Из какой кружки металлической или керамической легче пить горячий чай

Обновлено: 17.05.2024

Развитие интереса к физике, формирование умений взглянуть на изучаемые явления под другим углом зрения. Повышение активности и творческого мышления.

3. Воспитательные:

Воспитание культуры общения друг с другом, ответственности за выполнение своей работы перед товарищами.

Устал - проси чаю.
Жарко - выпей чаю.
Хочешь согреться - пей чай.
(грузинская мудрость)

I. Вступление учителя

Сегодня у нас необычный урок и тема необычная. Мы ежедневно бываем на кухне и пьем чай. Но порой и не задумываемся над тем, что делаем сами, почему делаем так, а не иначе. Так вот сегодня мы должны будем объяснить многие наши действия на кухне с точки зрения физики. Работать будем в группах, соревнуясь между собой. Мы должны будем объяснить все наши действия, когда ставим кипятить чай.

II. Организация деятельности учащихся

1 действие – ставим чайник на огонь

Вопрос 1 группе:

- Для чего мы накрываем чайник крышкой? (чтобы уменьшить теплообмен с окружающей средой)

- Какой чайник быстрее закипит с открытой или с закрытой крышкой? (Из чайника с открытой крышкой в процессе нагревания будут уходить в воздух наиболее быстрые молекулы, унося с собой энергию)

Вопрос 2 группе:

- Почему электрические чайники и самовары делают блестящими?

- Чтобы энергия не уходила благодаря излучению.

Вопрос 3 группе:

- Почему перед кипением чайник шумит?

- В воде есть растворимый воздух, который при нагревании образует мелкие пузырьки, в этих пузырьках образуется водяной пар. Под действием архимедовой силы эти пузырьки поднимаются вверх, попадая при этом в еще не прогретые слои воды. Водяной пар в пузырьках конденсируется, пузырьки сильно сжимаются, и в жидкости распространяется звук, импульс.

2 Действие - нагревание и кипение чая

Учитель: - Пока чай закипает, мы с вами поработаем.

Групповая работа: каждая группа получает по три вопроса:

1) Пар или кипяток сильнее обжигает? Почему?

- Пар, так как на образование пара затрачивается больше энергии. При ожоге паром выделяется энергия Q=Lm+cm(t2-t1), а кипятком только Q=cm(t2-t1).

2) Чем больше времени находится в употреблении эмалированный чайник, тем медленнее закипает в нем вода. Почему?

- На стенках чайника образуется накипь, которая обладает плохой теплопроводностью.

3) Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее?

- Можно, если уменьшить давление.

1) Какой чайник светлый или темный быстрее остынет?

- Темный. Темные тела лучше принимают энергию излучения и лучше отдают.

2) Будет ли кипеть вода в кастрюле, которая плавает в другой кастрюле с кипящей водой?

- Нет. Чтобы вода закипела во второй кастрюле ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в первой кастрюле не может быть нагрета выше температуры кипения. Поэтому температура воды во второй кастрюле может лишь сравняться с температурой воды в первой кастрюле.

3) В двух одинаковых чайниках, поставленных на одинаковые горелки, кипит вода. У одного из них крышка часто подпрыгивает, а другого неподвижна. Почему?

- У которого часто подпрыгивает, у того воды больше и образовавшийся пар толкает крышку, а у другого чайника воды мало и поэтому весь пар выходит через носик.

1) Некоторые хозяйки, желая ускорить варку, усиливают огонь под кастрюлей, в которой кипит вода. Правилен ли это прием?

- Нет, так как когда вода кипит, то температура кипения не меняется, и чтобы она продолжала кипеть, достаточно небольшого огня.

2) В одном чайнике сырая вода, в другом кипяченая той же температуры. Какая быстрее закипит?

- Сырая, так как в ней больше воздуха.

2) "Незнайка на Луне» Носов.

"Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чай. Вначале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто-то выталкивал изнутри. Шпунтик поскорей заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать из-под крышки. Этот пузырь становился все больше, наконец, оторвался от крышки, и трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху."

Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в невесомости?

- В невесомости невозможна конвекция. Нижний слой воды в чайнике нагревается и превращается в пар. Пар, расширяясь, вытесняет холодную воду из чайника.

3 Действие - заваривание чая

Чай вскипел - пора его заваривать. Вкус чая зависит от того, правильно ли заварен чай. Заварить его нужно так, чтобы вкусовые качества, входящие в состав чайного листа в возможно большем количестве перешли в воду. На каком физическом явлении происходит процесс заваривания чая? (Диффузия)

Вызвать к демонстративному столу по одному человеку из команд.

Вопросы к вышедшим ученикам:

1) Какой чайник металлический или фарфоровый ты выбираешь для заваривания чая? Почему?

- Фарфоровый, т.к. он обладает худшей теплопроводностью, чем металлический, а значит, в нем будет более высокая температура.

2) Как правильно заварить чай?

- Сначала надо запарник обдать кипятком. Затем положить заварку (1 ч. л.), налить кипятку и закрыть полотенцем на 4 - 5 минут.

3) На столе различная посуда: металлические кружки, стеклянные и фарфоровые чашки. Какую посуду ты выбрал, чтобы выпить чай? Почему?

- Фарфоровую или стеклянную чашку, чтобы не обжечься.

4 Действие - разливание чая

Фронтально вопросы командам.

1) Что делаем, прежде чем разлить чай в стаканы и для чего? Какую ложку выгоднее использовать алюминиевую или серебряную?

- Опускаем серебряную ложку.

2) Какие лучше использовать стаканы толстостенные или тонкостенные?

- Тонкостенные, так как они прогреваются быстрее и равномерно. Толстостенные внутри нагреваются, а снаружи нет. Поэтому стакан может разбиться.

3) Что раньше наливать в стакан заварку или кипяток?

- Заварку, так как ее температура ниже и процесс перемешивания происходит быстрее.

Вопросы всем - кто быстрее ответит.

1) Надо сохранить горячим чай для родителей. Какое устройство для этого используем. Рассказать о нем. (термос)

2) Необходимо остудить кипяток, чтобы выпить лекарство. Куда поставить для этого чайник на лед или лед положить на крышку?

- Лед положить на крышку. Верхний слой воды охлаждается и опускается вниз, теплые поднимаются, благодаря конвекции. Также вокруг куска льда слои воздуха будут опускаться вниз, охлаждая чайник.

3) Молоко кипятим. Также оно кипит, как вода или нет? Почему?

- Наличие жира в молоке приводит к образованию на поверхности молока масленой пленки. Пар, образующийся из пузырьков, заставляет подниматься пленку. Поэтому молоко, как бы разбухает, увеличиваясь в объеме и "убегает".

4) Рассеянная хозяйка поставила самовар без воды - самовар распаивается. Почему в запаянной посуде можно кипятить воду и посуда не распаивается, а без воды распаивается?

- Потому что в посуде с водой вся подводимая энергия идет на нагревание воды и ее дальнейшее кипение. А в посуде без воды вся энергия идет на нагревание сосуда и дальнейшее плавление припоя.

5) Пар, как и любой газ невидим. Почему же над кипящим чайником мы видим облако?

- Видим туман, образованный в результате конденсации пара в капельки воды.

III. Итог урока

Итак, мы сегодня на уроке увидели, что наука физика помогает ясно и четко отвечать на вопросы и объяснять явления, связанные с чаепитием. Чаще задумывайтесь над тем, что происходит в природе, технике, быту, чаще задавайте себе вопросы "почему?" и ищите ответы на эти "почему".

1. Пар или кипяток сильнее обжигает? Почему.

2. Чем большее время находится в употреблении эмалированный чайник, тем медленнее закипает в нем вода. Почему?

3. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее?

1. Какой чайник светлый или темный быстрее остынет?

2. Будет ли кипеть вода в кастрюле, которая плавает в другой кастрюле с кипящей водой?

3. В двух одинаковых чайниках, поставленных на одинаковые горелки, кипит вода. У одного из них крышка часто подпрыгивает, а у другого неподвижна. Почему?

1. Некоторые хозяюшки, желая ускорить варку, усиливают огонь под кастрюлей, в которой кипит вода. Правильный ли это прием?

2. В одном чайнике сырая вода, в другом кипяченая той же температуры. Какая быстрее закипит?

3. "Незнайка на Луне" Н. Носов.

"Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чай. В начале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто-нибудь выталкивал изнутри. Шпунтик поскорей заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать пузырем из-под крышки. Этот пузырь становился все больше, наконец, оторвался от крышки, и трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху." Чем объяснить происшедшее? Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в чайнике?

Опыт организации подготовки учащихся к ОГЭ по физике

Одно из направлений по организации подготовки учащихся к ОГЭ – это систематическое включение заданий ОГЭ в урок. Для успешной сдачи экзамена необходимо знакомить учащихся с содержанием заданий ОГЭ и способами их выполнения в период обучения с 7 по 9 класс. Хорошей копилкой таких заданий является банк открытых заданий с сайта ФИПИ и учебные пособия с типовыми экзаменационными вариантами.

Я хочу поделиться опытом своей работы. Большое внимание уделяю решению качественных задач. Решаются такие задачи путем умозаключений, базирующихся на законах физики. Математические вычисления при этом не применяют. Учащимся выдается памятка по решению качественных задач, подробно разбирается способ решения во время урока на разных его этапах. Предлагаю подборку качественных задач из материалов ОГЭ по теме: «Тепловые явления» и памятку для учащихся.

Подборка качественных задач по теме «Тепловые явления»

  1. Что обжигает кожу сильнее: вода или водяной пар одинаковой массы при одной и той же температуре? Ответ поясните.
  2. Из какой кружки — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.
  3. Куда следует поместить лед, с помощью которого необходимо быстро охладить закрытый сосуд, полностью заполненный горячей жидкостью — положить сверху на сосуд или поставить сосуд на лед? Ответ поясните.
  4. Два одинаковых латунных шарика падают с одной и той же высоты. Первый шарик упал в песок и остановился, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. Внутренняя энергия какого шарика изменилась на большую величину? Ответ поясните.
  5. Два одинаковых термометра выставлены на солнце. Шарик одного из них закопчен, а другого — нет. Одинаковую ли температуру покажут термометры? Ответ поясните.
  6. Стакан наполовину заполнен кипятком. В каком случае вода остынет в большей степени: если подождать 5 минут, а потом долить в стакан холодную воду; если сразу долить холодную воду, а затем подождать 5 минут? Ответ поясните.
  7. Два бруска одинаковых размеров имеют одинаковую температуру +300°С. Удельные теплоёмкости брусков и их плотности также одинаковы. Брусок 1 имеет большую теплопроводность, чем брусок 2. Какой из этих брусков быстрее охладится на воздухе, температура которого равна +20°С? Ответ поясните.
  8. Какой снег – грязный или чистый – при прочих равных условиях на солнце тает быстрее? Ответ поясните.
  9. Сохранится ли равновесие, если на одну чашу весов поставить блюдце с горячей водой, а на другую, уравновешивающие ее гири? Ответ поясните.
  10. В какую погоду – тихую или ветреную – человек переносит мороз легче? Ответ поясните.
  11. В каком климате (влажном или сухом) человек легче переносит жару? Ответ поясните.
  12. При каких условиях у человека возникает в большей степени ощущения жары:
    - При температуре воздуха 35°С и относительной влажности 90%;
    - При температуре воздуха 35°С и относительной влажности 40%?
    Ответ поясните.
  13. Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.
  14. В жаркий день туристы из колодца налили воду в две одинаковые пластиковые бутылки. Одну из них они несли в полиэтиленовом пакете, а вторую в рюкзаке, завернутую в толстый шерстяной свитер. Вода в какой бутылке нагревается быстрее? Ответ поясните.
  15. У какого окна, выходящего на северную или южную сторону, лучше располагать термометр для измерения температуры наружного воздуха? Ответ поясните.
  16. В жаркий день туристы из колодца налили воду в две одинаковые стеклянные бутылки. Одну из них завернули в сухое тонкое полотенце, а вторую в мокрое полотенце. Вода в какой бутылке нагревается быстрее? Ответ поясните.
  17. Два одинаковых бруска льда внесли с мороза в теплое помещение. Первый брусок завернули в шерстяной шарф, а второй оставили открытым. Какой из брусков будет нагреваться быстрее? Ответ поясните.
  18. Два одинаковых сосуда наполнены молоком. Первый сосуд накрыли сухой марлевой салфеткой, а второй сосуд накрыли марлевой салфеткой, края которой опустили в воду. В каком сосуде молоко дольше не прокиснет в жаркий день? Ответ поясните.
  19. Кружка с водой плавает в кастрюле с водой. Закипит ли вода в кружке, если кастрюлю поставить на огонь? Ответ поясните.
  20. В одинаковые калориметры налили воду и эфир одинаковой массы/, первоначальная температура которых равна 250С. Будут ли отличаться (и если будут, то как) показания термометров в воде и эфире через некоторое время? Ответ поясните.
  21. В комнате на столе лежат пластмассовый и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.
  22. На одну чашу весов поставили стакан с холодной водой, а на другую с горячей и уравновесили их. Нарушится ли равновесие весов через некоторое время?
  23. В две одинаковые чашки налили одинаково горячий кофе, только в первой чашке кофе черный, а во второй кофе со сливками высокой жирности. В какой из чашек кофе остывать будет быстрее? Ответ поясните.

Памятка по решению качественных задач

Решение качественной задачи подразумевает не только формулировку правильного ответа, но и выстраивание строгой и четкой логики его обоснования.

В любой качественной задаче рассматривается один или несколько процессов. Решение такой задачи представляет собой доказательство, в котором присутствует несколько логических шагов.

Каждый логический шаг – это описание изменений физических величин (или других характеристик), происходящих в данном процессе, и обоснование этих изменений. Обязательным является указание на законы, формулы или известные свойства явлений, на основании которых были сделаны заключения о тех или иных изменениях величин или характеристик.

Общий план решения качественных задач состоит из следующих этапов:

  1. Работа с текстом задачи (внимательное чтение текста, определение значения всех терминов, встречающихся в условии, краткая запись условия и выделение вопроса)
  2. Анализ условия задачи (выделение описанных явлений, процессов, свойств тел и т.п., установление взаимосвязей между ними, уточнение существующих ограничений (чем можно пренебречь)).
  3. Выделение логических шагов (доказательства) в решении задачи.
  4. Осуществление решения:
    - построение объяснения для каждого логического шага.
    - выбор и указание законов, формул и т.п. для обоснования объяснения для каждого логического шага.
  5. Формулировка ответа и его проверка (по возможности).

Пример решения качественной задачи

Задача: Из какой кружки — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.

Решение

Краткая запись условия:

Вопрос: Из какой кружки можно пить чай, не обжигая губы?

Анализ условия: По условию задачи в обе кружки налита жидкость одной и той же температуры, но одна кружка сделана из металла, а другая – керамическая.

Выделение логических шагов (доказательства) в решении задачи

1 шаг. Энергия от нагретой воды передается поверхности кружки при их непосредственном контакте.

2 шаг. От одной части кружки к другой передача энергии осуществляется путем теплопроводности.

3 шаг. Теплопроводность металла и материала, из которого изготовлена керамическая кружка, различна.

Осуществление решения

Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц металла и частиц материала керамической кружки. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам металла и частицам материала керамической кружки. В результате металлическая и керамическая кружка будут нагреваться.

Частицы металла расположены друг к другу ближе, чем частицы материала керамической кружки, так как этот материал в результате обработки обладает пористостью. По этой причине передача энергии путем теплопроводности от одной части кружки к другой быстрее происходит в металле, медленнее - в материале, из которого изготовлена керамика, в порах находится воздух и затрудняет передачу энергии. В результате низкой теплопроводности материала керамической кружки, ее поверхность будет нагреваться и остывать медленнее по сравнению с металлической.

Пить чай, не обжигая губы, из нее легче.

Формулировка ответа

Ответ: Легче пить чай, не обжигая губы, из керамической кружки.

Образец оформления задачи на экзамене ОГЭ

Ответ на задачу предполагает два элемента:

1) правильный ответ на поставленный вопрос и 2) пояснение, базирующееся на знании свойств данного явления.

Ответ: Из керамической кружки.

Пояснение: Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц металла и частиц материала керамической кружки. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам металла и частицам материала керамической кружки. В результате металлическая и керамическая кружка будут нагреваться.

Частицы металла расположены друг к другу ближе, чем частицы материала керамической кружки. так как этот материал в результате обработки обладает пористостью. По этой причине передача энергии путем теплопроводности от одной части кружки к другой быстрее происходит в металле, медленнее - в материале, из которого изготовлена керамика, так как в порах находится воздух и затрудняет передачу энергии. В результате низкой теплопроводности материала керамической кружки, ее поверхность будет нагреваться и остывать медленнее по сравнению с металлической. Пить чай, не обжигая губы, из нее легче.

Соблюдайте единый орфографический режим!

(Часто при записи решения физических задач учащиеся делают большое количество лексических и орфографических ошибок, затрудняющих понимание написанного.)

Развитие интереса к физике, формирование умений взглянуть на изучаемые явления под другим углом зрения. Повышение активности и творческого мышления.

Подборка качественных задач при подготовке к ОГЭ по физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

26. Каким пятном (темным или светлым) кажется водителю ночью в свете фар его автомобиля лужа на неосвещенной дороге? Ответ поясните.
За­да­ние 25 № 79.

За­да­ние 25 № 106. Что об­жи­га­ет кожу силь­нее: вода или во­дя­ной пар оди­на­ко­вой массы при одной и той же тем­пе­ра­ту­ре? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 133. Из какой круж­ки — ме­тал­ли­че­ской или ке­ра­ми­че­ской — легче пить го­ря­чий чай, не об­жи­гая губы? Объ­яс­ни­те по­че­му.

За­да­ние 25 № 160. По реке плывёт лодка с греб­цом, а рядом с ней — плот. Оди­на­ко­вое ли время по­тре­бу­ет­ся греб­цу для того, чтобы пе­ре­гнать плот на 10 м, и для того, чтобы на столь­ко же от­стать от него?

За­да­ние 25 № 187. Ав­то­мо­биль может спу­стить­ся с горы на рав­ни­ну по одной из двух дорог: по ко­рот­кой до­ста­точ­но пря­мой до­ро­ге и по длин­ной из­ви­ли­стой. Срав­ни­те ра­бо­ту силы тя­же­сти в этих слу­ча­ях. Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 214. Из­ме­нит­ся ли (и если из­ме­нит­ся, то как) вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на пла­ва­ю­щий в ке­ро­си­не де­ре­вян­ный бру­сок, если бру­сок пе­ре­ме­стить из ке­ро­си­на в воду? Ответ по­яс­ни­те.


За­да­ние 25 № 268. Не­за­ря­жен­ный про­во­дя­щий лег­кий шарик висит на шел­ко­вой нити между за­ря­жен­ным кон­дук­то­ром элек­тро­фор­ной ма­ши­ны и не­за­ря­жен­ной про­во­дя­щей пла­сти­ной. Что про­изой­дет, если к ша­ри­ку при­бли­зить кон­дук­тор элек­тро­фор­ной ма­ши­ны? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 322. На белой бу­ма­ге на­пи­са­но крас­ны­ми чер­ни­ла­ми слово. Через стек­ло ка­ко­го цвета не удаст­ся про­честь на­пи­сан­ное? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 349. Куда сле­ду­ет по­ме­стить лед, с по­мо­щью ко­то­ро­го не­об­хо­ди­мо быст­ро охла­дить за­кры­тый сосуд, пол­но­стью за­пол­нен­ный го­ря­чей жид­ко­стью — по­ло­жить свер­ху на сосуд или по­ста­вить сосуд на лед? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 376. Когда на от­кры­той во­лей­боль­ной пло­щад­ке стало жарко, спортс­ме­ны пе­ре­шли в про­хлад­ный спор­тив­ный зал. При­дет­ся ли им под­ка­чи­вать мяч или, на­о­бо­рот, вы­пус­кать из мяча часть воз­ду­ха? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 484. Из ка­ко­го ма­те­ри­а­ла — стали или де­ре­ва — сле­ду­ет стро­ить на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские суда для изу­че­ния маг­нит­но­го поля Земли? Ответ по­яс­ни­те

За­да­ние 25 № 511. Можно ли услы­шать гро­хот мощ­ных про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих на Солн­це? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 538. Если вы­стре­лить из мел­ко­ка­ли­бер­ной вин­тов­ки в варёное яйцо, то в яйце об­ра­зу­ет­ся от­вер­стие. Что про­изойдёт, если вы­стре­лить в сырое яйцо? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 565. Два оди­на­ко­вых ла­тун­ных ша­ри­ка па­да­ют с одной и той же вы­со­ты. Пер­вый шарик упал в песок и оста­но­вил­ся, а вто­рой, уда­рив­шись о ка­мень, от­ско­чил и был пой­ман рукой на не­ко­то­рой вы­со­те. Внут­рен­няя энер­гия ка­ко­го ша­ри­ка из­ме­ни­лась на боль­шую ве­ли­чи­ну? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 646. Ста­кан на­по­ло­ви­ну за­пол­нен ки­пят­ком. В каком слу­чае вода осты­нет в боль­шей сте­пе­ни:

1) если по­до­ждать 5 минут, а потом до­лить в ста­кан хо­лод­ную воду;

2) если сразу до­лить хо­лод­ную воду, а затем по­до­ждать 5 минут?

За­да­ние 25 № 727. Пря­мая рейка осве­ща­ет­ся сол­неч­ны­ми лу­ча­ми. При этом на вер­ти­каль­ной стене видна её тень. Может ли ли­ней­ный раз­мер тени быть боль­ше, чем ли­ней­ный раз­мер рейки? Ответ по­яс­ни­те и про­ил­лю­стри­руй­те ри­сун­ком.

За­да­ние 25 № 754. Может ли при каких-либо усло­ви­ях дво­я­ко­вы­пук­лая стек­лян­ная линза рас­се­и­вать па­да­ю­щий на неё па­рал­лель­ный све­то­вой пучок? Ответ по­яс­ни­те.

За­да­ние 25 № 808. Же­лез­ный кубик, ле­жа­щий на глад­кой го­ри­зон­таль­ной по­верх­но­сти, при­тя­ги­ва­ет­ся к се­вер­но­му по­лю­су по­сто­ян­но­го по­ло­со­во­го маг­ни­та, сколь­зя по этой по­верх­но­сти. Как дви­жет­ся кубик: рав­но­мер­но, рав­но­уско­рен­но или с по­сто­ян­но воз­рас­та­ю­щим по мо­ду­лю уско­ре­ни­ем? Ответ по­яс­ни­те.

Читайте также: