани их не было, попытка позвонить на завод тоже ничем конструктивным не закончилась. И Игнатьев-старший решил попытать счастья в райцентрах республики. Мы уже как-то рассказывали о том, что система распределения материальных благ работала в СССР довольно причудливо: например, через систему Райпотребсоюза можно было спокойно купить дефицитный телевизор или ковер где-нибудь в Лаишево, в то время как в казанских магазинах их было днем с огнем не сыскать. Так получилось и с лодкой. Мужчина приехал в отдаленную от города деревню — и обнаружил там «Казанку» в свободной продаже. Совершенно новенькую. Правда, «отрицательно оттюнингованную»: деревенские жители успели снять с нее ветровое стекло, элементы рулевого управления, весла — в общем, почти все съемные детали. Но и на том спасибо.


К сегодняшнему дню на официальном сайте «Туполева» лодки не фигурируют в списке производимой продукции. Фото: Максим Платонов

Закат звезды

В начале девяностых на КАПО, как и на других предприятиях оборонного комплекса, начались проблемы, нужно было перестраивать экономику. Стало не до лодок. «Казанки» прекратили выпускать массово. В 1997 году производство возобновили, но долго не могли наладить сбыт — до 2000 года спроса особого на лодки не было. Потом начался всплеск спроса, но начали расти цены на материалы. К примеру, в 2000 году в журнале «Катера и яхты» сообщалось, что сейчас КАПО планирует увеличить годовой выпуск «Казанки 5М4» до 500 лодок в год, а «Казанки 6М» — до 100 штук, а о создании специализированных дилерских и сервисных центров пока и говорить не приходится.

Потом началась экспансия китайских дешевых лодок, но до самого конца нулевых на заводе пытались вернуть былую славу одного из крупнейших производителей «дюралек». План на производство «Казанки-5М4» на 2008 год ставился 1650 штук. И производство как-то продолжалось. С 2009 года завод намеревался перейти на систему работы с официальными дилерами и дистрибьюторами.

Но к сегодняшнему дню на официальном сайте «Туполева» лодки не фигурируют в списке производимой продукции. Новую «Казанку» в магазинах купить невозможно — видимо, битва с китайскими моделями оказалась проигранной. Зато на сайтах объявлений подержанных казанских лодок множество — можно купить и старинную модель (от 20 тысяч рублей), и одну из последних (есть даже предложения ценой под миллион).

Читайте также: