Из какого металла сделана ступица

Обновлено: 02.05.2024

Постепенно будем собирать и систематизировать материалы по автомобильным деталям,т.е.,что из чего сделано.В данной теме будует информация о стальных,чугунных,алюминиевых деталях.

Стали пониженной прокаливаемости

50ППО (коромысло клапана ЗИЛ-130), 58 (55ПП), 60ПП (ведомая цилиндрическая шестерня главной передачи ЗИЛ-130, ведомая коническая шестерня ГАЗ-53А, вторичный вал ГАЗ-53А), НИПРА (шестерни полуоси, крестовины дифференциала)

Корпуса стеклоподъемников и дверных замков, кожуха системы охлаждения, брызговики двигателя, дверки кабин, крылья, глушители, щитки радиатора, панели капота, корпуса воздушного фильтра, детали кабин и кузовов, кронштейны, крышки клапанных механизмов, регулировочные прокладки, маслоотражатели, гайки, шурупы, детали приспособлений, нестандартного оборудования

Диски колес легковых автомобилей, различные пальцы и оси, болты и винты с круглой, олукрглой, цилиндрической, потайной и другими головками

Валы и червяки рулевого управления, валы управления коробкой передач, карданные валы, тросы стеклоподъемников, бамперы, детали рычага ручного тормоза, вилки переключения передач, вкладыши рулевых тяг, рычаги переключения передач, различные кронштейны, тросы управления карбюратором и др.

Карданные фланцы и вилки, шестерни коленчатого вала, шестерни масляного насоса, корпуса гидроцилиндров опрокидывающихся устройств самосвалов, выдвижные гильзы гидроподъемников, буксирные крюки, вилки переключения передач, шпильки колес, шестигранные резные болты, детали нестандартного оборудования

Коленчатые валы двигателя и компрессора, распределительные валы, поршневые пальцы, полуоси некоторых марок легковых автомобилей, оси шестерен заднего хода, поворотные шкворни, вилки карданного вала, венцы маховиков, разжимные кулаки колодок тормоза, штанги толкателей, шпильки головки блока и др.

Ведомые диски сцепления

Сталь для клапанов - 40Х9С2, 40XH, 40Х10С2М, 20ХН4ФА, 55Х20Г9АН4, 45Х14Н-14В2М,

Чугунные детали отечественных автомобилей

Впускные и выпускные трубопроводы двигателей, блоки цилиндров двигателей, маховики, нажимные диски сцеплений, блоки цилиндров компрессоров, картеры и крышки картеров коробок передач, мокрые гильзы цилиндров и гильзы двигателей воздушного охлаждения, тормозные барабаны, цилиндры гидротормозов и сцеплений и др.

Легированные и малолегированные

Монометаллические гильзы цилиндров, клапанные гнезда, гильзы цилиндров двигателей, поршневые кольца, диски сцеплений

Вставки в верхнюю часть мокрых гильз цилиндров, клапанные гнезда

Высокопрочные с шаровидным графитом

Поршневые кольца, коромысла клапанов, коленчатые валы, распределительные валы, картеры коробок передач, ступицы колес, тормозные барабаны, башмаки рессор, кронштейны двигателей и подвески

Картеры главных передач, картеры задних мостов, картеры рулевых механизмов, чашки дифференциала, ступицы колес, тормозные барабаны, кронштейны, педали

Направляющие втулки клапанов

Для наплавки тарелок толкателей, коромысел клапанов, кулачков распределительных валов при их ремонте

Алюминиевые автомобильные диски.

Изготавливаются из первичного алюминия. А356 AlSi7Mg03, российский аналог АК7ч

114_image001.png

19_image010.png

GERMAN_DISK.jpg

ITALIAN_DISK.jpg

JAPAN_DISK.jpg

AMERICAN_DISK.jpg

RUSSIAN_DISK.jpg

CHINA_DISK.jpg

Отличие оригинального диска от идентичного и реплики на примере BMW.

Диски оригинальные и идентичные изготавливаются на одном заводе Оригинальные диски подлежат клеймению знаком BMW и являются принадлежностью автомобиля.Всю юридическую ответственность несет BMW ,а не завод изготовитель дисков.Точно такой же диск,отлитый на том же заводе,но без клейма, называется идентичным - в этом все их отличие.Реплика-точная копия оригинального диска,с неизвестным составом алюминиевого сплава,отлитым. можно догадаться где.

Литые алюминиевые детали автомобиля

Наиболее характерные примеры применения литейных алюминиевых сплавов в конструкциях двигателей приводятся ниже.

Блоки У-образных двигателей ГАЭ-53 и ГАЗ-66 изготавливают из сплава АЛ4 литьем под давлением. Минимальная толщина стенки составляет 4,5 мм, масса отливки 29 кг и полностью механически обработанного блока 26 кг. Двигатель ГАЗ-24 имеет блок цилиндров из сплава АЛ4 массой 17 кг.

Головки двигателей автомобилей ВАЗа отливают в кокиль из сплава АК6М2, трубы впускные — из сплава АК9. Методом литья под давлением изготавливают корпуса масляного насоса и ряд других деталей.

Четырехцилиндровый блок двигателя английской фирмы «Hill-man» получают литьем под низким давлением из сплава типа AЛ4. Крышки коренных подшипников изготавливают литьем под давлением из сплава, содержащего 9 % Si и 3 % Си. Головку блока цилиндров отливают из сплава типа AJ16 в кокиль. Методом литья под давлением отливают переднюю крышку с водяным насосом, крышку клапанной коробки, секцию толкателей и выпускную трубу. Восьмицилиндровый У-образный двигатель английского автомобиля Rover целиком изготовлен из алюминиевых сплавов. Блок цилиндров отливают из сплава М25 в землю, головку — под давлением. Двигатель «Peugeot-204» (Франция) с алюминиевым блоком и головкой цилиндров поперечного расположения смонтирован в блоке с коробкой передач. Масса силового агрегата составляет 125 кг. Алюминиевый блок цилиндров двигателя «Renault-16» отливают под давлением. Одновременно из алюминиевых сплавов изготавливают головку и ряд других делалей. Масса двигателя 92 кг. Картер коленчатого вала У-образного двигателя воздушного охлаждения «Tat-га-603» отливают из сплава типа АЛ4. Головки на каждый цилиндр отливают в кокиль из сплава типа AЛ13. Американский шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Chevrolet-Corvair» изготавливают из алюминиевых сплавов методом литья под низким давлением. Алюминиевая головка выполнена общей на каждые три цилиндра. Блок шестицилиндрового двигателя «Rumbler» (США), отлитый под давлением из алюминиевого сплава, весит вместе с залитыми чугунными гильзами 30,5 кг.

Оценивая применение литейных алюминиевых сплавов в конструкциях шасси и кузовов, следует прежде всего отметить изготовление коробок передач, главным образом в легковых автомобилях.

Неавтоматические коробки передач отливают в кокиль и под давлением из сплава типа АЛ4. Картеры автоматических коробок передач более приспособлены для литья под давлением, что обусловливает более широкое применение алюминиевых сплавов для этих

Целей. При этом обеспечивается более высокая точность отливок И значительное снижение механической обработки. Для уменьшения теплового расширения картера практикуют применение стальных вставок.

Картер сцепления для легковых автомобилей, как правило, отливают под давлением как одно целое с картером коробки передач из сплава типа AЛ4. Картер сцепления для грузовых автомобилей отливают в комбинированные формы или в кокиль из сплавов типа АЛ4 и АЛ9.

Из сплавов типа АК9С и АК9М2а изготавливают литьем под давлением тормозные колодки, картер рулевого управления, корпус фильтра очистки масла, картеры мостов легковых автомобилей. В кокиль отливают кронштейны опор подвески и реактивные штанги.

В настоящее время осваивается производство колес легковых автомобилей литьем в кокиль и с противодавлением из сплава типа АЛ4. В ряде случаев для этих целей применяют ковку из сплава типа АДЗЗ или литье в кокиль из сплава типа АЛ9. Для придания декоративного вида колеса анодируют, хромируют или окрашивают. Конструкция колес должна обеспечивать достаточную их прочность, чтобы исключить повреждения при монтаже шин и при наезде на бортовой камень.

Высокие теплопроводность и удельная теплоемкость алюминиевых сплавов способствуют применению их для отливки тормозных барабанов. При этом значительно увеличивается долговечность тормозных накладок. Тормозные барабаны отливаются в кокиль из сплавов типа АЛ9 и АЛ1, а иногда — под давлением. На рабочих поверхностях тормозных барабанов применяют чугунные вставки для увеличения износостойкости. В частности, на ВАЗе применяют литье под давлением из сплава АК12М2.

Тормозные цилиндры штампуют из сплава АД31 или отливают в кокиль из сплавов типа АК6М2. Основное преимущество алюминиевых сплавов в данном случае — стойкость к коррозионному воздействию тормозной жидкости. Алюминиевые поршни тормозных цилиндров анодируют для увеличения износостойкости.

Ряд деталей двигателей, шасси и кузова отливают из вторичных сплавов типа АК5М7, АК4М4, АК5М2, АК7, АК12М2р, АК4М2Ц6 и АК9М2а.

Вторичные сплавы АК9С, АК12М2р и в отдельных случаях АК7, включая переплав алюминиевой стружки, применяют для подших-товки при выплавке первичных сплавов.

Ступицы передних колес – устройство и задачи


Техническое состояние ходовой части влияет на комфорт поездки и, главное, на безопасность пассажиров, водителя и прочих участников движения. Ступица переднего колеса — наиболее важный элемент подвески, от которого зависит управляемость и тормозной путь автомобиля. Если ступичный подшипник выйдет из строя и заклинит, машина резко изменит курс, что спровоцирует ДТП. При поломке деталей колесо может попросту отвалиться.Назначение
Ступица переднего колеса выполняет три важнейшие функции:

Обеспечение подвижного и надежного соединения полуоси с колесным диском.
Удержание тормозного диска или барабана для обеспечения эффективного торможение автомобиля.
Передача вращающего момента от ШРУСа (шарнира равных угловых скоростей) к ведущему колесу (актуально для полноприводных и переднеприводных машин). Для этого на внутренней поверхности ступицы нанесены шлицы, которые входит полуось. То есть, ступицы передних колес выступают деталями трансмиссии и позволяют транспортному средству двигаться.
В современных авто, напичканных электроникой, в ступицах установлены датчики, обеспечивающие работу антипробуксовочной, антиблокировочной и других систем, которым необходим контроль за вращением колес и поведением автомобиля на дороге.
Устройство
При столь высокой функциональности ступица переднего колеса имеет очень простое устройство. Оно состоит из четырех основных деталей:

Тело ступицы. Это круглая монолитная деталь, прошедшая токарную обработку. Она сделана из твердого высокопрочного сплава, способного выдержать высокую динамическую и статическую нагрузку.
Шпильки колес служат для крепления колесного диска. зачастую вместо них имеются резьбовые отверстия для болтов крепления.
Подшипники, которые надеты на осевой вал и обеспечивают вращение ступицы.
Датчики движения, подключенные к бортовому компьютеру или блоку управления тормозной системой (опционально).
Причины поломки деталей ступицы
Самая ненадежная деталь, которая подвержена износу и поломке — подшипник ступицы. Это единственная подвижная деталь, износостойкость которой обеспечивается за счет высокого качества материала и смазки. Благодаря этому в штатном режиме эксплуатации он служит до отметки 100 тысяч километров пробега и более.С учетом состояния наших дорог, этот срок эксплуатации может резко сократиться. Это происходит по следующим причинам:

Удары из-за попадания колеса в ямы на высокой скорости. Возникающие при этом динамические нагрузки в первую очередь воздействуют на подшипники и лишь после них на остальные детали подвески.
Потеря или загрязнение смазки. При повреждении пыльников смазка из внутренней части подшипника вымывается, а деталь забивается грязью и требует срочной замены.
Неправильная затяжка при замене или обслуживании. Чрезмерно затянутый подшипник перегревается и разрушается. Слабый момент затяжки вызывает люфт и интенсивный износ детали.
Ошибки при запрессовке подшипника во время замены. Перекосы и повреждения сильно снижают срок службы детали. Поэтому доверять замену нужно лишь опытным слесарям с хорошей репутацией.
Поломка (деформация) самой ступицы может произойти лишь в результате сильных ударов о края дорожных ям или ДТП.

Чтобы продлить жизнь узла, нужно следить за состоянием пыльников и аккуратно водить машину, объезжая ямы и притормаживая перед ними.

Признаки неисправности ступицы переднего колеса
Главный признак проблем со ступичным подшипником — появление характерного хруста или гула во время движении транспортного средства. При большом люфте картина может дополниться стуком при повороте рулевого колеса.

Износа ступичного подшипника или деформация тела ступицы приводит к появлению вибрации, которая отдается в руль или кузов машины.

Подклинивание одного из подшипников приводит к уводу автомобиля с траектории. В этом случае нужно немедленно менять деталь, чтобы избежать серьезной аварии. Подклинивание и чрезмерную затяжку можно определить по интенсивному нагреву колеса.

Еще один возможный признак проблемы: неравномерный или интенсивный износ резины.Чтобы убедиться в исправности подшипника, следует проделать такие операции:

поставить машину на «ручник»;
поддомкратить переднее колесо и покачать в вертикальной плоскости;
покрутить колесо руками.
При наличии люфта, стука или шума необходимо менять ступичный подшипник. Обратите внимание на природу люфта или стука. Если они исчезают при нажатом тормозе — причина в подшипнике, иначе — в шаровых опорах или рулевых тягах.Для проведения работ понадобится:

домкрат;
баллонный ключ;
динамометрический ключ;
прочная отвертка;
зубило;
молоток;
набор торцевых ключей, в том числе большого размера (на 32 и более).
Чтобы отрегулировать подшипник ступицы нужно выполнить такие действия:

поддомкратить колесо;
открутить болты крепления и снять колесо;
снять защитный колпак узла подшипника, используя зубило с молотком;
поставить колесо на место, закрепив его двумя болтами;
выпрямить буртик ступичной гайки и открутить ее торцевым ключом (обычно на 27);
заменить гайку новой и затянуть с усилием 20 Н*м (более точную цифру можно узнать в инструкции по ремонту конкретной модели авто);ослабить затяжку гайки до 0,7 Н*м, затем еще отпустить, повернув на 25 градусов;
проверить люфт ступицы, покачав колесо (она не должна быть жестко зажата или сильно болтаться);
зубилом загнуть буртик гайки в паз, зафиксировав ее;
снять колесо;
установить защитный колпак;
поставить колесо и опустить домкрат.
После этого стоит совершить небольшую тестовую проверку и снова проверить наличие люфта, поддомкратив машину. Если же регулировка не помогает, придется менять подшипник. Это требует специальных навыков и приспособлений, поэтому лучше воспользоваться услугами сервисного центра.

Что такое ступицы и для чего нужны

kiolipoip

Автомобильная ступица — важный узел ходовой части. В процессе эксплуатации он принимает на себя большие нагрузки, а также обеспечивает надежное соединение колеса с деталями подвески и тормозов. Разберемся подробнее, какие ступицы бывают, их устройство и диагностика неисправностей.

Что такое ступица

Ступица — это узел, соединяющий подшипниковую часть с подвеской, для свободного вращения колеса. Принцип действия осуществляется за счет роликов подшипника, позволяющих колесу и тормозному диску вращаться. За счет подшипника колесо имеет возможность вращаться. В зависимости от модификации, ступица может быть интегрирована с тормозным диском и барабаном. Также ступица может включать в себя датчик ABS, шпильки для крепления колеса, гребенки ABS. Простые модификации ступиц производят отдельно от подшипника.

Для чего нужна ступица

Вне зависимости от марки и модели авто, каждое колесо “сидит” на ступице. Это позволяет колесу и тормозному диску вращаться относительно поворотного кулака или балки с помощью подшипника. В случае с ведущими колесами ступица передает крутящий момент через полуоси, для этого в ней есть специальные шлицы, куда вставляется привод (выходной вал) КПП.

Устройство ступицы

hdrf

Учитывая то, что ступица работает под высокой нагрузкой, ее корпус изготавливается из прочной литой “болванки”. Размеры ступиц и степень прочности рассчитывается при создании автомобиля, где учитывается вес авто, размер колес, скоростные характеристики. Ступица устроена следующим образом:

  • округлый корпус имеет резьбовые отверстия для крепления к балке или поворотному кулаку;
  • снаружи ступичного узла имеются отверстия под болты крепления колеса или шпильки, которые монтируются в узел путем запрессовывания;
  • подшипник, как правило, роликовый двухрядный, реже встречаются конические подшипники (большой и малый);
  • наличие гребенки и датчика вращения колеса (для системы ABS);
  • крепление подшипника (запрессовывается внутренняя часть в обойму или наружная).

Стандартные характеристики и размеры

Для каждой модели автомобиля автопроизводители предусматривают разные размеры ступиц. Речь не идет о соплатформенниках (это разные модели, собранные на одной платформе, например, ВАЗ-2108,09,099 комплектуются многими одинаковыми деталями).

Диаметр ступицы, даже подшипниковой части, зависит от диаметра колесных дисков. Чтобы определить, какие можно устанавливать диски, существует такой параметр, как ступичный диаметр (DIA). В стандартных дисках диаметр ступицы и центральное отверстие дисков идеально подходят.

Если установить колесо с неподходящим посадочным местом, то даже если получится это сделать, колесо во время езды будет болтаться. В этом случае автомобилисты устанавливают переходные кольца.

Особенности крепления ступицы к колесу

Ступица крепится к поворотному кулаку или балке (зависит от типа шасси) при помощи подшипника (в зависимости от модификации он может быть один или два). Ступица ведомого колеса в центральной части устанавливается на подшипник, который фиксируется гайкой. На ней крепится корпус тормозного барабана.

Ступица ведущего колеса внутри устанавливается на вал привода при помощи шлицевого соединения. Наружная часть подшипника запрессовывается в поворотный кулак. На современных автомобилях между ступицей и цапфой или балкой устанавливается роликовый или конусный подшипник. Сама ступица изготавливается из цельнолитой болванки прочного металла, из которой вытачивается деталь.

Виды ступиц и подшипников

fefrf

В ступичных подшипниках телом качения являются шариковые или конические ролики. По степени нагрузки подшипник может быть однорядным и двухрядным. Часто конические ролики идут однорядными за счет применения двух подшипников в ступице (малый и большой). Двухрядные подшипники получили широкое применение благодаря высокой прочности и надежности, а значит их ресурс может достигать сотен тыс. км.

Конические подшипники — обслуживаемые, нуждаются в периодическом обновлении высокотемпературной смазки, обязательно наличие защитного чехла для предотвращения попадания грязи и влаги. Требуется периодическая регулировка путем момента затяжки ступичной гайки.

Двухрядные подшипники — необслуживаемые. Чаще всего меняются вместе со ступицей. Подшипник с двух сторон закрыт пластиковым чехлом для надежной герметичности. Не поддаются регулировке, при возникновении люфта требуется замена.

Ступицы делятся на три категории:

  • для неуправляемых ведущих колес — устанавливаются на заднюю ось авто, жестко соединяется с чулком моста или поворотным кулаком. Имеет внутренние шлицы для полуоси, которая зажимается гайкой к ступице;
  • для ведомых неуправляемых колес — (передний привод) монтируются на заднюю ось за счет крепления к балке или цапфе. От модификации авто зависит тип подшипников и ступиц (может быть одним целым с барабаном или тормозным диском). Отличается простой конструкцией;
  • для ведущих управляемых колес — представляет собой узел, крепящийся на поворотный кулак. Имеет шлицевое отверстие под полуось, возможно наличие датчика ABS. На современных авто ступица необслуживаемая.

Причины и признаки поломки ступицы

1414141орт

В процессе эксплуатации машины ступицам свойственно изнашиваться по следующим причинам:

  • естественный износ подшипника;
  • установка больших колес, чем рекомендовано заводом-изготовителем (низкий профиль резины, большая ширина диска);
  • эксплуатация авто на плохом дорожном покрытии (ступичный узел принимает на себя удары);
  • некачественное изделие;
  • сильная или слабая затяжка ступичного болта или гайки.
  • повышенный шум со стороны изношенного узла;
  • авто сходит с колеи;
  • повышенная вибрация при движении.

Крайне важно вовремя определить неисправность подшипника, иначе это приведет к его заклиниванию, что крайне опасно на высокой скорости!

Советы, как определить и диагностировать неисправность?

Заменить ступицу не составляет труда, если это единый узел с подшипником. Достаточно снять колесо, открутить два винта крепления тормозного диска, и открутить ступицу от поворотного кулака. Возможные трудности возникнут при наличии датчика ABS (разъему свойственно закисать).

Продлить срок службы ступицам просто:

  • обслуживаемые узлы своевременно регулировать и обновлять смазку;
  • стараться избегать ямы и ухабы;
  • правильно тормозить перед препятствиями (лежачие полицейские и т.д), разгружая подвеску;
  • устанавливать колеса соответствующего размера;
  • избегать некачественные запчасти;
  • следить за развал-схождением, а также исправностью ходовой части в целом.

Как делать замену или ремонт ступицы?

Ступица колеса в автомобиле изготавливается из максимально прочного металла, благодаря чему она выходит из строя крайне редко. В основном деформация или поломка этого узла происходит в результате очень сильного удара.

Что такое ступицы и для чего нужны

Ступица также нуждается в замене, только если нет возможности выпрессовать из нее подшипник, а узел дальше нельзя эксплуатировать из-за сильного износа подшипника. Если в результате халатного выполнения своих обязанностей работник шиномонтажа сорвал болт или шпильку в ступице, и ее никак не получается высверлить или выкрутить, то придется тоже менять ступицу.

Подготовка инструментов

Замена ступицы, особенно переднего колеса, требует определенных навыков и наличия особенных инструментов:

  • Съемника стопорных колец;
  • Чашечного съемника;
  • Тисков;
  • Отверток;
  • Домкрата;
  • Зубила;
  • Молотков.

Чтобы автомобиль во время выполнения работы не соскочил с домкрата, машину необходимо дополнительно зафиксировать на полене или другой страховке. Если нужно заменить ступицу или ее подшипник, то заранее необходимо приобрести новые запчасти.

Подготовка машины

Что такое ступицы и для чего нужны

Поддомкрачивается автомобиль. Если меняется передняя ступица, то в качестве противооткатного элемента можно использовать ручной тормоз. Если меняется задняя ступица, то передние колеса необходимо дополнительно подпереть противооткатными башмаками (если просто поставить авто на передачу, она все равно будет перемещаться взад-вперед).

Подготовка деталей

Далее необходимо открутить колесные болты и гайка крепления ступицы. Если ее резьба прикипела, и ее никак не удается открутить, можно аккуратно разрезать одну грань (можно, например, попробовать высверлить этот край дрелью). Далее тупым зубилом немного раздвигается вся гайка (достаточно несколько раз ударить молотком по зубилу, установленному в сделанную прорезь). Эту процедуру нужно выполнять аккуратно, чтобы не повредить резьбу, на которую навинчивается гайка.

После того как было снято колесо и отвинчена ступичная гайка, при помощи отвертки снимается защитный колпачок. После этого откручивается тормозной суппорт. Он снимается с тормозного диска и отодвигается в сторону.

Далее от цапфы отсоединяются шаровые опоры, рулевые наконечники и другие элементы, чтобы освободить поворотный кулак. Снимается стойка подвески и демонтируется сама ступица с кулаком. Далее можно выполнить замену подшипника или полностью всей ступицы.

Три варианта ремонтных работ

Что такое ступицы и для чего нужны

Как уже было сказано, сама по себе ступица практически никогда не выходит из строя. Зачастую ее нужно демонтировать, чтобы заменить ступичный подшипник. Есть три варианта его замены:

  1. Демонтаж подшипника при помощи специального съемника без снятия поворотного кулака.
  2. Демонтаж подшипника после снятия цапфы. После этого она зажимается в тисках, и выпрессовывается подшипник.
  3. Снимается вся стойка вместе с поворотным кулаком, после чего подшипник демонтируется из зажатой в тисках конструкции.

У каждого из этих вариантов есть свои достоинства. В первом случае нет необходимости после замены подшипника еще и настраивать развал-схождение. Но сама процедура замены детали будет максимально неудобной.

Второй способ более легкий. Но логично, что после замены подшипника или ступицы зачастую требуется настройка развала-схождения авто. Прежде чем снять поворотный кулак, нужно будет нанести метку на него, чтобы потом можно было правильно его установить относительно стойки подвески. Также необходимо пометить положение регулировочного болта. Такой метод отлично подойдет для тех, у кого необходимость в замене ступичного подшипника совпала с плановой заменой шаровых, сайлентблоков и т.д.

При выполнении данной процедуры, независимо от выбранного метода, важно проводить демонтажные работы максимально аккуратно, чтобы выбивая подшипник не повредить ступицу и рядом расположенные детали автомобиля. Сам подшипник при его выбивании в большинстве случаев разрушается.

Видео на тему

Вот небольшой лайфхак, как можно аккуратно снять ступицу с поворотного кулака без специального съемника:

Что такое цапфа?

цапфа

Цапфа — это часть вала и вал в сборе, на котором размещен подшипник, или несколько подшипников. Поворотный кулак устанавливается как на переднюю, так и на заднюю ось. Существует множество исполнений цапфы в зависимости от типа подвески, применяются разные сплавы. Далее рассмотрим поворотный кулак со всех сторон.

Состав стали цапфы

Так как цапфа постоянно находится под большой нагрузкой, даже когда машина стоит, она должна изготавливаться из максимально качественного и прочного материала. Для изготовления этой детали нельзя использовать чугун, так как этот металл хоть и прочный, но он хрупкий. Цапфы изготавливаются из стали типа 35ХГСА методом лиття.

Такая сталь состоит из:

  • Углерода. Этот элемент обеспечивает сплаву железа свойства стали, а прочность обеспечивается после термической обработки.
  • Серы и фосфора. Их количество строго контролируется, потому что их избыток делает сталь хрупкой на морозах.
  • Кремния и марганца. Они специально добавляются в металл во время плавки и играют роль раскислителя. В дополнение они обеспечивают некоторую нейтрализацию серы.

Некоторые типы поворотных кулаков изготавливаются из высоколегированной или углеродистой стали. В таком случае деталь более прочная, имеет увеличенный рабочий ресурс, что положительно сказывается на безопасности автомобиля, эксплуатируемого в жестких условиях. Недостаток легированной или углеродистой стали в ее высокой стоимости, поэтому сталь марки 35 ХГСА имеет достаточную прочность (благодаря термической обработке).

Устройство цапфы

цапфа

Чаще всего цапфа изготавливается из легированной стали, чугуна и алюминия. Главным требованием к изделию является прочность и способность выдерживать ударные нагрузки. Особенность поворотных кулаков, кроме алюминиевого, при повреждении они лопаются, а значит не поддаются ремонту.

Поворотный кулак делится на три категории:

  • для передней оси независимой подвески;
  • для задней оси полузависимой подвески;
  • для задней оси независимой подвески.

Передняя ось

Цапфой здесь называют поворотным кулаком за возможность поворачивания колес. Кулак имеет ось для конических подшипников или отверстия под ступичный узел. Крепится к подвеске за счет шаровых опор рычагов:

  • на двухрычажной подвеске (ВАЗ 2101-2123, “Москвич”) цапфа крепится к двум рычагам через нижнюю и верхнюю шаровую опору;
  • на подвеске типа МакФерсон нижняя часть кулака крепится через шаровую к рычагу, верхняя часть предусматривает крепление к амортизатору, который держится за счет опоры на кузовном стакане.

Помимо прочего, на цапфе предусмотрены отверстия или сошки под крепление рулевого наконечника, за счет чего колеса способны поворачивать при усилии на руль.

Задняя ось

Кулак задней подвески имеет разные модификации:

  • для балки (полузависимая подвеска) цапфа имеет несколько отверстий для крепления к балке, ось под ступичный узел, а также резьбу для крепления ступичного подшипника. Цапфа крепится к балке, ступичный узел выпрессовывается на ось цапфы, после зажимается центральной гайкой;
  • для независимой подвески предусмотрена цапфа аналогичной конструкции, что и в передней подвеске. К кулаку крепится один или несколько рычагов, также есть модификации (алюминиевая цапфа), где в кулак выпрессовывается плавающий сайлентблок. Чаще всего в задний кулак подшипник не выпрессовывается, вместо это 4 или 5 болтами крепится ступичный узел.

Срок службы цапфы и причины поломки

цапфа

Срок службы поворотного кулака рассчитан на всю эксплуатацию авто. Выход из строя цапфы может быть в нескольких случаях:

  • ДТП, когда при сильном ударе происходит деформация подвески и разлом кулака;
  • попадание в глубокую яму на высокой скорости, для алюминиевых кулаков приводит к их деформации, а значит невозможности стабилизировать развал-схождение колес;
  • износ посадочного места под ступичный подшипник, возникает вследствие долгой езды с незатянутой ступичной гайкой, а также из-за эксплуатации авто с неисправным подшипником (сильный люфт создает сильное трение и вибрацию).

Крайне редко возникают ситуации, когда возникает выработка в посадочных местах под палец рулевого наконечника и шаровой опоры. В данном случае сильная затяжка не помогает, шарниры все равно болтаются в “ушах” кулака, эксплуатация авто при этом запрещена.

Признаки неисправностей

На состояние поворотного кулака нужно обратить внимание, если:

  • При повороте появился стук, доносящийся от колеса;
  • У ступицы колеса появился люфт;
  • Во время езды даже по незначительным ямкам отчетливо слышен стук.

При появлении таких симптомов лучше как можно скорее обратиться на сервис для диагностики. Чтобы выявить неполадки именно с цапфой, этот узел нужно будет разобрать (демонтировать все элементы систем, закрепленные на кулаке). Некоторые неисправности (увеличенный локальный износ) можно определить визуально.

Как заменить?

цапфа

Замена цапфы — трудоемкий процесс. Рассмотрим несколько вариантов.

Передний кулак

Для замены кулака требуется сразу же заменить ступичные подшипники или узел в сборе. Перед демонтажом необходимо сразу сорвать центральную гайку ступицы (требуется длинное плечо), а также сорвать гайки крепления шаровых опоры, рулевого наконечника. После колесо вывешивается, снимается. Первым разъединяется наконечник рулевой тяги, за счет этого цапфа будет свободно вращаться. Далее демонтируется шаровая опора (если привод передний, то снимается амортизатор) и кулак снят. Важно заранее обработать соединения “жидким ключом”, так как болты и гайки подвески часто подвергаются коррозии. Монтаж цапфы производится в обратном порядке.

Задний кулак

Если подвеска независимая, то принцип демонтажно-монтажных работ одинаков. Для цапфы полузависимой балки достаточно снять колесо, после открутить 4 болта, которыми крепится кулак. Если вы оставляете старую ступицу, ее следует выпрессовать, но это возможно при наличии трехлапого съемника или гидравлического пресса. При установке новой цапфы болты крепления должны быть новыми, обязательно обработаны медной смазкой.

После монтажа нового кулака обязательно отрегулируйте подшипники, а также обеспечьте ступичный узел достаточным количеством смазки.

Вопрос по 08 ступицам.


Всем привет!Меняю тормоза и за одно думаю поставить эти переходники под 08 ступицу.Стоит ли?сомнения по поводу крепкая ли она?А то пишут чугун, у кого лопалась, у других люфт.
А вообще классическая стальная или тоже чугун?Да кстати на сайте AST видел 08 ступицу 2-го поколения, пишут что стальная.



Комментарии 102

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


Дороже чем переходники, дешевле и быстрее года так на полтора чем у степанида.
Ступица стальная.



плюсадин)) лучше заводской узел в сборе :)

Ну там как бы не совсем заводской! ! !

Сегодня, кстати, установил его и проверил… все вроде бы ничего, но ступичный гайки это феерический кабздец — найти то положение, где и все на месте и не клинит колесо практически не реально на "трезвую" :)

Дня через два все равно опять регулировать, так и спиться можно) ) )

зачем и чего там регулировать? :)

На стоке, подшипник.

я ставил отот набор от ВолгаАвтоПром, который "усиленный ступичный узел ваз 2101-2107" ;)

аааааа, тогда почему клинит, там же подшипник не обслуживаемый.

А бес его знает… имхо потому, шо продукт еще сыроват… вроде бы только в сентябре начали делать (наконец-то епть додумались :) )

По факту пробега в 800км — один подшипник зашибись… второму подшипнику кабздец. Еще не гудит и не люфтит… но уже шумит, скотина такая :( А теперь, внимание, вопрос — какой именно подшипник там стоит? Знает кто-нибудь ?

задний от ваз 2108 по идее.

VKBA3551, судя по ответу производителя. Это передний от Iveco


А если есть сомнения в качестве ступицы, разборка в помощь.

4 года, полет нормальный! ставь не раздумывая. Себе ставил из-за качества стоковых подшипников


Я за 7 лет раза 2 менял родные, чем они вам не нравятся

Там подшипник лучше, многие говорят накат стал лучше.


три года на восьмых езжу ни каких проблем, ставь не пожалеешь!


Я не знаю как в городе, но в ралли подшипники отваливаются быстро, надо на передних собирать или калиноподшипниках


У классики есть болезнь детская-ломает цапфу кулака, т.е. если точить кулак под передний 08й подшипник, то цапфа массивней, а если под приоро подшипник, то и нагрузка распределяется на большую площадь.У Гусева последний раз на 2106 ставились ступицы и кулаки под приороподшипник, но она еще никуда не выезжала.
Из опыта:стоит на обслуживании 2108 спортивная и за 2-3 ледовых гонки все подшипники под замену-подшипники только Вологда, остальные умируют за одну гонку.
Тут конечно еще вопрос стиля езды, кому то хватает на долго, а если взять Мартьянова Ярослава, то у того все умирает быстро-он умудрился на ралли мастер шоу стереть переднюю резину в клочья, на заднем приводе))))Вот по нему все и измеряется-если он сломал, значит не надежно))))

Основная проблема что точится то она не с нуля а одеваются втулки на горячую, холодную не важно. Под них протачивается и это усугубляет ситуацию. Точки опоры фактически те же самые получаются. Вот если бы как волгаавтопром с нуля точить то это конечно другое дело. Например заготовки заводские достать еще не проточенные и из них сделать кулак. Видел еще спорные решения по установке задней ступицы вместе с осью в сборе путем хитрых манипуляций и отпиливания штатной цапфы.


Кулаки не протачиваются под втулки, каждая втулка точится под конкретный кулак с допуском на горячую посадку. Если нет правильной инфы не стоит дезинформировать людей.

о, срач мастер вернулся))) Вам в детстве не говорили что в чужой разговор вмешиваться не культурно? ))))

Как говорит современная молодежь "затушите свой пукан который бомбит", Мы поняли что все мы тут нищеброды, что в тюниге мы ничего не пониманием. Зато великий знаток степанида построил целый сервис на прибыль со ступиц, работает на своем замечательном хоббийно-школьном станке тв320 с гордой буквой Пэ. И никак с лета не может сдать 17 комплектов ступиц страждущим))) А фотографии сломаных ступиц которые находятся в секретном супер защищенном от врагов никак нельзя опубликовать, потому что вы сидите щелкаете семечки и вам некогда)))
На чем разговор в принципе можно завершить))

Я держал в руках кулаки выточенные с нуля под приороподшипник, а на втулках это хилинько мне кажется))

С нуля кулак это уровень) тут вопросов нет. Деталь очень не простая.


Я тоже собираюсь на них переехать, как мне сказали, что ставить надо только сталь, чугун хрупкий и разлетается на ура! Сам видел уже разломанную ступицу от не большой ямы!

Кто вам эти сказки рассказывает про ступицу степанида что ли? )))
Нормально они ездят без проблем испытано человеком в полноценном ралли, все целое.

Со степанидой ты сам разговаривай! Раз на раз не приходится! Они изготавливались не с такой прочностью, как передние, где нагрузка в разы больше чем на задних, а просто ставить и думать-да пофигу, ничего с ними не будет, это не по мне! И тем более наглядно показывали, что стальная всё таки не разлетается на несколько частей как чугун!

Кроме его фотографии которые он кувалдой ушатал не одного случая я не видел. Есть кстати 8 ступица стальная волгавтопром задняя))))

Да это можно бесконечно спорить, у кого то держаться, у кого нет, но сам факт, что это задняя часть, которая на много меньше усилия испытывает! Я просто размышляю глобально и лично я склоняюсь к стали, просто всё равно они надёжнее в разы!

pp.vk.me/c630825/v630825751/50dbb/BQ01---rt5Q.jpg приора, перед 8, зад 8. Подумай и задумайся на счет того что подшипники перед/зад отличаются лишь диаметром отверстия в середине

Читайте также: